МИФ это что такое МИФ: определение — Психология.НЭС. Миф: определение

Аспекты мифа Элиаде Мирча

Опыт определения понятия «миф»

Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить все мифы и все функции мифов во всех архаических и традиционных обществах? Миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах.

Мне кажется, что более приемлемым будет следующее определение, так как оно шире охватывает интересующий нас вопрос: миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа - существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания мира, и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть, - смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой.

У нас будет еще случай дополнить и рассмотреть более детально эти предварительные замечания, но важно подчеркнуть именно сейчас факт, который нам кажется наиболее значительным: миф рассматривается как сакральное повествование и, следовательно, как событие, действительно произошедшее, так как оно всегда имеет отношение к определенным реальностям. Космогонический мифимеет в качестве своего обоснования реальность, он «истинен», поскольку само существование мира подтверждает этот миф. Далее: миф о происхождении смерти имеет также свою «реальность», поскольку его доказывает смертность человека, и так далее.

Так как миф рассказывает о деяниях сверхъестественных существ и о проявлении их могущества, он становится моделью для подражания при любом сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности. Когда миссионер и этнограф Штрелов спрашивал представителей австралийского племени арунта, почему они совершают тот или иной ритуал, ему отвечали однозначно: «Потому что так нам повелели наши предки». Члены племени кай (Новая Гвинея) отказывались как-либо менять свой образ жизни и особенности своей трудовой деятельности и, объясняя это, говорили: «Так поступали немусы (мифические предки), и мы делаем так же». Когда у певца племени навахо спросили о причине возникновения одной из деталей обряда, он ответил: «Потому что наши Святые Предки поступили так в первый раз». Мы находим точно такое же оправдание в молитве, которая сопровождает тибетский древний ритуал: «Как нам было завещано от начала сотворения мира, так мы и должны совершать жертвоприношения. (...) Как наши предки поступали во времена прошедшие, так и мы должны поступать сегодня». Такое же оправдание приводится и индусскими теологами. «Мы должны делать так, как боги делали во времена "начала всех начал" (Satapatha Brahmana, VII.2,1,4). «Так поступали боги, так теперь поступают люди» (Taittiriya Brahmana, I. 5, 9, 4).

Как мы уже показали ранее, даже поведение и действия человека, не связанные с отправлением культа, следуют моделям поведения сверхъестественных существ. По обычаю племени навахо, «женщины должны садиться таким образом, чтобы ноги держать под собой с одной стороны, а мужчины скрещивают их под собой, потому что сказано, что вначале Изменяющая Свой Облик Женщина и Победитель Чудовищ имели обыкновение сидеть именно таким образом». Согласно мифической традиции одного из австралийских племен, караджери, все их обычаи и все правила поведения были учреждены во «Времена сновидений» двумя сверхъестественными существами Багаджимбири (речь идет, например, о способе обжаривать зерна или охотиться на животное с помощью палки, об определенной позе, принимаемой во время мочеиспускания).

Примеры молено приводить до бесконечности. Как мы показали в книге «Миф о вечном возвращении» и как мы увидим это еще яснее в дальнейшем, господствующая Функция мифа состоит в том, чтобы предоставить модели для подражания во время совершения обрядов и вообще любых значимых действий: таковы правила кормления или бракосочетания, работы и обучения детей, искусства и науки мудрости. Эта концепция чрезвычайно важна для понимания человека архаических и традиционных обществ, и мы к ней вернемся впоследствии.

Из книги Нет времени автора Крылов Константин Анатольевич

Кондовость. Опыт рассмотрения понятия Мне приятна роса поутру И тоска поездов по вокзалу. Папиросы кислинка во рту, Как ступаю со шпалы на шпалу. Товарняк помнит рельс унисон, И акации шелест вдоль сквера. Мне приятен простой закусон. Мне приятен товарищ Валера. Мне

Из книги История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц автора Козловский Степан Викторович

2.2.1 Общая характеристика определения «своих» и «чужих» в эпической социальной практике Проблема детерминации отдельных личностей и социальных страт в качестве «своих» или «чужих» в повседневной жизни является одной из самых сложных. Работ, посвященных ее изучению,

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 12. Культурная антропология: опыт определения Термин «антропология» используется в современной отечественной литературе в двух основных смыслах. Во-первых, этим термином обозначается общая наука о человеке, исследующая его происхождение и эволюцию, а также

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

9.1. Проблема определения сущности религии Религия – многогранное явление, которое имеет множество разнообразных форм, одни из которых существуют сегодня, насчитывая довольно длительную историю, другие появились сравнительно недавно. Многие религиозные учения,

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

22.04.09 Хоружий С.С. Визуальный опыт и пространственный опыт в их отношении к духовной практике Лидов А.М.: Мы начинаем наш очередной семинар. В начале разрешите вас всех поздравить с небольшим, но значимым юбилеем. Сегодня Эммануилу Канту исполняется 285 лет. Мы не

Из книги Русь – прямые потомки ариев автора Ларичев Юрий

Определения и пояснения. История вопроса. Под славянами в контексте их происхождения я буду подразумевать праславян. И, как будет видно из последующего изложения, этот контекст неразрывно связан с «индоевропейцами». Последнее – чудовищно неуклюжий термин. Слово

Из книги Истина мифа автора Хюбнер Курт

3. Оценочные определения, необходимые для эмпирического подтверждения или опровержения мифических общих положений Что касается вопросов эмпирического подтверждения или опровержения общих положений, то неважно, являются ли эти общие положения мифическими или научными.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Родовые понятия В Московской Руси XVII в. сохранялись понятия единства рода и существовал крепкий родовой союз. Например, если кто-то из членов рода должен был заплатить кому-то большую сумму денег, все остальные члены обязаны были принять участие в уплате. Старшие члены

Из книги Нации и национализм автора Геллнер Эрнест

I ОПРЕДЕЛЕНИЯ Национализм - это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать.Национализм как чувство или как движение проще всего объяснить, исходя из этого принципа. Националистическое

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

Серебряный век: Опыт рационализации понятия[*] Совсем недавно в частной беседе с одним из видных специалистов по истории русской литературы XX века мы сошлись на том, что после выхода в свет книги О. Ронена «The Fallacy of the Silver Age» безотчетное и тем более терминологическое

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

Е. В. Рудакас О сложности определения техники и реставрации акварелей с использованием свинцовых белил на примере рисунков В.С. Садовникова Своим выступлением я хочу привлечь внимание к конкретному случаю из музейной практики. Речь пойдет о серьезных изменениях

Из книги История свастики с древнейших времен до наших дней автора Уилсон Томас

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает

Введение

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому.

Такое определение понятия миф дают и многие ученые. Современному читателю широко известны высокохудожественные и фантастические повествования древних греков и римлян о своих богах и героях: Зевсе (Юпитере) и Гере (Юноне), Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), Геракле и Прометее и т.д.

Тем не менее, понимание мифа должно быть гораздо глубже. Некоторые ученые отмечают, что миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия.

Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А. Ф. Лосев.

Определение мифа

Миф (греч. «mythos» - слово, сказание, предание) есть текст, передающийся не только из уст в уста, но и от поколения к поколению, т. е. произведение словесности. Причем миф есть такое произведение словесности, в котором, по убеждению людей, среди которых он циркулирует, повествуется о реально происходивших событиях.

В своей классической форме миф представляет повествование, в котором те или иные социальные или природные явления истолковываются и объясняются как результаты действий определенных персонажей - героев этого рассказа. У людей, в среде которых живет миф, нет сомнения в реальности этих героев и совершаемых ими действий. Такая вера, причем не требующая никаких доказательств, - необходимый признак мифа. Миф, в правоту которого не верят, - это то же самое, что божество, существование которого никем не признается.

Миф - архаические повествования о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах.

Миф - это прежде всего повествование о богах и героях. Современному читателю широко известны высокохудожественные и фантастические повествования древних греков и римлян о своих богах и героях: Зевсе (Юпитере) и Гере (Юноне), Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), Геракле и Прометее и т. д.

Однако современные этнографические исследования значительно расширили и углубили наши представления о древнем мифе, вынесли их за рамки рационализированного античного мифа и повергли пытливый ум исследователя с вершин светлого Олимпа в тартар хаотических и страшных образов, которые, тем не менее, имели определенную систему, в которую были объединены грозные силы природы, животные, звери, птицы и люди, земные и небесные, смертные и бессмертные. Все эти классы явлений были репрезентированы тем или иным конкретным образом и системой мифологических образов в целом.

Такой миф менее всего похож на поэтический вымысел, да он так и не воспринимался в обществе собирателей и охотников, скотоводов и земледельцев. Отголоски этих древних мифов слышны и в позднейших, подвергшихся рационалистической обработке мифах Древней Греции. Повествования о богах и культурных героях, сообщавших племени основные производственные и специальные знания и охранявших его безопасность и благополучие, относились к системе эзотерического знания и сообщались юноше (девушке) лишь в момент достижения совершеннолетия, как завершающий, высший акт инициации, которым предшествовали соответствующие испытания и наделение взрослым именем. Миф в этом случае лишен всякой сказочности и воспринимается как подлинная реальность, поскольку для члена племени, находящегося «внутри мифа» подлинная реальность ограничивается образами мифа и его языковой основой или, используя выражение Бронислава Малиновского, в мифе «не названное не существует и начинает существовать, будучи названо».

Мифы многих народов насчитывают сотни и даже тысячи сказаний, в которых передается описание возникновения мира, животных и человека, сражений и подвигов героев и т. д. И сама «серьезность» мифологических сказаний, их «подлинность» говорят о том, что миф выражает целые пласты исторически существовавшего сознания. Мифологические сказания и образы служат источником и надежным средством передачи традиций и навыков. Обычно они были близки традиционным верованиям и нередко обслуживали ритуал. Исследователи также отмечают особенности мышления, протекающего в рамках мифосознания. Для него характерно расположение в феноменологической плоскости. Каждый мифологический образ вечен, и в то же время подлежит обновлению, связывая синхронические и диахронические процессы. При поразительном умении различать индивидуальные особенности окружающих предметов не наблюдается перехода ко всеобщему, его заменяет вечный мифологический образ, который разрастается в сложную систему, где божественные персоны объединены, общностью кровных уз.

Это кровное родство божеств мужского и женского пола, взаимообразующихся и олицетворяющих многообразие природных явлений, лежит в основе целостного восприятия мира. С развитием личностного начала и разрушением прежней нормативности мифа, рушится и тождество мифологического образа и вещи, начинается вымысел.

По мнению А. А. Радугина, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом - это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. Миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.

На наш взгляд, наиболее точно отражает сущность понятия миф определение, данное А. А. Радугиным. Значение понятия «миф» нельзя свести только к описанию деяний богов. Оно гораздо шире и включает в себя схемы мышления, общие образы.

На это указывает и тот факт, что сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти, и др. - затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания. Миф выступает перед нами уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних.

Более углублённый подход к этому феномену неизбежно приводит к постановке проблемы, что же такое миф. Ответ не прост. Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на её сущность и природу. К тому же к мифологии, изучая её в разных аспектах, по-разному подходят религиоведы, этнографы, философы, литературоведы, лингвисты, историки культуры и т. д.; их исследования часто взаимно дополняют друг друга.

Перед рассмотрением гипотезы о том, почему и на базе чего у человека возникло мифологическое мышление, необходимо определиться со значением термина “миф”. В современном языке слово “миф” имеет двоякое значение. С одной стороны, в повседневной речи оно используется скорее в “негативном” смысле, то есть как “вымысел”, “неправда”, что-то не имеющее рациональной аргументации. В лучшем случае, под мифом понимают нечто вроде сказки. С другой стороны, наука, особенно в последние десятилетия, стала понимать миф в ином, “позитивном” смысле.

И вот тут начинаются сложности. Множество научных школ в разные периоды определяли “миф” по своему . Существуют десятки, если не сотни, различных вариантов определений и толкований. Поэтому вначале отберем из них те, что наиболее полно отвечают целям исследования. И пусть читателя не смущает то, что одному термину дается несколько определений. Все они по своему верны и в равной степени важны. Позже мы отдельно рассмотрим, почему такое положение вещей для мифа является нормальным и даже естественным.

Начнем с подхода, по которому “миф“ является определенным способом мировоззрения, формирующимся на базе определенного типа мышления. Подобный подход к пониманию мифа предлагает Е.М. Мелетинский:


  • «Миф является средством концептуализации мира - того, что находится вокруг человека и в нем самом. В известной степени миф - продукт первобытного мышления. Его ментальность связана с коллективными представлениями (термин Дюркгейма), бессознательными и сознательными скорей, чем с личным опытом»



Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков — 16 декабря 2005, Москва) — советский и российский филолог, историк
культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики.

С другой стороны М. Элиаде предлагает рассматривать миф несколько в ином ракурсе. Он пишет:


  • «Мы, наконец, начинаем осознавать и понимать то значение мифа, которое было заложено в него «примитивными» и архаическими обществами, то есть теми слоями человечества, где миф является истинной основой общественной жизни и культуры. И теперь сразу же бросается в глаза следующий факт: в таких обществах считалось, что миф передает абсолютную истину, так как повествует священную историю, то есть стоящее выше человека откровение, имевшее место на заре Великого Времени, в священное время начал in illo tempore. Будучи реальными священным, миф становится типичным, а следовательно и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков. Другими словами, миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, и предоставляет образец для поведения человека.»


Мирча Элиаде (рум. Mircea Eliade; 13 марта 1907, Бухарест, Королевство Румыния — 22 апреля 1986, Чикаго, США) — румынский
писатель, историк религий и исследователь мифологии.

То есть по Элиаде миф выступает одним из регуляторов общественной жизни, задавая правила поведения людей, определяя для них что хорошо, а что плохо, что делать можно, а что — нет. Ему вторит Карен Армстронг, которая пишет:


  • «Миф представлял собой событие, в каком-то смысле произошедшее однажды, но при этом повторяющееся постоянно. Привычный нам строго хронологический подход к истории не позволяет подобрать слово для описания подобного явления. Но мифология — это особая форма искусства, устремленная за пределы истории ко вневременному ядру человеческого бытия, помогающая вырваться из хаотичного потока случайных событий и уловить отблеск самой сути реальности.»


Карен Армстронг (англ. Karen Armstrong) (род. 14 ноября 1944 года, Вустершир, Великобритания) — британский религиовед,
философ и публицист, снискавшая славу в области сравнительного религиоведения.

То есть, миф есть еще и один из способов упорядочивания и осмысления реальности человеком. Отличие мифа от искусства в том, что:


  • “Искусство есть эмоционально-образное познание отношения между человеком и явлениями мира, а миф есть попытка познания эмоционально-образным путем самого мира”

И тут мы подходим к базовому определению понятия мифа для данной работы, предложенному И.М. Дьяконовым в работе “Архаические мифы Востока и Запада”:

  • “Миф — не символ, не аллегория, а эмоционально окрашенное событийное осмысление феноменов мира”


Игорь Михайлович Дьяконов (30 декабря 1914 (12 января 1915), Петроград, Российская империя — 2 мая 1999,
Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский востоковед, историк, лингвист, специалист
по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древним письменностям,
истории Древнего Востока. Доктор исторических наук (1960)

  • “Первичный миф (оставляя в стороне мифические элементы эпоса, сказки и т. д.) есть связная, «сюжетная» интерпретация феноменов мира в условиях отсутствия общих понятий и при необходимости обобщения через тропы. Сами же подлежавшие интерпретации феномены можно грубо разделить на две группы: 1) феноменология внешнего мира (при этом непременно социально значимая для древнего человека — иные феномены не нуждались в осмыслении) и 2) феноменология социально-психологических побуждений.”

Осмысление мира с помощью мифа порождает особый способ мышления, который получил название мифологического. И.П. Вейнберг определяет такой тип мышления следующим образом:

  • «Мифологическое мышление — это мышление предметно-чувственное, образное, характеризующееся слабым развитием абстрактных понятий, медленностью, затрудненностью разработки таких понятий и выражающих их слов»


Йоэль Пейсахович (Иоэл Песахович) Вейнберг (1 сентября 1922, Рига — 20 мая 2011,
Иерусалим) — советский, латвийский и израильский учёный, библеист.

Мифологическое мышление сконцентрировано на таких «метафизических» проблемах, как тайна рождения, смерти, судьбы, предназначения и т. д., то есть на вопросах, которые в известном смысле периферийны для науки, и по которым рациональные объяснения не удовлетворяют людей даже в современном обществе. “Живучесть” мифологического мышления связана с тем, что оно позволяет устранять коллизии сознания, вызванные необъяснимостью каких-то событий, выходящих за пределы рационального объяснения. Мифология позволяет передавать менее понятное через более понятное, неумопостигаемое через умопостигаемое и так далее .

Мифология не сводится просто к удовлетворению любопытства, ее задача в другом, она дополняет рациональное мышление, придает ему полноту, обеспечивая целостный подход к мировосприятию, при котором элементам хаотичности и неупорядоченности не остается места и есть возможность на каждый жизненно важный вопрос получить ответ . По предположению И.М. Дьяконова, возникновение у человека мифологического мышления имеет психофизиологические предпосылки , которые будут подробнее рассмотрены дальше.


Сергей Вячесоавович Савельев . Российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий
лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.

Важным аспектом правильного понимания роли мифа является адекватное соотношение его с рациональным знанием (логосом). Очень часто одно противопоставляют другому. Такой подход является в корне неверным. Миф и логос в человеческом сознании дополняют друг друга, обеспечивая “множеству знания” полноту. Даже в тот период, когда мифологическое мышление было превалирующим в человеческой культуре, это не означало, что рациональное у людей отсутствовало. Обе формы мышления возникли, скорее всего, одновременно, но именно благодаря рациональному мышлению люди научились компенсировать физические недостатки, развивать технологии, накапливать практические знания, обеспечивая этим себе преимущество в борьбе за существование.

И хотя с тех пор рациональное мышление проделало колоссальный путь, на каком-то этапе даже став лидирующей формой, тем не менее оно до сих пор не в состоянии дать удовлетворительный ответ на многие важные для человека вопросы мироздания. Рациональное знание едва ли когда-нибудь сможет дать утешение, примирить человека со смертью или воодушевить на самопожертвование. Что же говорить о доисторических временах, когда логос даже в языке еще не имел необходимых инструментов для полноценного функционирования? Поэтому естественно что, как тогда, так и сейчас, человек, не находя рациональных ответов, стремится получать их с помощью мифа и мифологического мышления.

Даже на уровне физиологии разные типы мышления базируются на разных областях мозга, хотя в той или иной мере всегда одновременно работают все области. При рациональном мышлении большую роль выполняет, присущая только человеку, вторая сигнальная система. В мифологическом — существенная нагрузка приходится на эмоциональные центры, то есть на более древнюю лимбическую систему . Подробнее психофизиологический базис мышления будет рассмотрен дальше. Тут же хочется еще раз обратить внимание на то, что даже на физиологическом уровне рациональное мышление и эмоциональное не противопоставляются, а дополняют друг друга.



И у мифа, и у логоса есть свои ограничения, свои сильные и слабые стороны. Но интуитивно люди, еще в глубокой древности, поняли, что между ними нет противоречия, что они дополняют друг друга, и что для выживания человечеству необходимо поддерживать правильный баланс. В обществах же, где такой баланс нарушался, как правило, начинались деструктивные процессы, часто приводившие их к катастрофам.

И вторым важным моментом, вытекающим из соотношения рационального и эмоционального мышления, является то, что оба эти типа мышления всегда присутствуют в сознании человека, меняется лишь их соотношение. И чем меньше в сознании будет рационального, тем неизбежно будет становиться больше эмоционального. А чем больше будет эмоционального, тем легче будет воздействовать на сознание извне. Как и почему это происходит мы рассмотрим в следующей части.

Резюмируя еще раз отметим ключевых для правильного понимания мифа моменты:


  1. Миф является одной из форм познания мира первобытным человеком и стартовой точкой развития человеческого мышления;

  2. Миф не противостоит логосу, а дополняет его, обеспечивая полноту “множеству знания”;

  3. Миологическое мышление является составной частью человеческого сознания. Человечество сформировалось и большую часть времени просуществовало в рамках мифологического мышления;

  4. Мифологическое мышление зародилось и развивалось как способ эмоционально-чувственного познания мира в условиях неразвитости у первобытного человека абстрактного и причинно-следственного мышления;

  5. Мифологическое мышление ориентированно на “метафизические” проблемы, такие как тайна рождения, смерти, судьбы, предназначения и т. д.

Список литературы

  1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, 3-е изд., — М.: Вост. лит., 2000. — 407 с.— ISBN 5-02-017878-0 {10}

  2. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе, — М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), 2001. — 168 с. — ISBN 5-7281-0095-3. {V}

  3. Элиаде М. - Мифы. Сновидения. Мистерии. Пер.с англ.- К.Ваклер, 1996. - 288 с. Серия «Актуальная психология». ISBN 5-87983-027-6, серия 5-87983-038-1 («Рефл-бук») ISBN 966-543-015-7 («Ваклер») {14}

  4. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М.: Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  5. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  6. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. { 4 }

  7. Савельев С.В. Двойственность поведения приматов, из сборника “Как человек заселил планету Земля”, 2006, 318с, ISBN 5-7728-0145-3 {I}

Миф это древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием о важных, часто загадочных для древнего человека природных, физиологических и социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и происхождении человечества, подвигах богов, царей и героев, об их сражениях и трагедиях. Миф был порождением определенной фазы в развитии человеческого сознания, пытавшегося художественно, в виде персонификации, отразить действительность и объяснить ее посредством конкретно-чувственных образов и ассоциаций, перцепций, носящих своеобразно логический характер.

Особенность мифа

Принципиальной особенностью мифа является его синкретизм - слитность, нерасчлененность различных элементов - художественного и аналитического, повествовательного и ритуального. Мифологическое авторство характеризуется неосознанностью творческого процесса, поэтому мифы предстают в качестве созданий коллективного и бессознательного народного творчества. Осознание индивидуального авторства, творческого процесса, развитие критического отношения к содержанию повествования - признаки новой ступени в развитии сознания, для которой характерно вырождение мифов, распад их синкретизма. Наиболее устойчивым проявил себя повествовательно-художественный аспект, сохранивший свое непосредственное влияние до настоящего времени и послуживший основой для развития сначала аллегории, а затем и других форм сознательного творчества. Утратив сакральность, лишившись «объясняющих» функций, миф не утратил художественной силы, сохранился в качестве простого, но необычайно живого, свежего, детскинаивного повествования.

Существует несколько десятков различных определений мифа , поэтому литературоведческое использование термина «миф» многообразно и противоречиво. Ряд литературоведов определяет миф как один из литературных жанров или модусов (Р.Чейс, Н.Фрай). Другие специалисты отвергают определение мифа как жанра словесности, понимая его как цельную систему первобытной «духовной культуры» или «науки», в терминах которой воспринимается весь мир (С.Аверинцев), а также в качестве первобытной «идеологии» (А.Лосев), незрелой древней философии (Б.Фонтенель). К.Юнг видит в мифе хранилище человеческого опыта, ценного для всех времен, тогда как З.Фрейд понимает миф как одну из форм суррогативного исполнения желаний. К оценке мифов со стороны его психопрагматической функции склонны и сторонники антропологической школы (Э.Тейлор, Дж.Фрезер и их последователи), тогда как представители «мифологической школы». (Я.Гримм, М.Мюллер) акцентировали внимание на творческой художественной стороне мифов. Специфика мифа часто связывается исключительно с характером его общественной функции - одно и то же повествование может функционировать или как развлекательное (сказка), или как серьезное, сакральное, т.е. миф. Многозначность термина «миф» усиливается введением в литературоведческий обиход понятия «современный миф», размывающего представление о границах древней мифологии. К мифотворческим временам причисляются эпоха Возрождения (Л.Баткин) и период романтизма (У.Трой), в качестве «современных мифов» рассматриваются произведения модернистов (Р.Барт, Фрай, Д.Затонский). Первые попытки создать «новую мифологию» были предприняты Ф.Шеллингом и йенскими романтиками. Вырастающая якобы из «глубин духа», эта мифология с натурфилософией Шеллинга, исходящей из идеи тождества материального и духовного в основе, должна была стать объединяющим центром духовных, культурных, научных, художественных проявлений человека. Хотя искусственный синкретизм и синтез различных элементов в новую мифологию не состоялся, ее поиски и попытки создания энергично продолжаются.

«Современное мифотворчество» связывается обычно с научными теориями, философско-идеологическими доктринами и художественным творчеством - т.е. стремя основными областями, получившими самостоятельное развитие после распада мифологического синкретизма. В резко отрицательном значении термин «миф» употребляется для обозначения некоторых идеологических, политических, философских учений . Р.Барт называет миф все проявления буржуазной идеологии, а А.Гулыга в качестве «современного мифа» называет фашистскую доктрину. Томас Манн, наоборот, следуя немецкой традиции с ее высокой положительной оценкой миф, относил к последним не только выдающиеся философские системы (Ф.Ницше), но и творчество наиболее глубоких писателей (И.В.Гёте), хотя и отмечал возможность дегуманизации мифа.

В литературе 19-20 веков не только широко используются древние мифы (Т.Манн, А.Камю, Ж.П.Сартр), но и предпринимаются попытки создания произведений, структурно и по содержанию сознательно на них ориентированных (Г.Мелвилл, Т.С.Элиот, Дж.Джойс). Подобные произведения часто определяются литературоведами и критиками как миф . Однако даже «Моби Дик» (1851) Мелвилла, не говоря уже об откровенно «сконструированных» высокоинтеллектуальных - «Улиссе» (1922) Джойса или «Бесплодной земле» (1922) Элиота, не является мифом ни по характеру восприятия читателями, ни по своей функции. Они представляют собой не более чем мифо-центрические или мифо-поэтические произведения. Трансисторическое понимание мифа ведет к отрицанию его исторических границ и к терминологической путанице. Проблема связи мифа и современной литературы наиболее последовательно может быть решена, если учитывать, что, развиваясь из мифа как из своего естественного источника и сохраняя видовую связь с ним, литература вместе с тем преодолевала миф, прямо отрекаясь от него (Вольтер) или используя его иронически (А.П.Чехов).

Слово миф произошло от греческого mythos, что в переводе означает - предание.

Часто люди задаются вопросом, а что такое миф и чем мифы отличаются от сказок? Сказки - это придуманные истории, происходящих в них событий на самом деле не было.

Миф - это предание, в которое верит целый народ. Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир и пытались дать своё объяснение происходящим явлениям. Они понимали, что природой управляют могущественные силы, которые заставляют плодоносить землю, вызывают землетрясения... Древние греки пытались объяснить тайны природы при помощи мифов. Они придавали богам человеческий облик и черты характера. Боги видели всё, что происходит на земле, а люди старались задобрить их и возводили в честь богов храмы, устраивали праздники. Древние греки поселили главных богов на самой высокой горе в Греции - Олимпе, и называли их олимпийцами. Олимпийские боги и сегодня живут среди нас в скульптуре, в архитектуре, в музыкальных произведениях, в художественных полотнах. Это история, которую необходимо знать. Когда ребёнок знаком с мифом, он без труда разглядит удивительных, фантастических существ на фасадах зданий петербургских домов и решётках садов и парков. Мифы учат детей различать добро и зло, будят эмоции, помогают понять, что все народы Земли имеют между собой много общего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое миф? (Статья)

Часто мифы называют сказками или небылицами. Но это неверно!

Сказки – это придуманные истории, происходящих в них событий на самом деле не было. Это чистый вымысел.

Миф – это предание, в которое верит целый народ. Существуют многочисленные исследования, посвящённые мифам и мифологии. Многие мифологические сюжеты сохранились в письменном виде, в скульптурах, в рисунках. И до сих пор остаётся множество неразгаданных тайн и спорных сведений.

Отчего же мифы до сих пор продолжают волновать и очаровывать нас? Почему они пережили века и дошли до наших дней?

Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир, вслушивались в его звуки и пытались дать происходящим в природе явлениям своё объяснение. Они понимали, что природой управляют могущественные силы, которые заставляют плодоносить землю, насылают на людей болезни, вызывают землетрясения. Что же это за силы?

Для людей очень многие вопросы оставались без ответа...

Поэтому древние греки пытались объяснить тайны природы с помощью мифов. Миф – это зеркало, в котором люди видели самих себя.

Они изображали действительность в виде одушевлённых существ, которые воспринимались первобытным сознанием как вполне реальные. Древние

греки населили горы и долины, леса и ручьи богами, придав им человеческий облик и черты характера.

Боги видели всё, что происходило на земле, и спускались к людям, чтобы им помочь или их наказать. Высшие существа постоянно помогали людям в скотоводстве и земледелии, в охоте и торговле, в войне и мире.

Древние люди почитали своих богов. Они верили: чтобы избежать беды, богов нужно задобрить. Поэтому в честь богов возводились храмы, устраивались праздники, приносились дары, жертвы, слагались стихи и песни.

Главных, почитаемых богов люди поселили на самой высокой горе в Греции – Олимпе, и называли их олимпийцами.

По представлению древних людей – боги и люди жили в одном мире и постоянно общались между собой. Иногда божества даже вступали в брак со смертными людьми, и их дети становились героями!

Герои наделены были сверхъестественной силой. Они выполняли волю богов на земле, устанавливали порядок и справедливость. Но герои, в отличие от богов, были лишены бессмертия.

Самым изощренным и многодетным из всех богов был громовержец Зевс. Зевс был очень любвеобилен, его всегда привлекали красивые богини и прекрасные смертные женщины. На какие только ухищрения не пускался Верховный бог, чтобы завоевать их любовь! Для достижения своей цели хитрый Зевс умудрялся много раз менять свой облик, чтобы оказаться рядом с любимой. Перед Европой он предстал в образе быка, Леде явился лебедем, а Диане – золотым дождём.

В легендах олимпийских богов окружает множество необычных существ. Среди них есть прекрасные нимфы и страшные чудовища. Полулюди, полукони - Кентавры, существа дикие и необузданные. Полуженщины, полуптицы - Сирены, которые заманивают своим прекрасным пением моряков и губят их. Одноглазые циклопы, многоголовые драконы, свирепые горгоны со змеями вместо волос, обращающие всё живое в камень. Трёхголовый пёс Цербер, охраняющий выход из царства мёртвых. Грифоны с золотыми крыльями, орлиным клювом и телом льва. Ужасное чудовище с головой женщины, туловищем громадного льва, крыльями орла и хвостом быка – Сфинкс.

Санкт-Петербург тесно связан с мифологией.

Боги и герои античного мира окружают нас повсюду. Это история, которую необходимо знать. Ведь изображения античных богов мы видим не только в Летнем саду в скульптуре, в украшениях городских зданий, но и в живописи. Знание мифов имеет большое значение в мировой художественной культуре. Уровень образованности человека определяется умением ориентироваться в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, музыки.

Поэтому считаю эту тему очень важной и нужной.

Мифы учат детей различать добро и зло, будят эмоции, помогают понять, что все народы Земли имеют между собой много общего.

Используемая литература:

Легенды и мифы Древней Греции. Николай Кун - Спб "Паритет" 2007г.

Мифы и легенды народов мира. Детская энциклопедия "Махаон" 2004г.

Параллельная мифология. Джон Френсис Бирлайн "Крон-Пресс"

Москва 1997г.

Мифы народов мира. Энциклопедия "Советская энциклопедия"1980 г.