Римско католический собор успения пресвятой девы марии. Храм Успения Девы Марии (Нижний Новгород)

В слободе бывшего Измайловского гвардейского полка улицы, словно солдатские шеренги, отходят ровными стройными рядами от Московского проспекта, начиная свой отсчет там, где раскинулись корпуса Технологического института. Улицы раньше назывались Ротными, а в 1923 году были переименованы в Красноармейские. Здесь, на Первой Красноармейской, между Измайловским и Московским проспектами, в неприметном с первого взгляда здании разместилась католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения является кафедральным католическим храмом города. Еще в эпоху правления Петра I произошло сближение православной России с католической Западной Европой. Множество специалистов католического вероисповедания были приглашены в Россию, католики получили право беспрепятственно въезжать на территорию страны и строить свои храмы в русских городах.

В Петербурге первый католический храм появился вскоре после основания новой столицы империи. В 1846 году католическая община выкупила у наследников поэта Гавриила Державина здание на набережной Фонтанки вместе с садом – там разместилась Римско‑католическая духовная коллегия. Спустя три года в Петербург, по предложению императора Николая I, перевели Духовную академию. Тогда и встал вопрос о переводе в столицу империи епископата и строительстве кафедрального собора на территории, примыкающей к резиденции архиепископа.

Храм был заложен 2 августа 1870 года, при Александре II, а в марте 1873 года было подписано высочайшее повеление о переводе в столицу капитула и консисторииМогилевской архиепархии, в состав которой входил Петербург. Проект католического собора был разработан архитектором Василием Ивановичем Соболыциковым, автором научных трудов, известным сотрудником Публичной библиотеки, по проекту которого были созданы несколько ее знаменитых залов. После смерти Соболыцикова строительством руководил академик архитектуры Евграф Сергеевич Воротилов. 12 апреля 1873 года архиепископ Антоний Фиалковский в присутствии большого количества гостей освятил собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Костел Успения Девы Марии

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит к первым векам христианства и посвящается воспоминанию светлой кончины Девы Марии и Ее вознесению на небеса. Праздник этот с любовью отмечают все христиане, и еще в первые века христианства отцы церкви на Востоке и на Западе произносили проповеди, посвященные Пресвятой Богородице. Католическая церковь отмечает этот день 15 августа.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в плане имел форму латинского креста и соединялся со зданием Епархиального управления единым входом. В 1876 году в него были перенесены частицы мощей апостолов Фаддея, Казимира, Иоанна Кентского и некоторых других. Храм посещали многочисленные католики, работающие на новых предприятиях, появившихся в районе Обводного канала и Московской заставы, а также студенты институтов и военнослужащие Измайловских полков. Собор с трудом вмещал всех желающих, и было принято решение о его расширении. Вместимость храма была увеличена с 750 до полутора тысяч человек. В начале века архитектор Лев Шишко предложил проект реконструкции главного входа, за счет которой можно было еще расширить храм. Лев Шишко был неординарной личностью, его творчество нельзя уложить в рамки канонов и стилей. По его проекту было возведено здание Духовной семинарии, соединенное с церковью переходом. Впрочем, проекту реконструкции храма не суждено было воплотиться из‑за недостатка средств.

После Октябрьской революции в жизни храма и католической церкви вообще произошли перемены, затронувшие все церкви и конфессии в России. Уже в 1918 году духовная семинария была закрыта, а здание передано в жилой фонд. Спустя несколько лет, в 1922 году, несмотря на серьезное сопротивление прихожан, церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта и опечатана, а священнослужители арестованы. Через год прихожане смогли отстоять свой храм, и его вновь открыли, но в 1930 году церковь закрыли окончательно.

Во время войны храм очень серьезно пострадал от снарядов и бомбежек, а после войны здание было передано конструкторскому бюро и подверглось перепланировке. Помещение разделили перегородками и пробили дополнительные окна. Впоследствии была предпринята попытка отдать здание собора в аренду банку. В нем планировали соорудить стационарные сейфы‑хранилища, что еще больше усугубило вред, наносимый зданию.

После долгих лет советского «пленения» храм был возвращен прихожанам. С 1995 года началось его возрождение. Вновь был образован и зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии и назначен его настоятель. За несколько лет была проведена реставрация собора, и уже в 1997 году в заново освященном храме возобновились богослужения. Спустя несколько месяцев в алтарь были торжественно перенесены частицы мощей апостолов Петра, Иоанна, Фаддея, Андрея и Павла, а также – святых Адальберта и Зенона.

Собор сегодня, как и прежде, пользуется любовью прихожан. В храм ведет дубовая дверь, украшенная резными фигурами ангелов и витражной картиной, где изображена Дева Мария. При входе в храм, в вестибюле, по обе стороны от гранитных ступеней, в нишах – скульптуры святого Иосифа и святого Франтишека. Внутри храма вошедшего встречают два коленопреклоненных ангела с чашами, на белых стенах – 14 фрагментов крестного пути Иисуса. По обеим сторонам от главного прохода расположены скамьи для моления. В центральной части храма, на перекрестье, справа – образ Святой Фаустины и рядом с ней – Иисус.

Святая Фаустина почувствовала призвание к монашеству еще в детские годы, но в монастырь пришла только в 20 лет, сподобившись видения Господа. По описанию Фаустины был написан образ Христа Милосердного, известный сегодня во всем католическом мире. Монахиня вела духовный дневник и еще при жизни удостоилась многочисленных даров Спасителя. Так, она могла предсказывать события, находиться одновременно в нескольких местах, и на теле ее были стигматы. Скончавшаяся в возрасте 33 лет от болезни, Фаустина Ковальская была беатифицированав 1993 году.

В левой центральной части храма – небольшая скульптура святого Антония и образ святого Франтишека, рядом с которым горят жертвенные свечи. В алтарной части находится престол, стоят подсвечники и не увядают цветы, за которыми ухаживают заботливые руки служительниц. Эта часть храма отгорожена изящной резной деревянной решеткой. В новых мраморных плитах на полу есть одна необычная плита, рассказывающая о том, когда и кем был построен и освящен храм. В соборе прекрасная акустика, и на втором ярусе, напротив алтарной части, находится орган.

Восстановленный в кратчайшие сроки собор радует прихожан и посетителей своей красотой и особой внутренней чистотой и торжественным спокойствием, которое испытываешь, заходя в католический храм. Струящийся в окна легкий свет, сияние образов и скульптур святых, тихие ласковые улыбки служителей церкви и гармония всего, что открывается взору, рождают в сердце радостное чувство покоя и доброты.

В храме проходят богослужения на русском и польском языках, совершаются таинства. Каждый понедельник в нем проходят занятия по изучению Библии, общиной ведется поисковая и просветительская работа, ежедневно любой, кто пришел в храм, может получить наставление священника в личной беседе. Прихожане часто собираются в соборе Успения на 1‑й Красноармейской, который считают вторым своим домом, где каждого ждут и понимают, поддерживают добрым словом и дарят надежду и свет.

Собор Успения Пресвятой Богородицы открыт ежедневно с 8.30 до 10 ч. и с 17 ч. до 20 ч. По воскресеньям – с 10 ч. до 20 ч.

Адрес: 1‑я Красноармейская ул., д.11.

Транспорт: ст. метро «Технологический институт»

Храм Успения Пресвятой Богородицы - католический храм в городе Нижний Новгород (Россия). Административно относится к католической архиепархии Божьей Матери, возглавляемой архиепископом Паоло Пецци. Настоящий храм хронологически является третьим католическим храмом в Нижнем Новгороде. Предыдущие два храма имеют различную историю. Первый храм Успения Богородицы в Нижнем Новгороде, построенный в 1861 году, был разрушен в 30-х годах XX столетия. Второй храм, строительство которого было начато в 1914 году, был закрыт в 1929 году. В настоящее время в его перестроенном здании находится государственное учреждение. Действующий ныне католический храм Успения Богородицы находится по адресу улица Студёная, 10 б.

Первые католики в Нижнем Новгороде появились в XVII веке. Они селились в так называемой Панской слободе. В XIX веке на Нижегородской ярмарке торговали купцы из Франции; после Отечественной войны 1812 года в Нижнем Новгороде осталось небольшое количество французских пленных. После польского восстания 1830 года в Нижний Новгород направлялись в ссылку участники восстания, которые составили первую устойчивую католическую общину в городе. С 1833 по 1836 гг. в Нижнем Новгороде стали открываться престижные учебные заведения: Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц. В этих учебных заведениях обучались лица разных национальностей, для которых было обязательно прикомандировано духовенство различных христианских конфессий. В это время для духовного окормления католиков в Нижнем Новгороде стали приезжать католические священники из Казани, Саратова и Москвы.

Первый храм

В 1837 году купцы католического вероисповедания, торговавшие на Нижегородской ярмарке, подали прошение местным властям о разрешении строительства католической часовни на территории ярмарки. В 1861 году завершилось строительство первой церкви Успения Богородицы на Зеленском съезде. Настоятелем церкви был назначен священник С. Будревич. В 1920 году храм был закрыт, а в 1930-е годы XX века разрушен в связи с расширением съезда.

Второй храм

После польского восстания 1861-1863 гг. в Нижний Новгород стали массово выселяться польские повстанцы, которые значительно увеличили численность местной католической общины, что привело к необходимости строительства ещё одного католического храма. В 1914 году католическая община получила в дар земельный участок от священника Петра Битны-Шляхто. Первоначально планировалось строить храм в псевдоготическом стиле с высокими башнями, однако начавшаяся Первая мировая война помешала строительству запланированной церкви. В итоге был сооружён более простой и низкий храм, в котором совершались богослужения до 1929 года. Настоятель прихода о. Антоний Дземешкевич был сослан на "Соловки" и расстрелян 3 ноября 1937 года в Сандормохе. В 1949 году в церкви было размещено общежитие, потом - радиоузел. В 1960 году здание было передано Нижегородскому центру научно-технической информации (ЦНТИ).

Нижегородский храм Успения Пресвятой Богородицы имеет необычный для католических церквей облик. Дело в том, что он располагается в небольшом здании, где когда-то были конюшни, на территории бывших владений Щелоковых. Однако его внутренние помещения украшены красивыми скульптурами и витражами, а во время служений играет орган.

Появление католических поселений

Начиная с XVII века, в Нижнем Новгороде начала формироваться Панская слобода - часть города, где издавна селились немцы, поляки и литовцы, некогда попавшие в плен во время многочисленных войн и оставшиеся жить в России. Учитывая ее национальный состав, можно с уверенностью сказать, что среди них были люди, исповедующие католицизм, хотя в архивных документах той эпохи нет сведений о проведении таких религиозных служб.

После войны 1812 года в течение четырех лет большое количество поляков, французов и немцев были вынуждены принять русское подданство для того, чтобы найти работу на территории России, в частности, в Зачастую свое вероисповедание меняли лишь главы семей, тогда как жены и дети так и оставались католиками.

С 1833 года в городе стали появляться первые элитные учебные заведения, такие как Мариинский и Александровский институты. Сюда съезжались представители многих национальностей, которые предпочитали сохранять свое вероисповедание, будь то мусульманское, лютеранское или католическое. по этой причине было введено обязательное присутствие в учебных заведениях духовных наставников для каждой из религиозных групп. Время от времени в город наведывались заезжие священники, проводившие богослужения либо в арендованных помещениях, либо в частных домах. Но, как оказалось, этого уже было недостаточно.

Первый храм

В 1857 году купцы из числа католиков решили подать коллективное прошение о постройке часовни на городской ярмарочной площади. Не без усилий, но им все же удалось добиться своего. К моменту строительства к сумме, собранной купцами, присоединили свои пожертвования и другие местные прихожане, поэтому вместо часовни решено было воздвигнуть хоть и небольшую, но каменную церковь без колокольни. Ее освятили в 1861 году.

Это был первый в Нижнем Новгороде католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Тогда его настоятелем стал отец С. Будревич, который также исполнял и обязанности капеллана. Кроме основного здания церкви, рядом построили дом, где жил священник, а для органиста - флигель. Также позади храма разбили чудесный сад.

Увеличение прихода

После восстания, произошедшего в Польше в 1861-1863 годах, в нижегородском крае опять начался наплыв поселенцев, исповедующих католическую веру. Дело в том, что самых активных бунтарей обычно высылали в Россию, поэтому приход быстро разрастался. Перед началом Первой мировой храм Успения Девы Марии посещали уже около 5,5 тыс. католиков.

К тому времени в городе кроме церкви было возведено еще несколько часовен. Согласно документам, сохранившимся с тех времен, они числились как отдельные католические приходы, а их священники иногда выезжали в уездные города для богослужений. Усилиями настоятеля отца Петра Битны-Шляхто при церкви были организованы Литовский и Польский благотворительные комитеты, занимающиеся проблемами беженцев, а также военнопленных солдат и офицеров. Кроме того, храм Успения Девы Марии имел свою публичную библиотеку, воскресную школу и хор.

Второй храм

В 1914-м приход снова пополнился большим количеством людей. 16 мая того же года новгородская католическая община получила в дар участок земли с домом и садом от священника П. В. Битны-Шляхто, который купил его за собственные средства у дворянки А. Михайловой. Эта усадьба находилась на улице Студеной (сейчас это дом № 8). Здесь планировали возвести новый храм Успения Девы Марии.

Нижний Новгород мог бы украситься тогда огромной псевдоготической церковью с высокими шпилеобразными башнями. Проект этого величественного здания уже был готов. Его разработчиком являлся архитектор М. И. Кунцевич. Но эти планы не были осуществлены, так как началась Первая мировая. В итоге было решено построить самую простую и низкую церковь без башен, с обычным потолком вместо многочисленных сводов. В этом здании службы совершались вплоть до 1929 года, пока большинство прихожан не были репрессированы, а священник А. Дземешкевич и вовсе расстрелян. Такая же участь постигла почти все католические Репрессии в стране тогда только начинались.

В конце 1940 годов второй храм Успения Девы Марии был практически полностью перестроен под общежитие. Чуть позже здесь размещался и радиоузел. В 1960-е строение опять поменяло своих хозяев, на этот раз здесь разместился технический научный центр. Что касается первого храма, находящегося на Зеленском спуске, то его сначала закрыли, а потом и вовсе снесли в годы сталинских репрессий.

Возрождение прихода

Весной 1993 года на совместную молитву в первый раз собрались пятеро верующих - будущих прихожан нового католического храма Пресвятой Девы Марии. Именно тогда и было принято решение о его восстановлении. При этом выяснилось, что в Нижнем Новгороде тогда проживало около 300 литовцев, более 600 поляков, а также представителей других национальностей, большинство из которых исповедовали католицизм.

Первая месса в городе была совершена на частной квартире в ноябре 1993 года отцом Ральфом Филиппом Шененбергом, приехавшим из Швейцарии и привезшим с собой первую статую для будущего храма - Фитимскую Божью Матерь. Вскоре новый приход был официально зарегистрирован.

Третий храм

Поскольку предыдущее здание церкви передать верующим не было никакой возможности, городская администрация выделила им другое помещение, расположенное на соседнем участке. Им оказалось здание бывших конюшен усадьбы Щелоковых. Чуть позже во владение прихода перешла и полуразрушенная постройка, принадлежавшее органисту. Теперь оно отремонтировано и в настоящее время там живет священник.

Здание, где когда-то располагались конюшни, с тех пор кардинально перестроили. Теперь там располагается непосредственно храм, канцелярия прихода и помещение «Каритаса». На втором этаже находятся классы воскресной школы и библиотека.

Реконструкция

Поскольку внешне новое здание храма мало напоминало культовое сооружение, большое внимание было уделено внутреннему убранству. Алтарь в храме установлен в центре таким образом, как это делали первые христиане, когда вышли из катакомб. Сзади расположена полукруглая аспида, украшенная витражными окнами.

Чуть позже на храме установили ажурный крест, башенные часы, в слуховом окне повесили колокол, а над главным входом в церковь появилось цветное изображение Святого Семейства. Все эти атрибуты наглядно свидетельствовали о назначении этого здания.

Стоит отметить, что почти все строительные работы были выполнены местными мастерами, за исключением креста и колокола, которые изготовили в Воронеже. В 2004 году городская администрация дала разрешение на расширение храма. Была проделана огромная работа, которая позволила сделать церковь более удобной и просторной для прихожан.

В настоящее время храм Успения Девы Марии официально относится к архиепархии которую возглавляет архиепископ Паоло Пецци. Адрес: улица Студеная, 10 б.

По религиозно-идеологическим соображениям здание храм было решено разместить в глубине квартала, закрыв его зданием Консистории.Строил храм архитектор В. И. Собольщиков.

Изначально церковь имела форму латинского креста. Храм имел единственный неф, перекрытый деревянным шатром с живописью, пять высоко расположенных окон с каждой стороны и два окна в алтаре. Пространство между окнами занимали сдвоенные романские колонны. С восточной стороны к нефу примыкала сакристия, а с западной - часовня.

В подвальном этаже церкви предполагалось разместить квартиры певчих и канцелярских чиновников.

12 апреля 1873 г. здание новой церкви было торжественно освящено Главный престол (с частицей мощей священномученика Папы Пия I и Святителя Вонифатия) освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Антонием Фиалковским.

Осенью было начато проектирование двух боковых выходов в церковный двор для торжественных процессий. Работы предполагалось начать в сентябре1873 г.Архитектор В. И. Собольщиков к тому времени скончался, главным производителем работ был назначен его помощник Е. С. Воротилов.

Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви, летом того же года из Могилева прибыл архив капитула, и были распределены квартиры прелатов и каноников.

Должность архитектора зданий последовательно занимали: Е. С. Воротилов (1878-1883 гг.), Орачевский (1884-1885 гг.), А. Д. Фиалковский (1885-1897 гг.), Л. П. Шишко.

Храм позже перестраивался несколько раз.

В 1878 - 1879 гг. архитектор Воротилов перестроил крышу храма, кроме того, было сделано несколько построек во дворе дома Римско-Католической Духовной Коллегии.

В 1895 - 1898 гг. по проекту А. Д. Фиалковского появились две боковые часовни, паркет заменили мозаичные полы, в правом приделе был установлен новый престол, деревянные алтари справа и слева от главного престола заменили на мраморные с бронзовыми статуями, были расширены проходы церковных порталов. В подвале, в новой ризнице,построенной тогда же со стороны сада, и в кладовой были устроены голландские изразцовые печи, сделаны необходимые работы по устройству вентиляции и отопления, подгнивший деревянный потолок был заменен бетонным сводом по системе Монье, устроена часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы в 1897-1898 гг. выполнил М. Хрушков, декоративную роспись в «романском стиле» - Н. А. Александров. Новое освящение храма состоялось 23 декабря 1897 г. митрополитом Карлом Недзялковским.

Церковь была в очередной раз расширена в 1900 - 1901 гг. архитектором Е. С. Воротиловым и опять освящена 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским.

В 1905 - 1906 гг. ремонт свода Духовная Коллегия поручает произвести архитектору Станиславу Воловскому и гражданскому инженеру А.К. Монтагу. Кроме того был устроен дополнительный вход в подвал справа и произведены некоторые внутренние работы.

Последний ремонт перед закрытием церкви был произведен в 1928 г.

Храм был закрыт в 1930 г.После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.

В 1994 г. был вновь зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии. В сентябре 1995 г. здание храма было возвращено Церкви и была начата реставрация. 16 февраля 1997 г. возобновились богослужения. 24 мая 1998 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.

(по материалам официального сайта храма)

Собор Успения Пресвятой Девы Марии- католический собор в городе Санкт-Петербург, в 1873-1926 годах носил статус прокафедрального и был резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической Церкви на территории Российской Империи. Административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Расположен по адресу: 1-я Красноармейская ул., 11. Собор закрыт с улицы зданием, которое занимает единственная в России католическая семинария «Мария - Царица апостолов».
В соборе регулярно проходят концерты духовной музыки, издаётся приходская газета.

В 1849 году резиденция главы Католической Церкви в Российской Империи была перенесена из Могилёва в Санкт-Петербург, несмотря на то, что архиепархия сохранила имя «Могилёвская». Строительство собора на территории, примыкающей к резиденции архиепископа шло с 1870 по 1873 год. Автором первоначального проекта собора был архитектор В. И. Собольщиков, после его смерти строительство заканчивалось под руководством архитектора Е. С. Воротилова.

Освящение кафедрального собора архиепископом Антонием Фиалковским состоялось 12 апреля 1873. Часть церковной утвари нового собора была перевезена из Могилёва.

К 90-м годам XIX века приход Успенского собора увеличился настолько, что встал вопрос о расширении собора. Работы по расширению проходили в 1896-1897 годах. Вместимость храма была увеличена с 750 до 1 500 человек. Были пристроены боковые приделы, изменён внутренний интерьер, обновлена роспись. Также были заменены боковые алтари, кроме того, их украсили бронзовыми статуями. 23 декабря 1897 года перестроенный собор был повторно освящён.

В 1900 году в здание архиепархиального дома, расположенное рядом с собором, была переведена католическая семинария, а резиденция архиепископа переехала в находящийся неподалёку дом № 118 на набережной Фонтанки.

Приход Успения постоянно рос и перед революцией 1917 года насчитывал около 15 - 20 тысяч прихожан.

После октябрьской революции для храма Успения, как и для всей католической Церкви в России, наступили тяжёлые времена. В 1918 году была закрыта семинария, в 20-х годах властями предпринимались несколько попыток закрыть и собор, однако приходу удалось продержаться до 1930 года, когда храм был окончательно закрыт.

После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1994 был вновь зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии. В сентябре 1995 здание храма было возвращено Церкви, в том же году было возвращено и здание семинарии, куда переехала из Москвы Высшая католическая семинария «Мария - Царица Апостолов».

Масштабные работы по реставрации храма шли более двух лет, 16 февраля 1997 года в ещё не до конца отреставрированном соборе возобновились богослужения, а 24 мая 1998 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.
---
Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии в 1873 - 1926 гг. носил статус кафедрального и был резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической Церкви на территории Российской Империи.
Разрешение на строительство католического храма было дано 27 мая 1870 г.
По религиозно-идеологическим соображениям здание храм было решено разместить в глубине квартала, закрыв его зданием Консистории. Строил храм архитектор В. И. Собольщиков.

Изначально церковь имела форму латинского креста. Храм имел единственный неф, перекрытый деревянным шатром с живописью, пять высоко расположенных окон с каждой стороны и два окна в алтаре. Пространство между окнами занимали сдвоенные романские колонны. С восточной стороны к нефу примыкала сакристия, а с западной - часовня.
В подвальном этаже церкви предполагалось разместить квартиры певчих и канцелярских чиновников.
12 апреля 1873 г. здание новой церкви было торжественно освящено Главный престол (с частицей мощей священномученика Папы Пия I и Святителя Вонифатия) освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Антонием Фиалковским.

Осенью было начато проектирование двух боковых выходов в церковный двор для торжественных процессий. Работы предполагалось начать в сентябре 1873 г. Архитектор В. И. Собольщиков к тому времени скончался, главным производителем работ был назначен его помощник Е. С. Воротилов.
Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви, летом того же года из Могилева прибыл архив капитула, и были распределены квартиры прелатов и каноников.

Должность архитектора зданий последовательно занимали: Е. С. Воротилов (1878-1883 гг.), Орачевский (1884-1885 гг.), А. Д. Фиалковский (1885-1897 гг.), Л. П. Шишко.
Храм позже перестраивался несколько раз.

В 1878 - 1879 гг. архитектор Воротилов перестроил крышу храма, кроме того, было сделано несколько построек во дворе дома Римско-Католической Духовной Коллегии.

В 1895 - 1898 гг. по проекту А. Д. Фиалковского появились две боковые часовни, паркет заменили мозаичные полы, в правом приделе был установлен новый престол, деревянные алтари справа и слева от главного престола заменили на мраморные с бронзовыми статуями, были расширены проходы церковных порталов. В подвале, в новой ризнице,построенной тогда же со стороны сада, и в кладовой были устроены голландские изразцовые печи, сделаны необходимые работы по устройству вентиляции и отопления, подгнивший деревянный потолок был заменен бетонным сводом по системе Монье, устроена часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы в 1897-1898 гг. выполнил М. Хрушков, декоративную роспись в «романском стиле» - Н. А. Александров. Новое освящение храма состоялось 23 декабря 1897 г. митрополитом Карлом Недзялковским.
Церковь была в очередной раз расширена в 1900 - 1901 гг. архитектором Е. С. Воротиловым и опять освящена 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским.

В 1905 - 1906 гг. ремонт свода Духовная Коллегия поручает произвести архитектору Станиславу Воловскому и гражданскому инженеру А.К. Монтагу. Кроме того был устроен дополнительный вход в подвал справа и произведены некоторые внутренние работы.
Последний ремонт перед закрытием церкви был произведен в 1928 г.
Храм был закрыт в 1930 г. После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.

В 1994 г. был вновь зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии. В сентябре 1995 г. здание храма было возвращено Церкви и была начата реставрация. 16 февраля 1997 г. возобновились богослужения. 24 мая 1998 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.