Конспект занятия для средней группы «Время, части суток. Конспект занятия по математике на тему "части суток" в средней группе Время суток средняя группа

Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».

Программное содержание:

    Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

    Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

    Учить имитировать действия;

    Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

    Продолжать учить различать цвета;

    Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;

    Продолжать учить отгадывать загадки;

    Закреплять умение наклеивать;

    Воспитывать аккуратность;

    Продолжать следить за осанкой детей.

Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».

Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.

Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульях полукругом.

Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?

(Ответы детей)

Почему вам здесь нравится?

(Ответы детей)

А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

Как вы думаете, почему часам дали такое название?

(Ответы детей)

Кто еще будит людей по утрам?

(Ответы детей)

Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

А есть ли у кого дома петушок? (нет!)

Где живут петухи? (В деревне)

Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.

Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.

Дети читают загадки:

    Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

    Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!

    Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

    В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.

Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)

Какое время года сейчас? (Весна)

Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.

Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

Как называется еда по утрам? (Завтрак)

Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.

А как называется еда днем? (Обед)

После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).

Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.

Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)

Раннее утро? (Серым)

Середину дня? (Синим)

Вечер? (Фиолетовым)

Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.

Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.

Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.

Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.

Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.

Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.

Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.

Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.

Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.

А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.

Выходите на ковер, становитесь в круг.

(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).

Конспект НОД «Части суток»

Подготовил воспитатель

Д/с «Светлячок

Тупицына Е.В.

Задачи : расширять знания детей о частях суток, об их характерных особенностях.

Сформировать представление о последовательности частей суток, называть и определять части суток.

Пополнять и активизировать словный запас детей.

Развивающая среда:

глобус, фонарик, картина с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь;), раскраски,.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы будет с вами учеными по времени. Одеваем специальную форму (ребята самостоятельно из уголка «Театр» выбирают себе рабочую форму)

А кто знает, что это? (показывает глобус). Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее.

Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить.

Для этого мы с вами отправимся в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем).

Кто знает, почему ее увидели? Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки.

А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону). Здесь темно. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

А еще лучше запомнить части суток, нам поможет вот это стихотворение:

Сутки .

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

Ну-ка, детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Нам пословица гласит:

Долог день до вечера,

Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,

Всё окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам - вкусный ужин.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она:

Наблюдает - все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем - спокойной ночи!

От утра и до утра

Сутки знает детвора.

(Н. Григорьева)

Игра «В какое время суток это может происходить?»

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже.

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети

Я вам буду показывать картинки, а вы расскажете, что можно делать в то или иное время суток.

Игра «Соседи». Вы называете соседей той части суток, которую я вам покажу.

У нас на борту неприятности - вышла из строя связь с Землей, а ведь нам надо передать сообщение о том, что мы узнали о частях суток на Землю. Как нам быть?(варианты передачи информации детей – творческая работа детей)

игра «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» (дети при помощи мимики и жестов показывают ответ на вопрос)

В: Ура, нас Земляне услышали и увидели все наши старания. Вы молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие?


Конспект занятия для средней группы «Время, части суток»

Ход занятия

Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..

Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?

Дети: Да!

Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.

Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сколько их всего?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.

Дети: - Утро, потому что Солнышко встает.

- День, так как Солнце высоко в небе.

- Вечер, Солнце садиться.

- Ночь, на небе появляются звезды и Луна.

Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»

Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!

Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»

(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.

Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:

- Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).

- Ночью спим, а утром …(просыпаемся).

- Играем днем, а ночью …(спим).

- Солнце светит днем, а Луна …(ночью).

Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.

Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.

Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.

Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать:

Утро, день, вечер, ночь

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь!

Берегите время и знания! До свидания!

Приложение:

Конспект занятия на тему: «Формирование представлений о частях и времени суток».

Программные задачи:
учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;
закреплять знания детей о последовательности частей суток;
формировать представление о временном промежутке «сутки»;
формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
Материалы к занятию: игрушка незнайки, ножницы, клей, изображение различных частей суток на каждого ребёнка (солнышко просыпается, встает, ложиться спать, спит), заранее заготовленные карточки с часиками на каждого ребенка.

Ход занятия.

Организационный момент.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на занятие. Воспитатель читает загадку.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
Ответ детей: Незнайка
Воспитатель: Ребята хотите поиграть с Незнайкой?
Ответ детей: да
Воспитатель: Тогда поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?».Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает, только нужно обязательно внимательно слушать задание. Итак, начнём.
Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро).

Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет- приглашает на обед (день).
Солнышко садится, всех зовёт угомониться.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко малыши (ночь).
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы быстро и правильно справились с заданием! Незнайке тоже стало очень интересно! Оказывается ребята столько много знают.
А теперь Незнайка предлагает поиграть вам в игру, которая называется «Назови верно». Незнайка будет вам задавать вопросы, а вам нужно будет подумать и дать правильный ответ. Договорились?
Ответ детей: Да!
- Тогда слушайте первый вопрос:
- Когда мы рисовали?
- Что мы видели сегодня (вчера)?
- Куда мы пойдем завтра?
- Какое у нас сегодня было занятие?
- Кого вчера не было в детском саду?
- А сегодня эти дети пришли?
- Какую сказку мы прочитали вчера?
- Какую сказку вы хотите послышать сегодня?
- А завтра какую сказку вам прочесть?

Воспитатель: Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Весёлые зверята».
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки»
По болоту и по кочкам. из ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несёт бельчатам – деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав
Катится колючий ёжик. круглые спинки.

(Н. Нищева).
Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того Незнайка запомнил последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:
«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением солнышка. Посмотрите на них внимательно. На них солнышко просыпается, встает, засыпает и спит это соответствует четырем частям суток. Так же у вас на столах лежат карточки с изображением будильника. Сейчас мы с вами будет делать будильник с частями суток. Вам необходимо вырезать каждое из солнышко и приклеить их по определенном последовательности в соответствии с частями суток.
Подведение итогов Молодцы, ребята! Спасибо за работу. .

Интегрированное занятие по математике.

в средней группе

Тема:«В поисках сюрприза».

Задачи:
1. Закрепить умение в счете до 5
2. Закрепить знание детей о геометрических фигурах
3. Закрепить название частей суток
4. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги
5. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве;
Воспитательные: продолжать воспитывать умение слушать указания воспитателя и действовать в соответствии с ними; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Материал. Воздушный шарик, мячи, ящик, картинки с изображением части суток, чудесный мешочек с геометрическими фигурами, альбомные листы бумаги ½, простые карандаши.

Ход занятия.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что такое? (конверт)
– Давайте откроем конверт и посмотрим, что там? (воспитатель открывает конверт, там лежит письмо). Письмо нам прислал Незнайка, сейчас мы его прочтем (воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если выполните мои задания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит сюрприз. Вы готовы! Тогда удачи! Даю подсказку:
"Мячики лежат в ящике, а ящик у окошка".
(Дети находят ящик с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры, соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить). По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания. А давайте посчитаем мячи, сколько же заданий нам нужно (дети считают).

Задание 1.

Воспитатель: Наше первое задание.

Игра «Закончи предложение »

Слон большой, а мышка …(маленькая)

Подушка мягкая, а стол … (твердый0

Дерево высокое, а трава … (низкая)

Река широкая, а ручей … (узкий)

Лед холодный, а огонь … (горячий)

Пол внизу, а потолок … (наверху)

Гольфы длинные, а носки… (короткие)

Стул большой, а стульчик… (маленький)

Ветка дерева тонкая, а ствол… (толстый)

Задание 2

Игра « Когда это бывает?»

(сюжетные картинки на мольберте)

Воспитатель: Ой, а здесь, ребята, загадки.
Воспитатель: Знаете ли вы части суток?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте, в какое время суток это бывает?

Солнце встало только-только.

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько-

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут?

Солнце в небе ярко светит.

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите! (день)

Подберите картинку для этого времени суток.

Почему ты выбрал эту картинку?

Скоро солнышко садится,

Небо потемнело.

Все закончили трудиться,

Отложили дело.

Всех детей домой ведут.

Это время как зовут?

Почему ты выбрал эту картинку?

В небе звёздочки зажглись.

Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь.

Что за время это?

Какая же картинка подходит для этого времени суток?

Почему ты выбрал эту картинку?

Давайте поставим картинки по порядку (утро, день, вечер, ночь)

Задание 3

Игра «Осенние листочки»

(Ориентировка на листе бумаги)

Дети стоят возле столов, у каждого ребенка большой зеленый лист бумаги и один листочек. Воспитатель просит детей выполнить задание.

Зеленый лист – это лужайка. Подул ветер, сорвал листочек, он упал прямо в середину.

А ветер все дует и кружит листочек, вот понес его вправо, потом вниз, влево, вверх и снова в середину (дети выполняют задание).

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернемся,
И все вместе улыбнемся.

Задание 4

Игра «Волшебный мешочек»

Дети достают из мешочка геометрические фигуры по одной, называют и приводят примеры, на что они похожи.

Задание 5

Нарисуй рисунок « Превращение овалов»

У детей на столах лежат листы бумаги с нарисованным силуэтом овала, им предлагается дорисовать свой рисунок.

Посмотрите, что у вас нарисовано на бумаге? (ответы детей).

Правильно овал. Что у нас бывает овальным? (ответы детей)

А сейчас каждый дорисует свой овал, нарисует рисунок (дети приступают к работе). В конце рассматривают рисунки детей, у какого что получилось.

Молодцы, ребята получились красивые рисунки.

Итог . Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями Незнайки, вас ждет приятный сюрприз. Но его нужно найти. Сюрприз в прямоугольной коробке, на верхней полке (дети находят). Детям раздаются сладости.