Где погиб есенин. В каком году умер сергей есенин

Револьд БАНЧУКОВ (Германия)

МИФЫ О СМЕРТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Известно, что за последние годы авторами многочисленных газетных и журнальных публикаций, рассчитанных на шумную сенсацию и саморекламу, официальная версия о самоубийстве Сергея Есенина отвергнута: мол, поэт в последние месяцы 1925 года был абсолютно здоров, никаких оснований кончать жизнь самоубийством у него не было, убили его "враги" - власть предержащие и чекисты.

Поэт национал-патриотического толка Иван Лысцов (журнал "Молодая гвардия", 1990, #10) в статье "Убийство поэта" пишет о том, "насколько важно для антирусского аппарата в тот период было физическое устранение Есенина", и далее следует сноска о подавляющем количестве лиц еврейской национальности, "стоящих на вершине советской иерархии в 1917-25 годах". Теперь все понятно: евреи убили Есенина, Троцкий был вдохновителем убийства поэта, а друг Есенина Вольф Эрлих ("по моему личному предположению" - так "аргументирует" свою "версию" И.Лысцов) в этом преступном деле был "наводчиком".

"Точкой отсчета" для этой и других публикаций стала статья бывшего полковника МВД Эдуарда Хлысталова "Тайна гостиницы "Англетер" (журнал "Москва", 1989, #7), включенная - в уже дополненном варианте - в книгу "Любовь и смерть Сергея Есенина", выпущенную в Москве в 1992 году издательством "Дефант".

Именно хлысталовские "материалы" легли в основу всех статей - "версий" о гибели Есенина, которые при наличии своих вымыслов и своих домыслов сходятся в главном: мол, Есенин был сначала избит (по утверждению некоторых "исследователей" - убит), а потом, истекающий кровью, был подвешен к трубе парового отопления в пятом номере ленинградской гостиницы "Англетер".

Валентин Сорокин (журнал "Смена", 1993, #12) "уточняет": дескать, убийцы планировали (откуда это ему известно?!) вынести тело из номера, опустить его со второго этажа в кузов грузовика. Чуть ли не с достоверностью очевидца Сорокин продолжает: "Но окно не открывалось настолько, насколько необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения..." Планы убийц, грузовик, окно - какая сильная фантазия у слабого поэта В.Сорокина!
И еще одна откровенная выдумка Сорокина: "Литератор Устинов, пообещавший рассказать о гибели Есенина, наутро был найден опочившим". Писатель и журналист Г.Ф.Устинов, стало быть, умер 29 декабря 1925 года. Да нет, господин Сорокин, это все могло произойти только в вашем воспаленном воображении, ибо Устинов трагически ушел из жизни (но по своей воле!) в 1932 году.

Но поэтесса и автор статей о поэзии Наталья Сидорина (журнал "Слово": "В мире книг", 1989, #10), поддержав "версию" Э.Хлысталова об убийстве Есенина, сообщила (сравните с цитатой из статьи В.Сорокина!), что Устинова нашли в петле на следующий день после того, как он пообещал в частной беседе (с кем?) рассказать о последних часах Есенина. Статья Н.Сидориной легла в основу ее сценария фильма о Есенине ("Меня хотят убить") и книги "Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина", выпущенной московским издательством "Классика плюс" накануне 100-летия со дня рождения поэта. Как видим, тема убийства поэта поставлена, как говорят, "на поток".

В 1995 году вышла тенденциозная и антисемитская книга небезызвестного Станислава Куняева "Сергей Есенин", многие "факты" которой не выдерживают проверки на точность и объективность. Приведу несколько примеров.

З.Н.Райх, бывшую жену Есенина, впоследствии - жену В.З.Мейерхольда (помните, в "Письме к женщине": "Живете вы / С серьезным, умным мужем..."), убили в 1939 году. Какими же двумя словами начинается один из фрагментов в куняевской книге: "Ходили слухи, что незадолго перед этим она в нервозном состоянии на людях обещала рассказать какую-то правду о смерти Есенина".

Оказывается, и мать поэта "что-то" знала. Что она могла знать, несчастная женщина?

А вот и намек еще на одну "версию" ухода Есенина из жизни: поэт Лазарь Берман, то ли работавший, то ли сотрудничавший с ЧК, 27 декабря заходил к Есенину. Заходил ли? Не читал я об этом ничего, а слежу я за литературой о Есенине более сорока лет. Но если и заходил, то что из этого?
В этом же духе в доронинском МХАТе поставлен спектакль "Версия "Англетер" - о том, как чекисты убили Есенина. "Версию" об убийстве поэта поддерживают В.Белов и В.Распутин - литераторы, позиции которых по целому ряду вопросов демократическая общественность решительно отвергает. Удивляет и бездоказательное утверждение Владимира Солоухина, что Есенин "был убит" ("Литгазета", 4 окт. 1995 г.). Но этого показалось Солоухину мало: "Блок отравлен. Короленко отравлен". Мистика какая-то!

Новая всеобъемлющая экспертиза патологоанатомического заключения о смерти Есенина категорически опровергает возможность насильственной смерти. Работала специальная комиссия, членам которой дали возможность ознакомиться с рядом документов бывшего КГБ.
Я мог бы привести десятки цитат, доказывающих, что в последние два года жизни поэта тема смерти властвует в есенинской поэзии, но это сделала за меня Галина Шипулина в статье "Мифы о смерти С.А.Есенина": "Нами отмечено около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С.Есенина, из них более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), причем в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве" (журнал "Литературный Азербайджан", 1990, #11). И все же я приведу несколько примеров:

1924
Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
И - что тебя хоронят.

Себя усопшего
В гробу я вижу...
.....................................
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

1925
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
.................................................
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.
....................................................
Любимые! Ну что ж! Ну что ж!
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.
Не надо быть психиатром, чтобы сделать заключение: это - болезнь. У поэта было немало проявлений психического расстройства, несколько раз попадал он в психиатрическую клинику. Его известные строки:
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда - были написаны еще в конце 1923 года в больнице на Полянке. К концу 1925 года Есенин тяжело заболел и почти месяц (после этого, не долечившись, поэт поедет из Москвы в Ленинград!) находился в психиатрической клинике у известного психиатра Ганнушкина. В преддверье 100-летнего есенинского юбилея 95-летняя Надежда Давыдовна Вольпин1 в беседе с журналистом радио "Свобода" Марком Дейчем сказала, что по поведению Есенина, по поступкам, по разговорам его она знала, что он покончит жизнь самоубийством, только не знала, когда это произойдет.

В июне 1925 года он сказал Софье Толстой - еще невесте: "А умереть я все-таки умру. И очень скоро". Анна Изряднова, первая, неофициальная, жена поэта, мать его сына Юрия, вспоминала: "...Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: "Что? Почему?" - говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру". Просил не баловать, беречь сына".

Тяжелое пристрастие к алкоголю2, боязнь одиночества, мания преследования3 вконец измотали силы поэта. Его сознание подтачивало чувство того, что он теряет талант, былую метафоричность, блеск импровизации. Поэт Сергей Городецкий в своих воспоминаниях о Есенине согласился со словами Анатолия Мариенгофа: "Если Сергей решил уйти, значит, он как-то усомнился в своих творческих силах". Свидетельствует Вольф Эрлих: "Он смотрит на всех глазами, полными безысходного горя, ибо нет человека, который бы лучше его понимал, где кончается поэзия и где начинаются только стихи".

Об этом же писал в стихах на смерть Есенина Иосиф Уткин:
Бунтующий и шалый,
Ты выкипел до дна.
Кому ж нужны бокалы,
Бокалы без вина?

Уже где-то с 1921 года в поэзию Есенина вошли мотивы увядания: "О, моя утраченная свежесть, / Буйство глаз и половодье чувств!"; "Отцвела моя белая липа..."; "Отговорила роща золотая..."; "Уже ты стал немного отцветать..."; "Потеряла тальянка голос, / Разучилась вести разговор" и т.п.
И на самом деле были лишены прежней есенинской силы многие произведения последних лет: и "Песнь о великом походе", и "Баллада о двадцати шести", и "Поэма о 36", и "Русь уходящая", и даже поэма "Анна Снегина", в которой картины революции в деревне оставили равнодушными и читателей, и критиков (за полгода - ни одного отзыва!). Повторяющиеся дважды строфы (их начало: "Когда-то у той вон калитки / Мне было шестнадцать лет...") - совсем иное дело. Это - поэзия.

А такие стихи, как "Я полон дум об индустрийной мощи, / Я слышу голос человечьих сил", "Я тем завидую, / Кто жизнь провел в бою, / Кто защищал великую идею", "За знамя вольности / И светлого труда / Готов идти хоть до Ламанша", только отталкивали взыскательных читателей от поэта - автора таких шедевров, как "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой...", "Письмо к матери", "Отговорила роща золотая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!..", "Собаке Качалова" и др...

Кроме того, поэтом овладел ужас от увиденного в родных краях: "Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять... Конец всему" (из воспоминаний М.Бабенчикова). Трудно с таким настроением ярко, художественно воспевать социалистическую действительность, разлад с которой начался еще в "Сорокоусте" (1920):
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется -
и продолжался пусть не в цельных текстах, но в отдельных строках разных стихотворений: "На стенке календарный Ленин. / Здесь жизнь сестер, / Сестер, а не моя..." ("Возвращение на родину"); "Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец" ("Русь Советская"); "Но и все же, новью той теснимый..." ("Жизнь - обман с чарующей тоскою...").

Правда, насчет гонений поэт по меньшей мере сгустил краски. В.Катаев пишет, что Есенин "был любимцем правительства"; приведу цитату из книги Владислава Ходасевича "Некрополь", вышедшей в 1976 году в Париже: "Всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян. Относительно же Есенина был только отдан в 1924 году приказ по милиции - доставлять в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода"; в Баку Есенина окружили заботой и вниманием руководители компартии Азербайджана С.М.Киров и П.И.Чагин. Киров даже поручил Чагину поселить Есенина на одной из лучших бывших ханских дач с огромным садом, фонтанами и всяческими восточными затейливостями, что создало бы "иллюзии Персии в Баку": летом 1925 года поэт работал над "Персидскими мотивами".

А о современности хороших, добротных стихов, кроме, пожалуй, "Руси Советской", у Есенина не было, ибо поэт "не мог до конца понять свое время и оттого мучился" (С.Т.Коненков). Помните строки из "Письма к женщине": "С того и мучаюсь, что не пойму - / Куда несет нас рок событий".
И хотя Есенин писал:
Приемлю все.
Как есть все принимаю, -
его сокровенные симпатии были на стороне деревенского люда, деревни, на которую молодое пролетарское государство обрушило шквал ненависти и которую поэт-ортодокс Безыменский призывал раздавить "ударом фабричной пяты". Вот почему есенинское противопоставление "избяной Руси" "железному городу" оборачивалось неприятием "преобразования" деревни на социалистический лад. Вот почему Есенин остался "поэтом золотой бревенчатой избы". Так что разлад с действительностью - еще одна из причин ухода Есенина из жизни.

Этой действительности поэт был чужд:
Ты Есенина читаешь,
Грустью увлекаешься,
Жизнь ты сволочью ругаешь,
Сам глупцом являешься.
Такую частушку сложили сельские комсомольцы, которые Есенина не читали, не пели - у них были иные кумиры:
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют частушки Бедного Демьяна,4
Веселым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Разлад с эпохой, с потенциальным массовым читателем - это ли не трагедия для настоящего художника слова?
Но главный корень зла, главная причина ухода Есенина из жизни - болезнь. Илья Ильич Шнейдер, близкий Есенину и Айседоре Дункан человек, автор книги "Встречи с Есениным. Воспоминания" (1974), в конце 70-х годов побывавший в Харькове, сказал мне: "Есенин был очень больным и глубоко несчастным человеком".

Есенин хотел вырваться из заколдованного круга болей и сомнений и начать в Ленинграде новую жизнь (он привез с собой не только все свои вещи, но и рукописи, сборники, записи) - не получилось...

В заключение мне бы хотелось высказать такое предположение: Есенин фатально шел к своей неминуемой гибели, но причиной того, что произошло именно в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, стала нелепая случайность.

В Ленинграде жил поэт Вольф Эрлих, который, как утверждают (доказательств нет!) авторы некоторых "версий", был капитаном НКВД и был "приставлен" к Есенину, чтобы следить за ним. В.Эрлих родился в 1902 году. В 1917 году ему было 15 лет. До 1925 года жил у всех на виду в Ленинграде, был в группе ленинградских имажинистов, печатался, жил литературным трудом. Когда же и где 23-летний молодой человек успел стать капитаном НКВД?! Видимо, сочинители этих слухов "слышали звон": уже в 30-е годы В.Эрлих служил на границе, впоследствии стал командиром запаса погранвойск. Осенью 1937 года был репрессирован, расстрелян 24 ноября этого же злосчастного года.

Есенина и Эрлиха связывала добрая и нежная дружба, о которой Эрлих напишет в своей изданной в Ленинграде в 1930 году книжечке "Право на песнь", посвященной его московским и ленинградских встречам с Сергеем Есениным. Но Есенин, видимо, захотел проверить своего друга, как проверил до этого Устинову Елизавету Алексеевну, жившую в "Англетере" с мужем Г.Ф.Устиновым - приятелем Есенина (ее он ласково называл "тетей"): выходит на балкон в их номере, говорит, что выбросится вниз, и смотрит, как "тетя" реагирует на это. Ведь у Есенина была своего рода мания: нет у него друзей, довериться некому. А.Вронский вспоминал, как Есенин в Баку рыдал у него на коленях: "Нет ни друзей, ни близких..."

Для Эрлиха, как я думаю, Есенин придумал другую форму проверки. На рассвете 27 декабря Есенину не спалось. Строки, обращенные к Эрлиху, сами выплывали из туманного сознания, но как их записать: в номере чернил не было5.

Тогда Есенин бритвой делает три неглубоких пореза на левой руке и кровью пишет прощальные восемь строк:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Часов в девять утра Эрлих пришел в номер Есенина, где к этому времени уже находилась Е.Устинова, которая в воспоминаниях "Четыре дня Сергея Александровича Есенина" напишет:
"Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.

Эрлих потянулся за листком, но Есенин его остановил: "Потом прочтешь, не надо!"
Через некоторое время Эрлих ушел: видимо, был занят квартирными делами Есенина, поручившего ему найти большую квартиру для него и Устиновых. Дома Эрлих переоделся, пиджак снял. О листочке он забыл! Вспомнит о нем лишь на следующий день, когда Есенина уже не будет в живых. В книге "Право на песнь" есть такие слова покаяния: "И наконец, пусть он простит мне наибольшую мою вину перед ним, которую он не знал, а я - знаю".
Можно представить себе ход мыслей Есенина: Эрлих дома или где-то прочел стихи на листочке, понял, что его друг хочет уйти из жизни6 и не поспешил, не рванулся сюда; значит, не друг он мне...

Все эти четыре дня, по несколько раз в день, он читает свою страшную поэму "Черный человек", которую мог написать великий, но больной поэт:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен!
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Читал он "Черного человека" и в последний день своей жизни. Представляю себе внешне не выдаваемые растерянность и мучения поэта, не понимающего, почему Эрлих никак не отреагировал на прощальные восемь строк, чувствую, как дрожит голос поэта, когда он читает именно эти строки из "Черного человека":
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду
............................................
Никого со мной нет.
Я один.

"Я один". Эрлих и Устинова ушли7. Еще не было восьми часов вечера. Около десяти часов Есенин спустился к портье с просьбой: никого в номер не пускать. О чем думал поэт между восьмью и десятью часами? И Эрлих подвел, и Клюев тоже хорош. В пятницу я был у него, в субботу, вчера, он у меня был, разговор в последнюю встречу перерос в ссору, но договорились, что он, мой друг и первый учитель в поэзии, придет сегодня. Не пришел. А Эрлих-то, Эрлих... Значит, правильно я писал: "Среди живых я друга не имею". И еще это: "И нет за гробом ни жены, ни друга". О чем еще мог думать Сергей? Кто знает...

1 Н.Д.Вольпин - поэтесса, переводчица, воспитала сына Есенина Александра Сергеевича Вольпина-Есенина - ныне известного ученого-математика, одного из организаторов правозащитного движения 60-70-х годов. В 1972 году под давлением властей был вынужден эмигрировать. В настоящее время живет и работает в Бостоне (США). Выпустил за границей книгу стихов. Назад
2 "В последние дни своего трагического существования Есенин был человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли - вторая, третья, четвертая, пятая" (А.Мариенгоф). Назад
3 "Несомненно, он болел манией преследования. Он боялся одиночества. И еще передают - и это проверено, - что в гостинице "Англетер", перед своей смертью, он боялся оставаться в номере. По вечерам и ночью, прежде чем зайти в номер, он подолгу оставался и одиноко сидел в вестибюле" (А.Воронский). Назад
4 Сколько иронии в этой инверсии: не Демьяна Бедного, а Бедного (бедного!) Демьяна. Отношение Есенина к этому глашатаю коммунистических идей в поэзии было однозначно негативным:
Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам...
5 Помните строки Маяковского из стихотворения "Сергею Есенину":
Может,
окажись
чернила в "Англетере",
вены
резать
не было б причины.
6 В книге "Сергей Есенин" С.Куняев задает риторический вопрос: мол, эти восемь строк - "предупреждение о возможном расставании с жизнью"? И отвечает: "Да ни в коем случае!" Назад
7 В воспоминаниях Нины Гариной (сентябрьский номер журнала "Звезда" за 1995 год) утверждается: дескать, вечер и ночь (?!) Есенин и Устинов были вместе, пили, и между ними, скорее всего, произошла ссора, ставшая причиной самоубийства Есенина. Еще одна "версия"!
А вот самая последняя "версия", принадлежащая Виктору Кузнецову (газета "Совершенно секретно", 1998, 19, стр. 22-23): Есенин в "Англетере" не останавливался, сразу же по прибытии в Ленинград поэт был арестован, доставлен в следственный изолятор, там он допрашивается, до смерти избивается, его тело тайно переносят в пятый номер "Англетера", где и имитируется самоубийство поэта. А все, кто якобы видел поэта в "Англетере", - все без исключения (?!) - секретные сотрудники ГПУ.

Трудно удержаться от соблазна процитировать Владимира Высоцкого: "Я ненавижу сплетни в виде версий..."


Поделиться в социальных сетях!

29.09.2015

Сергей Есенин погиб совсем молодым, в расцвете славы. Его узнавали на улицах, его стихами зачитывалась и молодежь, и старшее поколение. На выступления, где он декламировал свои произведения, собирались толпы народа. Талант его обрел полную силу. Поэту исполнилось 30 лет - казалось бы, жизнь заиграла перед ним самыми яркими красками, все двери открыты. И вдруг страну облетает страшная новость - Есенин обнаружен повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Как?! Почему?! Ничего не предвещало страшной развязки…

Сразу пошли толки, однако первая версия следствия была безапелляционной - Есенин самостоятельно свел счеты с жизнью, никто ему в этом не «помогал». Специальная комиссия пришла к этому выводу после проведения экспертизы. Было установлено следующее. Есенина нашли висящим на трубе отопления, причем с момента смерти прошло уже довольно много времени. На лбу его присутствовала отчетливая вмятина, на одной руке - три неглубоких пореза. Следствие пришло к выводам, что вмятина образовалась от длительного соприкосновения с горячей батареей.

Агонизируя, Есенин с силой прижался к ней лбом. Ранки на руке не могли быть смертельными. Поэт нанес их себе сам, поскольку хотел собственной кровью начертать стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Это, по сути, была его предсмертная записка. Почему ран несколько? Кровотечение было слабым и быстро останавливалось, поэтому Есенин делал новые надрезы, торопясь дописать стих. Следователи провели анализ, изучили место происшествия и вынесли вердикт - Сергей Есенин совершил самоубийство.

Поэта похоронили, дело было надолго закрыто. Однако, в 70-80-е годы прошлого века появилась новая версия. Крестьянского поэта убили сотрудники ОГПУ, выполняя поручение «сверху». Особый вклад в распространение этой версии внес следователь московского уголовного розыска Э. А. Хлысталов. Полковник Хлысталов был уверен - это убийство. В доказательство он говорил, что вмятина на лбу образована от удара каким-то тупым предметом, порезы на руках и синяки на теле - следствие борьбы.

Кроме того, последние годы жизни Есенина были омрачены начавшимися конфликтами с советской властью. Любивший выпить и частенько буянивший молодой поэт начинал мешать властям, его «неустойчивый моральный облик» не вязался с представлениями о пролетарском писателе. Слухи об убийстве и инсценировке самоубийства были столь упорными, что в 1992 году начала работу новая комиссия в составе судебных экспертов В. Плаксина, В. Крюкова, С. Абрамова, С. Никитина.

Тщательное и серьезное расследование позволило подтвердить выводы в пользу самоубийства. Было доказано, что тупым предметом нанести травму, подобную той, что на лбу Есенина, невозможно. Возражения о том, что самостоятельно повеситься на вертикальной трубе нельзя, не получили подтверждения. Следственная группа провела ряд экспериментов, которые показали, что Есенин смог сам закрепить узел и дотянуться до батареи с помощью стола, на который он встал.

Почему же случилась эта трагедия, которой никто не ждал? После изучения стихов и писем Есенина, а также воспоминаний очевидцев стало ясно - несколько последних лет перед совершением отчаянного поступка поэт находился в глубокой депрессии. Перед самым самоубийством он как раз закончил курс реабилитации в психиатрической лечебнице. В тот роковой день он выпил шампанского с друзьями.

Известно, что алкоголь - даже малая доза - для человека столь ранимого может сыграть роковую роль, усугубив и без того тяжелое депрессивное состояние. В стихах последних лет Есенин часто говорит о смерти. Отношения с властями у него действительно испортились, однако нет никаких свидетельств и документов, которые раскрывали бы желание «верхов» расправиться с поэтом. Гораздо выгоднее было использовать его талант «на службе» советской власти.

Возможно, большое количество внутренних противоречий вкупе с алкоголем и стало причиной рокового шага. И не забудем еще один момент. Есенин был человеком очень одиноким. Он так и не нашел личного счастья, не встретил свою любовь - ту, что навсегда. Вот и ходил за ним по пятам «черный человек» - живущий внутри души дьявол, коварно подталкивая поэта к страшному шагу. Однажды поэт не выдержал и шагнул - прямо в пропасть, откуда уже нет выхода…

Тайна смерти Есенина [ВИДЕО]


Смерть Есенина.

Много всего написано на эту тему. Охочие до сенсаций авторы часто дописывают хронику тех событий от себя, как будто находились непосредственно в злосчастном пятом номере гостиницы «Англетер», когда в ночь на 28 декабря не стало Есенина. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, имеют ли право быть версии о гибели поэта от рук неизвестных убийц. Наиболее известным сторонником версии убийства поэта является петербургский писатель В. И. Кузнецов, создавший книгу «Тайна гибели Есенина». В ней можно найти рассуждения на тему о заведомо лживо или непрофессионально составленных актах экспертизы. Вот что написал милиционер Горбов по факту обнаружения тела Есенина:«Акт[ 3 ] о самоубийстве Есенина. Сост[авил] участк[овый] надзиратель 2-го отделения Ленинградской милиции 28 декабря 1925 г.
Рукой уч[асткового] надзирателя Н. Горбова.

28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч[астковым] надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего Гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей граж[данина] Назарова В[асилия] Мих[айловича] о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1 1/2 метров, около места где обнаруже[н] был повесившийся лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой рук[е] выше локтя с ладонной стороны порез, на левой рук[е] на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, пис[атель], приехавший из Москвы 24 декабря 1925 г.
Удост[оверение] [ТЦ] № 42-8516, и доверенность на получение 640 р[ублей на имя Эрлиха].
[Управляющий] В. Назаров
[Понятые] В. Рождественский, П. Медведев, М. Фроман, В. Эрлих
[Милиционер] [неразборч.] .. шинский
Уч. надз[иратель] 2-го отд. ЛГМ Н. Горбов«.

Полковник милиции Эдуард Хлысталов, единомышленник Кузнецова, пишет по этому поводу:

«Можно ли из указанного акта заключить о самоубийстве поэта? Категорически — нет. Документ составлен на крайне низком профессиональном уровне. Участковый надзиратель фактически не осмотрел место происшествия, не зафиксировал наличие крови на полу, письменном столе, стенах, не выяснил, чем была разрезана у трупа правая рука, откуда взята веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах, наличие ключа от замка двери, не отметил состояние вещей в номере (а они, судя по публикациям в газетах, находились в беспорядке), одежды(она была в растрепанном виде, брюки расстегнуты испущены, что хорошо видно на рисунке художника В. Сварога), он не приобщил в качестве вещественных доказательств веревку, бритву, другие предметы. Акт не имеет отметок о времени его составления, о начале и окончании этого следственного действия».

Кузнецов и Хлысталов вообще считают, что акт, который должен был называться протоколом, писал вовсе не Горбов: согласно их исследованиям, почерки автора «акта» и милиционера в его последующем заявлении различаются. Да и стиль несколько другой. Сам Горбов, по утверждению исследователей, бывший сотрудник Активно-секретного отделения уголовного розыска Административного отдела Ленинградского губисполкома. К тому же работал какое-то время наборщиком, был на войне политруком и сдавал множество экзаменов, что должно было положительно повлиять на его грамотность. Акт с места происшествия, увы, о такой грамотности не говорит. Подлог, «милицейский след»? Или выдумка Хлысталова и Кузнецова? Если поэта убили, был ли замешан в этом сам Горбов, прямо или косвенно? Кузнецов считает, что так и есть, приводя в книге подробную биографию Горбова. Наряду с этим милиционером анализируются биографии и других людей, причастных к «делу Есенина», например, Леонова, секретаря Ленинградского совета, начальника милиции Егорова, а также друга поэта Вольфа Эрлиха. Эрлих, по мнению Кузнецова, был секретным сотрудником ГПУ. Доводы писателя довольно сомнительны, в книге он часто отделывается фразами типа «доказательств пока не нашли, но это, конечно, именно так».

Питерский писатель также упоминает акт судебной медэкспертизы и называет его «липой» (впрочем, противники версии убийства считают иначе — об этом далее по тексту). Автор утверждает, что доктор Гиляревский, подпись которого стоит на официальных бумагах, никакой экспертизы не проводил. Снова упор делается на различие стилей акта и документов, составленных врачом в 1926-1928 годах. (Честно говоря, такого впечатление не создалось. Впрочем, решайте сами.) Вот текст акта, приписываемого Гиляревскому:

1925 г., 29 декабря, в покойницкой Обуховской б-цы было произведено вскрытие трупа гр-на Сергея Александровича Есенина, причем найдено: Покойному 30 лет, труп правильно развит, удовлетворительного питания, — общий фон покровов бледный, глаза закрыты, зрачки равномерно расширены; отверстия носа свободны; рот сжат; кончик языка ущемлен между зубами; живот ровный; половые органы — в норме; заднепроходное отверстие чисто; нижние конечности темно-фиолетового цвета, на голенях в коже заметны тёмно-красные точечные кровоизлияния. На середине лба, над переносьем, — вдавленная борозда длиною около 4 сант. и шириною 1 1/2 сант., под левым глазом — небольшая поверхностная ссадина; на шее над гортанью — красная борозда, идущая слева вверх и теряющаяся около ушной раковины спереди; справа борозда идет немного вверх к затылочной области, где и теряется; ширина борозды с гусиное перо; в нижней трети правого плеча имеется кожная рана с ровными краями длиною 4 сант.; в нижней трети левого предплечья имеется одна рана, идущая в горизонтальном направлении и 3 раны в вертикальном направлении, эти раны около 3-х сант. каждая с ровными краями [неразборчиво]… не проникают толщу кожи.

Других знаков повреждений не обнаружено. Кости черепа целы, под кожным лоскутом на месте вдавленной борозды в лобной области имеется небольшой кровоподтек. Мозговые оболочки напряжены; твердая оболочка мутноватая; мозг весит 1920 грамм; сосуды основания мозга в норме; в боковых желудочках небольшое количество прозрачной жидкости; вещество мозга на разрезах блестит, на разрезах быстро выступают кровяные точки. Положение брюшных органов правильное, брюшина гладкая, блестящая, в полости около 10 к. с. [кубических сантиметров] красноватой прозрачной жидкости; петли кишек красноватого цвета. Хрящи гортани целы. Кончик языка прикушен, в пищеводе следы пищевой смеси; в гортани и трохее — пенистая слизь, слизистая их розоватого цвета. Легкие лежат в грудной клетке свободно. Сердце с кулак покойного, в полостях его — жидкая кровь; на наружной оболочке сзади — значительное количество точечных кровоподтеков; клапаны и отверстия в норме; на внутренней поверхности аорты — несколько сероватых бляшек; на легочной плевре значительное количество точечных кровоподтеков; легкие пушисты, всюду проходимы для воздуха, с разрезов соскабливается значительное пузырчатой кровянистой жидкости. В желудке около 300 к. с. полужидкой пищевой смеси, издающей не резкий запах вина; слизистая его красноватого цвета. Капсула селезенки морщинистая. Печень тёмно-красного цвета. Капсула ее гладкая, край закруглен. Почки тёмно-красного цвета. Капсулы снимаются легко, рисунок на разрезе сохранен. В почечном канале ничего особенного. Суд. мед. эксперт Гиляревский. Понятые [подписи неразборчивы].

Заключение.

На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время. Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным, и как поверхностные, влияния насмерть не имели.

Наружный осмотр.

1) Труп раздет;
2) возраст по наружному виду — 50 лет;
3) роста среднего, телосложения умеренного, питания также;
4) общий цвет конечных покровов мертвенно-бледный, на спине и ягодицах сплошные фиолетовые пятна, такие же пятна на нижних конечностях;
5) трупное окоченение выражено в верхних и нижних конечностях и жевательных мышцах — значительно;
6) волосы на голове русые с небольшой проседью, длиною до 10 сант., такого же цвета усы и небольшая бородка;
7) глаза полуоткрыты, зрачки равномерно расширены, роговицы тусклые, признак лярше явственно выражен, соединительная век с точечными красными пятнами розового цвета;
8) губы синеватого цвета, рот полуоткрыт, язык между зубами…

На основании данных наружного осмотра и вскрытия трупа заключено, что смерть Витенберга последовала от асфиксии (задушения) путем прекращения доступа воздуха в воздухоносные пути чрез сдавливание шеи веревкой, на что указывает присутствие на трупе странгулационной борозды, имеющей прижизненный характер (см. п. 14), равно как обнаруженное при вскрытии полнокровие внутренних органов (в п. 17, 18, 19), характерное для смерти от задушения. Положение найденного по данным дознания трупа, а также отсутствие знаков борьбы на трупе дают основание заключить, что в данном случае было самоубийство чрез самоповешение, найденное при вскрытии. Найденное при вскрытии вдавление мозга (п. 26) представляет последствие старого воспалительного абсцесса (нарыв) и прямого отношения к смерти не имело.

Кузнецов считает, что Есенин и не жил в гостинице «Англетер», где было найдено его тело. По мнению исследователя, поэт, скрывшийся из Москвы в Ленинград из-за опасений быть осуждённым, не должен был поселиться в отеле, когда была возможность пожить у друзей. Нет ни одного документа, фиксировавшего, что Есенин жил в этой гостинице в декабре 1925 года. Более того, Кузнецов полагает, что Сергей стал жертвой заговора, и свидетельства друзей и очевидцев — не более чем подлог. А элегия «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанная перед смертью и посвящённая Эрлиху — не произведение великого поэта, а вообще подделка.

Кузнецов считает, что «добро» на «работу» с Есениным дал Троцкий. Но кто же непосредственный убийца? Называется имя революционера-террориста Якова Блюмкина. Писатель также упоминает рассказ майора Титаренко: по словам военного, в посёлке Ургау Хабаровского края он встретился с бывшим «гулаговцем» Николаем Леонтьевым, который признался, что собственными руками застрелил Есенина. Кузнецов утверждает, что в архиве рукописного отдела Национальной публичной библиотеки в Петербурге хранится оригинал фотографии Есенина, на которой видно пулевое отверстие над правым глазом и след от удара, очевидно, рукояткой револьвера, в лоб.

Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?

Один из сторонников версии самоубийства поэта, Р. Банчуков, очень жёстко критикует Хлысталова сотоварищи. Именно «версии» бывшего полковника МВД стали основой всех последующих трудов. Приведу любопытную фразу поэта В. Сорокина, который считал, что Есенина убили: «Но окно не открывалось настолько, насколько необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения…» Интересно, откуда Сорокин это узнал? Банчуков уличает Сорокина во лжи. Например, фраза «Литератор Устинов, пообещавший рассказать о гибели Есенина, наутро был найден опочившим» неверна, поскольку Устинов умер в 1932 году! Версию о немедленной смерти Устинова подхватили многие искатели загадок, добавляя с каждым разом своих подробностей.

Стоит заметить, что новая экспертиза патологоанатомов опровергла насильственную смерть Есенина. Врачи изучали документы тех лет, знакомились с архивами КГБ, проводили анализ посмертных снимков поэта. (Опрос проводил А. Щуплов)Вот что по этому поводу думает профессор Московской медицинской академии им. Сеченова Александр Маслов, исследовавший не только материалы дел о смерти Есенина и Маяковского, но и истинные причины гибели Ивана Грозного, Н. Крупской, М. Фрунзе:

— Александр Васильевич, некоторое время назад в прессе стала подвергаться критике версия самоубийства Сергея Есенина. Вы долгое время занимались разгадкой этой тайны…

— Я занимался не самоубийством Есенина, а установлением причины его смерти. Убийство, самоубийство или несчастный случай — устанавливает следствие, а не судебно-медицинский эксперт.

— Некоторые сторонники версии «убийства» доказывают, что на вертикальной трубе повеситься нельзя. Студенты Литинститута в бытность, когда гостиница «Англетер» еще существовала в прежнем виде, пытались проводить эксперимент — и ремень соскальзывал с трубы. А профессор Ф. Морохов утверждает, что поэт не мог повеситься самостоятельно под самым потолком в комнате высотой 4 метра.

— Я бы посоветовал многим самодеятельным исследователям обратиться к сборнику «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии», в котором опубликовано «Заключение экспертов» от 28 июня 1993 года: «Высота потолка номера 5 гостиницы „Ленинградская“ (ранее „Англетер“) на представленной фотографии составляет не более 352 см… Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую) веревку диаметром 0,6 — 1,0 см на вертикальной гладкой трубе диаметром 3,7 см на высоте около 358 см… С учетом условий на веревке может быть подвешено тело весом более 100 кг».

— Сторонники версии «убийства» удивляются: на фотографиях на шее повешенного нет «странгуляционной борозды» от петли…

— В акте вскрытия тела поэта 29 декабря 1925 г. в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом А. Г. Гиляревским записано: «На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди. Справа борозда идет вверх к затылочной области…» Подобная борозда характерна для затягивания петли тяжестью тела. Особенностью борозды при повешении является неравномерность ее глубины, что также отмечено экспертом Гиляревским. Ну а судебно-медицинский эксперт С. Никитин, изучая изготовленные с качественных негативов без ретуши фотографии тела поэта на секционном столе после вскрытия, отметил: «Очень хорошо видна странгуляционная борозда…»

— Обратимся к пресловутой «вдавленной борозде» на лбу, которую можно видеть на посмертной маске поэта. Один из самодеятельных «исследователей» написал, что такую травму можно нанести только «тяжелым металлическим предметом типа чугунного пустотелого утюга».

— Я уже говорил на заседании Есенинского комитета, что пресловутое «вдавление» имеет наибольшую глубину 3 — 5 мм. Стало быть, можно говорить только о глубине кожных покровов. Откуда оно взялось? Мы не можем гадать, но можем сопоставить два факта: лицо трупа было обращено, как следует из протокола, к трубе. Вдавление в области лобной ямки могло образоваться от контакта с твердым цилиндрическим предметом. Данных о наличие повреждений в области лобной кости не имеется. Значит, черепно-мозговую травму как таковую, учитывая еще и описание мозга, можно отбросить.

— А вот поэтесса Сидорина в своих исследованиях обнаружила на посмертной маске Есенина «след от удара или пули», а также «переломленный нос».

— Я уже спорил с ней. Это могло быть врожденным искривлением носовой перегородки. Вспомним письмо Есенина к Бениславской: «Галя, милая! Ничего не случилось, только так, немного катался на лошади и разбил нос… С носом вообще чепуха, ничего делать не буду…» Когда наши исследователи-любители безапелляционно рассуждают о повреждениях, «дырах», «пробоинах», советую им прочитать акт экспертизы: «Кости черепа целы!»

— Находился ли поэт в момент самоубийства или убийства в состоянии алкогольного опьянения?

— В состоянии не только сильного, но и среднего опьянения Есенин не был. В акте отмечено: «В желудке около 300 куб. см полужидкой пищевой смеси, издающей нерезкий запах вина».

— Появились ли в последние годы серьезные исследования, опровергающие версию самоубийства?

— Фактических материалов нет. Просто из одного мифа вырастает другой. Мы не вправе гадать о мотивах поступка гения Сергея Есенина. Он поступил так, как считал для себя нужным именно в эту минуту.

Банчуков приводит десятки цитат, доказывающих, что в последние два года жизни поэта тема смерти властвует в есенинской поэзии. Огромный объём работы по данной проблеме проделал Галина Шипулина, она пишет в статье «Мифы о смерти С. А. Есенина»: «Нами отмечено около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С. Есенина, из них более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), причем в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве» (журнал «Литературный Азербайджан», 1990, #11).

На данный момент признана версия самоубийства. Довольно логично, если учитывать не очень чистые методы добычи сенсаций по поводу смерти поэта. Конечно, возможно, что Есенин был убит, однако это нужно строго доказать.

О знаменитом русском поэте Сергее Есенине ходит множество слухов. Ведь его жизнь была удивительной, а смерть оставила огромное количество загадок и тайн, который спустя несколько десятилетий так никто не смог их разгадать. Ниже можно будет узнать, как умер Есенин.

Версии смерти Сергея Есенина

Существует несколько версий смерти Есенина и все они довольно логичны, поэтому каждая из них имеет право на жизнь.

Самоубийство

28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в 5 номере гостиницы «Интернационал» был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По найденным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович. Именно так и было написано в отчете полиции. Друзья поэта придерживались этой версии, поскольку он в последнее время очень часто затрагивал тему самоубийства в своих произведениях. Более того, Есенин в последние 2 года своей жизни практически не выходил из состояния меланхолии. Именно, это, по мнению соотечественников поэта, и привело его к такому незавидному концу. Также нельзя не отметить и то, что Сергей страдал от алкоголизма и часто обижался на весь свет.

Убийство

Многие люди склоняются к тому, что Сергея Есенина убили. Ведь довольно трудно было повеситься на трубе, ведь она была труднодоступна, да и длина ремня от чемодана не позволяла этого. Также на теле были найдены ссадины и кровоподтеки, а это может говорить о том, что поэт перед смертью с кем-то подрался, после чего его убили и сымитировали самоубийство. Также эту версию подтверждает посмертная фотография поэта. Многим она кажется не типичной для самоубийства. Споры о том, сам умер поэт или ему помогли люди в штатском, не утихают до сих пор. Тайна смерти Есенина даже сейчас не раскрыта, и вряд ли это когда-либо произойдет.

В 1970-е в прессе развернулась дискуссия о гибели Сергея Есенина. Утверждалось, что поэта убили сотрудники ОГПУ.
Некоторые исследователи говорили о том, что он физически не мог повеситься из-за низкого роста (168 сантиметров, тогда как высота потолка в гостинице «Англетер» достигала почти 4 метров). Другие отмечали, что в ходе расследования исчез ряд важных документов.

Поэт прибыл в Ленинград 24 декабря 1925 года. Зачем - точно неизвестно. То ли договариваться об издании нового сборника стихотворений, то ли скрываться от столичной милиции; в это время его имя фигурировало в 13 уголовных делах. По другим данным, Есенин должен был поселиться в Ленинграде надолго - он намеревался издавать литературный журнал. Есенин стремился сохранить свою поездку в секрете, о ней знали только близкие друзья. Он собирался снять трехкомнатную квартиру, однако подходящего варианта не нашлось. В итоге поэт остановился в гостинице «Англетер» в центре города, на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы. Есенин занял 5-й номер. Здесь он написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Впрочем, по мнению некоторых экспертов, эти строки были написаны задолго до Ленинграда; они могли быть посвящены другу Алексею Ганину, который был расстрелян в марте по обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов».
28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в его номере. Накануне он встречался с друзьями, никаких странностей в его поведении они не заметили. По официальной версии, поэт совершил самоубийство. В пользу этой версии говорил тот факт, что он был склонен к депрессиям и употреблению алкоголя. Непросто складывались отношения Есенина с женщинами. Это касается и Айседоры Дункан, и Зинаиды Райх, и Софьи Толстой.

Сергей Есенин и Айседора Дункан
С Зинаидой Райх он жил отдельно почти сразу после свадьбы. Есенин жаловался своему близкому другу Анатолию Мариенгофу: «Не могу я с Зинаидой жить… вот тебе слово, не могу. Понимать не хочет… Не уйдет, и все. Ни за что не уйдет. Вбила себе в голову: «Любишь ты меня, Сергун, это знаю и другого знать не хочу». Скажи ты ей, Толя (уж так прошу, как просить больше нельзя!), что у меня есть другая женщина». В 1925-м состоялась свадьба Есенина и Софьи Толстой. Одно из писем матери Толстой, Ольги Константиновны, рассказывает о том, как жили супруги. В нем идет речь о пьяных скандалах, пьяных приятелях, постоянно гостивших у молодых, и безденежье - Софья даже не могла купить себе новую обувь.


Номер гостиницы, где поэт совершил самоубийство
После смерти Есенина было проведено расследование, признаков самоубийства не обнаружили. В 1970-х слухи об инсценировке самоубийства распространилась после публикаций полковника Эдуарда Хлысталова. Он писал: «Я тогда работал старшим следователем на знаменитой Петровке, 38, и расследовал сложные преступления. На мое имя поступало много писем… Я заглянул в конверт, но письма в нем не оказалось. В конверте лежали две фотографии. На первой фотографии мертвый Есенин лежит на диване или кушетке, обитой дорогим бархатом или шелком. Видимо, его тело только что вынули из петли. Волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука неестественно в трупном окоченении повисла в воздухе. На ней ясно видны следы глубоких порезов. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. На другой фотографии поэт изображен в гробу… На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека. Что-то было не так».
Предполагали, что поэт не мог повеситься из-за низкого роста. В пользу версии об убийстве говорила «вдавленная» рана на лбу. Исследователи отмечали некорректное ведение расследования - некоторые протоколы так и не были составлены.
В 1989-м была создана Есенинская комиссия, по инициативе которой провели несколько экспертиз. Вердикт был однозначным - самоубийство. Что касается низкого роста, отмечалось, что в номере был дорожный сундук. В вертикальном положении его высота составляла полтора метра, и поэт мог на него встать. В 2005 году «Комсомольская правда» опубликовала интервью с экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергеем Никитиным. «Мы изучили массу материалов - копию акта осмотра места происшествия, копию акта вскрытия тела, подлинные фотонегативы, семь гипсовых посмертных масок лица С. Есенина. Чтобы исследовать самую качественную из них, изготовленную скульптором И. Золотаревским на следующий день после смерти поэта и на которой видна каждая морщиночка, я специально ездил в Санкт-Петербург в «Пушкинский дом». Вердикт - он повесился сам».
На данный момент единого мнения о смерти Есенина нет.