Член масонской ложи сообщает новые подробности тайных ритуалов — и подвергается цензуре со стороны собственных руководителей. Масонское посвящение Ритуал посвящения в масоны

В прошлом желающим стать членами Тайного братства завязывали глаза или надевали защитные очки, которые называли «обманки», с поднимающимися и опускающимися наглазниками. Когда наглазники поднимали, новопосвященный сталкивался со скелетом человека в комнате, освещаемой факелами. Недавно такие скелеты были найдены в заброшенных залах Тайного братства по всей стране, вызывая ужас у ничего не подозревавших строителей.

Этот ритуал называется Отражение ложи. Он предназначен для того, чтобы рассказать о том брате или сестре, которая прошла его до вас. Он строится вокруг латинского выражения «memento mori», что означает время летит, и все мы встретимся с нашим Создателем.

Новые члены также проходили через обряд, который можно назвать «легким избиением». Члены Тайного братства и общества Лесорубов известны тем, что заставляли своих новых членов кататься на козе. В масонских ложах никогда не было коз, но их члены так часто дразнили своих кандидатов «поездкой на козе», что в популярной культуре козы стали ассоциироваться с масонами.

Открытки увековечили популярную масонскую шутку о «поездке на козе», хотя на самом деле никаких коз у масонов не было.


Во время избиения в тайном обществе никого не били и физически не калечили. Тростями не били. Ну, то есть, некоторые били, но не с целью причинения боли. Этот обряд должен был немного смутить кандидатов, и все в помещении ложи очень смеялись над ним. После того как вы проходили через это небольшое избиение, вам нужно было позвать всех ваших друзей, так как вам нужно было увидеть, что они тоже прошли через все это. Вам нужно было посмотреть, как они «ездят на козе».

В ходе еще одного ритуала масонам-подмастерьям нужно было нести бутылки с кукурузным маслом, вином и оливковым маслом, что говорило им о том, что нужно питать бедных, подкреплять неимущих и лить масло радости в сердца страждущих.

Помимо церемоний инициации различные тайные общества устраивают игрища или ритуалы для того, чтобы их передаваемые в устной форме учения было легче запомнить. В XIX веке представления членов Тайного братства часто включали жуткие маски со стальной сеткой, которые раскрашивали и иногда украшали волосами. Масоны были менее склонны к использованию масок, но зато они надевали изысканно украшенные мантии для исполнения ролей Царя Соломона и его 12 работников.

В большинстве храмов Шотландского устава есть красивые театры. Вам нужно понять, что эти вещи практиковались 200-300 лет назад, задолго до появления телевидения. Это была ранняя форма развлечений. Люди присоединялись к этим группам потому, что они хотели увидеть, как градусы представлялись в театральной форме.

Другие группы, особенно те, в названии которых присутствует слово «рыцари», предлагали своим членам одеяния в военном стиле и высококачественные шпаги, производимые компаниями, работающими на оборонный комплекс США.

Одним из наиболее распространенных предметов, выставляемых на продажу, является форма Рыцарей-Тамплиеров, которая включает шляпу с павлиньими перьями, шпагу, белые перчатки и пояса с серебряными звездами. Эти организации увеличили свое влияние после Гражданской войны из-за того, что многие молодые люди, которые выросли на рассказах о Гражданской войне, не имели возможности вступить в какое-либо военное общество. Поэтому они вступали в тайный орден, надевали их наряды и маршировали по улицам своих городов во всей своей красе. Ранее выпускали стереокарточки, на которых изображены такие парни, дефилирующие по улицам. Парад мог растянуться на несколько миль. Например, парад Рыцарей-Тамплиеров, который прошел в Нью-Йорке 2 июня 1875 года.


Постановки Богемского клуба в особенности разожгли опасения тех, кто опасался, что тайные общества имеют отношение к оккультизму и планируют заговор с целью захвата власти по всему миру, или даже уже воплощают этот план в жизнь. Желающие попасть в эти привилегированные тайные организации, среди членов которых были Ричард Никсон, Уолтер Кронкайт, Рональд Рейган, Джордж Буш-мл и Генри Киссинджер, сейчас могут прождать 33 года. Если мировой заговор существовал, то он бы исходил от таких вот групп или от братства Черепа и Костей, но не от франкмасонов.


Каждый год члены Богемского клуба собираются на берегах одного озер в глухом лесу Северной Калифорнии для того, чтобы понаблюдать за почти языческим ритуалом, который называется Сожжение Треволнения. Он символизирует избавление от всех незначительных переживаний в жизни. Люди в мантиях поют, в то время как в огонь помещают огромную скульптуру совы, символизирующую мудрость. Эта церемония была убедительно подтверждена документальными доказательствами, раздобытыми вездесущими журналистами, которым удалось проникнуть на эту церемонию.


«Но вернемся обратно к ложе... каждый офицер не только исполняет свои обязанности, но так или иначе символически связан с частью человеческого механизма.

Как мы уже убедились, самый старший - это Досточтимый Мастер, говоря военным языком - главнокомандующий ложи. Он символизирует духовное начало в человеке. И когда мы слышим голос Всевышнего, наш ответ всегда должен быть незамедлительным. Поэтому на все действия Досточтимого Мастера ложа всегда отвечает. Если он стучит молотком, все остальные повторяют за ним. Он представляет Божественное начало. Без этого начала мы бы не достигли нашего уровня развития. Но с ним мы становимся больше, чем просто людьми.

Поэтому все действия в ложе осуществляются под контролем Досточтимого Мастера. По словам одного из историков по братству, «это негаснущий огонь Масона-каменщика, который, будучи вечным и бессмертным, продолжает светить, когда все временное и смертное исчезло».

Продолжим проводить аналогию с военным делом: Старший Надзиратель является вторым по значимости, но символически он еще является и противником старшего офицера.

Поскольку Мастер - это духовность, то Старший Надзиратель - это олицетворение души, что больше ассоциируется с физической стороной жизни, с чем-то если не имеющим связи с великим светом души, то не имеющим вообще никакого света.

И как наш ум зависит от солнечного света, посылаемого на землю, так и Старший Надзиратель на западе зависит от власти, исходящей от Мастера на востоке и которую он передает остальным членам ложи.

На юге находится Младший Надзиратель, олицетворяющий гармоничное слияние и взаимодействие духовного и душевного. Масон, перешедший во 2-й градус, осознает, что Всевышний - это часть его самого. Озарение приходит только при постоянной работе над собственными несовершенством и ограниченностью. Символизируя просвещение, именно Младший Надзиратель помогает в проведении церемонии при переходе во 2-й градус, то есть от Ученика к Подмастерью:

Досточтимый Мастер: Брат Младший Надзиратель, состоишь ли ты в градусе Подмастерья?
Младший Надзиратель: Да, испытай меня, проверь меня.
Досточтимый Мастер: Каким инструментом строительства тебя проверить?
Младший Надзиратель: Угольником.
Досточтимый мастер: Угол девяноста градусов, образующий четвертую часть круга.

Старший Первосвященник является помощником и эмиссаром, связующим звеном между востоком и западом. Младший Первосвященник исполняет те же обязанности, что и Старший, являясь связующим звеном между севером и югом.

Действия Внутреннего Стража контролирует Младший Первосвященник. Действия Внутреннего Стража являются зеркальным отражением действий Внешнего Стража.

Рискуя повеселить тех, кто воспринимает франкмасонство примерно как организацию, основанную на взаимовыгоде (ты почеши мне спинку, а за это я почешу тебе), а масонские собрания — как предлог для вкусного ужина, мы можем трактовать символические значения, приписываемые различным офицерам, следующим образом:

Досточтимый Мастер - Духовность; Старший Надзиратель - Душа; Младший Надзиратель - Ум.
Старший Первосвященник - Связь между духовностью и душой; Младший Первосвященник - Связь между душой и умом; Внутренний Страж - Внутренний мир человека.
Внешний Страж - Внешний мир человека.

Собрание ложи

Председателем собрания является Мастер, часто именуемый как «Досточтимый Мастер». Бывшие Мастера, служившие, как видно по титулу, Мастерами ложи, также обычно присутствуют на собраниях. Как мы уже убедились, сразу за Мастером следует Старший Надзиратель, затем Младший Надзиратель,

Когда все члены ложи собрались, Мастер открывает собрание ударом полотка (или серией ударов, зависит от статуса ложи), который часто дублируется Надзирателем.

Затем следует диалог между Мастером и одним из Надзирателей. В нем Мастер дает указания по охране ложи и по исполнению различных обязанностей. Он, например, может спросить, где находятся Привратники и что входит в их обязанности.

Когда Мастер удостоверился, что все соответствует правилам и все офицеры находятся на должных местах и осознают свои обязанности, он заявляет, что ложа сформирована в соответствии со всеми требованиями. Перед тем как заявить об открытии, Мастер просит благословения у Великого Архитектора Вселенной. И сообщает, что в ложе соблюдены все правила, поэтому он просит, чтобы собрание прошло в мире и закончилось в гармонии.

После этого следует череда ударов молотком, что символизирует открытие собрания. Собравшиеся братья занимают свои места, и ложа начинает работу. Если появляются сомнения о праве какого-либо члена на присутствие, их просят поклясться, что они действительно входят в ложу и что они не были исключены из нее.

Именно на таких собраниях новичков посвящают в градус Ученика. Затем в Подмастерье и Мастера-Каменщика.

Методика, описанная в этом разделе, могла поменяться с тех пор, как ее применяли в одной из лож XIX в., однако стоящая за ней философия едина для всех лож по всему миру.

Церемония посвящения в Первый градус

Кандидат, вступающий в первый градус Ученика, образно говоря, должен быть допущен в Храм Царя Соломона. Он обязан подписать декларацию, что он желает стать масоном. Затем декларацию передают в ложу, где она должна быть одобрена. Решение о вступлении кандидата обычно определяется закрытым голосованием.

На церемонии одного из братьев, часто Дворецкого, посылают в прихожую, в которой ждет сам кандидат. Ричард Карлиль, основываясь на источниках XIX в., пишет:

Перед посвящением у кандидата изымают все деньги и «металлы».
Правую руку, левую грудь и левое колено обнажают и снимают правый ботинок. На глаза надевают повязку, а на шею — веревку, называемую Буксирным Тросом, с мечом, указывающим на грудь.
В таком виде дворецкий приводит кандидата к Привратнику, или Внешнему Стражу. Привратник осматривает кандидата и, если кандидат подготовлен по всем правилам, объявляет о его появлении в ложе тремя ударами лаю лотка.

При вступлении все франкмасоны дают клятву «никогда не раскрывать часть или части, пункт или пункты, секреты и тайны или принадлежность к вольным и принятым каменщикам, которые были и будут связаны со мной».

Наказание за нарушение клятвы больше похоже на кошмарный сон: «...мне перережут горло, вырвут язык, тело закопают в морском песке на небольшой глубине или на глубине залегания якоря, где всегда бывают отливы и приливы». Или нарушителя могут объявить клятвопреступником, лишенным всяких моральных устоев и непригодным для вступления в какую-либо другую ложу. (Нетрудно догадаться, кто что предпочтет!)

Инструменты Первого градуса

После произнесения клятвы церемония продолжается: вступившему Ученику раскрываются различные секреты и значение знаков (рукопожатие и пароль «Вооз»), а также преподносятся инструменты (24-дюймовая масштабная линейка, молоток и мастерок). Мастер разъясняет практическое назначение каждого инструмента.

«Злые Гении»: жизненная стратегия АНТИличности

Известно: в историю можно войти с парадного входа, а можно с черного. Тех, кто входит с парадного, обычно называют великими людьми, иногда гениями. Тех, кто входит с черного, - «злыми гениями».

Один из первых вопросов, с которых началась эта книга, - а существуют ли они, злые гении? Может быть, их придумали массовая культура и искусство: сумасшедших ученых, диктаторов, мечтающих поработить мир, комиксовых суперзлодеев?

Теперь, спустя два года после того, как начался сбор материалов по теме, можно сказать утвердительно. Да, «злые гении» существуют. Но то, какими рисуют их литература и кино, ничего общего не имеет с реальностью.

Первым инструментом, попадающим в руки рабочего, является линейка, с помощью которой он измеряет и определяет размер и масштаб предстоящей работы, а также подсчитывает время и силы, которые она потребует.

Молоток используют разные ремесленники, и в зависимости от ремесла его называют по-разному. Но все признают, что без него не обойтись в ручном труде.

Его уникальность состоит в том, что им можно работать по любой поверхности.

Но в масонстве главное - не практическое назначение каждого инструмента, с его символика. Так, 24 деления на линейке символизируют 24 часа суток, что позволяет Ученику правильно распределять время ни молитву, труд, отдых и сон.

Молоток как бы говорит, что мастерство без усилия бесполезно: человек рожден для труда - сердце чувствует, а голова думает впустую, если руки не могут работать.

А мастерок показывает, что для достижения совершенства необходимо упорство.

Все вместе они указывают Ученику, что «знание, основанное на точности, достигнутой при помощи труда и упорства, превзойдет все невзгоды, прогонит невежество и привнесет счастье в процесс познания».

Затем Мастер поздравляет Ученика со вступлением в древнее и почетное братство франкмасонов и сообщает ему об обязанностях и обязательствах перед Всевышним, его «соседями» и самим собой. Он советует нововступившему франкмасону быть благоразумным и справедливым в своих поступках, сдержанным и не терять стойкости духа. Также делается акцент на секретность, верность и послушание.

Затем Мастер переходит к рассказу о чертежной доске Первого градуса.

Раньше на этих досках, также известных как опорные доски, архитекторы или строители чертили план первого этажа здания. Также на досках представляли наглядное символическое описание постулатов, связанных с определенной степенью.

В своей книге «Франкмасонство. Путешествие через ритуалы и символы» У. Кирк Мак-Натли (Thames& Londoon, London, 1991) описывает символику чертежных досок. Предметы, изображенные на каждой доске, имеют не только символическое значение, но также и психологическое.

Доска Первого градуса, изображающая мозаичный пол и возвышающиеся колонны, лестницу Иакова, пылающий центр и сияющее солнце, символизирует человека и его место в мире. Чертежная доска Второго градуса изображает лестницу Иакова, символизирующую лестницу, по которой франкмасон должен подняться на своем духовном пути развития, отвернувшись от мира физического, чтобы уделить все внимание духовному развитию.

Доска третьего градуса воплощает в себе представление о том, что только через смерть человек может осознать все возможности, предлагаемые жизнью.

От Ученика к Подмастерью

Если кандидат должен перейти во Второй градус, то сначала открывается Ложа Первого градуса (на которой все присутствующие, кроме самого кандидата, имеют, по крайней мере, градус Подмастерья). Кандидата спрашивают, где его готовили во вступление в масонство (правильный ответ в этом случае - «В моем сердце»), а затем задают еще несколько прописанных вопросов, на которые есть такие же прописанные ответы.

Будущий Подмастерье должен поклясться, что он сохранит в секрете рукопожатие и пароль, ведущий к дверям ложи, в которую он желает быть принятым. После этого кандидата выводят из зала.

Теперь открыта Ложа Второго градуса. Для этого Мастер-Надзиратель дает указания о приведении ложи в порядок. Затем он спрашивает Младшего Надзирателя, какой должен быть следующий шаг. При ответе «увидеть переход брата в Подмастерье» он сначала спрашивает младшего офицера, состоит ли он сам в градусе Подмастерья, а затем «каким инструментом это будет доказано». Убедившись, что Младший Надзиратель не лжет, Мастер просит его доказать тремя знаками, что все присутствующие также состоят в градусе Подмастерья.

Довольный тем, что все присутствующие в ложе перешли во второй градус, Мастер объявляет, что ложа сформирована, но перед ее открытием он просит благословения у Великого Геометра, или Архитектора Вселенной. Теперь он заявляет на угольнике (первый из рабочих инструментов Второго градуса; именно на угольнике Младший Надзиратель доказал свой градус) о готовности ложи к голосованию.

Раздаются должные удары молотка, собравшиеся занимают свои места. В это время в прихожей Привратник требует у кандидата пароль и пожатие. Затем следует стук в дверь, и Внутренний Страж спрашивает, кто там. Внутренний Страж докладывает Мастеру, что за дверью стоит посвященный Брат, проделавший огромный духовный путь и заслуживающий перейти во Второй градус. Он также заверяет Мастера, что кандидат подготовлен должным образом.

Как пишет Ричард Карлиль (ранее цитируемый), церемония продолжается дальше, и в зал входит кандидат с завязанными глазами, с обнаженными левой рукой, правой грудью, правым коленом и левой пяткой. Три раза его обводят вокруг ложи, затем просят встать на колени на угольник и циркули и дать клятву неразглашения секретности. За нарушение секретности следует жесточайшее наказание: все раннее описанные угрозы, но только теперь еще ему обещают вырвать сердце из груди и отдать на растерзание «диким птицам» или «хищникам».

После клятвы Мастер просит кандидата подняться, обращаясь к нему уже как к Подмастерью. Он передает пожатие Подмастерья и пароль «Jachin», таким образом, ссылаясь на Царя Соломона и его Храм.

Затем представляются инструменты Второго градуса: угольник, уровень и отвес. Угольник, используемый каменщиками для измерения и притесывания неровных углов, помогающий «привести грубые предметы в должную форму», символизирует нравственность. Уровень, измеряющий горизонтали, означает равенство. А отвес, измеряющий вертикали, означает справедливость и честность.

Затем зачитываются обязанности Второго градуса, и новому Подмастерью советуют «упорно добиваться добродетели». Ему также рекомендуют изучать гуманитарные науки, «геометрию и искусство каменной кладки». Его приглашают участвовать в обсуждениях и свободно высказывать свое мнение, но также уважать мнение остальных.

Также подчеркивается необходимость поддерживать не только братьев, нуждающихся в помощи, но и всех людей на земле.

После лекции о чертежной доске Второй степени ложа закрывается. Закрытие ознаменовывается церемонией: Мастер просит Старшего Надзирателя довести посвящение до конца. Он закрывает ложу во имя Великого Геометра Вселенной и по велению Досточтимого Мастера.

Третий градус, или Градус Мастера-Каменщика

Третий градус, переход от Подмастерья к Мастеру- каменщику, - заключительный градус в Английской традиции. После него Мастер-Каменщик может перейти в Королевскую Арку, которая завершает путешествие, символически восстанавливая Храм.

В других традициях и уставах после Мастера.

Каменщика существует еще множество градусов -33 в Древнем и Принятом Шотландском Уставе, который широко распространен в США.

Церемония перехода к Третьему градусу обычно ассоциируется со смертью Хирама, человека, воздвигнувшего Храм Царя Соломона. Образное восстание из мертвых, что является частью ритуала, не символизирует воскресение, как, например, воскресение Христа у христиан. Оно означает потерю надежды и ее обретение.

Так же, как в ритуале Второго градуса, описанном выше, сначала открывается Ложа Первого градуса. На собрании, где Подмастерье должен перейти в градус Мастера-Каменщика или Третий градус, сначала открывается Ложа Второго градуса.

Кандидату задают ряд вопросов, и, дав клятву неразглашения тайн, он получает информацию, необходимую для перехода в следующий градус. Затем его выводят из ложи, чтобы подготовить к ритуалу. Обе руки, грудь, оба колена и пятки обнажены.

Пока идет подготовка к ритуалу, Мастер открывает Ложу Третьего градуса таким же образом, как и ложи низших градусов.

После представления кандидата он входит в ложу, где ему показывают рукопожатие и сообщают пароль, «Тубан Каин» (потом он также узнает тайное слово Масона-Каменщика - «Макабен», «Макбинна» или «Махабоун»). Затем он приклоняется перед Мастером Ложи, который просит Всевышнего дать сил кандидату для прохождения предстоящего испытания.

Затем кандидата три раза обводят вокруг ложи, показывая знаки и пожатия Ученика и Подмастерья представителям ложи. После очень долгой и торжественной клятвы, во время которой кандидат клянется, что если он нарушит клятву, его тело расчленят надвое, язык вырвут, останки превратят в пепел и развеять на север, юг, восток и запад так, чтобы от него не осталось и следа, начинается еще более долгий и торжественный ритуал. Кандидата символически ударяют по лбу, он вынужден инсценировать смерть Хирам Абиффа (см. с. 11). Затем Подмастерье посвящают в Мастера-Каменщика и раскрывают все секреты градуса.

Часть ритуала в градус Мастер.

В этот раз он получает поручейник сахарный, карандаш и циркуль. Первый инструмент - это символ непреклонности, завещанной в святом законе, второй напоминает ему, что за всеми словами и действиями следит Всевышний, перед которым мы отчитываемся до конца жизни. Циркуль означает неоспоримую справедливость Всевышнего.

В конце обряда новому Мастеру-Каменщику задают ряд вопросов, которые в одной из лож звучали следующим образом. Слегка архаичный язык раскрывает псе скрытые оттенки ритуала.

Как тебя готовили к переходу в градус Мастера-каменщика?
Обе мои руки, грудь, оба колена и пятки были обнажены.

На что ты вступил?
На два конца циркуля, направленных к моей груди.

При входе в хожу заметил ли ты что-нибудь необычное?
О да, кругом было темно, за исключением сверкающего огонька на востоке.

Правильно ли я понимаю, что смерть — это особая часть градуса?
О, да.

По какой причине?
По причине безвременной смерти Мастера Хирам Абиффа.

Какие инструменты использовали при его уничтожении?
Линейка, угольник и тяжелый молот.

Как ты проник к знанию этих тайн?
При посвящении в градус Мастера-Каменщика я старался изобразить его.

Как тебя посвящали?
По пяти постулатам Братства.

Я буду признателен тебе, если ты их перечислишь, а затем объяснишь их тайный смысл.

Первый - рука к руке; второй - нога к ноге; третий - колено к колену; четвертый - грудь к груди; пятый - рука на спине.

Первый - рука к руке. Я приветствую тебя как брата, и если возникнет необходимость в моей помощи или поддержке брату, я всегда готов прийти ему на помощь и спасти от падения, если я буду уверен, что он достоин моей помощи и не принесет вреда ни мне, ни моему окружению.

Второй - нога к ноге. Я буду поддерживать тебя во всех справедливых начинаниях. Леность не должна стать препятствием, а гнев не должен ослепить меня. Позабыв обо всех эгоистичных мыслях, я всегда незамедлительно приду на помощь, буду благосклонен к брату в беде, а особенно к брату-каменщику.

Третий - колено к колену. В таком положении я молюсь. Оно мне напоминает о твоих желаниях. Когда я взываю ко Всевышнему, о благосостоянии братьев я буду просить как о своем.

Четвертый - грудь к груди. Моя грудь будет безопасным и священным хранилищем всех справедливых и должных секретов.

Секреты брата, мне доверенные, я буду хранить как свои, так как предать его доверие означает нанести ему величайший удар, который он не сможет выдержать морально. Более того, это будет похоже на жестокость убийцы, затаившегося в темноте, чтобы нанести удар безоружному или, по крайней мере, не готовому к встрече с ним противнику.

Пятое — рука на спине. Я буду поддерживать репутацию брата в его отсутствие, как будто он находится рядом со мной. Я не оскорблю его сам и не позволю остальным так поступить, если я буду в силах противостоять этому.

Таким образом, пятью постулатами братства мы связаны в единую, неделимую цепь из искренней привязанности, любви к братьям, успокоения и правды.

После завершения посвящения Мастер просит «тщательно облицевать» ложу. После совершения ритуала Мастер ложи обращается к Старшему Надзирателю со словами, напоминающими нам язык Шекспира: «Теперь наши работы завершены». И Старший Надзиратель с позволения Мастера может закрыть собрание.

Старший Надзиратель сообщает братьям, что по велению Мастера собрание объявлено закрытым. Его слова отдаются эхом в устах Младшего Надзирателя, раздаются удары молотка, и вместе с Внутренним Стражем и Привратником они закрывают собрание.

Священная Королевская Арка

После Третьего градуса в английской традиции Мастер-каменщик переходит в Священную Королевскую Арку, которая представляется как завершение градуса Мастера-Каменщика. Пароль Королевской Арки - «Амми Рухамах» (Мои люди нашли милосердие).

По Шотландскому уставу, широко распространенному в США, для вступления в Королевскую Арку кандидату необходимо состоять в градусе Мастера помечали свою работу. Мастер метки свою собственную Великую ложу и подчиненные ей ложи по всей Англии Ложа насчитывает около шести тысяч членов.

Одеяния и регалии

Много веков назад во время строительства соборов каменщики носили фартук из кожи ягненка, защищавший их одежду во время работ. Сегодня масоны продолжают его надевать, но уже не для того, чтобы сохранить свою одежду в чистоте, а как напоминание о том, что во франкмасонстве независимо от того, богат ты или беден, известен или нет, удачлив или несчастлив, все равны.

Обычный белый фартук Первого градуса олицетворяет чистоту души, которую Ученик пытается достичь в этом градусе. Светло-голубые розочки, появляющиеся на фартуке Второго градуса, указывают на начало духовного развития кандидата (светло-голубой - цвет неба, он традиционно ассоциируется с духовностью).

О развитии кандидата при переходе в градус Мастера-Каменщика свидетельствуют не только более богатые украшения на фартуке Мастера в голубом цвете, но и серебряные кисточки, и серебряный змий-искуситель (символ Всевышней мудрости), используемый для пристегивания завязок.

Офицеры Великой ложи носят еще более декорированные фартуки, символизирующие еще большую степень духовности, которую они достигли во время своего путешествия.

В 1914 г. Совет Объединенной Великой ложи работал над стандартизацией масонских регалий и украшений, предназначенных для каждого градуса. Несоблюдение установленных образцов было возможно только с позволения Великого мастера.

Офицерам выдавали простую, повседневную одежду наряду с богато расшитыми костюмами, отделанными золотыми кисточками, обрамленными голубым и изобилующими масонскими символами. Незабываемым остается одеяние президента Вашингтона на церемонии заложения краеугольного камня здания Капитолия в городе, носящем его имя.

Офицерам также выдавали символы-украшения же ложи, которые они обязаны были надевать на небесного цвета воротнички.

Сегодня с увеличением числа градусов по всему миру, особенно в США, где особенно популярен Шотландский обряд и орден рыцарей тамплиеров, дизайн этих символов богат и разнообразен. Так, например, Мастер-Каменщик может носить богато украшенную цепь, а при переходе из градуса в градус он надевает соответствующие своему градусу одеяния.

Посещение одного из магазинов, специализирующихся на масонском одеянии и украшениях, - это незабываемый опыт не только для членов братства, но и для обычных людей. В них представлен такой огромный выбор не только украшений и фартуков, лент и воротничков, но и изделий из керамики, стекла, галстуков, тисненых изделий из кожи, ежедневников, книг, медалей и других памятных вещей. Но украшения, безусловно, завораживают больше всего.

Слишком много существует орденов, и все они сильно отличаются друг от друга. И для каждого ордена существуют свои украшения. Украшения, описываемые здесь, носят офицеры Великой ложи. Все символы сделаны из золота или из какого-либо драгоценного желтого металла и обрамлены золотым кругом.

Бывший Великий мастер носит на четверть раскрытый циркуль, в центре которого находится треугольник. Мастер носит похожий символ, но в середине у него расположено солнце. Старшему Надзирателю полагается угольник, а Младшему - уровень. Для Хранителя - перекрещенные ключи, для Секретаря - перекрещенные ручки, а для Привратника - перекрещенные мечи.

Мантии ярких цветов, обилие золотых цепей, серебряные, золотые символы ложи - все это является дополнительным подтверждением богатства франкмасонства, а также напоминает нам о минувших временах, когда жизнь, возможно, была более красочной, чем сегодня».

Джонстоун, М. Масоны. Иллюстрированная энциклопедия Древнего Братства / Майкл Джонстоун; пер. с англ. И.В. Арбузовой. — М.: ACT: Астрель, 2011. — 141, с.: ил. Стр. 104-116.

Мормонский «храм» в Ла Хойе (США)

Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В 1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую «великую ложу» с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали «вольным каменщиками», обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита. Тогда же Смит и Сидней Ригдон были приняты в масоны и возведены в первую степень, но уже в ближайшие дни возвысились до второй и третьей степеней. Шесть недель спустя, 4 мая 1842 г., Джозеф Смит посвятил группу ведущих мормонов (почти все они были масонами) в свой храмовый ритуал. Таковым было начало того, что сегодня известно как мормонский ритуал «наделения». Повторим, что в первую очередь в него были посвящены те мормоны, которые уже состояли в масонских ложах. Более того, для посвящения использовалось то же самое помещение, что и для масонских ритуалов. Мормонский историк Б.Х. Робертс пояснил, что комната, «в которой проходили эти священные церемонии», не только служила первым мормонским храмом (это было еще до сооружения мормонского храма в Наву), но также «была местом собраний франкмасонской ложи в Наву» (4).

Мормоны считают свои храмы непосредственным продолжением возрожденного иудейского храма в Иерусалиме. Что касается архитектурной формы и внутреннего устроения иудейского храма в сравнении с мормонскими храмами, отсутствие какой-либо преемственности очевидно даже весьма малосведущему человеку. Иерусалимский храм состоял из двора (притвора), собственно храма (святилища) и Святого Святых. Во дворе, то есть непосредственно перед храмом, находился алтарь, на котором приносились кровавые жертвы; в помещении храма (святилища), куда допускались только священники, был кадильный жертвенник, а в Святая Святых, где Соломон разместил Ковчег Завета и изображения херувимов, заходил лишь первосвященник и только раз в год для произнесения святого Имени Божия. Никаких тайных храмовых ритуалов у иудеев не было. Впрочем, начиная с эпох Возрождения и Просвещения, европейские оккультисты стали утверждать, что в храме совершались некие тайные магические обряды, которым, дескать, научил Соломона строитель храма Хирам Финикиец. Ритуалы эти якобы после разрушения храма не были забыты и передавались по цепи поколений особо посвященных, покуда некоторые из них не основали «Общество вольных каменщиков» (франкмасонов).

Таким образом, когда основатель мормонизма Джозеф Смит объявил о строительстве «истинного и восстановленного» храма, устройство которого, также как и совершаемые в нем обряды, были открыты ему непосредственно Богом, возвращающим к жизни Свой иерусалимский храм и назначающим мормонов стать Новым Израилем, он фактически не сказал ничего нового. Такие утверждения уже делались неоднократно. Резонно поставить вопрос: насколько Смит был самостоятелен в этом утверждении, либо насколько он почерпнул его у своих масонских предшественников. Целый ряд фактов указывает на то, что Смит не только вдохновлялся масонскими теориями, но и занимался плагиатом, позаимствовав как целый ряд идей, так и форму, и тексты масонских ритуалов.

Обычно мы представляем себе храм как помещение для богослужения. Внутри храмового здания находится единое архитектурное пространство, предназначенное для совместных обрядов верующих. Однако мормонские храмы совсем иные: внешне помпезные и массивные, по своему внутреннему устроению они скорее напоминают особняки или дворцы, состоящие из множества отдельных внутренних помещений, каждое из которых служит определенной цели (или целям). Единого внутреннего архитектурного пространства не существует. Есть комнаты, залы, коридоры, подсобки. Все они предназначены для проведения особых тайных ритуалов.

Джозеф Филдинг Смит — шестой президент «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» — провозгласил: «Никто не может быть возвышен в целестиальном (небесном. — А. Д.) царстве, если он не прошел храмовых ритуалов» (2). Мормонские храмы остаются закрытыми не только для людей, не принадлежащих к секте, но и для самих мормонов, «не заслуживших» этой привилегии. Для того, чтобы попасть в храм, мормон должен вести образцовый (с точки зрения мормонизма) образ жизни и получить рекомендацию, заверенную его «епископом» (главой общины) и президентом кола (округа). Согласно оценке специалистов, храмовые церемонии проходят около 10% мормонов (3). Таким образом, 90% от общей численности сектантов вообще не попадают внутрь главных ритуальных сооружений мормонизма, уготовляя себе лишь второстепенную роль в мормонском эсхатологическом плане. Тайные храмовые ритуалы остаются для них неведомыми.

«Счастливчики», удостоившиеся попадания в храм, проходят там обряды «наделения», «заместительного крещения для мертвых» и «запечатления». Изредка над высшими чинами мормонской секты совершается обряд «второго помазания». Мормоны, дающие клятву сохранять содержание обрядов в строгой тайне, разучивают различные знаки и пароли, при помощи которых они рассчитывают быть пропущенными в небесное царствие, где смогут начать свой путь к превращению в полноправных и суверенных богов, воцарящихся со своими гаремами на своих планетах или галактиках.

В убранстве мормонских храмов присутствуют и постоянно обыгрываются такие масонские символы, как квадрат, компас, пчелиный улей, астрологические знаки, циркуль, угольник, «всевидящее око» оккультизма (человеческий глаз в треугольнике) и перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), использующаяся также и в сатанизме.
***

Одна из наиболее известных и заметных черт «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) — их храмы. Архитектурно вычурные, массивные и бросающиеся в глаза, они, несомненно являются достопримечательностями градов и весей. Всего (на конец 2000 г.) в мире существовало 56 мормонских храмов. Еще 52 строились или были запланированы(1).

Посвящение в масоны

Дата: 23.01.2013

В «новоанглийских» и «рыцарских» ложах, бурно развивавшихся во второй половине столетия, как писал один русский масон, «ни одно собрание не обходилось без ресепции» (приема нового члена). В старинных вольнокаменщических цехах будущий член братства должен был быть «допрошен надзирателем и диаконом всей области, чтобы им вызнать его знания и умения», ему также давали задание, «чтобы он показал, на что способен в своем искусстве» («Статуты Шоу»).

В новых масонских ложах имя, возраст, профессию и прочие отличительные признаки каждого кандидата указывали на отдельном листке. По завершении «трудов» листки помещали в мешок или коробку, которую поочередно подносили каждому из присутствующих по старшинству. Если кандидатура не вызывала возражений, рассмотрение вопроса назначали на следующем заседании. По правилу, после предварительного утверждения венерабль должен был дать поручение трем «братьям» собрать сведения о моральном облике претендента, однако на практике правило часто нарушалось или «комиссары» легкомысленно относились к своей обязанности, а члены ложи закрывали на это глаза.

Перед следующим заседанием комиссары опускали в «мешок с предложениями» свои донесения, составленные в письменном виде, и венерабль зачитывал их при всех. Если полученные сведения говорили не в пользу кандидата, ему отказывали в приеме, если же отзывы были благоприятными, вопрос о приеме выносился на голосование. В случае положительного исхода прием происходил через месяц.Никто не мог быть принят в ложу без единодушного согласия всех без исключения присутствующих «братьев». Не разрешалось принимать более пяти членов в один день.«Профана» вводил в ложу не тот человек, который рекомендовал принять его в братство, а другой, незнакомый с ним. Кандидата заводили в «комнату размышлений»*, обитую черным сукном, с погребальными эмблемами и символическими предметами. В английском масонстве обряд посвящения начинался только с вводом в храм, но по французскому обряду пребывание в «комнате размышлений» уже было началом посвящения — очищением землей.

Стены этой комнаты были испещрены надписями: «Если тебя привело сюда пустое любопытство — уходи; если ты боишься узнать о своих изъянах, тебе здесь не место; если ты способен на обман, трепещи: он раскроется; если ты дорожишь человеческими отличиями, изыди, ибо мы их не знаем; если ты не отступишь, то очистишься через стихии, выйдешь из бездны мрака и увидишь свет; от тебя могут потребовать величайших жертв, даже жизни — готов ли ты к этому?».На столе были расставлены череп и кости, хлеб, кувшин воды, сера, соль, иногда ртуть. На стенах с изображениями песочных часов, петуха, косы была начертана надпись: «Бдительность и упорство». Петух, череп и песочные часы символизировали пробуждение, смерть и время. Хлеб и соль представляли собой одновременно пищу телесную и духовную. Прочие вещества относились к алхимическим символам, как и надпись V. I. Т. R. I. О. L., появившаяся впоследствии в ложах французской и шотландской систем и имевшая явную связь с розенкрейцерством. Это слово переводится как «серная кислота», однако является еще и аббревиатурой латинской фразы: Visita Interiora Terraem Rectiflcandoque, Invenies Occultam Lapidem (Загляни внутрь Земли, и, изменяя себя, ты найдешь потаенный камень), которая имела смысл «познай прежде самого себя». Комната освещалась не факелом, а фонарем, поскольку «профан» еще «не увидел свет».

В российских «елагинских» ложах использовали даже «гаджеты» для приведения в трепет кандидатов в адепты. «Палата обита черным сукном, и по оному сукну на стенах раскинуты цветы белые во образ звездам, и посреди оной палаты поставлен стол под черным сукном, и на оном столе лежит мертвая голова и обнаженная шпага с заряженным пистолетом; то в оную приведут, и огонь вынести должно, и оный пришедший сидит против оного стола, а оная мертвая голова, вделанная на пружинах, имеет движение и так до оного касается», — описывал начало церемонии «информатор» петербургских властей Михаил Олсуфьев.

Находясь в «комнате размышлений», кандидат должен был составить завещание (поскольку он «умирал» для мира непосвященных) и письменно ответить на три вопроса: «Каковы обязанности человека перед Богом? Перед себе подобными? Перед самим собой?» Впрочем, формулировка вопросов менялась на протяжении столетия; изначально именно ответы на эти вопросы считались «философическим завещанием»: «профанам», стремившимся вступить в братство по политическим причинам, предложение написать обычное завещание показалось бы весьма подозрительным.Дальнейшее развитие событий очень скоро перестало быть тайной для непосвященных. 21 января 1738 года «Амстердамская газета», прозванная французским писателем Пьером Бейлем «переносчиком европейских сплетен», поместила на двух страницах статью, в которой, в частности, описывался ритуал посвящения в масоны:

«Сначала нужно, чтобы один из братьев представил кандидата ложе как благонамеренного; по просьбе кандидата поручившийся за него, который становится его наставником, проводит его в одну из комнат ложи, где царит кромешная тьма, и там его спрашивают, чувствует ли он в себе призвание. Он отвечает утвердительно; тогда у него спрашивают имя, фамилию и звание; отбирают все металлические предметы и украшения, которые у него есть при себе, — серьги, запонки, перстни, брелоки и т. д. Обнажают правое колено; велят надеть башмак на левую ногу, смяв задник, завязывают ему глаза и оставляют в таком виде примерно на час, чтобы он предавался размышлениям, после чего наставник трижды стучит в дверь приемной комнаты, где находится преподобный великий мастер ложи, отвечающий изнутри также тремя ударами, и дверь открывается. Наставник говорит, что явился дворянин такой-то, просящий его принять. (Заметьте, что вне и внутри этой комнаты находятся братья-привратники с обнаженной шпагой в руке, чтобы не пускать туда «профанов».) Великий мастер с голубой лентой на шее в форме треугольника говорит: “Спросите у него, чувствует ли он в себе призвание”.

Наставник так и делает, и после утвердительного ответа кандидата великий мастер приказывает впустить его. Его вводят и заставляют трижды обойти вокруг рисунка, сделанного на полу, где мелом изображены две колонны и нечто, напоминающее развалины Храма Соломона. По обе стороны от них, также мелом, начертаны большие буквы у и В, объяснение которым дается только после посвящения. Посредине три зажженных факела образуют треугольник, при приближении новообращенного на них бросают порох или смолу, чтобы напугать его получившимся эффектом. Совершив три круга, посвящаемый выходит на середину надписи, в три шага, становится против великого мастера, который стоит на возвышении позади кресла, где лежит Евангелие от Иоанна, и вопрошает: “Чувствуете ли вы в себе призвание?” На утвердительный ответ великий мастер говорит: “Дайте ему узреть свет, уже давно он был лишен его”. В этот момент ему развязывают глаза. Все братья, встав в круг, обнажают шпаги; посвящаемого в три шага подводят к табурету, стоящему у подножия кресла. Брат проповедник говорит ему: “Вы вступаете в досточтимый орден, который значительнее, нежели вы думаете. В нем нет ничего против закона, против религии, против государства, против короля или против нравов.

Полная история масонства в одной книге Спаров Виктор

Посвящение в масоны (1) (Ритуал первого градуса)

Посвящение в масоны (1)

(Ритуал первого градуса)

Итак, мирянин, взыскующий «масонского света» и решивший вступить в ложу, становится масоном посредством ритуала инициации, или посвящения в первый градус. Прежде чем ему будет позволено вступить в храм, правое колено кандидата обнажается, левая нога – с надетой туфлей – обувается в сандалию, глаза завязываются платком, и в таком виде он оставляется на полчаса наедине со своими мыслями в «комнате для размышлений», которую охраняют изнутри и снаружи несколько «братьев», вооруженных мечами. Вместе с кандидатом остается лишь «брат», рекомендовавший его в ложу, однако разговаривать им запрещено.

В комнате господствуют черный цвет и эмблемы смерти: клепсидра, фонарь, кости скелета, кусок черствого хлеба и кувшин воды. Последние два символа заимствованы из Ветхого Завета, точнее – из Третьей книги Царств, где говорится о пророке Илии, который, прежде чем убежать от гнева Иезавели в пустыню и затем к горе Хориве, «лег и заснул под можжевеловым кустом; и вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей). И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды.

Он поел, и напился, и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей); ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (19:5–8).

Таким образом, хлеб и вода в «комнате для размышлений» суть символическая пища мирянина до того, как он начнет «путь» инициации. Черствый хлеб в данном случае символизирует мотивы старения и немощи на лоне плодородной природы, а вода в сосуде суть бессмертная душа, заключенная в тело (сосуд), как этот символ трактуют пифагорейское и платоническое учения.

В комнате посвящаемого просят составить символическое завещание, в котором поименованы его обязанности. Речь прежде всего идет об обязанностях человека как личности и в отношении себя самого, и в отношении мира, ибо перед лицом посвящения непосвященный как бы умирает, а его завещание, будучи отражением сознания человека, готового к «новой жизни», является пропуском для входа в храм.

По обычаю, прежде чем войти, посвящаемый должен трижды постучать в дверь храма. Этот ритуально-символический жест в английских масонских «катехизисах» объясняется посредством следующего стиха из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (7:7). Троекратный стук в данном случае символически намекает на Святую Троицу христиан, ибо еще в XVIII веке существовал обычай: освящая новый храм, христианский священник трижды обходил вокруг него, каждый раз стуча в закрытую дверь.

Одежда соискателя (еще один термин, который применяется в масонской практике в отношении инициируемого) должна быть в беспорядке, а одна нога – разута. Эта практика опять же восходит в Библии, к Книге Исхода, где Господь, взывая к Моисею из горящего куста, приказывает ему снять обувь, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (3:5).

Беспорядок в одежде призван символизировать состояние замешательства непосвященного, который, входя в храм, как бы внутренне обескуражен, ибо не знает, что ему предстоит. Сама же одежда, которая служит человеку внешним покровом, символизирует «разложение» внешней оболочки в процессе символической смерти, которую принял кандидат в «комнате для размышлений».

У посвящаемого отбирают также все металлические предметы: пряжки, пуговицы, кольца, деньги, оружие, ключи и так далее, – которые на языке масонских символов означают «страсти, потрясающие мир». Это своего рода акт экспроприации, после которого кандидат оказывается «в состоянии бедности», которое должно напоминать ему о том, что одна из первейших его обязанностей – отдавать избыток тем, кто нуждается.

Момент инициации близок.

Досточтимый Мастер, ведущий церемонию, трижды стучит по столу деревянным молотком в Зале собраний и надевает шляпу, братья же остаются с непокрытыми головами. Затем Мастер осведомляется, должным ли образом подготовлен кандидат к посвящению, и в случае положительного ответа отдает распоряжение Стражам выйти из Зала собраний и привести соискателя.

В это время «братья» зажигают три свечи, расположенные в форме треугольника на полу в середине табеля. Царит полная тишина. Досточтимый Мастер с наугольником на груди и с Книгой Священного Закона, открытой на первой странице Евангелия от Иоанна, восседает на своем стуле (троне) в восточном углу зала.

Раздается тройной стук кандидата. Мастер отвечает на это тремя ударами молотка и вопрошает: «Кто там?» Второй Страж у дверей повторяет этот вопрос. На это следует ответ (если кандидат за отведенное ему время не успел заучить эти слова, их ему подсказывает сопровождающий): «Некий профан, который молит о том, чтобы разделить с вами часть благодати, излившейся на сию ложу Святого Иоанна, кою разделили с вами столь многие Ученики и Подмастерья до него». После этого двери раскрываются, Первый и Второй Стражи принимают соискателя – один справа, другой слева – и трижды обводят его вокруг табеля, лежащего на полу Зала собраний. Затем они подводят его к восточной части и ставят лицом к Мастеру, а в это время «братья», выстроившись в две шеренги по его бокам, создают беспорядочный шум, ударяя оружием (как правило, мечами, точнее – их имитацией) друг о друга.

После этого посвящаемый, обращаясь к Мастеру, просит дать ему света, ибо он слеп (вспомним, что глаза его закрыты повязкой). Мастер, прежде чем одарить его светом, объясняет новичку некоторые каноны масонского ремесла, а затем приглашает принести присягу на «кубке возлияний».

Сладкое и горькое питье, чередующееся в чаше, связано с источником Мнемозины (памяти) и водой из реки Леты (забвения). Мнемозина – греческая богиня памяти, с которой пифагорейцы и платоники связывали процесс познания самого себя, называя его «анамнез», то есть воспоминание о путешествии души во Вселенной. Лета – река, ведущая в Аид, поэтому ее вода – «летальная», мертвая, несущая гибель и смерть. В масонской символике сладкое и горькое питье являются также напоминанием о двух возможных путях, которые открыты перед непосвященным: путь просвещения, если он искренне отнесется к своему посвящению, и горечь «второй смерти» – смерти духовной, иначе говоря, несостоявшейся инициации, которая, в случае ее успешного проведения, призвана освободить человека от «первой смерти» – мирской жизни. Испить же горечь суждено тому, чьи губы совершат клятвопреступление, кто откажется от взятой на себя обязанности этического и духовного строительства своей личности, вменяемой в обязанность всякому, вступившему на масонский путь.

В сопровождении одного из «братьев» кандидат должен совершить три последних символических путешествия – «в воде, воздухе и огне». Первое путешествие, под землей, он уже совершил, когда находился в «комнате для размышлений». Его представляют собравшимся как человека «свободного и добрых обычаев». «Добрые обычаи» значат на языке масонских символов, что это человек честный и умеренный. А «свободный» он потому, что лишен предрассудков и сковывающих разум цепей фанатизма, ибо, как говорится в масонском катехизисе, «тот, кто не может пользоваться свободой, должен быть отторгнут от наших тайн как не умеющий управлять своим поведением и не способный выполнять взятые на себя обязанности».

Прохождение через четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь, – которые являются основными элементами материи в физике Эмпедокла и Аристотеля, символизирует очищение. По представлениям Аристотеля, эти элементы составляют «подлунный» мир и в чистом виде выстроены по вертикали, начиная с элемента более тяжелого (земли) и кончая самым легким – огнем. Выше огня – эфир, который философ понимает как некую небесную субстанцию, обладающую совершенством кругового мира. Это же представление о четырех элементах, образующих материю, встречается и во многих других древних учениях, причем не только западноевропейских, но и восточных – древнекитайских и древнеиндийских.

В масонской ритуальной символике путешествия через четыре элемента призваны наглядно изобразить крестный путь человеческого духа, на котором дух сначала стал материей, а затем поднялся от земли к небу. Этот масонский путь тоже идет «по вертикали», о которой сказано выше, и подводит человека к словам Божьим «да будет Свет», то есть к воссоединению его с первичным актом Сотворения (Бытие, 1:3).

В ходе символических путешествий инициируемый наталкивается на «препятствия», которые постепенно «истончаются», подобно тому как истончается материя в Аристотелевой «вертикали». Все эти скитания вслепую в пространстве храма, шумы, лязг оружия, крики «братьев» и так далее призваны создавать у соискателя ощущение «перехода».

По завершении четвертого путешествия наступает тишина. В воцарившейся тишине Мастер, стоящий за своим стулом наверху лестницы, лицом к ее подножью, задает кандидату вопросы: «Действительно ли ты желаешь сделаться франкмасоном?» и «Сделан ли твой выбор по доброй воле и свободному волеизъявлению?» На эти вопросы тот отвечает: «Да». Затем Мастер командует: «Да узрит он свет!» С глаз кандидата снимается повязка, а «братья» поднимают мечи и направляют их острия ему в грудь. Мастер же в это время напоминает посвящаемому «золотое правило», или универсальную этическую заповедь, масонства: «Не делай другим того, чего не желаешь самому себе; твори для других добро, какого желал бы самому себе».

Затем кандидату приказывают тремя ритуальными шагами приблизиться к алтарю на востоке, и один из руководителей церемонии указывает, как ему встать. На алтаре лежат циркуль и наугольник. Один из помощников возглашает: «Ныне ты вступаешь в достопочтенное сообщество, куда более весомое и значительное, нежели ты представляешь. Оно не противостоит ни закону, ни религии, ни нравственности, в его действиях нет ничего, что противоречило бы присяге на верность монарху или государству. Об остальном тебе сообщит Досточтимый Мастер».

Как только оратор произносит эти слова, кандидат преклоняет перед алтарем правое, обнаженное колено. (Левая его нога, как помним, обута в сандалию или туфлю со срезанным задником, что делает ее похожей на сандалию.) Когда кандидат принимает нужное положение, Мастер обращается к нему с такими словами: «Обещаешь ли ты никогда не раскрывать ни устно, ни письменно, ни под каким-либо другим видом тайн франкмасонов, кроме тех случаев, когда говоришь о них с нашим братом в должным образом собравшейся и открытой ложе в присутствии Досточтимого Мастера?» На что кандидат отвечает: «Обещаю». Затем ему расстегивают жилет и рубашку и приставляют к левой, обнаженной стороне груди острие циркуля; он сам держит его левой рукой, а его правая в это время покоится на Евангелии.

«Я (имя) здесь и сейчас по доброй воле и без принуждения, торжественно, чистосердечно обещаю и клянусь перед лицом Господа Всемогущего и этого достопочтенного собрания, что буду всегда прятать и скрывать и никогда не раскрою тайн и таинств масонства и масонов, которые будут доверены мне сейчас или в любое другое время в будущем, кроме тех случаев, когда я говорю о них с верным и совершенным братом после соответствующего испытания или же в достопочтенной и совершенной ложе, если меня должным образом примут ее братья.

Далее, я торжественно обещаю и клянусь, что я не запишу эти тайны, не напечатаю их, не вырежу, не выгравирую и не послужу причиной их написания, напечатания, наметки, вырезания или гравировки на дереве или камне, считая при этом за выявление даже любой видимый след или признак следа буквы, который только может появиться где бы то ни было под движущимся или неподвижным небесным сводом в результате нарушения нашего закона.

Во всем этом я торжественно обязуюсь и клянусь, сохраняя твердое намерение поступать так же и впредь, без всякого сомнения, без мысленного противоречия или попыток уклониться в сторону от исполнения своего долга, сознавая, что кара за преступление этой клятвы будет не менее страшна, чем ежели бы язык мой с корнем был вырван из уст моих, сердце мое исторгнуто из груди, чтобы быть погребенным в донном песке на расстоянии кабельтова от берега, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в сутки, а тело мое – сожжено и пепел его развеян по лику земному, дабы и памяти обо мне не осталось среди франкмасонов. Итак, помоги мне, Господи, и удержи меня в верности этому торжественному обещанию Ученика вольного каменщика». (Целует Библию.)

Мастер, держа над ним пламенный меч, совершает обряд инвеституры – введения в масоны. Как только Мастер произнесет слова «Ты мой брат», посвящение считается состоявшимся и новый масон «украсит своим присутствием сии колонны».

Вслед за этим новому члену братства вручают запон (фартук), две пары белых перчаток и сообщают знак, пожатие и проходное слово Ученика. Фартук (у Ученика он лишен фигур и символического орнамента, а у масонов высших степеней снабжен богатейшей символикой) символизирует труд – «первейший долг и обязанность, высочайшее утешение человека». Одна пара перчаток предназначена для него (символ чистоты), а другая – для спутницы жизни, являющейся «совершеннейшей женщиной», то есть той, которую масон любит и уважает. В этом смысле символика перчаток связана со средневековыми рыцарями, которые, как известно, украшали свой шлем перчаткой «прекрасной дамы сердца».

Кроме того, вновь посвященного обучают ритуальным шагам, которыми он должен приближаться к Мастеру по табелю, лежащему на полу ложи. Там изображены самые различные символы, такие, например, как увязанный сноп, трон, окруженный звездами, прямая линия, символизирующая отвес каменщика, а также могила Хирама, первого Великого Мастера, который умер более трех тысяч лет назад. Все эти символы и аллегории объясняются Ученику подробнейшим образом и, по возможности, самым простым и понятным языком. И наконец в заключение он получает символическое наставление в мастерстве: брат-наставник по поручению Мастера подводит Ученика к неотесанному камню, где тот и приступает к работе.

На этом церемония посвящения завершается. Новый член братства должен теперь взять из специально для этих целей принесенного ведра с водой щетку и стереть изображение табеля на полу, если оно нанесено мелом или углем. Затем его выводят из Зала собраний и возвращают ему все вещи, которые были у него изъяты перед началом посвящения. После этого ему отводится место по правую руку от Досточтимого Мастера, которое он и должен занимать впредь.

Итак, человек, посвященный в масоны, имеет теперь право занять «место у колонн». «Братья» по этому поводу выражают ему свою радость, подняв вверх мечи, острия которых прежде были направлены в грудь соискателя, и поздравляют нового «брата» троекратным похлопыванием по плечу открытой ладонью.

В заключение скажем, что масон может, если он сам того пожелает, предать гласности факт своей принадлежности к ордену, однако называть имена других «братьев» по ложе ему не разрешается, если только он не получит на это особого разрешения. Причина этого распорядка в жизни масонства весьма проста и предельно ясно объяснена в масонском уставе, где сказано: «Вы должны соблюдать сдержанность в отношении лиц, которых увидели сегодня, и имен, которые входят в общину, ибо каждый человек имеет право сказать о себе только то, что он сам желает сказать, и не желает, чтобы за него говорили другие».

Из книги Магия на службе у государства автора Гросс Павел

Из книги Оккультный Сталин автора Первушин Антон Иванович

Кремлевские масоны Советская власть столь рьяно преследовала любые идеалистические учения и философии, что наводила посторонних наблюдателей на размышления: что-то здесь нечисто, очень уж похоже на то, как одни религиозные фанатики вырезают других.В среде

Из книги Сатанисты XX века автора Шабельская-Борк Елизавета Александровна

XI. Что такое масоны Вернувшись в гостиницу Бристоль, Ольга наскоро сменила амазонку на простое домашнее платье и, позвонив лакею, приказала принести «первый завтрак» к себе в номер.- Для двоих, - прибавила она. - Я жду профессора Гроссе одного или с отцом. Во всяком

Из книги Полная история масонства в одной книге автора Спаров Виктор

I. Масоны торжествуют Прошло три года.Наружно ничто не изменилось на прекрасной Мартинике и в роскошном городе Сен-Пьере.Так же нежил и ласкал мягкий тёплый воздух, так же ярко синел безбрежный океан вокруг счастливого острова, дивно сверкали алмазные звёзды в прозрачных

Из книги Том 2. Градусология автора Вронский Сергей Алексеевич

IV. Ритуал и посвящение Раз уж мы углубились в теоретический мир символизма, то при рассмотрении такой темы, как «Ритуал и посвящение», будет небесполезно дать вначале немного теории и здесь, попытавшись ответить на вопрос: что такое ритуал и для чего он, собственно, нужен?

Из книги Калиостро автора Яковлев Александр Алексеевич

Посвящение в масоны (2) Ниже мы приводим тот же процесс инициации, или посвящения, но не в виде прозаического рассказа, как вначале, а в виде мистерии, или «церемониальной пьесы», как он совершается во втором и третьем разделах (действиях) ритуала первого градуса. В этой

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Посвящение в Подмастерье (Ритуал второго градуса) Степень Подмастерья, согласно масонской иерархии, подтверждает правильность избранного пути и обязывает всякого, кто вступил на него, быть настойчивым и непреклонным. Подмастерье – степень активного начала. «Степень

Из книги Ступени посвящения автора Холл Мэнли Палмер

Посвящение в степень Мастера (Мистериальное действо третьего градуса) Ниже мы приводим, как и в случае с посвящением в масоны и присвоением степени Ученика, «мистериальную пьесу» третьего градуса, разыгрываемую при посвящении в степень Мастера. В.: Мастер ли ты? О.: Да,

Из книги Коса и камень. Зелот о Масонстве (сборник) автора Щукин Евгений

2.1. СПЕЦИФИКА 1-ГО ГРАДУСА 1-й градус – градус надежд и ожиданий. Планета в 1-м градусе раскрывает тайны, связанные с переходом на новый уровень и вступлением человека в новый цикл жизненного опыта и деятельности. Путь этот пока ещё непознанный, поэтому таинственный, так как

Из книги автора

2.2. СПЕЦИФИКА 15-ГО ГРАДУСА 15-й градус любого знака Зодиака – это градус Полпути (Середины пути). Человек находится на перекрёстке дорог, где он должен хотя бы на миг остановиться, задуматься, чтобы решить, что делать дальше, какой путь выбрать. Желание любого человека –

Из книги автора

2.3. СПЕЦИФИКА 30-го ГРАДУСА, ГРАДУСА АНАРЕТЫ Последний градус любого знака Зодиака в древности назывался градусом Анареты, градусом Судьбы, Разрушителя, Губителя и градусом Подведения итогов. Находясь в последнем градусе знака, любая планета приобретает не совсем

Из книги автора

Знаменитые масоны Элиас Эшмол (1617– 1692) Одним из виднейших деятелей раннего спекулятивного масонства, чьими стараниями оно и приобрело, по мнению многих исследователей, современные внешние формы и внутреннее содержание был Элиас Эшмол. В дневнике он указывает, что