Беседа о пасхе 2 младшая группа. Конспект занятия в младшей группе на тему: "Пасха"

В этот день ходили люди в гости друг к другу и обменивались яйцами и выпечкой. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?»

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор. Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А теперь узнаем, что такое куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?»

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?»

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха - это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Проект «Дорого яичко к Христову Дню»

(вторая младшая группа, краткосрочный, творческо-информационный)

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация.

Актуальность темы:

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Я решила познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».

Постановка проблемы: узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи:

Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Пробудить эмоциональную отзывчивость.

Создать условия для реализации творческой деятельности.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Этапы проекта:

Организационно-подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Расширение кругозора детей.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

Обоснование актуальности темы.

Определение цели и задач проекта.

Создание развивающей среды: подбор литературы, пособий, атрибутов.

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

2 этап. Основной.

Социализация.

Дидактическая игры «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты), «Подбери по цвету», «Большой - маленький».

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи).

Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Разбивайки»», «Пасхальное гнездышко».

Игра драматизация по сказке «Курочка Ряба».

Игра малой подвижности «Вышла курочка гулять…».

Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Познание.

Занятие (ФЦКМ) «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».

Беседы на темы: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху?»

Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»

Посадка травки для оформления пасхального яйца.

Художественная литература.

Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом жаворонке»; стихов о празднике Пасха; фольклорных произведений.

Художественное творчество.

Объемная аппликация в технике бумажная пластика «Веточка вербы».

Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».

Занятие кружка «Волшебная бумага». Изготовление открытки «Пасхальная радость».

Разучивание песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе: хоровод «Цветочки на лужочке» муз. Величко; хоровод «Вот весна пришла» р. н. м.

Слушание «Колокольный звон».

Игра с колокольчиками.

Работа с родителями.

Папка-ширма «Поздравление со светлым праздником Воскресения Христова Пасхой».

Папка-передвижка «Как праздновать пасху».

Консультация «Пасхальные традиции и значение для семьи».

Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».

3 этап: Заключительный

Занятие «Светлая Пасха».

Знакомство со сказкой Пасхальная сказка о курочке Рябе»

Практическая работа « Украсим яйца к Светлой Пасхе»

Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.

Выставка работ совместного творчества родителей и детей «Дорого яичко к Христову Дню».

Постановка новой проблемы: Узнать, как празднуют Пасху в других странах?

Литература:

Князева О.Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

http://detochka.ru/articles/a_9059/

http://deti-burg.ru/tvorchestvo/

http://www.passion.ru/baby/pasha

Рыцарская Наталья
Детям о Пасхе. Конспект интегрированного занятия в младшей группе

Детям о Пасхе .

Цель : познакомить детей с традициями празднования Пасхи .

Задачи :

1. Рассказать почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца.

2. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность картона и украшать изделие.

3. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.

4. Развивать речь и мышление.

интеграции : коммуникация, чтение, художественное творчество, познание

Демонстративный материал : иллюстрации с изображение крашеных яиц, кулича;картинка с золотым яйцом и с жар – птицей; на каждого ребенка яйцо, вырезанное из картона, пластилин, гречка, горох фасоль для украшения.

Ход занятия

Ребята, скажите мне, какой праздник мы отмечали в выходные?

Правильно, Пасха . А теперь я вам расскажу, почему мы его празднуем. «Пасха считается самым главным праздником, так как в этот день воскрес сын божий Иисус. Давным-давно Бог послал на землю своего сына, которого звали Иисус. Он вырос среди людей и умер за них, чтобы помочь им избавиться от грехов. Иисуса распяли на кресте, он умер в пятницу, а в воскресенье произошло землетрясение. Иисус вышел из места захоронения, тем самым победил смерть, и воскрес из мертвых. Прошло много лет, но все люди помнят и любят Иисуса, потому что он был очень хорошим и любил всех людей. Он учил людей, что в своем сердце нужно нести любовь ко всему живому. С тех пор на Пасху принято печь куличи и красить яйца, это символы новой жизни».

Ребята, а что делают люди в этот праздник? Правильно красят яйца и пекут куличи.

Яйцо – самый главный и важный символ Пасхи . Его значение предельно ясно – продолжение рода, новая жизнь и возрождение. Пасхальные яйца – разноцветные или украшенные узорами и рисунками. Почему же на Пасху принято красить яйца? И чем расписывают яйца? Сейчас я вам расскажу сказку, слушайте внимательно.

«Раньше некоторые народы верили в то, что мир произошел от золотого яичка, которое снесла необычная жар-птица. Само яйцо стало символом пищи и тепла, оно было прообразом Вселенной и жизни в ней. Но со временем люди перестали чтить жар-птицу и разбили золотое яйцо. И тогда, в наказание, впервые на землю пришла зима (смерть) . Женщины после этого в период возрождения природы – весной – стали красить обычные яйца в красный цвет, чтобы не забывать о произошедшем».

А какую сказку мы с вами знаем про яичко?. Правильно "Курочка ряба". Кто мне сможет рассказать ее?

И сейчас мы с вами тоже украсим яйца. Перед вами лежит вырезанные яйца, пластелин, горох, гречкак, фасоль. Берем наше яйцо и наносим на всю поверхность палстелин. После того, как мы нанесем пластилин, украсим наше яичко горохо, фасолью, гречкой.

Теперь ответьте на мои вопросы.

1. Какой праздник считается самым гласным праздником?

2. Что произошло в этот день?

3. Каким главным символом Пасхи ?

4. Что люди делают в этот день?

Тема: Праздник Пасхи.

Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа.

  1. Образовательная:

Учить рисовать на форме

Совершенствовать работу с красками, использовать нетрадиционные методы рисования ватными палочками

2. Развивающие:

Развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней

Мотивировать детей к изучению народного творчества

Расширять кругозор детей о народных обычаях и традициях.

3. Воспитательные:

Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к изображениям.

Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Материалы:

Краски, формы для декоративной росписи (куриные яйца), образец росписи яйца (символы солнца, снежинки, волнистой линии, прямые линии и т.д.).

Музыкальный ряд:

Пасхальный, колокольный звон, музыка «Веснянка», Христос Воскресе.

Ход НОД

I . Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. А теперь все внимание на меня. Сегодня наша встреча с вами необычная, сегодня на занятии мы вспомним о празднике, который отмечали все люди в это воскресение. Как называется этот праздник (Пасха). Правильно дети. Наступает этот праздник весной, когда пробуждается природа. (звучит фонограмма колокольного звона). А теперь послушайте стихотворение:

Как радостно опять звучат нам птичьи переливы,

Они тепло в себе таят весенний звон игривый.

И купола опять блестят и солнышко сверкает

Волшебный куличей наряд о Пасхе возвещает.

II . Беседа о Пасхе. Ребята, давайте вспомним как ваши мамы, бабушки готовились к этому празднику. Что они делали? (ответы детей).

Правильно ребята.

По русской народной традиции к этому празднику пекут куличи, красят яйца. А в день праздника Великой пасхи люди поздравляют друг друга и дарят куличи и яйца.

Ребята как люди в этот день приветствуют друг друга? (ответы детей).

А как называются яйца, выкрашенные в один цвет? (крашенки).

А кто помнит какие яйца называются писанками? (расписные).

Правильно ребята!

Педагог: С древних времен яйцо считалось символом жизни и солнца. Чтобы выразить глубокое почтение к этому символу люди начали его расписывать и красить. Вот и мы сегодня будем расписывать пасхальное яичко. А чтобы нам работалось с веселым настроением мы станцуем танец веснянка. А сейчас пройдем и сядем за свои рабочие места. Дети садятся.

III . Ребята давайте посмотрим на уже расписанное яичко. Какие вы видите на нем узоры? Дети перечисляют названия элементов узора (дуги, колечки, звездочки, прямые линии и т.д.). Правильно дети. Давайте покажем в воздухе как нарисовать волнистую, прямую линии и т.д. (дети показывают в воздухе пальчиком). Как вы думаете какими красками лучше украсить яичко? (ответы детей). Правильно дети.

А расписывать яичко мы будем не кистью, а ватными палочками. Перед работой провожу пальчиковую гимнастику (вышли пальчики гулять).

IV . Самостоятельная работа детей (звучит тихая музыка). В ходе самостоятельной работы оказываю помощь затрудняющимся детям. Во время работы детей слежу за осанкой детей.

V . По окончании практической работы оформляется выставка готовых работ. Ребята, какими получились наши пасхальные яйца? (ответы детей: красивые, яркие и т.д.). Правильно, они получились дивными, волшебными и красивыми. С каким чувством вы их рисовали? (ответы детей: с радостью, с хорошим настроением, с воодушевлением и т.д.). Вы все потрудились на славу! Молодцы!!!

Вот вам яйца расписные

Не простые, золотые!

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает.

Вечером подарите свои писанки родителям.

Звучит колокольный звон. Желаю вам радости, мира, добра в Светлую Пасху!

Спасибо за внимание и прекрасное занятие!

Люсьен Кривенцева
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Пасха»

Цель : познакомить детей с традициями празднования Пасхи .

Задачи :

1. Рассказать почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца.

3. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.

4. Развивать речь и мышление.

Интеграции : коммуникация, музыка художественное творчество, познание.

Ход занятия

Вход детей под музыку…

Вошли сели на стульчики.

Кажется мы не все пришли, по-моему мы кого то забыли, а вот же наши ребятки они догоняют нас на паровозике.

Ребята привезли нам песенку про детский сад! (Дети поют песню)

Сегодня я пришла к вам в образе Весны, посмотрите какой у меня венок! Я пришла не с пустыми руками, а принесла один из весенних праздников.

Какие весенние праздники вы знаете?

А я расскажу вам про пасху и вербное воскресение.

Презентация!

Перед Пасхой отмечают весенний праздник вербное воскресение.

Верба – это здоровье сила и красота. Кого коснется верба в праздник тот и будет здоровым сильным и красивым. Рано утром легонько касались детей вербой и приговаривали : Как вербочка растет таи ты расти. Давайте – ка я вас вербочкой коснусь, что бы вы здоровыми были!

У вербочки цветочки-

Пушистые комочки

По весне она цветет

Праздник Пасхи к нам зовет .

А сейчас станцуем с вербочкой

А сейчас присядем на стульчики.

Я хочу рассказать вами о празднике Пасха .

ПАСХА это главный церковный праздник. Всю неделю люди готовятся к празднику Пасхи .

Скажите, что нужно сделать, что бы встретить праздник пасхи ?

(Красить яйца, печь куличи) .

Пасху еще называют ПАСХА КРАСНАЯ , т. е. красивая.

Почему пасху называют красной ? (ответы детей)

В день Пасхи принято надевать чистую светлую одежду, дарить друг другу крашеные яички, угощаться пасхальными куличами .

Яичко – символ жизни

Яичко стало символом новой жизни, возрождения на Пасху .

Почему символом новой жизни стало яичко?

(ответы потому что из яичка появляется новая жизнь, из него вылупляется цыпленок.)

Правильно, природа оживает, просыпается ото сна, когда приходит весна и наступает праздник Пасхи .

Чем заняты дети на картинке ? (Дети играют с яичком)

Верно, этот день дети играли с яичками, катали их на месте, с горок, играли в битки. В игры с яйцами любили играть не только дети, но взрослые.

А вы сегодня хотите поиграть и повеселится? (да)

Тогда я приглашаю Вас отправится в необычное весеннее путешествие. Будем вместе Пасху встречать , ведь говорят, на Пасху происходят чудеса…

Сюрпризный момент

Фонограмма кудахтанье птицы!

Правильно это курица, давайте найдем, откуда раздается кудахтанье.

Корзина с курицей, а в ней большое яйцо.

Игра яичко! Под музыку передаем яичко по кругу, когда мелодия заканчивается, тот, у кого яичко выходит в круг и танцует.

Понравилась вам игра? Молодцы быстро научились играть с яичком.

Ребята кажется к корзине еще что то есть. Что это? (Яички)

Какие? (пасхальные )

Давайте рассмотрим их, они одинаковые? (разные)

Правильно, потому что их раскрашивали разными способами.

Посмотрите на это яичко (крашенка) яичко одного цвета называют крашенка, потому что его покрасили одним цветом! (Попросить нескольких детей показать крашенку)

А это писанка, потому что яичко расписали разными красками (попросить детей повторить )

Встанете, пожалуйста, перед столами.

Показать детям корзинку с яйцами.

Дети как называются эти яички писанки или крашенки?

Правильно крашенки, сейчас мы с вами превратим их в писанки.

Как, да очень просто с помощью наклеек. Если мы приклеим их на крашенки, то получатся какие яички, писанки!

И так превращаем наши писанки в крашенки.

Музыка фоновая.

Теперь полюбуемся нашими яичками, красивые они получились? (да.)

Ребятки, ваши яички, которые вы сейчас украсили своими руками, принесут счастье и радость, тому, кому вы их подарите. (Подарить родителям) .

Сейчас мы заберем наши крашенки в группу и там подарим нашим близким.