Реформа народного образования. Реформы Александра II – кратко Школьная реформа 1864

комплекс мероприятий, проведенных в сфере образования под влиянием общедемократического общественного подъема в России после Крымской войны 1853-1856 гг. Необходимость развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений обуславливалась ростом промышленности, торговли, транспорта и сельского хозяйства, а также потребностью в квалифицированных кадрах, возникшей в результате реформ 1860- 1870-х гг. Включала: школьную реформу, осуществленную на основе «Положения о начальных народных училищах» (14 июля 1864) и «Устава гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864); пересмотр Устава университетов 1835 г. и издание Устава 1863 г. (утвержден 18 июня), вводившего университетскую автономию; разрешение открывать частные высшие учебные заведения для женщин (1869 - Лубянские высшие женские курсы в Москве; 1870 - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве; 1872 - Высшие медицинские женские курсы в Петербурге и Высшие женские курсы профессора В. И. Герье (историко-филологические) в Москве; 1876 - Высшие женские курсы (физико-математические и историко-филологические) в Казани; 1878 - Высшие женские курсы в Киеве и по инициативе профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (Бестужевские) в Петербурге). Хотя все формы народного образования (школы, гимназии, училища, институты и университеты), объем и содержание преподаваемых дисциплин строго регламентировались Министерством народного просвещения, в целом, реформа способствовала демократизации сферы образования, расширяя возможность получения его представителями разных сословий.


Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
В университетах можно было создавать научные общества.
При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
Земские школы, которые создавались земствами;
Церковные школы;
Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

скачать dle 12.1
Легенда о добровольном рабстве

Александр Второй, инициатор реформ

Реформы Александра II - попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века.

Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения.

  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс.

    км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.

  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции - 7,36 четвертей, в Австрии - 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков.

    В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни.

Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развтие России
  • Поражение в Крымской войне
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа.

    Отмена крепостного права (1861 год)

  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа.

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская.

В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией.

Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

В ходе реформы были созданы две ветви судов - мировые и общие.

Они в свою очередь имел по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты). Общей третьей инстанцией были Кассационные департаменты Правительствующего Сената

Военная реформа

  • Упразднены военные поселения
  • Отменены телесные наказания
  • Учреждены военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий
  • Провозглашена всесословная воинская повинность

Значение реформ Александра Второго

В результате реформ, проведенных императором Александром Вторым, в России сложилась экономическая инфраструктура, обеспечивающая промышленный подъем, поставивший страну в один ряд с другими великими державами мира, а так же начало складываться гражданское общество

Ещё статьи

Что означает эмблема ООН и флаг
Что означает символ демократической партии - осел
Что означает логотип чемпионата мира по футболу 2014 года

В самом начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы; был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета.

Но студенты права на корпоративное устройство не получили, и вольнослушатели в университеты более не допускались.

Когда на рубеже 1860-1870-х гг. среди молодёжи широко распространился «нигилизм», консервативный министр народного просвещения граф Д. Толстой склонил Александра II провести реформу средней школы – с целью сделать упор не на такие предметы, которые развивают «поверхностное вольномыслие», а на механическое усвоение точных понятий, способное «подготовить ум и чувства к правильной работе».

Важнейшую роль в школе предполагалось отдать древним языкам и математике.

Гимназический устав Толстого (1871) внедрил классическую систему обучения. В гуманитарных гимназиях стали преподавать в огромном объеме латинский и греческий языки, исключив естествознание и сократив преподавание русского языка и литературы.

Технические же («реальные») гимназии были понижены в ранге до училищ. Там вводился широчайший курс математики и черчения, но сокращалось естествознание.

Дмитрий Андреевич Толстой.

Портрет работы И. Крамского, 1884

В 1879, после новых покушений на царя, по инициативе Толстого были проведены изменения в университетском уставе 1863: профессорские органы по надзору за студентами пополнялись, а отчасти и заменялись посторонней для университета инспекцией

Эпоха Александра II ознаменовалась и быстрым развитием женского образования.

С конца 50-х годов в России начали возникать всесословные женские гимназии. Начальник таких гимназий в Петербурге Н. А. Вышнеградский сделал первый опыт организации высшего образования для женщин, учредив «педагогические женские курсы» (1863). Затем кружком передовых женщин при содействии профессора К.

Н. Бестужева-Рюмина (1878) в столице были открыты «высшие женские курсы» («бестужевские»). По примеру Петербурга они стали возникать и в других университетских городах.

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин

При Александре II были достигнуты заметные успехи и в сфере низшего, народного, образования.

Кроме церковно-приходских школ появился новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались десятками тысяч.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.

В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда во всем обществе.

Реформа высшего образования

Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета.

Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета.

Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство, посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и «студенческим беспорядкам», составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.

Реформа средней школы

Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков министром народного просвещения графом Д.

А. Толстым была задумана реформа средней школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей «всех состояний без различия звания и вероисповедания».

Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания).

Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым) находил, что реальное образование есть «одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения».

Единственным средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В 1871 году он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.

Реальные гимназии были заменены «реальными училищами», цель которых была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний.
Реформой Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве.

К сожалению, школьному классицизму придан был внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическим изучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этот предмет.

За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы (преимущественно чехов). Их преподавание не могло нравиться по незнанию ими русского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла в нравы общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении классицизма.

Реформы женского и начального образования

Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования.

До времени императора Александра II для девушек существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.

Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.

Таким образом, в царствование императора Александра дело женского образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.

А. Вышнеградский. По его мысли, при женских гимназиях были основаны «педагогические женские курсы» для приготовления преподавательниц (1863).

Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты «Высшие женские курсы» («Бестужевские») в Петербурге.

Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 года) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Таким образом, вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то, что правительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.

В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты.

Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ - церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств.

К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали «учительские семинарии».

Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.

Смотрите также:

Реформа образования 1864 года

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование.

Основные даты этих реформ:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».
  • 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».
  • 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформирование начальной школы

Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет.

После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.

Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование.

Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась.

Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин.

Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы.

Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей.

Второй пункт целей был побочным и не принципиальным.

«Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения.

Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров.

Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

6. Реформы в области просвещения

Народное образование также направило на себя заинтересованность царя. Особенно немаловажное значение обладало в этом отношении публикация нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в формировании которого…

Административные преобразования России во второй половине XIХ века

7.

Реформы в области печати

Глубокое и положительное влияние на формирование общественного самосознания оказала также и реформа печати. Уже в самом начале правления Александра II были произведены кое-какие послабления печати. В 1855 г. был ликвидирован подписанный в 1848 г…

Буржуазные реформы второй половины XIX в.

Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.

Земская и городская реформы.

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены.

Народное образование находилось в зачаточном состоянии…

Внешняя и внутренняя политика Николая I

2.2 Политика правительства в области просвещения, печати, религии

Политика в области просвещения становилась все более консервативной.

В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений. Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий: 1…

Николай І: особенности внутриполитического курса

3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ

Реакционная политика самодержавия в первую очередь проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность «вольнодумства»…

Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения

ГЛАВА 2.

ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля)…

Реформы Александра II

2.8 Реформы в области печати

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава…

Реформы Александра І

1.3 Меры в области просвещения

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения.

Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии…

Реформы Александра І

1.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры.

Министерство народного просвещения…

Реформы и реформаторы

3. Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация…

Реформы местного самоуправления 1861 г.

2.4 Реформы в области просвещения

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах…

Реформы Петра 1 в области образования

1.Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения.

К началу XVIII в.

в политическом, экономическом и культурном раз-витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития…

Реформы Петра I

2. 4. Реформы в области культуры и быта.

Реформы Петра I – курс на европеизацию России

3.4 Реформы в области культуры

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть петровских реформ.

Ещё до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами…

Россия в годы либеральных реформ (60-90-е годы XIX века)

Реформы системы просвещения и цензуры

В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры.

Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции…

Александр 2 вошёл в историю как царь-реформатор. Именно он произвёл огромнейшее количество преобразований в стране, существенно изменив положение России на мировой арене. Деятельности царя давали противоречивые оценки: одни считали его едва ли не святым, тогда как другие искренне желали смерти монарха. На него совершался ряд покушений, каждый раз Александра спасало самое настоящее чудо. Но в шестьдесят два года он погиб от взрыва бомбы, брошенной ему под ноги. Трагическая смерть императора всколыхнула Россию и породила целый ряд запретов и отход от либерального курса, который вёл Александр. Реформа Александра 2, связанная с отменой крепостничества, модернизация судебной системы, образовательные реформы - всё это вошло в историю как крупнейшие изменения в российском обществе.

Судебная реформа (1864)

Судебная реформа Александра 2 стала поворотным моментом в российском делопроизводстве. Суды теперь разделялись на две части: местный занимался делами мещан и крестьян, а окружной - более серьёзными преступлениями. Вводился суд присяжных, члены которого могли принадлежать к любому сословию. В его полномочия входило рассмотрение тяжких преступлений. Была упразднена дискриминация: абсолютно все оказывались равны перед судебной властью. Решения не принимались тайно, нельзя было сменить судью, если он по каким-то причинам не устраивал участников процесса. Правила были едины для всех и не могли измениться в ходе заседания. Кроме того, менялось и административное деление страны: теперь империя делилась на округа.

Судебная реформа Александра 2 лишила самого императора реальной власти в судах, единственное, что он мог сделать - помиловать дворянина, которому грозила конфискация имущества.

Земская реформа (1864)

Следующей после отмены крепостного права была земская реформа Александра 2. Вводился новый орган местного самоуправления - земство, члены которого избирались голосованием (доступ к нему получили представители всех сословий). Сами земства подразделялись на распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Избираться в земские собрания могли только богатые люди, причём представители каждого имущественного класса имели собственные выборы. Позже участники земских собраний назначали председателя и определённое количество членов земских управ.

Эта реформа Александра 2 позволила создать органы местной власти, в полномочия которых входило решение локальных вопросов. Такие перемены позволили существенно улучшить жизнь всех слоёв населения, дать больше самостоятельности губерниям и уездам, но здесь имелись и свои минусы. Метаморфозы подразумевали под собой принудительный сбор денег у населения на осуществление всех функций земств. Так что земская реформа Александра 2 позволила новым органам местной власти самим назначать налоги и повинности.

Отмена крепостного права (1861)

Великая реформа Александра 2 была ответом на возрастание социальной напряжённости в стране. Вопрос об отмене крепостного права стоял уже очень давно, но все предыдущие монархи постоянно игнорировали его, угнетая крестьян всё больше. Постоянно существовала опасность мятежей, цари понимали, что если поднимется всё крестьянство, то противостоять ему не сможет никто. Именно это и стало причиной волевого решения Александра.

19 февраля 1861 года свет увидел Манифест об отмене крепостного права. Но всё было не так просто: противоречивой оказалась реформа Александра 2. Таблица расскажет о ней подробнее.

Оценка результатов отмены крепостного права
Плюсы Минусы
Крестьяне становились свободны от помещиков Крестьяне обязаны были выкупить наделы у помещиков
Крестьяне могли распоряжаться собственным имуществом До тех пор, пока крестьянин не покупал свою землю, он продолжал выполнять все прежние обязанности, если в течение десяти лет крестьянин не выкупал землю, он мог отказаться от неё
Создавалось выборное крестьянское самоуправление Реформа распространялась только на европейскую часть империи
Государство готово было предоставить крестьянину необходимую для выкупа земли сумму денег, ему давалась рассрочка на 49 лет Вернуть ссуду на выкуп земли крестьянин должен был с огромными процентами: он выплачивал государству в два или в три раза большую сумму, чем занимал

Крестьянская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: формальное освобождение крестьян, но сохранение их зависимости от помещиков в действительности.

Военная реформа (1857)

В рамках всеобщей воинской повинности в России были созданы военные поселения - своеобразные лагеря, где часть дня крестьяне выполняли свои обязанности на земле, а в остальное время муштровались командующими. Первым делом реформа Александра 2 ликвидировала эти поселения.

Были проведены изменения и в области военной повинности: ежегодно назначалось точное число призывников, и все лица старше 21 года тянули жребий, который определял, кто отправится служить. Конечно, были определённые льготы: не забирали единственного кормильца, единственного сына или того, чей старший брат служил в армии. Военное образование сокращало срок службы в армии, который варьировался в зависимости от подразделения.

Реформа Александра 2 коснулась и управления: создавались военные округа, каждым из которых заведовал местный генерал-губернатор. Армия получила новое оружие, были созданы железнодорожные войска. Пленный теперь, если он не переходил на сторону врага, считался жертвой и получал денежную компенсацию за то время, что он провёл в плену.

Великая реформа Александра 2 позволила создать сильную, хоть и небольшую армию, в резерве которой находилось огромное количество людей. Техническая модернизация и пересмотр командования положительно повлияли на боеготовность войск.

Реформа образования (1864)

И образование не обошла стороной реформа Александра 2. Таблица расскажет подробнее обо всех нововведениях.

Цензура (1857)

Реформа Александра 2 коснулась и периодики. Государство всегда контролировало то, что писали литераторы, но с введением реформы ситуация кардинально изменилась: теперь цензуре не подвергались произведения, объём которых был больше определённого количества страниц. Научные труды и государственные издания вообще не подлежали цензуре.

Городская реформа (1870)

Она стала логическим продолжением земской. Городская реформа Александра 2 кратко может быть описана так: введение самоуправления в городах. Теперь вся власть передавалась городским думам и управам, которые отвечали уже перед вышестоящими лицами. Претендовать на место в органах самоуправления могли только зажиточные люди.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.

Школьная и университетская реформа 1863-1864 г.

История развития образования в России.

· Первые религиозные школы создавались на Руси только при монастырях. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие.

· К началу правления Петра I, в Европе уже существовало около 100 университетов, а в России два учебных заведения: Киевская Духовная академия и Московская славяно-греко-латинская академия.

· Петр I в условиях войны создал систему профессионального образования в форме военных училищ и заложил основы начального и профессионального светского и духовного обучения.

· В 1755 г. Был создан первый в России Московский университет. В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский.

· По инициативе Екатерины II было создано 550 школ для обучения горожан и подготовки учителей.

· Александр I завершил создание системы многоуровневого образования в которую вошли: университеты, гимназии, уездные училища. Низшей ступенью образования являлись приходские училища. Впервые были созданы церковно-приходские школ, в которых могли учиться дети нижних сословий. Находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.

· При Николаи I правительство стало широко проводить в жизнь сословный принцип в системе образования, что выражалось уже не только в создании закрытых учебных заведений, но и в недопущении преемственности обучения в общеобразовательной школе.

Причины проведения реформы образования в 1863-1864 г.

· Предоставление гражданских прав бывших крепостным крестьянам обусловило проведение земской и судебной реформы, в соответствии в которыми стране необходимо было большое количество работников судебной системы, земских врачей, агрономов, и других специалистов. Готовить их можно было из нижних слоев населения, так как дворян в России было меньше, чем нужно было специалистов.

Разработка реформы

· 4 декабря 1861 года Александр II учредил специальную комиссию, в состав которой вошли университетские профессора и попечители учебных округов. Она должна была разработать новый Устав российских университетов. Проект нового Устава был готов уже 5 января 1862 года.

· Реформа проведена министром народного просвещения графом Д.А. Толстым.

Система подготовки специалистов из нижних слоев населения. Изменения в основных звеньях народного образования.

· Для подготовки специалистов из детей низших сословийот платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Особо отличившимся учащимся предусматривалась выдача единовременных пособий и стипендий .

· Начальные школы разделялись на церковно-приходские училища , содержание которых осуществлялось за счёт местных обществ, с возможностью пособий от частных лиц и казны, и народные училища , финансируемые частными лицами; церковно-приходские училища , существующие за счёт средств православной церкви, и сельские училища различных государственных ведомств; эти училища не отличались ничем, кроме порядка управления и финансирования; Допускалось введение платы за обучение, размер которой определялся теми, кто содержал училище. Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение, способность оплачивать обучение.

· По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания.

· Устав 1963 г. объявлял о создании трех типов средней школы с семилетним курсом обучения: классическая гимназия с двумя древними языками; классическая гимназия с латинским языком; реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или современного образования. Вносились также изменения в статус уездных училищ , которые предусматривалось преобразовать в прогимназии или двухлетние приходские начальные школы .

· Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы.

· К важным школьным реформам 60-х гг. следует также отнести учреждение женских общеобразовательных всесословных училищ (с 1870 г. - женских гимназий). Окончившие женские гимназии не пользовались правом поступления в университет.

· Благодаря реформе университетам представилось больше самостоятельности в делах внутреннего управления, устав ввел выборность ректоров и профессоров университетов.

Положительный эффект реформы образования

· Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий;

· Появилась система женских гимназий;

· Менее чем за десятилетие после проведения реформ количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился. Количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз

Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.

Схема № 2. Начальное образование.

Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.

Схема № 3. Среднее образование.


Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доя мужчин.

Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).

В 1870 г. Положение о женских гимназиях.

При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.

С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.

Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.

Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.

1) широкая сеть начального обучения;

2) формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;

3) впервые появилось женское образование;

4) элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.

Предпосылки:

1. Школьная реформа 1964 г.

2. Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.

3. Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.

70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.

В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.

Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».

Два изменения в методической мысли:

1. Начинают оформляться научно-методические знания;

2. В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.

Либеральное и демократическое направления.

Либеральное течение. С М. Соловьев.

Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.



Цели либеральных историков:

1. От истории зависит политический склад будущих граждан.

2. Развитие умственных способностей.

Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.

Принципы обучения:

1) доступность, но без упрощения;

2) сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.

М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.

Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.

Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.

Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.

Демократическое (радикальное) направление.

Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

Цели исторического образования:

1. История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.

2. История помогает понять современность бороться с её недостатками.

Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.

В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.

Появлении фундаментальных работ:

Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.

Метод письменные работы и повторения.