Мир богов в илиаде. Боги и герои поэм

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно, можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

  1. Н.И. Гнедич стремился своим переводом приблизиться к Гомеровскому стилю, он хотел передать атмосферу эпохи, используя высокий стиль, и, на наш взгляд, у него это получилось. «Илиада» Гнедича написана гекзаметром, наполнена архаизмами и славянизмами. Именно в этом переводе читатель может прочувствовать выразительность языка и погрузиться «с головой» в Древнегреческий мир, несмотря на то, что текст достаточно сжатый. Данный перевод довольно тяжело читается из-за обилия устаревших слов, рассчитан на «искушенного читателя».
  2. В.В Вересаев заменил слова «очи», «брег», «в сонмах» на более простые и разговорные. Часть его перевода взята от Жуковского и Гнедина, и автор не скрывал этого, он считал, что хорошо написанные фрагменты других переводчиков можно использовать в своих трудах. Данный перевод читается легче, чем у Н.И. Гнедича и рассчитан на «неискушенного читателя».
  3. В переводе А.А. Сальникова появляется ровность ритма стихотворного произведения. Текст адаптирован для современного читателя и не составляет труда в прочтении. Данный перевод лучше всего подойдет для понимания сюжета «Илиады».
  4. Суть произведения

    В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

    Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

    Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

    Ахилл был призван на войну Агамемноном, но он не воин своего Царя. Их взаимная ненависть друг к другу приносит первую роковую ссору. Ход войны меняется после того, как Агамемнон силой забирает Брисеиду, принадлежавшую, в виде воинского трофея, герою. Силы Троянцев резко начинают перевешивать после выхода из сражений Ахилла. Только смерть Патрокла возбуждает в герое настоящую жажду мщения. Он вонзает меч в горло Гектора (сын Троянского царя, убийца Патрокла), привязывает его тело к колеснице и едет так до своего лагеря. Месть затмевает разум героя.

    Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

    Главные герои

    1. Ахилл – сын от последнего брака бога и земной женщины (Пелей и Фетида). Обладал невероятной силой и выносливостью, слабое место было скрыто в пятке. Один из главных героев Троянской войны, сражался со стороны Греции под формальным предводительством Агамемнона.
    2. Агамемнон – микенский царь. Корыстолюбивый. Его ссора с Ахиллом является центральным конфликтом «Илиады».
    3. Гектор – сын Троянского царя, пал от руки Ахилла. Настоящий защитник Трои, через данного персонажа раскрывается тема чести.
    4. Елена – виновница войны, дочь Зевса, жена Менелая.
    5. Зевс – бог громовержец, вершит исход войны.
    6. Приам – Троянский царь.
    7. Патрокл – друг Ахилла, которого он учит военному делу. Погибает от руки Гектора.
    8. Брисеида – наложница Ахилла, влюбляется в героя. Стала поводом ссоры Агамемнона и Ахилла.
    9. Менелай — муж Елены.
    10. Парис — царевич Трои, похититель Елены.

    Чем заканчивается поэма?

    «Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

    Скорбь Троянского Царя о сыне была велика, он готов рисковать своей жизнью, чтобы проститься с Гектором. Приам проникает в шатер Ахилла незамеченным, об этом позаботились боги. Царь привозит дары. Аполлон просил героя усмирить свою жестокость, но гнев за смерть друга не утихает. Троянский царь падает на колени и взывает к чувствам сострадания Ахилла, ведет речь об отце героя Пелее, который так же ждет сына с войны живым, а Приам теперь одинок, ведь Гектор был его единственной надеждой. Самоотверженность и отчаянье, которые поставили на колени Царя перед воином, трогают потаенные уголки души Ахилла. Царь просит тело сына, чтобы похоронить с почестями, они вместе плачут, гнев утихает, и герой отдает Гектора Приаму. Ахилл так же обещает столько дней мира и военного бездействия, сколько потребуется для погребения Троянского вождя по всем правилам.

    Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

    Значение «Илиады» в культуре

    Гомер поэмами «Илиада» и «Одиссея» открывает новую литературную страницу в истории.

    В «Илиаде» сливаются воедино история и мифы, боги очеловечиваются, а люди прекрасны, как боги. Тема чести, поднятая здесь Гомером, потом неоднократно поднимется другими писателями. Поэты средних веков стали переделывать поэмы «на свой лад», дополнив «Илиаду» «Троянскими сказаниями». Эпоха ренессанса принесла большое число переводчиков, интересующихся творчеством Гомера. Именно в этот период произведение набирает популярность и за одно столетие принимает облик, приближенный к тому тексту, который мы можем прочитать сейчас. В век просвещения появляется научный подход к поэме, ее содержанию и автору.

    Гомер не только открыл литературную страницу в истории, но и вдохновил и до сих пор вдохновляет читателей. От «Илиады» и «Одиссеи» появятся художественные приемы, став основой творчества Старого Света. А Образ слепого автора плотно войдет в представления о писателе Европейского типа.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Боги

В гомеровском эпосе тесно переплетены миф и историческая действительность, правда и сказочный вымысел. Не случайно, что вначале подвергалась сомнению даже реальность существования в древности самого города Трои. Но вот, в 70-х годах прошлого века немецкий археолог-энтузиаст Генрих Шлиман обнаружил на севере Малой Азии развалины древнего города Илиова (Трои).

Основанные на древнегреческих мифах, «Илиада» и «Одиссея» густо населены олимпийскими богами. Олимп и земля живут в тесном единении. В поэмах Гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с Зевсом.

Древние греки верили, что бессмертные небожители сполна наделены всей гаммой человеческих чувств, что они вмешиваются в жизнь героев, определяют судьбы тех, кто живет на земле.

Помимо достоинств, боги обладают и всеми человеческими недостатками, которые безжалостно высмеивает Гомер. Они так же как и люди ссорятся, бранятся, даже иной раз дерутся. Боги злопамятны и мстительны. Но они озабочены и судьбами сражающихся под стенами Илиона героев. Ведь, согласно представлениям древних греков, поколения героев ведут свой род от Зевса, который именуется у Гомера «отцом людей и богов», или от его родичей. Некоторые герои связаны с богами прямым родством. Как, например, Ахилл – сын морской богини Фетиды, ликийский царь Сарпедон, являющийся сыном Зевса и богини Европы и другие.

Эпос всегда имеет дело с настолько значительными для судеб целых народов событиями, что, волею древних певцов – аэдов (Гомера считали тоже слепым певцом) в эти события обязательно вмешиваются боги. Явно космический характер носят и события, послужившие причиной Троянской войны. В мифе рассказывается, что Земля, обремененная огромным человеческим населением, обратилась к Зевсу с просьбой сократить человеческий род. Зевс внял просьбе Земли и развязал войну между греками и троянцами. Поводом к войне послужило похищение жены спартанского царя Менелая Елены троянским царевичем Парисом. Разгневанный Менелай вместе со своим братом Агамемноном собирает греческое войско и отплывают на кораблях к Илиону.

В «Илиаде» и «Одиссее» так же как и во всем троянском цикле, боги принимают непосредственное участие в событиях. Мотивировка всех личных поступков героев идет извне. Что, например, послужило причиной гнева Ахилла на предводителя греческого войска Агамемнона? Гнева, принесшего ахейцам, как сказано в поэме: «страданий без счёта» и «много сильных душ героев» пославшего к Аиду. Поводом к ссоре двух героев послужила пленница, дочь жреца Хриса, Брисеида, которую Агамемнон отобрал у Ахилла. Свою пленницу Хрисеиду он, по воле Аполлона, вынужден был отдать ее отцу Хрису. Таким образом, виновником ссоры Ахилла с Агамемноном оказался бог Аполлон, который наслал на ахейскую рать злую болезнь и тем вынудил Агамемнона вернуть жрецу храма Аполлона в Трое Хрису захваченную у него дочь.



Также, волей богов мотивируются и другие поступки героев и жизненные ситуации. Когда, например, во время поединка Менелай схватил Париса за шлем и потащил в лагерь ахейцев («Илиада», песнь 3), богиня Афродита порвала ремень шлема и освободила Париса. Но ремень мог порваться и сам по себе, без вмешательства покровительствующей Парису Афродиты.

Боги не только вмешиваются в человеческую жизнь, они направляют мысли и поступки людей в нужное им русло. Вследствие решения богов и прямого воздействия Афины Паллады, сочувствующей ахейцам, троянец Пандар стреляет в греческий лагерь, вероломно нарушив недавно заключенное перемирие. Когда троянец Приам является в палатку к Ахиллу просить тело своего сына Гектора, тот идет ему навстречу. Здесь все поступки Приама и Ахилла внушены им богами.

Однако, гомеровский эпос не следует понимать так, что будто бы человек сам по себе ничего не значит, а истинными героями являются боги. Гомер вряд ли понимал мифологию буквально и представлял человека всего лишь жалкой игрушкой богов. Без сомнения, Гомер на первое место в своих поэмах выдвигает именно героев-людей, а боги у него являются только обобщением человеческих чувств и поступков. И если мы читаем о том, как божество вложило в того или иного героя какой-нибудь поступок, то это следует понимать так, что данный поступок – результат собственного решения человека. Но решение это столь подсознательно пришло к нему в голову, что даже сам герой считает его божественным предопределением. И хоть строгий эпический стиль подразумевает, что все мысли, чувства и поступки человека внушены ему богами, Гомер на этой строгой эпической основе приводит бесконечно разнообразные типы взаимоотношения героев с богами. Здесь есть и полная подчиненность человека божественной воле, и гармоническое объединение божественной и человеческой воли, и грубое нападение человека на того или иного олимпийского бога.



В гомеровских поэмах нет почти ни одного эпизода, где бы не действовали боги, являющиеся как бы главными виновниками событий в жизни героев. Боги враждуют друг с другом также как и ахейцы с троянцами, разделившись на два лагеря. Троянцам постоянно покровительствуют Аполлон, Арес, Афродита, ахейцам – Афина Паллада, жена Зевса Гера, Фетида. Это происходит не случайно. Дело в том, что в троянской мифологии древних греков отразился происходивший в то время сложный процесс взаимной ассимиляции культур балканских и малоазиатских греков. В результате этой ассимиляции в пантеоне олимпийских божеств появились боги, так сказать, азиатского происхождения. Это Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, постоянно симпатизирующие троянцам. Когда Зевс разрешает богам вступить в войну, все они сразу же становятся на сторону защитников Илиона. Это естественно для психологии древних. Ведь по их понятиям боги тоже являются членами своих родовых общин и подчиняются требованиям общинной этики, которая, прежде всего, обязывает защищать родину.

Гомер очень часто смеется над богами. Даже знаменитую битву богов он рисует не в героическом, а, скорее, в юмористичен ком плане. И действительно, разве можно серьезно воспринимать подобную битву богов, когда Аполлон и Посейдон так заколебали сушу и море, что аж «В ужас пришёл под землею Аид, преисподних владыка»

Комизм достигает степени бурлеска, когда возвышенное изображается в качестве низменного. В стиле бурлеска Гомер почти всегда описывает сцены, происходящие на Олимпе. Боги у него большей частью пируют и хохочут. В качестве примера можно привести первую песню «Илиады», где обрисована супружеская ревность Геры. Зевс намеревается побить свою ревнивую супругу, а кривоногий уродец Гефест смешит пирующих богов, мечась с кубком вина по дому.

Сильны в поэмах Гомера и сатирические мотивы. Так, циклопы в поэме «Одиссея» изображены как карикатура и сатира на людей, живущих без всяких законов. Сатиричны и образы некоторых богов и героев. И хотя юмористические и сатирические тенденции – всего лишь штрих в многообразной палитре оттенков, которыми Гомер обрисовывает богов и героев, именно за это ему и досталось в свое время от критики. Уже в то время Гомера порицали некоторые современники с точки зрения религии и морали. Многих древних греков коробило то, как им казалось, легкомыслие, с которым Гомер наделил своих богов и героев чуть ли не всеми человеческими слабостями и пороками.

Герои

Если боги у Гомера, как уже было отмечено выше, несут в себе все черты обыкновенных людей и поэт, порой, снижается в описании деятельности богов до сарказма (как бы оправдывая известное высказывание, что от великого до смешного – один шаг), то некоторых героев он, в равной степени, наделяет чертами богов. Таков Ахилл, рожденный от богини Фетиды, неуязвимый для стрел и копий, доспехи которому изготавливает сам бог Гефест. Ахилл и сам как бог. От одного его крика в ужасе обращаются в бегство войска троянцев. А чего стоит описание копья Ахиллеса:

«Тяжел был крепкий, огромный тот ясень; его никто из ахейцев

Двигать не мог; лишь один Ахиллес без труда потрясал им...»

Конечно, гомеровские поэмы, созданные в эпоху общинно-родового разложения, показывают героев в их новом качестве. Это уже не герои строгого эпического стиля. В характеры гомеровских героев закрадываются черты субъективизма, неустойчивости, изнеженности. Психология некоторых из них весьма капризна. Тот же Ахилл, без сомнения, являющийся главным героем «Илиады», в течение всей поэмы только и знает, что капризничает, из-за пустяков вредит своим же соотечественникам, а когда Гектор убивает его лучшего друга Патрокла, впадает в сущее бешенство. Свои личные интересы он ставит выше патриотического долга. Хотя по законам строгого эпического стиля, он должен был сражаться не из-за мести, а из-за долга перед родиной.

Ахилл, наверное, одна из самых сложных фигур всей античной литературы. В характере его преломились все противоречия той переходной от общинно-родовой формы общества к рабовладению эпохи. В Ахилле, наряду с безумной жестокостью и жаждой мести, уживаются и нежные чувства к Патроклу, и к своей матери, богине Фетиде. Знаменательна в этом отношении сцена, когда Ахилл плачет, поклав голову на колени матери.

В отличие от хитроумного и коварного Одиссея, Ахилл прямолинеен и храбр. Даже зная о своей горькой участи умереть молодым, он всё равно предпринимает этот опасный поход к Илиону. Между тем, как уже было сказано, это герой позднейшего эпоса, когда идеалы сурового героизма уже уходили в прошлое, а на очереди была капризная личность героя, весьма эгоистическая и нервозная. Вместо прежнего первобытного коллективизма на сцену выходила отдельная личность. Именно – личность, а не просто герой, так как по законам родо-племенной общины героем обязан быть каждый мужчина. Каждый мужчина должен был храбро сражаться за свою общину, и величайшим позором считалась трусость на поле боя.

Но в виду того, что в основе творчества Гомера лежит героическая мифология, личность в его поэмах еще находится в крепкой связи со своим родом и племенем, она с ними представляет единое целое. Иное изображение личности выходило бы за пределы эпоса и показывало бы картину более позднего классического рабовладения.

Строго соблюдает правила общинной этики сын троянского царя Приама Гектор. В отличие от истеричного Ахилла он строг, бесстрашен и принципиален. Главнейшая его цель – сражаться за свою родину, за свой народ, за любимую жену Андромаху. Как и Ахилл он знает, что должен умереть, защищая Трою, и тем не менее, открыто идет в бой. Гектор – образец эпического героя, почти лишенный каких-либо недостатков.

Агамемнон, в отличие от Гектора, наделен многочисленными пороками. Он тоже храбрый воин, но в тоже время слабохарактерный, жадный и, так сказать, морально неустойчивый субъект. Порой трус и пьяница. Гомер часто старается его принизить, подать в ироническом ракурсе. Наряду с олимпийскими богами Гомер иронизирует и над героями. И вообще «Илиаду» можно трактовать как сатиру на ахейских царей, особенно на Агамемнона и Ахилла. Конечно, предводитель ахейцев Агамемнон не так капризен и мелочен как Ахиллес, из-за эгоистической обиды которого греки понесли такие большие потери. Он во многом принципиальнее и честнее, но всё равно не может рассматриваться как классический герой эпоса. Агамемнон, в некотором роде, подстать вечно пирующим и смеющимся олимпийским богам.

И, наконец, – Одиссей, как говорится у Гомера, «по разумности равный богу». Его образ нельзя понимать упрощенно, как образ только дипломата и практика, а тем более, хитреца и авантюриста. Авантюрность образа Одиссея во второй гомеровской поэме имела бы законное место, не будь в герое заложена самоотверженная любовь к родному очагу, «дыму родимой земли» и к ждущей его на Итаке Пенелопе.

Синтез мифа, сказки и подлинной жизни вел к одной цели – созданию образа нового героя, вобравшего в себя черты, необходимые деятельному человеку эпохи освоения новых земель, развития мореплавания, ремесел, рабовладения и торговли. Не случайно, поэтому обращение Гомера к явно авантюрно-приключенческому сюжету. В Одиссее его привлекали прежде всего ум, предприимчивость, ловкость, терпение и мужество, – всё что требовалось для героя новейших времен. Ведь в отличие от остальных ахейских царей Одиссей так же владеет плотницким топором, когда строит себе плот, как и боевым копьем. Люди повинуются ему не по приказу или закону родовой общины, а по убеждению в превосходстве его разума и жизненного опыта.

Конечно, Одиссей практичен и хитер. Он с удовольствием получает богатые дары от феаков и по совету Афины Паллады, покровительствующей герою, прячет эти сокровища в пещере. Попав на Итаку, он с умилением припадает к родной земле, но голова его в этот момент полна хитроумных замыслов, как расправиться с обнаглевшими женихами.

Но Одиссей в основе своей – страдалец. Недаром Гомер постоянно называет его «многострадальным». Он больше страдалец чем даже хитрец, хотя хитрость Одиссея, кажется, безгранична. Не зря в «Илиаде» он часто действует как лазутчик, переодетым пробираясь в осажденную ахейцами Трою. Главная причина страдания Одиссея – непреодолимая тоска по родине, которую он никак не может достигнуть волею обстоятельств. Против него ополчаются боги: Посейдон, Эол, Гелиос и даже Зевс. Страшные чудовища и жестокие бури грозят герою гибелью, но ничто не может сдержать его тягу к родной Итаке, любовь к отцу, жене, сыну Телемаху. Одиссей даже не колебался в выборе, когда взамен родины нимфа Калипсо обещала даровать ему бессмертие и вечную юность. Одиссей выбирает полный невзгод и опасностей путь домой, на Итаку. И, конечно, плохо увязывается с этим нежно любящим мужем и отцом роль кровожадного убийцы, который беспощадно расправляется с женихами, наполнив их трупами весь дворец. Что поделаешь, Одиссей – продукт своей жестокой эпохи, и женихи тоже не пощадили бы его, попади Одиссей к ним в руки.

Песнь вторая Илиады содержит Перечень кораблей (англ.)русск. греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы (Ἀχαιοί), такжеДанайцы (Δαναοί) иАргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названыЭллинами - коллективное название греков у Гомера.

    Агамемнон - ЦарьМикен , предводитель греков.

    Ахилл - Предводительмиромидян , герой полубожественного происхождения.

    Одиссей - ЦарьИтаки , самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи ».

    Аякс Великий - сынТеламона , второй после Ахилла в военном мастерстве.

    Менелай - ЦарьСпарты , мужЕлены и братАгамемнона .

«Ахиллес, оплакивающй Патрокла » (1855),Николай Ге

    Диомед - сынТидея , ЦарьАргоса .

    Аякс Малый - сынОилея , частый союзникАякса Великого .

    Патрокл - лучший друг Ахилла.

    Нестор - ЦарьПилоса , доверенный советчик Агамемнона.

Ахилл и Патрокл

Взаимоотношения между Ахиллом иПатроклом являются важной составляющей Илиады. Между героями существует глубокая серьёзная дружба. Ахилл внимателен к Патроклу, будучи чёрствым и полным презрения к остальным. Одни античные исследователи считали их дружбу гомоэротической, тогда как другие считали её платоническим союзом воинов.

Троянцы

    • Гектор - сын ЦаряПриама и главный воин троянцев.

      Эней - сынАнхиса иАфродиты .

      Деифоб - братГектора иПариса .

      Парис - похитительЕлены .

      Приам - престарелый ЦарьТрои .

      Полидамант - разумный командир, чьи советы игнорируются,антагонист Гектора .

«Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863

    • Агенор - троянский воин, сынАнтенора , пытался сражаться с Ахиллом (Песнь XXI).

      Сарпедон - убитПатроклом . Был другомГлавка и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Главк - другСарпедона и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Евфорб - первый из троянских воинов ранившийПатрокла .

      Долон - шпион в греческом лагере (Песнь X).

      Антенор - King Priam’s advisor, who argues for returning Helen to end the war.

      Полидор - сынПриама и Лаофои.

      Пандар - великий стрелок из лука, сын Ликаона.

    • Гекуба (Ἑκάβη) - женаПриама , матьГектора ,Кассандры ,Париса и др.

      Елена (Ἑλένη) - дочьЗевса , женаМенелая , похищенаПарисом , затем стала женойДеифоба . Её похищение стало причинойТроянской войны .

      Андромаха - женаГектора , матьАстианакта .

      Кассандра - дочьПриама . Её пытался соблазнитьАполлон , подарив ей дар пророчества, но будучи отвергнут ею, сделал так, что к её пророчествам о судьбе Трои не прислушивались.

      Брисеида - троянская женщина, захваченная греками, досталась Ахиллу в качестветрофея .

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп , на которой восседаетЗевс , сынКроноса . Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в Илиаде, вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

    Олимпийцы:

    • Зевс (нейтрален, но чаще помогает троянцам из-за обещания отомстить за Ахилла)

      Гера (за ахейцев)

      Артемида (за троянцев)

      Аполлон (за троянцев)

      Аид (нейтрален)

      Афродита (за троянцев)

      Арес (за троянцев)

      Афина (за ахейцев)

      Гермес (нейтрален)

      Посейдон (за ахейцев)

      Гефест (нейтрален)

    Остальные:

    • Эрида (за троянцев)

      Ирида (за ахейцев)

      Фетида (за ахейцев)

      Лето (за троянцев)

      Протей (за ахейцев)

      Скамандр (за троянцев)

      Фобос (за троянцев)

      Деймос (за троянцев)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Мир богов на станицах «Илиады» Гомера

(реферат)

Выполнили: Бикбаев Илья,

Степанцова Мария,

обучающиеся 6 «А» класса.

Руководитель Чуринец А.Г.,

учитель русского языка

и литературы

Анжеро-Судженск 2008

История жизни Гомера…………………………………………………….

Древнегреческие боги……………………………………………………...

Зевс……………………………………………………………………..

Гера……………………………………………………………………

Афина…………………………………………………………………

Аполлон…………………………………………………………… .

Посейдон ……………………………………………………………

Афродита ………………………………………………………………….

Арей………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….


Введение


Искусство Древней Греции во все времена обладало притягательной силой.

Многие художники, скульпторы, поэты, композиторы черпали для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Картины П. Соколова «Дедал, привязывающий крылья Икару», «Персей и Андромеда» Рубенса, «Встреча Аполлона и Дианы» К. Брюллова, И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю», «Даная» и «Флора» Рембрандта, В. Серова «Похищение Европы»; скульптуры таких выдающихся мастеров, как М. Козловского «Ахилл с телом Патрокла», М. Щедрина «Марсий», «Амур и Психея» и «Геба» Кановы и других общеизвестны и вызывают восхищение многих ценителей искусства. Мифологические персонажи упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других.

Сюжеты из мифологии Древней Греции нашли воплощение не только в искусстве, но в повседневной жизни. Очень часто мы употребляем имена, названия, взятые из древнегреческой мифологии. Говорим о «титанической борьбе», «гигантском размере», «яблоке раздора», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии». А употребляя, иногда не можем точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии, когда говорим об олимпийских богах, часто не можем представить их предназначение, характеры. Изучение древнегреческой мифологии, на наш взгляд, способно разрешить эту проблему. В качестве изучения мифологии древних греков мы обратились к поэме Гомера «Илиада», так как эта поэма, по мнению многих критиков, воплотила истинные представления греков о богах.

Цель данной работы: обобщение и систематизация сведений о древнегреческих богах (Зевсе, Гере, Афине, Гефесте, Аполлоне, Посейдоне) через изучение произведения Гомера «Илиада».

Цель реализуется в следующих задачах:


  • изучить биографические данные о Гомере;

  • изучить мир богов, представленный на страницах «Илиады»;

  • составить электронную энциклопедию мифологических имён богов и героев Древней Греции.
При работе над рефератом мы пользовались исследованиями Симона Маркиша, Н.А. Флоренсова.

Работа с этими источниками позволила систематизировать образы олимпийских богов и представить в виде электронной энциклопедии мифологических имён богов Олимпа и героев Древней Греции.

История жизни Гомера

Мифы любого народа появляются из-за попытки объяснить происходящее вокруг. Вопросы появления жизни, стихийных явлений природы, определения места человека на земле – все это нашло отражение в мифических произведениях и было первым шагом человека к творчеству. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах. Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиеся странствующими певцами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера,

Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои - ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом возвращении на родной остров Итаку.

Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н.э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения.

Имя Гомера широко известно, однако, время его жизни, место рождения остаются неизвестными. Например, в древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта.

Древнегреческие боги

Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Гомером назвал Олимп «многовершинным».

Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, вели хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз.

Если надоедали музыка, песни и танцы, можно было с высоты Олимпа. взглянуть на землю. Самым увлекательным зрелищем была для богов война, разгоравшаяся то здесь то там. У обитателей Олимпа были свои любимцы. Одни сочувствовали ахейцам, другие - троянцам. Иногда, видя, что подопечных теснят, то один, то другой бог покидал место наблюдения и, спустившись на землю, вступал в бой. Входя в раж, сражающиеся не видели разницы между смертными и небожителями. Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, его закрывают, а утром его открывает богиня зари Эос.

Олимп населяли боги. Гомер на страницах своей поэмы рассказал нам о многих богах. Их образы отличаются от нашего современного понятия «бог». Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Много времени проводят в увеселениях. Так, Фетида, желая помочь своему сыну Ахиллесу, упоминает о пире бессмертных у эфиопах:

Зевс громовержец вчера к отдаленным водам Океана

С сонмом бессмертных на пир к эфиопам отшел непорочным…,

Очень часто они собираются вместе, пьют нектар, который разливает Геба, слушают песни, веселятся. Иногда они ссорятся, и даже строят козни друг против друга, объединяясь в противоборствующие лагеря.

Из чтения «Илиады» также следует, что могущественные боги занимаются не только олимпийскими делами, но и делами людей. Руководство поступками людей было обычным делом для таких олимпийских небожителей как Зевс, Посейдон, Аполлон, Афина Паллада, Гера, Афродита. Боги, принимая участие в судьбах своих героев, часто возбуждали в них храбрость, отговаривали от опасных шагов.

Зевс

Самый главный бог Олимпа – Зевс. Зевс в изображении Гомера верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов.

Зевс - исконно греческое божество; его имя означает «светлое небо». Зевс - сын Кроноса (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец в тайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта.

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды, зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. Борьба продолжалась десять лет. Побежденные титаны были низвергнуты в тартар.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых.

Гомер на страницах своей поэмы наделяет Зевса такими эпитетами как «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», «насылатель ветров, дождей и ливней».

Зевс у Гомера очень часто находится в размышлениях, нередко встречаем на страницах сидящего одного на вершине Олимпа.

У Гомера Зевс олицетворяет не только верховную власть, но и спокойствие, мирную силу. Однако, самое удивительное в изображении Зевса то, что он боится Геру, свою жену. Боится её злого языка. Поэтому он просит при встрече с Фетидой не разглашать их разговор об Ахиллесе, так как знает, что Гера будет смеяться над ним. Ему часто приходится ломать своеволие своей жены, которая способна на многое. Так, однажды Гера решила нарушить запрет Зевса на оказание помощи героям Троянской войны. Для этого она вступила в заговор со Сном, братом Смерти. Усыпив Зевса, Гера смогла воплотить свои планы, помочь противникам троянцев – аргивянам. Однако, сон супруга длился недолго. Проснувшись, Зевс увидел, что его любимые троянцы терпят поражение в битве, и тогда весь гнев он обратил на Геру:

Козни твои, о злотворная, вечно коварная Гера,

Гектора мощного с боя свели и Троян устрашили!

Но еще я не знаю, не первая ль козней преступных

Вкусишь ты плод, как ударами молний тебя избичую!

(песнь X V)

И тогда Гера уступает силе Зевса и покоряется ему.

Несмотря на то, что Зевсу подчиняется все, и он действительно всемогущ, однако не все подвластно Зевсу. Он не может определить судьбу своих героев, так как она находится во власти богини Судьбы Мойры. Узнать будущее Зевс может, воспользовавшись золотыми весами, на которые он бросает жребий Смерти. Так он определил исход Троянской войны, несмотря на сочувствие Зевса к троянцам, они должны были проиграть.

Гомер, изображая Зевса, говорит о его золотой колеснице. Право владеть конной упряжкой на Олимпе дано не многим. Только самым главным божествам, такая упряжка – это символ почета, власти, могущества. Зевс собственноручно запрягает золотогривых коней, отправляясь на Гаргар, один из холмов Иды для наблюдения троянских событий. Там он также самолично «отрешает коней от ярма».

Символом могущества Зевса является эгида, из которой сыплются молнии.

Гера

Золотронную славлю я Геру, рожденную Реей,


Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидом.
Гомер

Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Ее имя означает «охранительница», «госпожа». новорожденных детей. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня. Она самостоятельна, независима, одна из немногих, кто может ответить Зевсу.

Гомер при описании Геры часто пользуется такими эпитетами как «волоокая», «лилейнораменная». На страницах поэмы Гомера «Илиада» - она помогает ахейцам и ненавидит троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в споре трех богинь (Геры, Афродиты, Афины). На поле битвы Гера не появляется. Она не носит доспехов и оружия, в её арсенале женские хитрости: интриги, обман, жалобы, упреки мужу, красота.

Гера понимает цену своей внешности. Собираясь обмануть Зевса, она тщательно готовится к встрече. И здесь Гера очень похожа на смертную. Умастила тело маслом, «власы расчесала, Хитро сплела и сложила, и волны блистательных кудрей, Пышных, небеснодушистых, с бессмертной главы ниспустила». Далее она тщательно выбирает одежду и украшения. Когда Зевс увидел Геру, он не смог устоять перед её чарами. А Гера, усыпив мужа, дает возможность победить ахейцам.

Смирить Геру может только прямые угрозы побоев, высказываемые Зевсом в присутствии всех богов. И порой ей, действительно, приходилось несладко. В песне XV Зевс напоминает ей о наказании, которому он подверг её за козни Гераклу:

Или забыла, как с неба висела? Как две навязал я

На ноги наковальни, а на руки набросил златую

Вервь неразрывную? Ты средь эфира и облаков черных

С неба висела…

И лишь напоминание о тех событиях заставили Геру покориться воле Зевса.

Афина

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!
Гомер

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

Все в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса. Однажды у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места и едва не кричал. Зевс послал за Гефестом, приказав, чтобы тот явился немедленно. Божественный кузнец прибежал так, как был - весь в саже и с молотом в руке.

Сын мой,- обратился к нему Зевс.- Что-то стало с моей головой. Ударь меня молотом по затылку и посильней.

Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.

Но как? - пролепетал он. - Не могу...

Можешь! - сурово приказал Зевс. - Так, как бьешь по наковальне.

И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса раскололся, и из него, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Так появилась еще одна богиня.

Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее - ближайшее к Зевсу. Эта богиня, сам эпитет которой (Паллада) означает несравненную мощь ума, военной силы во всей Древней Греции была величаема и почитаема превыше всех других богов. Гомер называет Афину «совоокой» (сова считается атрибутом Афины, символом мудрости).

В поэмах Гомера ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев. Гомер изображает Афину в виде девы-воительницы в шлеме, со щитом, копьем. Как богиня воинского могущества и мужества, она отличалась от бога войны Арея, символизирующего буйство и ненасытную ярость, ясностью ума. В то же время Гомер рисует сцену, где Афина в ярости одолевает взбешенного Арея просто силой:

Щит от рамен и шелом от главы у Арея сорвала,

Пику поставила в сторону, вырвав из длани дебелой…

(песнь XV )

В «Илиаде» Афина не только мудрейшая и самая мужественная богиня, она покровительствует всем домашним женским работам, искусству врачевания. Но все же главный её атрибут – эгида, нечто напоминающее грозовую тучу. Эгида – щит, которым кроме Афины владели Зевс и Аполлон. Отсюда появилось выражение «быть под эгидой», т.е. под защитой. Гомер говорит об Афине:

Бранным доспехам она ополчалася к брани плачевной,

Бросила около персей эгид, бахромою косматый,..

Страшным очам, поразительным Ужасом весь окруженный,

Там и Раздор, и Могучесть, и трепет бегущих, Погоня,

Там и глава Горгоны, чудовища страшного образ…

(песнь V )

Афина ради своих любимцев Одиссея и Ахиллеса готова пойти на обман, коварство. Например, в конце «Илиады» она «организует» убийство Ахиллесом, вне всяких рыцарских правил, безоружного, оставшегося с одним мечом Гектора.

В других эпизодах также выступает очень неприглядно. Направляемая Герой (песнь XXI), она нападает на Афродиту и Арея. А когда они упали от её удара на землю, Афина стала смеяться над ними и говорить обидные слова.

Иногда Афина вместе с Герой нарушает запреты Зевса, и помогает ахейцам. Уличенная, в отличие от Геры, она подавляет гнев и покоряется отцу, хотя поэт отмечает, что её «волновала свирепая злоба».

В поэме Афина представляется как покровительница немногих избранных, как воительница и драчунья, жестокая и коварная богиня, которой свойственны мелкие человеческие слабости.

Аполлон

Аполлон – бог, сын Зевса и Лето, брат Артемиды.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»).

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные; он врач или Пеон, защитник от зла и болезней. Потом Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. У Аполлона есть другое имя – Феб. Оно указывает на чистоту, блеск, прорицание.

У Гомера он также наделен эгидой, способен внушать страх и насылать несчастья. Его постоянные атрибуты – лук и колчан, отсюда эпитеты «сребролукий», «стреловержец», Именно гневом Аполлона начинается «Илиады». Своими стрелами он насылает на ахейское войско моровую язву, мстя за оскорбление отцовских чувств своего жреца Хриза. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Много раз он спасает Гектора от неминуемой гибели, и лишь в последний момент, когда весы судьбы окончательно склоняются не в пользу Гектора в поединке с Ахиллесом, Феб оставляет своего любимца.

Вместе с тем Аполлон – судья музыкантов, поэтов, покровитель всего прекрасного, он руководит всеми девятью музами, а на Олимпе, где лук ему не нужен, главный его атрибут – кифара, искусством игры на котором он превосходит всех богов и богинь. Вечером, когда собираются боги, Аполлон играет на своей кифаре, ему вторит пение Муз, «сладостным гласом»


Посейдон

Посейдон – один из главных лиц древнегреческого пантеона, владыка морей, брат Зевса.

У Гомера главный его эпитет – «земли колебатель». В Троянской войне он на стороне ахейцев, хотя у него и нет такой ненависти как у Афины и Геры к троянцам.

Главный атрибут Посейдона – трезубец. Этим трезубцем Посейдон сокрушает стены Трои, которые сам возводил. Во время битв под Троей он один из немногих богов, который сохраняет благоразумие. Так он удерживает богов от прямого вмешательства в схватки ахейцев и троянцев, разводит их по разным сторонам холма. Он достойно возражает Грее, призывающей всех богов вмешаться в битву людей:

Так безрассудно свирепствовать, Гера, тебя недостойно!

Я не желаю бессмертных сводить на неравную битву,

Нас и других здесь присутственных; мы их могуществом выше.

Лучше, когда, совокупно сошед мы с пути боевого,

Сядем на холме подзорном, а брань человекам оставим.

Хотя и сила Посейдона была огромной. Он может так протрясти землю, что приходит в движение все: «от кремнистых подошв до верхов многоводных Иды». Колебания земли настолько сильны, что волнуется даже Аид:

.да над ним бы

Лона земли не разверз Посейдон, потрясающий землю,

И жилищ бы не открыл и бессмертным и смертным,

Мрачных, ужасных, которых трепещут и самые боги».

Афродита
Афродита – богиня любви и красоты, наименее воинственная из олимпийских богинь, но с Троянской войной связанная ближайшим образом. Происхождение Афродиты полно загадок. У Гомера она дочь Зевса, а по другим сказаниям – она родилась из морской пены на берегу острова Кипр. Отсюда другое её имя – Киприда.

Первоначально она является олицетворением красоты и женских чар, златокудрая, «с улыбкой приветной» и обольстительной, в «Илиаде» она вызывает восторг всего Олимпа. Сопровождают хариты (грации). Гомер наделяет её еще и воинственными чертами, поскольку она покровительствует троянцам.

В поэме с ней связаны три главных эпизода. В первом она обрушивает свой гнев на Елену, отказавшуюся принять соответствующим образом своего мужа Париса после его бесславного поединка с Менелаем, и заставляет его покориться. Во втором эпизоде одалживает свой пояс Гере, не зная о том, что с его помощью Гера хочет отвлечь от заботы о троянцах и выиграть время для победы ахейцев. Волшебный пояс Афродиты очаровал Зевса:

все обаянья в нем заключались:

В нем и любовь и желания, в нем и знакомства и просьбы,

Льстивые речи, не раз улавлявшие ум и разумных.

(песнь XIV)

Третий важный эпизод. В нем Афродита выступает как мать Энея, потерявшего сознание в боевой схватке. Она уносит сына с поля боя, но грозный Диомед 1 успевает ранить Афродиту копьем в руку, что стоит богине тяжких страданий и горькой обиды.

Арей

Арей, бог войны изображается как буйный, свирепый, постоянно жаждущий крови сторонник троянцев, яростное безрассудство которого не приносит защитникам Трои тех преимуществ, которые могли бы следовать из его наклонностей страсти к убийству ради убийства.

Часто используемые Гомером эпитеты по отношению к Арею – это «щиторушитель», «мужеубийца».

Образ Арея Гомером снижен. Он получает ранение от смертного Диомеда, Афина в присутствии других богов силой обезоруживает его в тот момент, когда Арей узнает о гибели сына в рядах троянцев, рыдает и горит мщеним. Обезоруженный богиней-женщиной, Арей сникает. В другом месте Арей, словно мальчик, избивается Афиной:

Камнем Арея ударила в выю и крепость сломила.

Семь десятин он покрыл, распростершись: доспех его медный

Грянул, и прахом оделись власы.

(песнь XXI)

Не вызывает Арей сочувствие и у своего отца, Зевса, в песне V в ответ на стенания Арея по поводу раны, Зевс восклицает:
Смолкни, о ты, переметник! Не вой близ меня воссидящий!

Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо!

Только тебе и приятны и вражда, да раздоры, да битвы!

Матери дух у тебя, необузданный, вечно строптивый,

Геры, которую сам я с трудом укрощаю словами!

Заключение

Древнегреческие боги были во многом подобны людям: добры, великодушны и милостливы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы.

Литература

Н.А. Флоренсов «Троянская война и поэмы Гомера. – Москва. «Наука» - 1991-144 с.


1 Один из величайших ахейских героев.

Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» - это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл - молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения. У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость. Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести - несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды. В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Противоборство в душе главного героя

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя. Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери. В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

Гектор

Продолжая давать характеристику главным героям «Илиады» Гомера, особенно подробно стоит остановиться на фигуре Гектора. Храбрость и мужество этого героя являются результатом преобладающей в его сознании доброй воли. Ему знакомо чувство страха, как и любому другому воителю. Однако, несмотря на это, Гектор научился проявлять храбрость в сражениях, побеждать трусость. Он с печалью в сердце оставляет своих родителей, сына и супругу, так как верен своему долгу - защите города Трои.

Гектор лишается помощи богов, поэтому вынужден отдать собственную жизнь за свой город. Он также изображен человечным - ни разу он не попрекает Елену, прощает своего брата. Гектор не испытывает к ним ненависти, несмотря на то что именно они были виновниками разразившейся Троянской войны. В словах героя нет пренебрежения другими людьми, он не выражает свое превосходство. Основным отличием Гектора от Ахилла является человечность. Этому качеству противопоставляется чрезмерная агрессивность главного героя поэмы.

Ахилл и Гектор: сравнение

Частым заданием также бывает и сравнительная характеристика главных героев «Илиады» - Ахилла и Гектора. Сыну Приама Гомер придает более положительные, человечные черты, нежели главному герою. Гектору известно о том, что такое социальная ответственность. Он не ставит свои переживания выше жизней других людей. В противовес ему, Ахилл является настоящим олицетворение индивидуализма. Он возводит свой конфликт с Агамемноном до поистине космических масштабов. В Гекторе же читатель не наблюдает той кровожадности, которая присуща Ахиллу. Он является противником войны, понимает, каким страшным бедствием она оказывается для людей. Вся отвратительная и ужасная сторона войны понятна для Гектора. Именно этот герой предлагает не бороться целыми войсками, а выставить от каждой стороны отдельных представителей.

Гектору помогают боги - Аполлон и Артемида. Однако он очень отличается от Ахилла, являющегося сыном богини Фетиды. Ахилл не подвержен воздействию оружия, единственное его уязвимое место - это пятка. Фактически он является полудемоном. Собираясь на сражения, он надевает на себя доспехи самого Гефеста. А Гектор - это простой человек, которому предстоит ужасное испытание. Он осознает, что может лишь ответить на вызов, ведь богиня Афина помогает его врагу. персонажей очень разнятся. С имени Ахилла начинается «Илиада», а именем Гектора заканчивается.

Стихия героев

Описание главных героев поэмы «Илиада» Гомера было бы неполным без характеристики той среды, в которой происходит действие поэмы. Как уже было указано, такой средой является война. Во многих местах поэмы упоминаются подвиги отдельно взятых персонажей: Менелая, Диомеда. Однако наиболее значительным подвигом все же является победа Ахилла над его противником Гектором.

Также воитель хочет достоверно знать, с кем именно он имеет дело. В некоторых случаях противостояние прекращается на время, и для обеспечения свободы воинам, а также невмешательства посторонних людей, перемирие освящается жертвоприношениями. Гомер, живший в обстановке войны и постоянных убийств, выразительно изображает предсмертные мучения умирающих. Не менее ярко изображены в поэме жестокость победителей.

Менелай и Агамемнон

Одни из главных героев «Илиады» - это микенский а также спартанский правитель Менелай. Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами - оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла. А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном. Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы. Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» - это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам. Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей. Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он - истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору. От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье. Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» - воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида. Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города. Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования - в любимом муже. После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора. Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся - назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания - самыми разными персонажами полны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Главные герои произведений - это и люди, и боги. Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» - это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина. Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.