Запрет минимизации налогов в нк рф. О пределах осуществления прав по исчислению налогов

Отправить на почту

Заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Что произошло?

Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточают налоговый контроль

Налоговый кодекс дополнен новой статьей, которая запрещает компаниям оптимизировать свои налоги за счет легальных налоговых схем (закон 163-ФЗ).

С 19 августа 2017 года налогоплательщиков ждет «приятный» подарок от государства в виде дополнительных ограничений по легальному сокращению (минимизации) налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ появилась новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» (Федеральный закон № 163-ФЗ от 18.07.2017).

В средствах массовой информации принятые поправки «рекламировались» как нововведение, упрощающее доказывание реальности сделок и осложняющее использование налоговых схем. Но вывеска «презумпция добросовестности» теряет смысл, если вдумчиво вчитаться в документ. На деле закон 163-ФЗ значительно усложнит доказывание того, что компания проводила сделки с целью получения прибыли, а не ухода от налогов.

Что это значит?

Любые способы налоговой оптимизации связаны с большим риском

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок. Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

Статья 54.1 НК РФ гласит:

Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.

Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы . Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.

Для этого инспекторам достаточно доказать, что:

    Сделка была нереальной;

    Сделка заключалась с целью ухода от налогов;

    Контракт исполнила не та компания (ИП), с которой налогоплательщик заключил договор.

После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:

    Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало. Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.). Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.

    Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги. То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.

Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!

Ложка меда для налогоплательщиков

Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.

Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:

    «первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;

    контрагент компании совершал налоговые нарушения;

    можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.

Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.

Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.

Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».

И что теперь делать?

Проверять контрагентов и собирать доказательства наличия деловой цели у сделок

После принятия закона 163-ФЗ придется очень тщательно готовиться к обоснованию операций и сделок, в которых налоговики могут усмотреть попытку минимизации налогов.

Исходить надо из того, что отныне любую сделку, любой бизнес-процесс налоговики будут рассматривать с точки зрения недоверия.

Получив еще больше полномочий в сфере исследования сделок, изучения их «бизнесовой» составляющей, налоговики будут постоянно задавать вопросы: «Почему компания выбрала именно этого посредника, а не другого?», «Почему посредник. А не производитель?», «Почему скидку такую предоставили?», «По какой причине продали ниже закупочной цены?», чтобы поставить под сомнение наличие деловой цели и доначислить компании налоги, пени, штрафы.

А значит, у компании должен быть «пакет» объяснений на каждую сделку и операцию, обосновывающих наличие деловой цели.

Это могут быть расчеты по финансовым результатам сделки, деловая переписка с контрагентом, записи переговоров в преддверии заключения сделки.

И второй момент. Хотя налоговики утверждают, что теперь отслеживать добросовестность своего контрагента компания не обязана, это отнюдь не так. Напротив, после принятия закона надо будет еще более тщательно проверять своих контрагентов – действующих и потенциальных – чтобы на 100% убедиться, что он располагает материальными и производственными ресурсами для того чтобы приобрести, произвести, хранить, доставить товар и т.д.

К сожалению, в настоящее время нет информации о том, как налоговые органы будут реализовывать эти полномочия, какие документы инспекторы будут запрашивать по тем или иным сделкам.

Полагаем, что в ближайшее время новый регламент по проведению проверок все же появится. Мы будем следить за новостями, и обязательно расскажем, как подготовиться к проверке в свете нового закона 163-ФЗ и какие документы подготовить в обоснование тех или иных операций.

А если ничего не делать?

ИФНС доначислит налоги, пени и штрафы, и суды будут на стороне инспекции

Налоговики снимут расходы и вычеты НДС по всем сделкам, в которых не усмотрят наличие деловой цели. А дальше будет суд. С учетом того, что сейчас 84% налоговых дел рассматриваются в пользу ИФНС, компания сразу может распрощаться со своим деньгами.

Таким образом, теперь при подготовке к сделкам (особенно, крупным), надо «стелить соломку» везде: снизу, сверху, сбоку и даже поперек. Необходимо все больше и больше «обелять» свой бизнес – чтобы он выглядел таковым в глазах налоговой.

Доверить этот вопрос можно только той компании, которая имеет богатый опыт в ведении налогового и бухгалтерского учета и сопровождении сложных сделок. 1С-WiseAdvice – именно такая компания.

В условиях ужесточения контроля особую роль играет миссия нашей компании:

    работать в условиях средних показателей, уплачивать налоги по средней границе отрасли, чтобы не попадаться на глаза налоговым инспекторам;

    грамотное дробление бизнеса, – для легального сокращения налогов и решения других бизнес-задач компании;

  • своевременные консультации наших экспертов о том, как избежать ситуаций, по которым налоговые могут привлечь компанию за несоблюдение ст. 54.1 НК РФ.
Связаться с экспертом

Минимизация налогообложения — это снижение налоговых платежей организации, достигаемое путем применения специальных финансовых механизмов, таких как: налоговые льготы, специальные режимы, а также иные не запрещенные законодательством способы.

Минимизацию налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей следует начинать с выбора системы налогообложения.

Сельскохозяйственные предприятия – организации и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) –должны начинать налоговое планирование и налоговую минимизацию с определения налоговых обязательств перед государством, которые возникают в результате их деятельности. По отношению к характеру налогообложения всех их можно подразделить на сельскохозяйственных товаропроизводителей и не относящихся к таковым. Единственным критерием, по которому происходит такое разделение, является структура выручки (доходов) от реализации товаров, работ, услуг. Если на долю сельхозпродукции приходится не менее 70% общей суммы выручки, то предприятие имеет статус сельхозтоваропроизводителя. В этом случае у него есть выбор — применять общий режим налогообложения или переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Сельхозтоваропроизводители в настоящее время имеют льготы по налогу на прибыль организаций, а также по транспортному налогу, в то же время в отношении налога на имущество организаций произошли изменения. Теперь он исчисляется на основании главы 30 Налогового кодекса РФ (НК РФ), в которой льгот для предприятий сферы АПК не прописано. Однако законами субъектов РФ такие льготы могут предусматриваться (ст.372 п.2 НК РФ). Кроме того, будут использоваться, как и прежде, более низкие налоговые ставки по единому социальному налогу, по налогу на добавленную стоимость.

Относительно крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо добавить, что по общей системе налогообложения доходы, полученные их членами от производства и реализации сельскохозяйственной продукции (включая продукцию ее переработки) не облагаются ЕСН и налогом на доходы физических лиц в течение первых пяти лет после их создания при условии, что ранее в отношении этих лиц эта льгота не применялась.

Единый сельскохозяйственный налог представляет собой специальный налоговый режим, более льготный и упрощенный. Он введен на всей территории Российской Федерации с 1 января 2004 г.

Заметим, что это совершенно новая редакция главы 26.1 НК РФ, радикально отличающаяся от предыдущей; она принята взамен прежнего варианта, оказавшегося нежизнеспособным. Прежде всего, для введения единого сельскохозяйственного налога не требуются законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации, так как он имеет федеральный статус и действует в России по единым правилам, изложенным в главе 26.1 НК РФ. Кроме того, переход на этот льготный режим налогообложения осуществляется добровольно. Новый вариант ЕСХН предполагает значительное сокращение налоговой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей — организаций и индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств).

Для организаций ЕСХН заменяет собой следующие налоги:

— налог на прибыль организаций; — налог на добавленную стоимость (НДС);

— налог на имущество организаций; — единый социальный налог (ЕСН).

Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет собой следующие налоги:

— налог на доходы физических лиц (в отношении доходов самого предпринимателя от предпринимательской деятельности);

— налог на добавленную стоимость; — налог на имущество физических лиц, используемое для осуществления предпринимательской деятельности;

— единый социальный налог.

При этом и организации, и индивидуальные предприниматели уплачивают, как обычно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — на страховую и накопительную части пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Другие налоги, в том числе налог на землю, уплачиваются в общем порядке. Подоходный налог также удерживается из выплат работникам и перечисляется в бюджет по общим правилам.

Таким образом, наиболее существенные по размерам налоги, такие, как НДС и ЕСН, не уплачиваются при применении ЕСХН. Сам же ЕСХН уплачивается в размере 6% от величины доходов, уменьшенных на величину расходов.

Перейти на режим уплаты ЕСХН имеют право организации и индивидуальные предприниматели — сельскохозяйственные товаропроизводители. Как уже отмечалось, критерий отнесения к таковым один — структура выручки. Остановимся на этом более подробно.

не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы и представительства; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в течение всего налогового периода (календарного года), из чего следует, что перейти на общий режим налогообложения с режима уплаты ЕСХН можно только с начала года.

Если по результатам года, когда применялся режим ЕСХН, оказалось, что указанное выше соотношение выручки не соблюдается, то налогоплательщик должен произвести перерасчет сумм налогов исходя из общего режима налогообложения, то есть организация должна уплатить налоги: ЕСН, НДС, налог на прибыль, налог на имущество за весь год с учетом уже уплаченных сумм ЕСХН. Сообщить об этом факте в налоговый орган следует до 20 января следующего года, при этом пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов не уплачиваются.

Состав расходов, принимаемых для расчета налоговой базы по ЕСХН, представлен в п.2 ст.346.5 НК РФ. В них включаются: материальные расходы, расходы на оплату труда, арендная плата, суммы НДС по приобретаемым товарам, суммы перечисленных в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и другие. Порядок признания доходов и расходов аналогичен тому, который действует для исчисления налога на прибыль, причем применяется «кассовый метод».

Особым образом учитываются расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов. Если основные средства приобретены в то время, когда применялся режим ЕСХН, то затраты на их приобретение целиком относятся на расходы в момент ввода основных средств в эксплуатацию, а амортизация по ним не начисляется. Это может служить хорошим стимулом для организаций, осуществляющих капитальные вложения. Нужно только соблюдать условие, чтобы эти основные средства не были реализованы (переданы) в течение периода времени, определенного п.4 ст. 346. 5 НК РФ в зависимости от срока их полезного использования.

Если основные средства приобретены до перехода на ЕСХН, то отнесение их на расходы производится в зависимости от срока полезного использования, определяемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Остаточная стоимость их списывается на расходы следующим образом:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно — в течение первого года уплаты ЕСХН;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно: в течение первого года — 50% стоимости, второго года — 30%, третьего года — 20% стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет равными долями от их остаточной стоимости.

При этом в течение года соответствующие доли остаточной стоимости включаются в расходы двумя равными долями в последний день 1 полугодия и в конце года.

Аналогичным образом относится на расходы стоимость нематериальных активов.

В качестве «плюса» нужно также отметить, что если за налоговые периоды, когда применялся ЕСХН, были получены убытки (по итогам года), то они могут быть перенесены на уменьшение налоговой базы по ЕСХН в следующие 10 лет после их получения. При этом убыток (его часть) не может уменьшать налоговую базу более чем на 30% в налоговом и отчетном периодах.

Переход на уплату ЕСХН ведет к сокращению не только сумм налоговых платежей, но и количества учетных операций, что можно наблюдать, например, при начислении заработной платы. Поскольку единый социальный налог не уплачивается, то рассчитать для каждого работника нужно только сумму удерживаемого подоходного налога и взносы в Пенсионный фонд на накопительную и страховую части пенсии и соответственно перечислить их. При применении общей системы налогообложения к этому добавляются еще расчет и учет по каждому работнику единого социального налога в части федерального бюджета, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования — федерального и территориального, а также перечисление рассчитанных сумм налога.

Немаловажным обстоятельством является и то, что представление декларации и уплата ЕСХН производится всего два раза в год:

по итогам налогового периода (года): организациями — до 31 марта следующего года, а индивидуальными предпринимателями — до 30 апреля.

Таким образом, весь процесс взимания налога значительно упрощается. Сокращается объем налоговой отчетности, а, следовательно, уменьшаются и затраты на ее формирование. Снижаются налоговые риски, связанные с допускаемыми ошибками при исчислении большого количества налогов по непростым правилам нашей налоговой системы.

Малые предприятия и предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения по желанию (гл.26.2 НК РФ), если общий размер выручки за год не превышает 15 млн. руб. без учета НДС, а средняя численность работников — не более 100 человек, притом доля непосредственного участия в них других организаций составляет не более 25 %, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Однако этот режим не столь выгоден, как ЕСХН. Ставка налога, применяемая к доходам, уменьшенным на величину расходов, составляет 15% (а по ЕСХН — 6%). При упрощенной системе применяется налоговая ставка 6%, если объект обложения — доходы. Если организация или индивидуальный предприниматель не имеют статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при несоблюдении указанной доли сельхозпродукции не менее 70% в выручке, но имеют не-большой масштаб деятельности, то упрощенная система налогообложения может быть использована, и она оказывается намного выгоднее, чем общая.

Таким образом, знание систем налогообложения, рациональный выбор нужной системы и правильное использование ее преимуществ при соблюдении необходимых условий способны существенно снизить налоговую нагрузку, упростить процесс исчисления и уплаты налогов, сократить объем отчетности и связанных с этим ошибок и затрат.

Одно из важнейших нововведений налогового законодательства 2017 года – статья 54.1 НК РФ. Она адресована и налоговикам, и плательщикам. ФНС России разъяснила, как применять ее положения, направленные на пресечение незаконных налоговых схем и их доказывание. Об этом – в нашем материале.

Оговорены пределы расчёта базы по налогам и взносам

Федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ добавил с 19.08.2017 в Налоговый кодекс РФ статью 54.1 НК РФ. Изменения подобного рода можно считать поистине революционными и долгожданными (далее – Закон № 163-ФЗ).

Официальное название новой статьи 54.1 НК РФ – «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Суть в том, что рассматриваемая статья 54.1 Налогового кодекса вводит недопущение уменьшения налоговой базы и/или суммы налога к уплате по причине искажения данных налогового и/или бухгалтерского учета либо налоговой отчетности:

  1. О фактах хозяйственной жизни (их совокупности).
  2. Об объектах по налогам.

Комментарии ФНС

В отношении статьи 54.1 НК РФ комментарии чиновников изложены в письме Налоговой службы России от 16 августа 2017 года № СА-4-7/16152.

Налоговики заявляют, что статья 54.1 НК РФ с 2017 года фактически вводит критерии, которые противодействуют претворению в жизнь налоговых схем с целью незаконного снижения налоговых обязательств. Например, посредством:

  • неучета объектов обложения;
  • заявления неположенных льгот и др.

Доказывание умысла

Важно, что статья 54.1 Налогового кодекса РФ обязывает налоговиков при доказывании неисполнения/неполного исполнения обязанности по перечислению налогов или необоснованного получения права на их возмещение (возврат, зачет) делать это не просто на словах, а обеспечить получение соответствующих доказательств.

А именно: в новой статье 54.1 Налогового кодекса речь идёт о доказательствах, которые говорят об умысле плательщика на участие в создании условий, которые нацелены только на налоговую выгоду. Естественно, это может выражаться в действиях:

  • его должностных лиц;
  • участников/учредителей.

По мнению ФНС, о таком умысле могут говорить:

  • установленные факты правовой, экономической и иной подконтрольности (в т. ч. взаимозависимость контрагентов по отношению к плательщику);
  • установленные факты транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными фигурантами взаимосвязанных сделок (в т. ч. с помощью посредников, особых форм расчетов и сроков платежей);
  • признаки согласованности действий фигурантов хозяйственной деятельности и др.

Вывод ФНС: если проверяющие доказали умысел на неуплату налога, налоговые обязательства от таких действий плательщика будут скорректированы в полном объеме.

Такова позиция ФНС по поводу недопустимости минимизации налогов путём умышленного искажения данных финансово-хозяйственной деятельности.

Пределы налоговой выгоды

Кроме того, статья 54.1 появилась в Налоговом кодексе для того, чтобы очертить границы законной налоговой выгоды. Когда еще возможен отказ в праве на учет затрат по налогу на прибыль и вычете/зачете НДС?

Правила п. 2 ст. 54.1 Кодекса определяют условия, при ОДНОВРЕМЕННОМ (!) наличии которых и отсутствии обстоятельств из п. 1 этой статьи, можно по сделкам/операциям уменьшить налоговую базу и/или величину налога к уплате. Вот они:

  1. Главная цель сделки – не неуплата/неполная уплата и (или) зачет/возврат налога.
  2. Обязательство по сделке исполнено стороной договора с налогоплательщиком – контрагентом первого звена – и/или тем, кому оно передано по договору или закону.

А что делать, если компанией соблюден только один из этих критериев? Из письма ФНС от 16 августа 2017 года № СА-4-7/16152 вытекает, что в учете расходов и вычете (зачете) НДС всё равно должно быть отказано в полном объеме.

С учётом статьи 54.1 НК РФ, налоговики особый интерес будут проявлять к реальному исполнению сделки контрагентом: подтверждено это или нет. В то же время они не будут определять расчетным путем права и обязанности плательщика, который исказил действительный экономический смысл финансово-хозяйственной операции.

Формального подхода быть не должно

ФНС заявляет, что пунктом 3 статьи 54.1 НК РФ установлен запрет на формальный до недавнего времени подход инспекторов к выявлению занижения налоговой базы или уклонения от налогов. Проще говоря, когда на руках нет реальных доказательств прямого нарушения закона или злоупотребления правами.

Так, рассматриваемый Закон № 163-ФЗ не содержит сугубо оценочного термина «непроявление должной осмотрительности». То есть формальные претензии к контрагентам – нарушение налогового закона, подписание документов неизвестным лицом и др. – при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения заявленным контрагентом сделок и операций, не могут быть самостоятельным основанием для отказа в учете затрат и в вычетах.

Правила п. 2 ст. 54.1 НК РФ не предусматривают отрицательных последствий за неправомерные действия контрагентов 2-го, 3-го и иных звеньев.

Основной вывод ФНС таков, что налоговые претензии возможны только, когда проверяющие доказали:

  1. Что сделка не была исполнена контрагентом.
  2. Несоблюдение п. 2 ст. 54.1 НК РФ.

Известно, что ФНС ежеквартально мониторит соблюдение Закона № 163-ФЗ в форме отчётов от своих территориальных органов.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).

Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора - плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима - условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

Так же положениями кодекса установлены региональные налоги - транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог - земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).

Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).

"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Положения НК РФ позволяют плательщикам уменьшать сумму налогов (налоговую базу) и взносов. Например, при исчислении НДС или НДФЛ можно применить вычеты, а при расчете налога на прибыль – учесть расходы. Законодатель ужесточил правила такого уменьшения.

Когда не получится уменьшить налог (взнос)

Закон ввел новое правило: плательщик не может уменьшить налоговую базу или сумму налога (взноса), если он исказил сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, которые отражаются в налоговом или бухгалтерском учете либо отчетности. Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение налогоплательщика (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Так на законодательном уровне закреплен подход, который ранее сложился в судебной практике: если операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, то полученная в связи с этим налоговая выгода является необоснованной и в ее получении отказывают (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

Отметим, что новые нормы не поясняют, что следует понимать под искажением сведений о фактах хозяйственной жизни (об объекте налогообложения). Очевидно, что под искажением фактов понимается несоответствие данных учета реальности. В связи с этим, полагаем, на практике по-прежнему будут споры об установлении этой реальности.

Не вполне ясно, включает ли искажение сведений неумышленные счетные ошибки. Если следовать буквальному толкованию новой нормы, то налоговый вычет (признание расходов) невозможен, если в декларации допущена такая ошибка. Вместе с тем положения ст. 81 НК РФ позволяют исправить данную ошибку путем подачи уточненной декларации. В связи с этим возникает еще один вопрос: можно ли уменьшать налог в таком случае?

Условия уменьшения налога

Если плательщик не исказил сведения о фактах хозяйственной жизни (об объекте налогообложения), он может претендовать на уменьшение налога при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной целью сделки (операции) не была неуплата или зачет (возврат) налога. Другими словами, в уменьшении налога откажут, если это была главная цель и реальная экономическая деятельность отсутствовала. Такой подход разделяет и судебная практика (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53);
  • контрагент плательщика исполнил свои обязательства по сделке (операции).

Последний пункт вызывает ряд вопросов.

Первое. Не уточнено, на какой момент обязательства контрагента перед плательщиком должны быть исполнены: на момент заявления уменьшения налога в декларации или на момент налоговой проверки деятельности плательщика. Полагаем, что безопаснее не заявлять уменьшение налога до исполнения партнером своих обязательств.

Второе. Распространяется ли ограничение на те обязательства, которые вообще не будут исполнены контрагентом? Например, можно ли по-прежнему списывать в расходы безнадежные долги по ст. 266 НК РФ или это будет незаконным, так как условия уменьшения налоговой базы не соблюдаются?

Третье. В настоящее время НК РФ не ставит уменьшение налога (взноса) в зависимость от исполнения контрагентом своих обязательств. Например, вычет авансового НДС у покупателя возможен после перечисления предоплаты (см. ) без отгрузки товара, т.е. до исполнения продавцом своих обязательств. Однако новые нормы запрещают такой вычет.

В свете новых норм не вполне ясно, будут ли применяться на практике специальные положения НК РФ об уменьшении налога до исполнения обязательств контрагентом (о вычете авансового НДС у покупателя, об учете в расходах безнадежных долгов и пр.). В такой ситуации остается ждать разъяснений контролирующих органов и судебной практики.

Что не влияет на возможность уменьшения налога (взноса)

В новом законе есть и положительные для налогоплательщика моменты. Так, приведены основания, по которым налоговики не могут отказать в уменьшении налога (взноса):

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах;
  • у налогоплательщика есть возможность получить тот же экономический результат при совершении иных законных сделок (операций).

Это возможно при условии, что налогоплательщик не исказит сведения о фактах хозяйственной жизни (об этом см. ).

Ранее суды придерживались такой же точки зрения. Они не признавали налоговую выгоду необоснованной по этим основаниям, отвергая придирки налоговиков (п. 4 , , 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).