Сочинения для школьников. Анализ стихотворения я знаю, никакой моей вины твардовского Я знаю никакой моей вины твардовский

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Война... Страшное слово, за которым кровь, смерть, стра-дания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи. Наше поколение знает о реалиях Великой Отечественной войны из рассказов бабушек, дедушек, учителей, из газетных ста-тей, из художественных и документальных фильмов, из книг, написанных людьми, сумевшими пройти все ужасы тех незабываемых лет. И все же этого иногда достаточно, чтобы ощутить глубокую боль и нечеловеческую тоску при воспоминании о мальчишках и девчонках, бесстрашно бро-сающихся под вражеские пули, о матерях и женах, чье тревожное и терпеливое ожидание обрывалось с приходом похоронки, о бойцах, не сумевших дожить несколько часов до победы...

Эту же боль и тоску я чувствую и в стихотворении А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины... », написан-ном в 1966 г., через много лет после окончания войны. Прошедший многими фронтовыми дорогами, сумевший заг-лянуть войне «в лицо» и не струсить, постоянно стремя-щийся вселить в товарищей по оружию веру в победу, под-держать их боевой дух, отправивший на фронт своего не-унывающего Василия Теркина, А. Твардовский сумел вы-жить, вернуться домой, продолжить литературную деятель-ность. Но память его постоянно возвращается назад, вы-зывая образы друзей, товарищей и просто незнакомых сол-дат, оставшихся навсегда в остановившемся для них вре-мени 1941—1945 гг.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны...

Поэт, понимая, что действительно, он не виноват в том, что слишком многие «остались там», не может успокоить-ся и убедить в этом свое сердце, привыкшее нести ответ-ственность за все, что происходит в мире. В чуткой душе поэта сконцентрировалась вся боль потерявших последнюю надежду, не дошедших, не дождавшихся, не сумевших... Это общечеловеческое страдание трансформировалось в коротенькое стихотворение, из которого, как прозрачная ледяная вода из источника, капля за каплей падает в наши сердца боль понимания невосполнимости, трагичности, не-поправимости:

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Мне кажется, что народ, получивший такой жестокий опыт, сумевший пройти через суровые испытания, не допустит больше подобной трагедии в своей истории. Но все же, все же почему сегодня погибают под пулями мальчиш-ки, плачут матери, получив похоронку? Неужели человечес-кая память так коротка?..

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского

Твардовский прославился как поэт, который воспел в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Он предстает горячим патриотом, никогда не сомневающимся в правильности избранного пути. При этом немногие знают, что Твардовский подвергся раскулачиванию и послевоенной партийной чистке. У него были свои счеты к советской власти. Но поэт никогда не выражал своего недовольства. В годы войны он вообще считал, что личные убеждения и затаенные обиды не должны играть никакой роли. В условиях нависшей угрозы весь народ должен объединиться для борьбы с врагом. В 1966 г. Твардовский создал стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», которое с учетом судьбы поэта раскрывает его глубокую душевную травму.

К началу финской кампании Твардовский уже был известным литератором. Как творческий человек, представляющий особую ценность, он мог вполне законно получить бронь и переждать войну в глубоком тылу. Но огромное чувство патриотизма не позволило поэту сделать этого. Он выбрал профессию военного корреспондента и всю войну провел на самых опасных участках фронта. Твардовский неоднократно посылал прошения о своей отправке в действующую армию рядовым бойцом, но неизменно получал отказ. Это самоотверженное поведение заслуживает огромного уважения. Поэт мучился от того, что не мог на равных разделить с народом всю тяжесть войны. Конечно, корреспонденты тоже подвергались серьезной опасности, многие из них были убиты. Но эта опасность не шла ни в какое сравнение с положением миллионов безымянных солдат.

Чаще всего Твардовскому приходилось видеть картины, открывающиеся уже после кровопролитных боев или отступления немцев. Это ужасное зрелище потом постоянно преследовало его во снах. Поэт страдал каждый раз, когда видел, что смерть настигла не его, а кого-то другого. Он чувствовал в этом свою вину.

В небольшом стихотворении отражена вся боль поэта. Его рассудок подсказывал, что он ни в чем не виноват, но душа не могла с этим смириться. Те, кто «остались там» не писали стихов, не были известны на всю страну, но они совершили гораздо больше – отдали свою жизнь за победу. Твардовский даже утверждает, что мог бы их сберечь, хотя участие одного человека не могло бы предотвратить гибель множества людей.

У произведения нет четкого финала. Размышления поэта обрываются словами «все же, все же, все же…». Война уже давно закончилась, но Твардовский так и не может избавиться от страшных воспоминаний и чувства вины перед погибшими.

Анализ стихотворения Александра Твардовского. Люди живут, люди умирают… И никто в этом не виноват. Нич­то не вечно. Но страшно, обидно, когда человек умирает не от не­победимой болезни или от старости, а от пули, мины, бомбы. И друг, вернувшийся с войны, не может смотреть в глаза родствен­никам своих погибших товарищей. Почему? Что заставляет его отводить в сторону взгляд? Стыд? Стыд за то, что он выжил, а они погибли? За то, что он пришел домой, а они «остались там»? Тяжкие раздумья терзают человека, потерявшего на поле боя своих дру­зей. Мысль мечется, не находя ответа - почему, зачем? По чьей вине «они - кто старше, кто моложе - остались там…»?

И даже рифма как бы тоже ищет выхода, ответа. В начале в первых двух строчках, где только исток раздумий автора, и рифма более спокойная, парная: «вины - войны». С развитием главной мыс­ли стихотворения и рифма усложняется, концентрируется на строч­ке «я их мог, но не сумел сберечь». Рифма становится более упор­ной, более глубокой, она передаёт смятение, острое раздумье, горь­кие мысли самого автора, тоже прошедшего дорогами войны. Само построение стихотворения подчёркивает развитие мысли. В начале - предложение маленькое, сжатое. Поэт как бы оправдывается (нет, не то слово), заверяет нас, да и в основном самого себя в том, что вины нет. Но ведь и друзей нет: «не пришли домой». Кольцевая рифма во втором предложении подчёркивает замкнутость этого круга - круга человеческого горя. Заключительное «все же», трижды повторенное, символизирует нескончаемость воспоминаний, бесконечность ответ­ственности, взятой на себя выжившими. Ответственность за невер- нувшихся, за их стариков и осиротевших детей. И горькие мысли, которыми полна минута раздумий, находят выход в этом «всё же». Здесь сконцентрирована идея стихотворения. Всего в двух словах.

«Краткость - сестра таланта», - писал Чехов. И это очень верно. Особенно в поэзии. Можно написать балладу, поэму и не сказать ничего, а можно всего лишь двумя предложениями создать рек­вием миллионам не вернувшихся с войны. В них вылилась вся изболевшаяся душа поэта и его народа. Радость победы не может полностью заглушить боль утраты. И люди, прошедшие в солдат­ских сапогах от Волги до Берлина, это понимают.

Друзья, оставшиеся на тех дорогах, не забываются. Они не канули в неизвестность - они твёрдым шагом вошли в бессмер­тие - в вечность с чистой совестью и душой. Они стали частью нашей общечеловеческой памяти, героями опер, фильмов, спек­таклей, картин, стихотворений. Одно из них написано Твардов­ским. Маленькое, оно вобрало в себя боль и память, угрызения совести и беспощадность войны. Заключительное «всё же» будто поднимает стихотворение над землею и уносит его туда, где, по словам другого поэта-фронтовика, Михаила Светлова, «небо пол­нится голосами тех, кто жил и любил на земле».

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ...»

Но все же, все же, все же... А. Т. Твардовский Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» занимает в его лирике эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь... К этому чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного человека. Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать. Поэтическая форма позволила автору многое оставить за IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом. Речь не о том, но все же, все же, все же... Мой небольшой жизненный опыт не позволяет полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Основные принципы русской пунктуации - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 5 Тестов: 1

  • Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

    Уроков: 2 Заданий: 11 Тестов: 1

Анализ стихотворения Александра Трифоновича Твардовского

«Я знаю, никакой моей вины»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в душе Александра Трифоновича Твардовского. И многие его послевоенные стихи посвящены войне, памяти погибших. Через двадцать лет после окончания войны память поэта не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи.

Лаконичное и потому особенно пронзительное стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как Твардовский мог «сберечь» своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

Лирическая простота, в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») вносят в сбивчивую речь поэта непрочную словесную опору.

Элегический пятистопный ямб и один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему настроению стихотворения.

Оно написано живой разговорной речью, нет книжных слов, много фразеологизмов («никакой моей вины»; «кто старше, кто моложе»; «не о том же речь»). В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесенный на одном дыхании. Он обращается внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе», ведь на войне погибло несколько поколений. Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки.

Поэт не дал окончательного ответа, дело читателя самому поразмыслить, виновен ли автор в том, «что другие не пришли с войны».

«Речь не о том, но всё же. Что же – всё же? Не знаю. Только знаю, в дни войны. На жизнь и смерть у всех права равны».

Первая строка далеко несовершенна. Вторая и третья – не соответствуют общей тональности стихотворения, и смысл их общеизвестен и прост: «никакой моей вины» нет, так судьба распорядилась. Последняя строка окончательной редакции больше соответствует тягостному раздумию автора, она богаче своей обобщенностью, взволнованностью.

Жизненные радости поэта омрачены памятью о погибших. Это проявление великого дара Твардовского нести в себе радость и боль народную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...