Пещеры Эллоры: уникальный храмовый комплекс и «вершина мира. Храмовый комплекс Пещеры Эллоры в Индии: описание, как добраться

После Хампи, этот пункт в штате Махараштра, меня очень волновал. Мне так понравилась атмосфера Хампи и ощущение, что ты попадаешь на много много лет назад; я подумала, что в более древнем памятнике Индии эти впечатления будут даже сильнее. Но это было не так. Эллора и Аджанта - великолепные пещерные храмовые комплексы, но атмосфера чего-то особенного здесь кажется давно потеряна. На фотографиях это выглядит конечно впечатляюще и я с удовольствием покажу и расскажу про эти места подробнее, но сначала мне нужно немножко поплакаться в жилетку:)


Отравление индийской едой
Утром в Насике я села на поезд Тапован Экспресс, который шёл до города Аурунгабад. Этот город - станция для всех путешественников, которые приехали полюбоваться древними пещерами Эллоры и Аджанты. Пробираясь через тесный проход вагона и суетящуюся толпу индийцев, я искала своё место и молилась, чтобы мне не досталось место рядом с мужчиной. Но видимо мои слова до боженьки не успели добраться и моё место оказалось как раз посередине между женщиной и мужчиной. Я намекнула мужчине, что не плохо бы ему поменяться местами с женщиной напротив, но мой намёк весело проигнорировали.

Поезд тронулся и спустя время моё самочувствие резко ухудшилось. Сначала я подумала, что меня наверно укачивает, но тошнота и слабость становились сильнее и я начинала перебирать в голове, что же я такое съела утром или накануне вечером. Подозрение упало на симпатичные конфетки, которые я покупала в Насике во вроде-бы-как-приличном магазине. Многое из того, что я покупаю и съедаю я фиксирую, поэтому у меня даже есть фотография виновников моего отравления. Хотя я всё ещё сомневаюсь, что это были конфетки.

Никогда не знаешь, что скрывается под покровом грязи или чистых скатертей в Индии - иногда в совершенно неряшливом на вид прилавке можно купить вкусный чай и самосу и замечательно себя чувствовать, а в приличном ресторане можно так отравиться, что потом еле себя собрать по частям.

Поезд делал долгие перерывы на остановках, в которых мне хотелось выбежать из вагона до ближайшего туалета. Место рядом сидящего мужчины заняли два ребёнка, которые играли в странную игру: мальчик позволял себе бить и выдёргивать волосы у девочки, а она смиренно всё это принимала и кажется даже получала от этого удовольствие. Мне вдруг стало тошно не только от съеденного накануне, но и от всей Индии.

Добравшись до Аурунгабада, я без поисков дешёвого жилья заселилась в хороший чистый отель за 1000 рупий, взяла бутылку воды на ресепшене и пошла болеть в номер. К этому времени у меня сел голос, поднялась температура, тошнило, болела голова и была такая слабость, что я еле могла поднять руку. Было похоже, что я ещё и простыла. Весь день и вечер пришлось пролежать в кровати, осмысливая происходящее. Мне хотелось сбежать из этой страны куда подальше: от неоднозначных взглядов индийцев, сомнительной еды со специями, незнакомых запахов, громкой музыки и гудков машин. Тогда я решила, что больше не напишу ни слова про своё путешествие пока не пройдёт этот период или не буду писать вообще.

Утром я собрала себя по частям и после горячего душа поспешила на автобусную остановку, чтобы добраться до Аджанты. Эти пещеры находятся в 3х часах езды от города. В туристическом бюро предлагали индивидуальные туры за 2000-2500 рупий, но я уже раскошелилась на жильё и не могла позволить себе ещё и дорогостоящую экскурсию. Аурунгабад шумел и гудел как пчелиный улей; бесконечный рой рикш проносился по главной дороге и каждый считал своим долгом предложить мне поездку. Но по моему лицу было видно, что я категорически против даже говорить «хеллоу». В автобусе не было ни одного иностранца и я была этому рада - в таком состоянии я бы недолго смогла поддерживать разговор.

Аджанта
Через 3 часа автобус высадил меня возле поворота на Аджанту. Я окинула взглядом пейзаж - ничего примечательного, обычные холмы Махараштры. По указателям и громким названиям, таким как «Shopping Plaza» было понятно, что место уже давно стало туристическим. «Shopping Plaza» это всего лишь обычный сувенирный рынок за парковкой, где можно было купить что-нибудь поесть. Я купила три мандаринки и с удовольствием слопала, но мой организм был ещё пока против и в ближайшем туалете эти мандаринки пришлось оставить. За рынком - автобусная станция до самих пещер. Уже здесь было видно как много собралось желающих посмотреть на местную достопримечательность.

Постояв немного в очереди, я купила входной билет для иностранца за 250 рупий и побранилась про себя, что для индийца это символические 10. В этом состоянии любая мелочь раздражала меня: Индия выглядела недружелюбной и даже местами отталкивающей. Я была подавлена даже тем, что мне ещё много месяцев предстоит путешествовать здесь и даже обдумывала план своего бегства куда-нибудь в Непал, а ещё лучше домой на родину. Казалось, это отравление заразило мои мысли и радостное ощущение свободы куда-то испарилось.

Я взяла билет и окинула взглядом карту предстоящего маршрута. Идти казалось не так много, но после первых 10ти ступенек путь перестал выглядеть лёгким. Впервые в жизни я почувствовала, что значит быть немощной старушкой и с завистью посмотрела на людей преклонного возраста, которые заказывали себе носильщиков за 1000 рупий. Я же себе не могла такое позволить не только из-за денег, но и из-за гордости: вот ещё, я вся такая спортивная и выносливая буду сидеть сложа ножки на носилках! В итоге через каждые десять ступенек я останавливалась и переводила дух.

Пещеры Аджанты не произвели на меня сильного впечатления в тот момент, конечно тому виной было моё внутреннее состояние и толпы туристов. Но я не могла не восхититься работой древних мастеров: на протяжении столетий буддийские монахи наносили на стены красивые узоры и изображения, повествующие о жизни Будды и его последователей. Сейчас, рассматривая фотографии, просто поражаюсь, как можно было выдолбить в скале столь величественные сооружения используя лишь примитивные орудия!

Многие росписи сохранились до наших дней и тщательно оберегаются: в пещерах поддерживается климат, а фотографировать можно только без вспышек. Запах пещер меня отталкивал и я к сожалению не могла там долго находиться и рассматривать эти шедевры.

В этих пещерах жили буддийские монахи, которые выбрали это место из-за удалённости от всех крупных населённый пунктов, а также потому, что здесь проходил торговый путь и они могли таким образом поддерживать путешественников.

На осмотр пещер мне хватило два часа и, отдохнув под баньяновым деревом, я поспешила в отель. Дорога в отель заняла по ощущениям больше времени. Переполненный автобус, усталость и слабость сыграли свою роль. К тому же я была ещё зверски голодной, при этом не испытывая аппетита. В ресторане при отеле я заставила себя проглотить простой рис и свежие овощи. Обратно не запросились - хороший знак.

Эллора
Второй день я посвятила пещерам Эллоры, до которых был всего лишь час езды. Моё самочувствие было далеко от идеального: я всё ещё не могла позволить себе есть мандарины, а от запахов индийской еды подташнивало и мне даже не верилось, что я могла её не так давно аппетитно наворачивать. Чтобы добраться до Эллоры, я воспользовалась местным автобусом, но это не единственный вариант. По городу и окрестностям рассекают чёрные джипы, как у нас маршрутки, где можно почти за такую же цену быстро и почти без остановок добраться из пункта в пункт.

Пещеры Эллоры впечатлили меня больше, особенно огромный величественный храм Кайласа, в чьих лабиринтах можно было запросто потеряться. Храм Кайласа полностью вырублен из скалы и украшен множеством скульптур - настоящее рукотворное чудо!

Эллора более популярна среди туристов, так как эти пещеры находятся всего лишь в часе езды от Аурунгабада. На момент моего посещения здесь были толпы индийских школьников, который не давали покоя вопросами «What is your name?» и «Where are you from?» Честно слово, я заколебалась отвечать на вопросы и разрешать фотографироваться.

От такого количества людей быстро устаёшь, особенно в моём состоянии.

Но в пещерах Эллоры много мест где можно спрятаться и погулять в одиночестве.

Два дня мне хватило, чтобы побывать в древних пещерах и попробовать уловить дух древней Индии, но больше здесь делать особо нечего, поэтому я быстренько сложила все свои вещички и села на ночной автобус до штата Гуджарат. Тем более меня там ждала в гости Майсура - каучсёрфер из Ахмедабада.

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры - пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад.

Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры - некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом - опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины.

Главная достопримечательность этой территории - гаргантюанских размеров храм Кайлаша - поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.

Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.

Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) - двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.

В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.

Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500-750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.

Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.

В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) - длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.

Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.

Пещеры от 1 до 5

Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.

Пещеры 10, 11 и 12

Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры - «Сутар Джхопади» - “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда - эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа - снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.

Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь - Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы - Ганеша с головой слона - восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений - аватар - Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва - Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды - космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники - Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29

Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.

Храм Кайлаш (Пещера 16)

Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати - пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) - тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.

Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.

В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас там. - как? Казалось бы обыденное дело, но это же надо как то организовывать!

Обязательно посетите виртуальную экскурсию по храму. Нажимайте на картинку ниже...

Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Самые первые пещеры Эллоры — буддийские. Эти храмы были созданы с VI по VIII столетие нашей эры. В некоторых из священных храмов можно увидеть скульптуры нетрадиционно сидящего Будды — его ноги опущены вниз. В остальных пещерах Будда изображен в привычной позе лотоса. Абсолютно все скульптуры Будды «смотрят» лицом на восток, то есть навстречу восходящему солнцу.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.

Для европейских путешественников священные Храмы Эллоры — это своеобразный музей, но для индийцев любого вероисповедания древние пещеры являются «живыми» храмами. Перед тем как войти в некоторые пещеры индийцы снимают свою обувь.

Далее начинаются священные индуистские пещеры, которые были созданы с VI по VIIII столетие. Всего индуистских храмов 17 и они очень сильно отличаются от буддийских пещер. В этих священных пещерах все скульптуры «танцуют», ни одна из них не сидит, свесив ноги. Многие изображения наполнены эротизмом и это особенный культ. Только в древней эротика и танцы были наполнены духовностью и божественностью.

Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Практически все индуистские пещеры посвящены Богу Шиве, а также его близкому окружению. Также в этих храмах можно увидеть скульптуры быка Нанти, этот бык был «транспортным средством» Шивы. Нанти означает дарующий радость. Как известно, в Индии коровы издавна являются священными животными.

В самом центре линии священных пещер расположена главная обитель Бога Шивы — храм Кайласанатха. Этот храм был вырезан из цельной скалы в восьмом столетии нашей эры методом «сверху вниз». 7000 камнерезов за 150 лет вынули очень большой объем камня — около двух сотен тысяч тонн. В то время мастера располагали только примитивными инструментами, поэтому их труд можно назвать настоящим подвигом. Кстати, именно теме подвигов посвящены основные барельефы главного Храма Шивы. На них изображены сцены сражений.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

Чем-то пугающим, мистическим и, вместе с тем, притягательным веет от храмов в пещерах Эллоры. Там, в глубине под землей, в полумраке, всегда без солнечных лучей находятся 34 храма, высеченных прямо в базальтовых скальных обрывах. Два километра подземных залов…

Поневоле задумываешься: какая сила ─ божественная, сверхъестественная, инопланетная ─ смогла создать это? Если спор на эту тему не утихает вокруг египетских пирамид, то уж здесь-то нельзя не задаться вопросом: а мог ли человек, живший в эпоху, когда самым прогрессивным орудием труда были молоток и рубила, сотворить это? Смог, сотворил. И один из безымянных строителей, в порыве величайшего восхищения плодами труда своего начертал на стене пещеры: «О, Шива Великий, как же удалось мне без колдовства возвести чудо это?» Это ли не свидетельство того, что храмы творение рук человеческих.

Что же такое ─ пещеры Эллоры?

Пещеры ─ это 3 группы храмов, объединенных по религиозному принципу: на юге расположены буддистские, в центре индуистские, на севере джайнские.

С востока на запад гору, в которой вырезаны пещеры, пересекают 4 реки. Самая большая ─ Элаганга , она образует водопад между пещерами, бурный поток воды, низвергающийся с немалой высоты в период дождей, воспринимается как сила природная, соединяющаяся с силой божественной.

Буддистские храмы

Самые ранние залы, их 12, буддистские. Здесь многочисленные скульптуры Будды в разных позах, все они смотрят лицом на восток ─ навстречу восходящему солнцу. Некоторые храмы явно недоделаны, другие же наоборот ─ вырезаны на уровне трех этажей и густо заполнены скульптурами.

Ступеньки узкой лестницы ведут вниз, на 20 метров. Там и находится главный буддистский храм Тин Тхал . Его фасад суров и аскетичен: узкие высокие ворота, три ряда квадратных колонн, которые опираются на базальтовые платформы и уходят вверх на 16 метров.

Главный храм Эллоры - Тин Тхал

За этими воротами площадка и крутая лестница, спускающаяся на 30 метров вниз. Там, перед взором человека, предстают просторные помещения, тоже обрамленные квадратными колоннами, такими же мощными, как и на фасаде. В густом сумрачном воздухе тускло и призрачно светятся огромные базальтовые изваяния ─ многочисленные буддистские божества.

Неизгладимое впечатление оставляют и остальные храмы этой части пещер.

Например, храм Рамешвара .

Пещеры Эллоры. Храм Рамешвара.

Его фасады украшают четыре колонны с крупными женскими фигурами-кариатидами. Вся каменная резьба на фасаде кажется человеческими руками, застывшими в страшном напряжении.

В самом храме огромные горельефы ─ фантастические изваяния. Они обступают входящего со всех сторон, вызывая необъяснимое чувство страха. Древний скульптор сумел точно передать пластику движения, уловить мельчайшую игру тени и света.

Создается впечатление, что все это живет своей, скрытой от глаз посетителей жизнью, и только сейчас, при его появлении, застыли изображенные на стенах животные, боги и люди.

Индуистские храмы

Эти пещеры вырезались иначе, чем буддистские: сверху вниз, и работа над ними шла в несколько этапов. Их 17, и они окружают храм Кайлаш .

Стены пещер сплошь покрыты барельефами, изображающими сцены из священных индуистских книг. В основном, все они связаны с жизнью бога Шивы, и только несколько барельефов показывают перевоплощения бога Вишны.

Храм Кайласанатха (Кайлаш) посвящен богу Шиве. Это самое невероятное сооружение на Земле. Здесь удивляет все. И все на первый взгляд необъяснимо. Здание было вырублено в скале, и вдруг оказалось на поверхности холма. И при этом его основание стоит в стометровом колодце.

Семь тысяч строителей на протяжении полутора веков сверху вниз вырубили самую грандиозную монолитную структуру в мире, удалив 200 тысяч тонн породы. Создавали, словно освобождали от каменной шелухи, от всего лишнего, наносного, открывали свет, выпускали в жизнь свое детище; прорубали гигантские отверстия, которые потом становились галереями и залами, и каждая деталь здесь имела значение.

Особенно красиво тут вечером, когда храм освещен последними лучами солнца.

Кайласанатха ─ символ горы Кайлаш в Тибете , где по преданию обитает бог Шива и его жена Парвати. Когда-то храм стоял белый, его покрывала толстым слоем штукатурка, ее редкие следы видны и сейчас. По замыслу создателей, белый храм выглядел так, будто был покрыт снегом, как священная гора в Тибете.

Храм возносится вверх более чем на 30 метров и весь покрыт самой причудливой резьбой. Он напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, чьи фигуры высечены по всему периметру. Они застыли на сотни веков во внутреннем дворе храма и держат его, словно реконструируя представление людей той эпохи об устройстве Вселенной.

29-метровая башня главного святилища возвышается над комплексом, устремляясь вверх, к небу, полная величия.

Внутри храма бесчисленные скульптуры Шивы. Этот бог всегда находится в непрерывном движении: играет в кости, участвует в церемониях, укрощает демона Равану. А демон тоже двигается, качает священную гору, беснуется в ярости. И сам Шива, и все вокруг него танцует и парит, через край плещет энергия, никто не сидит на месте.

Со своей энергетикой шиваизм очень созвучен современному миру, где человека тоже окружает скорость, сила, драйв. Многие изображения Шивы наполнены эротизмом, но сделано настолько тонко, что воспринимается как естественная и неотъемлемая часть его божественной сущности, и много веков это не смущало даже монахов. Все выглядит духовно и божественно.

В южной стене есть Зал жертвоприношений, там всегда темно, мрачно и страшно. И чтобы хоть что-то увидеть, приходится светить себе фонариком. Хозяйки Зала три кровожадные богини: Чамунда, Кали и Дурга. Для людей впечатлительных посещение их обители ─ настоящее испытание.

Из 34 пещер Эллоры ─ 12, находящихся на юге, буддистские, 17 построены индийским Богам, и 5 пещер, расположенных севернее ─ джайнские.

Пещеры Джайна самые молодые, в трех из них интересная резьба и искусные барельефные изображения Махавира, основателя джайнской философии, гигантских лотосов и грозных львов.

Они вырыты в стороне, в двух километрах от основного комплекса. Здесь господствуют традиции и философия джайнизма. Все строго и даже аскетично; нет буйства архитектурных деталей и пышности рельефов и горельефов.

Когда-то потолки храмов покрывали росписи, они и сейчас частично сохранились и вызывают огромный интерес как у специалистов-искусствоведов, так и у многочисленных туристов.

По размерам эти храмы гораздо меньше буддистских и индуистских.

Почти все пещеры в Эллоре ─ монастыри.

История комплекса

Грандиозное строительство началось примерно в 500 году и закончилось почти через 150 лет. Некоторые сооружения достраивались уже в 9 веке. А в 600 году был готов первый храм индуистов.

Буддистские пещеры, или, как их еще называют, пещеры Вишвакарма, построены первыми в комплексе. Их строили от 500 до 750 года. Шло время, сменялись правители и религиозные предпочтения, а около деревеньки Эллора по-прежнему велось строительство. И направление подземных храмов менялось с веками: сначала буддистские, потом индуистские, затем настало время и джайнских монастырей.

Кайласантха создавался по приказу раджи Кришны из династии Раштракутов в 13 веке. Арабы, жившие в те времена, утверждали, что по силе и богатству империя Раштракутов могла сравниться только с Византией и Арабским Халифатом. Это видно и по размаху строительства в Эллори.

Считают, что для проектирования и контроля над строительными работами приглашали зодчих из королевства Паллавов.

По изображениям, высеченным на стенах храма, можно изучать индийскую мифологию и историю Индии: огромное количество событий нашло отражение в скульптурах и барельефах.

Еще один храмовый комплекс в Индии, который стоит посетить - .

Ауровиль - город-достопримечательность, город-галактика, город-утопия на правом побережье Индии.

Туристы часто посещают еще одно историческое место - храмы в Хампи:

Пещеры Эллора сейчас

Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО .

В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.

Комплекс работает с 9 утра до 17.30 во все дни, кроме вторника.

Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик . Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.

И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.

Как добраться до Эллоры

Если вы добрались до Индии, обязательно посетите Эллору.

Это можно сделать в составе экскурсионных групп с курортов ГОА.

Или купить железнодорожный тур Дели - Агра - Удайпур - Аурангабад - Мумбаи . В этом туре на осмотр пещер Эллоры отводится день. Отзывы о комфорте в поезде и об обслуживании положительные.

Мумбаи ─ самый близкий . Самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга туда не летают. Но можно выбрать удобный состыковочный вариант на арабских линиях или на линиях республик бывшего СССР.

  • От Мумбая на поезде до Аурангабада 8-9 часов. Есть ночной автобус Мумбаи – Аурангабад. Время в пути тоже 8 часов.
  • От Аурангабада до Эллоры еще 30 км. Туда ходит автобус, но многие туристы пользуются услугами такси.

Есть и другой вариант. Самолетом до Дели, а там поездом до Аурангабада.

В Эллоре всегда открыт для туристов отель Кайлас , он находится как раз напротив пещер.

Мастера, строившие храмы в Эллоре, работали так, что зритель, едва спустившись в пещеры, перестает быть сторонним наблюдателем, в этот момент его захватывает драматизм изображенных событий, его увлекают характеры персонажей, мастерски вырезанных в скалах. Только здесь, в Эллоре, художественные образы индийского искусства воздействуют на человека подобным образом.

Видео «Пещеры Эллоры и Храм Кайласанатха (Индия)»

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.