Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития Индивидуальный образовательный маршрут для детей с онр

Предлагаю вашему вниманию модель Индивидуального образовательного маршрута на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня) на 2017 – 2018 учебный год. В модели представлена характеристика на ребёнка и план индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня)

на 2017 – 2018 учебный год

Код ребёнка: С 11

Формы работы: — подгрупповые и индивидуальные

Сопровождающие педагоги – учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель

Характеристика

Дата заполнения – 09.09.2017 года

Дата рождения – 13.11.12

ДОУ – ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок», подготовительная группа

Тип группы: группа компенсирующей направленности

Срок пребывания: в данном ДОУ – 3 года, в данной группе –

В каком возрасте поступил: в ДОУ – в 2 года, в данную группу в 4 года 10 месяцев

Откуда поступил: в ДОУ – из СП «Детский сад «Ладушки», в данную группу – из средней группы общеразвивающей направленности

Оценка адаптации ребёнка в группе: процесс адаптации проходил без особенностей

Заключение: ТНР (общее недоразвитие речи II уровня). Интеллектуальное развитие соответствует возрасту.

Пассивный словарь. Нарушено понимание объектов, частей предметов. Не понимает значения уменьшительно-ласкательных суффиксов; не дифференцирует единственное и множественное число существительных, предложно – падежных конструкций.

Активный словарь беден. Воспитанник не называет существительные по предложенным темам; не сформированы обобщающие понятия. Значительные трудности наблюдаются в назывании существительных, обозначающие части предметов. Грубые ошибки в употреблении глаголов, обозначающие крики и действия животных, птиц и т.д. Не подбирает антонимы к прилагательным.

Навыки словоизменения не развиты: не употребляет существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; не согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; не согласует существительные с числительными; ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.

Навыки словообразования не развиты: не образовывает существительные с уменьшительно – ласкательным значением; не называет детёнышей животных; не образовывает относительные прилагательные. Нарушено фонематическое восприятие: сложности в повторении слогов, слов с оппозиционными звуками.

Не владеет фонематическим анализом: не выделяет заданный звук в потоке звуков, не определяет первый и последний звук в слове.

Слоговая структура слов грубо нарушена.

Отмечается искажённое произношение свистящих звуков [с] [з] [ц] и шипящих звуков: [ш] [ж] [щ] [ч], отсутствуют сонорные [р] [р`], [л] [л`].

Наблюдается грубое недоразвитие связной речи. Предложения состоят из 2 – 3 усечённых по слоговой структуре слов.

Навык составления рассказа и пересказа не сформирован.

1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II уровня) в группе компенсирующей направленности.

2. Психолого-педагогическая коррекция: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем.

План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

(составлен по материалам карты динамического обследования)

Цель: скорректировать все компоненты речевой системы

1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам

2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

3. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

4. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

6. Учить различать и употреблять противоположные по значению прилагательные.

7. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными мужского и женского рода.

8. Формировать умение образовывать названия детёнышей животных и птиц.

9. Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

10. Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

11. Формировать фонематическое восприятие (учить произносить слоги и слова с оппозиционными звуками).

12. Научить выделять гласные из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

13. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

14. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из двух, трех звуков.

15. Научить подбирать слова с заданным звуком.

16. Постановка, автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в слогах, словах, предложениях, фразах.

17. Постановка, автоматизация шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч] в слогах, словах, предложениях, фразах.

18. Дифференциация звуков [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях, фразах.

19. Дифференциация звуков [з] — [ж] в слогах, словах, предложениях, фразах.

20. Дифференциация звуков [т`] — [ч] в слогах, словах, предложениях, фразах.

21. Постановка, автоматизация сонорных звуков [р], [р`], [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

22. Дифференциация звуков [р] — [р`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

23. Дифференциация звуков [л] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

24. Дифференциация звуков [р] — [л] в слогах, словах, предложениях, фразах.

25. Дифференциация звуков [р`] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.

26. Формирование навыка пересказа небольших текстов, сказок:

С использованием серии сюжетных картин

С использованием опорных сигналов

27. Формирование умения составлять описательный рассказ

По игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план)

По картинке (с опорой на схематичный рисуночный план)

28. Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине (по серии) картин

Панина Марина Александровна,
учитель-логопед

1 год обучения

п/п

Содержание работы

Сроки

Сентябрь,

октябрь, ноябрь.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, чётких двигательных кинестезий.

Звукопроизношение:

1.Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков.

2. Постановка и автоматизация звуков «с»,» «з», «ц».

1. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

2. Учить передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов.

Развитие фонематического восприятия:

1. Учить слышать гласный звук в ряду других звуков.

2. Учить слышать слог с заданным гласным звуком в ряду других слогов.

3. Учить определять наличие звука в слове.

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над чёткостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи.

1. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

2. Упражнять в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.

3. Учить согласовывать слова в роде, числе, падеже.

4. Закрепить простые предлоги (на-с, в-из).

5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Обучение связной речи:

1. Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

2. Учить составлять предложения из 2-3 слов.

3. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений.

Звукопроизношение:

    Подготовительные упражнения артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

    Постановка звуков «ш», «ж», автоматизация.

Декабрь, январь, февраль.

10.

Работа над слоговой структурой слова:

1. Упражнять в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

11.

1. Учить выделять начальные ударные гласные звуки в словах.

2. Упражнять в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков.

12.

Развитие общих речевых навыков:

1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4. Продолжить работу над темпом речи.

5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

13.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2. Упражнять в употреблении некоторых относительных прилагательных.

3. Закрепить в речи простые предлоги (на-с, в-из, по).

14.

Обучение связной речи:

1. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действий и по картинке.

2. Упражнять в составлении рассказов-описаний из 2-3 предложений.

3. Учить пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.

15.

Звукопроизношение:

Дифференциация звуков с-ш, з-ж.

Март, апрель, май.

16.

Работа над слоговой структурой слова:

1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

2. Работать над двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.

17.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными звуками.

2. Упражнять в выделении согласных звуков из ряда звуков.

3. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные в словах.

4. Упражнять в анализе и синтезе обратных слогов, а затем и прямых слогов.

5. Дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях.

6. Учить подбирать слова на заданный согласный звук.

18.

Развитие общих речевых навыков:

1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Работать над плавностью речи.

3.Отрабатывать чёткость дикции и интонационную выразительность речи.

19.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Закрепить в речи простые предлоги: на, с, в, из, по.

2.Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -ёнок в форме родительного падежа множественного числа (лисят, волчат).

20.

Обучение связной речи:

1. Закрепить умение составлять предложения из 3-х слов.

2. Продолжать упражнять в пересказе текстов из 2-3-х предложений.

3. Учить составлять рассказы из 3-х предложений о предмете и о картинке, сначала предметной, а потом сюжетной.

21.

Самомассаж лица и шеи.

В течение

года

22.

23.

24.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, гидромассаж, пескотерапия, самомассаж).

25.

Логопедический массаж.

Индивидуальный образовательный маршрут

2 год обучения

Обследование состояния речи, неречевых психических функций. Заполнение речевых карт, составление плана работы.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Звукопроизношение:

1.Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков.

2. Постановка звука «л», автоматизация.

Работа над слоговой структурой слова:

Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

1.Упражнять в выделении начальных ударных гласных в словах, в выделении конечных и начальных согласных в словах.

2.Закрепить умение производить анализ и синтез обратных и прямых слогов.

3.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.

4.Дать представление о твёрдости – мягкости, звонкости – глухости согласных.

Развитие общих речевых навыков:

1.Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

2.Работать над плавностью речи.

3.Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса.

5.Формировать умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имён существительных.

2.Упражнять в употреблении падежных форм имён существительных.

3.Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

4.Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

5.Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, по, из, по, над, под.

Обучение связной речи:

1.Учить составлять предложения из 4-х, 5-ти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.

3.Развивать умение пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы-описания, загадки-описания по предложенному плану.

Звукопроизношение:

Постановка звуков «р», «рь», автоматизация.

Декабрь, январь, февраль.

Работа над слоговой структурой слова:

1.Работать над трёхсложными словами с закрытым слогом и со стечением согласных.

2.Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов.

10.

1.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твёрдости и мягкости, звонкости – глухости согласных.

2.Учить звуковому анализу слов типа: мак, осы, кит, лось.

3.Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.

4.Упражнять в членении на слоги односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог».

5.Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.

11.

Развитие общих речевых навыков:

1.Совершенствовать навык правильной голосоподачи.

2.Совершенствовать чёткость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

3.Продолжать работу по развитию качеств голоса.

12.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

2.Научить использовать предлоги: перед, за, около, возле.

3.Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные.

4.Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова.

13.

Обучение связной речи:

1.Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке.

2.Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану.

3.Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

14.

Звукопроизношение:

Дифференциация звуков л-р, ль-рь.

Март, апрель, май.

15.

Работа над слоговой структурой слова:

Работать над 3-х, 4-х,5-ти сложными словами со сложной звукослоговой структурой.

16.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений:

1.Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове.

2.Учить производить анализ и синтез слов из 4-х, 5-ти звуков.

3.Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух-, трёх- и четырёхсложных слов.

4.Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.

17.

Развитие общих речевых навыков:

1.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

2.Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

18.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

2.Закрепить умение правильно употреблять простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

19.

Обучение связной речи:

Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, рассказа из личного опыта.

20.

Обогащение словарного запаса.

В течение года

21.

Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

22.

Развитие ммпр, графических навыков.

23.

Логопедический массаж.

В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка

на _____-_____ уч. год

Ф.И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: ______________________ .

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________)); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

Савченко Любовь Евгеньевна

Артемьева Галина Николаевна

МАДОУ «Детский сад Аленушка « №40

г.Великий Новгород

Методическая разработка

«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья-ОНР»

Аннотация: в данном методическом пособии разработан план написания индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, объясняется причина составления ИОМ, цели и задачи, описана содержательная часть ИОМ, рекомендации по работе с родителями. Оно предназначено для воспитателей, работающих с детьми с ОНР в ДОУ.

Ключевые слова: ИОМ-индивидуальный образовательный маршрут;

коррекционная работа.

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка - одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально - психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия.

ВведениеФедеральногоГосударственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организационно-образовательном процессе дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ для ребенка с ОВЗ-ОНР) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления :

Организация движения (развитие общей и мелкой моторики) ;

Развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ;

Формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

Формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Мониторинг образовательного процесса - оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы, основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга : первые две недели сентября, а итогового - последние две недели мая.

В мониторинге используются следующие методы : наблюдение; беседа, проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание» ; диагностические игровые ситуации.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Индивидуальный план работы с ребенком составляется на основании полученных данных подробного изучения анамнеза с обязательным привлечением мамы, т. к. дома она должна общаться, играть с ребенком, продолжая процесс развития даже в простых, бытовых ситуациях. Этому она должна научиться, присутствуя на занятиях логопеда, если ребенок посещает консультативно-практическую группу. При сопротивлении мамы желательно приглашать ее на занятия в мягкой форме, постоянно подчеркивая успехи ее ребенка. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребенка, необходимо достоверно изучить возможности ребенка на данном временном отрезке, предлагая программный материал в тех порциях и таким способом, которые будут приниматься ребенком с речевой патологией без напряжения, с хорошей отдачей и положительной мотивацией. Для этого проводится подробная диагностика по всем параметрам психофизического, речевого, эмоционального развития ребенка. Данные, полученные в ходе сбора анамнеза, заносятся в речевую карту и карту психологического сопровождения.

Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

Определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

Выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

Создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

I этап - Подготовительный.

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап - Комплексной диагностики

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап - Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап - Промежуточная диагностика

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

VI этап - Коррекционно- развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

VII этап - Итоговая диагностика.

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. На всех этапах коррекционной работы развивать психологические процессы: внимание, мышление, память, самоконтроль усидчивость, достичь полного понимания обращенной речи и речи общения.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы: наше тело, овощи и фрукты, игрушки, семья, одежда.

Артикуляционная гимнастик а «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика «Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; образование относительных прилагательных; образование звукоподражательных глаголов; договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья); составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь : ответы на простые вопросы; составление фраз по сюжетной картинке; составление фраз по двум опорным картинкам; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы: Посуда; Новый год; Мебель;Дикие животные; Домашние животные и птицы.

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадки».

Дыхательная гимнастика «Шар лопнул», «Плачет малыш - А-А-А», « Мальчик играет - Э-Э-Э», «Согреем ручки», «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки».

Пальчиковая гимнастика «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления звучания игрушки.

Грамматический строй речи : образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построение конструкции: глагол + существительное с предлогом;построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с телятами).

Связная речь пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

III период (март, апрель, май)

Лексические темы : Птицы; Весна; Транспорт; Лес. Артикуляционная гимнастика «Сладкое варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк», «Качели».

Дыхательная гимнастика «Дует ветер», «Пароход гудит - У-У-У», «Футбол».

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Звуковая культура речи Модуляция голоса (высоко-низко).

Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных; согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол в прошедшем времени (Мама сделала. Дядя сделал. Дети сделали); построение фразы «Это...».

Связная речь: ответы на вопросы полным предложением; построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

Предполагаемые результаты речевого развития :

· пользоваться невербальными формами коммуникации;

  • · использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • · проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

· слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

  • · воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • · выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Работа с родителями.

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная. 2. Лекционно-просветительская. 3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников. 4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком. 5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). В связи с частыми пропусками ребенка может возникнуть необходимость в корректировке индивидуальной образовательной программы.

Заключение

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями маршрута мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Список литературы:

1. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М.: «Просвещение», 1996 г.

3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни», М.: «Гном и Д», 1996г.

5. Филичева Т.Б.,. Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 1991г.

6. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 2000г.

7. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно - методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2000г.

8. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Практическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001г