Табориты. Табориты и их учение Движение таборитов берет название от

Признаки расцвета:

1) по добыче серебра Чехия вышла на одно из первых мест в Европе;

2) в городах было развито более 200 ремёсел, включая производство сукна и стеклянной посуды;

3) в Праге проживало около 40 тысяч человек;

4) в Праге были такие знамениты постройки, как собор Св. Вита и Карлов мост.

Вопрос 2. Какие трудности испытывало население Чехии?

Трудности:

1) население страдало от высоких налогов и поборов в пользу государства и церкви;

2) власть в городских магистратах, особенно в магистрате Праге принадлежала немцам;

3) во многих ремесленных профессиях, в университете и других местах господствовали немцы, а не чехи;

4) крестьяне страдали от феодального гнёта.

Вопрос 3. Перечислите, за что Ян Гус критиковал католическую церковь и что он предлагал в ней изменить. Ответ запишите в тетрадь.

Критиковал:

1) богатство церкви, её поборы с верующих;

2) греховность священников и епископов.

Утверждал что:

1) нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности;

2) собственность должна принадлежать справедливым, несправедливый богач есть вор;

3) церковь должна быть лишена своих богатств;

4) священники, которые виновны в серьёзных грехах, должны быть лишены сана;

5) каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью;

6) нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из священного писания;

7) власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

Вопрос 4. Какие слои населения поддержали умеренных, а какие таборитов?

Чашниками (умеренными) были большинство дворян и зажиточные бюргеры. В табориты уходили крестьяне, городские бедняки, беднейшие рыцари.

Вопрос 5. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?
  • 1) гуситами руководил талантливый полководец Ян Жижка, который разработал их эффективную тактику;
  • 2) табориты применяли до того невиданную тактику: окружали свой лагерь возами, которые связывали цепями – разбить эти стены врагам не удавалось;
  • 3) гуситы широко применяли огнестрельное оружие, включая лёгкие пушки;
  • 4) в гуситском войске царила строгая дисциплина, их идея была молодой, потому мощной;
  • 5) после смерти Жижки новые командиры гуситов, такие как Прокоп Голый (Великий) и Прокоп Малый, оказались также талантливыми полководцами.
Вопрос 6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?

Чашники отлично знали тактику таборитов, потому им удалось то, что не удавалось крестоносцам – прорваться через стену из возов. Табориты обычно раздвигали возы сами и выпускали кавалерию, преследовать бегущих. В битве при Липанах они сделали то же самое, но чашники не бежали, отступили ложно.

Как только возы раздвинули, чашники снова атаковали, зацепили возы своими цепями с крючьями и окончательно из растащили. Когда табориты лишились защиты из возов, они оказались беззащитны перед конницей.

Вопрос 7. Придумайте пять Вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

1) Что больше всего критиковал Ян Гус?

2) Когда начались Гуситские войны?

3) Почему крестоносцам не удалось победить гуситов?

4) Как римскому папе удалось склонить чашников к соглашению?

5) Где произошла битва между чашниками и таборитами?

Сожжение Яна Гуса в 1415 г. дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов – табориты – сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они по имени библейской горы называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иоахимиты (последователи средневекового мистика Иоахима Флорского ), вальденсы , беггарды . Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические учения. Были и попытки практического их осуществления.

Ян Гус - основоположник учений гуситов и таборитов. Портрет кисти неизвестного художника XVI века

Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини , Пшибрама, Вавржинеца, (Лаврентия из Бжезина).

Табориты считали, что в 1420 г. наступит конец мира – consumatio saeculi. Однако этот термин выражает лишь конец «старого мира», «господства зла». Произойдет немедленное устранение всех «злых». Наступит «день мщения и год возмездия», во время которого, по мнению таборитов:

«должно всех возвышенных и властвующих согнуть, как ветви деревьев, и срубить, сжечь в печи, как солому, не оставив ни корней, ни отростков, измолотить, как снопы, кровь из них выцедить, скорпионами, змеями и дикими зверями их истребить, смерти предать.

«Отменяется» и прекращается Христов закон милосердия, «поскольку его разумение и письменные положения во многих случаях противоречат указанным выше суждениям».

Наоборот, надо действовать «ревностно, жестоко и справедливым возмездием».

Необходимо, чтобы «каждый, верный омывал руки в крови врагов Христа».

Кто воспрепятствует пролитию крови недругов Христа, будет проклят и наказан так же, как и они. Все крестьяне, не присоединившиеся к таборитам, «сами вместе со своим имуществом должны быть уничтожены».

Установится Царство Божие на земле – но не для всех, а только для «избранных». «Зло» не устранится из мира, но будет подчинено «добрым». Все верные (т. е. сторонники учения таборитов) должны сосредоточиться в пяти городах, тому же, что вне этих городов, не будет пощады при Cтрашном суде. Из этих городов табориты должны править всей землей, а те города, которые будут им сопротивляться, «разрушать и сжигать, как Содом».

В частности, «в году мщения город Прага должен быть разрушен и сожжен верными, как Вавилон».

Согласно учению таборитов, закончится этот период пришествием Христа. Тогда «избранники Божии будут с Господом Богом видимо и ощутимо тысячу лет царствовать».

Когда Христос с ангелами спустятся на землю, тогда воскреснут праведники, умершие за Христа, и вместе с ним начнут судить грешников. Жены будут зачинать, не зная мужчин, и рожать без мук. Никто не будет ни сеять, ни жать.

«Никаких плодов уже не будет потребляться».

Проповедники таборитов призывали «ничего не делать, деревья ломать, а дома, церкви и монастыри разрушать».

«Все установления и людские решения должны быть отменены, так как всех их не создал Отец Небесный».

Табориты учили – что существующая «церковь еретическая и неправедная и что у нее все богатство должно быть отнято и отдано мирянам».

«Дома священников, все церковное имущество должно быть уничтожено, церкви, алтари и монастыри разрушены».

«Церковные колокола табориты снимали и разбивали, а затем продавали на чужбину. Церковную утварь, подсвечники, золото и серебро разбивали».

«Алтари везде разбили, Святые Дары из них выбросили, храмы Божии оскверняли, превращая их в хлевы и конюшни».

«Святые Дары топтали ногами».

«Кровь Христову выливали, чаши крали и продавали».

Один из проповедников-таборитов говорил, что «предпочел бы дьяволу молится, чем преклонить колена перед Святым причастием».

«Великое множество священников убили, сожгли и погубили, и не было для них ничего радостнее, чем схватить кого-нибудь, чтобы убить».

Любимой песней таборитов было: «А ну-ка, монахи, попрыгайте».

Когда начнется царство праведников, «не нужно будет, чтобы один другого учил. Не нужно будет ни книг, ни письменности, и вся мирская мудрость погибнет».

В монастырях табориты неизменно уничтожали библиотеки.

«У врагов Божиих все имущество должно быть отнято и сожжено или уничтожено».

«Этой зимой и летом проповедники и старшие гетманы таборитов настойчиво одурачивали крестьян, чтобы они ссыпали деньги в кадки». Таким образом, были обобществлены деньги в общине. Были выделены «смотрители за кадками», которые следили за неукоснительной сдачей денег и распределяли общественные средства.

«В Городище или Таборе нет ничего моего или твоего, а все вместе одинаково пользуются: у всех все должно быть общим, и никто не должен ничего иметь отдельно, тот, кто имеет отдельно, тот грешит».

Один из пунктов учения таборитов гласил: «Никто не должен ничем владеть, но все должно быть общим».

Таборитские проповедники учили: «Все будет общим, в том числе и жены: будут свободные сыновья и дочери Божии, и не будет брака как союза двух – мужа и жены».

Бегград из Бельгии основал среди таборитов секту адамитов, которая обосновалась на островке на р. Лужнице. Сам он называл себя Адамом и сыном Божиим, призванным воскресить мертвых и осуществить предначертания Апокалипсиса. Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Скоро, учили они, кровь затопит мир по уздечку коня. Они в этой земле – коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение – грех. Члены этой секты таборитов убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик». Так, в городе Прчице они «перебили всех людей – молодых и старых, а городок сожгли».

На собраниях адамиты ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было – каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» – и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.

«Небо они называют крышей и говорят, что нет Бога на земле, как нет и чертей в аду».

По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами.

Долгое время рассказы об адамитах (как и многие сведения о таборитах) считались выдумкой их врагов. Начало такому взгляду положил французский просветитель, гугенот Исаак де Бособр, а в наиболее крайней форме он выражен в книгах марксистского чешского историка Мацека. Однако уже Энгельс отметил:

«Любопытный факт: в каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на передний план».

Интересно, что недавно вопрос о таборитах-адамитах подвергся обстоятельному критическому разбору со стороны марксистских же историков Е. Вернера и Эрбштоссера. Они показали существование давней традиции «адамитства», культа имени Адама, в движении «Братьев свободного духа ». Сведения о богемских «адамитах», если учесть естественные искажения, объясняющиеся замкнутым, эзотерическим характером их учения, вполне согласуются с картиной общеевропейского движения «свободных духов».

Например, Мацек считает «верхом грязной клеветы» на учение таборитов приведенное нами выше место из «Старой летописи»: «Все будет общим, в том числе и жены...» По его мнению, это высказывание опровергается другим местом у Пшибрама, где говорится, что в Таборе запрещалась близость между мужем и женой: «если же увидят или проведают о встречах супругов, их избивали до смерти, иных бросали в реку». Однако именно оба эти места вполне согласуются с традицией «свободных духов», проповедовавших неограниченную сексуальную свободу и в то же время – греховность брака, что, например, имело место в группе «Homines intelligentales», действовавшей в Брюсселе почти одновременно с чешским адамитами.

Император и папа призвали к крестовому походу против таборитов, но те не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «Прекрасных походов», производились ежегодно в 1427-1434 гг. Некоторые страны табориты опустошали, унося с собой добычу, в других, например, в Силезии, оставляли гарнизоны. В одной песне того времени говорится:

«Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лужицы в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, Богемия перевернута вверх дном».

Отряды таборитов доходили до Балтийского моря, до стен Вены, Лейпцига и Берлина, им уплатил контрибуцию Нюренберг. Чехия была разорена. В «Хронике старого коллегиата» говорится:

«ведь в вышеуказанных походных войсках были по большей части чужеземцы, не чувствовавшие никакой любви к королевству».

«на их совести пожары, грабежи, убийства, насилия».

Но и вся Центральная Европа в ходе гуситских войн подвергалась страшному опустошению. Папа вынужден был пойти на уступки. На Базельском соборе в 1433 г. было достигнуто соглашение с гуситами, в результате которого они возвращались в католическую церковь. Но табориты – наиболее радикальная часть гуситов – не признала соглашения и была уничтожена в бою под Липанами в 1434 г.

Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились политические и социальные элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль.

Чехи страдали от иноземного порабощения; многие из вожаков гуситов считали себя прямо мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда, которого еще на сейме в Чеславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, говорил Сигизмунд,- что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклефистов и гуситов».

Идеалом таборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у них строго различались общины военные и семейные; обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны.

Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента. Низший класс чешского народа крестьяне, мелкие мещане, составившие главный контингент таборитов,- были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно.

Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикальных таборитов массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитов.

Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали свое имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи.

Угнетенный народ находил утешение в новом учении, основанном исключительно на Священном Писании. Ему говорили на родном языке об евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

«Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситов, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем.

Вандализм, с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т.п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства духовенство, бароны, богатые горожане,- да и самое искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Новые идеалы свои во время своих собраний на горе Табор они воплощали, по словам источников, следующим образом. Приходящие со знаменами толпы на Табор встречались с воодушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочередно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу; съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни.

Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определенные коммунистические воззрения; но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации еще очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились.

Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение. В король Йиржи Подебрад совершенно уничтожил их самостоятельное существование как партии религиозной и политической. Их учение пустило, однако, глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья », деятельность которых, в противоположность таборитов, отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Источники:

П. Васильев, Причины и характер чешского религиозного движения, ЖМНП, 1876, ч. 186, стр. 90-125, 234-280; Иван Пальмов, Вопрос о чаше, СПб., 1881; статья С.А. Венгерова в «Вестнике Европы» за 1882.

Создание союза против таборитов. Католики поняли, что силой гуситов не взять. Тогда они решили привлечь на свою сторону хотя бы часть гуситов. Скажем, тех, которые боролись против привилегий и богатств церкви и уже своего добились. И теперь сами побаивались крестьян и бедняков. В 1434 г. католики и часть панов-гуситов договорились о совместных действиях против таборитов. Был создан панский союз, основной задачей которого была борьба с таборитами. 30 мая 1434 г. у деревни Липаны состоялась решающая битва между войсками этого союза и таборитами.

Армия панского союза. Почти все чешские паны вошли в союз, и именно их личные дружины составили ядро войска.

Особенно крупные силы пришли из западной Чехии. Ими командовали паны Ян Швиговский из Ризмберка, Зденко Дршков, Ян из Швамберка, братья Ян и Буриан из Гутштейна. Вместе с ними шли отряды панов-чашников Пржибика из Кленова и Алеша из Жеберка. К панской армии присоединился и сильный гарнизон замка Карлштейн, которым командовали Вилем из Ярославиц и Кунеш Тлукса из Буржениц.

Сильную дружину прислал из Южной Чехии пан Ольдржих из Рожмберка. Численность его отряда составляла 800 пеших и 200 конных воинов. Сам Ольдржих из Рожмберка лично участия в боевых действиях не принимал, и командовать дружиной поручил своим верным рыцарям Микулашу Крхлебецу и Хвалу из Хмелнего. Вместе с рожмберкскими отрядами пришли воины страконицкого великого магистра Вацлава из Михаловиц.

К армии панского союза присоединились отряды из Праги и Мельника. Общая численность войск панского союза составила 660-720 боевых возов, около 13 тысяч человек пехоты и 1200 всадников. Верховным гетманом был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина, храбрый воин и искусный полководец.

Армия таборитов. На тот момент ей командовал священник Прокоп Великий, выходец их богатой семьи горожан. Именно он после смерти прославленного гуситского гетмана Яна Жижки из Троцнова возглавил таборитские войска. Из других командиров таборитов наиболее видными и прославленными были Прокупек и Ян Чапек из Сан.

Прокоп Великий понимал всю важность предстоящего столкновения с войсками панского союза и постарался собрать всех, кого можно. Поддержку таборитам оказали 16 городов: Табор, Бероун, Сланы, Жатец, Лоуны, Коуржим, Нимбурк, Градец Краловы, Яромерж, Трутнов, Двор Краловы, Высокий Мит, Клатов, Прахатицы, Домажлицы и Литомерж. По оценкам чешских историков, в распоряжении Прокопа имелось около 480 боевых возов, от 9 до 10,5 тысяч пеших воинов и 700 конников.

Табориты готовятся к обороне. Как мы видим, табориты немного уступали в численности панскому войску. Небольшое неравенство сил с лихвой искупалось великолепной оборонительной позицией, которую занял Прокоп Великий. Табориты укрепились на склонах Липской горы. Они тщательно подготовились к битве. Возовая оборона была усилена земляными укреплениями. Перед возами был выкопан ров, глубиной в полтора метра. Кроме того, фланг таборитов был надежно прикрыт рыбником, который не только серьезно затруднял действия атакующих, но и давал питьевую воду обороняющимся. Позиция на холме позволяла таборитам, лучше чем противники, использовать свою артиллерию. Наконец паны были вынуждены предпринимать атаку снизу вверх, что в сочетании с заранее подготовленной обороной делало несущественным их численное превосходство.

Читайте также другие темы части X "Сражения в Центральной Европе XV в." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 49. Грюнвальдская битва