Старинные виды связи. Древние способы передачи информации

Культура добрососедства 4 класс

Учитель начальных классов: Кожевникова Е.И.

Тема . Древние способы передачи информации. «Каменная летопись» - надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамен и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму.

Цель : Ознакомить учащихся с различными способами передачи информации, историей их

возникновения и развития, традициями летописания в Крыму; развивать умение

рассказывать об этом. Воспитывать интерес к истории и традициям народов Крыма.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Оборудование: фотографии и иллюстрации с изображением фрагментов древних памяток письменности.

Структура урока:

Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и задач урока.

Работа над новым материалом.

Закрепление изученного материала.

Домашнее задание.

Итог урока.

Рефлексия.

1.Актуализация опорных знаний.

Ребята, если вам нужно кому-то сообщить важные новости, как вы это сделаете?

Какие ещё способы передачи информации вы знаете?

2.Сообщение темы и задач урока.

Проблемный вопрос . Показать ребятам фотографию фрагмента наскальной живописи Таш-Аира.

Как вы думаете, ребята, что это такое? Кто, по-вашему, мог изобразить эти рисунки? Когда? На чём? Что он хотел этим сказать?

Сегодня мы с вами познакомимся с древними способами передачи информации, историей их возникновения и дальнейшего развития в мире, а также в Крыму.

3. Работа над новым материалом.

1. Рассказ учителя.

Нам трудно сейчас представить жизнь без радио, телевизора. С их помощью мы узнаём новости со всех уголков нашей планеты. А теперь появился ещё и Интернет, который открывает доступ к любой информации в любое время. Но около ста лет тому назад это невозможно было даже представить себе.

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Трудно, но сотни тысяч лет тому назад люди не умели писать. Мысленно перенесёмся в те времена.

У первобытного человека была необходимость передавать какие – то сообщения или свой жизненный опыт потомкам, и для этого люди постоянно придумывали разные способы. Послушайте, как об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо ».

Сначала появились сигналы, знаки, системы знаков и т.д. Например, канадские индейцы, австралийские аборигены разводили костры, дым которых был виден далеко, они умели читать дым. Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. (Так произошло выражение «завязать узелок на память»). В Европе зажигали сигнальные огни . Жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Остров покрыт высокими горами, человеческий голос теряется в горах, свист слышен далеко.

Направление, в котором нужно идти, древние люди обозначали зарубкой на дереве , куда идти, может сказать и стрела, если положить её остриё в нужном направлении, но со временем человек сообразил, что стрелу можнонарисовать цветной глиной на скале. Так появились первые наскальные рисунки. Постепенно рисунки упрощались, превращаясь в знаки – пиктограммы . Такой способ письма просуществовал очень долго, но был сложным, и для изучения требовалось много времени.

Рядом со стоянкой древних людей Таш Аир 1 обнаружен единственный в Крыму памятник наскальной живописи. Рисунки выполнены красной охрой на отвесной скале. На окраине Симферополя была найдена стела с высеченными фигурками людей и пахотных орудий.

Одним из самых больших и содержательных эпиграфических документов , найденных в Крыму, является присяга граждан Херсонеса, высеченная на камне древними греками (в 4-3 в. до н.э). Эпиграфика – каменная летопись.

Херсонеситы на морском берегу воздвигли бронзовую статую своего спасителя – понтийского полководца Диофанта, одержавшего победу над скифами (в110 г. до н.э.). На обратной стороне каменного постамента высечен в честь Диофанта декрет – важнейший исторический документ , который рассказывает о диофантовых войнах, в которых принимали участие сразу три, расположенных на территории Крыма государства: Боспор, Херсонес и позднескифское царство .

Физкультминутка.

2. История возникновением книги

(Опережающее домашнее задание : предложенные ниже тексты пересказывают заранее подготовленные учащиеся).

А.Глиняные книги

Когда и где появились первые книги?

Одним из древних и могущественных государств Древнего Востока был Шумер, расположенный между реками Тигр и Евфрат .

Шумерийцы уже за 4 тысячи лет до н. э . умели писать. Для записей они использовали глину - самый удобный и дешёвый материал. Замесил немного глины, слепил из неё небольшой блин, вырезал треугольную палочку и пиши, выдавливай на мягкой глине письменные знаки. Эти знаки были похожи на клинья, поэтому письмо и получило название «клинопись».

Когда вся табличка покрывалась письменными знаками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. Она становилась твёрдая как камень.

Сотни таких табличек были найдены при раскопках библиотеки в древнем ассирийском городе Ниневии. Это были книги по медицине, астрономии, истории, грамматике и художественные произведения.

Страницы были большими: 32 х 22 см и толщиной 2,5см – настоящий кирпич! Если в книге 100 страниц, её толщина будет два с половиной метра. Хранили такие книги в ящиках или корзинах. Вместо нумерации в начале каждой плитки писали название книги, а в конце – первое слово следующей таблички.

Клинописные таблички – самый прочный книжный материал.

Б. Книги-свитки

На берегах Нила в Древнем Египте около 3-х тысяч лет до нашей эры египтяне изобрели удобный, гладкий материал для письма – папирус .

Делали его из речного растения – папируса. Стебли этого растения легко расщеплялись на волокнистые ленты. Ленты укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край другого. Поперёк одного слоя стелили новый и прижимали сверху тяжёлыми камнями. Растительный сок, выжатый этой тяжестью, склеивал ленты в сплошной кусок. Такие куски соединяли в длинные полосы и сворачивали в свитки, прикрепив к концам свитка деревянные палки для перемотки .

Свиток делился на столбцы , своего рода страницы. Эти книги-свитки были длиной 6-8 метров, а некоторые 40 и даже 150.

Писали на папирусе заостренной палочкой . У каждого писца был пенал с двумя углублениями для чёрной и красной краски. (В египетском письме слова не отделялись друг от друга, поэтому начало новой фразы писали красной краской).

Свернутую книгу вставляли в футляр, кувшин или клали в ящик . Хранили книги при храмах . Во время военных конфликтов завоеватели не жалели библиотеки. Поэтому очень много свитков из папируса сгорели и навсегда утрачены.

Древние греки покупали папирус в Египте, так же они писали на коже, специально обработанной, и на деревянных табличках, покрытых воском.

В.Книги из дерева и пергамента

Первые книги, похожие на современные появились в 1 веке нашей эры.

Сначала это были книги, страницы которых были из деревянной дощечки с углублением, в которое наливалирасплавленный воск. По мягкому воску писали острой металлической палочкой. Страницы соединяли шнурком в книгу, но такие книги были тяжёлыми. Страницы из папируса сворачивались – тоже не удобно. Тогда перешли на другой материал – пергамент (пергамен).

Кожу овцы или телёнка вымачивали в извести, соскребали остатки мяса, шерсти, сушили туго натянув на раму. Затем разглаживали пемзой и втирали в неё мел. Разрезали пергамент на листы нужного размера, разлиновывали и писали пером и чернилами.

Такие книги были очень дорогими. Для одной толстой книги приходилось забивать целое стадо телят . Писали книги много месяцев, а иногда и лет.

Больше всего таких книг было в монастырях , там их переписывали и хранили.

На Руси писали на бересте заострённым инструментом из кости, металла или дерева (писало), а с 7 века птичьими перьями. Буквы напоминали клинопись.

Г.Бумага

С появлением бумаги книги приобрели почти современный вид.

Бумага появилась в Китае , примерно во 2 веке нашей эры . Делали её из обрывков шёлка, тряпок, старых рыболовных сетей, коры дерева . Все это измельчали, перемешивали с водой, затем наливали на тонкую сеть из бамбука, вода стекала, на сите оставалась бумажная масса, её сушили и проклеивали. Так же делают бумагу и сейчас, только из древесины, и работу выполняют специальные машины.

Из Китая бумага попала в Корею, Японию , потом в арабские страны и, наконец, в Европу , завоёвывая страну за страной. Ученые посчитали скорость этого мирного «завоевательного похода» - примерно тысяча километров за сто лет . В 8 веке открылись бумажные фабрики в Багдаде и Дамаске , в 9 веке в Египте (папирус не выдержал конкуренции). В 12 веке – в Испании , в13 – в Италии .

В 15 веке в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания . В России в 1654 году в Москве появилась первая печатная книга «Апостол», благодаря первопечатнику Ивану Фёдорову.

3. Работа в группах. Соотнесение фотографий и иллюстраций с изображением фрагментов древних памяток письменности с названиями первых книг.

(Повторение правил работы в группе, инструктаж, защита проектов, дополнения оппонентов, рефлексия)

4.Закрепление изученного материала.

Тесты

1.Пиктография это…

а) древние картины;

б) рисуночное письмо.

2.Памятник наскальной живописи Таш Аир находится

а) в Египте;

б) в Крыму.

З. На глиняных табличках надписи…

а) высекали с помощью зубила и молотка;

б) выдавливали заостренной палочкой. 4

4. Глиняные книги хранили…

а) в ящиках и корзинах;

б) в футлярах и кувшинах.

5. Книги свитки делали из …

а) шёлка и других тканей;

б) папируса.

6. Книги –свитки изобрели …

а) в Древнем Египте;

б) В Европе.

7. Пергамент делали из …

а) древесины;

б) кожи овец или телят.

8. Книги из пергамента были…

а) печатными;

б) рукописными.

9. В древней Руси писали на

а) бересте;

б) коре дуба.

10. Бумагу изобрели в …

б) Японии.

11. Клятва жителей Херсонеса …

а) написана на пергаменте,

б) высечена на камне.

* 12. Какую роль в развитии человеческой цивилизации играет письменность?

Взаимооценивание работ по установленным учителем критериям

(Ответы: б, б, б, а, б, а, б, б, а, а, б)

5. Домашнее задание.

1.Рассказать дома родителям, о том, что узнали на уроке.

*2. Творческое задание: подготовить рассказ (проект, презентацию) о книге будущего или о способах передачи информации в далеком будущем.

6. Итог урока.

Что больше всего запомнилось вам на уроке или вызвало удивление?

7. Рефлексия.

Закончить фразы:

На уроке я узнал…

Мне было интересно услышать…

Мне запомнился…

Я научился…

Мне понравился…

Литература.

Древняя история Крыма. И.Н. Храпунов. - Симферополь: « Доля» - 2005 г.

Книга о книге. С.Л. Львов.- Москва: Просвещение – 1980 г.

Секреты орфографии. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – Москва: Просвещение – 1991 г.

В современном мире созданы условия для оперативной коммуникации. Вы можете находится на разных континентах и обмениваться мгновенными сообщениями, электронными письмами, посылками. Сегодня общение по телефону, как и масса других дел, будь то ремонт iPhone или доставка грузов из далеких стран, уже не в диковинку. Естественно, так было не всегда. Даже о появлении бумажных конвертов и марок когда-то человечество не догадывалось. Существовали другие способы передачи посланий.

Каковы они?

Если сегодня, сдав в ремонт ipad или телефон, мы считаем минуты до момента, когда сможем забрать его, то раньше люди спокойно обходились без всевозможных гаджетов. Их попросту не существовало. В древних племенах, особенно в Африке, сигналы передавались звуками барабанов. Даже сейчас любой туземец понимает такой «язык». У многих народов для передачи посланий использовались световые эффекты. Костер и струящийся от него дым могли оповестить о тревоге, стать кличем о помощи или же просто сигналом и предстоящем привале. Такие способы передачи информации были весьма эффективными, однако несколько ограниченными. По мере того, как объемы информационных посланий стали расти, начали совершенствоваться и способы передачи. Так появились гонцы, которые несли важные вести. «Почтальонами» были голуби и даже мясники! Ведь именно они зачастую преодолевали большие расстояния для осуществления закупок.

На Руси упоминания о почтовой системе появились к началу XVI века. Качественным прорывом стало развитие судоходства и железных дорог. А в 1820 году был изобретен конверт. Его создал торговец бумагой в Брайтоне. Примечательно то, что даже после изобретения телеграфа, телефона, радио, почтовая связь не утратила своей популярности.

Вопрос о том, как разговаривали первобытные люди, волнует учёных давно. Они предложили множество версий, которые могли бы раскрыть эту тайну.

Язык - божественный дар

Древние учёные считали, что люди начали разговаривать благодаря вмешательству высших сил, то есть считали язык даром божьим. Например, в одном египетском тексте, который датируется III веком до нашей эры, говорится о том, что творцом речи является верховный бог Птах. В других странах также "именование всех вещей" приписывалось главному божеству. Об этом же говорит и Библия, в которой Бог изначально обладает речью с тем лишь отличием, что он привлёк человека к созданию языка, когда, населив землю, наблюдал за тем, какие имена даст человек всему живому.

В соответствии с этой теорией можно сделать вывод, что первобытный человек никак не разговаривал, пока не свершилось чудо.

Язык создали люди

Вторая гипотеза происхождения языка появилась в эпоху Античности. Такие древнегреческие и древнеримские мыслители, как Демокрит, Эпикур, Лукреций и многие другие, сделали вывод о том, что человек сам создавал язык и боги в этом не принимали участие.

Однако эта идея не получила своего развития тогда, поскольку распространение христианства вернуло всё на пути своя, и создателем языка вновь стал Бог.

Положение вещей стало меняться лишь в XVIII веке, когда учёные уделили очень большое внимание концепциям происхождения человеческой речи. Наиболее популярными стали три:

    1. звукоподражательная , утверждавшая, что язык возник в результате подражания звукам природы. Аргумент - наличие во всех языках звукоподражательной лексики (кукарекать, гавкать, хрюкать и так далее);

    2. теория общественного договора , подразумевавшая, что первобытные люди договорились о том, как пользоваться языком;

    3. третью концепцию можно условно назвать "от бессознательных звуков к сознательной речи" . Учёные, которые её придерживались, считали, что сначала люди издавали бессознательные звуки, потом научились их контролировать. Параллельно с этим развивалось и умение контролировать свои умственные действия.

Также некоторые учёные предполагали, что первобытные люди изначально общались жестами, дополняя их звуками, а потом постепенно перешли на использование только звуков.

Интересно, что после всех этих научных изысканий учёные-лингвисты зашли в тупик. Они, например, обнаружили, что нельзя делить языки на примитивные и развитые, опираясь лишь на их морфологическую сложность. По этой теории оказывалось, что китайский язык - один из самых примитивных, а, следовательно, очень близок к первобытному языку. Это противоречило факту существования в Китае развитой культуры.

В результате во второй половине XIX и начале XX века лингвисты отказались от всяческих попыток установить, как разговаривали первобытные люди. Их сменили психологи и историки, изучающие первобытный мир.

Первобытные люди разговаривали как дети

Тем не менее за время изучения этого вопроса учёные пришли к выводу о том, что язык появился бессознательно. Самой простой аналогией, которая лежала у всех на виду, стало становление речи у ребёнка. Этот процесс постепенный, состоящий из ряда этапов.

В 40-е годы XX века была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали язык так же, как и дети. Эту идею высказали специалист по первобытному обществу Владимир Капитонович Никольский и лингвист Николай Феофанович Яковлев.

Основные положения данной концепции:

  • речь первобытных людей состояла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребёнок сначала говорит словами-предложениями);
  • у первобытных людей не выделялись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в языке подобные элементы сохранились в "слогах-предложениях", типа да, нет, эй, ну, на и так далее);
  • первобытные люди не использовали слова. Сначала они выражали мысли словами-предложениями, которые развивали и дополняли одну и ту же мысль, а позднее и сочетание мыслей;
  • слова-понятия могли появиться в тот период развития первобытного человека, когда произошёл переход от собирательства к охоте. Эти слова-понятия состояли из одного звука и были довольно смутными по сравнению с современными словами. Кроме этого, они могли обозначать и предметы, и действия, но теперь слова уже перестали быть равными предложениям.

Однако и эта концепция - лишь гипотеза. Ведь ребёнок рождается с уже развитыми органами речи, а у первобытных людей, которые только учились говорить, эти органы могли быть совершенно другими. К тому же, как утверждает американский лингвист Ноам Хомский, у ребёнка уже есть в мозгу определённая программа на освоение речи, а у первобытных людей её просто-напросто ещё не было.

Одним словом, пока не изобретена машина времени, мы не сможем узнать, как разговаривали первобытные люди. Нам остаётся довольствоваться одними домыслами и гипотезами.

Инструкция

Первые люди общались со своими собратьями так же, как общаются современные обезьяны, - при помощи набора нечленораздельных звуков. Этот язык был весьма скуден и ограничивался различными вариациями сочетания гласных с добавлением нескольких согласных звуков, а тон древнего «разговора» задавался мимикой и интонацией говорящего. На первом этапе становления человечества как вида этого было вполне достаточно: не было необходимости передавать слишком большое количество информации удаленным соседям, грядущим поколениям, да и друг другу.

Спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Речь древних людей стала развиваться, и появились первые древние языки. На большие расстояния информация передавалась через людей-гонцов исключительно в устной форме.

Одновременно с этим появилась необходимость оставлять память потомкам о событиях в отдельном племени или явлениях природы, которые волновали первых людей. Письменности в то время еще не было и особо одаренные особи придумали такой способ передачи информации, как рисунки (петроглифы). Наиболее известными примерами наскальной живописи считаются прекрасные творения древних людей в пещерах Австралии. Удивительно красивые и стильные образы, запечатленные на стенах и камнях, ученые назвали стилем «Мими».

Дальнейшее развитие общества заставило человека изобретать новые способы общения. Появление письменности сразу дало человечеству колоссальный толчок, это было настоящее достижение человеческой мысли и один из самых первых шагов на пути к прогрессу. Письменность прошла несколько этапов развития, вначале информация передавалась в виде предметов, которые могли нести прямой или переносный смысл, такая письменность классифицируется современными историками и археологами как предметная.

Затем появилось пиктографическое и иероглифическое письмо. Пиктографическое письмо имело вид рисунков-символов, нарисованных на камнях, табличках, коре деревьев. Такой способ был весьма несовершенен, т.к. не мог передать информацию в более точном виде. Одной из самых удивительных разновидностей письменности является узелковое письмо, оно представляло собой текст, записанный на веревке с помощью завязанных на ней узелков. До современного человека дошло очень мало таких примеров, самые известные – узелковое письмо инков и узелковое письмо китайцев.

Иероглифическое письмо вскоре заменило пиктографическое, и просуществовало в некоторых государствах вплоть до нескольких последних столетий. Иероглифы имели вид символов, несущих конкретный смысл. Наиболее известна китайская, японская и египетская иероглифическая письменность. Самым последним изобретением человека является алфавитная письменность. От иероглифической она отличалась тем, что записываемые знаки обозначали не конкретное слово или фразу, а отдельный звук или сочетание звуков.

В настоящее время всестороннего развития средств коммуникации, способы передачи информации играют особо важную роль. В зависимости от их выбора определяется эффективность всей системы организации.

Способы передачи информации

На современном этапе все средства и способы передачи информации можно разделить на две большие группы. Информация может передаваться либо вручную, либо механически. Последний способ осуществляется с помощью автоматизированных систем и по разнообразным каналам связи.

Ручной способ передачи информации

Данный способ передачи информации уже долгое время получает широкое распространение. В этом случае может передаваться либо с помощью курьеров, либо с помощью . Достоинства такого метода – это полная конфиденциальность и достоверность всей передаваемой таким способом информации. Можно полностью контролировать ее получение. Например, если используется , то информацию можно контролироваться в пунктах . Данный способ предполагает также низкие издержки, которые не требуют каких-либо капитальных затрат от предприятия. Однако имеются и . К основным из них относят невысокую скорость и отсутствие оперативности ответов от адресатов.

Механизированный способ передачи информации

Использование автоматизированных средств управления может высоко увеличить скорость передачи информации по различным каналам связи. А это, в свою очередь, повышает качество и оперативность принятия различных управленческих решений. При этом увеличиваются как капитальные, так и текущие издержки. Если грамотно организовать производственный процесс при таком способе передачи информации, то в конечном итоге существенно повыситься экономическая эффективность от деятельности всего предприятия.

При таком способе передачи информации будут необходимы следующие элементы. Во-первых, источник информации. Во-вторых, потребитель информации. В-третьих, приемо-передающие устройства, между которыми будут организовываться каналы связи. Такими устройствами могут быть компьютер, мобильный , планшет с подключенным к ним интернетом, а также другие электронные приборы.

При любом из вышеперечисленных способов передачи информации на любом из участков непосредственное участие принимают люди. Они могут использовать при этом различные устройства и электронные приборы. Для улучшения качества передаваемой информации, для того, чтобы улучшить ее достоверность, все время обновляются методы и приемы передачи информации. Например, при совершенствовании автоматизированных способов в приемные и передающие устройства встраиваются специальные , уменьшающие помехи. Чем меньше имеется помех, тем передается информация.

Качество передачи информации оценивается с помощью таких показателей, как достоверность, надежность и пропускная способность.

Совет 3: С помощью каких средств можно передать информацию

Ежедневно люди решают какие-то проблемы, работают над новинками, чему-то учатся и учат других. И очень важным является возможность передать ту или иную информацию, поэтому необходимо знать, какие средства помогают в этом деле.

Ретроспекция к истокам

Информация – это то, что имеет каждый человек в своем арсенале. Информация может быть текстовая, в виде изображений, аудио- и видеофайлов, а также файлов различных форматов (в зависимости от средства просмотра информации). Существуют лишь разграничения способов передачи этой информации.


Стоит заметить, что любое общение, в том числе общение в письменном виде, независимо от темы беседы, – все это передача информации. Самый распространенный способ передать такую информацию – лично рассказать человеку то, что необходимо. Благодаря этому не теряется смысл, и можно обсудить детали на месте.


В далеком , когда по каким-либо причинам личное общение было невозможно, информационные сообщения передавались через гонца. Однако этот способ был не совершенен, так как человек попросту мог забыть какие-то мелочи, и терялся смысл послания. В связи с этим позже информацию стали передавать посредством письма. Его так же доставлял гонец. Он же и мог передать ответ от


Мобильные телефоны и интернет настолько прочно вошли в нашу жизнь, что отсутствии их хотя бы на один день, у всех начинается настоящая паника. Тут же сам собой напрашивается вопрос: как раньше люди могли общаться между собой без каких-либо технологий. В этом обзоре представлено несколько древних способов коммуникации, которые и сегодня можно встретить в разных частях земного шара.



Современные обыватели считают тирольское пение (йодль ) чем-то сродни забавным песенкам, исполняемым мужчинами в коротких штанах. Тем не менее, еще в древности йодль зародился как средство коммуникации между пастухами на альпийских лугах. Целью этих голосовых переливов было докричаться до соседнего пастуха или деревни. А в горной местности, как известно, звуки разносятся на достаточно далекие расстояния.




Сложный гористый рельеф вулканического происхождения Канарских островов заставил в свое время местных жителей (гуанчи ) придумать уникальный язык, напоминающий свист. С его помощью сообщения можно передавать на расстояние до 5 км. В этом языке используется всего 4 согласных звука и 2 гласных. Таким образом можно передавать до 4000 слов. На сегодняшний день это подобное общение можно услышать только на острове Гомера (поэтому этот язык и называется Гомерический свист ).



Универсальным средством общения между далекими странами на протяжении многих веков была голубиная почта. От того, что эти птицы всегда возвращаются в свое гнездо, люди крепили к ним сообщения и выпускали в небо. Голуби развивают скорость до 100 км/ч. Во время проведения войн голуби были самыми надежными почтальонами. Даже с появлением радио и телеграфами птицами продолжали пользоваться на бирже. И только в 20 веке почтовые голуби исчезли за ненадобностью.



Африканские народы испокон веков для передачи информации на дальние расстояния используют «говорящие» барабаны. С их помощью можно воспроизводить целые слоги, складывающиеся в слова тональных языков.



Еще один способ коммуникации, известный нам больше по художественным фильмам – дымовые сигналы. Они активно использовались на сторожевых башнях Великой Китайской стены, индейскими племенами в Америке, а также в Древней Греции. Именно таким образом было передано сообщение в Микены о разгроме Трои.
Говоря о способах общения, нельзя не упомянуть о письме. ценилось во все времена. И если раньше больше ценился материал, на котором составлялось сообщение, то сейчас главное - грамотность.