Пророк илия. Илья Пророк: житие, чудеса, иконы и молитва Святой илия житие

Пророк Илия считается одним из самых почитаемых святых в православной и католической вере. Может показаться странным, но на сегодняшний день ничего не известно о происхождении этого человека и его родословной. Прорицатель является значимой фигурой в истории.

Кто он пророк Илия?

Библейский пророк, который проживал в Израиле в IX веке до н. э. – пророк Илья. Чтят святого во всех монотеистических религиях. Его считают покровителем ВДВ и ВВС. в христианстве почитается 20 июля. В славянской народной традиции его считали повелителем грома, дождя и небесного огня. Люди верили, что Илья передвигается по небу на колеснице и поражает молниями плохих людей.

Пророк Илия - житие

С иврита имя святого переводится, как «Мой Бог». Родился Илия за 900 лет до Рождества Христова. Предание гласит, что отцу пророка перед рождением сына было видение, что младенца приветствовали благообразные мужи и пеленали его огнем. С раннего детства пророк Илия посвятил свою жизнь Господу. Он жил в пустыне, постоянно постился и молился. В те времена правителем был царь Ахава, который был язычником и он поклонялся богу Ваалу.

Сначала, чтобы вразумить царя пророк своей молитвой наслал на землю засуху, но через какое-то время он послал дождь. Пророк Илия убил жрецов Ваала, чтобы доказать всем силу Господа. За свою жизнь святой совершил огромное количество чудес, например, он спас одну вдову от голода, а еще воскресил ее умершего сына. Упоминается пророк Илия и Ветхом Завете, где он вместе с Моисеем прибыл на гору Фавор. Господь взял святого на небо живым.


Пророк Илия – чудеса

В истории известно много фактов, касающихся чудесных проявлений молитвы святого. Важно заметить, что это не Илья творил чудеса, а Господь действует его руками.

  1. Низводил огонь на землю для наказания грешников и для знамения Истинности Богопочитания.
  2. Ударив одеждой по реке Иордан, библейский пророк Илия смог разделить ее, как Моисей.
  3. Удалось ему при жизни поговорить лицом к лицу с Господом, но только свое ему пришлось закрыть рукой.
  4. Святой пророк Илья за свою праведную жизнь был вознесен живым на Небо. Есть версии, что он попал не на небеса, а в другое место, где он будет ожидать второго пришествия Христа.
  5. Своими молитвами он управлял погодой, так он мог останавливать и посылать дождь на землю.
  6. При помощи пророчеств он открывал людям волю Господа.
  7. Пророк Илия воскресил мальчика и помог огромному количеству людей избавиться от болезней и даже смертельных.

В чем помогает Илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Святой пророк Илия – молитва

Обращаться к святому, чтобы тот оказал помощь можно когда угодно и место не имеет значения. Важно имеет искренность в сердце и непоколебимую веру, что сказанные слова будут услышаны. Лучше всего, если молитва святому пророку Илии будет прочтена перед образом, который есть в храме или же его можно купить в церковной лавке. Перед иконой нужно зажечь свечу, перекреститься и прочитать молитву.

Кто не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все, даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к такому далекому прошлому, что он становится совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства людей ассоциативный ряд, связанный с этим уникальнейшим человеком, оказывается либо полусказочным: если гремит гром - это «Илья пророк по небу на колеснице едет», либо совершенно бытовым: «Илья пророк - косьбе срок». Вот, собственно, и все.

Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он - святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450 лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не умирал. Он - ветхозаветный праведник, но открывает удивительную новую правду о Боге.

Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад. Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от родной веры. По имени называли себя израильтянами, по образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство, безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень напоминает нашу современность?

А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то удивительным образом его не положили в психиатрическую больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он ненормальный, но лучше его не трогать.

Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя.

Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей благочестивой вдове. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), - сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь веры еврейского народа. То есть, не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия, оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие «сынов Авраама».

Как же узнаем мы о смирении бедной вдовы? По первым словам, произнесенным ею: «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем» (3 Цар.17:12). Посмотрите: «Жив Господь Бог твой ». Женщина верует в истинного Бога и признает Его Господом, Творцом Неба и земли. Знает в лицо пророка, потому что даже не спрашивает у него, кто он. И при этом она смиренно ставит себя вне «законных» почитателей Бога, вне народа еврейского, подчеркивая это словом «твой». И далее, когда Илия уверяет ее именем Божьим, что ради него, пророка, мука и масло в ее доме не кончатся, пока не отступит голод, вдова не перечит, не сомневается, но тут же исполняет сказанное ей. Воистину, она - ветхозаветная «самарянка» и достойна всяческого уважения.

Тем временем уже четвертый год продолжается засуха. В стране такой голод, что даже царю нечем кормить и поить свой скот. И вот израильский царь - нечестивый идолопоклонник Ахав - решил поискать новые пастбища и воду для своих лошадей. И тут ему донесли, что пророк Илия желает видеть его. И, как сказано в Библии, «пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар.18:16). Как скуп летописец на слова! Впрочем, во многих местах библейский язык чрезвычайно сдержан. За этой краткой констатацией факта мне видится намного большее. Как может царь «пойти»? Как вообще царь «выходит» и «идет»? И из других библейских текстов, и из нашей жизни мы знаем, что правитель не ходит один - его окружает свита, оруженосцы, стража. И употребление глагола единственного числа в данном случае - простая метафора. Логично предположить, что и здесь Ахав «пошел» навстречу Илии не один, а в окружении свиты. Так вот, попробуем представить себе это, но, чтобы нам было проще и удобнее понять полноту картины - представим, как бы это выглядело сейчас. На большой скорости двигается кортеж с мигалками, впереди и сзади - полицейские мотоциклы, в центре - бронированный лимузин с тонированными стеклами. Посреди дороги вырастает одинокий силуэт Илии. И процессия останавливается! Кто из современных духовных авторитетов может своим появлением остановить президентский кортеж? Я не имею в виду церковных иерархов. Я имею в виду авторитет духа . Я, к сожалению, не знаю таких. Из лимузина выходит… Ахав. «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар.18:17) - говорит Ахав, а его телохранители в пиджаках и галстуках смотрят на пророка озлобленно и боязливо. «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар.18:18), - отвечает пророк. К кому из нынешних правителей мира нельзя приложить этих слов? К сожалению, я не знаю таких. Мне кажется, что когда пророк произносил эти слова, взор его горел огнем, а лик был светел, как лик Моисея, ибо Божественная ревность разжигала его сердце.

Святой предложил царю испытание: он, Илия, встретится со служителями Ваала на горе Кармил с тем, чтобы каждая сторона принесла от себя жертву. Чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. И вот 450 человек - врагов Божиих, лжепророков собралось противостоять святому Илии. 450 ванг, блаватских, глоб, малаховых и копперфильдов. С утра до вечера пророки Вааловы молились своим богам, читали мантры, и в бесновании кололи себя ножами. Наверняка, среди них были и настоящие колдуны (не все же жулики!), имеющие у себя в подчинении демонов. Вероятно, в другое время они и могли совершать разнообразные «знамения» и «чудеса», но сейчас, в присутствии явной силы Божией, вся бесовская мощь поникла, обессилела и упразднилась. Демоны отошли, и ничего не происходило. В стороне стоял святой Илия и потешался над пророками Ваала, скачущими вокруг жертвенника: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» (3 Цар.18:27).

Когда наступила его очередь молиться, святой Илия устроил из камней жертвенник, разложил дрова, приготовил тельца, ископал ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. И весь собравшийся народ упал ниц, восклицая: «Господь есть Бог!»

О, немощный в вере еврейский народ! Сколько раз ты восклицал так, и уже через мгновение предавал Господа своего. Так было при Синайской горе, когда Моисей замедлил на вершине, и люди не усомнились сделать себе литого идола. Так было и после разделения еврейского царства на Иудейское и Израильское, когда Израильский царь Иеровоам поставил двух золотых тельцов, чтобы отвлечь подданных от Иерусалимского храма. И не возмутился народ, что его отвлекают от Бога Вседержителя к бесам, не устроил ни восстания, ни революции, но совершенно спокойно сменил объект поклонения. Насколько же им было все равно! А ведь они имели достоверное учение об ангелах и бесах и знали всю правду о «богах серебряных и золотых». Только мало верили этому учению… Так было и потом, при Христе Спасителе. Так было и при Илии.

Стоило всем увидеть сначала чудо Божие в схождении небесного огня, потом чудесный дождь по слову пророка, как в тот же день безбожная царица Иезавель угрожает расправиться с Илией в отместку за убиение своих лжепророков. И никто не вступается за него: ни царь Ахав, который после этих чудес плакал (3 Цар.18:45), ни народ, увидевший святость пророка.

Огонь небесный сходит на жертву пророка! Достаточно посмотреть хотя бы видеозапись схождения Благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу, чтобы попытаться понять, что происходило тогда на горе Кармил. Легко можно представить себе всеобщее воодушевление, страх Божий и трепет. Сам пророк, проникнутый этим воодушевлением и ревностью по Богу, бежал перед колесницей царя от горы Кармил до города Изреель, где была резиденция Ахава, а это более 30 километров (3 Цар.18:46). Но супругу Ахава - идолопоклонницу Иезавель - чудо не вразумило, и, спасаясь от ее гнева, Илия скрылся в соседнюю Иудею, в город Вирсавию.

В пустыне, недалеко от Вирсавии, Ангел Господень явился Илии, чтобы утешить его в тяжкий час. «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар.19:4), - говорил пророк. Как часто и мы, как и пророк Илия, обращаемся с такими словами к Богу в час испытания! Нет больше сил терпеть! Не могу больше! И сколько раз после этого Господь гладит нас по голове и кормит с ложечки, чтобы утешить мятущуюся душу... Может быть, этим и ценна история пророка Илии? Мы видим, что этот святой - столп веры и благочестия, но, в то же время, он не сверхчеловек. Он такой же, как и мы. Ему надо было есть и пить - его чудно питал Бог. Его томили уныние и печаль о своих соотечественниках, погибающих в идолопоклонстве - Господь Сам утешал его.

«Что ты здесь, Илия?» (3 Цар.19:9) - кротко спрашивает его Господь. И в этом кротком вопрошании мы слышим: «Что ты так печален, Илия? Что гнетет твою душу?»

Сколько в этом вопросе Божией любви и сострадания не только к пророку, но ко всему человеческому роду, мятущемуся и погибающему. Когда-то, за несколько тысяч лет до этого, с такой же любовью и болью Бог спросил: «Адам, где ты?» (Быт.3:9). И спустя еще почти тысячу лет также спросит Марию Магдалину: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» (Ин.20:15), а позже и Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин.21:15).

И сказал Илия: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар.19:10). Так и мы говорим сейчас: «Господи, посмотри! Оставили сыны Твои храмы, валяются в пороках и пьянстве, ищут только наживы и удовольствий, склонили колени свои перед бесами в сектах…» И, также как когда-то апостолам, нам хочется воскликнуть: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их»? (Лк.9:54). И услышать кроткий ответ Спасителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Так же Господь ответил Илии.

«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар.19:11–12). Вот оно - явление любви Божией. Это одно из немногих мест Ветхого Завета, где Господь так трогательно показывает Свое превышающее всякое наше понимание смирение, нисходящее за род человеческий не только до Креста, но и до ада. До пришествия в мир Спасителя люди знали Бога как Судию, праведного мздовоздаятеля: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5), поскольку нравственное состояние еврейского народа было таково, что подчас удержать людей от греха можно было одним страхом наказания, да и это не всегда останавливало «род строптивый и развращенный». И лишь иногда в Ветхом Завете Господь являет все истинное величие Своей Божественной любви. И, наверное, только в этом месте Господь являет еще и величие Своего смирения. Он как будто бы говорит нам: «Вы свидетели раздирающей горы и сокрушающей скалы силы Моей, но не это Мое лицо; вы испытали на себе сотрясающие наказания Мои, но не это Моя сущность; вы видели сожигающий гнев Мой, но не в этом Я. Но когда вы созерцаете смирение Мое и любовь Мою, знайте, что это истинно являюсь Я». Пророк Илия - первооткрыватель «веяния тихого ветра» духа любви Божией.

И как пламенно служил пророк Богу, так он свое служение и окончил. Огненная колесница вознесла его яко на Небеса, где он пребывает и ныне, не разлученный с телом. Предание говорит, что перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю будут посланы пророк Илия и святой Енох (Быт. 5,24), и будут проповедовать покаяние отступившему от богопочитания роду человеческому, и будут убиты за это. Но это уже дела грядущие.

Чему нам учиться, размышляя над житием святого Илии? Мысленно стоя перед пророком, чувствуешь себя так, как будто стоишь рядом с небоскребом. Рядом с глыбой веры. В чем ему подражать? Как ему подражать? Как муравей может подражать слону?

Но ведь и муравей может поднять соломинку. Да, рядом с его небоскребом веры наши обители веры - всего лишь жалкие нищенские лачуги. Но и в этой хибарке можно напитаться духовных благ. Да, мы не можем низвести огонь с неба. Но мы можем зажечь спичку, испечь лепешку - и накормить ею пророка, как вдова-сидонянка. С нами Господь не говорит Лицом к лицу, как с Илией, но и мы общаемся с Ним - в клети нашего сердца. Так уподобимся же святому пророку в ревности. Даже наше маленькое молитвенное правило, даже наше лилипутское служение да будет проникнуто духом ревности. Будем помнить постоянно слова нашего Господа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»! (Лк.12:49). Этот огонь и есть Божественная ревность, которая заставляет нас побеждать свою лень, небрежение, гордость, и все остальное, что стеной стоит между каждым человеком и Христом. Этим же огнем и да даст нам Господь попалить все препоны врага нашего супостата. Аминь.

Пророк Илия. Жизнеописание

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского (ум. 403 г.), когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь », что выражает основное содержание его служения (3 Цар. 18. 36) - ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава (ум. 852 до н. э.), когда его жена финикиянка Иезавель решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвертой Книгах Царств (3 Цар. 17-20 и 4 Цар. 1-3).

Когда нечестие Ахава достигло предела, пророк Илия возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были казнены пророком (3 Цар. 18:40). Это еще более разгневало Иезавель, которая поклялась убить Илию. По указанию Божию, пророк Илия скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему пищу.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Через некоторое время пророк Илия, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ воскликнул: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыни.

В это время пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

По преданию, пророк Илия был взят на Небо живым: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). В книге Премудрости Исуса, сына Сирахова, событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ее ему уже с огненной колесницы (4 Цар. 2:11-13).

В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлет пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Здесь идет речь о Втором Пришествии. Перед Вторым Пришествием пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лже-Мессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу.

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предотечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Исуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Исус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время пророк Илия явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Исусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников, предстоящих перед Богом, и должен явиться пред Вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовет пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Чудеса святого пророка Илии

По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1), из-за чего случился голод. По слову Бога, пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16). Пророк Илия воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22). Пророк Илия низвел огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38). По молитве пророка Бог дал дождь на землю после трехлетнего «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45). Пророк Илия говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14). Пророк Илия низводил огонь с небес, как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12). Пророк Илия разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8). Пророк Илия был вознесен живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.

Тропарь и кондак святому пророку Илие

Тропарь, глас 4

П лотьскjи ѓнGлъ, и3 прор0кwмъ степeнь. вторhи п®тча пришeствіz хrт0ва, и3ліS слaвныи. свhше послaвъ є3лисewви бlгодaть, недyги прогонsти, и3 прокажeнныz њчищaти. тёмъ же чтyщимъ є3го2 т0читъ цэльбы2.

Плотьскии ангел, и пророком степень, вторыи предотеча пришествия Христова, Илия славныи, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати, тем же чтущим его точит цельбы.

Кондак, глас 2

П рbрче и3 прови1дче вели1кихъ дёлъ бGа нaшегw, и3ліE великоимени1те, и4же вэщaніемъ свои1мъ ўстaвивыи водот0чныz џблаки, моли2 њ нaсъ є3ди1наго чlколю1бца.

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, иже вещанием своим уставивыи водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

Библиотека Русской веры

Святой пророк Илия. Иконы

Изображения пророка Илии были так же широко распространены, как и образы святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии пророка Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. Слова святителя Иоанна Златоуста содержат яркую образную характеристику пророка:

Представим… Илию, пророка, земного ангела и небесного человека, ходившего по земле и управлявшего небесной колесницей, бывшим ростом в три локтя и достигавшего до великой высоты, поднявшегося до самых сводов небесных, повелителя вод, которого язык был хранилищем вод и ключом небес (Иоанн Златоуст, свт. Слово об ап. Петре и прор. Илии // Творения. 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 776).

В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка Илии, но отдельные сцены из его Жития. При почитании Илия наделялся разными функциями. Для иноков его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В императорской среде его чтили как покровителя воинской доблести. Император Василий I Македонянин ежегодно в день памяти Илии посещал богослужение в Новой церкви Большого императорского дворца, где хранились милоть и пояс Илии. В народном восприятии Илия был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания Илии как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

Известны изображения пророка Илии в иудейской синагоге в Дура-Европос (249-250 гг.). В сцене с царем, судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно, остатки фигуры полководца Авдия, приведшего Илию к Ахаву. В сцене воскрешения сына сарептской вдовы Илия возлежит на ложе, на руках у него младенец, которого он протягивает к руке Господа, изображенной вверху, слева - предваряющее действие - вдова в черных одеждах подает Илии тело мертвого сына, справа - вдова в светлых праздничных одеждах держит на руках веселящегося младенца.

Самое раннее изображение пророка Илии представлено в иконографии «Вознесение пророка Илии, или Огненное восхождение» и находится в капелле Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо Маджоре в Милане (ок. 370 ш.). В апсиде базилики Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549 г.) в сцене «Преображение Господне» (фигура Христа замещена крестом с Его ликом в средокрестье, апостолы Петр, Иоанн и Иаков представлены в виде агнцев, кресту в позе оранта предстоит епископ Аполлинарий, по сторонам которого - 12 апостолов в виде агнцев) полуфигуры пророков Илии (справа) и Моисея (слева) представлены в облаках. Илия - старец с длинными, седыми волосами, разделенными посередине прямым пробором и спадающими на спину, седая длинная борода заострена книзу.

Самое раннее известное иконное изображение Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке и находится в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука - в пророческом жесте, в опущенной левой - развернутый свиток.

В византийском искусстве сохранились редкие примеры единоличных изображений Илии. Одной из ранних является большого размера икона (1180-1200 гг., Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Исуса Христа (кон. X - нач. XI в., Национальная библиотека св. Марка, Венеция) Илия представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей.

В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития Илии. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной церкви Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920 гг.), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение пророка Илии».

Особое почитание пророка Илии на Синае, недалеко от которого, на горе Хорив, он сподобился видеть Бога, привело к широкому распространению его изображений в составе разных икон, происходящих из монастыря великомученицы Екатерины или созданных для него.

Наибольшее распространение в монументальном искусстве и в иконописи получили сюжеты «Пророк Илия в пустыне» и «Огненное восхождение пророка Илии».

Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII в. Один из ранних дошедших циклов расположен на северной стене юго-восточного компартимента храма в Ахтале (1205-1216 гг.) и включает 3 сюжета: «Жертвоприношение на горе Кармил», «Пророк Илия в пустыне», «Вознесение пророка Илии».

Первый христианский храм, возведенный в Киеве, был освящен во имя пророка Илии. Вместе с традиционным корпусом Житий Илии и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в русских индексах, начиная с Изборника князя Святослава 1073 г., встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был Илия. В «Слове и видении апостола Павла» («Хождение апостола Павла по мукам») речь идет о встрече в раю апостола Павла с Илией и Елисеем. Эти сочинения, несмотря на внесение их в разряд запрещенных книг, в разное время были востребованы и стали источником новых иконографий пророка Илии.

В Киевской Руси почитание пророка Илии приобрело особенности. Сопоставление Илии с архангелом Михаилом, рано проявившееся в различных иконографических изводах, характерно для древнерусской культуры и несвойственно для Византии. Одной из причин сочетания образов Илии и архангела Михаила послужило то, что оба имеют власть над огненной и водной стихиями, а также почитаются как заступники за человеческий род на Страшном Суде. Ранний пример изображений Илии сохранился в Кондакаре Типографского устава (кон. XI - нач. XII в., ГТГ).

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи святой Софии Киевской, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе.

Многоплановость иконографии «Пророк Илия в пустыне», содержащей евхаристическую тему и выражающей идеал монашеской жизни, в русском искусстве была дополнена мотивами покорности Божией воле, углубленной молитвы и одновременно дерзновенного и ревностного общения с Богом. Немногочисленные памятники XV века изображают Илию сидящим на камне вполоборота вправо, левой рукой он подпирает голову, в правой - свиток.

Очевидно, еще в домонгольской Руси прослеживались параллели между Илией, в огненном столпе взятом на небо, и образом Божией Матери «Неопалимая Купина», которые объединяет тема божественного огня, преображающего, но не опаляющего.

В XVI веке иконография «Огненное восхождение» стала насыщаться изображением предшествующих событий из Жития Илии. На новгородской иконе второй четверти XVI в. присутствуют два сюжета: «Ангел побуждает Илию» и «Переход через Иордан посуху». В результате иконография, в которой сочетается несколько композиций без распределения их по клеймам, получила большое распространение и оформилась в особого вида житийные иконы. Этот феномен присущ только иконографии Илии. Специального названия эти «комплексные» композиции не получили и именуются, как правило, по сюжету, выделенному масштабом.

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл пророка Илии - образ «Пророк Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен Илия в пустыне, в апостольских одеждах - хитоне и гиматии, без ворона.

Развитие житийной иконографии активно продолжалось в XVI веке. Особое внимание к образу Илии объяснялось распространением его почитания. Известны многочисленные «обыденные» церкви во имя пророка Илии.

Небольшие по размеру житийные иконы Илии предназначались для аналоя либо для домашней молитвы. Некоторые из них имели индивидуальный подбор клейм, включающих редкие сюжеты. Для ярославской церкви святителя Николы Чудотворца Семеном Спиридоновым Холмогорцем была написана икона «Пророк Илия, с житием в 26 клеймах» (1678, ЯХМ). Илия изображен в рост, со свитком в руке, в молении к Господу, в небесном сегменте слева, со сферой в руках, сидящим на херувимах. Композиция средника заключена в арку на фоне изысканных трав. Архитектура и пейзаж в клеймах необычайно сложны и разнообразны.

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области . Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный - во имя святого пророка Божия Илии, придельный - во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

храм близ д. Конечек (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь - сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве . Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области . Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области , которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.

Старообрядческие и единоверческие храмы во имя пророка Илии

В честь пророка Илии освящен Воскресенского района Московской области. Деревянная одноглавая церковь с шатровой колокольней, выстроенная в 1907–1909 путем реконструкции старой деревянной моленной первой пол. XIX в., была закрыта в 1937 и позже сломана. В 2005 вновь создана община верующих, в 2007–2008 построен новый деревянный одноглавый храм.

Ильинские храмы РПсЦ также существуют в (Белоруссия), в

Также храм РДЦ во имя пророка Илии строится в Раменского района Московской области. Храм во имя святого пророка Илии Фезвитянина имеется в Тбилисской епархии Грузинской Древлеправославной Церкви.

В г. Минске (Белоруссия) существует , основанная в 2002 году.

Святой пророк Илия. Картины

Святого пророка Илию изображали на своих полотнах известные художники, такие как Гиллис ван Конингсло, Питер Пауль Рубенс, Поль Гюстав Доре, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, А.М Волков, П. Плешанов, П.И. Нерадовский и другие.

Народные традиции в Ильин день

На огненной колеснице могучий седой старец с грозными очами разъезжает из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы, поражая испуганные сонмы бесов и преступивших закон Божий сынов человеческих. Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собою огонь, ужас, смерть и разрушение. Его непреклонное сердце не смягчат ни вопли, ни стоны пораженных, и взор его грозных очей не остановится на зрелищах земных несчастий. Совершив правосудие неба, он, как бурный вихрь, мчится на своей сверкающей колеснице все дальше и дальше, и по могучим плечам его только рассыпаются седые кудри, да по ветру развевается белая, серебристая борода. Таков, по воззрениям народа, пророк Илия, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. Повсюду на Руси он именовался «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти, считался одним из самых опасных. Во многих местах крестьяне даже постились всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, села и скотину. Самый же день праздника крестьяне называли «сердитым» и проводили его в полнейшей праздности, так как даже пустая работа считалась великим грехом. Если в этот день на небе появились тучки, народ с боязнью следил за ними глазами; если дело доходило до грозы, то боязнь эта переходила в панический страх: все население пряталось в дома, затворяли наглухо двери, занавешивали окна и, зажигая перед образом четверговые свечи, молили пророка сложить гнев на милость. В некоторых регионах, например, в Никольске Вологодской губернии крестьяне еще с вечера окуривали свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара, зеркальца и тому подобных или закрывали полотном, или же вовсе выносили из избы, на том основании, что будто бы пророк Илия считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губернии пророка Илию умилостивляли дарами: крестьяне в этот день приносили в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пиво, колосьев свежей ржи и зеленого гороха. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходило разногласие. Одни стояли за пчелиный мед, другие доказывали преимущество баранины.

Самым надежным средством для предотвращения гнева Ильи считались общественные молебствия, совершаемые в поле. Во многих деревнях такие молебствия совершались ежегодно. Приписывая пророку Илье власть производить гром и молнию и направлять тучи по своему усмотрению, т. е. отдавая в его руки самые страшные и вместе самые благодетельные силы природы, наш народ твердо верил, что плодородие земли есть дело пророка, и что без его воли не может быть урожая. Поэтому народ представлял себе Илью не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов и прогоняющего нечистую силу. По народному поверью, для нечистой силы страшен не только сам Илия, но даже дождь, который проливался в его день, имеет великую силу: ильинским дождем умывались от вражьих наветов, от напусков и чар. Сам же Илия наводил на бесов панический, беспредельный ужас: как только на небе раздавался грохот его колесницы, черти толпами бежали на межи, прятались за спины людей или укрывались под шляпки ядовитых грибов, известных в народе под именем «яруйки».

О пророке Илие сложилось много легенд и преданий. Почти в каждой деревне можно выслушать рассказ о каком-нибудь исключительном проявлении гнева или милости пророка, о каком-нибудь чуде или небесном знамении: почти в каждой волости, в каждом уезде и губернии можно было встретить новые варианты старых преданий или натолкнуться на совершенно оригинальную легенду местного происхождения. Вот, например, что рассказывали о земной жизни пророка Илии крестьяне Орловского уезда и губернии: «До 33-х лет пророк Илия сидел сиднем и не мог ходить. Родители его были люди бедные и корчевали пни, прокармливая этой работой калеку-сына. Однажды шел по земле Господь с Николой-угодником и, увидев Илию, сказал: «Поди, подай нам напиться». - «Я бы рад подать, да не могу идти», - отвечал Илия. Господь взял его за руку, и он приподнялся с земли сам. Тогда Господь почерпнул в колодце полное ведро воды и велел выпить Илье, потом почерпнул еще одно и половину третьего и спросил у него: «Ну, как ты теперь?» - «Я могу поворотить весь свет по-иному, - отвечал Илия, - если бы был столб средь неба и земли, то разрушил бы я всю землю». Услышав эти слова, Бог испугался и поспешил сбавить Илие силы наполовину и, сверх того, велел ему посидеть под землею 6 недель. Но затем, когда Илия, просидевши под землею, снова вышел на свет (вместе с пророком Онуфрием), то первое, что он увидел, была гробница. Илия вошел в эту гробницу, и тотчас же с неба спустилась огненная колесница с ангелами, которые и умчали Илию на небо, представив его пред лицем Господа. «Ты, Илия, - сказал Господь, - владей этой колесницей, пока я не приду на землю, и пусть в твоих руках отныне будет гром и молния». По народному поверью, на этой колеснице Илия перед кончиной мира спустится на землю и три раза объедет из одного конца земли в другой, предупреждая всех о Страшном суде. Это орловское предание в некоторых местах уже варьируется, и крестьяне передают, что Господь возложил на голову Илии камень в 40 десятин, чтобы убавить ему силы. Камень этот и сейчас цел и стоит на небе перед престолом Божиим.

Считая пророка Илию властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают с днем этого святого множество календарных примет. «До Илии, - говорят они, - облака ходят по ветру, а с Илии начинают ходить против ветра». «До Илии поп дождя не умолит, - после Илии баба фартуком нагонит». «После Ильина дня, - говорят вологжане, - в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи». «С Ильина дня ночь длинна: работник просыпается, а кони наедаются». «С Ильина дня вода стынет». В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения речных вод после Ильина дня объясняли так: «Пророк Илия ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет».

Земледельческие приметы также связываются с днем Илии: «Если в этот день с утра облачно, то сев должен быть ранний и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой».

Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.

Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.

Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.

Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел.

Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

2 августа — «день ВДВшника». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.

Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке...

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.

Пророк Божий Илия

Краткое житие святого Пророка Божия Илии.

Н емного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20—23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу—хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,— говорит святитель как бы от лица Самого Бога,— на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17—24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах — буре, землетрясении и огне — ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз — чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз — чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».

Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: "Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным". Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти". Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился "в тихом ветре" (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Телеперадача из цикла "Закон Божий" о пророке Илии: