Естественные факторы. Естественные и антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды

К естественным факторам природы относятся воздух, вода и солнце, они являются основными средствами закаливания.

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего организма и прежде всего терморегуляционного аппарата, к действию различных метеорологических факторов. В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определённые функциональные системы, обеспечивающие приспособительный эффект организма. Благодаря этому организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т.д.

Закаливание может осуществляться в ходе специально организованных занятий, в процессе приема закаливающих средств- процедур и в повседневной жизни.

VIII.1 Закаливание воздухом- приём воздушных ванн- наиболее "нежная" и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание.

Воздушные ванны по вызывающему теплоощущению подразделяются на тепловые (температура воздуха +30 +20 градусов),прохладные (+20 +14градусов С), и холодные (+14С и ниже).

VIII.2. Водные процедуры- более интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает теплопроводимостью в 28 раз большей, чем воздух. Систематическое применение водных процедур -надёжное профилактическое средство против вредных влияний различных случайных охлаждений тела.

VIII.3. Закаливание солнцем.

Солнечные лучи, прежде всего ультрафиолетовые, благотворно влияют на организм человека. Под их влиянием повышается тонус Ц.Н.С., улучшается барьерная функция кожи, активизирует деятельность желез внутренней секреции, улучшается обмен веществ и состав крови, в коже образуется витамин Д, который регулирует обмен веществ в организме. Всё это положительно сказывается на работоспособности и общем настроении человека. Кроме того, солнечная радиация оказывает губительное действие на болезнетворные микробы.

Закаливаться солнцем можно лёжа и в движении, спустя 30-40 минут после приёма пищи, лучше утром (с 7 до 11 часов).

VIII. Трудотерапия, хозяйственные и бытовые виды работ.

Трудотерапия-это активный лечебный метод восстановления утраченных функций у больных при помощи полноценной, разумной работы, направленной на создание полезного продукта.

Как отмечали М.С.Лебединский и ВЛ.Мяснищев, общее значение трудотерапии находит своё выражение в следующих моментах:

Трудовая деятельность стимулирует процессы жизнедеятельности и повышает сопротивляемость организма, благоприятствует развитию процесса компенсации.

Трудовая деятельность создаёт нервно-психическую динамику, отвлекающую от болезненных представлений или тормозящую их по механизму отрицательной индукции.

Труд укрепляет высшие регуляторные (интеллектуально-волевые) процессы у больного в соответствии с условиями и требованиями реальности.

Труд оказывает психотерапевтическое воздействие, основанное на предыдущих трёх моментах (повышает психический тонус, освобождает от сознания неполноценности).

Труд имеет социально-терапевтическое значение, восстанавливая связи больного с коллективом и осознание себя не как иждивенца, а как работоспособного человека, приносящего пользу обществу.

Труд как средство терапии нашел широкое применение во всех областях медицины: неврологии, нейрохирургии, травматологии, психотерапии и т.д.

В реабилитационных центрах используют три вида трудотерапии:

Общеукрепляющая- является средством повышения общего жизненного тонуса больного. Они оказывают действие на весь организм больного- на деятельность нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.

Восстановительная- трудотерапия применяется для активизации временного снижения у больного функции двигательного аппарата и носит более целенаправленный характер.

Профессиональная трудотерапия обеспечивает восстановление утраченных или ослабленных в результате травм или болезни профессиональных навыков и проводится на заключительном этапе трудовой реабилитации.

Использование трудотерапии как метода реабилитации больных позволяет приспосабливать, тренировать и развивать остаточные возможности нарушенных функций, тем самым способствуя их восстановлению. Трудотерапия имеет огромное психотерапевтическое значение, отвлекая больного от мысли о заболевании, инвалидности. Приучает больных к работе в коллективе, если возможно, на предприятии.

В каждом реабилитационном центре обязательно должно быть отделение трудотерапии, в котором создаются необходимые условия для эффективного использования лечения трудом. В состав отделения входят лечебные мастерские, профиль которых определяется в соответствии с контингентом больных.

К хозяйственным видам работ можно отнести работу на приусадебном участке такую, как копка и рыхление почвы, подноска воды и поливка растений, посадка, прополка растений, сбор урожая, работа пилой, рубанком, топором и другие слесарные и столярные виды работ.

К бытовым видам- закупка, доставка продуктов питания, приготовление пищи, стирка, глаженье белья, уборка помещения, поездка на работу и с работы, рабочая деятельность и другие виды.

Жизнь современного человека стала чрезмерно напряжённой. Повседневное выполнение чрезмерных нагрузок выше перечисленных видов работ может вызвать у человека нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки.

Если внимательно присмотреться к окружающим нас людей, можно увидеть, условно, два противоположных типа отношений к работе (А и Б).

Люди типа "А"- отличаются чувством ответственности, честолюбием, постоянным стремлением к успеху. Они вечно загружены работой, пренебрегают отдыхом, активны в достижении целей. Которые впрочем, не всегда чётко у них определены. Тип "А"- жёсткая, конфликтная, эмоциональная личность.

К типу "Б" -относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные люди. Они не берут на себя дополнительных нагрузок, любят и умеют отдыхать. На производстве они думают о работе, в выходные дни и отпуске- об отдыхе, дома- о семье. Эти люди степенны, добродушны, легко переносят трудности и невзгоды жизни, в меру эмоциональны.

У людей типа "А" нервная система не располагает достаточным запасом прочности, поэтому в условиях стрессов у них чаще развиваются срывы. Значительно устойчивее люди типа "Б", что положительно отражается на их здоровье, работоспособности. У них обычно недолго длятся такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, страх, гнев. Рациональная оценка событий быстро ставит всё на свои места.

В эти две модели невозможно уложить всё многообразие человеческой деятельности. Тем не менее и они помогут целенаправленно заняться профилактикой нарушений здоровья и максимально повысить работоспособность. Для этого нужно выявить, к какому типу вы больше тяготеете, а затем оценить сильные и слабые стороны этого типа. Например, люди типа "А" могут использовать рациональную организацию труда, аутогенную тренировку и другие методы для защиты нервной системы от перегрузок. Самоанализ будет полезен и людям типа "Б", ведь они смогут проявлять больше деловой инициативы, активнее участвовать в трудовой жизни, научатся сопереживать ближним, принимать близко к сердцу чужие радости и невзгоды.

Необходимо каждому человеку научиться правильно работать и отдыхать, вот секреты вашей бодрости и долголетия.

    О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие. – М., 1999.

    Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.; ЛГОУ, 1999.

    Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. – М., 2000.

    Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта К.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.

    Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М., 2000.

    Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М., 1999. – 560 с.

    Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. – М., 2000.

    Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. – М., 2000.

    Лечебная физическая культура (под ред. С.Н.Попова) 4-е изд. М. Издательский центр «Академия». 2007. 406с.

    Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – м.: Известия, 2001. – 333 с.

    Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы.: метод. пособие/Г.И.Погадаев, Б.И.Мишин. – М.: Дрофа, 2005. – 110 с.

    Плавание: учебник / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 398 с.

    Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

    Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. – М., 2000.

    Специализация «Физкультурно-оздоровительные технологии»: Учебное пособие/ Под ред. Г.Н.Голубевой. – Набережные Челны: КамГИФК, 2007. – 124 с.

    Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

    Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480с.

Экологические факторы — это комплекс окружающих условий, воздействующих на живые организмы. Различают факторы неживой природы — абиотические (климатические, эдафические, орографические, гидрографические, химические, пирогенные), факторы живой природы — биотические (фитогенные и зоогенные) и факторы антропогенные (воздействие человеческой деятельности). К лимитирующим относятся любые факторы, ограничивающие рост и развитие организмов. Приспособление организма к среде обитания называется адаптацией. Внешний облик организма, отражающий его приспособленность к условиям среды, называется жизненной формой.

Понятие об экологических факторах среды, их классификация

Отдельные компоненты среды обитания, воздействующие на живые организмы, на которые они реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), называются факторами среды, или экологическими факторами. Иначе говоря, комплекс окружающих условий, влияющих на жизнедеятельность организмов, носит название экологические факторы среды.

Все экологические факторы делят на группы:

1. включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. Среди множества абиотических факторов главную роль играют:

  • климатические (солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление и др.);
  • эдафические (механическая структура и химический состав почвы, влагоемкость, водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность, влажность, газовый состав, уровень грунтовых вод и др.);
  • орографические (рельеф, экспозиция склона, крутизна склона, перепад высот, высота над уровнем моря);
  • гидрографические (прозрачность воды, текучесть, проточность, температура, кислотность, газовый состав, содержание минеральных и органических веществ и др.);
  • химические (газовый состав атмосферы, солевой состав воды);
  • пирогенные (воздействие огня).

2. — совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания. Действие биотических факторов может быть не только непосредственным, но и косвенным, выражаясь в корректировке абиотических факторов (например, изменение состава почвы, микроклимата под пологом леса и т.д.). К биотическим факторам относятся:

  • фитогенные (влияние растений друг на друга и на окружающую среду);
  • зоогенные (влияние животных друг на друга и на окружающую среду).

3. отражают интенсивное влияние человека (непосредственно) или человеческой деятельности (опосредованно) на окружающую среду и живые организмы. К таким факторам относятся все формы деятельности человека и человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания и других видов и непосредственно сказываются на их жизни. Каждый живой организм испытывает влияние неживой природы, организмов других видов, в том числе человека, и в свою очередь оказывает воздействие на каждую из этих составляющих.

Влияние антропогенных факторов в природе может быть как сознательным, так и случайным, или неосознанным. Человек, распахивая целинные и залежные земли, создает сельскохозяйственные угодья, выводит высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям формы, расселяет одни виды и уничтожает другие. Эти воздействия (сознательные) часто носят отрицательный характер, например необдуманное расселение многих животных, растений, микроорганизмов, хищническое уничтожение целого ряда видов, загрязнение среды и др.

Биотические факторы среды проявляются через взаимоотношения организмов, входящих в одно сообщество. В природе многие виды тесно взаимосвязаны, их отношения друг с другом как компонентами окружающей среды могут носить чрезвычайно сложный характер. Что касается связей между сообществом и окружающей неорганической средой, то они всегда являются двусторонними, обоюдными. Так, характер леса зависит от соответствующего типа почв, но сама почва в значительной мере формируется под влиянием леса. Подобно этому температура, влажность и освещенность в лесу определяются растительностью, но сформировавшиеся климатические условия в свою очередь влияют на сообщество обитающих в лесу организмов.

Воздействие экологических факторов на организм

Воздействие среды обитания воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемых экологическими. Следует отметить, что экологическим фактором является только изменяющийся элемент окружающей среды , вызывающий у организмов при своем повторном изменении ответные приспособительные эколого-физиологические реакции, наследственно закрепляющиеся в процессе эволюции. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные (рис. 1).

Называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают: физические, химические и эдафические.

Физические факторы - те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура.

Химические факторы — те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды, содержание кислорода и т.п.

Эдафические (или почвенные) факторы представляют собой совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Например, влияние биогенных элементов, влажности, структуры почвы, содержание гумуса и т.п. на рост и развитие растений.

Рис. 1. Схема воздействия среды обитания (окружающей среды) на организм

— факторы деятельности человека, воздействующие на окружающую природную среду ( и гидросферы, эрозия почв, уничтожение лесов и т.п.).

Лимитирующими (ограничивающими) экологическими факторами называют такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или избытка питательных веществ по сравнению с потребностью (оптимальным содержанием).

Так, при выращивании растений при различных температурах точка, при которой наблюдается максимальный рост, и будет оптимумом. Весь интервал температур, от минимальной до максимальной, при которых еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости (выносливости), или толерантности. Ограничивающие его точки, т.е. максимальная и минимальная пригодные для жизни температуры, — пределы устойчивости. Между зоной оптимума и пределами устойчивости по мере приближения к последним растение испытывает все нарастающий стресс, т.е. речь идет о стрессовых зонах, или зонах угнетения, в рамках диапазона устойчивости (рис. 2). По мере удаления от оптимума вниз и вверх по шкале не только усиливается стресс, но по достижении пределов устойчивости организма происходит его гибель.

Рис. 2. Зависимость действия экологического фактора от его интенсивности

Таким образом, для каждого вида растений или животных существуют оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости (или выносливости) в отношении каждого фактора среды обитания. При значении фактора, близкого к пределам выносливости, организм обычно может существовать лишь непродолжительное время. В более узком интервале условий возможно длительное существование и рост особей. Еще в более узком диапазоне происходит размножение, и вид может существовать неограниченно долго. Обычно где-то в средней части диапазона устойчивости имеются условия, наиболее благоприятные для жизнедеятельности, роста и размножения. Эти условия называют оптимальными, в которых особи данного вида оказываются наиболее приспособленными, т.е. оставляют наибольшее число потомков. На практике выявить такие условия сложно, поэтому оптимум обычно определяют отдельные показатели жизнедеятельности (скорость роста, выживаемость и т.п.).

Адаптация состоит в приспособлении организма к условиям среды обитания.

Способность к адаптациям — одно из основных свойств жизни вообще, обеспечивающее возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях — от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. В результате сформировались специфические для каждой географической зоны группировки растений и животных.

Адаптации могут быть морфологическими, когда меняется строение организма вплоть до образования нового вида, и физиологическими, когда происходят изменения в функционировании организма. К морфологическим адаптациям близко примыкает приспособительная окраска животных, способность менять ее в зависимости от освещенности (камбала, хамелеон и др.).

Широко известны примеры физиологической адаптации — зимняя спячка животных, сезонные перелеты птиц.

Весьма важными для организмов являются поведенческие адаптации. Например, инстинктивное поведение определяет действие насекомых и низших позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и др. Такое поведение генетически запрограммировано и передается по наследству (врожденное поведение). Сюда относится: способ построения гнезда у птиц, спаривание, выращивание потомства и др.

Существует также и приобретенное повеление, полученное индивидом в процессе его жизни. Обучение (или научение) - главный способ передачи приобретенного поведения от одного поколения к другому.

Способность индивида управлять своими познавательными способностями, чтобы выжить при неожиданных изменениях среды обитания, является интеллектом. Роль научения и интеллекта в поведении возрастает с совершенствованием нервной системы — увеличением коры головного мозга. Для человека — это определяющий механизм эволюции. Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды обозначается понятием экологическая мистичность вида.

Совместное действие экологических факторов на организм

Экологические факторы обычно действуют не по одному, а комплексно. Действие одного какого-либо фактора зависит от силы воздействия других. Сочетание разных факторов оказывает заметное влияние на оптимальные условия жизни организма (см. рис. 2). Действие одного фактора не заменяет действие другого. Однако при комплексном воздействии среды часто можно наблюдать «эффект замещения», который проявляется в сходстве результатов воздействия разных факторов. Так, свет не может быть заменен избытком тепла или обилием углекислого газа, но, воздействуя изменениями температуры, можно приостановить, например фотосинтез растений.

В комплексном влиянии среды воздействие различных факторов для организмов неравноценно. Их можно подразделить на главные, сопутствующие и второстепенные. Ведущие факторы различны для разных организмов, если даже они живут в одном месте. В роли ведущего фактора на разных этапах жизни организма могут выступать то одни, то другие элементы среды. Например, в жизни многих культурных растений, таких, как злаки, в период прорастания ведущим фактором является температура, в период колошения и цветения — почвенная влага, в период созревания — количество питательных веществ и влажность воздуха. Роль ведущего фактора в разное время года может меняться.

Ведущий фактор может быть неодинаков у одних и тех же видов, живущих в разных физико-географических условиях.

Понятие о ведущих факторах нельзя смешивать с понятием о . Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении (недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется лимитирующим. Действие лимитирующего фактора будет проявляться и в том случае, когда другие факторы среды благоприятны или даже оптимальны. Лимитирующими могут выступать как ведущие, так и второстепенные экологические факторы.

Понятие лимитирующих факторов было введено в 1840 г. химиком 10. Либихом. Изучая влияние на рост растений содержания различных химических элементов в почве, он сформулировал принцип: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Этот принцип известен под названием закона минимума Либиха.

Лимитирующим фактором может быть не только недостаток, на что указывал Либих, но и избыток таких факторов, как, например, тепло, свет и вода. Как отмечалось ранее, организмы характеризуются экологическим минимумом и максимумом. Диапазон между этими двумя величинами принято называть пределами устойчивости, или толерантности.

В общем виде всю сложность влияния экологических факторов на организм отражает закон толерантности В. Шелфорда: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам, переносимым данным организмом (1913 г.). Эти два предела называют пределами толерантности.

По «экологии толерантности» были проведены многочисленные исследования, благодаря которым стали известны пределы существования многих растений и животных. Таким примером является влияние загрязняющего атмосферный воздух вещества на организм человека (рис. 3).

Рис. 3. Влияние загрязняющего атмосферный воздух вещества на организм человека. Макс — максимальная жизненная активность; Доп — допустимая жизненная активность; Опт — оптимальная (не влияющая на жизненную активность) концентрация вредного вещества; ПДК — предельно допустимая концентрация вещества, существенно не изменяющая жизненную активность; Лет — летальная концентрация

Концентрация влияющего фактора (вредного вещества) на рис. 5.2 обозначена символом С. При значениях концентрации С = С лет человек погибнет, но необратимые изменения в его организме произойдут при значительно меньших значениях С = С пдк. Следовательно, диапазон толерантности ограничивается именно значением С пдк = С лим. Отсюда, С пдк необходимо определить экспериментально для каждого загрязняющего или любого вредного химического соединения и не допускать превышения его С плк в конкретной среде обитания (жизненной среде).

В охране окружающей среды важны именно верхние пределы устойчивости организма к вредным веществам.

Таким образом, фактическая концентрация загрязняющего вещества С факт не должна превышать С пдк (С факт ≤ С пдк = С лим).

Ценность концепции лимитирующих факторов (С лим) состоит в том, что она дает экологу отправную точку при исследовании сложных ситуаций. Если для организма характерен широкий диапазон толерантности к фактору, отличающемуся относительным постоянством, и он присутствует в среде в умеренных количествах, то такой фактор вряд ли является лимитирующим. Наоборот, если известно, что тот или иной организм обладает узким диапазоном толерантности к какому-то изменчивому фактору, то именно этот фактор и заслуживает внимательного изучения, так как он может быть лимитирующим.

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т.е. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять


постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, необходимо учитывать следующее.

Закаливание необходимо начинать с простейших форм
(воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной
водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать
закаливающую дозировку и переходить к более сложным
формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде
можно только после соответствующей подготовки и
консультации у врача.

Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При
этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение
продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла
(чрезмерное укутывание создает тепличные условия для
кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение
температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это


совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)


Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,


до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.


Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку.

1. Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и
кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

2. Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает
подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет
мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

3. Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные
вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и
подобные движения увеличивают подвижность суставов,
укрепляют мышцы рук.

4. Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности
суставов, укреплению мышц и связок.

5. Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса,
оказывают общетренирующее влияние.

6. Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­
слаблению и восстановлению функций организма.

7. Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы
плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению
амплитуды движений.

8. Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­
чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким,
энергичным дыханием).

9. Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­
ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

10. Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и
тренируют мышцы ног.

11. Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

12. Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет
мышцы брюшного пресса.


14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую
систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.

  • L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  • q]1:1: Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства на мировом рынке являются объектом изучения
  • R Электрофизиологические факторы риска пароксизмов мерцания предсердий
  • А. Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения
  • Естественные факторы природы (солнце, воздух и вода) в ЛФК занимают относительно меньшее место, чем физические упражнения. Они используются как средства оздоровления и закаливания организма. Закаливание - комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

    Закаливание - одно из важнейших направлений профилактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в домашних условиях, санаториях и домах отдыха, пансионатах. Закаливание проводится в формах: а) закаливание солнцем; б) закаливание воздухом и в) закаливание водой (обтирание тела, контрастный душ, купание в открытых водоемах).

    Вопросы для самопроверки:

    1. Назовите основные средства ЛФК.

    2.Назовите формы закаливания.

    Дополнительные средства ЛФК

    Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках). В зависимости от техники выполнения эти упражнения воздействуют изолированно на отдельные сегменты опорно-двигательного аппарата. Лечебный эффект усиливается за счет точной локализации и дозирования. Особое место занимают упражнения на аппаратах маятникового типа (для восстановления подвижности в суставах), блокового типа (как для облег­чения движений, так и для увеличения силы мышц). В последние годы широко используются тренажеры для повышения общей работоспособно­сти. Методика тренажерной гимнастики зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, степени их функциональной не­достаточности, а также от особенностей мышечно-связочного аппарата. Занятия проводятся при поражении пораженного сустава и с постепенным увеличением нагрузки.
    Особая их ценность состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз позвоночника, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в послеоперационном периоде.



    Рис. 1. Примерный комплекс ЛГ для восстановления функции локтевого сустава.

    Трудотерапия (эрготерапия). Задачи трудотерапии: восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда; восстановление профессиональных и бытовых навыков (самообслуживание, передвижение и др.) и социальная реинтеграция (трудоустройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в трудовой коллектив); оказание общеукрепляющего и психологического воздействия на организм больного. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и огороде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др. При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его течения, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (операций), которые могут привести к закреплению порочного (ненужного для данной профессии) двигательного стереотипа. Основные факторы (аспекты) трудотерапии (по материалам экономического и социального департамента ООН) следующие: восстановление двигательных функций, рабочих навыков и обучение повседневным видам деятельности; изготовление (совместно с протезистами) простейших приспособлений, помогающих выработать навыки самообслуживания; определение степени восстановления профессиональной трудоспособности.



    Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

    Занятие трудом - это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшающих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

    Терапия трудом - использование с лечебной целью различных трудовых процессов, трудовых операций.

    Различают три основные формы терапии трудом: восстановительная трудовая деятельность, направленная на предупреждение двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудотерапия, подготавливающая больного к профессиональному труду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).
    Массаж , как и физические упражнения, в силу рефлекторных связей влияет на весь организм и, особенно, на систему кровообращения, связочно-мышечный и суставной аппарат. Массаж способствует ускорению репаративных процессов, улучшает обмен веществ и стимулирует костное мозолеобразование.

    1. Естественные факторы и этапы развития природы Земли

    С первых страниц мы с вами оперируем понятием “природа”, но до сих пор не разобрались: что же это такое? Если посмотреть в справочной литературе расшифровку этого понятия, то можно обнаружить большое разнообразие в раскрытии этого термина. И так:

    1) в широком смысле - это все сущее, весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной в многообразии его форм (материя, универсум, Вселенная);

    2) совокупность условий существования человеческого общества;

    3) в более узком смысле - совокупный объект естествознания.

    Природа в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (например, представления о пространстве и времени, движении и т.п.). Такое общее понятие природы разрабатывается в рамках философии и методологии науки, которые выявляют его основные характеристики, опираясь при этом на результаты естественных наук; совокупность естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие природа характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Согласно К. Марксу, “постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство”; без такого обмена была бы невозможна человеческая жизнь. Реальную основу отношения человека к природе образует его деятельность, которая всегда осуществляется, в конечном счете, в природе и с данным ее материалом. Поэтому и отношения к природе на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. До начала современной научно-технической революции эксплуатация природы носила экстенсивный характер, т.е. основывалась на увеличении объема и разновидностей полученных ресурсов. При этом человек мог брать из природы столько ресурсов, сколько позволяли его производственные силы. К середине ХХ в. такой способ производства начинает приближаться к критическим точкам: масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с их общими запасами в недрах земли; та же картина вырисовывается и в отношении естественной базы для производства продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, вторгается в ее естественные механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живых организмов. Все это создает объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному природоиспользованию. В научно-техническом плане этой переориентации соответствует переход от идеи господства над природой к идее отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадским (1944) концепция ноосферы.

    Следует четко себе уяснить, что природа никем не сотворена, бесконечна в пространстве и времени, находится в непрерывном движении, изменении, развитии.

    Факторы развития земной природы можно разбить на две группы:

    1) космические - солнечная радиация, притяжение Солнца и Луны, отклоняющее действие вращения Земли;

    2) планетарные - химические, физические, биологические, тектонические, гравитационные и др.

    Что касается непосредственно развития природы Земли, то его можно представить в виде следующей последовательности этапов:

    1) возникновение планеты;

    2) зарождение жизни;

    3) появление автотрофных организмов;

    4) выход “жизни” из водной среды на сушу и начало почвообразовательного процесса;

    5) многообразие живых организмов;

    6) формирование человека.

    Существование живой природы - замечательная особенность нашей планеты. Наиболее совершенным продуктом природы нашей планеты является человек. Значение природы для человека велико и многообразно, оно может быть производственное, экономическое, научное, оздоровительное, воспитательное, эстетическое.

    Влияние выбросов факельных установок ООО «Пермнефтегазпереработка» на фитоценозы Чернушинского района Пермского края

    Факельные выбросы отрицательно влияют на компоненты луговых и лесных фитоценозов. В лесах большое отрицательное влияние испытывают древесная растительность и эпифитные лишайники. Под влиянием газопылевых выбросов происходит нарушение...

    Влияние проблем экологии на здоровье современного человека и пути их решения

    Воздействие человека на природу

    Географическая оболочка как объект антропогенного воздействия

    Взаимодействие человека и природы. Взаимодействие человека и природы насчитывает более 3,5 млн. лет. Отправным пунктом взаимоотношения человека и природы можно считать начало формирования человеческого общества...

    Изменение природы Москвы и Подмосковья под воздействием человека

    Человек (Homo sapiens-sapiens) появился на землях Подмосковья в конце ледникового периода, около 25 тыс. лет назад. Первые люди занимались здесь охотой, рыбной ловлей и собирательством (как и все первобытные люди)...

    История развития экологии как науки

    Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-- 322 до н. э.)...

    Контроль экологических загрязнений

    В условиях возрастающего антропогенного воздействия на природу увеличиваются техногенные потоки различных загрязняющих веществ, усиливается их давление на все компоненты биосферы и слагающие ее наземные и водные экосистемы. Однако...

    Методы отделения биомассы от культуральной жидкости

    Наука-биотехнология формировалась и эволюционировала по мере формирования и развития человеческого общества. Это, в частности, непосредственно относится и к биотехнологии. Ее возникновение, становление и развитие условно можно подразделить...

    Мировые тенденции развития ядерной технологии

    Оценивая предстоящие этапы развития ядерной энергетики...

    Основы экологии

    Молекулярная эволюция - это наука, изучающая изменения генетических макромолекул (ДНК, РНК, белков) в процессе эволюции, закономерности и механизмы этих изменений, а также реконструирующая эволюционную историю генов и организмов...

    Развитие национальных природных парков России

    Зарождение идеи НП в России, вероятно, следует относить к началу ХХ столетия. Так, в схеме, предложенной еще в 1917 г. В. П. Семеновым-Тянь-Шанским и носившей название “О типичных местностях...

    Состояние воздушной среды и ее основные естественные и искусственные загрязнители

    Естественным путем в атмосферу ежегодно поступает около 1 млрд т аэрозолей, из них, млн т: морских солей - 350- 650; почвенной пыли - 200- 300; продуктов извержения вулканов - 70-80; продуктов лесных пожаров - 70-75; космической пыли - 3-3,6...

    Флора лесных сообществ островной поймы реки Волги в административных границах Саратовского района

    Часть речной долины, периодически затапливаемая на более или менее длительный срок водой, называется поймой. Как правило, пойма тем шире, чем крупнее река. В.Р. Вильямс (1949) разделяет территорию поймы на три области - прирусловую...

    Экологические аспекты региональной политики Российской Федерации

    Вопрос об истории становления экологической политики в России традиционно рассматривается с 1917 года. Однако наиболее объективной, по нашему мнению, представляется позиция таких ученых как А.К. Голиченков, Т.Е. Новицкая, С.В. Чиркин. Они полагают...

    Этапы исторического развития науки экологии