Осмотрщик ремонтник вагонов наклоны корпуса. Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов

В железнодорожной сфере существует множество профессий. Некоторые из них у всех на слуху, такие как машинист, проводник или Но бывают и малоизвестные, но не менее значимые специальности. Среди них выделяется осмотрщик вагонов, который является важным звеном в цепи безопасности на железной дороге.

Суть профессии

В непосредственные обязанности работника входит технический осмотр вагонов перед отправкой состава в путь. Многие видели людей, которые ходят по путям и простукивают состав. С помощью специального инструмента осмотрщик анализирует издаваемый деталями звук. Таким образом можно найти неисправность и своевременно ее устранить.

Среди основных обязанностей, которые выполняет осмотрщик вагонов, выделяют:

  • нахождение и устранение неполадок в вагонах;
  • ремонт ходовых и тормозных систем.

Учитывая важность исправности всего состава, можно сделать вывод, что профессия является необходимой, а работа - ответственной.

Обязанности по должной инструкции

Каждая профессия предполагает должностную инструкцию, где прописаны обязанности, которые необходимо выполнять. Инструкция осмотрщика-ремонтника вагонов имеет следующий список:

  1. Содержание инструмента, с помощью которого выявляются неполадки, его проверка и подготовка к эксплуатации.
  2. Осмотр состава на предмет неисправности и готовности к дальнейшему пути.
  3. Проведение ремонта ходовой части вагона, его тормозной системы, карданного привода, холодильной установки, электрического оборудования и отопительного без отцепки вагона.
  4. Обеспечение сохранности подвижного состава при ремонте.
  5. Ведение технической документации, отчетов о неисправности и устранении неполадок.
  6. Отчет о технической исправности и готовности подвижного состава.

Суть работы, которой занимается осмотрщик вагонов, заключается в выявлении и устранении возможных сбоев, влияющих на безопасное движение поезда.

Требования к возможным соискателям

Простому обывателю может показаться, что вагон - несложное устройство, состоящее из колес и кузова. Однако это далеко не так. В реальности подвижной состав представляет собой многоступенчатый технический механизм, который нуждается в поддержке технического состояния.

Поэтому к желающим обучиться мастерству и получить работу предъявляется ряд требований. Необходимо быть внимательным, чтобы вовремя заметить неисправность. Помимо этого, нужно быть аккуратным и ответственным.

Осмотрщик-ремонтник вагонов много времени проводит на улице и имеет дело с металлическими частями. Поэтому кандидат должен быть физически крепким и иметь отменное здоровье.

Профессия предполагает выявление поломки деталей по их звучанию. Следовательно, предъявляются повышенные требования к слуху и зрению соискателей. При прохождении обязательных медицинских осмотров, решающее значение имеет заключение врача - ЛОРа и окулиста.

Как стать осмотрщиком вагонов

Прием на работу возможен после прохождения специального обучения. Осмотрщик вагонов может иметь среднее или начальное профессиональное образование.

Во время обучения учащиеся изучают устройства и как грузовых, так и предназначенных для перевозки пассажиров.

В программу обучения входит изучение разнообразных методов и правил ремонта вагонов, сроки устранения неполадок и Помимо этого, осмотрщику важно знать, как оградить подвижной состав на время ремонтных работ и соблюсти безопасность.

Устранение погрешностей в работе оборудования производится безотцепным способом. Поэтому в программу обучения входит изучение типов грузов и правила взаимодействия с ним во время профилактических работ и устранения неполадок.

Где получить профессию

Обучают профессии в учебных заведениях среднего звена. Например, Московский техникум железнодорожного транспорта или колледж железнодорожного транспорта, расположенный также в Москве.

Помимо этого, если соискатель уже имеет любую техническую профессию, он может пройти дополнительные курсы, которые согласовываются с Ростехнадзором.

Курсы способствуют быстрому овладению специальностью и очень востребованы, в связи с повышенным спросом и частыми предложениями свободных вакансий.

Программа разрабатывается полностью основываясь не технической документации, регламентирующей работу осмотрщика, где важными являются:

  • инструкция по нормам безопасности во время работы;
  • правила безопасности и нормы, принятые при перевозке грузов;
  • инструкция, описывающая нормы и охрану труда;
  • правила, регламентирующие работы на электрических станциях.

После сдачи экзаменов возможно приступить к работе, постепенно повышая разряд.

Привлекательность профессии

Осмотрщик вагонов - довольно интересная профессия, у которой есть свои очевидные плюсы и некоторые недостатки. Некоторых привлекает удобный график. Рабочие трудятся день, ночь и потом имеют два выходных дня. Поэтому при желании есть возможность подработки.

Для многих важна приличная и привилегии, которые дает работа на РЖД. В зависимости от разряда и региона денежная премия составляет от 20 000 до 35 000, что в условиях экономической нестабильности является неплохим стимулом. Стоит прибавить сюда всевозможные бонусы и выплаты без задержек.

Работа, конечно, не предполагает использования белой рубашки и требует физических усилий. Но по мнению старожилов, вовсе не сложная, если досконально разобраться в тонкостях и технических особенностях вагонов. Важно знать нормы безопасности работы при профилактике неполадок и их выявлении.

Осмотрщика вагонов всегда можно узнать по характерному инструменту в руках, именуемому молоточком, рации и сумке, где находятся шаблоны. Причем он обязательно одет в ярко-оранжевую униформу для идентификации на дороге.

Многих привлекает романтика, связанная с железной дорогой, да и дружный коллектив единомышленников делает работу осмотрщика вагонов привлекательной для физически здоровых людей, желающих посвятить рабочие будни обеспечению безопасности на ж/д.

1. ДСП извещает осмотрщика-ремонтника о необходимости производства полного опробования автотормозов.

Локомотивная бригада по указанию ДСП переключает радиостанцию локомотива с канала поездной радиосвязи на канал станционной радиосвязи. При отсутствии канал станционной радиосвязи на локомотиве, неисправности станционной радиосвязи или ненадлежащего качества связи, осмотрщик-ремонтник вагонов вручает машинисту локомотива носимую радиостанцию с каналом станционной радиосвязи. Перед началом полного опробования тормозов производится проверка работоспособности станционной радиосвязи, между осмотрщиком-ремонтником вагонов, машинистом локомотива и ДСП. Осмотрщик-ремонтник, получив информацию, направляется для производства полного опробования автотормозов.

2.После объединения локомотива с составом осмотрщик–ремонтник совместно с машинистом проверяет правильность сцепления автосцепок (по сигнальным отросткам), правильность соединения рукавов, открытие концевых кранов между локомотивом и первым вагоном, после чего ОР, направляясь в хвостовую часть поезда, контролирует открытие концевых кранов, соединение рукавов, соответствие режимов торможения, наличие утечек.

3. Во всех грузовых поездах осмотрщик-ремонтник вагонов обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона при помощи манометра, устанавливаемого на головку соединительного рукава последнего вагона, и убедиться, что зарядное давление в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кгс/см) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0,05 МПа (0,5 кгс/см) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кгс/см) при длине поезда более 400 осей;

Замер давления в магистрали хвостового вагона поезда производится после полной зарядки тормозной сети всего поезда, до проверки целостности тормозной магистрали.

4. Машинист локомотива по радиосвязи, подает команду осмотрщику – ремонтнику, находящемуся в хвостовой части поезда – “ проверяем магистраль”, после чего ОР, соблюдая технику безопасности, открывает последний концевой кран хвостового вагона и по истечении 8 – 10 секунд закрывает его. Результаты проверки целостности тормозной магистрали машинист сообщает осмотрщику – ремонтнику. В случае неполучения эффекта осмотрщик – ремонтник принимает меры по выявлению и устранению причин нарушения целостности тормозной магистрали, которыми могут быть: наличие ледяных или других механических пробок, возможность попадания в соединительные головки рукавов цемента или др. причины.

Проверив целостность тормозной магистрали поезда, ОР закрывает концевой кран, закрепляет ручку концевого крана проволокой и подвешивает рукав.

5. После зарядки тормозной магистрали машинист производит ступень торможения с разрядкой 0,5-0,6 кгс/см (0,05-0,06 МПа), после срабатывания автотормозов осмотрщик-ремонтник по радиосвязи или по связи громкоговорящего оповещения подает команду машинисту «отпустить тормоза». Если обеспечена видимость сигнала, разрешается подавать команду, согласно пункта 51, Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте российской федерации (днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью – такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем). По этому сигналу машинист подает свистком локомотива два коротких свистка и отпускает тормоза. Осмотрщик-ремонтник обязан провести замер наибольшего времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава с момента получения информации о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение до начала отхода колодок от колес;

Проведя замеры времени отпуска, осмотрщик-ремонтник возвращается в головную часть по другой стороне состава, проверяя состояние тормозного оборудования вагонов.

6. После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления машинист и осмотрщик-ремонтник обязаны проверить плотность тормозной сети. При определении плотности тормозной сети поезда осмотрщик-ремонтник находится в локомотиве.

Для поездов с локомотивами в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной сети в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров локомотивов указано в таблице 6.1.

7. По окончании вышеуказанных операций при полной зарядке тормозной сети по сигналу осмотрщика-ремонтника производится проверка действий автоматических тормозов.

После произведенного торможения по истечении 2-х минут для грузовых поездов, у которых все воздухораспределители включены на равнинный режим осмотрщик-ремонтник обязан проверить состояние и действие тормозов у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес.

8. Выполнив контроль действия тормозов вагонов на торможение, осмотрщик-ремонтник производит навешивание сигнала ограждения, обозначающего хвост поезда, и подает сигнал машинисту локомотива «отпустить тормоза». После проведения машинистом операций отпуска автотормозов, осмотрщик-ремонтник должен проверить отпуск тормоза у каждого вагона поезда по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. При выявлении несработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

Если в процессе осмотра и ремонта заменялись воздухораспределители, регулировалась рычажная передача или устранялись другие неисправности, то проверка действия тормозов у данных вагонов повторяется.

9. После окончания полного опробования автоматических тормозов в поезде осмотрщик-ремонтник вручает машинисту локомотива справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии. В справке указываются данные о требуемом и фактическом расчетном нажатии колодок, количестве ручных тормозов в осях для удержания грузовых, грузопассажирских и почтово-багажных поездов на месте и наличие ручных тормозных осей в этих поездах, номер хвостового вагона, величина выхода штока тормозного цилиндра на хвостовом вагоне, количество (в процентах) в поезде композиционных колодок, время вручения справки, данные о плотности тормозной сети поезда, значение зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона грузового поезда, а в справке на грузовые поезда длиной более 100 осей – наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов и данные о плотности тормозной сети поезда при II и при IV положении ручки крана машиниста.

После окончания полного опробования тормозов локомотивная бригада получив доклад от осмотрщика-ремонтника о проведенной работе, переключает радиостанцию на канал радиосвязи, требующийся для проведения дальнейших операций и возвращает носимую радиостанцию осмотрщику-ремонтнику вагонов.

Выполнение работы при повышении квалификации.

Краткие сведения о развитии депо.

Эксплуатационное вагонное депо Петрозаводска было образовано 1 января 2005г. В связи с реорганизацией вагонного хозяйства Октябрьской железной дороги на основании приказа ОАО «РЖД» за №216 от 22 ноября 2004г с присвоением условного обозначения ВЧДЭ-27.

В состав вновь образованного депо вошли не только пункты технического обслуживания подвижного состава, входяшие ранее в составВЧД-19, но и ВЧД-20. Таким образом, общее коичество подразделения депо насчитывают 14 структурных пунктов обслуживания как грузовых так и пассажирских вагонов.

Структурная схема видов ремонта и ТО.

ПТО входит в состав Эксплуатационного вагонного депо Петрозаводск ВЧДЭ-27 и предназначен для:

· Технического обслуживания пассажирских вагонов

· Технического обслуживания всех типов грузовых вагоновв поездах

· Выявления и устранения технических неисправностей вагонов

· Оценки пригодности порожних вагонов под погрузку грузов

· Выявления поврежденных вагонов после грузовых операций при подаче с подъезных путей, со снятыми(похищенными) деталями и другими техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения

· Выполнения опробывания тормозов в транзитных и сформированных поездаз

В состав ПТО грузовых вагонов на станции Петрозаводск входят:

§ Пассажирский парк ПТО Петрозаводск

§ Механизированный вагоноремонтный путь

§ Пункт подготовки вагонов на станции Нигозеро

§ Пункт по опробованию тормозов на станции Сортавала

§ Специализированный ремонтный путь на станции Сортавала

§ ПОТ на станции Суоярви

§ ПОТ на станции Свирь

§ ПТО международный на станции Вяртсиля.

При повышении квалификации я работала в должности оператора ПТО Петрозаводск. Контролировала показания регистрирующихустройств приборов КТСМ; при срабатявании приборов действовала в соответсвии с местной инструкцией по пользованию устройствами КТСМ. При срабарывании УКСПС действовала согласно “Дополнений к местной инструкции по пользованию прибором для автоматического бесконтактного выявления перегретых букс в проходящих поездах-система УКСПС”.

О подходе к станции поезда, следующего в расформирование,дежурный по станции оповещает работников ПТО, с записью в книге ф.ВУ-14.

С прибывающим составом производят следующие операции:

o Осмотр состава с ходу

o Ограждение состава

o ТО с пролазкой

o Отпуск тормозов

При ТО вагонов на ПТО с укрупненным ремонтом на специализированных путях в сформированных составах выполняются следующие работы:

· ТО, выполняемое с пролазкой и устранением выявленных при этом неисправностей



· Проверка действия механизмов автосцепок сжатого состава на саморасцеп

· Осмотр и ремонт тормозного оборудования, опробывание тормозов

При отсутствии на ПТО специализированных путей для укрупненного ремонта вагонов ремонт вагонов производят в парке отправления. При этом выполняются следующие работы:

Осмотр с проверкой действия механизма автосцепок сжатого состава на саморасцеп, устранение неисправностей по меловым разметкам, нанесенным осмотрщиками вагонов в парке прибытия, и выявленных при осмотре выставленного в парк отправления состава своего формирования, и приемка выполненного ремонта;

Закрепление дверей, люков, бортов, переездных мостиков, бункеров и нижних крышек сливных приборов порожних вагонов, а также контроль закрытия грузополучателями разгрузочных устройств вагонов и бункерных полувагонов;

Осмотр, ремонт и испытание тормозов. Эти работы проводятся порядком, установленным Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

При наличии в прибывающем или проходящем поезде вагонов с неисправностями, выявленными аппаратурой КТСМ или УКСПС, оператор сообщает осмотрщикам по радиосвязи результаты контроля поезда техническими средствами; осмотрщики вагонов обязаны подтвердить получение информации от оператора о необходимости осмотра вагона по показанию аппаратуры контроля.

1. При перестановке сформированных составов из сортировочного парка в парк отправления дежурный по станции извещает об этом оператора ПТО и сообщает:

Номер пути;

Количество вагонов в составе;

Номера головного и хвостового вагонов;

Время отправления поезда.

Эти данные оператор ПТО записывает в книгу формы ВУ-14 с указанием времени предъявления состава.

2. Оператор ПТО при помощи средств связи ставит об этом в известность сменного мастера или старшего осмотрщика-ремонтника вагонов, который дает указания о порядке обработки состава, предъявленного для подготовки к отправлению.

3. В соответствии с типовым технологическим процессом ПТО контроль технического состояния четырехосного грузового вагона производится осмотрщиками с пролазкой на 12 позициях (рис. 1.5).

При включении в состав бригады но техническому обслуживанию осмотрщика по боковому осмотру вагонов, осуществляющего пролазку позиции 2, 6, 7, смотрит осмотрщик по боковому осмотру с левой стороны. Позиции 7’, 6’, 2" смотрит осмотрщик по боковому осмотру с правой стороны, за исправность механизма сцепления автосцепок несет ответственность осмотрщик по боковому осмотру с правой стороны.

За исправность автосцепного устройства вагона несет ответственность осмотрщик-ремонтник той стороны, с которой расположен расцепной рычаг. Контроль исправности механизма сцепленных автосцепок и контроль автосцепок головного и хвостового вагонов шаблоном № 873 производит осмотрщик-ремонтник, осматривающий поезд с правой стороны по ходу движения.

На первой позиции осмотрщик осматривает торцевую стену; у вагонов с тормозными площадками - стойку, обшивку, сигнальные скобы; у крытых вагонов - карниз крыши, стойки, раскосы, обшивку; у полувагонов - торцевую стену или двери и их запоры; у платформ - торцевой борт и бортовой запор, кронштейны расцепного привода, расцепной рычаг, розетку, концевую балку, маятниковые подвески, центрирующий прибор, цепь расцепного привода, валик подъемника, автосцепку и видимую часть тягового хомута. Проверяет действие механизма автосцепки на саморасцеп, расстояние от упора корпуса до розетки, разницу по

высоте между продольными осями сцепленных автосцепок.

На второй позиции осмотрщик осматривает хребтовую балку, балки рамы, клин тягового хомута и его крепление, тяговый хомут, хвостовик корпуса автосцепки, поглощающий аппарат, упоры, поддерживающую планку, шкворневую балку, надрессорную балку, предохранительные устройства триангеля, колеса первой колесной пары с внутренней стороны, ступицу и места сопряжения оси со ступицей, среднюю часть оси по всей длине, пятник и подпятник, крепление и предохранительные устройства тормозной рычажной передачи.

На трений позиции он осматривает косоуры, подножки составителя, поручни, колеса первой колесной пары с наружной стороны, проверяет толщину обода, гребня и прокат колеса, выявляет ползуны (выбоины), выщербины, кольцевые выработки, уширения и отколы обола, вертикальный подрез и остроконечный накат гребня, осматривает буксовый узел - буксу, буксовые крышки, степень нагрева буксы.

На четвертой позиции осмотрщик проверяет наличие зазоров между скользунами с обеих сторон, состояние скользунов, наружного конца надрессорной балки, рессорного подвешивания, тормозных колодок, башмаков, подвесок триангеля и их крепление, буксовую раму тележки, осматривает пол вагона, стену кузова, карниз крыши, стойки, раскосы, обшивку, крышки люков и люковые запоры, контролирует трафареты периодического ремонта, верхнюю и нижнюю обвязки, крышки люков и их запорные механизмы у полувагонов; у платформ - борта и бортовые запоры. Проверяет расположение пружин в рессорных комплектах, уровень загрузки вагона по положению фрикционного клина, зазоры между скользунами.

На пятой позиции осмотрщик осматривает колесо второй колесной пары и другие детали тележки в полном соответствии с третьей позицией.

На шестой позиции он осматривает под вагоном вторую сторону тележки, шкворневую, надрессорную балки, шкворень, предохранительные устройства триангелей, колеса второй колесной пары с внутренней стороны, ступицы и места сопряжения оси со ступицами, среднюю часть оси по всей длине, пятник и подпятник, крепление и предохранительные устройства тормозной рычажной передачи.

На седьмой позиции осматривает хребтовую балку и балки рамы, крепление тормозной магистрали и детали тормозной рычажной передачи, их предохранительные устройства.

На восьмой позиции осматривает боковую стену крытого вагона, дверной запор, направляющие двери; у полувагона - верхнюю и нижнюю обвязки, крышки люков и их запорные механизмы; у платформ борта, бортовые запоры, скобы лесных стоек; производится контроль за состоянием фитинговых упоров у платформ для перевозки большегрузных контейнеров (у платформ в порожнем состоянии - с их обязательным переворачиванием, в груженом - с осмотром их видимой части); у цистерн, хопперов-цементовозов - разгрузочные устройства, узлы и детали крепления котла цистерн.

С девятой по одиннадцатую позицию осматривает колесные пары и другие детали тележки в полном соответствии позициям третьей и четвертой.

На двенадцатой позиции осматривает аналогично первой позиции.

Остукивание колесных пар производит на 3, 5, 9, 11, 3’, 5’, 9", 11’ позициях.

На всех позициях у кузова и рамы осмотрщик проверяет целостность сварных швов, наличие трещин, изломов, прогибов, состояние усиливающих планок и накладок, закрытие дверей, люков, бортов, переездных мостиков, бункеров и сливных приборов порожних вагонов, приведение в закрытое положение грузополучателями разгрузочных устройств вагонов и бункеров битумных полувагонов.

Осмотрщик правой стороны вагона осуществляет контроль технического состояния по позициям, отмеченным цифрами со штрихом.

Выявленные неисправности отмечают мелом. Осмотр с пролазкой первой тележки производит левый осмотрщик, второй тележки - правый.

За время стоянки состава, установленное технологическим процессом технического обслуживания вагонов в парке отправления, осмотрщики-ремонтники должны устранить все неисправности.

Мастер или старший осмотрщик-ремонтник вагонов должны обеспечить своевременное начало работ на предъявленном составе.

Оператор ПТО периодически обязан информировать бригады о времени, оставшемся до отправления поезда.

При контроле за работой смены, своевременным выполнением технического обслуживания составов, проследованием поездов по гарантийному участку, снабжением парков запасными частями оператор ПТО ведет график-журнал учета работы ПТО. Данные из этого журнала учитываются при оценке работы бригад и групп за смену.

Каждый, кто когда-либо путешествовал на поезде, точно помнит тех людей, которые в униформе железнодорожника и ярких жилетах, осматривали вагоны и выполняли текущий ремонт прямо пока состав стоит на перроне, а пассажиры снуют по нему в поисках вкусностей. Так вот, специалист этот называется осмотрщик-ремонтник вагонов. Профессия довольно не новая, но в отрасли по-прежнему необходимая и важная.

Суть работы осмотрщика-ремонтника вагонов

Мастер по осмотру и ремонту вагонов встречает составы на станциях и в точках техобслуживания поездов, метким глазом определяет, в какой части его есть проблемы и насколько они сложные, простукивает определенные участки. После чего, если требуется, ремонтирует без отцепления сами вагоны и различные конструктивы поезда, в том числе ходовую и сцепление, элементы тормозной системы, буксовых узлов и роликовых подшипников, редукторно-карданных приводов, электрорадиооборудования, охлаждающие и отопительные системы составов, а также полы, кровли и обшивку вагонов – в общем, полностью весь состав по перевозке грузов.

Что обязан выполнять осмотрщик-ремонтник вагонов

Однако на диагностике неисправности и её устранении работа мастера не заканчивается. Также он обязан:

    обслуживать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии технику и оборудование, которые используется при починке самих вагонов и контейнеров, например, самоходные машины;

    проводить техосмотр вагонов и контейнеров на предмет их целостности, герметичности, определения их безопасности для грузов;

    оформлять и вести необходимую документацию (ведомости, акты, графики, выписки и прочие документы), определять объем необходимых работ;

    вовремя уведомлять начальство о необходимом восстановлении объекта и о завершении всех необходимых процедур;

    вести учет неисправных элементов состава поезда;

    организовывать соответствующее ограждение поезда при наладке его (или его части);

    управлять бригадой коллег-работников.

Из вышесказанного понятно, что работа эта не женская. Но отметим, что готов на нее и не каждый мужчина. Ведь главные черты мастера, который ответственен за состояние вагонов и контейнеров для перевозок:

    внимательность, наблюдательность;

    хорошая память;

    отличное зрение;

    идеальный слух;

    соответствующая физическая сила.

Где учат на осмотрщика-ремонтника вагонов

На специалиста такой узкой рабочей профессии обучают в средних специальных учебных заведениях, на курсах при вагонных депо и профильных колледжах. Программой предусмотрено прохождение теории и практики. Форма обучения возможна как очная, так и дистанционная. В период обучения кандидат в осмотрщики-ремонтники вагонов изучит устройство емкостей и составов для перевозки грузов, их проблемные зоны, механизмы, методы устранения неисправностей, нормы износа и допусков деталей и узлов; образцы грузов, варианты ограждения поезда при проведении каких-либо действий и, конечно, документооборот.

По окончании обучения новоиспеченному железнодорожнику-вагонщику присваивается квалификационный уровень в соответствии с выбранной специализацией, о чем выдается соответствующее удостоверение.

Квалификационные ступени осмотрщика-ремонтника вагонов

В специальности выделяются с 4-го по 7-ой квалификационные разряды.

Начальный 4 разряд присваивается специалисту, который проводит технический осмотр и работы по устранению дефектов без отцепления вагонов, размещенных на точках их техобслуживания на пересадочных станциях магистрального жд- транспорта и подъездных путях промышленных компаний; а также техосмотр и починку контейнеров на контейнерных площадках.

Мастер 5 разряда выполняет эксплуатационный ремонт необходимого участка поезда без отцепления вагонов, размещенных в местах, где состав готовят к перевозкам, в пунктах техобслуживания.

Ту же функцию, но на точках подготовки составов к перевозкам, в местах сервисного обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой загрузки и выгрузки, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов выполняет специалист 6 разряда ;

Самый высокий 7 разряд присваивается профессионалу, который помимо техосмотра вагонов и контейнеров, устраняет вагонные проблемы перед погрузкой и при проверке систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (оборудованный разгрузочно-дозировочными устройствами вагон), составов для перевозки овощей или зерна и др. Этот мастер может ремонтировать поврежденный транспорт практически на любых точках размещения составов.

У руководителя бригады осмотрщиков-ремонтников разряд должен быть на один выше, чем у его подчиненных.

Средняя зарплата осмотрщика-ремонтника вагонов в России

Если полистать страницы разных российских сайтов с вакансиями, то можно выяснить, что осмотрщик-ремонтник вагонов может зарабатывать от 25 тысяч рублей. А самая высокая зарплата, предлагаемая этому специалисту обычно в Москве, доходит до 45 тысяч рублей.

Работодатели предполагают, что кандидат будет обладать не только профессиональными знаниями и необходимыми «корочками», но и не менее года опыта работы в железнодорожной сфере или сфере обслуживания промышленного оборудования.

Взамен работнику предлагается оформление согласно трудовому кодексу РФ со всеми отпусками и больничными, дневной, посменный график работы или вахтовый вариант. Некоторые работодатели также обещают медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, комфортные условия для приема пищи во время обеденного перерыва.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии ремонтника вагонов можно отнести:

    Востребованность профессии;

    Официальное трудоустройство с полным соцпакетом;

    Медицинский осмотр за счет работодателя;

    Предоставление униформы работодателем;

    Хорошая заработная плата.

Отрицательные стороны :

  • Производственные риски;
  • Физическая работа на открытом воздухе;

    Есть противопоказания (аллергия, болезни органов дыхания, заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д.).

1.2 Работа в парках прибытия

В парках прибытия поезда обрабатываются двумя бригадами в каждой бригаде по три технологические группы, каждая технологическая группа состоит из двух осмотрщиков. Руководит работой бригад старший осмотрщик вагонов.

Получив извещение о подходе поезда, осмотрщики хвостовой части, если они не заняты обработкой предыдущего поезда, выходят встречать поезд на установленные места пути приема. Осмотрщики хвостовой части, если они в момент предъявления производят осмотр текущего поезда, делают на концевой балке последнего осмотренного ими вагона разметку "стоп", дату и идут вдвоем к установленному месту для встречи предъявленного поезда с двух сторон. При встрече с ходу осмотрщики выявляют различные неисправности такие как, ползуны, навары, заклиненные колесные пары, волочащиеся детали, разрушенные буксовые узлы по характерным звукам, рессорное подвешивание тележек - по колебаниям и перемещениям кузова и т.д., а также выявляют внешние признаки, подтверждающие наличие скрытных неисправностей ходовых частей, автосцепного устройства и тормозного оборудования вагонов. При производстве маневров по соседним путям, встречу поездов с ходу производит один осмотрщик вагонов со стороны, где нет передвижений подвижного состава.

В случае обнаружения технических неисправностей осмотрщики вагонов записывают четыре последние цифры инвентарного номера вагона и примерное его расположение (голова, середина, хвост). После остановки поезда хвостовые осмотрщики вагонов передают по громкоговорящей связи оператору парка замеченные неисправности, осмотрщик вагонов головной части получает сведения от локомотивной бригады о работе тормозов, о замеченных в пути следования неисправностях вагонов, о последней станции, на которой поезд имел стоянку и продолжительность стоянки.

Полученные данные осмотрщик вагонов головной части передает оператору парка. Оператор парка, отмечает в настольном графике неисправности, выявленные с ходу, также получает информацию от оператора АСУ ПТО о вагонах, прибывших в составе этого поезда, подлежащих плановым видам ремонта (ДР, КР) и оператора АСК ПС о нахождении в составе поезда вагонов с повышенным нагревом роликовых букс и срабатывании системы УКСПС установленной на подъездных путях станции.

После отцепки локомотива от состава осмотрщик вагонов головной части докладывает оператору парка об отцепке локомотива.

Оператор парка ограждает состав с централизованного пульта, руководствуясь "Инструкцией по ограждению поездов".

Оператор парка объявляет по громкоговорящей связи о предъявлении поезда к техническому обслуживанию, указывая номер поезда, путь приема поезда, номера вагонов, с указанием стороны поезда (левая или правая) и порядкового номера оси, исчисляемых по ходу движения, имеющих показания аппаратуры ДИСК-Б или КТСМ и подлежащих плановым видам ремонта, а также неисправности выявленных при встрече с ходу. Временем прибытия поезда считается время остановки его в пределах пути, а временем начала осмотра время отцепки поездного локомотива и ограждения состава.

После ограждения поезда, обработка осмотрщиками в парке прибытия производится с пролазкой с целью выявления всех неисправностей, требующих текущего безотцепочного или отцепочного ремонтов.

Одновременно с техническим осмотром по прибытию осмотрщики вагонов производят осмотр на предмет дачи годности под погрузку порожних вагонов и груженых - под сдвоенные операции.

Осмотрщики делят состав на три части (в каждой части по два осмотрщика), двигаются в своей части вдоль вагонов, соблюдая параллельный осмотр (рисунок 1.4), и левый осмотрщик производит отпуск тормозов, путем выпуска воздуха через выпускной клапан.



Путь осмотрщиков вагонов;

1, 2, 3 – номера технологических групп.

Рисунок 1.4 – Схема обработки состава осмотрщиками в парке прибытия

Контроль технического состояния восьмиосного вагона производится с пролазкой, согласно типового технологического процесса ТК-234 – 96г., двумя осмотрщиками вагонов на 18 позициях (рисунок 1.5)

Осмотрщик-ремонтник левой стороны

Осмотрщик-ремонтник правой стороны

Рисунок 1.5 – Схема последовательности контроля технического

состояния восьмиосного вагона

На первой позиции осмотрщик вагонов осматривает котел, трафарет периодического ремонта, расцепной привод и центрирующий прибор автосцепки, корпус автосцепки, ударную розетку, концевую балку. Осмотрщик вагонов правой стороны проверяет действие механизма автосцепки на саморасцеп, расстояние от упора корпуса автосцепки до ударной розетки, разницу по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок, у свободной автосцепки производит замеры шаблоном № 873.

На второй позиции осмотрщик вагонов осматривает опору котла цистерны (листы, диафрагму) шкворневую и хребтовую балки с внутренней стороны, проверяет валик тягового хомута и его крепление, тяговый хомут, хвостовик корпуса автосцепки, поглощающий аппарат, задние и передние упоры, поддерживающую планку и состояние направляющего прибора автосцепки. Осматривает первое (правое по ходу) колесо с внутренней стороны, ступицу колеса, узел сопряжения оси со ступицей колеса, ось передней колесной пары по всей поверхности и внутреннюю сторону второго (левого) колеса, проверяет состояние надрессорной балки тележки, подпятника, концевого пятника соединительной балки и ее прилегающей части, триангель, башмаки, тормозные колодки и их подвеску на раме тележки

На третьей позиции осмотрщик-ремонтник осматривает колесо первой колесной пары с наружной стороны с проверкой толщины обода колеса, гребня, проката колеса, ползунов, выщербин, кольцевых выработок и других дефектов обода колеса, запорные механизмы, корпус буксы, проверяет ее нагрев, боковую раму тележки в зоне буксового проема, прилегающую часть боковой стены.