Сергей ястржембский фотографии. Сергей ястржембский: вне политики

Сергей Владимирович Ястржембский. Родился 4 декабря 1953 года в Москве. Российский государственный деятель, дипломат, бывший помощник Президента Российской Федерации. Кандидат исторических наук. Охотник, член Международного сафари-клуба, режиссёр-кинодокументалист.

Отец - Владимир Ястржембский, полковник, руководитель военпредства в корпорации «Миг».

Мать - лектор Центрального музея В. И. Ленина.

Имеет польские корни, его фамилия с польского переводится как «Ястребовский» (от польск. jastrząb - «ястреб»). Его род проживал в Брестском воеводстве Великого княжества Литовского. Во времена Российской империи род был признан в российском дворянстве по Гродненской губернии, с внесением в 6 часть дворянской родословной книги. Род пользуется гербом «Слеповрон».

С раннего детства проявлял способности к языкам. В школе любил гуманитарные предметы, в частности, географию и историю. Был активным комсомольцем, интересовался политикой.

После школы поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР, который окончил в 1976 году. Вместе с ним учился Алишер Усманов.

Свободно владеет английским, французским, словацким, португальским, итальянским языками.

В институтские годы Ястржембский получил доступ в спецхран библиотеки МГИМО, стал регулярно выезжать за границу по линии Комитета молодёжных организаций - структуры, плотно опекавшейся КГБ СССР. Из этих поездок, по его словам, регулярно привозил домой разнообразную политическую литературу, в том числе книги диссидентов.

В 1979 году окончил аспирантуру Института международного рабочего движения Академии наук СССР.

Член ВЛКСМ с 1966 по 1981-й. Член КПСС до 1991 года.

С 1979 по 1981 год работал младшим научным сотрудником Академии общественных наук при ЦК КПСС.

В 1981-1989 годах - старший референт, редактор-консультант, заместитель ответственного секретаря журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага, Чехословакия).

В 1989-1990 годах - старший референт международного отдела ЦК КПСС.

В 1990-1992 годах - заместитель главного редактора журнала «Мегаполис», главный редактор журнала «VIP», заместитель генерального директора Фонда социально-политических исследований.

В 1992-1996 годах - на дипломатической работе: директор Департамента информации и печати МИД России. В этот период 2-3 раза в неделю вёл пресс-конференции и брифинги с иностранными журналистами.

С 3 июня 1993 года по 13 августа 1996 года - Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Словацкой Республике.

13 августа 1996 года был назначен пресс-секретарем Президента Российской Федерации . Эту должность он занял по предложению главы президентской администрации . По словам Ястржембского, давая согласие он поставил Ельцину условие: между главой государства и его пресс-секретарём не должно быть никаких посредников, и никто не вправе диктовать пресс-секретарю, что надо публично озвучить, кроме самого президента. Это условие Ельцин соблюдал все два года его работы.

Формула, которую выработал для себя Ястржембский в работе с мировой прессой, звучала так: «Лучше информировать, чем объяснять. Лучше объяснять, чем оправдываться. Кто оправдывается - тот проиграл».

Ястржембский признавал, что в своей деятельности сообщал общественности не всю правду, «часто недоговаривал, часто лукавил», использовал эвфемизмы, фигуры речи и условные формулы; однако избегал откровенной лжи - ибо пресс-секретарь, совравший мировой прессе, перестаёт для неё существовать как авторитетный источник информации и остаётся лишь должностным лицом.

Важным в своей профессии пресс-секретаря Ястржембский считал не только знать настроение и позицию шефа, но и самому разбираться в тонкостях текущего политического момента.

С 28 марта 1997 года занимал пост заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретаря Президента Российской Федерации. В этом качестве работал до 12 сентября 1998 года.

В сентябре 1998 года, после того как Госдума вторично не утвердила на пост председателя правительства РФ , Ястржембский в числе нескольких единомышленников обратился с письмом к президенту Ельцину рассмотреть ещё ряд кандидатур, среди которых, в частности, были: Примаков (которого в итоге и выбрал Ельцин), Вяхирев, Лужков. Присутствие в списке кандидатов Лужкова вызвало раздражение главы кремлёвской администрации и зятя Ельцина Юмашева, который расценил письмо как лоббирование интересов мэра Москвы. Вследствие чего все авторы альтернативного списка, в том числе и Ястржембский, вскоре лишились своих постов в окружении Ельцина.

За эффектную внешность и неравнодушие к прекрасному полу во времена его работы с Борисом Ельцином Ястржембский получил от журналистов прозвище «Ястреб женский» .

Запомнился рядом высказываний, ставших крылатыми, а некоторые - предметом шуток и насмешек.

Цитаты Сергея Ястржембского:

«Президент работает с документами...»

«Президент проходит диспансерное обследование, работает, а рукопожатие у него крепкое».

«Уже последовали неопровержимые опровержения».

«В нашем нелегком деле очень важно умение держать паузу. Пока вы ее держите, приказ, который был вам дан, может быть отменен».

«Я в режиме «если» не работаю».

«Состояние здоровья российского общества дошло до критической черты...».

«Мэр Москвы обладает многими выдающимися качествами. Не хотелось бы говорить об этом за глаза».

«Здесь все неправда - от первого слова до второго».

«Организаторы мероприятия подставили и себя, и других людей под действия сил охраны правопорядка. Это сделано для того, чтобы на несколько дней оказаться на первых страницах европейских СМИ».

«На два последних вопроса не отвечаю. По третьему вопросу - не знаю».

«Очень часто то, что говорит президент, воспринимается абсолютно буквально... Нужно относиться к этому, повторяю, хотя бы с небольшой долей юмора».

«Несколько раз мне пришлось прокомментировать лаконичные, образные импровизации президента».

Задержка российских воздушно-десантной дивизии на территории Айзербайджана объясняется тем, что дивизия просто задержалась в Айзербайджане».

«Вряд ли вообще уместно говорить применительно к событиям того времени, используя термин «оккупация». Если оставаться на почве применения этого термина в международном праве и исходя из фактов истории, невозможно не сделать вывод, что об оккупации не может идти речь. Ввод войск осуществлялся на основании договоренностей и с ясно выраженного согласия существовавших тогда в республиках правительств и властей, как бы к ним ни относились сегодня. СССР не находился в состоянии войны и не вел боевых действий на территории трех балтийских государств, поэтому о слове «оккупация» нельзя вести речь... Чрезмерное педалирование темы расхождений в исторических оценках прошлого на сегодняшний день показало всю свою неактуальность».

«Уверен на 100 % и даже больше, что если бы я с самого начала подписывал работы своим именем, то люди оценивали бы не фотографии, а то, что их сделал именно публичный человек. Лишь когда стало понятно, что мои снимки вызывают интерес, более того их покупают известные коллекционеры, то я решил снять маску».

После отставки отправился в отпуск - на охоту в Африку. После возвращения из отпуска получил высокий пост в правительстве Москвы. В 1998-2000 годах - заместитель премьера Правительства Москвы.

С 20 января 2000 года - помощник Президента Российской Федерации . Ястржембский создал и руководил управлением по чрезвычайным информационным ситуациям (освещало, в частности, катастрофу подводной лодки «Курск», террористический акт на Дубровке).

С 2000 по 2004 года озвучивал официальную позицию Российской Федерации по контртеррористической операции в Чечне.

В 2001 году Ястржембский был с визитом в США, где вёл переговоры с советником президента США по национальной безопасности о создании российско-американского информационного центра по борьбе с международным терроризмом, однако не встретил поддержки американской стороны.

В период 30 марта 2004 - 13 мая 2008 был помощником Президента Российской Федерации Путина, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом.

В мае 2008 года вступал в должность новый президент , в команде которого Ястржембский себя не видел и от его предложений отказался.

Этот переходный момент Сергей Владимирович счёл оптимальным для завершения карьеры. Ко дню принятия решения об уходе в отставку для Ястржембского представляла профессиональный интерес лишь одна дипломатическая должность - постоянного представителя России при ООН, однако её занимал его закадычный друг , и Ястржембский даже не стал поднимать вопрос об этом назначении перед Путиным.

В 2009 году основал кинокомпанию «Ястреб-Фильм». Под псевдонимом устроил несколько фотовыставок на охотничьи сюжеты.

В 2010 году Ястржембский дебютировал как режиссёр-документалист и снял документальный фильм «Священный огонь Химба», с которым был номинирован на премию «Золотой орёл».

В дальнейшем снял серию впечатляющих фильмов об охоте, многие из которых были удостоены международных призов.

В 2011 году - ведущий программы «Магия приключений» на телеканале «Моя планета».

В 2014 году получил кинопремию «Золотой орёл» в номинации лучший неигровой фильм - за фильм «Африка: Кровь и красота».

В 2017 году получил премию «Золотой орёл» за лучший неигровой фильм - за фильм «Кровавые бивни».

Сергей Ястржембский в программе Познер

Рост Сергея Ястржембского: 190 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Ястржембского:

Дважды был женат.

Первая жена - Татьяна Викторовна (в девичестве Бичель), по образованию филолог, генеральный директор центра современной медицины «Медикор», сотрудник Благотворительного фонда «Система», основанного Владимиром Евтушенковым.

Вместе прожили 20 лет. В браке родились двое сыновей - Владимир и Станислав. Сыновья - выпускники МГИМО.

Вторая жена - Анастасия Валерьевна Сировская (1973 г.р.), дочь известного переводчика Валерия Сировского, специалист в области истории искусств и архитектуры, сотрудница общественной организации «Политический консультативный центр». Она моложе его на 20 лет. Познакомились в 1998 году в Африке, где Сергей охотился, а Анастасия отдыхала в компании друзей. Поженились в феврале 2004 года.

Главными качествами мужчины Сергей считает порядочность и верность данному слову, а главным качеством женщины - интуицию. К своим главным жизненным достижениям Ястржембский причислил сыновей, семью и самореализацию.

Сергей Ястржембский занимается теннисом и катается на горных лыжах.

Является болельщиком футбольного клуба ЦСКА.

Увлекается трофейной охотой. Является членом Международного сафари-клуба (Safari Club International) и одним из самых активных трофейных охотников России.

По данным ООО «ОК-САФАРИ», Ястржембский добыл более полусотни крупных животных, зарегистрированных в Книге рекордов Международного сафари-клуба.

Входит в список лиц, награждённых за добычу «Большой африканской пятёрки». Также получил от клуба звание «Охотник 2002 года» за то, что в этот период «ему удалось добыть 28 трофеев».

Критиковал неэффективную, по его мнению, систему легальной охоты в России. Вследствие чего охотиться по лицензиям в страну в год приезжают в среднем 540 иностранцев - в то время как в ЮАР около 10 тысяч. В США налоговые поступления от охоты составляют 12 млрд долларов ежегодно, отмечал Ястржембский. Легальная же охота в РФ приносит госбюджету только 16 млрд рублей ежегодного дохода, браконьерская - 18 млрд рублей убытка.

Фильмография Сергея Ястржембского:

2002 - Война
2009 - Вне времени
2010 - Священный огонь Химба
2012 - Африка: Кровь и красота
2012 - Одержимый вуду
2012 - Заклинатели смерти
2013 - Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или Русские староверы
2014 - Волкодав
2014 - Люди-олени
2016 - Кровавые бивни
2017 - Untitled Elephants & Illegal Ivory Trade Project

Библиография Сергея Ястржембского:

1984 - Португальская компартия в борьбе за демократию и социальный прогресс (в соавторстве с В. А. Кольчик)
1986 - Защита мира - превыше всего!
1989 - Португалия. Трудные годы национального возрождения
1991 - Социал-демократия в современном мире


РАБОТАЛ В ЖУРНАЛАХ «ПРОБЛЕМЫ МИРА И СОЦИАЛИЗМА», «MEGAPOLIS», «VIP», ВОЗГЛАВЛЯЛ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ МОСКОВСКОЙ ТЕЛЕКОМПАНИИ ТВЦ. БЫЛ ПОСЛОМ РОССИИ В СЛОВАКИИ, ПРЕСС-СЕКРЕТАРЕМ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б.Н.ЕЛЬЦИНА, ЗАМЕСТИТЕЛЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

С 2000 ПО 2008 ГОДА - ПОМОЩНИК ПРЕЗИДЕНТА РФ В.В.ПУТИНА, СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОССИИ ПО ВЗАИМОСВЯЗЯМ С ЕС.

УВЛЕКАЕТСЯ ФОТОГРАФИЕЙ 20 ЛЕТ. ЛЮБИМЫЕ ЖАНРЫ - ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ И АРХИТЕКТУРА.
УЧАСТВОВАЛ В РЯДЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЫСТАВОК. В ТОМ ЧИСЛЕ: «ПРОБА №50» (МОСКВА, 2003); В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ, БРЮССЕЛЕ И АНТВЕРПЕНЕ, ИРКУТСКЕ, БАНГКОКЕ (2004); РИМЕ, БРАТИСЛАВЕ И БРЮССЕЛЕ (2005).

РАБОТЫ С.ЯСТРЖЕМБСКОГО НАХОДЯТСЯ В КОЛЛЕКЦЯХ МОСКОВСКОГО ДОМА ФОТОГРАФИИ, ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ, ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТЕННОГО МУЗЕЯ, МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СЛОВАКИИ, СОБРАНИЯХ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ РОССИИ, БЕЛЬГИИ, ИТАЛИИ И ФРАНЦИИ.

ПУБЛИКОВАЛ СВОИ СНИМКИ В ЖУРНАЛАХ «ФОТОДЕЛО», «ТРЕТЬЯКОВ¬СКАЯ ГАЛЕРЕЯ», «ПРОФИЛЬ», «ДИПЛОМАТ», «ОГОНЕК», «ЭКСПЕРТ», «ДИСКОНТ», «САФАРИ», ГАЗЕТАХ «ИЗВЕСТИЯ», «КОММЕРСАНТ», «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА», «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА». АВТОР ФОТОАЛЬБОМОВ «КРЕМЛЬ НЕИЗВЕСТНЫЙ - ИЗВЕСТНЫЙ» (2005), "IL CREMLINO CONOSCIUTO E QUELLO SCONOSCIUTO" (2006), "КРЕМЛЬ" (2007).

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ:

2003 "ПРОБА № 50". МОСКВА

2004 "РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ", (В РАМКАХ МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ). МОСКВА

2004 "ФОТОБИЕННАЛЕ-2004". МОСКВА

2004 «ТРИАЛОГ». ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО, ЛЬВА МЕЛИХОВА, ВАЛЕРИЯ СИРОВСКОГО. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

2004 «РУССКИЙ ТРИАЛОГ». ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО, ЛЬВА МЕЛИХОВА, ВАЛЕРИЯ СИРОВСКОГО. РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ И НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИИ, БРЮССЕЛЬ, БЕЛЬГИЯ

2004 "ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ...". ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕ¬НИЙ ЛЬВА МЕЛИХОВА, ИГОРЯ ШИРШКОВА, СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО. ИРКУТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, ИРКУТСК (КАТАЛОГ)

2004-2005 ЛАУРЕАТ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ ФОТОРЕПОРТАЖ О МОСКВЕ, ОРГАНИЗОВАННОГО МУЗЕЕМ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

2005 «SPAZI RUSSI (ПРОСТРАНСТВА РОССИИ)». ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЬВА МЕЛИХОВА, ВАЛЕРИЯ СИРОВ СКОГО, СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО. МУЗЕЙ Х.К. АНДЕРСЕНА, РИМ, ИТАЛИЯ (КАТАЛОГ)

2005 «РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА ЕВРОПУ». ВЫСТАВКА ПРОИЗ¬ВЕДЕНИЙ ЛЬВА МЕЛИХОВА, ВАЛЕРИЯ СИРОВСКОГО, СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ЕВРОПАЛИЯ - РОССИЯ», ОРГАНИЗОВАННОГО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «ЕВРОПАЛИЯ».
БИБЛИОТЕКА «СОЛЬВЕЙ», БРЮССЕЛЬ, БЕЛЬГИЯ (КАТАЛОГ)

2005 «РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА ЕВРОПУ». ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЬВА МЕЛИХОВА, ВАЛЕРИЯ СИРОВСКОГО, СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ЕВРОПАЛИЯ - РОССИЯ», ОРГАНИЗОВАННОГО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «ЕВРОПАЛИЯ».
ЦЕНТР ИСКУССТВ РУЖ-КЛУАТЕР, БРЮССЕЛЬ, БЕЛЬГИЯ (КАТАЛОГ)

2006 «ВСТРЕЧА С АЗИЕЙ». МУЗЕЙ ЩУСЕВА, МОСКВА

2007 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», ЕРЕВАН, АРМЕНИЯ

2006 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», КАРЛСРУЭ, ГЕРМАНИЯ

2006 «РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА ЕВРОПУ» (МОСКВА, В РАМКАХ МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ «ФОТОБИЕННАЛЕ-2006»; РИГА, ЛАТВИЯ)

2006 «ВПЕЧАТЛЕНИЯ. ВАЛААМ». ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ НА СОЛЯНКЕ. МОСКВА

2006 «ВЕНЕЦИАНСКИЙ ТРИАЛОГ». ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЬВА МЕЛИХОВА, ВАЛЕРИЯ СИРОВСКОГО, СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО. ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «НОВЫЙ МАНЕЖ», МОСКВА (КАТАЛОГ)

2006 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», АСТАНА, КАЗАХСТАН

2006 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», СОФИЯ, БОЛГАРИЯ

2006 «БРАТИСЛАВСКИЙ ДИАЛОГ». СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ-ЛЕВ МЕЛИХОВ.БРАТИСЛАВА, СЛОВАКИЯ(АЛЬБОМ)

2006 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», ШТУДГАРТ, ГЕРМАНИЯ

2006 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ

2006 «ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН...». СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ -ЛЕВ МЕЛИХОВ. СТОЛИЧНЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДА ПЕКИНА, КИТАЙ (КАТАЛОГ)

2007 «ТЕАТР ТЕНЕЙ» (В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ
«МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ-2007»). МОСКВА

2007 «АФРИКА НА ТРОИХ». С.ЯСТРЕМБСКИЙ, Н.ЯСТРЖЕМЕСКАЯ, Л.МЕЛИХОВ. НОВЫЙ МАНЕЖ

2007 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ПРО САХАЛИН». ЮЖНО-САХАЛИНСК. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ. С.ЯСТРЖЕМБСКИЙ, Л.МЕЛИХОВ, Ф.ЧИТО (ИТАЛИЯ), Д.ФОРАБОСКИ (ИТАЛИЯ) (АЛЬБОМ)

2007 «ЕВРОПА ГЛАЗАМИ РУССКИХ». ЛИССАБОН, ПОРТУГАЛИЯ (КАТАЛОГ)

2007 «ДНИ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ», ДЮССЕЛЬДОРФ, ГЕРМАНИЯ

2007 «ЭЛЕГИЯ ВОДЫ». СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ, ЛЕВ МЕЛИХОВ. ВЕНЕЦИЯ, ИТАЛИЯ (КАТАЛОГ)

2008 «ТОСКАНА»
(МОСКВА, В РАМКАХ МОСКОВСКОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ
«ФОТОБИЕННАЛЕ-2008»)

2008 «ВИЗА В РОССИЮ». ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ

2008 «ВАЛААМ». ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА «ЭКСПО-2008». САРАГОСА. ИСПАНИЯ

2008 "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ДИАЛОГ". С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ, Л. МЕЛИХОВ. ХАНТЫ-МАНСИЙСК (КАТАЛОГ)

Да живем понемножечку, потихонечку. Прежде всего, живем фильмами. За десять лет моя студия сделала больше 60 фильмов. За небольшим исключением все они были куплены десятью российскими телеканалами. Вот RTVI не покупал, можете купить, я предлагаю.

Показываем их на кинофестивалях. За эти годы фильм получили 20 наград на различных кинофестивалях. Дважды получали премию «Золотой орел» за лучший документальный фильм года. Это наши, так скажем, цифровые показатели этого успеха. Сейчас мы начали снимать большой фильм «Надежды выстрел». Это фильм об охоте без выстрела, хотя название «Надежды выстрел». Мы идем против тренда, против радикальных зеленых настроений, которые буквально захватили мир, против охоты. Я хочу доказать, что без цивилизованной и рациональной охоты невозможно сохранить дикую природу и биоразнообразие. Собственно говоря, это посыл фильма. Съемки будут где-то в десяти странах, где охота существует как очень прибыльная отрасль национальной экономики, где охота дает огромное количество рабочих мест. Это большие налоги, при этом ее разнообразие только растет.

Фотография:

Юрий Белят / RTVI


Именно на этом парадоксе построен фильм. Он будет не для охотников. Не надо убеждать охотников, что они сохраняют природу. А вот не охотникам это надо рассказывать. Парадокс состоит в том, что все в жизни имеет свою цену. Люди относятся к животным совершенно по-другому, если они знают, что это не просто бесплатное мясо, которое ходит по лесу или саванне. Это не только конкурент в Африке в борьбе за воду и пастбище, но это материальная ценность.

Как только они понимают, что это материальная ценность и что есть в мире люди, которые приезжают для того, чтобы добывать зверя, они моментально приходят к осознанию, что лучше оставить зверей живыми и не браконьерствовать. Везде, где существует трофейная охота, существует правило рациональной охоты, основанное на разных оценках статистики количества зверя и квоты, которая позволяет брать из той или иной популяции. Везде идет прирост дичи. Как только закрывают охоту, моментальное идет вверх кривая браконьерства. Просто поразительно, тем не менее это факт.

Охота все-таки бывает разная. Недавно вы публиковали кадры, как охотится один из российских губернаторов, по-моему, Иркутской области. Когда зимой его подвозят к берлоге, он стреляет в упор в спящего медведя. Неужели это охота?

Фотография:

Юрий Белят / RTVI


Охота действительно бывает разной. Есть промысловая, трофейная, о которой я говорил. Есть охота малых коренных народов, которым это нужно, чтобы получить дополнительное мясо, витамины. О чем вы говорите - вопрос этики. Я категорически против зимних охот на берлоги. Я считаю, что в стране такая охота должна быть запрещена. У нас практически не осталось специалистов, которые могут на слух определить пол медведя, находящегося в берлоге. Раньше были специалисты, которые по дыханию определяли, кто находится в берлоге: самка, или самец, или медвежата вместе с самкой.

Сейчас давно произошла коммерциализация этих охот, когда люди продают места, где находятся в берлогах медведи. Принцип рациональной охоты, который проповедуют трофейные охотники, - это запрет стрелять в самок и молодняк. Мы стремимся охотиться только на очень взрослых самцов, которые, как правило, выходят из репродуктивного возраста. Есть такая формулировка.

Талантливый человек Ястржембский Сергей Владимирович, политик, дипломат, кинорежиссер, удивляет крутыми виражами своей биографии и умением жить и работать с полной отдачей и в свое удовольствие. Расскажем о том, как складывался его профессиональный и личный путь, как он из сфер верховной власти пришел в творческий мир кино и чем занимается сегодня.

Детство и семья

Родился Ястржембский Сергей Владимирович в Москве 4 декабря 1953 года. Его отец был кадровым военным, полковником, руководил военным представительством в авиастроительной компании «МиГ», вместе с мамой Сергея читал лекции в Центральном музее им. В. Ленина. По происхождению Ястржембские ведут свой род от белорусских шляхтичей, проживавших в Брестском воеводстве. Предок Сергея Владимировича проживал в Гродно и был признан российским дворянином, о чем свидетельствует запись в дворянской родословной книге. В примерном переводе с польского родовая фамилия значит «Ястребовские».

С раннего детства Сергей демонстрировал гуманитарные наклонности. Он любил иностранные языки, географию и историю. У семьи была дача на Истре, где мальчик проводил очень много времени. В старших классах Ястржембский был комсомольским активистом, проводил в классе минутки политинформации. Его отец слушал западные радиостанции, но сына жестко ругал за рассказанные политические анекдоты. С ранних лет Сергей понял серьезное значение официальной информации и статуса.

Образование

По окончании школы Ястржембский Сергей Владимирович поступает в престижнейший российский вуз, в МГИМО, на факультет международного права. Еще в институтские годы он выделялся на фоне однокурсников, среди которых был ныне богатейший предприниматель ректор МГИМО Анатолий Торкунов, крупный чиновник Сергей Приходько. Ястржембский смог в годы учебы получить доступ в специальное хранилище институтской библиотеки, где можно было прочесть книги, не доступные широкой публике. Также уже во время учебы он стал регулярно выезжать за рубеж, что было почти небывалым делом по тем временам. Ему в этом помог Комитет молодежных организаций, негласно тесно сотрудничавший с КГБ. Несмотря на это, из-за границы Ястржембский умудрялся привозить запрещенную литературу, в том числе благодаря ему в Москву попала книга диссидента Андрея Амальрика. В студенческие годы Сергей работал лектором по линии политпросвещения. Это позволило ему объехать всю страну и отточить навыки публичных выступлений, которые в будущем ему очень пригодились. При этом Ястржембский отлично учился и в 1976 году окончил МГИМО с красным дипломом. Но в родном вузе в аспирантуру поступить не смог, так как отказался от распределения в МИД. Поэтому Сергей поступил в аспирантуру Института международного рабочего движения, где быстро написал кандидатскую диссертацию по Португалии.

Начало пути

По окончании аспирантуры Ястржембский Сергей Владимирович пришел работать в Академию общественных наук на должность Но дальше наукой он заниматься не хотел, ему мечталось о живой работе «в поле», т.е. за границей. Поэтому он с радостью принял предложение поработать в Праге. Здесь он занимал должность референта, заместителя ответственного секретаря журнала «Проблемы мира и социализма». В Чехии он прослужил 7 лет, за это время его коммунистическое мировоззрение сильно пошатнулось. Да и времена способствовали свободным взглядам.

Дипломатическая деятельность

В 1989 году Ястржембский возвращается в Москву и поступает на службу в международный отдел ЦК КПСС на должность старшего референта. Это было очередной карьерной ступенью. Следующий шаг - это уже работа в посольствах. Но жизнь внесла свои коррективы в планы будущего дипломата. Партия доживала последние дни, система начала рушиться, и Ястржембский перешел на работу в журнал «Мегаполис», потом еще работал в журнале VIP, в Фонде социально-политических исследований, в Департаменте информации и печати в МИДе. Но весь этот калейдоскоп был лишь поиском, эти два года он искал возможность вернуться на дипломатическую стезю. И когда освободилось место посла в Бразилии, он начал собирать вещи для переезда. Но давний приятель по Чехословакии Александр Удальцов отговорил его, рассказав о том, что скоро откроется возможность поехать в новую страну. Так в 1993 году появился чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Словакии - Сергей Ястржембский. В этом статусе он проработал 3 года, в этот период он организовывал официальный визит в страну Президента РФ Б.Н. Ельцина, и это стало для него следующей ступенью в карьере.

Работа в Кремле

В 1996 году вновь избранный Президент Ельцин формировал свою команду, А. Чубайс предложил на должность пресс-секретаря нового человека - Ястржембского. Борис Николаевич его запомнил по Словакии и дал свое согласие на назначение. Два года Сергей Владимирович работал с Ельциным. Это было очень непростое время, Президент болел, допускал ошибки, которые нужно было нивелировать, сглаживать. Ястржембский делал это профессионально и достойно. После дефолта 1998 года происходит частичная смена президентской команды и пресс-секретарь получает отставку.

Но бывший помощник Президента Российской Федерации не был исключен из свиты первого лица. Он лишь на некоторое время ушел в тень, на некоторое время он перешел в Правительство Москвы, к

После прихода в Кремль Владимира Путина Ястржембский вновь возвращается в высшие эшелоны власти. Он создает и возглавляет Управление по чрезвычайным информационным ситуациям. На его долю пришлось освещение таких ЧП, как трагедия с «Курском», захват террористами «Норд-Оста». Также он работал на переговорах с американцами по вопросам борьбы с международным терроризмом. После выборов Президента в 2004 году Ястржембский становится помощником Президента РФ и представителем РФ в переговорах по развитию отношений с Евросоюзом. В 2008 году кресло Президента РФ занял Д. Медведев, в его команде Ястржембский себя не видел. А других привлекательных должностей он для себя не видел. Единственное место, где он хотел бы работать, - это ООН, но представителем там работал В. Чуркин, близкий друг Сергея. Поэтому об этом он и речи с Путиным заводить не стал. Он принял для себя сильное решение и просто ушел со всех должностей в никуда.

Трофейная охота

Со времен службы в Словакии Сергей Ястржембский был страстным охотником. Это хобби позволяло ему отвлечься от проблем повседневности, испытать азарт и удовольствие от трофеев. В самые трудные времена он всегда отправлялся на сафари. Так после отставки в 1998 году он отправился в Африку, где познакомился со своей второй женой. И в 2008 году, уйдя со всех постов, он тоже занялся охотой. Но теперь он мог сделать хобби главным делом своей жизни. В охоте Ястржембский очень успешен. На его счету около 300 крупных животных, его трофеи вписаны в книгу международного сафари-клуба. Он входит в число лиц, получивших трофеи «Большой африканской пятерки»: буйвола, слона, носорога, льва и гепарда. Такая охота - дело обеспеченных и сильных людей. Как член международного сафари-клуба Ястржембский участвует в больших охотах по всему свету. Начав с африканского сафари, побывал на охоте на всех континентах. Лучшей своей охотой он называет поход на медведя на Камчатке. Сергей Владимирович - активный сторонник реформирования практики охоты в России, которая сейчас проходит совершенно варварскими методами.

Кино

Кроме охоты, Ястржембский увлекался фото- и видеосъемкой, 20 лет он снимает животных и охотников, любит аэросъемку. И он решил объединить два своих любимых дела. И в 2009 году он открывает киностудию «Ястреб-фильм», которая специализируется на съемке документальных фильмов о животных и охоте, этнических культурах. Он задумал и снял цикл «Вне времени». Сериал посвящен исчезающим культурам Африки, автор ставил перед собой цель создать своеобразную Красную книгу черного континента. Ястржембский снимает кино, цель которого обратить внимание на истребление природы, животных, своеобразных культур.

Фильмография

На счету Ястржембского более 60 кинопроектов, сейчас он работает над новой лентой. Выделяются в его наследии фильм «Кровавые бивни» о варварских методах охоты на слонов в Африке, ленты о русских староверах, о сибирских шаманах, телепроект «Магия приключений».

Африка

В жизни Ястржембского Африка занимает очень важную часть. Он много лет ездит сюда на охоту, обожает африканскую природу, знает много интересного о местной жизни, даже с женой он познакомился здесь. Результатом его увлеченности этим континентом стал фильм «Африка: кровь и красота». В нем Ястржембский рассказывает о традициях и специфике быта коренных племен этой части света. Фильм стал итогом многолетних экспедиций и съемок. А «Вне времени», сериал из 8 частей, показывает особенности культуры исчезающих африканских народов. Тема, интересующая Сергея Владимировича, - это редкие и малые народы.

Награды

За свою государственную службу Сергей Ястржембский получил немало наград: медали, благодарности Президента РФ, орден «За заслуги перед Отечеством», французский Орден Почетного легиона.

Как режиссер-кинодокументалист Сергей Владимирович заслужил несколько престижных премий: дважды удостаивался «Золотого орла», обладатель международных премий и призов.

Личная жизнь

Ястржембский Сергей Владимирович, личная жизнь которого всегда была бурной, женат второй раз. Первая жена Татьяна Викторовна по образованию филолог, переводчик, работала вместе с мужем в Чехословакии. Позже работала директором медицинского центра «Медикор», сотрудничала с благотворительным фондом «Система». Этот брак продлился 20 лет, в нем выросло двое сыновей, Владимир и Станислав, оба пошли по стопам отца и окончили МГИМО. Старший сын после окончания престижного вуза решил стать диджеем, а младший работает юристом.

Второй женой стала Анастасия Сировская, дочь переводчика Валерия Сировского. Она познакомилась с Ястржембским в 1998 году в Африке, где он охотился, а она отдыхала. Супруги, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, имеют много общих интересов, в первую очередь это любовь к Африке. В браке родилось двое детей, сын Милан и дочь Анисья.

Несмотря на многочисленные поездки, Ястржембский много времени проводит с детьми, еще он не представляет свою жизнь без футбола, интернета, новостей, друзей. Он владеет пятью языками, что очень помогает в путешествиях. У бывшего дипломата вышло несколько книг, часть о политике, а часть о путешествиях. На его счету несколько фотовыставок. Когда его спрашивают, хочет ли он вернуться в политику, он отвечает, что там он уже достиг потолка и ему не интересно. Теперь у него новая счастливая жизнь.

12 марта в фонде культуры «Екатерина» открывается выставка «Впечатления. Impressions…», на которой можно будет увидеть работы Сергея Ястржембского, сделанные в технике аэрофотосъемки





Фонд культуры «Екатерина», Московский дом фотографии и национальный фотоархив «ГеоФото» представляют выставку фотографий Сергея Ястржембского «Впечатления. Impressions…». Она откроется 12 марта в фонде культуры «Екатерина» (Кузнецкий мост, 21/5, подъезд № 8) и продлится до 5 апреля. На ней впервые будет показано около 200 уникальных снимков, созданных за последние три года известным российским политиком.

Чуть меньше года Сергей Ястржембский оставил посты помощника президента РФ и спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с ЕС, чтобы полностью посвятить себя любимому делу - фотографии. 20-летнее хобби Ястржембского сегодня стало смыслом его жизни. На выставке в Фонде культуры «Екатерина» будут представлены три серии фотографий большого формата, созданные Сергеем Ястржембским в последние годы. Все снимки, вошедшие в экспозицию, объединяет «техника съемки» - они созданы на высоте нескольких сотен метров над Землей.

Во вступительном слове к каталогу Сергей Ястржембский написал: «Сейчас уже трудно припомнить, когда именно я “подсел” на аэрофотосъемку. Может, все началось с крыш Московского Кремля и колокольни Ивана Великого, с высоты которых знакомые с детства дворцы и соборы выглядят совершенно иначе, радуя глаз новизной ракурсов и неразличимых с земли деталей. А может, запала в душу боготворимая мною Тоскана, чьи портреты с небес я впервые сделал из корзины воздушного шара».

Выставка состоит из двух разделов: «Тоскана» (снимки разместятся на первом этаже Фонда) и «Аэроимпрессионизм» (три зала второго этажа). Каждый из залов «Аэроимпрессионизма» - это отдельная тема: Африка, Европа и Сибирь, показанная с тех точек и ракурсов, которые были доступны, пожалуй, только Сергею Ястржембскому.

Куратор выставки, директор музея «Московский Дом фотографии» Ольга Свиблова рассказывает: «Сергея Ястржембского в аэрофотосъемке прежде всего интересует визуальная структура, абстрактные композиции, в построении, фактуре и цветовой гамме которых раскрываются различия между разными континентами и странами, определяемые не только природными условиями, но и воздействием на них человеческой цивилизации. Фотографии Ястржембского проявляют объективный характер умозрительных построений русского авангарда. Его Африка брутальна и по композиции, и по цвету. Его Европа живописна, и более импрессионистична. Эти серии интересны сами по себе, но еще интереснее в сравнении одна с другой».

Посетители выставки получат уникальную возможность сравнить страны и континенты, запечатленные с высоты птичьего полета, и насладиться, можно сказать, идеальным сочетанием композиции, фактуры и цвета, созданных природой, увиденных и умело сфотографированных Сергеем Ястржембским.

Сергей Ястржембский о своем увлечении фотографией

Мое увлечение фотографией не было вызвано каким-то особым побудительным мотивом. Наверное, это началось так же, как и у всех (или у многих) любителей фотографии, - когда появляется желание фиксировать моменты вашей жизни на фотопленку и самое интересное и памятное сохранить как можно дольше.

Скорее всего, начало было положено первой моей загранкомандировкой, которая началась в 1981 году, когда я уехал в Прагу работать в журнале «Проблемы мира социализма». В Праге, одном из красивейших городов мира, у меня появилось желание обзавестись фотоаппаратом. Мой первый фотоаппарат был какой-то японской «мыльницей». Какой была первая фотография, я, конечно, не помню. Но основными сюжетами моей любительской съемки была семья, многочисленные поездки по Чехословакии или туристические походы по Праге.

Как давно Вы занимаетесь фотографией?

Пожалуй, можно говорить, что я занимаюсь фотографией более 20 лет, но серьезно занялся постижением культуры фотографии, осваивая специальную литературу, посещая фотовыставки и изучая фотоальбомы, лет пять-шесть назад. Именно тогда у меня появилось желание получить профессиональные навыки фотографа. Думаю, что стимулом послужили мои поездки в Африку - сначала в качестве охотника. В какой-то момент я осознал, что хочу не только добиваться результатов на охоте, но и делать фотографии удивительных, красивейших мест - профессиональной пленочной фотокамерой. И я приобрел Canon. Через какое-то время у меня накопился определенный материал, которым, как я считал в то время, можно было гордиться. И когда я созрел для того, чтобы заниматься фотографией максимально серьезно (не могу сказать - профессионально, поскольку в тот период я находился на государственной службе), через друзей вышел на знаменитого фотохудожника Льва Мелихова. И когда я показал ему свои африканские фотоснимки, он посмотрел, ничего не стал разбирать по косточкам, а просто сказал: «Ну что ж, давай попробуем»… из чего я понял, что не все так безнадежно и за что-то он «уцепился» своим профессионально острым взглядом.

Изменилось ли Ваше отношение к фотографии за последнее время?

Отношение к тому, что я делаю, изменилось безусловно. Если раньше охота была на первом плане, а фотосъемкой я занимался как «побочным продуктом» - от случая к случаю, то в последние пять-шесть лет она уже стала для меня совершенно самостоятельным, требующим особого внимания и особых навыков делом. Я организовываю для себя специальные фотосессии, выезжая для этой цели специально в другие города или страны, снимая с вертолетов или небольших самолетов - благодаря чему накопился материал для только что вышедшего альбома «Аэроимпрессионизм»… То есть я стал отдавать фотографии должное, для того чтобы добиться максимально высокого качества и приемлемого результата. Поэтому, конечно, мое отношение к фотографии изменилось радикально и стало гораздо более серьезным и ответственным.

Наконец, у меня появились свои любимые жанры. Раньше мне было трудно определиться: что меня больше всего привлекает? Я снимал пейзажи - и городские, и природные; фотографировал с воздуха и даже в стиле папарацци, если хотите: в восточных, особенно арабских странах, где люди не любят, когда их фотографируют, связывая с этим свои мистические представления о перемещении душ. Пробовал макрофотографию, черно-белую и цветную… В итоге все сложилось так, что наиболее удачным жанром, где я лучше всего себя чувствую, а результаты наиболее зримы и ощутимы, стала аэрофотосъемка.

Кто Ваши любимые фотографы?

Любимые фотографы? Что касается России, то, конечно же, назову прежде всего Льва Мелихова - не только потому, что он мой «фотогуру» и учитель, а потому, что он действительно выдающийся фотограф, который успешно работает и в жанре фотопортрета, причем психологического, и прекрасно ориентируется в других жанрах - для него не существует никаких секретов и границ в этой профессии. И если он в хорошей форме и нацелен на результат, его фотосъемка всегда запоминается.

Что касается зарубежных авторов и фотографов - тут можно назвать несколько крупных мастеров, чей стиль фотографирования поистине уникален. Они не просто производят на меня сильное впечатление своими работами; некоторые из них дали дополнительный стимул в моем развитии как фотографа. Прежде всего это очень глубокий, пронзительно острый бразильский фотограф Себастьян Сальгадо. Его серия, посвященная, скажем, золотоискателям на рудниках в Бразилии, или репортажные съемки о катаклизмах Черной Африки поражают воображение. Каждая фотография - это фактически целая драма, а иногда и трагедия. Совершенно из другой сферы - великолепный итальянский фотохудожник и друг нашей семьи Массимо Листри, один из лучших фотографов мира по интерьерам, автор многочисленных альбомов, публикаций во всех ведущих дизайнерских и архитектурных журналах, человек, который снял лучшие дворцы и дома Италии, Франции, Марокко, Камбоджи и других стран.

Назову еще трех авторов. Два из них специализируются на фотосъемке в Африке. Там я провожу достаточно много времени и тоже пленен этим континентом и той фотонатурой, с которой там сталкиваешься. Один из них - немец Микаэль Полица, другой - южноафриканский фотограф Стив Блум. Их великолепные альбомы, посвященные Африке, являются для меня, по сути, настольной книгой. Ну и, наконец, еще один фотограф - Ян Артур-Бертран, француз, один из лучших, если не сказать лучший мастер аэрофотосъемки. Пожалуй, этими именами я и ограничусь.

Считаете ли Вы свои фотографии современным искусством? Почему?

В том, что фотография является искусством, у меня нет никаких сомнений. Внутри современной фотографии существует масса самостоятельных направлений, скажем, Дортмундская школа… огромное количество фотохудожников и мастеров, которые создали свои школы и действительно подняли фотографию до уровня художественного произведения. И неслучайно эти фотографии получают соответствующую оценку и на арт-рынке; многие из них успешно продаются в галереях и на аукционах, проводимых крупнейшими аукционными домами мира.

Являются ли мои фотографии современным искусством - уже не мне судить, а тем людям, для которых я фотографирую, а оценивать себя считаю неправильным.

Какое искусство сейчас актуально?

Я не являюсь профессиональным искусствоведом, хотя, естественно, слежу за современными тенденциями в мире искусства. Посещаю выставки - не только фотографии, но и других видов искусства, стараюсь не пропускать музыкальные премьеры. Думаю, любое искусством можно смело считать современным, если оно находит отклик у современников, задевает их, будоражит их воображение, заставляет пропускать увиденное через себя.

Расскажите, пожалуйста, о выборе мест для съемки.

Как я уже говорил, многие фотосессии проходили параллельно с охотой. Фотосумка, которая, кстати, весит около 12 кг, постоянно со мной в таких поездках. Часто выделяю время для того, чтобы пофотографировать с воздуха. Назову целый ряд регионов, в которые я ехал ради охоты, а потом часть времени посвящал фотографии: Таймыр, Якутия, Ханты-Мансийск, Курилы. Если брать Африку - такие съемки были в Ботсване, ЮАР, Мозамбике.

Были специальные фотосессии, которые организовывались только ради «охоты» за фотографией: так было в Норвегии летом прошлого года, в Тоскане и Польше.

Почему Тоскана? Она меня притягивает со многих точек зрения. Мне кажется, это самый привлекательный регион мира, какой я видел за многие десятилетия поездок, командировок, путешествий по миру. Другого такого уголка Земли - настолько насыщенного природными, архитектурными ландшафтами, художественными ценностями, настолько богатого своей историей и традициями - я не знаю. В Тоскане есть несколько районов, которые считаются мировым наследием пейзажа. Это очень редкая оценка со стороны ЮНЕСКО, которая была дана именно нескольким тосканским районам - в силу ни с чем не сравнимой красоты этих мест. Можно сказать о Тоскане еще много лестных слов - в частности, о местной кухне, о гостеприимстве этих людей, об огромных исторических пластах, которые лежат в основе сегодняшней жизни в Тоскане. Там история буквально окружает вас на каждом шагу, и во многих городишках, крепостях, монастырях, деревеньках нельзя избавиться от ощущения, что срабатывает машина времени - и вас отбрасывает куда-то далеко назад. В общем, Тоскана меня привлекает больше всего в силу своей удивительной внутренней гармонии.

Африка интересна другим: своими взрывными красками, лицами людей, животным миром… Я как раз начал осуществление одного проекта, связанного с Африкой, и хочу набрать материал для самостоятельного издания, посвященного людям Африки, их обычаям, традициям, праздникам, церемониям, их повседневной жизни.

Расскажите, пожалуйста, пару историй о создании тех или иных фотографий.

В последнее время мы с коллегами увлеклись съемками документального кино. В прошлом году в Марокко снимали первый наш документальный фильм, который назвали «Последние пленники пустыни». Мы посвятили его тем кочевникам, которые еще продолжают вести жизнь традиционных номадов и пока еще не растворились в современной цивилизации. Они составляют сегодня где-то 2-3 процента населения Марокко. И, хотя я выступаю в роли не только автора идеи, но и режиссера-дебютанта, привязанность к фотографии настолько сильна, что каждый день я выходил на съемки, обязательно держа при себе фотоаппарат. Делал много снимков (нельзя сказать, что это была самостоятельная фотосессия, поскольку приоритет все-таки был отдан документальному фильму) - я постоянно старался выкроить мгновения, чтобы сфотографировать людей, пейзажи, которые отличались невероятной живописностью. И многие снимки, сделанные в Марокко, прежде всего пустыня, пески, дюны, появились благодаря документальному фильму, и все они стали ценной частью моей коллекции. Один раз мы присутствовали на традиционной берберской свадьбе, в песках, где отработали почти целый день, снимая документальный фильм. Там все было настолько сказочно красиво, сочно, необычно для европейского глаза, что невозможно было оторваться и от фотоаппарата; часть этих снимков уже опубликована в журналах.

Есть ли среди представленных на выставке снимков наиболее любимые?

Есть. Хотя все фотографии на выставке все равно что любимые дети, и между ними трудно проводить какое-то различие... Я говорю о серии снимков, сделанных в Южной Африке с самолета, которые я особенно ценю. Цвета, фактура и геометрический язык земли настолько напоминали мне живопись русских авангардистов начала прошлого столетия, что захотелось незамедлительно воспроизвести это на фотографии. Эти снимки сегодня представлены на выставке, и я их вижу именно как посвящение русскому авангарду. Есть несколько сделанных с вертолета снимков тех мест в Тоскане, которые я очень люблю, - это холмы между Сиеной и Флоренцией, в долине Валь Д’Орча. Обычно я их снимал «с ног», объезжая эти места на автомобиле. На сей раз мне удалось снять их с воздуха - и я получил от этой фотосессии большое удовольствие.

Какой снимок Вы еще пока не сделали?

На этот вопрос нет ответа. Надеюсь, что лучшие снимки ждут меня впереди.