Толкования на Мф. Размышления над Евангелием от Матфея Введение к книгам нового завета

IV. Вызов, брошенный власти Царя (11:2 – 16:12)

А. Выразившийся в противопоставлении Ему Иоанна Крестителя (11:2-19) (Лук. 7:18-35)

1. ВОПРОС ИОАННА (11:2-3)

Матф. 11:2-3 . У Матфея написано (4:12), что Иоанн Креститель был заключен в темницу. О причине этого евангелист пишет позднее (14:3-4). А здесь мы читаем: Иоанн… услышав… о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Слова «Который должен придти» соответствуют титулу Мессии (основанием этого «титула» послужили Пс. 39:8 и 117:26; сравните с Мар. 11:9; Лук. 13:35). Иоанн наверное спрашивал себя: «Если я являюсь предтечею Мессии, а Иисус – Мессия, то почему я нахожусь в тюрьме?» Крестителю нужна была ясность в этом вопросе – ведь он ожидал, что Мессия победит беззаконие, осудит грех и установит Свое царство.

2. ОТВЕТ ИИСУСА (11:4-6)

Матф. 11:4-6 . Прямо «да» или «нет» Иисус на вопрос Иоанна не ответил. Но сказал его ученикам: Пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите. А служение Иисуса сопровождалось поразительными вещами, которые спрашивавшие «слышали» и «видели»: слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие обретали слух, мертвые воскресали, и нищие благовествовали (в англ. переводе Библии сказано: «нищим проповедывалась благая весть»). Все это, конечно, свидетельствовало о том, что Иисус действительно обещанный Мессия (Ис. 35:5-6; 61:1). И поистине блаженны были те, кто сумели распознать эту истину.

Тогда еще не настало для Мессии время осудить этот мир за его греховность. Отвержение Его Израилем отодвигало и сроки установления Царства Его на земле. Но все (включая Иоанна Крестителя), кто принимали и принимают Иисуса Христа как Личность и участвуют в делах Его, благословляются Богом.

3. ИИСУС ГОВОРИТ К НАРОДУ (11:7-19)

Матф. 11:7-15 . Вопрос Иоанна побудил Иисуса обратиться к народу с речью. Ведь этот вопрос мог вызвать у некоторых сомнение: а связан ли Иоанн с Мессией? Вот почему слова Иисуса вначале звучат «в защиту» Иоанна: нет, он не был тростью, ветром колеблемой. Как не был и человеком, одетым в мягкие одежды, ибо место таковых в царских дворцах (Иоанн и в самом деле отнюдь не в мягкие одежды одевался; 3:4). А был он истинным пророком, возвещавшим необходимось покаяния, так как это – требование Бога ко всем людям.

Даже больше пророка был Креститель, по словам Иисуса, ибо это он, во исполнение сказанного в Мал. 3:1, явился как предтеча Мессии (в русском тексте Библии «Ангел… пред лицем» Его). Евангелист Марк объединил в параллельном месте пророчество Малахии (3:1) с пророчеством Исаии (40:3) – говоря о том, кто должен «приготовить путь Господу» (Мар. 1:2-3).

Иисус добавляет, что из всех людей, живших на земле, не было большего, чем Иоанн Креститель. Но и меньший в Царстве Небесном больше его, подчеркивает Он, выражая ту мысль, что привилегии, которые получат ученики Христа в Его Царстве, превзойдут все то, что дано кому бы то ни было из людей испытать здесь на земле. (Возможно, по смыслу стих 13 ближе к стих 11, чем к стих 12, так как в нем «величина» Крестителя определяется еще и тем, что все, соответствовавшее Божиему замыслу, пророки и закон прорекли до Иоанна, а он пришел во исполнение «прореченного», с последним возвещением о Мессии и непосредственно перед Ним. – От ред.)

В стихе 12 мог быть вложен неоднозначный смысл. С одной стороны, Царство, которое надлежит установить Иисусу, силою берется в том отношении, что нечестивые люди пытаются «похитить» его; т. е. подразумевается, что религиозные вожди иудеев, современники Иоанна и Иисуса, противостоявшие им, хотели бы «установить» такое царство «на свой лад». Однако здесь может содержаться и та мысль Спасителя, что слушателям Его необходимо усилие, чтобы поверить в Него и тем самым обрести доступ в истинное Царство Его.

Проповедь Иоанна народу верна, и, если бы иудеи пожелали принять ее и соответственно принять Иисуса, то по праву могли бы уподобить Крестителя Илии, которому должно придти (согласно верованиям иудеев, Илия явится перед пришествием Мессии; Мал. 4:5-6; не ветхозаветного пророка Илию в буквальном смысле подразумевал здесь Иисус, но, говоря об Иоанне, уподоблял его Илии в духовном смысле).

Матф. 11:16-19 . Иисус сравнивал род сей (поколение современных Ему иудеев) с малыми детьми, которые сидят на улице; их ничем не удается занять, и все – не по ним. Подобно тому, как эти капризные дети не желают играть ни в веселую игру (не хотят плясать под игру на свирели), ни в печальную (не хотят плакать под грустные песни; возможно, подразумевались игры в свадьбу и в похороны), так и народ не желает принять ни Иоанна, ни Иисуса.

Иоанн не нравился им потому, что не ел и не пил, а Иисус – потому, что ел и пил не с теми, по их мнению, с кем следовало. Про Иоанна они заявляли, что «в нем бес», а Иисуса отвергали как человека, который любит есть и пить вино, как друга мытарям и грешникам. И хотя «роду сему» нельзя было угодить ничем, премудрость (или мудрость), проповеданная Иоанном и Иисусом, будет оправдана по результатам ее (чадами ее), т. е. тем, что многие благодаря этой проповеди войдут в Царство Небесное.

Б. Вызов, брошенный Царю, – как виден он из осуждения Им городов (11:20-30); (Лук. 10:13-15,21-22)

Матф. 11:20-24 . Хотя в первое пришествие Иисуса на землю возвещение суда не было Его главной задачей, грех Он все же осудил. В данном случае – через осуждение Им тех городов, в которых совершил наиболее значительные чудеса: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум (все они были расположены близ северо-западного побережья Галилейского моря).

Если бы в языческих городах Тире и Сидоне, расположенных приблизительно в 55 и 90 км. соответственно вглубь от Галилейского моря, и в Содоме (стоявшем южнее него примерно на 160 км.) были явлены такие чудеса, говорил Господь, то их жители покаялись бы. Но зато и суд, которому подвергнутся они, хоть и страшный, будет не столь беспощадным, как суд над упомянутыми иудейскими городами. (В настоящее время все эти три города, отвергнувшие Мессию, полностью разрушены.) И хотя Иисус жил некоторое время в Капернауме, город этот, до неба вознесшийся (как полагают, вследствие того, что Иисус удостоил его Своим пребыванием), до ада низвергнется – со всеми, кто жил в нем в дни Христа.

Матф. 11:25-30 . Тональность речи Иисуса здесь резко меняется; обращаясь к Небесному Отцу, Он славит Его за тех, кто с верою обратились к Сыну. Ранее осудивший современное Ему поколение иудеев за их ребяческие мысли и поведение (стихи 16-19), тут Он говорит как о детях (младенцах) о доверившихся Ему (подразумевая их простоту и чистоту).

Открыть таковым тайны мудрых дел Своих (а не тем, кто почитают мудрыми себя) было благоволением Отца. Только Сын и Отец, соединенные узами Святой Троицы, в совершенстве знают друг друга (11:27). (Пять раз повторяется слово «Отец» в стихах 25-27.) Что же касается людей, то лишь тем из них, кто в состоянии познать Отца и дела Его, хочет открыть их Сын (сравните Иоан. 6:37).

Далее следует призыв Иисуса ко всем труждающимся и обремененным, чтобы шли к Нему. Все человеческие «затруднения» в конечном счете происходят от того, что люди несут на себе бремя греха и его последствий. И если они хотят освободиться от этого «груза», им нужно прийти к Иисусу и, вместо своего греховного бремени, взять на себя Его иго и научиться от Него кротости и смирению: только тогда смогут они найти покой своим душам. Взять на себя «иго» Христа значит стать Его учениками и соучастниками в провозглашении Божиих целей для людей. Подпасть под это «иго», отдать себя Иисусу, Который кроток и смирен сердцем, – благо, потому и бремя Его легко.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». (Матф.11:25,26)

Странное выражение. Зачем нужно таить истину от мудрых? Почему именно младенцам открыта истина? И разве сам Бог таит от кого-то Свои истины? Пожалуй, на эти вопросы Бог отвечает во второй части этого отрывка. «Отче! ибо таково было Твое благоволение»

Благая воля Творца в том, чтобы открывать истину не мудрецам и разумным мира, не интеллектуалам, которые не подключают к своему поиску совесть, сердце и честность, а простым людям, которые имеют мужество и честность признать то, что трудно дается интеллекту (например, воскресение Христа или то, человек Иисус Христос - Бог), но что является истиной и правдой. Кстати, Бог то желает открыть всем, но почему-то люди, которые больше склонны к интеллектуальной деятельности они же самые гордые и неподступные для Бога. Им все кажется, что они слишком много знают. Об этом же говорил Ап. Павел: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». (1Кор.1:18-21) Заметьте, мир своею мудростью так и не познал Бога. Христос славит Отца за то, что так удивительно все устроено - истина принимается только через сердце, туда же изливается Дух Святой, в момент уверования человеком, принятия Христа Господом. Недаром же говорится в нагорной проповеди, объясняя механизм принятия Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Матф.5:8) Выражение «утаил» значит, сделал недоступным для гордецов, для неискренних людей. Вспоминается Пилат со своим знаменитым вопросом: «Что есть истина?» Задавая его он заранее знал, что истины нет, или что ее никто не знает, поэтому истину и не нашел. Ну и, конечно же, младенцы - это взрослые люди, которые доверительно строят отношения с Богом, подобно детям, которые доверяют своим родителям. Вот им то и открыта истина.

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». (Матф.11:27) Вот вам и Будда с Мухаммедом. Вот вам и все религии ведут к Богу. «Предано» переводится, как «отдано». Бог все передал во власть Сыну, тем самым подчеркивая, что Сын равен Отцу по статусу, по власти. Христос получил власть над всем. Только Отец знает Сына, потому что познать Бога на земле может только Бог, а человек не может постигнуть бесконечного Бога, именно поэтому Христа знает только Отец, как должно знать. Так же обстоит с познанием Отца Небесного. Бога Отца знает только Бог Сын, как должно, потому что Сын есть Бог. Но самое важное для людей заключается в следующей мысли: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» . Значит, Сын может открыть Отца. Углубить знания о Боге возможно только через Христа. Получается, чем больше мы познаем Христа, тем больше мы познаем Бога Отца? Именно так. А кому же Сын хочет открыть? Я бы, например, хотел, чтобы Сын мне открыл. С моей стороны, от меня ничего не зависит, чтобы получить знания о Боге или зависит? Учитывая, что Библию мы воспринимаем в контексте, есть несколько цитат, говорящих о стороне человека в процессе познания Бога: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». (Еф.5:17) ; «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его , и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». (Фил.3:8-10) Как видите, процесс познания со стороны человек должен быть весьма активным. Так кому же хочет Бог открыться? Тем, кто стремится Его познавать. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог…». (Пс.45:11) ; «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Матф.11:28-30) Теперь Христос прямо говорит, что к Нему нужно прийти. Прийти физически? Людей вокруг Христа было много. А Он учил, что если кто не исполняет волю Христову, то Господь таких людей и не знает. Значит выражение «прийти к Богу» указывается на веру, послушание, подчинение своей плоти, да и в целом жизни, Богу. «Труждающиеся» лучше перевести, как «уставшие», «утомленные». «Обремененные», как «нагруженные» вероятней всего нагруженные тяготами жизни. Христос призывает к Себе только тех, кому тяжело. Лучше выразить состояние человека, которому тяжело, как «труждающиеся и обремененные» невозможно. Далее, Христос обещает таких людей успокоить. Давление обстоятельств делает человека неспокойным, тогда, как Христос обещает внутренний покой. Одна из составляющих веры, доверия Богу, это постоянный покой от сознания, что Бог рядом, что Бог не даст нагрузку более чем мы можем понести. Такие мысли от веры порождают состояние покоя, не говоря уже о силе Духа Святого, которую вливает в нас Бог. Затем, следует взять иго Христа на себя.

Есть еще одна грань «бремени». Об этом хорошо пишет Уильям Баркли: «Он говорит: "Идите ко Мне, обремененные". Для ортодоксального иудея религия была бременем. Иисус говорил о книжниках и фарисеях: "Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям" (Мат. 23,4). Для иудея религия была Делом неисчислимых правил. Человек жил в лесу предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Он должен был вечно прислушиваться к голосу, говорившему: "Ты не должен". Даже раввины видели это. Есть своего рода печальная притча, вложенная в уста Торы, которая показывает, какими обязательными, сковывающими, тяжелыми и невозможными могут быть требования закона. "По соседству от меня жила бедная вдова, у которой были две дочери и поле. Когда она начинала пахать, Моисей (то есть закон Моисеева) говорил: "Ты не должна пахать с волом и ослом в одной упряжке". Когда она начинала сеять, он говорил: "Ты не должна засевать поле смешанными семенами". Когда она начинала жать и копнить зерно, он говорил: "Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его" (Втор. 24,19) и "не дожинай до края поля твоего" (Лев. 19,9). Она начинала молотить, а он говорил: "Принеси мне жертву, и первую и вторую десятину". Она выполнила приказание и отдала их всех ему. Что же сделала бедная женщина дальше? Она продала свое поле и купила две овцы, чтобы сделать себе одежду из шерсти и получить выгоду от их детенышей. Когда они (овцы) родили своих детенышей Аарон (то есть требования священников) пришел и сказал: "Дай мне первенцев". Она согласилась с этим и отдала их ему. Когда пришла пора стрижки овец и она остригла их, Аарон пришел и сказал: "Дай мне начатки от шерсти овец твоих" (Втор. 18,4). Тогда она подумала: "Я не могу выстоять против этого человека, зарежу-ка я овец и съем их". Тогда пришел Аарон и

сказал: "Отдай мне плечо, челюсти и желудок" (Втор. 18,3). Тогда она сказала: "Даже когда я зарезала их: я не могу спастись от тебя. Вот, я заклинаю их". Тогда Аарон сказал: "В таком случае они принадлежат мне целиком" (Числ. 18,14). Он взял их и пошел, оставив ее плачущей с двумя дочерями". Этот рассказ — притча о непрестанных требованиях закона к людям во всех их действиях во всех сферах жизни. И эти требования действительно были бременем». Соответственно, когда Христос предлагал взять Его иго Он имел ввиду Свой закон, закон любви и милости, закон построенный на благодати. Почему же этот закон легок? Потому что все легко, что делается по любви. Всегда в таких случаях вспоминается Иаков, который служил за свою будущую жену 7 лет: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее». (Быт.29:20) Вот, что делает любовь. Поэтому, когда мы понимаем, что Бог любит, что поддерживает нас и на этом принципе строится весь закон Христа, тогда бремя становится легким, а исполнение заповедей не таким уж и трудным делом. И еще один секрет внутреннего покоя: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Кротость и смирение в принятии воли Божьей - это то, что делает нас успокоенным. А значит, когда мы не слушаем Бога, когда сами надрываемся, когда становимся богом для себя - нет нам покоя, а лишь напряженная суета. Человек устроен таким образом, что покой приходит только через послушание Небесному Отцу. Христос показал и доказал это в своей земной жизни именно поэтому Он был успокоен, потому что ничего не творил от Себя: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также». (Иоан.5:19)

IV. Вызов, брошенный власти Царя (11:2 - 16:12)

А. Выразившийся в противопоставлении Ему Иоанна Крестителя (11:2-19) (Лук. 7:18-35)

1. ВОПРОС ИОАННА (11:2-3)

Матф. 11:2-3 . У Матфея написано (4:12), что Иоанн Креститель был заключен в темницу. О причине этого евангелист пишет позднее (14:3-4). А здесь мы читаем: Иоанн… услышав… о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Слова "Который должен придти" соответствуют титулу Мессии (основанием этого "титула" послужили Пс. 39:8 и 117:26; сравните с Мар. 11:9; Лук. 13:35). Иоанн наверное спрашивал себя: "Если я являюсь предтечею Мессии, а Иисус - Мессия, то почему я нахожусь в тюрьме?" Крестителю нужна была ясность в этом вопросе - ведь он ожидал, что Мессия победит беззаконие, осудит грех и установит Свое царство.

2. ОТВЕТ ИИСУСА (11:4-6)

Матф. 11:4-6 . Прямо "да" или "нет" Иисус на вопрос Иоанна не ответил. Но сказал его ученикам: Пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите. А служение Иисуса сопровождалось поразительными вещами, которые спрашивавшие "слышали" и "видели": слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие обретали слух, мертвые воскресали, и нищие благовествовали (в англ. переводе Библии сказано: "нищим проповедывалась благая весть"). Все это, конечно, свидетельствовало о том, что Иисус действительно обещанный Мессия (Ис. 35:5-6; 61:1). И поистине блаженны были те, кто сумели распознать эту истину.

Тогда еще не настало для Мессии время осудить этот мир за его греховность. Отвержение Его Израилем отодвигало и сроки установления Царства Его на земле. Но все (включая Иоанна Крестителя), кто принимали и принимают Иисуса Христа как Личность и участвуют в делах Его, благословляются Богом.

3. ИИСУС ГОВОРИТ К НАРОДУ (11:7-19)

Матф. 11:7-15 . Вопрос Иоанна побудил Иисуса обратиться к народу с речью. Ведь этот вопрос мог вызвать у некоторых сомнение: а связан ли Иоанн с Мессией? Вот почему слова Иисуса вначале звучат "в защиту" Иоанна: нет, он не был тростью, ветром колеблемой. Как не был и человеком, одетым в мягкие одежды, ибо место таковых в царских дворцах (Иоанн и в самом деле отнюдь не в мягкие одежды одевался; 3:4). А был он истинным пророком, возвещавшим необходимось покаяния, так как это - требование Бога ко всем людям.

Даже больше пророка был Креститель, по словам Иисуса, ибо это он, во исполнение сказанного в Мал. 3:1, явился как предтеча Мессии (в русском тексте Библии "Ангел… пред лицем" Его). Евангелист Марк объединил в параллельном месте пророчество Малахии (3:1) с пророчеством Исаии (40:3) - говоря о том, кто должен "приготовить путь Господу" (Мар. 1:2-3).

Иисус добавляет, что из всех людей, живших на земле, не было большего, чем Иоанн Креститель. Но и меньший в Царстве Небесном больше его, подчеркивает Он, выражая ту мысль, что привилегии, которые получат ученики Христа в Его Царстве, превзойдут все то, что дано кому бы то ни было из людей испытать здесь на земле. (Возможно, по смыслу стих 13 ближе к стих 11, чем к стих 12, так как в нем "величина" Крестителя определяется еще и тем, что все, соответствовавшее Божиему замыслу, пророки и закон прорекли до Иоанна, а он пришел во исполнение "прореченного", с последним возвещением о Мессии и непосредственно перед Ним. - От ред.)

В стихе 12 мог быть вложен неоднозначный смысл. С одной стороны, Царство, которое надлежит установить Иисусу, силою берется в том отношении, что нечестивые люди пытаются "похитить" его; т. е. подразумевается, что религиозные вожди иудеев, современники Иоанна и Иисуса, противостоявшие им, хотели бы "установить" такое царство "на свой лад". Однако здесь может содержаться и та мысль Спасителя, что слушателям Его необходимо усилие, чтобы поверить в Него и тем самым обрести доступ в истинное Царство Его.

Проповедь Иоанна народу верна, и, если бы иудеи пожелали принять ее и соответственно принять Иисуса, то по праву могли бы уподобить Крестителя Илии, которому должно придти (согласно верованиям иудеев, Илия явится перед пришествием Мессии; Мал. 4:5-6; не ветхозаветного пророка Илию в буквальном смысле подразумевал здесь Иисус, но, говоря об Иоанне, уподоблял его Илии в духовном смысле).

Матф. 11:16-19 . Иисус сравнивал род сей (поколение современных Ему иудеев) с малыми детьми, которые сидят на улице; их ничем не удается занять, и все - не по ним. Подобно тому, как эти капризные дети не желают играть ни в веселую игру (не хотят плясать под игру на свирели), ни в печальную (не хотят плакать под грустные песни; возможно, подразумевались игры в свадьбу и в похороны), так и народ не желает принять ни Иоанна, ни Иисуса.

Иоанн не нравился им потому, что не ел и не пил, а Иисус - потому, что ел и пил не с теми, по их мнению, с кем следовало. Про Иоанна они заявляли, что "в нем бес", а Иисуса отвергали как человека, который любит есть и пить вино, как друга мытарям и грешникам. И хотя "роду сему" нельзя было угодить ничем, премудрость (или мудрость), проповеданная Иоанном и Иисусом, будет оправдана по результатам ее (чадами ее), т. е. тем, что многие благодаря этой проповеди войдут в Царство Небесное.

Б. Вызов, брошенный Царю, - как виден он из осуждения Им городов (11:20-30); (Лук. 10:13-15,21-22)

Матф. 11:20-24 . Хотя в первое пришествие Иисуса на землю возвещение суда не было Его главной задачей, грех Он все же осудил. В данном случае - через осуждение Им тех городов, в которых совершил наиболее значительные чудеса: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум (все они были расположены близ северо-западного побережья Галилейского моря).

Если бы в языческих городах Тире и Сидоне, расположенных приблизительно в 55 и 90 км. соответственно вглубь от Галилейского моря, и в Содоме (стоявшем южнее него примерно на 160 км.) были явлены такие чудеса, говорил Господь, то их жители покаялись бы. Но зато и суд, которому подвергнутся они, хоть и страшный, будет не столь беспощадным, как суд над упомянутыми иудейскими городами. (В настоящее время все эти три города, отвергнувшие Мессию, полностью разрушены.) И хотя Иисус жил некоторое время в Капернауме, город этот, до неба вознесшийся (как полагают, вследствие того, что Иисус удостоил его Своим пребыванием), до ада низвергнется - со всеми, кто жил в нем в дни Христа.

Матф. 11:25-30 . Тональность речи Иисуса здесь резко меняется; обращаясь к Небесному Отцу, Он славит Его за тех, кто с верою обратились к Сыну. Ранее осудивший современное Ему поколение иудеев за их ребяческие мысли и поведение (стихи 16-19), тут Он говорит как о детях (младенцах) о доверившихся Ему (подразумевая их простоту и чистоту).

Открыть таковым тайны мудрых дел Своих (а не тем, кто почитают мудрыми себя) было благоволением Отца. Только Сын и Отец, соединенные узами Святой Троицы, в совершенстве знают друг друга (11:27). (Пять раз повторяется слово "Отец" в стихах 25-27.) Что же касается людей, то лишь тем из них, кто в состоянии познать Отца и дела Его, хочет открыть их Сын (сравните Иоан. 6:37).

Далее следует призыв Иисуса ко всем труждающимся и обремененным, чтобы шли к Нему. Все человеческие "затруднения" в конечном счете происходят от того, что люди несут на себе бремя греха и его последствий. И если они хотят освободиться от этого "груза", им нужно прийти к Иисусу и, вместо своего греховного бремени, взять на себя Его иго и научиться от Него кротости и смирению: только тогда смогут они найти покой своим душам. Взять на себя "иго" Христа значит стать Его учениками и соучастниками в провозглашении Божиих целей для людей. Подпасть под это "иго", отдать себя Иисусу, Который кроток и смирен сердцем, - благо, потому и бремя Его легко.

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26 Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Этот отрывок является одним из самых важных во всех четырех евангелиях. Он небольшой, но содержит множество ценных истин. Дарует же нам Бог очи видеть и сердце ощущать всю их значимость!

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что хорошо иметь ум, как у ребенка, который всему хочет научиться. Наш Господь говорит Своему Отцу: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Не следует даже пытаться объяснить, почему одни принимают Евангелие и верят в него, а другие нет. Всевластие Божие — это огромная тайна, его нельзя постичь. Но все же об одном мы должны помнить всегда: Евангелие сокрыто от людей, «которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою», и открыто тем, которые обладают смирением, простодушием и желанием учиться. Вспомним слова девы Марии: «Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:53).

Берегитесь же гордости в любых ее проявлениях: гордости за свой ум, гордости за богатство, благополучие, за свои заслуги. Гордость быстрее всего отстраняет человека от небес и мешает ему смотреть на Христа. Пока вы думаете, что чего-то стоите, вы не получите спасения. Молитесь же об этом и воспитывайте в себе смирение; стремитесь правильно оценивать себя и видеть свое место перед Богом. Начало дороги на небеса — это осознание того, что сейчас вы стоите на дороге в ад и только Святой Дух может наставить вас на путь истинный. Если вы можете сказать, как Савл: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6), — значит, вы сделали первый шаг к спасающему христианству. Чаще всего наш Господь повторял именно эти слова: «…Унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Во-вторых, в этих стихах мы видим величие и могущество нашего Господа Иисуса Христа. Глубина смысла Его слов неизмерима: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Когда мы читаем их, то соглашаемся с псалмопевцем: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138:6).

В словах Христа мы видим отблеск совершенно го союза первой и второй ипостаси Троицы, мы видим безмерное превосходство нашего Господа Иисуса Христа над теми, кто называется людьми. Но все же мы должны признать, что глубина смысла этого стиха для нас непостижима. Мы можем только восхищаться словами Господа, как маленькие дети, и ощущать, что нам не сказана даже половина всего.

Но несмотря на это, давайте извлечем из этих слов одну полезную истину: всем, что так или иначе касается нашей души, управляет наш Господь Иисус Христос, «все предано Ему». У Него есть ключи — к Нему мы должны идти, чтобы попасть на небеса. Он — дверь, поэтому через Него мы должны входить. Он — пастырь, и мы должны слушаться Его голоса и следовать за Ним, если не хотим погибнуть в пустыне. Он — врач, и мы должны прийти к Нему, если хотим исцелиться от язвы греха. Он — хлеб жизни, и мы должны питаться Им, если хотим насытить свою душу. Он — свет, и мы должны ходить в Нем, если не хотим блуждать во тьме. Он — источник, и мы должны омыться Его кровью, если хотим быть чистыми и готовыми встретить великий день воздаяния. Велики эти истины! Если у вас есть Христос, у вас есть все (1 Кор. 3:22).

И наконец обратим внимание на широту и полноту Евангелия Христа.

Три последние стиха этой главы очень важны. Они дают великую надежду тем грешникам, которые с трепетом спрашивают: «Откроет ли Христос любовь Своего Отца таким людям, как я?» Эти стихи заслуживают самого пристального рассмотрения. Вот уже восемнадцать веков они дарят благословения миру и несут добро многим душам.

Прежде всего, следует обратить внимание, кого зовет Иисус. Он обращается не к тем, кто ощущает себя праведным и достойным, а к тем, кто осознает, что они — «труждающиеся и обремененные». В этом мы видим широту Евангелия, потому что в эту категорию попадают очень многие люди в этом уставшем мире. Все ощущающие бремя на своем сердце, бремя греха и печали, бремя страха и сожаления, хотят избавиться от него. Христос зовет к Себе таких людей, кем бы они ни были и каково бы ни было их прошлое.

Посмотрите, сколько милости в словах Христа: «Я успокою вас… и найдете покой душам вашим». Сколько ободрения и утешения в этих словах! Беспокойство — одна из отличительных черт нашего мира. Неприятности, неудачи и разочарования поджидают нас на каждом шагу. Но надежда есть: уставших ожидает ковчег-убежище, как когда-то он ожидал голубя, посланного Ноем. Во Христе есть покой — покой для совести, покой для сердца, покой, основанный на прощении грехов, покой, проистекающий из примирения с Богом.

Посмотрите, с каким простым требованием Иисус обращается к труждающимся и обремененным: «Придите ко Мне…, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Он не ставит невыполнимых условий, ничего не говорит о делах, которые надо совершить, чтобы заслужить Его прощение. Он лишь просит нас прийти к Нему такими, как мы есть, со всеми нашими грехами, и подчиниться, подобно маленьким детям, Его учению. Он словно говорит: «Не ищите облегчения у людей. Не надейтесь на помощь из другого места. Прямо сегодня придите ко Мне такими, как вы есть».

Обратите также внимание на то, что в описании Самого Христа есть утешение и надежда. Он говорит: «…Ибо Я кроток и смирен сердцем». Истинность этих слов была многократно подтверждена в жизни верующих. Мария и Марфа в Вифании после смерти Лазаря, Петр после падения, ученики после воскресения, Фома в своем неверии — все они вкусили кротость и смирение Христа.

Наконец, мы можем найти ободрение в словах, описывающих служение Христу. Иисус сказал: «…Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Конечно, следуя за Христом, мы несем крест, проходим через испытания, вступаем в сражения, но утешение Евангелия весомее скорбей. По сравнению со служением этому миру, с бременем иудейских обрядов, с игом человеческих суеверий, служение Христу в высшей степени легкое. Для нас Его иго такое же бремя, как оперение для птиц. Его заповеди не тяжки, Его пути приятны, они — пути мира (1 Ин. 5:3; Прит. 3:17).

А теперь мы должны задать себе важный и серьезный вопрос: «А мы откликнулись на зов Христа? Не надо ли нам прощение грехов, не надо ли нам исцеление ран совести?» Услышьте голос Христа, Он обращается не только к иудеям, но и к вам: «Придите ко Мне». Вот ключ к блаженству, вот секрет счастливого сердца. Все зависит от отклика на зов Христа.

Свт. Иоанн Златоуст

Смотри, сколько употребляет Он средств для того, чтобы возбудить в иудеях веру. Он, во-первых, побуждает их к ней похвалами Иоанну; изобразив его великим и достойным удивления, представляет достоверным и все то, чем он привлекал своих учеников к познанию Господа. Во-вторых, словами, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12); так свойственно говорить понуждающему, и возбуждающему. В-третьих, уверением, что все предсказания пророков исполнились; отсюда становилось ясным, что пророки предвозвещали о Нем. В-четвертых, уверением, что все то совершилось, чему совершиться от Него надлежало, для чего предложил им и притчу о детях. В-пятых, тем, что порицал неверующих, поражал их страхом и великими угрозами. В шестых, тем, что благодарил за веровавших; слово: славлю Тебя здесь значит: благодарю. Благодарю, – говорил Он, – что Ты утаил сие от мудрых и разумных .

Что же? Ужели Он радуется о погибели и о том, что они этого не узнали? Никак. Но наилучший путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать его не принуждать, чтобы, если они чрез призывание не оказались лучшими, но отпали и презрели его, самым их отвержением возбудить в них большее расположение к слову. Чрез это и внимающие должны были сделаться тщательнее. Откровение истин одним должно производить в них радость; напротив сокрытие их от других должно произвести в последних не радость, но плач.

Так Он и поступает, когда плачет о граде. Итак, не беде чьей бы то ни было радуется, но тому, что утаенное от премудрых и разумных познали младенцы. Подобным образом и Павел, когда говорил: Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения (Рим. 6:17), не тому радуется, что они были рабами греху, но тому, что они, будучи таковыми, сподобились таких благ. Премудрыми же Господь именует здесь книжников и фарисеев, и говорит это для того, чтобы учеников Своих сделать более усердными и вместе показать этим премудрым, сколь великих рыбари удостоились благ, которых все они лишились. Называя же их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и достохвальной, но о той, которую они приписывали своим силам. Потому и не говорит: открыл безумным, но: младенцам, то есть, непритворным, простым, и показывает, что фарисеи не получили этих благ не потому только, что не были того достойны, но и лишились их по самой справедливости.

А всем этим научает Он нас убегать гордости и ревновать о простоте. Потому и Павел, говоря о том же, пишет подробнее так: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3:18). Так раскрывается благодать Божия! Но почему же Он благодарит Отца, когда Он сам это сотворил? Как Он молится и ходатайствует за нас пред Богом, показывая тем многую любовь к нам в ином месте, так поступает и здесь, и это исповедание исполнено великой Его любви. Этим показывает Он и то, что (фарисеи) не от Него только отпали, но и от Отца. Так Он сам наперед исполнил самым делом то, что сказал ученикам: Не давайте святыни псам (Мф. 7:6).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Он говорит исповедаюсь Тебе вместо обычно используемого людьми «восхваляю», или «славлю тебя». Ибо в богодухновенном Писании слово «исповедание» обычно употребляется неким подобным образом. Ведь написано: да исповедятся , Господи, великому и страшному имени Твоему (Пс. 98:3) . И снова: Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим (Пс. 9:2; 110:1) . Но развращенные умом говорят: «Вот, Он приносит благодарение Отцу, как же Он не меньше Отца?» На это кто-нибудь из хорошо умеющих защищать догматы истины мог бы сказать: «А что, любезнейшие, препятствует единосущному Сыну восхвалять и благодарить Своего Отца, спасшего Им поднебесную? Если же ты полагаешь, что по причине исповедания Он меньше Отца, то посмотри на следующее. Он исповедует и называет Отца Господом неба и земли . Сын же властвующего над всем Бога в полной мере владычествует вместе с Ним над всем, не как меньший или иносущный, но как Бог от Бога, увенчиваемый равной славой и сущностно имеющий равенство с Ним во всех отношениях».

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прп. Исидор Пелусиот

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Как дети, обучающиеся первым начаткам письма, внимательно смотрят, как наставник водит писалом, охотно и с послушанием принимая сделанные им начертания, так и изучающие Божественное должны следовать за учителями с детскою простотою и неколеблющимся согласием. Ибо, говорит Господь, утаено сие от премудрых и разумных, и открыто младенцем .

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Как сладостно живое представление, что Отец Небесный есть Господь и Владыка неба и земли, Который, как Хозяин дома, состоящего из многих отделений, везде присущ Духом Своим.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Отец для меня - Господь неба и земли , Отец Того, через Кого все сотворено. Ведь в этих двух словах кратко раскрывается все творение, когда говорится: небо и земля. Поэтому первая книга божественного Писания гласит: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1) . А также: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120:2) . Но под именем небеса понимается все, что на небесах, а под именем земля понимается все, что на земле; и при назывании этих двух частей творения не упущено ничего из творений, ни здесь, ни там. Сын говорит Отцу: Славлю , тем самым наставляя нас в том, что исповедание Богу должно быть не только в грехах. Ведь обычно, когда в Писании слышится: Славьте Господа (1 Пар. 16:8) , многие, кто слышит это, бьют себя в грудь. Они не представляют, что исповедание обозначает что-то иное, чем то, к чему они обычно прибегают, раскаиваясь, исповедуя свои грехи и ожидая от Бога своих наград: не то, что они заслуживают претерпеть, но то, что Он соизволит сделать по Своему милосердию. Ведь если бы в прославлении не было исповедания, Господь не сказал бы: Славлю Тебя, Отче , Тот, Кто не имел никакого греха, чтобы исповедоваться. И в другой книге Писания сказано: Славьте Господа (1 Пар. 16:8) . Так и вы говорите в исповеди: Все дела Господа весьма благотворны (Сир. 39:21) . И это - исповедь прославления, а не вины.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли

Исповедание не всегда обозначает покаяние, но и благодарение, как это весьма часто мы читаем в псалмах. Те, которые измышляют, что Спаситель не рожден, а сотворен, пусть слышат, что Господа неба и земли Он называет Отцом Своим. Действительно, если и Он есть тварь, и если тварь может называть Творца своего Отцом [Своим], то было непоследовательно с Его стороны не назвать Господа Своего и Господа неба и земли равным образом и Отцом [неба и земли].

что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Он воссылает благодарение и радуется в Отце, что Отец открыл апостолам таинство Его пришествия, которого не постигали книжники и фарисеи, сами себя считавшие премудрыми и разумными. Премудрость оправдалась в сынах своих.

Блж. Феофилакт Болгарский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

То, что говорит Господь, может быть изложено так: «славлю», вместо «благодарю», Тебя, Отче, что кажущиеся мудрыми и знатоками Писаний иудеи не уверовали, а неученые и дети уверовали и познали тайны. Бог скрыл тайны от кажущихся мудрыми не потому, что завидовал или был причиною их невежества, но потому, что они были недостойны, так как считали себя мудрыми. Кто считает себя мудрым и полагается на свой собственный разум, тот не призывает Бога. А Бог, если кто не призывает Его, не помогает тому и не открывается. С другой стороны, Бог многим не открывает Своих тайн более всего по человеколюбию, чтобы они не подверглись большему наказанию, как пренебрегшие тайнами после того, как узнали их.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем

Слово отвещать имеет много значений. Иногда оно стоит в начале, как здесь: Отвещав Иисус рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли , хотя нет впереди вопроса. Иногда оно отвечает на вопрос, как например: Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16), так как этому предшествовал вопрос. Иногда также обозначает непрерывность речи; когда Хананеянка сказала: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши (Мф. 15:27-28). Кроме того, обозначает увещание: отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию (Мф. 15:15). Иногда ставится, как излишнее: отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся (Мф. 26:33). Марк пропустил: отвещав и сказал: Петр же рече Ему и т. д. (Мк. 14:29). Иногда же обозначает и вопрос: Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах (Ин. 6:70)… Исповеданием называет здесь благодарение; премудрыми и разумными – книжников и фарисеев, которые были такими в глазах народа; младенцами – апостолов по их незлобию, простоте и невинности. Благодарю, говорит, Тебя за то, что Ты скрыл тайны веры от мудрых и разумных, которые не хотели познать их, и открыл их младенцам, которые приняли их. Возблагодарив Отца, показал, что Он есть Сын, посланный от Него, а воздав эту благодарность от имени верующих, показал, какую любовь Он имеет к ним. Эту же благодарность воздал Он Богу и за семьдесят апостолов, когда они возвратились к Нему, как сказал Лука.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Предвидя переход Слова к язычникам по причине неверия Израиля, Он восхваляет и прославляет Отца за нас, которые будут облагодетельствованы. Господь благодарит Своего Отца, Господа неба и земли, сообразуясь с рабами и вознося Владыке благодарения за рабов. И говорит, что по благоволению Отца от Израиля, мудрого народа, оказалось скрыто связанное с Ним таинство, а народам прежде неразумным оно будет открыто. Этим показано, что от Бога не сокрыто грядущее и не оказалось так, что пришествие Христово не достигло надлежащей цели, но все произошло в соответствии с предведением Бога и Им было предустановлено благодатное покаяние. Здесь умалчивается о справедливости благоволения, но оно показывается иным образом, ибо благоволение Божье не бессмысленно, и люди лишаются знания и мудрости не иначе, как по собственной вине.

Фрагменты.

Епифаний Латинский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

И открыл то младенцам . Каким младенцам? Не младенцам по годам, а тем, кто младенцы во грехе и пороке. Им [Господь] открыл, как стяжать блага рая и будущие [блага] Царства Небесного, поскольку так было благоугодно Богу, чтобы многие пришли с востока и запада и возлегли с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8:11-12) .

Толкование на Евангелия.

Лопухин А.П.

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

(Лк. 10:21) . По мнению одних, словами “в то время” здесь указывается просто на некоторое неопределенное время, и речь 25 стиха не имеет никакой связи с предыдущей. Подтверждение такого мнения отыскивают в том, что слова 25 стиха близко сходны с Лк. 10:21 , сказанными по возвращении с проповеди 70 апостолов. Как было в действительности, сказать в настоящее время невозможно. Но во всяком случае читатель не может освободиться от впечатления, что выражения, помещенные у Матфея и Луки, были произнесены однажды; а связь, какая дана им Лукой, несколько понятнее, чем у Матфея. Матфей заменяет “в тот час” (Лк.) выражением “в то время”, и вместо слов “возрадовался духом” пишет “сказал”, “ответил” (ἀποκριθείς). Но на что именно ответил - это остается неясным. Это последнее выражение считают гебраизмом, встречающимся и в других местах Ветхого и Нового Завета. При этом вовсе не требуется, чтобы раньше были вопросы и ἀποκριθείς было изложением ответа на них. Оно просто начинает новую речь (ср. Втор. 21:7; Иов. 3:2; Ис. 14:10; 21:9). Греч. слово, переведенное в русский как “славлю”, означает собственно “исповедуюсь”. Но как замечает Августин, это совсем не означает здесь исповедания во грехе, - исповедание свойственно не одному только грешнику, но иногда и приносящему хвалу. Мы исповедуемся или восхваляя Бога, или обвиняя самих себя. Спаситель у Матфея называет здесь Бога Своим Отцом в первый раз. К слову “Отец” прибавлено “Господи неба и земли”, вероятно, с целью показать, что от воли Бога, как Владыки мира, зависело скрыть “это” (ταῦτα) от мудрых и разумных и проч. В данной Матфеем связи, если только она существует, ταῦτα подразумевает “силы”, не признанные людьми Хоразина, Вифсаиды и Капернаума в их истинном значении, и пути божественной мудрости, которых не понимали иудеи. Глаголы “скрыл” и “открыл” поставлены в аористе, чтобы выразить ту мысль, что указание относится к прошедшему времени, к прошедшей деятельности Владыки мира. Мудрыми и разумными здесь называются люди, усвоившие себе ложную мудрость и вместе с нею утратившие здравый смысл. Будучи привержены к своей ложной мудрости, своим ложным учениям и гордясь своею мудростью, они не знают и не могут понять простых таинств или истин Царства Божия, открытых людям с чистым сердцем, которые походят на младенцев.

Толковая Библия.