Личностные качества преподавателя. Личностные качества учителя

Какие качества учителя нашей современности просто обязаны иметь при себе? Вопрос весьма интересный и, что немаловажно, актуальный. Педагог - профессия древняя и востребованная во все времена. Однако преподавателем может быть далеко не каждый человек. Почему? Вот об этом и стоит подробнее рассказать.

Определение

Итак, перед тем как рассказывать про качества учителя, необходимо дать определение термину. Педагог, преподаватель… кто это? Традиционно - образованный специалист, который передаёт свои знания и вооружает ими остальных людей, чаще всего детей или подростков. Процесс передачи своих знаний и навыков является для преподавателя профессиональной деятельностью. Педагог можно быть либо узкопрофильным, либо широкопрофильным.

Преподаватель обязан иметь соответствующее образование. Человек также может стать учителем, даже если не учился в педагогическом. Но для этого он должен получить не только диплом бакалавра, а еще и закончить обучение по степени магистра. Последняя стадия получения образования - это аспирантура (не всегда необходима, но желательна). Это та форма подготовки, после которой человек может считаться специалистом высшей квалификации. Действительно, чтобы быть просто дипломированным (допустим, инженерного), достаточно закончить бакалавриат. Но если человек хочет преподавать, еще как минимум два года придется отучиться.

Главная обязанность педагога

Рассказывая про качества учителя, нельзя не затронуть вниманием то, какие огромные он выполняет обязанности. Итак, первая функция (и одна из самых главных) - воспитательная, или, как её еще иначе называют, социализирующая. То есть, преподаватель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми - но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.

Просвещение

Вторая функция - образовательная. Она же информационная и, собственно говоря, обучающая. Здесь всё просто - учитель должен доступным и понятным языком разъяснять материал, подлежащий ознакомлению и изучению детьми. Важно подать информацию так, чтобы каждый из класса или аудитории (во всяком случае - большинство) понял и усвоил тему.

И, конечно, третья функция - это развитие особых, познавательных интересов. Современный учитель старается сделать все возможное, чтобы дети не только учились в школе, но еще и развивались в других направлениях. Он открывает им новые пути, информирует о том, что существует искусство, спорт, музыка, литература - как это познавательно, полезно и может пригодиться в будущем.

Способности

Качества учителя - это важно, но также необходимо, чтобы этот специалист обладал определенными должен быть склонен к общению с детьми и иметь искреннее желание учить их чему-то новому и полезному. Потенциальные преподаватели должны любить своё дело и, желательно, самих детей. В противном случае получится не специалист, а тиран.

Очень важны организаторские умения и знания учителя. У него должно получаться занимать детей делами, увлекать заданиями. Дидактические способности тоже важны. Педагог обязан уметь подбирать интересный материал и преподносить его должным образом, то есть убедительно, интересно и понятно. Перцептивные способности - то, без чего не обойтись. Настоящий специалист сумеет подобрать к каждому ребенку подход, понять его внутренний мир и психику. Еще одна способность - коммуникативная. Здесь все понятно: преподаватель должен уметь общаться, его монолог должен быть понятным и, собственно говоря, такой человек обязан понимать других. И касается это не только детей, но еще и их родителей, а также педагогического коллектива. А еще учитель должен уметь влиять на учеников эмоционально-волевым способом. Всем нам известно, что дети плохо поддаются воздействию, однако истинный педагог сможет подыскать верный подход.

Профессионализм

Какими качествами обладает учитель, помимо вышеперечисленных? Их еще масса. Так, например, важнейшими профессиональными качествами является истинное трудолюбие, ответственность, работоспособность, умение быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление увеличить свой авторитет в глазах учащихся. И это, кстати, лишь минимальный перечень. Есть еще и другие качества, необходимые учителю. Только через них преподаватель может реализоваться как значимое, весомое звено в производственных отношениях. И, кстати, знание своего предмета - это самое важное. Но эта тема будет рассмотрена чуть ниже.

Личностные качества учителя

Преподаватель - это в первую очередь человек. Личность с большой буквы! И всем нам известно, как трудно приходится порой этим людям, ведь они работают с детьми, которые в большинстве своем неорганизованные, шумные, нередко невоспитанные и избалованные. В таком случае педагогу приходится тяжело. Но он должен проявить лучшие личностные качества учителя. Быть добрым, человечным, терпеливым, порядочным, честным, справедливым, обязательным, щедрым, объективным, самоотверженным… это лишь малый список всех этих качеств! Преподаватель должен демонстрировать уважение к детям и взрослым, быть высоко нравственным человеком, желательно оптимистичным и (обязательно!) эмоционально уравновешенным.

Еще педагог обязан быть гуманным, проявлять интерес к своим ученикам, относиться к ним на равных. Учитель - личность творческая, вдохновляющая, вселяющая уверенность. Он - живой пример своим воспитанникам, которому они должны подражать и впитывать все самые лучшие его качества.

Как справиться с тяжелым трудом?

Есть еще профессионально-значимые качества учителя. Это те, которые помогают непосредственно преподавателю справиться со своей непростой ответственностью и оставаться настоящим педагогом во что бы то ни стало. Три важнейших качества: выдержка, терпение и самообладание. Выдерживать непростые ситуации, терпеть неудачи и исправлять их. И даже если кажется, что ученики вот-вот выведут из себя (работа крайне нервная) - нужно постараться успокоиться и удержать равновесие. Беспричинный крик, перерастающий в истерику, сложит впечатление неуравновешенной личности. И как такой учить детей? Вполне резонное впечатление. А вот правильно подобранные слова, сказанные уже в тишине и соответствующим тоном, могут дать результат. Ведь, как говорилось выше, преподаватель найдет психологически-эмоциональный способ воздействовать на детей и привести дисциплину в порядок.

Кнут и пряник

Итак, продолжая тему дисциплины, необходимо отметить, что очень важно не только хвалить учеников за их достижения, но еще и наказывать за проступки. “Учительница первая моя!” - у каждого человека после вспоминания этих слов возникают ассоциации: “Школа - наш второй дом, а классная руководительница - наша вторая мама”. И действительно, учитель должен воспитывать учеников. Похвалить словом и оценкой, наказать - делом, но только полезным. Например, можно дать больше домашнего задания, чем остальным, оставить после уроков дополнительно заниматься. В общем, наказание должно быть полезным и поучительным. Дети должны осознавать, что они ответственны за свои действия и слова. Но и хвалить тоже необходимо. Ученики с ранних лет должны усвоить, что хорошие поступки оцениваются по достоинству, а плохие - караются.

О справедливости

Об этом качестве хотелось бы сказать отдельно. “Учительница первая моя!” - какие воспоминания всплывают в нашей памяти после упоминания этой теплой фразы? Наверняка образ той женщины, которая на протяжении нескольких лет воспитывала нас, учила быть людьми и занималась нашим образованием. А еще она была справедливой…

Это очень важное качество. К сожалению, в нашем современном мире справедливость торжествует редко. И важнейшая задача любого педагога - сделать так, чтобы в мире было больше честных людей, справедливых, искренних. Все эти качества способен привить ребенку педагог своими словами и, самое главное, действиями.

Со студентами намного проще - это уже вполне сформировавшиеся личности, которые всё уже давным-давно поняли (во всяком случае, своё представление о тех или иных вещах имеют). Всё, что остается преподавателю, - пытаться корректировать их мировоззрение, если это нужно для их блага. Но больший упор всё-таки идет на качество специального образования, профессионального.

А вот дети как губка - впитывают всё, что видят и слышат. Потому нужно сделать так, чтобы это было нечто хорошее и положительное.

Техника преподавания

Это еще одна немаловажная тема, которую нужно затронуть, рассказывая про профессиональные и психологические качества учителя. Задача педагога - не только воспитать в учениках личность, но и преподать им урок. То есть разъяснить материал, научить их пользоваться полученными знаниями.

Итак, учитель должен владеть методикой преподавания - это во-первых. Во-вторых, у него должна быть психологическая подготовка. Также он обязан являться эрудированным во всех отношениях человеком. Соответствующий кругозор также приветствуется. техника, такт и владение ораторским искусством - всё это тоже является качествами профессионального преподавателя.

Еще человек должен быть увлечен своим делом, предметом. Он обязан его любить. Тогда педагог будет рассказывать материал профессионально, но интересно, от себя, даже не глядя в конспекты. Это очень ценно. По сути, преподаватель делает невиданную ранее учениками чужую, непонятную информацию простой и элементарной. Для этого необходим талант. Именно по данной причине говорят, что учитель - это не профессия. Это - призвание.

Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше - добрый или строгий? Какой будет более успешен - бунтарь или конформист?

Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)

А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.

Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)

Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ - это профессиональный стандарт педагога , вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.

Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.

Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.

В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии - педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»

Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных - за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель - тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Идеальный учитель с точки зрения… учителей

А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней - за отличное знание предмета и терпеливость.

Но главное - именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.

Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя - это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.

Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель - это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.

Гоар Саркисян

студентка МГОУ

А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?

Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности

Профессиограмма педагога

Как мы уже отмечали, учитель в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения этих функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама специфика педагогического труда предъявляет к нему, к его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами.

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения…».

В советской школе профессиографическое учение труда и личности учителя наиболее активно проводилось еще в 20-30-е годы, когда закладывались основы советской школы. Личность учителя рассматривается как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности.

Интерес к разработке этих вопросов возродился с 60-х годов благодаря исследованиям двух ленинградских школ, возглавляемых Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Позднее к этим исследованиям присоединилась московская школа под руководством В.А. Сластенина.

Идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены во-первых, основные качества личности, которыми должен обладать учитель; во-вторых, знания, умения, навыки для выполнения функций учителя называется профессиограммой.

Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.



Вместе с тем профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

Важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

Возрастанием требований общества к личности учителя;

Изменением критериев его профессиональной компетентности в связи с социальными и научно-техническими преобразованиями;

Необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки.

Такое представление о профессиограмме складывалось в течение предшествующих десятилетий.

Профессиональные и личностные качества педагога

Какими же свойствами, качествами должен обладать педагог? В общем виде их можно представить в виде следующей схемы.

Свойства учителя


Специальные Личностные

Объективные (научная Субъективные (личный (нравственно-волевые

подготовка учителя) учительский талант) качества)

Рис. 1. Профессиональные и личностные качества педагога

Проблема субъективных свойств педагога стала предметом теоретического и экспериментального изучения учеными Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.В.Кондратьевой, Л.М.Митиной и др.

Выделяют следующие свойства субьективности педагога:

1. Психо-физиологические свойства субъекта (задатки), являющиеся предпосылками осуществления ими своей профессиональной роли (тип темперамента, эмоциональная возбудимость, тип восприятия, гибкость мышления и др.).

Наиболее значимы для профессионально-педагогической деятельности особенности типа высшей нервной деятельности (ВНД), которые можно рассматривать как психофизическую основу индивидуальных качеств учителя, необходимых ему для осуществления своей работы. Известно, что в основе ВНД лежат два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью, различные сочетания которых и определяют индивидуально-психологические особенности человека - его тип темперамента, особенности восприятия и мышления, внимания, трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость и т.д. Педагогическая деятельность и индивидуально-психологические качества педагога должны быть в определенном соответствии. Такое соответствие далеко не всегда возникает само по себе (хотя бывают счастливые случаи совпадения, тогда говорят о природном призвании, о прирожденном учителе). Его нужно достигать. Предпочтительны для педагогической профессии следующие индивидуально-психологическими свойства и качества:

1) сильный тип ВНД, определяющий сочетание тех качеств темперамента, которые лежат в основе развитой тенденции к лидерству, работоспособности, выносливости, решительности, активности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, уверенности в себе и т.д.

2) сформированность произвольного внимания, высокий уровень мыслительной деятельности, памяти.

3) эмоциональная уравновешенность (умения владеть собой даже в эмоциогенных ситуациях).

4) социальная чувствительность, рефлексивность (способность человека к самоотчету, самоанализу собственных психических состояний; способность видеть себя как бы со стороны, иногда глазами других).

2. Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-либо деятельность, при меньших затратах труда достигаются большие результаты.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные группы способностей. Так, Ф.М. Гоноболин относит к важным индивидуальным свойствам учителя способности “понимать детей, видеть в них хорошее и плохое, чувствовать, как они воспринимают учебный материал, объективно оценивать их знания и способности, работать творчески, успешно транслировать знания учащимся, владеть языком, умело организовывать школьников в детский коллектив, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением”

Шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности выделяют И.А. Зязюн, М.С. Бургин и др., к ним относятся следующие способности:

Коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

Перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

Динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

Эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

Оптимистическое прогнозирование;

Креативность – способность к творчеству.

Как видно из приведенного выше списка педагогических способностей, они включают в себя многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей.

3. Направленность личности, ее составляют ценностные ориентации человека. В нашем случае будем говорить о профессионально-педагогической направленности учителя. Под профессионально-педагогической направленности личности учителя (ППН) понимают устойчивую, доминирующую (преобладающую) систему потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющую поведение учителя, его отношение к профессии и к своему труду.

Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты:

1. Интерес и любовь к детям, к профессии, творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств;

2. Осознание трудностей и проблем в учительской работе;

3. Потребность в педагогической деятельности;

4. Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии;

5. Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе.

Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя:

Истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

Формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

Ложнопедагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности)

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя. Считает, что она представляет из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности, пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера. Иначе В.А. Сластенин считает, что ППН - это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение; на ученика или ученический коллектив; на средства педагогического воздействия; на цели педагогической деятельности. Что является ведущей направленностью? Конечно, направленность на цель педагогической деятельности, которая заключается в создание условий для гармоничного развития личности учащегося. Такую направленность можно считать гуманистической. Почему? (Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей).

4. Профессинально-педагогические и предметные знания и умения. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания. Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.

Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления.

Знания закладывают прочные основы для развития и формирования педагогических умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности.

Умения и навыки - это способы применения знаний на практике, их представленность в модуле объективно-необходимых качеств педагога очевидна. Учитель настолько профессионален, насколько эффективно может применить общенаучные, предметные, психолого-педагогические и общекультурные знания в своей практической деятельности. Спектр профессионально-педагогических умений и навыков многообразен. Так, в профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.

В блок базовых педагогических умений учителя входят следующие типы умений: диагностические, конструктивные, коммуникативные, аналитические.

Другим фактором, влияющим на педагогическую деятельность, являются личностные качества учителя. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Проблеме профессионально значимых качеств личности учителя посвящены работы Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина и др. Несмотря на разные подходы, относительно набора ПЗЛК и их классификации, у этих ученых наблюдается сходная точка зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества наряду с профессионально-педагогической направленностью фундаментальным компонентом личности учителя, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых качеств личности учителя.

Профессионально значимые качества личности учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Существуют различные классификации качеств личности учителя, например, вариант классификации профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), разработанный В.П. Симоновым. В этой классификации содержатся конкретные оптимальные характеристики качеств личности педагога:

1. Психологические черты личности как индивидуальности: сильный, уравновешенный тип нервной системы; тенденция к лидерству; уверенность в себе; добросердечие и отзывчивость; гипертимность (активность, подвижность).

2. Педагог в структуре межличностных отношений: преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; адекватная, нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать индивидуальные психофизические возможности учащихся;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;

д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение четко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;

и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников.

Как видим, в этом варианте профессионально значимых личностных находят отражение самые важные профессиографические аспекты модели современного учителя.

Интересна классификация ПЗЛК, предложенная Т.А. Юзефавичус. Для данной классификации она берет 1) доминантные без которых невозможна эффективно осуществлять педагогическую деятельность; 2) периферийные, они не оказывают решающего влияния, но способствуют успешности; 3) негативные – ведут к снижению эффективности труда; 4) профессионально недопустимые.

К доминантным профессионально-значимым качествам личности учителя относятся следующие качества:

Гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

Любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

Оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

Справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

Общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

Требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

Альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

Волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

Толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

Педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

Эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость;

Интеллигентность (обаяние, духовность);

Современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

Доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

Креативность (творчество).

К периферийным профессионально-значимым качествам личности учителя относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

К негативным профессиональным качествам личности учителя относятся: неуравновешенность, пристрастность, мстительность, высокомерие, рассеянность.

И еще одна группа - это профессионально недопустимые качества: наличие вредных привычек, нравственная нечистоплотность, рукоприкладство, безответственность, грубость, некомпетентность.

В жизни, в педагогической действительности мы не увидим учителя, который воплощает в себе только доминантные и периферийные качества и наоборот. Они комбинируются в личности педагога до бесконечности разнообразно. Эта комбинация и определяет индивидуальный стиль его деятельности, неповторимость профессионально значимых личностных качеств у каждого отдельно взятого педагога. В этом плане тоже возможны типизации личностей и деятельности, но об этом посмотрите самостоятельно.

В наши дни широкое применение имеет понятие «компетентность» - способность человека (его личные и квалификационные возможности) решать какие-либо вопросы. Педагогическая компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Так аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

Анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);

Осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами и др.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. В их состав входят: формулировка диагностируемых образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений при достижении результата и выбор способов их преодоления; конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса и др.

Проективные умения реализуются при разработке проекта образовательного процесса. Они включают такие умения как: планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, интересов, средств, опыта и собственных качеств личности; определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них и др.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. Рефлексия понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.

Содержание практической готовности проявляется в наличии 2-х групп умений - организаторских и коммуникативных. Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования. К группе организаторских умений относятся мобилизационные, дидактические, развивающие и ориентационные умения.

К группе коммуникативных умений относятся перцептивные умения, это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей), а также собственно умения педагогического (вербального) общения и умения и навыки педагогической техники (умение выбирать правильный стиль и тон, управлять вниманием, чувство темпа, развитие культуры речи, управление своим телом, регулирование своего психического состояния и пр.).

На основе сплава личностных качеств и профессиональной компетентности учителя рождается педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма. В педагогической энциклопедии понятие "педагогическое мастерство" трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.

Быть мастером педагогического труда - значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого.

Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

  • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
  • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
  • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.

Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

1. Уважение к детям

Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

2. Толерантность

Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.

Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

3. Понимание того, что учитель оказывает услугу

Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

5. Чувство границы

Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

6. Понимание своей миссии

Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

7. Самокритичность

Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

8. Самоирония

Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .

Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.

, 1854.07kb.

  • , 1607.88kb.
  • I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности , 1519.05kb.
  • 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности , 4934.03kb.
  • 2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Академии , 2396.01kb.
  • По реализуемым профессиональным образовательным программам наблюдается высокий качественный уровень преподавательского состава. В целом по вузу показатель преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 61,2%.

    2.4.4. Самооценка преподавателей

    114 преподавателям различных кафедр было предложено оценить качество своей профессиональной деятельности. Результаты приведены в приложении 4. Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что половина опрошенных преподавателей высоко оценивают качество своей учебной и методической работы. Уровень же научной работы только 43 человека (37,7%) оценивают как высокий. Почти половина опрошенных преподавателей предоставляет студентам возможность выбора гибкой образовательной траектории изучения преподаваемой дисциплины и только десятая часть (11 человек) не предоставляют такой возможности.

    Также был проведен опрос преподавателей по системе «SWOT». Им предлагалось отметить сильные и слабые стороны образовательного процесса, их профессиональной деятельности, а также возможности развития и препятствия, стоящие на этом пути.

    К сильным сторонам своей профессиональной деятельности преподаватели отнесли использование нетрадиционных форм работы, ролевых методик (ИФФ), использование различных ТСО (кроме ВТ), разнообразных форм контроля, в том числе тестовый на ЭВМ.

    К слабым сторонам – неудовлетворительное обеспечение учебного процесса современными учебниками, словарями, пособиями, что отрицательно сказывается на качестве проводимых занятий. Деятельность студентов на лекциях сводится к записи конспекта по диктовку, отсюда низкая активность аудитории. Недостаточно заданий поискового и исследовательского характера. Мало авторских программ и методик.

    Заслуживает внимания тот факт, что мнения студентов и преподавателей в отражении сильных и слабых сторон организации образовательного процесса во многом совпали. Это значит, что обозначенные проблемы действительно имеют место и надо искать пути их решения.

    Возможности совершенствования своей профессиональной деятельности преподаватели видят в работе над кандидатскими и докторскими диссертациями, расширении содержания читаемых курсов, совершенствовании методов работы со студентами, самообразовании и стажировках.

    2.4.5. Анализ качества учебного процесса

    и педагогической деятельности по системе «SWOT»

    В табл. 16 приведены результаты анализа качества учебного процесса и педагогической деятельности по системе «SWOT».

    Таблица 16

    Анализ качества учебного процесса и педагогической деятельности

    по системе «swot»


    Сильные стороны
    • Принята и начала функционировать система оценки качества учебного процесса и педагогической деятельности на основании мнения студентов
    • Организована НИЛ для подготовки экспертов для анализа качества деятельности преподавателей
    • Высокий качественный уровень профессорско-преподавательского состава
    • Предоставление условий для обучения в аспирантуре и докторантуре преподавателям университета
    • Признание преподавателями необходимости решения проблемы качества подготовки специалистов образовании в ШГПУ
    • Активное внедрение результатов научных исследований преподавателей в учебный процесс
    • Ориентация преподавателей на формирование и профессиональное развитие студентов

    Слабые стороны
    • Ориентация преподавателей в основном только на репродуктивные методы обучения
    • Недостаточное использование современных методов и технологий в учебном процессе, в том числе компьютерных технологий
    • Низкая мотивация у части студентов при изучении дисциплины (на занятиях отвлекаются, занимаются посторонними делами)
    • Недостаточная информационная база университета
    • Ограничение возможности в пользовании преподавателями сетью ИНТЕРНЕТ
    • Отсутствие научной библиотеки
    • Недостаточный уровень разработанности системы оценивания и самооценивания качества преподавательской деятельности (критериев и показателей)

    Возможности
    • создание в университете мониторинговой службы по отслеживанию качества учебного процесса и преподавательской деятельности
    • создание системы дополнительного образования для повышения мастерства преподавателей университета
    • Повысить квалификацию преподавателей в области использования инновационных, в том числе компьютерных технологий
    • Повысить квалификацию преподавателей в области создания мотивации и положительного эмоционального настроя на занятиях
    • Превратить лекционное время студентов в активное время по изучению содержания дисциплин ПрОП

    Тревоги, препятствия
    • Невысокая психологическая культура пользователей информации о качестве учебного процесса и педагогической деятельности
    • Сопротивление некоторых кафедр и преподавателей использованию мнения студентов о качестве учебного процесса и педагогической деятельности
    • Низкий уровень рефлексии преподавателей, непонимание своих проблем
    • Возможность искажения системы, ее излишняя формализация, использование не в интересах преподавателя и повышения качества учебного процесса
    • Наличие инертности в самооценивании преподавательской деятельности
    • Расчете штатов ППС по контингенту студентов, а не по трудоемкости профессиональных образовательных программ специальностей (доведение до 10 человек на 1 преподавателя)

    2.4.6. Качество педагогической практики.

    Источники информации. Измерители

    Качество прохождения педагогической практики студентов в образовательных учреждениях – важнейший критерий оценки качества полученной ими общекультурной, специальной и профессиональной педагогической подготовки на протяжении всех лет до ее прохождения.

    Педагогическую практику студентов можно характеризовать «качественной» на современном этапе если:

    • разработана, принята и функционирует система оценки качества деятельности студентов-практикантов и преподавателей методистов;
    • в академической подготовке студентов используются активные методы обучения:
    • создана информационная база данных по инновационным педагогическим технологиям и современным методикам преподавания предметов;
    • студенты во время практики проявляют самостоятельность, творческую готовность в изучении систем работы учителей, к которым они приходят на практику,
    • изучают достоинства и недостатки в работе учителей по показателям учебной успешности, уровня воспитанности учащихся, знакомятся с проблемами, которые возникают у последних во взаимоотношениях с учителями, родителями, с учащимися в учебной группе или в школе,
    • проводят духовно- нравственную работу с учащимися на уроках и во внеучебное время,
    • повышают уровень учебной успешности учащихся, уровень самовоспитания, самоорганизации, самоконтроля.
    Источниками информации для оценки качества педагогической практики являются материалы НИЛ качества подготовки специалиста, а также:
    • Устав ШГПУ
    • Рабочие тетради по всем видам практики
    • Отчеты факультетских руководителей, студентов о прохождении практики
    • Типовая инструкция по организации и проведению педагогической практики студентов
    • Договоры о взаимном сотрудничестве с базовыми учреждениями.
    Анализируется мнение самих студентов и мнение преподавателей по организации педагогической практики и ее влиянии на качество профессиональной подготовки студентов.

    В ШГПУ в 1999-2000гг. одним из основных источников информации для анализа качества педагогической практики явились данные по результатам опроса преподавателей и студентов 4-5 курсов. Результаты представлены в таблице 17.

    Таблица 17

    Удовлетворенность организацией педагогической практики


    Факультет

    ФФК

    ИФФ

    ФПП

    По вузу

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    1

    Удовлетворены ли Вы состоянием организации педагогической практики в вузе?

    Да

    74

    85

    71

    79

    70

    75

    64

    80

    70

    78

    Нет

    23

    15

    29

    21

    30

    25

    11

    20

    30

    22

    Позволяет ли педпрактика формировать и развивать профессиональные качества

    Да

    81

    98

    79

    91

    75

    94

    64

    99

    75

    91

    Нет

    9

    2

    21

    9

    25

    6

    36

    1

    25

    9

    Мнения студентов и преподавателей об организации педагогической практики в вузе в основном совпадают: и тех, и других в целом удовлетворяет сложившаяся система ее организации. В то же время оценки значимости педагогической практики в формировании системы будущей педагогической деятельности у студентов и преподавателей отличаются: 96% студентов и только 75% преподавателей утвердительно ответили, что педпрактика позволяет формировать и развивать профессиональные качества студентов. Объяснить полученный результат можно тем, что только половина из опрошенных преподавателей являются методистами. Полностью результаты опроса приведены в приложении 4.

    По данному вопросу был проведен опрос преподавателей и студентов по системе «SWOT». Им предлагалось отметить сильные и слабые стороны организации педагогической практики, а также возможности развития и препятствия. Было опрошено около 300 студентов 4-5 курсов всех факультетов, кроме естественно-географического.

    Полученные данные позволили выявить следующие возможности улучшения организации педагогической практики:

    • Введение дня посещений занятий в школе
    • Поднятие морально-этического уровня практикантов
    • Организация непрерывной педпрактики с 1 по 5 курс
    • Разработка для каждого студента конкретного плана-задания и осуществление контроля и оценки его выполнения
    • Создание школ-лабораторий, закрепление их за определенными факультетами, прикрепление к ним студентов задолго до практики. Это позволит студентам заранее знакомиться с педагогическими коллективами, позволит им более активно взаимодействовать с представителями других специальностей, вырабатывать общие стратегии с учащимися.
    • Создание современного информационного обеспечения для студентов в условиях педагогической практики, а именно: методических материалов для организации ими дидактической работы с учащимися на уроках и внеучебной деятельности, методических разработок в помощь при организации воспитательной работы с детьми, их родителями, в разрешении конфликтов с группами, методических материалов для психологического изучения учебных групп, учащихся, диагностики их творческих потенциалов развитию их способностей.
    В целях повышения качества педагогической практики предлагается исследовать:
    • уровень готовности студентов к ее прохождению,
    • затруднения, испытываемые студентами в процессе ее прохождения с учетом получаемых специальностей,
    • предложения в адрес университета и школ по вопросам повышения качества подготовки к практике и ее организации через анкетирование студентов.

    2.4.7. Анализ качества педагогической практики по системе «SWOT»

    В таблице 18 приведены результаты анализа качества организации педагогической практики по системе «SWOT».

    Таблица 18

    Анализ качества педагогической практики по системе «swot»


    Сильные стороны
    • Создание при университете студенческого педагогического отряда по работе с детьми, что позволяет оказывать реальную помощь школам в организации досуга детей и является базой для подготовки и проведения практики;
    • Одновременная работа методистов кафедр университета в школах;
    • Действующая система учебного телевидения в университете, что позволяет демонстрировать студентам образцы высокопродуктивной деятельности учителей высшей категории.
    • Широкое использование в университете внеаудиторных форм работы: драматическая студия, театр Моды и.т.д., что позволяет студентам лучше справиться с обязанностями классного руководителя.

    Слабые стороны
    • Не все базовые учреждения имеют хорошую учебно-материальную и спортивную базы.
    • Руководство практикой осуществляют преподаватели, не работавшие в школе.
    • Недостаточное знание студентами программы средней школы до выхода на практику
    • Не достаточная общая и профессиональная культура студентов.
    • Слабое обеспечение студентов методической литературой библиотекой университета.
    • Не достаточно внимания обращается на актуализацию способностей студентов во время учебного процесса в вузе с целью выявления этих способностей и максимального их развития.
    • Слабое руководство со стороны кафедры акмеологии творческой школой-лабораторией, созданной при школах 1,2.

    Возможности
    • Оборудование в университете кабинетов педагогической практики и педагогического мастерства.
    • Введение в вузе курса «Основы педагогического мастерства».

    Тревоги, препятствия

    Финансовые:
    • невозможность командировать преподавателей вуза в сельские малокомплектные школы для осуществления методической помощи и контроля, за ходом педагогической практики студентов,
    • отсутствие средств для организации инструктивных сборов для подготовки студентов к практике в летних оздоровительных лагерях

    2.5. Система работы с научно-педагогическим кадрами.

    Повышение квалификации

    В ШГПУ подготовка научно-педагогических кадров, переподготовка и повышение квалификации педагогических, научных и других работников ведется в соответствии с Уставом вуза, утвержденным МО РФ 14.11.97 г..

    Система подготовки и повышения квалификации кадров реализуется прежде всего через службу проректора по научной работе и осуществляется в следующих формах:

    • докторантура;
    • перевод преподавателей-кандидатов на должности научных сотрудников;
    • предоставление творческих отпусков для завершения работы над кандидатскими и докторскими диссертациями;
    • очная и заочная аспирантура;
    • соискательство;
    • научная, педагогическая, творческая стажировка в научно-исследовательских учреждениях, в других высших учебных заведениях, в том числе за рубежом.
    Для более полного охвата повышения квалификации преподавательских кадров и реализации современных потребностей преподавателей в повышении квалификации в ШГПУ приглашаются для чтения лекций ведущие ученые РАН и РАО и других высших учебных заведений страны.

    Так были прочитаны следующие курсы:

    • Состояние науки об образовании в современной России и методологическая культура педагога.
    • Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
    • Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.
    • Формы связи педагогики с другими науками. Педагогики и философия. Педагогика и психология.
    • Логика педагогического исследования.

    При анализе качества научно-педагогических кадров выделим сильные и слабые стороны.


    Сильные стороны
    • Наличие сложившихся научных школ по естественнонаучным, гуманитарным направлениям, способствующих профессиональному росту научно-педагогических кадров;
    • Наличие аспирантуры, докторантуры;
    • Наличие трех специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций;
    • Наличие внутривузовской системы работы с кадрами, привлечение к научно-педагогической деятельности в вузе лучших выпускников, выступление с лекциями ведущих ученых страны;
    • Функционирование и развитие системы повышения квалификации преподавателей по проблеме качества образования

    Слабые стороны
    • Высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава на некоторых кафедрах и по университету в целом
    • продолжающееся старение профессорско-преподавательского состава.

    Возможности
    • Создание на факультете повышения квалификации университета отделения для дополнительного образования и повышения квалификации преподавателей университета.