Толкование библии, деяния святых апостолов. Деяния святых апостолов Кто писал деяния святых апостолов

Спрашивает Натали
Отвечает Игорь, 05.10.2007


Документально точно неизвестно, кто написал книгу Деяния Апостолов. Однако, многие соглашаются, что автором является Лука.

Например, комменатрий к Новому Завету Уильама МкДональда говорит:

Внешние свидетельства того, что Деяния написал Лука, убедительны, широко распространены и относятся к раннему периоду истории Церкви. Направленный против маркионизма "Пролог к Евангелию от Луки" (около 160-180 гг.), канон Муратори (около 170-200 г.) и ранние отцы Церкви: Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген - все соглашаются с тем, что Лука - автор Деяний. Того же мнения почти все, кто следует за ними в церковной истории, включая такие авторитеты, как Евсевий и Иероним.

В самом тексте Деяний есть три внутренних свидетельства, доказывающих авторство Луки. В начале Деяний автор особо упоминает более раннее произведение, также посвященное Феофилу. Из Евангелия от Луки () ясно, что здесь имеется в виду третье Евангелие. Стиль, экспрессивность изложения, лексика, особое внимание, уделяемое апологетике, и множество более мелких деталей связывают эти два труда. Если бы не желание поместить Евангелие от Луки вместе с другими тремя Евангелиями, без сомнения, эти два произведения вошли бы в Новый Завет вместе, как например 1-е и 2-е послания к коринфянам.

Далее, из текста Деяний ясно, что автор был спутником Павла в его путешествиях. Об этом свидетельствует использование местоимения "мы" в некоторых стихах ( ; 20:5 - 21:18; 27:1 - 28:16); то есть автор непосредственно присутствует при событиях, о которых сообщает. Попытки скептиков объяснить эти особенности как чисто художественный прием неубедительны. Если они были добавлены только с целью придать произведению большую достоверность, то почему они вводятся так редко и ненавязчиво и почему лицо, входящее в это "мы", не называется по имени?

Наконец, если исключить других спутников Павла, упомянутых автором в третьем лице, а также тех его спутников, о которых известно, что они не были с Павлом во время событий, описанных в данных отрывках (с "мы"), то единственным реальным кандидатом является Лука.

С уважением,
Игорь

Читайте еще по теме "Библия. О Книге книг":

Рубенс, Питер Пауль (1577 -1640)

Имеется существенное различие между христианством и иными религиями. Христианство в отличие от других мировых верований упорно подчеркивает свою историчность. Действительно, всем прекрасно известно время появления христианского вероучения, эпоха и регион жизни и действий Иисуса Христа. Собственно, само понятие «наша эра» есть ничто иное как временной период, начало которого связано с Рождеством Спасителя. Православная Церковь ясно свидетельствует, что в определенный момент истории Бог Слово, Сын Божий, пришел в наш мир, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, жил и проповедовал среди народа Израильского, принял мученическую смерть на Кресте и затем воскрес из мертвых. Церковь бережет воспоминание о каждом мгновении жизни Иисуса Христа. Этим объясняется появление Евангелий – четырех жизнеописаний Спасителя, составленных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. Христиане верят, что каждое из Евангелий писалось апостолами по вдохновению от Бога – их рукой водил Святой Дух. При этом, апостолы не были «марионетками» Бога – каждое из Евангелий несет на себе явный отпечаток их авторской позиции. Принято считать, что Евангелие от Матфея писалось для христиан из еврейской среды, Евангелие от Марка создавалось для бывших язычников. Апостол Лука, создатель третьего по счету Евангелия, хотел описать жизнь Христа с исторической скрупулезностью. А апостол Иоанн, который писал Евангелие последним, стремился дополнить три первых евангельских повествования. Упомянутый уже апостол Лука является также автором еще одной значимой для христиан библейской книги – Деяний святых апостолов, в которой описываются первые годы существования Христианской Церкви. Первое зачало, отрывок, из книги Деяний в традиции Православной Церкви читается во время пасхального богослужения.

1.1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 1.2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, 1.3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 1.4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 1.5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 1.6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 1.7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 1.8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Апостол Лука написал Евангелие и книгу Деяний по просьбе некоего Феофила – христианина, жившего в первом веке возможно в Антиохии. Удивительно, но именно благодаря человеку, о личности и биографии которого фактически ничего не известно, было создано очень точное и яркое повествование о существовании ранней Христианской Церкви в период до начала 60-х годов первого века. Апостол Лука, взяв на себя функцию историка-хрониста, стремился непредвзято описать события, происходившие в христианской среде с момента Вознесения Христа на Небо и вплоть до заключения апостола Павла в римскую тюрьму. Святой Лука считал своим долгом рассказать не только о светлых эпизодах из жизни древних христиан. В книге Деяний можно найти упоминание и о тех нестроениях, искушениях, которые преодолевались первыми учениками Спасителя. Пример этому мы видим в прозвучавшем отрывке. С одной стороны, святой Лука рассказывает о великой радости, которую испытывали апостолы, в течение сорока дней общаясь с Воскресшим Христом. С другой стороны, перед нашими глазами предстает печальная картина – ученики Христа даже после Воскресения Спасителя продолжали считать, что Иисус Христос должен стать земным царем, который им, апостолам, также даст править Израилем. Свое видение ученики Христа изменили лишь в день Пятидесятницы, когда на них в виде языков пламени сошел Святой Дух. Об этом событии мы также узнаем из книги Деяний.

Вв. название praxeis apostolon закрепляется в рукописной традиции (Синайский и Ватиканский кодексы, Кодекс Безы). В греч. минускульных рукописях начиная с XIII в. апостолы в заглавии часто обозначаются как святые (praxeis ton agion apostolon). В рукописях Италы и Вульгаты название дается в форме Actus (а не Acta) apostolorum.

Греч. слово Praxeis в приложении к лит. произведениям является синонимом латинского Res gestae и в античности начиная с IV в. до н.э. означало сочинения исторического и историко-биографического характера (напр., «Деяния Александра» Каллисфена, сочинения Анаксимена из Лампсака, Сосила и проч. ).

Авторство

В ранних рукописях текст Деяний святых апостолов приводится без указания автора. Имя его - Лука - появляется сначала в рукописях 3-го Евангелия , в заглавии книги Деяний святых апостолов указывается только в послеиконоборческих минускулах (начиная с в.). Тем не менее святоотеческая традиция со 2-й пол. в. единодушно называет автором книгу Деяний ап. Луку , о котором апостол Павел неск. раз упоминает в Посланиях как о своем спутнике-помощнике (Флм 1, 24 ; 2 Тим 4, 10), враче (Кол 4, 14) и евангелисте (если 2 Кор 8, 18 относится к Луке) . По мнению одних толкователей, он принадлежал к числу 70 (72) апостолов , но ушел от Господа после беседы о хлебе жизни (Ин 6, 66 ; по дороге в Эммаус Воскресшего Христа встретили Нафанаил и Клеопа - ), а потом вновь вернулся в Церковь после проповеди ап. Павла . Др. экзегеты отмечают, что он не видел Спасителя во время Его земного служения . В Антимаркионитском прологе, у блж. Иеронима и Евсевия Кесарийского указывается происхождение ап. Луки из Антиохии (Сирия) .

В научно-критической библеистике, с XIX в. авторство Деяний святых апостолов и достоверность преданий о жизни дееписателя неоднократно ставились под сомнение. Прежде всего отмечалось отсутствие каких бы то ни было сведений о евангелисте Луке у Папия Иерапольского (60–130). Еретик Маркион , отвергнувший все Евангелия, кроме Евангелия от Луки, и включивший его в свой канон, тем не менее оставил его анонимным . Поскольку со в. считается, что канонические книги должны быть написаны близкими учениками Господа или апостолов, предания о происхождении, медицинском образовании и служении евангелиста могли основываться не на независимом свидетельстве, а на новозаветных текстах. В частности, вывод о происхождении Луки из Антиохии помимо того внимания, какое уделяется этому центру христианства в Деяния святых апостолов, может быть сделан из Деян 13, 1 , где упоминается Луций Киринеянин (кроме того, в «западном типе» текста повествования от 1-го лица (т. н. мы-пассажи) включают и Деян 11, 28).

В отношении авторства Деяний святых апостолов рус. библейская наука занимает вполне определенную позицию, доказывая, во-первых, единство автора (в противовес гипотезам о механической компиляции из разных источников), во-вторых, его личное участие в описываемых событиях как спутника ап. Павла, и, наконец, то, что этим автором был никто иной, как евангелист Лука .

Вопрос о том, был ли автор Деяний святых апостолов врачом, приобрел особую остроту после работ У. К. Хобарта , позицию которого поддержал А. фон Гарнак . По мнению Хобарта, в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов встречается большое количество медицинской лексики, использовать которую мог только профессиональный врач, в частности такие термины, как «расслабленный» (paralelumenos - в Лк 5, 24 ; Деян 8, 7 (в греч. тексте - 8. 8); Деян. 9, 33), «постель» (klinidion - в Лк 5, 19 , 24; klinarion - в Деян 5, 15), «горячка» (в греч. тексте Деян 28. 8 стоит во мн. числе puretois и проч. Особенно интересны параллели с сочинениями греч. медика Диоскорида Педиана из Тарса. Однако Г. Кэдбери поставил под сомнение выводы Хобарта , поскольку, по его мнению, для эпохи античности вообще сложно говорить о существовании медицинской терминологии как таковой и все предполагаемые термины в равной мере употребляли не только профессиональные врачи, но и просто образованные люди при рассказе о болезнях (в частности, Кэдбери ссылается на Иосифа Флавия , про которого точно известно, что он не был знаком с медицинской наукой). До кон. в. большинство ученых принимали выводы Кэдбери. Однако в ряде совр. работ было показано, что медицинское образование евангелиста и дееписателя проявляется не в лексике, а в том, как именно он описывает симптомы, течение и продолжительность болезней (Лк 9, 39 ; Деян 13, 11 ; Деян 14, 8), методы и время исцеления (Деян 3, 7 (особенно сл. parahrema - вдруг); Деян 9, 18 ; Деян 14, 10) .

Время написания

Эрик Нюстрем: "Полагают, что эта книга написана около г. по Р.Х." .

Согласно Новой женевской учебной Библии, существуют три версии о времени написания Деяний апостолов: между -м и гг. по Р.Х., между -м и гг. и ранее г. Первые две основаны отчасти на теории, что автор Деяний (вероятно, не Лука) использовал труд иудейского историка I в. (ок. / - гг. по Р.Х.) Иосифа Флавия ("Иудейские древности", 18.4-10 и 20.97-98), откуда почерпнул сведения о восставших Февде и Иуде (Деян. 5, 36 , 37). Но вполне возможно, что Февда, которого упоминает Гамалиил (Деян. 5,36), и Февда, о котором пишет Иосиф, - разные лица. Равным образом и упоминание Лукой и Иосифом Флавием Иуды (6 г. н.э.) не доказывает, что один автор зависел от другого. Приверженцы поздней датировки утверждают, что Лука (Деян. 12,19 -23) был ознакомлен с описанием смерти Ирода Агриппы I (44 г. н.э.), сделанным Иосифом Флавием ("Иудейские древности", 19.343-350), и что он заимствовал материал оттуда, поскольку оба автора описывают это событие в сходных выражениях. Все же эти два описания значительно разнятся. Кроме того, указывалось, что богословие книги Деяния совпадает с идеями Иустина Мученика , писателя в. Но эта теория верна, скорее, в обратном порядке: Иустин Мученик мог почерпнуть свои богословские выкладки из книги Деяния.

Сторонники более поздней датировки - г. - утверждают, будто текст Лк. 21,20 , где упоминаются войска, свидетельствует, что разрушение Иерусалима уже свершилось, когда Лука писал Деяния. Можно отметить, что Марк употребляет выражение "мерзость запустения" (пророчество из Дан. 9,27 , повторенное в Мк. 13,14 и Мф. 24,15) как несомненно понятное иудеям. Лука, напротив, говоря об исполнении того же пророчества, употребляет слово "войска", т.е. выражение, понятное язычникам. Но в любом случае разница в выборе слов не свидетельствует о том, что Иерусалим уже пал.

Мнение, что Деяния были написаны Лукой ранее г. по Р.Х. (вероятно, ок. - гг.), более правдоподобно. Во-первых, гл. 28 заканчивается на том, что Павел пользуется частичной свободой. В ожидании суда кесаря Павел имеет возможность проповедовать всем, кто приходит к нему, - это могло происходить до 64 г., когда Нерон возложил на христиан ответственность за пожар в Риме . Во-вторых, о смерти Павла не упоминается, а ведь из 2 Тим., гл. 4 ясно, что она близка и неизбежна (и случилась, вероятно, в - гг.). В-третьих, в конце книги Деяния Лука описывает благосклонность римского правительства к христианству; после 64 г. отношение к нему стало иным. В-четвертых, на более раннюю дату написания книги указывает словоупотребление, характерное для самого раннего периода христианства: "ученик", "первый день недели" - позднее он стал называться "днем Господним" (Откр. 1,10 ; в синодальном переводе "день воскресный" - неточно), "народ израильский" (Деян 4,27) - позднее (Тит. 2,14) это выражение включает и иудеев, и язычников - "народ особенный", "Сын Человеческий" (Деян 7,56) .

Единство с Евангелием от Луки

К наиболее существенным композиционным различиям относится отсутствие в Евангелии от Луки характерных для Деяния святых апостолов «длинных речей». Но, как и в Евангелии от Луки, в книге Деяний встречаются т. н. диптихи (напр., наиболее заметные - сопоставление рождения и служения Иоанна Предтечи и Спасителя в Евангелии от Луки и служения апостолов Петра и Павла в Деяниях святых апостолов). В целом в служении апостолов просматриваются параллели с земным служением Иисуса Христа: на апостолов также сходит Св. Дух (Деян 2, 1 –4; ср.: Лк 1, 35 –36; Лк 3, 21 –22), апостол Петр в проповеди толкует стих из Свящ. Писания (Иоил 2, 28 –32 в Деян 2, 16 –36; ср.: Лк 4, 14 –30, где истолковывается Ис 61, 1 –2), апостолы призывают новых верующих (Деян 2, 37 –41, 47b; ср.: Лк 5, 1 –11, 27, 32), исцеляют хромого нищего (Деян 3, 1 –10; ср.: исцеление слепого нищего в Лк 18, 35 –43), их допрашивают в синедрионе (Деян 4, 1 –22; ср.: Лк 22, 66 –71), они совершают чудеса, исцеления и изгнания демонов (Деян 5, 12 –16; Деян 8, 6 –7, 13; ср.: Лк 4, 40 –41; Лк 6, 17 –19), исцеляет прикосновение к одеждам Павла (Деян 19, 11 –12; ср.: Лк 8, 43 –48), иудейские первосвященники и саддукеи хотят убить апостолов за их проповедь (Деян 5, 17 –42; ср.: Лк 19, 47), ап. Петр воскрешает Тавифу (Деян 9, 36 –42; ср.: Лк 7, 11 –15), благочестивый рим. сотник Корнилий первым из язычников принимает Крещение (Деян 10, 1 –48; ср.: сотник в Лк 7, 1 –10 - первый язычник, который просит об исцелении, а сотник в Лк 23, 47 исповедует веру), ап. Павел отправляется в Иерусалим, несмотря на ожидающую его там опасность (Деян 19, 21 ; Деян 21, 8 –17; ср.: Лк 9, 51 ; Лк 13, 33 ; Лк 19, 11 –28), он идет в храм (Деян 21, 17 –26; ср.: Лк 19, 28 –48), схвачен иудейской толпой, но потом оказывается в руках рим. властей (Деян 21, 30 –36; Деян 23, 23 –26, 32; ср.: Лк 22, 47 –54; Лк 23, 1 –25), апостол выступает против саддукеев (Деян 23, 6 –9; ср.: Лк 20, 29 –38), благословляет и преломляет хлеб (Деян 27, 35 ; также см.: Деян 20, 7 –11; ср.: Деян 27, 35 ; также см.: Лк 24, 30), первомч. Стефан, побиваемый камнями, видит отверстые небеса и Сына Человеческого (Деян 7, 56 ; ср.: Лк 22, 69), предает дух Господу и молится о прощении своих убийц (Деян 7, 59 –60; ср.: Лк 23, 34 , 46). Деяния святых апостолов, как и Евангелие от Луки, охватывают временной промежуток в 30 лет. Оба повествования начинаются в Иерусалиме и завершаются арестом Иисуса Христа и судом над Ним. Заметны перекрестные тематические связки (пребывание апостолов в храме в Лк 24, 53 и в Деян 2, 46 ; проповедь Царства в Лк 4, 43 ; Лк 9, 2 и др. и в Деян 1, 3 и Деян 28, 31 ; «спасение Божие» в Лк 3, 6 и в Деян 28, 28). В Деяниях святых апостолов исполняются пророчества из Евангелия от Луки: «облечетесь силою свыше» в Лк 24, 49 подразумевает Вознесение Господне (Лк 24, 50 –53; Деян 1, 9 –11) и схождение Св. Духа на апостолов (Деян 2, 1 –4); пророчество Лк 21, 12 –15 о гонениях исполняется в Деян 4, 3 –5, 14; Деян 5, 17 –42. Наставление «отрясать прах» в Лк 9, 5 и Лк 10, 11 апостолы исполняют в Деян 13, 51 .

В Деяниях святых апостолов, как и в Евангелии от Луки, заметен особый интерес к вселенскому масштабу христианского благовестия. Универсализм евангелиста Луки выражается как прямо (см.: Лк 2, 10 ; Лк 2, 32 ; Лк 3, 6 ; Лк 3, 38 ; Лк 24, 47), так и в деталях (напр., вместо «равви» говорится «наставник» или «учитель» (Лк 5, 5 ; Лк 8, 24 ; Лк 8, 45 ; Лк 9, 33 ; Лк 9, 49 ; Лк 10, 25 ; Лк 11, 45 ; Лк 12, 13 ; Лк 17, 13); «море Галилейское» называется «озером Геннисаретским» (Лк 5, 1); имена рим. правителей предваряют имена еврейских (Лк 2, 1 ; Лк 3, 1); пропущены анти-языческие логии (ср.: Лк 13, 28 ; Мк 7, 24 –30; Мф 15, 21 –28) . Евангелие и Деяния святых апостолов объединяет и особое внимание к действию Св. Духа (Лк 1, 35 , 41, 67; Лк 2, 25 –27; Лк 4, 14 , 18; Лк 11, 13) ( .

При этом в Деяния святых апостолов отсутствует характерное для Евангелия от Луки противопоставление «праведник-грешник» (Лк 5, 32 ; Лк 7, 33 –35, 39; Лк 15, 1 –17; Лк 18, 9 –14; Лк 19, 6 –10). Авторитет закона Моисеева, подтверждаемый в Лк 16, 17 , оценивается иначе в Деян 13, 39 ; Деян 15, 10 , 28–29. Ветхозаветная типология Евангелия от Луки сменяется христологической в Деяниях, проповедь Царства - проповедью Воскресшего Христа. Эти различия, однако, могут быть вызваны сменой перспективы - с допасхальной на послепасхальную.

Место в каноне

Как книга Священного Писания Деяния святых апостолов цитируются христианскими писателями и отцами Церкви, начиная со сщмч. Иринея Лионского . Однако Деяния святых апостолов отвергали такие еретики, как эвиониты , маркиониты , севериане , позже - манихеи . По словам Тертуллиана , «те, которые не признают этой книги Писания, не могут иметь и Духа Святого, ибо не могут признать, что Дух Святой был ниспослан на учеников» .

В списках канонических книг Деяния святых апостолов всегда указываются отдельно от Евангелия от Луки. Обычно они следуют за 4 Евангелиями до Павловых Посланий - Канон Муратори; Euseb. Hist. eccl. III 25. 1–7; Greg. Nazianz. Carm. dogm. 12. 34; Amphil. Iambi ad Seleucum // PG. 39. Col. 296–297; каноны североафрикан. Соборов – гг.; Rufin. Comm. in Symb. Apost. 36; декрет папы Геласия; до Соборных Посланий - Cyr. Hieros. Catech. 4. 36; Athanas. Alex. Ep. pasch. 39; 60-е прав. Лаодикийского Собора г.; Ватиканский и Александрийский кодексы НЗ; Пешитта; большинство совр. правосл. изданий НЗ). Иногда книга Деяний располагаются после Евангелий и Павловых Посланий (до Соборных Посланий - Epiph. Adv. haer. 76. 5; Синайский кодекс; после Соборных Посланий и перед Откровением - Hieron. Ep. 53; Aug. De doctr. christ. 2. 8. 49; в Челтнемском списке канонических книг ( –) Деяния святых апостолов находятся до Откровения и Соборных Посланий). В самом конце НЗ Деяния святых апостолов помещают 85-е Апостольское правило (ок. , Зап. Сирия) (после Соборных Посланий, 1–2 Клим и Апостольских Постановлений) и канонический список из Кларомонтанского кодекса в. (после Соборных Посланий, Послания Варнавы, Откровения Иоанна Богослова, но до Пастыря Ермы и апокрифических Деяний Петра и Деяний Павла).

Язык книги Деяний святых апостолов

Язык книги Деяний святых апостолов характеризуется как греческий койне, более литературный, чем в других книгах НЗ, что проявляется в употреблении оптатива, инфинитива буд. времени с глаголом mellein, причастия будущего времени для указания цели, ряда риторических фигур (литот, парономасий, синонимов). Предположения, делавшиеся еще в нач. в., об использовании в Деяния святых апостолов евр. или арам. источника в наст. время отвергаются всеми исследователями (по свидетельству свт. Епифания, в кон. - нач. в. существовал перевод Деяния святых апостолов с греч. на евр. язык: Epiph. Adv. haer. 30. 3, 6). Обилие семитизмов объясняется заимствованиями из языка или подражанием ему. В частности, к «септуагинизмам» относятся: оборот kai egeneto (или kai egeneto de) плеоназмы anastas (напр., в Деян 1, 15; 5, 6, 17, 34 и др.), apokritheis (Деян 4, 19; 5, 29 и др.), arhesthai (Деян 1, 1; 2, 4; 11, 4, 15 и др.); выражение kai idou глагол «быть» в имперфекте в сочетании с причастием наст. времени; оборот en to с инфинитивом; предлог apo для обозначения причины; глаголы говорения с предлогом pros, а также, возможно, употребление ei в косвенных вопросах.

Текст книги Деяний святых апостолов

Текст книги Деяний святых апостолов сохранился в 3 основных редакциях, которые с кон. XVIII в. принято условно называть «александрийская» (представлена прежде всего Александрийским ( в.) и Ватиканским ( в.) кодексами, Кодексом Ефрема Сирина ( в.), минускулами 81 (Lond. Brit. Lib. Add. 20003; Alexandr. Patr. 59, г.) и др.), «западная» (представлена Кодексом Безы ( в.), Кодексом Лауда (кон. в.), минускулом 614 с о-ва Корфу (Керкира) (Ambros. E97 suppl., XIII в.); папирусами P29 (III в.), P38 (ок. ), P48 (III в.); копт. среднеегип. переводом в рукописи из б-ки Пирпонта Моргана ( в.) (обозначается как G67 или mae); сир. переводом Фомы Гераклейского, еп. Маббугского (), и критическим аппаратом к его переводу; фрагментом перевода на палестинский арам. язык (Perrot Ch. Un fragment christo-palestinien decouvert а Khirbet Mird // RB. 1963. Vol. 70. P. 506–555); старолат. палимпсестом из Флёри ( –VII вв.); «Гигантским» кодексом (XIII в.); цитатами из творений отцов Церкви III – вв., в основном лат. и «византийской» (или антиохийской, койне, «текстом большинства», т. е. той, которая сохр. в подавляющем большинстве греч. минускулов). Для реконструкции оригинального текста, согласно доминирующей в научной литературе точки зрения, имеют значение «александрийская» и «западная» редакции. «Западная» редакция получила известность во 2-й пол. XVI в. после находки Теодором Безой греко-латинского кодекса, впоследствии стала называться его именем. Она длиннее (напр., в Ватиканском кодексе в книге Деяний святых апостолов 13036 слов, а в Кодексе Безы - 13 904 слова) и в ряде мест существенно отличается от «александрийской» (варианты составляют примерно 3642 слова). Долгое время большинство ученых признавали вторичность «западной» версии по отношению к «александрийской» (в XIX в.- К. Тишендорф, Б. Весткотт и Ф. Хорт, в 1-й пол. в.- Ф. Кеньон, М. Дибелиус), на которой основываются все совр. критические издания. Считалось, что «западная» редакция появилась во в. в результате деятельности переписчиков.

Бог именуется Отцом (pater) всего 1 раз (Деян 2, 33). О Нем говорится как о Боге праотцов или Боге Авраама, Исаака и Иакова (Деян 3, 13), как о Творце (Деян 14, 15) и Боге славы (Деян 7, 2).

Иисус Христос называется «Господом всех», Который крестился от Иоанна , был помазан Духом Св., благовествовал по всей Иудее, начиная от Галилеи, творя добро и исцеляя всех одержимых диаволом, был распят в Иерусалиме (Деян 10, 36 –39), но плоть Его «не видела тления» (Деян 2, 31) и Он был воскрешен Богом в 3-й день, являлся избранным ученикам, которым повелел свидетельствовать о Себе (Деян 10, 40 –42).

Полнота человечества во Христе подтверждается в Деян 2, 22 и Деян 17, 31 , где Спаситель называется «Мужем» (aner), и в Деян 10, 38 , где указывается Его происхождение «из Назарета». Именно это учение вызывало наибольшую ненависть со стороны синедриона (Деян 5, 28).

Выражения «Сын», «Сын Божий» Деян 9, 20 ; Деян 13, 33 ; также в ст. 8. 37, отсутствующем в «александрийской» традиции текста) и «Спаситель» (Деян 5, 31 ; Деян 13, 23 в Деяниях святых апостолов редки. «Сыном человеческим» Иисус именуется только в Деян 7, 56 . Др. христологические титулы, такие как «Начальник жизни» (arhegos ton zoes) (Деян 3, 15 ; ср.: Деян 5, 31 ; Евр 2, 10 ; Евр 12, 2) и «Праведный» (dikaios) (

Глава I. Повеление господа Иисуса Христа.

Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца… ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1:4,5).

Вознесение Господа.

И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1: 8, 9).

Ожидание в молитве и моление об исполнении обещания.

Избрание на апостольское служение нового апостола: жребий выпадает Материю.

Глава II. Пятидесятница.

Сошествие Святого Духа на апостолов. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2: 2 - 4).

Великое смущение народа.

Мощное слово Петра: он приводит целый ряд пророчеств, которые ясно указывают на только что совершившиеся события, и в заключение призывает народ к покаянию: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2: 38, 39).

Народ умиляется сердцем: в этот самый день крестится около 3000 душ. Верующие пребывают в любви и молитве, и с каждым днем спасаемые прилагаются к Церкви.

Глава III. Первое чудо: исцеление хромого от рождения.

Изумление и страх народа.

Петр снова обращает речь свою к народу: что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?.. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами , и снова заканчивает эту свою речь призывом к покаянию тех, которые по неведению распяли Христа: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших… Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа (Деян. 3: 12, 16, 19,20,26).

Глава IV. Злоба и досада саддукеев.

Апостолов отдают под стражу.

Первосвященники Анна, Каиафа и другие, призвав апостолов, требуют, чтобы они признались, чьей властью они сотворили чудо.

Петр, исполнившись Духа Святого, дает ответ: то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав (Деян. 4: 10).

Первосвященники, недоумевая перед смелостью этих простых, некнижных люде и не имея возможности опровергать очевидное чудо, решают отпустить апостолов, запретив им с угрозой учить о имени Иисуса.

Многое множество народа уверовало, и у уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4: 32).

Глава V. Апостол Петр обличает во лжи Ананию и Сапфиру. Кара Божия постигает их.

Чудеса исцеления продолжаются, народ прославляет апостолов.

Зависть первосвященников и саддукеев возрастает. Апостолы, по их приказанию, заключены в темницу. Ангел Господень ночью выводит их из темницы: сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни (Деян. 5: 19, 20).

Изумление и ярость синедриона, когда узнали, что заключенные апостолы на свободе и проповедуют в церкви.

Апостолы перед синедрионом.

Смелые ответы Петра и других апостолов на вопрос первосвященника: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? - доводят гнев синедриона до крайних пределов. Замышляют умертвить их.

Знаменитый законоучитель Гамалиил своей разумной речью отклоняет членов синедриона от их намерения наложить руки на апостолов.

Апостолы с радостью переносят бесчестие побиения во имя Господа Иисуса.

Отпущенные с повторением запрещения говорить о Христе, они продолжают открыто благовествовать слово Божие, и число верующих все возрастает.

Глава VI. Ропот еллинистов, недовольных распределением пособий, ежедневно раздаваемых апостолами из общей казны.

Апостолы решают именно на это служение поставить 7 диаконов, чтобы самим пребывать в молитве и служении слова.

Рукоположение Стефана, Филиппа и пяти других диаконов.

Стефан силой своей проповеди увлекает многих: и из священников очень многие покорились вере (Деян. 6: 7).

Лжесвидетели обвиняют его в богохульстве.

Стефан перед синедрионом: И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела (Деян. 6: 15).

Глава VII. Речь Стефана.

В этой знаменитой, вдохновенной своей речи он последовательно, точно восстанавливает всю историю Ветхого Завета, начиная с обетования Бога Аврааму, и изречениями самих пророков доказывая, что весь Ветхий Завет есть как бы подготовление к принятию того Завета Нового, которого Израиль не захотел познать; он заканчивает речь грозным обличительным словом: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7: 51, 52).

По мере того как говорит Стефан, растет негодование и усиливается ярость синедриона; но когда Стефан, исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, воскликнул: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7: 55, 56), все в единодушном ужасе устремляются на него и влекут его за город, чтобы предать смерти: побивали камнями его… И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7: 59, 60).

Глава VIII. Тут же стоял юноша, именем Савл (Деян. 7: 58). Савл же одобрял убиение его (Деян. 8:1).

Гонение на Иерусалимскую Церковь.

Апостолы остаются в Иерусалиме; ученики их, рассеявшись по Иудее и Самарии, благовествуют Слово.

Проповедь Филиппа в Самарии: И была радость великая в том городе (Деян. 8: 8).

Ангел внушает Филиппу идти по дороге, ведущей в Газу.

Встреча с царским евнухом, едущим на колеснице и в недоумении читающим книгу пророка Исайи. Филипп по внушению Духа подходит к колеснице: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе (Деян. 8: 35).

Евнух изъявляет желание креститься, исповедуя веру свою: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий (Деян. 8: 37).

Крещение евнуха.

Глава IX. Савл.

Еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9: 1), Савл испрашивает у первосвященников разрешение идти в город Дамаск, в котором было много последователей учения Христова, и там утвердить гонение. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9: 3 - 6).

Савл от сияния снега теряет зрение, его приводят незрячего в Дамаск.

Видение Анании, повеление исцелить Савла.

Смущение и возражение Анании. Анания исцеляет Савла: и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9: 17, 18).

Первая проповедь Савла в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9: 20).

Недоумение и изумление иудеев, их злоба на Савла; намереваются умертвить его.

Прибытие Савла в Иерусалим.

Недоверие и смущение апостолов при встрече с Савлом, Варнава повествует апостолам обо всем бывшем с Савлом. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса (Деян. 9: 28).

Церковь преуспевает по всей Иудее, Галилее и Самарии.

Петр исцеляет расслабленного в городе Лидде, воскрешает девицу Тавифу в Иоппии.

Глава X. Видение римского сотника Корнилия: Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!.. молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом… призови Симона, называемого Петром… он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10: 3 - 6).

Таинственное, троекратное видение Петра.

Прибытие в Иоппию посланных Корнилия.

По внушению Духа Петр следует за ними в Кесарию.

Корнилий со всем домом своим встречает Петра. Петр сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым… Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10: 28, 35).

Дух Святой сходит на всех уверовавших еще во время благовествования Петра.

Они все крестятся во имя Иисуса Христа.

Недоумение иудеев, пришедших с Петром, что дары Духа Святого изливаются и на язычников.

Глава XI. Апостолы по возвращении Петра в Иерусалим упрекают его за его общение с язычниками.

Петр повествует им о своем таинственном видении, во время которого был голос с неба ему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым , о явлении Ангела Божия Корнилию и о ниспослании даров Духа Святого на вновь уверовавших язычников. Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11: 18).

Варнава послан на проповедь в Антиохию, и приложилось довольно народа к Господу (Деян. 11:24).

Прибытие Савла также в Антиохию; больше года оба апостола учат в Антиохийской Церкви. В Антиохии в первый раз ученики их стали называться христианами.

Глава XII. Гонение на апостолов все усиливается.

По повелению царя Ирода (внук того, кто избил младенцев в Вифлееме) предан смерти Иаков (брат Иоанна), Петр заключен в темницу и назначен день его казни.

Чудесное явление Ангела Божия Петру в ночь накануне казни: И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу… и пробудил его… Петр вышел и следовал за ним (Деян. 12: 7, 9).

Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им (Деян. 12: 10).

Апостолы все вместе в ту ночь усердно молились Господу о Петре.

Их радость и изумление, когда Петр вдруг предстал пред ними и рассказал им, как послал Господь Ангела Своего, чтобы избавить его от руки Ирода.

Гнев Ирода, вскоре страшная его кончина. Слово же Божие росло и распространялось (Деян. 12: 24).

Глава XIII. Варнава и Савл откровением Божиим поставляются на великое служение: Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13: 2).

Оба принимают рукоположение.

Савл выступает на проповедь в первый раз как Павел.

Проповедь на острове Крите.

Обращение проконсула Сергия Павла.

Волхв Елима, наказание его.

Прибытие Варнавы и Павла в Антиохию Писидийскую. День был субботний, они прямо идут в синагогу.

По окончании служения в синагоге начальники синагоги посылают сказать им: если у вас есть слово наставления к народу, говорите (Деян. 13: 15).

Павел во вдохновенном слове возвещает им о Господе Иисусе: Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян. 13: 38, 39).

Иудеи при виде впечатления, которое производят на народ слова Павла, исполнены зависти и противоречат ему с хулой и злословием.

Варнава и Павел в негодовании дерзновенно обращают к ним речь свою: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян. 13: 46).

Радость язычников. Слово Божие быстро распространяется по всей стране.

Иудеи изгоняют апостолов из своих пределов. Апостолы же исполнялись радости и Духа Святаго (Деян. 13:52).

Глава XIV. Чудо в Листре: Павел своим словом исцеляет хромого от рождения.

Восторг народа, который восклицает: боги в образе человеческом сошли к нам (Деян. 14:11).

В знак благодарности весь народ со жрецами во главе стремится совершить перед ними, как перед своими богами, жертвоприношение.

Ужас апостолов. Обращение их к народу: что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деян. 14: 15).

Некоторые иудеи, придя из Антиохии, возбуждают народ против апостолов.

Внезапная бессмысленная ярость народа.

Павел страшно побит камнями. Народ, считая его мертвым, выбрасывает его за город.

Апостолы благовествуют в Иконии, в Пергии и Атталии, рукополагают пресвитеров в каждой церкви и словом своим утверждают души учеников: увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22).

Возвращение в Антиохию, откуда были посланы на проповедь: Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам (Деян. 14: 27).

Глава XV. Иудеями возбуждается вопрос об обрезании и подчинении закону Моисея язычников, принимающих христианство. Для уяснения и окончательного разрешения этого важного вопроса созывается Собор.

Первый Собор в Иерусалиме.

Речь апостола Петра: он напоминает, как он первый был избран Господом для привлечения к Нему именно язычников: и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их… Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 15: 8, 9, 11).

Речь апостола Иакова. Он указывает на знаменательные пророчества: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь (Деян. 15: 16, 17), и предлагает Собору прийти к решению не обременять соблюдением закона Моисеева язычников, обращенных в христианство, и их об этом решении известить письменно.

Собор принимает предложение апостола Иакова.

Первое соборное послание, писанное к братьям из язычников. Оно заканчивается следующими словами: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян. 15: 28, 29).

Павел, Варнава, Иуда и Сила, отправленные в Антиохию, вручают послание. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении (Деян. 15: 31).

Варнава отделяется от Павла.

Глава XVI. Павел, взяв с собой Силу и нового ученика Тимофея, продолжает дело благовествования в Малой Азии, пока они не призваны Господом в ночном видении благовествовать в Македонии.

Прибытие в город Филиппы.

Обращение Лидии, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел (Деян. 16: 14).

Изгнание злого духа из служанки-прорицательницы служит поводом к волнению в народе.

Павла и Силу влекут на площадь к начальникам.

Им дают по приказанию воевод много ударов, ввергают в темницу, забив им ноги в колоду.

Апостолы проводят всю ночь в пении молитв.

В полночь землетрясение, раскрываются двери, распадаются узы.

Ужас темничного стража: в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа (Деян. 16:29 - 31).

В ту же ночь он берет их в дом свой и крестится сам и все домашние его.

Воеводы, узнав, что апостолы - римские граждане, приходят в страх, извиняются перед ними и просят удалиться из Филипп.

Глава XVII. Павел благовествует в Фессалонике и Верии: И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало (Деян. 17: 12).

Иудеи не перестают возбуждать народ против Павла.

Павел должен удалиться и из Верии.

Павел в Афинах: возмутился духом при виде этого города, полного идолов (Деян. 17: 16).

Он ежедневно учит в синагогах иудейских и на торжищах.

Философы разных философских школ входят с ним в препирательства и ссоры.

Приводят его в ареопаг, говоря: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое (Деян. 17: 20).

Павел перед ареопагом. Речь его.

Во вдохновенном, огненном слове он перед лицом всего образованного мира исповедует Бога своего: Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17: 23 - 25).

Афиняне слушают со вниманием, но относятся легкомысленно ко всему слышанному, о воскресении же мертвых рассуждают насмешливо. Итак Павел вышел из среды их (Деян. 17: 33).

Глава XVIII. Павел в Коринфе.

Акила и Прискилла; с ними Павел занимается ремеслом: деланием палаток.

Павел проповедует и еллинам, и иудеям.

Иудеи продолжают со злобой хулить всячески учение Христово.

Грозное к ним слово Павла: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам (Деян. 18:6).

Обращение Криспа, начальника синагоги, и многих других.

Иудеи приводят Павла на суд к правителю Галлиону.

Галлион не принимают их жалобы, не желая быть судьей в споре, касающемся учения и веры.

Видение Павла: Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла (Деян. 18: 9, 10).

Павел остается в Коринфе год и шесть месяцев, непрестанно уча слову Божию.

Глава XIX. Павел снова в Ефесе.

В продолжение двух лет он в Ефесе благовествует, творя немало чудес: Бог же творил немало чудес руками Павла (Деян. 19: 11).

С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19: 20).

Утвердив Церковь в Ефесе, апостол Павел решает побывать предварительно в Иерусалиме и потом идти в Рим.

Мятеж в Ефесе. Серебряник Димитрий.

Апостол Павел покидает Ефес.

Глава XX. В Троаде он воскрешает юношу Евтихия.

В Милите перед тем, как отплыть в Палестину, Павел вызывает из Ефеса пресвитеров Ефесской Церкви.

Последняя его беседа с ними.

Это прощальное его слово есть выражение его любви к Церкви Христовой, его заботы о чадах этой Церкви и также его всецелой, радостной преданности тому служению, которое он принял во имя Господа Иисуса: иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. По я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса (Деян. 20:22 - 24). Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20: 31,35).

Общая коленопреклоненная молитва.

Со слезами провожают Апостола на корабль.

Глава XXI. По всему пути в разных городах ученики Павла умоляют его не следовать в Иерусалим.

Таинственные слова пророка Агава.

Павел сказал:…я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян. 21: 13).

Ученики перестают уговаривать его: успокоились, сказав: да будет воля Господня (Деян. 21:14).

Прибытие Павла в Иерусалим. Апостол Иаков советует Павлу, в надежде сближения с иудеями, принять участие в исполнении обрядов закона Моисеева.

Иудеи при виде Павла в их храме приходят в неудержимую ярость. Мгновенно волнение охватывает весь город: что весь Иерусалим возмутился (Деян. 21: 31). С криками и побоями разъяренная толпа устремляется на Павла и влечет его на казнь. Начальник войска освобождает его из рук черни, приказывает заковать в цепи и отвести в крепость.

При входе в крепость Павел испрашивает позволение говорить народу.

Глава XXII. Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так (Деян. 21: 40): выслушайте теперь мое оправдание перед вами (Деян. 22: 1).

В кратких чертах он воспроизводит перед ними историю всей своей жизни: как был он строгим ревнителем закона Моисеева и жестоко, безжалостно гнал последователей Христа, как на пути его в Дамаск чудное видение отверзло его душевные очи, и он тут же сам призвал имя Того Иисуса, Которого гнал, как, наконец, стоя на молитве в храме Иерусалимском, он пришел в исступление: и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне… И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22: 18,21).

Иудеи прерывают его слово с яростными криками.

Начальник воинов повелевает предать его бичеванию, но узнав, что он римский гражданин, отменяет казнь и, созвав весь синедрион, выводит Павла на суд.

Глава XXIII. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня… Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян. 23: 1, 6).

Ожесточенная распря между фарисеями и саддукеями.

Начальник воинов опасается, чтобы саддукеи не растерзали Павла.

Павла уводят обратно в крепость.

Видение Павла. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23: 11).

Тайный заговор иудеев убить Павла на пути из крепости в синедрион.

Ночью под сильной охраной конных и пеших воинов Павла ведут в Кесарию к правителю Феликсу.

Глава XXIV. Обвинители Павла также спешат в Кесарию.

Павел на суде перед правителем Феликсом.

Оправдательная речь Павла производит видимо глубокое впечатление на правителя Феликса.

Он откладывает решение дела.

Однако в угоду иудеям содержит Павла в узах еще два года.

Глава XXV. Преемник Феликса, правитель Фест.

Снова первосвященники иудейские требуют суда над Павлом с тем, чтобы его привели из Кесарии в Иерусалим. Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел (Деян. 25: 10).

Тогда Фест решает отправить его в Рим: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься (Деян. 25: 12).

Торжественный прием царя Агриппы и царицы Вереники.

Фест сообщает им о деле Павла. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату… по приказанию Феста приведен был Павел (Деян. 25: 23).

Глава XXVI. Речь Павла к царю Агриппе. Он выясняет причины гонения на него иудеев: И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам (Деян. 26: 6), указывает на видения и откровения, которыми был призван на великое служение свое: "…Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян. 26: 17, 18).

Агриппа слушает Павла с глубоким, сосредоточенным вниманием. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином (Деян. 26: 28).

Царь и все слушавшие оправдательную речь Павла находят, что он ничего достойного смерти или уз не сделал.

Царь своей властью освободить его не может, так как Павел уже потребовал суда у кесаря.

Глава XXVII. Павел поручен с другими узниками сотнику Юлию и отплывает в Италию.

Противный ветер.

Страшная буря, страх и ужас спутников Павла.

Павел ободряет их, говоря, что из них никто не погибнет: Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою" (Деян. 27: 23, 24).

Глава XXVIII. Корабль попадает на мель.

Все спасаются на берегу острова Мелита (Мальты).

Жители встречают сострадательно и дружелюбно.

Укушение ехидны не причиняет вреда Павлу, жители воображают, что он бог.

Исцеление Публия и многих других от разных недугов.

Признательность жителей острова.

Прибытие Павла в Рим.

Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу… Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился (Деян. 28: 15).

Павлу дозволяют жить особо от других узников.

Он созывает знатных иудеев, живущих в Риме, объясняет им, почему он искал суда кесаря.

Иудеи изъявляют желание слышать от самого Павла о его учении, которое везде возбуждает столько споров.

Одни принимают это учение, другие не верят ему и уходят.

Последнее слово Павла к иудеям: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исайю: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат (Деян. 28: 25 - 28).

Апостол Павел два года открыто проповедовал в Риме слово Божие, и принимал всех, приходивших к нему (Деян. 26: 30).

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Синоптические Евангелия и книга Деяний Апостолов Евангелие от МАТФЕЯ уже во введении отчетливо показывает, с какой целью оно было написано. В нем идет речь о Христе как о Мессии, сыне Авраама и Давида, в котором исполнились все пророчества и обетования. Мы видим Христа,

Из книги Как возникла Библия автора Религиоведение Автор неизвестен -

Синоптические Евангелия и книга Деяний Апостолов Евангелие от МАТФЕЯ уже, во введении отчетливо показывает, с какой целью оно было написано. В нем идет речь о Христе как о Мессии, сыне Авраама и Давида, в котором исполнились все пророчества и обетования. Мы видим Христа,

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Так называется сия книга, потому что содержит деяния Апостолов. Повествует об оных Лука Евангелист, который и написал сию книгу. Он путешествовал вместе с

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке 33г. по Р.Х. В сороковой день по воскресении Христос возводит Своих учеников на гору Елеонскую, заповедует им ждать в Иерусалиме нисшествия Св. Духа. (Деян. 1). Посылает их учить и крестить все народы, и

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

О книге Деяний св. Апостолов Св. Отца нашего Иоанна Златоустого. Многие не знают даже и того, что эта книга существует, (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Посему-то в особенности я и рассудил заняться этим сочинением, дабы и научить незнающих, и не

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1-3 Евсевия, Архиеп. Могилевского 1. Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити, даже до дне, в онь же заповеда Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся. «Первую книгу написал

Из книги Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова автора Андросова Вероника Александровна

Конец книги Деяний св. Апостолов (ст. 30-31) Конец книги Деяний св. Апостолов (ст. 30-31) Cв. Иоанна Златоуста. Пребысть же Павел два лета исполнь своею мздою, и приимаше вся приходящия к нему, проповедуя царствие Божие, и уча яже о Иисусе Христе, со всяким дерзновением,

Из книги Что такое Библия? История создания, краткое содержание и толкование Священного Писания автора Милеант Александр

Конец книги Деяний св. Апостолов (ст. 30-31) Cв. Иоанна Златоуста. Пребысть же Павел два лета исполнь своею мздою, и приимаше вся приходящия к нему, проповедуя царствие Божие, и уча яже о Иисусе Христе, со всяким дерзновением, невозбранно (30-31). Здесь (писатель) показывает, как

Из книги автора

Конец книги Деяний св. Апостолов Фаррара. Когда с последним словом в книге Деяний Апостольских мы лишаемся живописного и верного руководства св. Луки, факел христианской истории на время мгновенно погасает. Нам предоставляется, так сказать, ощупью бродить среди извилин

Из книги автора

§ 20. Труды св. Луки: Евангелие и Книга Деяний святых апостолов Подход св. Луки к изложению Благой вести отличается хотя бы уже тем, что свой труд он написал в двух томах: 1) Евангелие (Благая весть об Иисусе Христе и 2) Книга Деяний святых апостолов (Начало истории Церкви как

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КНИГИ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ Об учении Христовом после воскресения, о явлении Его ученикам и обетовании им дара Духа Святого, о виде и образе вознесения Господа и о славном втором Его пришествии.Речь Петра к ученикам о смерти и отвержении Иуды

Из книги автора

3.2. Взаимное отношение книги людских деяний и книги жизни Отсутствие деталей в описании книги людских деяний побуждает исследователей выдвигать ряд собственных предположений. Главный интерес вызывает вопрос о взаимном отношении книги жизни и книги людских деяний, так

Из книги автора

4.3. Упоминания книги жизни и книги людских деяний Книга жизни включается в повествование следующей после Апокалипсиса как книги, в одном из посланий семи церквам. С 13-й главы она четыре раза упоминается на протяжении цикла видений, а последнее обращение к этому образу

Из книги автора

Книга Деяний святых апостолов Книга Деяний является прямым продолжением Евангелия. Цель ее автора – описать события, происшедшие вслед за вознесением Господа Иисуса Христа и дать очерк первоначального устройства Церкви Христовой. Особенно подробно эта книга

Введение.

В ряду новозаветных Писаний книга Деяния Святых Апостолов занимает совершенно особое место. Она создает необходимый "фон" для большинства посланий апостола Павла. В ней представлено логически последовательное описание апостольской деятельности Павла. Насколько "беднее" оказались бы мы без книги Деяния Апостолов! Ведь и при наличии ее мы сталкиваемся с известными трудностями при чтении Павловых посланий; насколько же больше было бы их, если бы не эта книга. Сегодня христианство черпает в ней главные сведения, касающиеся жизни ранней Церкви.

Книга Деяния Святых Апостолов не перестает вдохновлять христиан всех времен. Отраженные в ней ревностность, вера, радость, верность и послушание первых святых служат примером всем верующим. Последователям Иисуса Христа совершенно необходимо по мере сил изучать эту книгу и вникать в нее.

В книге мы находим много удивительных параллелей в описании того, что совершалось апостолами Петром и Павлом.

Чудеса, совершенные апостолами Петром и Павлом:

Петр

  • 3:1-11 Исцеление хромого от рождения
  • 5:15-16 Осененные тенью Петра исцеляются
  • 5:17 Зависть со стороны иудеев
  • 8:9-24 История с Симоном-волхвом
  • 9:33-35 Исцеление Енея
  • 9:36-41 Воскрешение Тавифы

Павел

  • 14:8-18 Исцеление хромого от рождения
  • 19:11-12 Целительная сила платков и фартуков Павла
  • 13:45 Зависть со стороны иудеев
  • 13:6-11 История с Елимой-волхвом
  • 20:9-12 Воскрешение Евтиха

Возможно, Лука защищал таким образом подлинность апостольства Павла; по духовной силе своей и данной ему власти Павел, конечно, не уступал Петру. В этой же, вероятно, связи Лука трижды возвращается к истории Павлова обращения (главы 9,22,26). Однако, несмотря на наличие поразительных параллелей в описании служения Петра и Павла, "оправдание" апостольства последнего едва ли составляло главную цель книги. Слишком много в ней и такого материала, который с этой целью не увязывается. К примеру, назначение Семи в 6-ой главе или подробное описание кораблекрушения в главе 27.

Большинство богословов признает, что в книге Деяний Апостолов отражен универсальный характер христианства. Но было ли главной целью писавшего ее доказать это? Лука показывает нам, как Благая Весть достигает самарян, ефиопского евнуха, Корнилия, язычников в Антиохии, бедных и богатых, образованных и необразованных людей, женщин и мужчин и занимавших высокое положение так же, как тех, кто стояли на низших ступенях общества. Может быть, именно с целью подчеркнуть универсальный характер христианства особое место отводится в книге описанию Иерусалимского собора (глава 15). Но в рамки этого объяснения опять-таки не укладывается целый ряд вещей - к примеру, избрание Матфия в главе 1 и уже упомянутое избрание Семи в главе 6.

Так в чем же все-таки состояла главная цель Книги Деяния Святых Апостолов? Ф. Брюс, стоящий на "апологетической" точке зрения, утверждает: "Лука в сущности является одним из первых апологетов христианства. В частности, эта апологетика адресована светским властям, с целью убедить их в законопослушности христианства, и тут Лука несомненно является пионером".

В самом деле, многое в книге Луки подтверждает ту мысль, что написана она была с целью защитить христиан перед римскими властями. Следует подчеркнуть, что гонения на христиан, описанные в Деяниях Апостолов, за исключением двух случаев (имевших место в Филиппах -16 гл.) и в Ефесе (19 гл.) - всегда религиозного происхождения, и инициаторы их - иудеи.

И все-таки апологетическая концепция может быть оспорена. Очевидна преемственность между книгой Деяния Апостолов и Евангелием от Луки. Это как бы две части одной книги. Стоит хотя бы прочесть первый стих книги Деяний Апостолов, чтобы убедиться в этом. Но ведь Евангелие от Луки в литературу апологетическую никак не вписывается.

Пожалуй все-таки автор книги Деяний Апостолов ставил перед собой задачу преимущественно историческую, и такая точка зрения имеет на сегодня наибольшее число сторонников. Целью Луки было показать "продвижение" Благой Вести от Иерусалима до Иудеи и Самарии "и даже до края земли" (1-8).

Вильям Барклай, одни из исследователей книги Деяний Апостолов, пишет: "Задача Луки состояла в том, чтобы показать распространение христианства, показать, как эта религия, возникшая в глухом уголке Палестины, достигла менее чем за 30 лет Рима". Это так, и именно в этом "секрет" перехода от иудейского к неиудейскому характеру христианского служения, перехода от Петра к Павлу.

При таком подходе становится, кроме того, понятно, почему лаконичный исторический пролог в Деян. 1:1 перекликается с Лук. 1:1-4. Ведь первые стихи Евангелия от Луки звучат как вступление, написанное историком. Также как у Геродота, Фукидида или Полибия. Поэтому, обе книги Луки носят исторический характер.

Но был ли Лука только историографом? Нет, поскольку книга Деяний Апостолов несомненно является и богословской работой, в которой особенно ясно слышится эсхатологический мотив. Она открывается вопросом эсхатологического характера (1:16), а, завершая ее, Лука опять прибегает к эсхатологической терминологии ("Царствие Божие" в 28:31). ("Эсхатология" - учение о конечных судьбах мира и человека. - Ред.)

В Деяниях Апостолов подчеркнуто проводится идея Божиего всемогущества: несмотря на многообразные формы упорного сопротивления, Слово Божие распространяется по земле, и люди откликаются на него. Христианство набирает силу, и ничто не в состоянии воспрепятствовать этому. Так что цель второй книги Луки может быть определена следующим образом: объяснить, совместно с первой его книгой, последовательно и свыше направляемый процесс распространения вести о Царстве от евреев к язычникам, от Иерусалима к Риму.

Если корни христианства следует искать в Ветхом Завете и в иудаизме, то каким образом эта религия обрела вселенский характер? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Луки. В том же духе, отвечая на тот же вопрос, развивается и повествование в книге Деяния Святых Апостолов.

В обеих этих книгах "красной нитью" проходит упомянутая эсхатологическая тема. Выражение "Царство Божие", исполненное мистико-пророческого смысла, встречается в Евангелии от Луки 32 раза, а в Деяниях - 7 раз, не считая косвенного указания на Царство в 1:6 (1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23,31). Образы, ссылки и намеки эсхатологического характера во множестве "рассыпаны" по книге Деяний Апостолов (1:11; 2:19-21,34-35; 3:19-25; 6:14; 10:42; 13:23-26, 32-33; 15:15-18; 17:3,7,31; 20:24-25,32; 21:28; 23:6; 24:15-17,21,25; 26:6-8,18; 28:20).

Предложенное понимание не исключает и ряда замечаний и предположений, высказанных выше. Да, Петр и Павел - главные исторические персонажи книги Деяния Святых Апостолов; Петр, служивший обрезанным, и Павел, служивший необрезанным. Да, универсальность Благовестия подчеркивается Лукой в обеих его книгах.

Об источниках, к которым, возможно, прибегал Лука. Под водительством Святого Духа Лука, вероятно, пользовался разными источниками. И первым из них, конечно, его личный опыт. Это видно из местоимений "мы, нас", неоднократно встречающихся в 16:10-17 и в 20:5 - 28:31. Вторым "источником" был для Луки Павел, в обществе которого он провел много времени. Несомненно, апостол много рассказывал своему "доброму доктору" и о своем обращении и обо всех трудностях своего служения. Наконец, какие-то сведения Лука несомненно почерпнул у других свидетелей, с которыми имел случай общаться (20:4-5; 21:15-19).

В Деян. 21:18-19. упоминается Иаков, как один из тех, с кем встречался Лука. И от него он мог узнать достоверную информацию, которая легла в основу первых глав книги Деяния Апостолов. Заметим, что эти главы выдают свое "арамейское происхождение". Далее, пока Павел два года находился в заключении в Кесарии (24:27), Лука имел достаточно времени, чтобы заняться тщательной исследовательской работой в Палестине (Лук. 1:2-3). Так была создана Лукой, водимым Духом Святым, книга Деяний Апостолов.

Время написания.

По всей видимости, книга была написана до разрушения в 70 году Иерусалимского храма. В противном случае столь значительное событие нашло бы отражение на ее страницах. Особенно в одной из ее главных тем: Бог, отвращая Свое лицо от иудеев, отвергнувших Иисуса Христа, обращает его к язычникам.

Едва ли Лука не упомянул бы о смерти Павла, которую по традиции относят к 66-68 гг. по Р. Х., если бы книга не была написана до этого.

Заметим, что и о гонениях на христиан при Нероне, начавшихся после римского пожара в 64 г, по Р. Х., в книге Деяния Апостолов не упоминается.

Итак, богословы обычно принимают как дату написания книги Деяния Святых Апостолов 60-62 гг. по Р. Х. Местом ее написания они считают Рим, либо Рим и Кесарию. Писалась книга в канун освобождения Павла или сразу после него.

Предлагаемый ниже План комментариев на эту книгу составлен на основании двух ключевых текстов моментов в ней. Первой - это ключевой стих в Деян. 1:8 "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Вторым ключевым моментом можно считать разбросанные по всей книге сообщения Луки о росте и укреплении Церкви (2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Из-за того, что Лука не всегда уточняет, где именно "рост" имел место (2:41; 4:31; 5:42; 8:25,40 и т. д.), богословы высказывают на этот счет различные предположения.

На четко прослеженной взаимозависимости упомянутых двух факторов - ключевого стиха (Деян. 1:8) и семи четко локализованных сообщений о росте Церкви - и строится предлагаемый ниже План.

План книги Деяния Святых Апостолов:

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 - 6:7)

А. Избранные в ожидании (главы 1-2)

1. Вступление (1:1-5)

2. Апостолы ожидают в Иерусалиме (1:6-26)

3. Начало Церкви (глава 2)

Первое сообщение об успехе: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (2:47)

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 - 6:7)

1. Оппозиция церкви (3:1 - 4:31)

2. Наказание, совершившееся в церкви (4:32 - 5:11)

3. Преуспевание церкви (5:12-42)

4. Решение административных вопросов (6:1-7)

Второе сообщение об успехе: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (6:7)

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 - 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 - 8:1а)

1. Арест Стефана (6:8 - 7:1)

2. Речь Стефана в синедрионе (7:2-53)

3. "Атака" на Стефана (7:54 - 8:1а)

Б. Служение Филиппа (8:1б-40)

1. В Самария (8:1б-25)

2. Служение Филиппа евнуху-ефиоплянину (8:26-40)

В. Миссия Савла (9:1-31)

1. Обращение Савла (9:1-19а)

2. Начало конфликтов с иудеями (9:19б-31)

Третье сообщение об успехе: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии… на-зидаясь и ходя в страхе Господнем… при утешении от Святого Духа, умножались" (9:31)

III. Свидетельство "до предела земли" (9:32 - 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 - 12:24)

1. Петр готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (9:32 - 10:48)

2. Апостолы готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (11:1-18)

3. Подготовка янтиохийской церкви к возвещению Евангелия "всему миру" (11:19-30)

4. Преследование церкви в Иерусалиме (12:1-24)

Четвертое сообщение об успехе: "Слово же Божие росло и распространялось" (12:24)

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:25 - 16:5)

1. Самоотверженное служение Варнавы в Савла (12:25 - 13:3)

(Первое миссионерское путешествие, главы 13-14)

2. Миссионерский обход Малой Азия (13:4 - 14:28)

3. Собор в Иерусалиме (15:1-35)

4. Утверждение церквей в Малой Азии (15:36 - 16:5)

(Второе миссионерское путешествие, 15:36 - 18:22)

Пятое сообщение об успехе: "И церкви утверждались" верою и ежедневно увеличивались числом (16:5)

В. Возникновение церквей на побережья Эгейского мора (16:6 - 19:20)

1. Побуждение идти в Македонию (16:6-10)

2. Конфликтные ситуации в Македонии (16:11 - 17:15)

3. Миссионерская кампания в Ахайе (17:16 - 18:18)

4. Завершение второго миссионерского путешествия (18:19-22)

5. "Завоевание" миссионерами Ефеса (18:23 - 19:20)

(Третье миссионерское путешествие, 18:23 - 21:16)

Шестое сообщение об успехе: "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (19:20)

Г. Павел стремится в Рим (19:21 - 28:31)

1. Завершение третьего миссионерского путешествия (19:21 - 21:16)

2. Заточение Павла в Иерусалиме (21:17 - 23:32)

3. Заточение Павла в Кесарии (23:33 - 26:32)

4. Заточение Павла в Риме (главы 27-28)

Седьмое сообщение об успехе: "Павел… принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе" (28:30-31).