Святой иринарх затворник в чем помогает. Иринарх, затворник ростовский, преподобный

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель - Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.

Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.

Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: "Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю". Сапега отвечал: "Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить". После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: "Увидите славу Божию". В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Преподобный Иринарх Ростовский, затворник

Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде.

Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый , предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Ростовский Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Тропарь

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим .

Иринарх, затворник Ростовский, преподобный

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, во святом крещении Илия, родился в июне 1548 года в селе Кондаково, в 43 верстах от Ростова Великого. Он был третьим сыном в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины. С раннего детства в мальчике обнаружилось стремление к монашеской жизни: в детских играх он не участвовал, но старался сдержать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога…» С юных лет Илия мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта и 26 мая/8 июня), тайно носившего тяжелые вериги, житие которого он услышал от приходского священника Василия.

Когда в округе случился голод, 18-летний Илия отправился на заработки в Нижний Новгород. После кончины отца, о которой он был извещен свыше, Илия вместе с матерью и старшим братом Андреем переселился в Ростов Великий. Здесь родные Илии стали вести торговлю, но Илия тяготился мирскими заботами и находил утешение в чтении Священного Писания. Стремление уйти в монастырь окончательно окрепло. В 1578 году, испросив благословение матери, Илия ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье, близ Ростова Великого, где принял постриг с именем Иринарх.

Игумен монастыря благословил Иринарха жить под руководством опытного старца и назначил ему послушание в пекарне. С первых дней монашеской жизни преподобный Иринарх отказался от своей воли и смиренно предал себя во власть братии; первым приходил он на церковные службы, ни с кем не разговаривал в храме, благоговейно стоял во время богослужения и никогда не уходил прежде отпуста.

Однажды преподобный Иринарх увидел в монастыре босого странника. Сжалившись, он отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне.

Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, давая суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским (1073–1077 гг.; память 29 октября/11 ноября).

В Аврамиевом монастыре преподобный Иринарх был назначен келарем и около шести месяцев с усердием исполнял порученное послушание. Однажды во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!» Оставив Аврамиев монастырь, преподобный перешел в Ростовский монастырь праведного Лазаря. Там преподобный Иринарх поселился в тесной келлии, где три с половиной года омывал свою душу слезами, очищал молитвой и строгим постом. Он начал носить на себе тяжелые железные вериги. В Лазаревом монастыре его часто посещал блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак († 1589; память 12/25 июня и 3/16 июля). Святые подкрепляли друг друга духовной беседой, и блаженный Иоанн предрек преподобному Иринарху достижение высокого духовного совершенства.

По повелению явившихся в сонном видении святых страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.

Однажды, молясь перед иконой Спасителя и вопрошая Господа о том, как ему спастись, Иринарх услышал слова: «Иди в келлию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься». Познав волю Божию, преподобный Иринарх затворился в тесной келлии, где приковал себя железными цепями.

Преподобный Иринарх стал носить множество медных крестов, со временем число их возрастало; на голову подвижник надевал тяжелый обруч. Спал он на голом полу не более трех часов в сутки, остальное время посвящал молитве и трудам: вязал «свитки» (широкие верхние одежды), делал клобуки, шил одежку для нищих. Полученное подаяние он раздавал бедным. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал за преподобным Иринархом иноков. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, и продолжал вести прежний образ жизни.

Тяжкими и долгими подвигами духовное зрение преподобного Иринарха очистилось для принятия Божественных откровений. Однажды ему было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены.

Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606–1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.

Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Несколько раз они приходили в Борисоглебский монастырь, и всякий раз преподобный Иринарх безбоязненно обличал греховность их действий и убеждал оставить пределы Российские. Польский полководец Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить». Преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. После беседы Сапега сказал: «Я такого батьки нигде не нашел: ни здесь, ни в иных землях…» - и велел не разорять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие советами преподобного Иринарха, сложили свои головы на Русской земле. В тяжелое лихолетье Смутного времени преподобный Иринарх вдохновлял соотечественников на ратный подвиг, вселял в них уверенность в победе русского оружия. Он благословил приезжавших к нему воевод Стопина-Шуйского, Минина и князя Димитрия Пожарского и предсказал им победу: «Увидите над собой славу Божию». Для поддержки надежды на милость Господа преподобный посылал им просфоры и свои кресты. С Божией помощью русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. В благодарность за помощь князь Димитрий Михайлович Пожарский освободил Борисоглебский монастырь и поселян вокруг него от сборов на ополчение.

Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силою творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «… проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении… во взаимной любви.., оказывая всем послушание и покорность…» И простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой 13 января 1616 года. После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, 18 ручных оков, «связки», которые он носил на поясе, весом в пуд и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68 лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Житие и чудеса преподобного Иринарха Затворника описаны его учеником иноком Борисоглебского монастыря Александром, который подвизался с преподобным в течение 30 лет.

Память преподобного Иринарха совершается также 23 мая/5 июня - в день празднования Собора Ростово-Ярославских святых (установлено решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 года).

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Аврамий Ростовский (XI в.) Память его празднуется 29 окт, и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхВремя жизни прп. Аврамия в точности не известно. По одним сведениям, скончался он в 1010 г., по другим - в 1117 г. Родился он в городе Чухломе в Ростовском краю, в

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (+ 1616) Память его празднуется 13 янв. в день преставления, 23 мая вместе с Соборам Ростово-Ярославских святыхПрп. Иринарх, в миру Илия, был сыном благочестивых крестьян - Акиндина и Ирины - из села Кондакова, что в Ярославской земле.

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (+ 1628) Память его празднуется 17 июля в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Новгородских святыхПрп. Иринарх, инок Соловецкого монастыря, был его игуменом от 1614 до 1626 г. Он был другом и сподвижником прп.

Из книги Православная энциклопедия автора Луковкина Аурика

Преподобный Лаврентий затворник Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобный Афанасий затворник Преподобный Афанасий затворник, желая не видеть суеты и прелести мира сего и в безмолвии угодить Богу, затворил себя в пещере, и там непрестанно пребывал в молитве. По многих трудах и подвигах духовных он предал дух свой Богу, его

Из книги автора

Преподобный Софроний затворник Преподобный Софроний, затворивши себя в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и пояс железный. Память его 24 (11)

Из книги автора

Преподобный Аммон затворник Преподобный Аммон, по благословению игумена, странствовал во Святую Афонскую Гору и во Иерусалим, ревнуя житию святых великих отцов. По возвращении своем он жил так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец в иноческой

Из книги автора

Преподобный Руф затворник Преподобный Руф служил примером для постников и трудолюбцев. По обычаю иноческому, вручивши себя Христу, он всей душой старался угодить Ему постом, молитвой, послушанием, подвигом затворничества и прочими иноческими трудами, а потому день ото

Из книги автора

Преподобный Кассиан затворник Преподобный Кассиан смирял себя пред всеми, был весьма послушлив, трудолюбив и постник. Святым послушанием он заставил бесов исповедать, как много есть иноков в Печерском монастыре, которые могут изгонять бесов, и как демоны боятся святых

Из книги автора

Преподобный Пиор затворник Преподобный Пиор отличался постом и трудолюбием, и в этом служил примером для постников и трудолюбцев. Не желая взирать на прелесть и суету мира сего, он затворился в темной пещере и там подвизался в беспрестанной молитве, откуда достиг света

Из книги автора

Преподобный Пафнутий затворник Преподобный Пафнутий затворник, принявши иночество, непрестанно плакал. Он всегда представлял в своем уме тот час, когда, при разлучении души с телом, окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут человеку дела добрые и злые, напомнят ему

Из книги автора

Преподобный Анатолий затворник Преподобный Анатолий, затворившись в пещере, старался, подобно прочим преподобным отцам Печерским, угождать Господу постом и молитвой. Его нетленное тело почивает в пещере и прославляется чудными исцелениями. Память его 16 (3)

Из книги автора

Преподобный Мартирий затворник Особенности жизни и подвигов святого Мартирия неизвестны. Память его 7 ноября (25 октября).

Из книги автора

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (13/26 января) Святой Иринарх в затворе проводил ночи без сна.МолитваО великий угодниче Христов, добропроизвольный страдальче, новопросиявый чудесы, отче наш Иринарше, Российстей земли удобрение, граду Ростову похвало, обители сей

Из книги автора

Преподобный Иринарх Преподобный Иринарх был сыном крестьянина и занимался торговлей. В возрасте 30 лет он постригся в иноки в Ростовском Борисоглебском монастыре. Он, не как все монахи, начал ходить босиком и в рубище. Чтобы заставить его ходить, как ходят все монахи,

Из книги автора

ИРИНАРХ преподобный затворник Борисоглебского монастыря, основанного 1363 года близ Ростова, при реке Устье, пустынниками Феодором и Павлом, по благословению преп. Сергия Радонежского. Иринарх был земледелец Ростовской области, деревни Кандакова; в мире назывался Илиею.

Пре-по-доб-ный Ири-нарх, за-твор-ник Ро-стов-ский, ро-дил-ся в кре-стьян-ской се-мье в се-ле Конда-ко-во Ро-стов-ско-го уез-да. В Кре-ще-нии он по-лу-чил имя Илия. На 30-м го-ду жиз-ни свя-той при-нял по-стриг в мо-на-ше-ство в Ро-стов-ском Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре . Там он стал усерд-но тру-дить-ся в ино-че-ских по-дви-гах, по-се-щал цер-ков-ные служ-бы, но-ча-ми мо-лил-ся и спал на зем-ле. Од-на-жды, сжа-лив-шись над стран-ни-ком, ко-то-рый не имел обу-ви, свя-той Ири-нарх от-дал ему свои са-по-ги и с тех пор стал хо-дить бо-сой по мо-ро-зу. Игу-ме-ну не по-нра-ви-лось та-кое по-ве-де-ние по-движ-ни-ка, и он на-чал сми-рять его, за-став-ляя ча-са по два сто-ять на мо-ро-зе про-тив сво-ей кел-лии или по-дол-гу зво-нить на ко-ло-кольне. Свя-той всё пе-ре-но-сил с тер-пе-ни-ем и не из-ме-нил сво-е-го по-ве-де-ния. Игу-мен про-дол-жал же-сто-ко-серд-ство-вать, и пре-по-доб-ный был вы-нуж-ден пе-рей-ти в Ав-ра-ми-ев Бо-го-яв-лен-ский мо-на-стырь, где был при-нят в чис-ло бра-тии и вско-ре был на-зна-чен ке-ла-рем. Пре-по-доб-ный с усер-ди-ем ис-пол-нял свое по-слу-ша-ние, скор-бя о том, что бра-тия мо-на-сты-ря и слу-жи-те-ли не бе-ре-гут до-сто-я-ние оби-те-ли, рас-то-чая его без ме-ры. Од-на-жды во сне он уви-дел пре-по-доб-но-го Ав-ра-амия Ро-стов-ско-го (па-мять 29 ок-тяб-ря), ко-то-рый уте-шил его и бла-го-сло-вил раз-да-вать всем по-треб-ное без сму-ще-ния. Как-то во вре-мя пе-ния Хе-ру-вим-ской пре-по-доб-ный Ири-нарх гром-ко за-ры-дал. На во-прос ар-хи-манд-ри-та он от-ве-тил: "Мать моя пре-ста-ви-лась!" Оста-вив Ав-ра-ами-ев мо-на-стырь, пре-по-доб-ный Ири-нарх пе-ре-шел в Ро-стов-ский мо-на-стырь свя-то-го Ла-за-ря, по-се-лил-ся в уеди-нен-ной кел-лии и про-жил в ней три го-да в тес-но-те и го-ло-де. Здесь его на-ве-щал бла-жен-ный Иоанн юро-ди-вый по про-зва-нию Боль-шой Кол-пак. Свя-тые под-креп-ля-ли друг дру-га ду-хов-ной бе-се-дой. Ста-рец, од-на-ко, имел же-ла-ние воз-вра-тить-ся в свою пер-во-на-чаль-ную оби-тель - Бо-ри-со-глеб-ский мо-на-стырь. Он был при-нят об-рат-но с лю-бо-вью стро-и-те-лем Вар-ла-а-мом и стал еще бо-лее су-ро-во под-ви-зать-ся в оби-те-ли. Уеди-нив-шись в за-тво-ре, по-движ-ник же-лез-ной це-пью при-ко-вал се-бя к де-ре-вян-но-му сту-лу, на-ло-жил на се-бя тя-же-лые це-пи и кре-сты. За это он пе-ре-но-сил озлоб-ле-ние и на-смеш-ки от мо-на-стыр-ской бра-тии. В то вре-мя его на-ве-стил дав-ний друг, бла-жен-ный Иоанн юро-ди-вый, пред-ска-зав-ший на-ше-ствие Лит-вы на Моск-ву. 25 лет про-вел пре-по-доб-ный Ири-нарх за-ко-ван-ным це-пя-ми и ве-ри-га-ми в тя-же-лых тру-дах. По-дви-ги его об-ли-ча-ли нера-ди-во жив-ших в оби-те-ли, и они со-лга-ли игу-ме-ну, что ста-рец учит не хо-дить на мо-на-стыр-ские ра-бо-ты, а под-ви-зать-ся по-доб-но ему. Игу-мен по-ве-рил кле-ве-те и из-гнал свя-то-го стар-ца из оби-те-ли. Сми-рен-но по-ко-рив-шись, пре-по-доб-ный Ири-нарх опять ушел в Ро-стов и про-жил в мо-на-сты-ре свя-то-го Ла-за-ря один год. Меж-ду тем Бо-ри-со-глеб-ский игу-мен рас-ка-ял-ся в сво-ем по-ступ-ке и по-слал ино-ков за пре-по-доб-ным Ири-нар-хом. Он воз-вра-тил-ся, уко-ряя се-бя, что жи-вет не так, как бра-тия, ко-то-рая несет пра-вед-ные тру-ды, ко-то-рых он ли-шен. Пре-по-доб-ный про-дол-жал но-сить свои тяж-кие вери-ги и, тру-дясь, из-го-тов-лял ни-щим одеж-ду, вя-зал во-ло-ся-ные свит-ки и кло-бу-ки. Он спал но-чью лишь один час или два, осталь-ное же вре-мя мо-лил-ся и бил свое те-ло же-лез-ной пал-кой.

Свя-то-му Ири-нар-ху бы-ло ви-де-ние о том, что Моск-ву за-хва-тит Лит-ва, а церк-ви по ме-стам бу-дут ра-зо-ре-ны. Он стал горь-ко пла-кать о пред-сто-я-щем бед-ствии, и игу-мен по-ве-лел ему ехать в Моск-ву и пре-ду-пре-дить ца-ря Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча Шуй-ско-го (1606-1610) о гро-зя-щей бе-де. Пре-по-доб-ный Ири-нарх вы-пол-нил по-слу-ша-ние. Он от-ка-зал-ся от пред-ло-жен-ных ему да-ров и, вер-нув-шись, стал усерд-но мо-лить-ся, чтобы Гос-подь по-ми-ло-вал Рус-скую зем-лю.

Вра-ги яви-лись на Русь, ста-ли за-во-е-вы-вать го-ро-да, из-би-ва-ли жи-те-лей, гра-би-ли мо-на-сты-ри и церк-ви. Лже-ди-мит-рий и вто-рой са-мо-зва-нец стре-ми-лись по-ко-рить Русь поль-ско-му ко-ро-лю. Бо-ри-со-глеб-ский мо-на-стырь так-же был за-хва-чен вра-га-ми, ко-то-рые во-шли к свя-то-му за-твор-ни-ку и уди-ви-лись пря-мым и сме-лым ре-чам стар-ца, пред-ска-зав-ше-го им ги-бель.

Са-пе-га, оста-но-вив-ший-ся в Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре, по-же-лал ви-деть стар-ца, си-дя-ще-го в це-пях, и уди-вил-ся та-ко-му по-дви-гу. Ко-гда па-ны, при-шед-шие с Са-пе-гой, ска-за-ли ему, что ста-рец мо-лит-ся за Шуй-ско-го, пре-по-доб-ный сме-ло ска-зал: "Я в Рос-сии рож-ден и кре-щен, за рус-ско-го ца-ря и Бо-га мо-лю". Са-пе-га от-ве-чал: "Прав-да в бать-ке ве-ли-ка - в ко-то-рой зем-ле жить, той зем-ле и слу-жить". По-сле это-го пре-по-доб-ный Ири-нарх стал убеж-дать Са-пе-гу уй-ти из Рос-сии, пред-ска-зы-вая ему в про-тив-ном слу-чае смерть.

Пре-по-доб-ный Ири-нарх сле-дил за хо-дом вой-ны и по-слал кня-зю Ди-мит-рию По-жар-ско-му свое бла-го-сло-ве-ние и просфо-ру. Он ве-лел ему ид-ти под Моск-ву, пред-ска-зав: "Уви-ди-те сла-ву Бо-жию". В по-мощь По-жар-ско-му и Ми-ни-ну пре-по-доб-ный пе-ре-дал свой крест. С по-мо-щью Бо-жи-ей рус-ские одо-ле-ли Лит-ву, князь По-жар-ский овла-дел Крем-лем, и в Рус-ской зем-ле по-сте-пен-но на-чал во-дво-рять-ся мир. Ста-рец Ири-нарх по-преж-не-му непре-стан-но мо-лил Бо-га со сле-за-ми об из-бав-ле-нии Ру-си от вра-гов и, об-ла-дая си-лой тво-рить чу-де-са, ис-це-лял боль-ных и бес-но-ва-тых. Ему был от-крыт день кон-чи-ны, и он, при-звав сво-их уче-ни-ков, Алек-сандра и Кор-ни-лия, стал да-вать им на-став-ле-ния и, про-стив-шись со все-ми, ти-хо ото-шел ко Гос-по-ду в веч-ный по-кой († 13 ян-ва-ря 1616 го-да). По-сле свя-то-го стар-ца оста-лось 142 мед-ных кре-ста, семь на-плеч-ных ве-риг, цепь в 20 са-жен, ко-то-рую он но-сил на шее, же-лез-ные нож-ные пу-ты, во-сем-на-дцать руч-ных оков, "связ-ни", ко-то-рые он но-сил на по-я-се, ве-сом в пуд, и же-лез-ная пал-ка, ко-то-рой он из-би-вал свое те-ло и про-го-нял бе-сов. В этих тру-дах, как на-зы-вал их ста-рец, он про-жил 38 лет, в ми-ру про-жил 30 лет, скон-чал-ся же 68-ми лет от ро-ду. По-сле смер-ти пре-по-доб-но-го Ири-нар-ха со-вер-ша-лось мно-го чу-дес при его гро-бе, осо-бен-но же ис-це-ле-ний боль-ных и бес-но-ва-тых при воз-ло-же-нии на них кре-стов и це-пей свя-то-го по-движ-ни-ка.

Монастыри – это сокровище русской жизни… Мы ценим монастыри ради тех жемчужин, которые появляются и сияют в их стенах.

Князь Сергей Николаевич Трубецкой

Такой многоценной жемчужиной в Борисоглебской обители сияет имя преподобного . Мощи его покоятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а келья – часовенка преподобного Иринарха – пристроена к восточной монастырской стене на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца. К ней вас приведет липовая аллея. Предание сообщает, что на этом самом месте во времена первостроителей рос кедр, под которым беседовали преподобный с Феодором и Павлом о будущем устройстве Борисоглебского монастыря. Именно под этим кедром было им видение святых .

Преподобному Иринарху наверняка было известно, что под этим кедром погребен дивный старец – всеми уважаемый пустынник Григорий. Он жил в убогой хижине на берегу реки Шулы. До смерти пустынника никто не знал его истинного имени и происхождения. Только после смерти старца на груди у него в золотом складне было найдено завещание, из которого все узнали, что старец был не кто иной, как князь Андрей Федорович Голенин, которого все считали павшим на Куликовом поле. Старец завещал положить тело его в Борисоглебском монастыре, под растущим там кедром. Так и было исполнено. Тело старца Григория было предано земле в Борисоглебском монастыре при большом стечении народа. Возможно, Иринарх считал себя последователем духовного подвига этого старца.

В монастыре в старом саду за еловой аллеей есть высохший пруд. Монастырское предание гласит, что пруд этот ископан святым Иринархом. Об этом упоминается и в стихотворении «Виды Борисоглебского монастыря», написанном в 1870 году:

Есть столетний кедр высокий,
Грушно дерево, сады…
Два пруда – из них широкий –
Преподобного труды.

Еще в начале XX века пруд был наполнен водой, рядом с ним бил святой источник. Над источником была устроена деревянная часовенка. Много чудесных исцелений совершалось в монастыре у этого святого источника. Об одном из них повествует запись в монастырской летописи, датируемая 15 нюня 1904 года: «Некто крестьянин Александр Алексеевич Маринин, член Ростовской земской управы, заявил настоятелю Борисоглебского монастыря архимандриту Ювеналию, что его дочь Мария 12 лет страдала пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом. Ростовские доктора отказались ее лечить. Маринин решился вести дочь в Борисоглебский монастырь.

Это было 6 июня 1903 года. Здесь в монастыре отец с больной дочерью отслужили молебен преподобному Иринарху, и из колодца больную напоили водицей. По исполнении сего религиозного обряда дочь Маринина получила исцеление вопреки определению врачей, что якобы девочка не может быть жива».

Преподобный Иринарх был не единственным монахом в Борисоглебском монастыре, несшим подвиг добровольного затвора. До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги. Были ученики и у преподобного Иринарха. Это затворник Иоаким, который подвизался в Николо-Шартомском монастыре в Суздальском уезде, затворник Дионисий из Переславского Никольского монастыря на болоте и преподобный схимонах Корнилий – затворник из Переславского Борисоглебского монастыря. «Сии вси един образ имуще жития, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масло, ни скоромному, и мягких явств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведома. Людие мнози к ним прихождаху, и житие их ублажаху, и пользу от них, сказывают, велию приимаху».

Житие прп. Иринарха – один из самых достоверных источников по истории Смутного времени

О жизни преподобного Иринарха мы узнаем из жития, составленного сразу после смерти святого в 1616 году учеником его иноком Александром. Корифеи исторической науки обращались к житию преподобного Иринарха, называя его одним из самых достоверных источников по истории Смутного времени. Н.И. Костомаров в своем труде «Смутное время Московского государства», упоминая о посещении князем Д.М. Пожарским затворника Иринарха в Борисоглебском монастыре, пишет: «Прозорливый старец предсказал успех князю и тем самым, конечно, ободрил его дух». Но что стоит за этой короткой фразой? И разве не великое дело – ободрить дух великого русского полководца? Это случайный малоизвестный эпизод или поворотный момент в истории Смуты?

В житии преподобного Иринарха открывается путь русского спасения, тремя составляющими которого являются воинская доблесть, смирение и подвижничество. Сам русский народ понимал причину Смуты правильно. Смута воспринималась им как наказание Божие за грехи. В Смуту сам народ управлял собой и сам себя спасал в отсутствие государственной власти. И, четко разделяя для себя подвиг духовный и подвиг ратный, русский народ выдвинул из своей среды двух героев-освободителей – Кузьму Минина и преподобного Иринарха. Из 38 лет монашеской жизни 30 преподобный пребывал в затворе. Повсюду дивились в Русской земле борисоглебскому затворнику, потому что он сумел подчинить плоть душе, являя пример добровольного мученичества. В годы страшных людских бедствий, в разгар погибельной Смуты прибавлял себе преподобный Иринарх оков и железных тяжестей. Эти вериги носил он до конца дней своих.

Одно из важных событий земной жизни Иринарха – хождение святого к царю Василию Шуйскому. В 1608 году было преподобному Иринарху видение, будто Москва вся посечена и пожжена от Литвы и все Московское царство разграблено. Пошел старец в Москву сообщить государю об этом. Царь одарил преподобного подарками, но старец, отказавшись от царских даров, сказал: «Не за подарками я к тебе шел, но возвестить Правду. Ты же царь православный, стой в вере твердо!»

Еще задолго до начала Смуты в монастырь к преподобному Иринарху заходил московский юродивый Иоанн по прозвищу Большой Колпак. Он сказал тогда преподобному: «Не дивись тому, что будет с тобою. Устами человеческими невозможно вымолвить всего. Нашлет Господь за грехи на Русскую землю иноплеменников, но они подивятся твоему многому страданию. Меч их тебя не повредит, и прославят они тебя более верных».

И когда разгорелась Смута, поляки хозяйничали в Ростовской земле, приходил в монастырь в 1609 году знаменитый польский воевода Ян Петр Сапега. Зачем приходил в монастырь Сапега, сказать сейчас трудно. Возможно, он знал о том, что с 1606 года в Борисоглебском монастыре находился католический монах, миссионер Николай де Мело, имеющий переписку с женой Лжедмитрия I Мариной Мнишек. За миссионерскую деятельность царь Василий Шуйский отправил его в Борисоглeбский монастырь. Но в обиходнике монастыря под 1607 годом значится запись: «Латинянин Николай поп услан в пустынь Спасскую». Видимо, монахи, зная о приближении польских войск, спрятали пленника в более укромном месте.

«За какого царя Бога молишь?» – спросил Иринарха Сапега. «За русского – другого не знаю», – отвечал старец

Не для вызволения ли Николая де Мело шел грозный пан Сапега к обители? Но вместо иностранного пленника он нашел в монастыре добровольного затворника, «сокровище русское, неоскудное и неокрадное». «Как, старец, веруешь и за какого царя Бога молишь?» – спросил Иринарха Сапега. «В Русской земле рожден, за русского царя и Бога молю – другого царя не знаю», – без страха отвечал старец. Сапега, обратившись к своим панам, сказал: «Я такого батьки нигде не видел, ни здесь, ни в иных землях, крепко зело и небоязливо», и, обернувшись к старцу, поклонился и тихо промолвил: «Прости меня, батько».

В то время в монастыре «стояла печаль великая, монастырь и вотчинка были разорены еси». В 1608 году «приходили в монастырь литовские люди, и те де литовские люди монастырь разорили, образы окладные ободрали, казну поймали, а старцов и слуг много посекли…» Перед уходом Сапега не велел своим воинам разорять более обитель и дал затворнику 5 рублей золотом на милостыню.

Без страха обличал преподобный жестоких поляков, противостоял им твердой верой и чистым сердцем. А народных вождей благословлял на подвиг. Так, в 1610 году к Переславлю, в Александрову слободу и Димитрову, посылал старец просфору и крест народному герою – князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому с наказом: «Дерзай, княже, Бог поможет тебе врагов победить!».

Старец послал князю Пожарскому просфору, наказывая: «Не бойся, княже, иди на Москву и узришь славу Божию»

В 1612 году в Ярославле был с ополчением князь Д.М. Пожарский, на Москву не спешил идти. Старец же, узнав о замешательстве князя, послал ему просфору, повелевая выступить с ополчением: «Не бойся, княже, иди на Москву и узришь славу Божию». Вскоре сам князь приходил к старцу в келью благословиться. А в 1615 году пришла в монастырь грамота от нового царя Михаила Федоровича Романова: «Пожаловал есмь Государь на поминание отца своего Филарета 5000 листов белого немецкого железа и пуд олова, 150 рублей, 24 алтын и 4 денги и грамоту утвердихом по прежде и ловли и покосы по реке Ковже игумену Петру да затворнику Иринарху, ради трудов его по Бозе». Даже сам государь признавал заслуги старца перед Отечеством.

Простой русский народ всегда имел благоговейное преклонение перед величием нравственного подвига. Преподобные, юродивые были ходатаями перед Богом за русский народ. А народу было дорого их стремление открыто обличать и искоренять людскую ложь. Вот и преподобный Иринарх избрал для себя подвиг затвора и обратил его на служение Отечеству. Ярославский краевед И.А. Тихомиров в начале XX века назвал преподобного Иринарха драгоценным ростком на ниве Русской.

«Память о нем – это питательная среда для народа, в ней его корни. Оторвите народ от нее, и он завянет, как скошенная трава».