Когда появились турки как народ. История формирования турецкого народа

Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом - туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.

Тюмрки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н.э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.

Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т.е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.

В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т.д.» Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.

В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.

До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.

Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в-Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.

Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли - существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.

Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.

При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»

Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превра­тил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Ос­манскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преоблада­ющее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, тес­нимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государст­венном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приоста­новили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византий­ская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвиди­ровал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отно­шении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список сове­тов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или «праведный путь». Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основ­ном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потреб­ности. В этих законах христианам и евреям давалось право использо­вать свои традиционные законы.

Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропа­сти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, но­вый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действи­тельности власть халифа всегда передавалась по наследству. Со­гласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, кото­рый был и законодателем, и исполнителем, и судьей.

Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правле­ния. Эта форма правления порождает безудержную роскошь прави­телей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофиче­скую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отста­лости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмот­ря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных ту­рецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. «Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй». Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.

Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.

Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турецкими красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди турков мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой на лице.
Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды. В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным.

Турки персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в 13 веке тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских турков основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении турки совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем, более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса турков, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и так далее.

То, что турки – наши близкие соседи (от сочинских пляжей до их Черноморского

побережья – рукой подать) – это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и
соотечественники россиян (в далеком прошлом в какой-то мере…), многих, пожалуй,
удивит. Между тем это так.

От Урала до Хуанхэ

По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру – к
тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах
Центральной Азии в III–I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая
и Прибайкалья началась в последние века до н.э. – первые века н.э. Сначала – в
разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. – в Среднюю Азию. В V–VI веках
известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских
хрониках.

С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с
могущественным Тюркским каганатом – государством, которое контролировало
бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р.
Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось
на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский
каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).

Заселение тюрками Средней Азии продолжалось и в последующие века. «Страной
тюрков», «Туркестаном» стали называть огромный регион в Средней и Центральной
Азии. В VIII веке большая его часть была включена в Арабский халифат. У арабских
летописцев для всех тюркских племен имелось общее наименование – турк (мн. ч. –
атрак); византийцы называли их туркои, иранцы – торки.

Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую
принесли арабы – ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата,
создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен
– огузов – хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются
центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена,
взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.

В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские
племена – кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней
Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней
Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление
на этнополитической карте региона нового народа – туркмен.

Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки,
аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике
туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые
туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном
участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть
азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к
стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. – «восток»,
«восход») – в Малую Азию.


Анатолия, она же – Туркмения

Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками – по названию
клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в
которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана,
Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии.
В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение
потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки
стали хозяевами большей части Малой Азии.

Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском
султанате («Рум» – арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя –
ни много ни мало – как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году
в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых
завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.

Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их
влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот
регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и
нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию
мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу,
и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.

Любовь и умение обращаться с лошадьми у турок культивируются испокон
веков.
Фото Reuters

Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот
регион в XI веке, составляла 0,5–0,7 млн. человек; в XII–XIII веках их было уже
более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков – и в их
культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и
смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.

Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой,
через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь – кто
ненадолго, кто на столетия – и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре,
языках, в антропологических типах населения Малой Азии.

Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до
н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до
н.э. – клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов
соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.

В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории
государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и
македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии
стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне,
общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с
греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546–333 годы до
н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.

В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты,
которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей
стал город Анкира (в переводе – «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они
говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы
анатолийскими греками.

В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских
языках, хайаса – предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее –
армяне, курды, с V века – различные тюркские группы (булгары, сувары, авары,
хазары и др.).

На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к
Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от
западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со
столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской
империей, Византией – по названию древнего города Византия на европейском берегу
Босфора, на месте которого в 324–330 годах был основан Константинополь.

Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими
племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие
народы – опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах – искусные
рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане.
Все они – а также мужчины и женщины из многих других народов – албанцы, венгры,
молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа –
участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых
формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.

На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299
году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В
20–30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по
имени основателя династии стали называть Османским султанатом. 29 мая 1453 года
османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь.
Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление
европейское и русское его наименование – Стамбул), объявленный столицей

Османской державы. История Византии закончилась.

Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой
Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую
входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период
национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные
войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.

Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего
социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в
полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного
человека Европы», как называли в XIX – начале ХХ века Османское государство,
завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на
стороне австро-германского альянса.

Победители в этой войне – страны Антанты – не только покончили с империей,
прибрав к своим рукам многие из подвластных ей стран, но и попытались лишить
турок независимости, расчленить их территорию. Эти планы были сорваны
национально-освободительной борьбой турецкого народа (1918–1923), которую
возглавил молодой генерал Мустафа Кемаль (впоследствии принявший фамилию

Ататюрк).

В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована
феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября
1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула
стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой
политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных
народов новой нации – турецкой, народа по имени турки.

Как вас теперь называть?

До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания.
Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где
проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии –
очень постепенно – этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных
подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным
самоназванием.

В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими
турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской
державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть
населения – представители феодального сословия, отдельные группы горожан.
Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя
мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).

Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей,
прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле
«человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель
турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и
произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли
себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского
общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом
плебея, мужика.

Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал
этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а
для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание
«турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).

И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего
турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский
(«османлыджа») – официальный и литературный язык с письменностью, основанной на
арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов.
Был турецкий (тюркский) – разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И
был арабский – язык религии, язык исламского образования и учености.

Лишь во второй половине XIX – начале ХХ века турецкие националисты («новые
османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный
турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в
этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920–1930-х годах, после
кемалистской революции.

В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита
(который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение
грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке
государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего
народа – и государственным, и литературным.

В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из
интернациональной лексики.

Южные европеоиды


Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась,

естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россян
знакомо имя Назыма Хикмета (1902–1963), известного турецкого поэта и
общественного деятеля. В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ
имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком
Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких
народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки
мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей
из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты,
смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.

Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных
плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц
современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком
портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.

Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически –
преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских
племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы
складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились
турками.

Максимально обобщенно – основу антропологического типа турок составляет
переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной
расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров
выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных
европеоидов.

Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти
отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали
в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона
они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии
переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой
этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип
коренных жителей.

Этногенез турок – сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и
аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в
большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное
скотоводство), к новому, оседлому образу жизни. Своей родиной, от поколения к
поколению все больше, они осознавали эту страну – Anadolu, как по-тюркски звучит
название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные
элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных
жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ
турецкого государства – полумесяц со звездой – заимствован османами у
византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.

Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали
в жены девушек, женщин из любого народа – гречанок, черкешенок, армянок,
славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких
браков были уже вполне турками – и по языку, и по культуре. Султаны и знать
имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их
дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.

Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из
иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше
турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса,
сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали
называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово
«янычары». Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в
государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан
(1489–1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр
Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу
(Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год.
Подобные примеры можно умножить.

На Алтае и в Хакасии, в Туве и южной Якутии, в Киргизии и в Северной Монголии
(на р. Орхон) археологи обнаружили древнетюркские надписи (на стелах, валунах,
предметах обихода), относящиеся к периоду конца VII–ХI веков. Это краткие
сообщения о событиях их, тюрков, истории. Что, может быть, особенно важно –
впервые в них зазвучало слово – этноним «тюрк» в авторском исполнении. Буквенное
письмо, которым они пользовались, – вариант арамейского алфавита,
заимствованного тюрками у среднеазиатского ираноязычного народа согдийцев. «Из
древней тьмы, на мировом погосте,/ Звучат лишь Письмена» (Иван Бунин).

Мавзолей Ататюрка в Анкаре

Введение

Происхождение турок, как и происхождение почти любого народа, любой этнической общности,- сложный исторический процесс. Этнические процессы, обладая определенными общими закономерностями, в то же время имеют в каждом конкретном случае свои особенности. Например, одной из особенностей этногенеза турок был синтез двух основных крайне отличавшихся один от другого этнических компонентов: переселившихся на территорию современной Турции тюркских кочевников-скотоводов и отдельных групп местного оседлого земледельческого населения. В то же время в образовании турецкой народности проявилась и одна из закономерностей этнической истории - ассимиляция турками, при их преобладающей численности и социально-политической гегемонии, части покоренных ими народов. Моя работа посвящена сложной проблеме этногенеза и этнической истории турецкого народа. На основе исторических, антропологических, лингвистических и этнографических, образование турецкой феодальной народности, особенности формирования гурецкой нации. В настоящей работе (предпринята попытка рассмотреть все особенности этногенеза турок, образования турецкой народности, а затем и турецкой нации, выделив при этом общее и особенное. Базой для такого анализа послужили исторические факты - письменные источники, а также данные антропологической и этнографической науки.

История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженность государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

В данной работе я исследовала различные проблемы этнической истории турок - их происхождение, состав, первичный ареал расселения, культуру, религию и т.д.

Эта работа в основном поиск и интерпретация исторических источников, археологических открытий и другое. Здесь рассматривается решение проблемы определения территории расселения этносов, в частности, тюркоязычних, в свете их миграций и этно-социального развития, в частности процесса ассимиляции.

Поэтому данное исследование представляет краткий обзор истории миграции тюрков - кочевников, развития их общества и государственных образований за историческое время.

В первую очередь определить ареал обитания тюрков и методология исследования процесса этногенеза.

Я узнала, что большую роль в кочевом обществе играли вожди, их роль иногда была решающей в создании государств и консолидации племен. «Когда в степи с? являлся талантливый организатор, он собирал вокруг себя толпу сильных и преданных людей, чтобы подчинить с их помощью свой род, и, наконец, племенной союз». При успешном стечении обстоятельств, таким образом, создавалась крупная государство.

Таким образом в Азии в VI-VII веке тюрки создали государство, которому дали свое и? мя - Тюркский каганат. Первый каганат - 740 г., второй - 745 г.

В VII веке основным ареалом тюрков стала обширная область в Средней Азии, получившая название Туркестан. В VIII веке большую часть Туркестана завоевали арабы. И поэтому уже в IX веке турки создали свое государство во главе с ханом Огузы. Далее сложилась крупная и могущественная держава Сельджуков. Привлекательность тюркского правления привлекало много населения на свою сторону. Люди целыми селами приходили на землю Малой Азии, принимали ислам.

Турецкая народность сложилась к середине XVI века из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых племен скотоводческих, главным образом Огузская и туркменских, мигрирующих в Малую Азию с востока в период сельджутських и монгольских завоевателей XI - XII веков, и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и других. Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX века, ко времени распада Османской империи, и образования Турецкой Республики.

Глава I. Древние тюрки

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.

Первыми кочевниками Евразии были индоевропейские племена. Именно они оставили после себя в степях от Днепра до Алтая первые курганы - захоронения своих вождей. Из тех индоевропейцев, что остались в причерноморских степях, позже сложились новые кочевые союзы - ираноязычные племена киммерийцев, скифов, саков, савроматов. Об этих номадах, повторивших в I тысячелетии до н.э. маршруты своих предшественников, много сведений содержат письменные источники древних греков, персов, ассирийцев.

Восточнее индоевропейцев, в Центральной Азии, возникла другая крупная языковая общность - алтайская. Большинство племен здесь составили тюрки, монголы и тунгусо-маньчжуры. Возникновение номадизма - новая веха в экономической истории древности. Это было первое крупное общественное разделение труда -отделение пастушеских племен от оседлых земледельцев. Быстрее стал развиваться обмен продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла.

Взаимоотношения номадов и оседлых жителей не всегда были мирными. Кочевое скотоводство очень производительно на единицу затраченного труда, но мало производительно на единицу используемой площади, при расширенном воспроизводстве оно требует освоения все новых и новых территорий. Покрывая в поисках пастбищ огромные расстояния, кочевники часто заходили и на земли оседлых жителей, вступая с ними в конфликт.

Но кочевники совершали и набеги, вели завоевательные войны против оседлых народов. У племен номадов, в силу внутренней социальной динамики, появлялась своя элита - разбогатевшие вожди, родовая аристократия. Эта родоплеменная верхушка, возглавляя крупные союзы племен, превращалась в кочевую знать, еще больше богатела и укрепляла свою власть над рядовыми кочевниками. Она-то и направляла племена на захват и грабеж земледельческих территорий. Вторгаясь в страны с оседлым населением, кочевники облагали его данью в пользу своей знати, подчиняли целые государства власти своих вождей. При этих завоеваниях возникали гигантские державы кочевников - скифов, гуннов, тюрков, татаро-монголов и другие. Правда, все они были не слишком долговечны. Как подметил еще советник Чингис-хана Елюй Чуцай, можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно.

Ударной силой ранних кочевников Евразии, например, арийских племен, были боевые колесницы. Индоевропейцам принадлежит приоритет не только доместикации кона, но и создания быстрой и маневренной боевой колесницы, основной особенностью которой были легкие колеса, имевшие втулку со спицами. (Прежде, например в Шумере IV тысячелетия до н.э., боевые повозки имели тяжелые колеса - сплошные деревянные диски, вращавшиеся вместе с осью, на которую были насажены, а запрягали в них ослов или волов.) Легкая конная колесница начала свое триумфальное шествие с III тысячелетия до н.э. Во II тысячелетии она получила широкое распространение у хеттов, индоариев, греков, в Египет ее занесли гиксосы. На колеснице обычно помещались возница и стрелок из лука, но были и совсем небольшие повозки, на которых возница являлся одновременно и лучником.

С I тысячелетия до н.э. основным и, пожалуй, даже единственным родом войск кочевников стала конница, применявшая в сражениях конно-стрелковую тактику массированного удара: на врага неслась конная лава, извергавшая тучи стрел и дротиков. Впервые ее широко применили киммерийцы и скифы, они же создали и первую кавалерию.С детства номады были отличными наездниками, натренированными для долгих переходов, хорошо владели оружием и приемами ] кавалерийского боя. Более слабое развитие у кочевых племен по сравнению с оседлым населением классовых отношений - и в эпоху рабовладения, и в эпоху феодализма - вело к долгому сохранению патриархальных и родоплеменных связей. Эти связи маскировали социальные: противоречия, тем более, что наиболее жесткие формы эксплуатации - грабеж, набеги, сбор дани - были направлены вовне кочевого общества, на оседлое население. Все эти факторы сплачивали племя крепкой военной дисциплиной, что еще больше повышало боевые качества племенного войска.

С передвижениями кочевников в Азии связано распространение многих языков - индоевропейских (главным образом иранских), арабского, тюркских и монгольских. При оседании на землю и смешении с местным населением номады, как правило, ассимилировали его по языку, но заимствовали основные черты хозяйства и материальной культуры. Эта историческая закономерность наблюдалась не только в Азии, но и в Африке (арабизация Северной Африки - Магриба), и в Европе (мадьяризация области Среднего Дуная - Паннонии). Сходный процесс произошел и в Анатолии, а также частично на Балканах, после переселения сюда тюркских племен в эпоху господства Сельджукидов и Османидов в областях, составивших впоследствии территорию современного турецкого государства - Турецкой Республики.

А в Азии в VI-VII вв. тюрки создали державу, которой дали свое имя - Тюркский каганат. Каган, хакан, или хан - так назывался у тюрков (а затем и у монголов) верховный правитель, "царь". Как и держава азиатских хуннов, каганат раскинулся на громадной территории - от Хуанхэ до Каспия, от Тибета до Приуралья... Тюрки внесли важное усовершенствование в технику верховой езды: изобрели жесткое седло и стремена. Экипировка коня "под верх", какой мы знаем ее и теперь, была закончена. Это был новый этап в развитии транспорта и военного дела. Модернизировалось и оружие: тюрки широко применяли сложно-составной лук, изобретенный еще в хунское время, кривая сабля-шашка заменила прямой тяжелый меч.

Другое важное достижение древних тюрков способствовало повышению мобильности номадов: в середине I тысячелетия н.э. они создали разборную (решетчатую)юрту. Китайский поэт Бо Цзюйи так описал решетчатую юрту:

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

Юрту вихрь не может покачнуть.

От дождя ее твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов.

Но внутри уютно и тепло...

Войлок против инея - стена.

Не страшна и снега пелена.

Тюркские племена вели обширную меновую торговлю с Китаем, о чем также есть сведения в китайских летописях.

Несмотря на сильную имущественную и социальную дифференциацию, общество древних тюрков имело родоплеменную структуру, характерную для номадов: семьи объединялись в роды и племена (ок, огуш), а те - в племенной союз (эль). Во главе эля стоял хан (каган).

Историческая судьба Тюркского каганата сходна с державой хуннов: в начале VII в. он разделился на западный, или среднеазиатский, и восточный, центральноазиатский. Первый просуществовал до 740 г., второй - до 745 г.

Вообще в раннее средневековье, после Великого переселения народов, многие прежние племенные объединения распадаются, а из их бывших составных элементов образуются зародыши будущих народностей.В это время происходят не только большие этнические перемены, но и революционные социальные сдвиги. Феодализм, новая социально-экономическая формация, оттесняет прежние родоплеменные отношения у "варварских" народов и наносит сокрушительный удар по рабовладельческому обществу в государствах древней цивилизации. Рим, оплот рабовладения, падает под двойным натиском - "варваров" и восставших рабов. На Западе лишь Византия, а на Востоке - Китай смогли устоять перед наплывом новых народов. Но и они становятся феодальными империями.

В VII в. основным ареалом азиатских тюрков стала обширная область в Средней Азии, получившая в иранских языках название "Туркестан" (Тюркский стан, Страна тюрков). Однако уже в VIII в. большую часть Туркестана завоевали арабы, создавшие новую гигантскую державу средневековья - Арабский халифат. Среднеазиатские тюрки признали власть халифа, стали его союзниками, среди них начала распространяться религия завоевателей - ислам.

Среднеазиатские тюрки не долго терпели господство арабов. Уже в IX в. они создают свою державу во главе с ханом Огузом, вождем огузских племен. Огузы вытесняют из Средней Азии своих соперников - печенегов, другое тюркское племя. Печенеги уходят в русские степи, но там встречают отпор Киевской Руси, перекочевывают на Балканы и попадают под власть Византии. Приняв христианство, они оседают на землю, служат в войсках византийцев.

Границы огузского государства доходят до приволжских степей. Тут оно сталкивается с соперничеством Хазарского каганата и Волжской Булгарии. В борьбе с ними огузы находят мощного союзника -Киевскую Русь, находящуюся в расцвете своих сил. В 965 г. князь Святослав заключает с огузами-торками военный договор. Под ударами русов и торков падает каганат "неразумных хазар". В 985 г. князь Владимир в союзе с торками двинулся в поход по Волге против булгар. Княжеская дружина плыла в ладьях, а торки-всадники ехали берегом. Волжская Булгария потерпела поражение.

Но уже начинается кризис огузской державы. На юге ее владений усиливается род Сельджуков, многочисленный клан огузского племени. Он собирает вокруг себя племена, недовольные властью хана. А в середине XI в. в Туркестан врываются новые тюркские пришельцы из Центральной Азии - кыпчаки. Часть огузов под их натиском уходит к границам Киевской Руси и дальше, на Балканы, в Византию. Русские князья селят своих бывших союзников в пограничных укреплениях. Огузы-торки основывают здесь на берегу Стугны свой город - Торческ и постепенно сливаются с русами. Византийцы также расселяют в своих владениях бежавших огузов. Другая часть огузов спаслась от кыпчаков, уйдя на самый юг Средней Азии и дальше в Хорасан, северо-восточную область Ирана. Здесь они приняли покровительство усилившегося клана Сельджуков. И вскоре на арену истории выходит новое этническое образование - туркмены, или, точнее, тюркмены. А юг Средней Азии получает название "Тюркменистан" - Туркмения.

О туркменах нужно рассказать подробнее. Ведь многие туркменские племена (и часть еще не слившихся с ними огузов) переселились позже в Закавказье и Малую Азию, положив начало формированию азербайджанского и турецкого народов. Туркмены XI в. отличались от других тюрков Средней Азии тем, что больше смешались с местным ираноязычным населением - кочевым и оседлым. Они поглотили остатки саков и аланов, вобрали часть согдийцев и хорезмийцев. Этот дотюркский пласт, или, по этнографической терминологии, субстрат (подслой) оказал сильнейшее воздействие на туркмен. В их внешнем облике почти исчезли монголоидные черты, присущие древним тюркам. Иначе говоря, туркмены антропологически, то есть по расе, стали европеоидами. Культура туркмен обогатилась достижениями местных оседлых народов: земледелие, строительство постоянных жилищ были новым делом для кочевников-скотоводов. Ряд туркменских племен перешел к полной или частичной оседлости (полуоседлости).

К концу XI в. туркменские и огузские племена вплотную приблизились к Малой Азии. Они словно заняли исходные позиции, чтобы под предводительством вождей из рода Сельджуков пуститься в дальнейший путь на запад, в ту страну, которая позже получит название Турция.

Глава II. Турки

Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом – туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.

Тю́рки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н. э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.

Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т. е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.

В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т. д." Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.

В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.

До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.

Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в- Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.

Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли- существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.

Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.

При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»

Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превра­тил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Ос­манскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преоблада­ющее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, тес­нимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государст­венном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приоста­новили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византий­ская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвиди­ровал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отно­шении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список сове­тов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или "праведный путь". Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основ­ном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потреб­ности. В этих законах христианам и евреям давалось право использо­вать свои традиционные законы.

Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропа­сти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, но­вый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действи­тельности власть халифа всегда передавалась по наследству. Со­гласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, кото­рый был и законодателем, и исполнителем, и судьей.

Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правле­ния. Эта форма правления порождает безудержную роскошь прави­телей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофиче­скую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отста­лости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмот­ря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных ту­рецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. "Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй". Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.

Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.

Глава III. Складывание турецкой национальности

Наметившиеся уже во второй половине XVI-гo века признаки внутреннего упадка Турции, к середине XVII-гo века вполне явственно проявились во всех областях экономического, финансового, государственного управления и военного дела. Угроза полного распада и гибели Османской империи породила среди некоторой части турецких правящих кругов стремление к проведению реформ. Первая серьезная попытка такого рода была предпринята в царствование султана Селима III (1789-1807). Провозглашенные реформы пол­учили название "Новой Системы". И несмотря на крайне ограниченный характер этих нововведений, они вызвали решительное противодействие мусульманского духовенства. "Новая Система" потерпела крах. Крушение новой системы показало, что Турция не способна к восприятию европейских норм поведения. В 1826 году султан Махмуд II также провел некоторые реформы. Он в частности заменил военных администраторов гражданскими чиновниками, создал министерства, основал первую турецкую газету. Эти мероприятия подготовили почву для так называемого танизмата, который явился наиболее серьезной попыткой при помощи реформ сделать Турецкую империю жизнеспособной. Но и эта попытка закончилась неудачей, ибо очень устойчив был в Турции неевропейский элемент.

В 1876 году в Турции произошел государственный переворот, в результате которого султан Абдул Азис был свергнут и власть факти­чески перешла в руки Мидхата и "Новых Османов". Абдул Хамид II обещал Мидхату Конституцию по образцу европейских стран. В дей­ствительности же Абдул Хамид рассматривал Конституцию как дип­ломатический маневр. Он провозгласил Конституцию в 1876 году в канун открытия международной конференции по вопросу о рефор­мах на Балканах, но уже в январе 1877 года, как только закрылась конференция, он сместил Мадхат пашу с поста Великого Везиря и разогнал парламент, созданный на основе Конституции. И эта по­пытка европеизации Турции закончилась неудачей.

В конце XIX-го века в Турции возникло младотурецкое движение. Его участниками были представители интеллигенции, офицеры, врачи, мелкие чиновники. Главной политической организацией младо­турок стал комитет "Единение и Прогресс". В 1908 году младотурки пришли к власти. Они добились восстановления Конституции и созыва парламента, но сами повели политику жестокого подавления всех свобод и в особенности свобод немусульманского населения Тур­ции. О том, насколько младотурки были далеки от европейских форм правления, свидетельствует речь Талаата-бея на тайном сове­щании в Салониках перед членами комитета "Единение и Прогресс". По свидетель­ству английского вице-консула Артура Б. Генри в упомянутой речи Талаат сказал: "Вы знаете, что согласно конституции было подтверждено равенство мусульман и гяуров, но вы все вместе и каждый в отдельности знаете и чувствуете, что это неосуществимый идеал. Шариат, вся наша прошлая история, чувства сотен тысяч мусульман и даже чувства самих гяуров, упорно сопротивляющихся всякой по­пытке оттоманизировать их, представляют труднопреодолимый барьер для установления действительного равенства. Мы сделали безуспешные попытки обращения гяуров в лояльных османцев. Всякие подобные усилия неизменно будут терпеть неудачу до тех пор, пока маленькие независимые государства Балканского полуострова имеют возможность распространять сепаратистские идеи среди жителей Македонии. Поэтому не может быть и речи о равенстве до тех пор, пока мы не добьемся успеха в нашей задаче оттоманизации".

Насколько европейским государством является современная Турция? Следует признать, что в этом направлении Мустафа Кемаль сделал очень много. Рожденная в огне первой мировой войны и в бурях русской революции, Турецкая Парламентская республика имеет все внешние признаки правового государства. Конституция Турции, утвержденная в 1924 году, с небольшими изменениями дей­ствует до настоящего времени. Верховная власть Турции принадле­жит однопалатному парламенту - Великому Национальному Собранию (Меджлису), избираемому прямым голосованием граждана­ми обоего пола. Более того, в правовом отношении Турция намного опередила своего великого соседа - СССР, вместе с которым и с помощью которого она родилась. Граждане современной Турции мо­гут беспрепятственно выезжать за границу, могут создавать различ­ные партии, издавать любые газеты, организовывать забастовки и т.д. И тем не менее Турция, по форме европейская, по содержанию остается далеко не европейской страной. Прежде всего, необходимо отметить, что Кемалистское движение было начато вовсе не с целью европеизации страны, а с целью политического спасения Турции от раздела, который был намечен Севрским договором. Нужно отдать должное Мустафе Кемалю, который действительно спас Турцию. Перед европейцами он отлично разыграл карту европеизации и демократизации страны, а с Лениным он поиграл в социализм, и в результате обманул и тех, и других. Придя к власти, он сначала расстрелял коммунистов, затем начал дело просвещения, которое заключалось в отказе от мусульманского права. Все его реформы, и прежде всего введение латинских букв, были бегством от Корана. Но демократии как таковой не было. Однопартийность сохранялась, и власть фактически находилась в руках армии. Только в 1945 году Исмет Иненью объявил многопартийность. И вот лишь тогда выяснилось, что Кемалю не удалось отойти от мусульманского права. Демократическая партия Мендереса, играя на религиозных чувствах народа, смогла прийти к власти. Здесь-то и произошло то, что сегодня можно назвать "иранским феноменом". Подобно тому, как религиозные приверженцы Аятоллы Хомейни почти без единого выстрела разгромили всю, казалось бы нерушимую, машину шаха, так и в Турции, вскоре после Кемаля, подавляющим большинством голосов к власти пришли те, кто восстановили закон о ношении женщинами покрывал, ввели молитвы на арабском языке и восстановили все то, что еще больше отдаляло Турцию от Европы.

Заключение

Турецкая нация прошла длительный путь формирования. В этногенезе турок принимали участие в основном среднеазиатские, малоазиатские, балканские, кавказские элементы. Чисто тюркского лица в Турции почти не увидишь, может быть, разве лица некоторых кочевников-юрюков напомнят, что некогда сельджуки и монголы привнесли в Малую Азию монголоидные черты, затем они почти целиком растворились в европеоидном местном населении.

Среди коренных стамбульцев нередко можно встретить голубоглазого блондина. Но это, конечно, турок, так же как истинный турок знаменитый поэт Назым Хикмет, чей дед был польским офицером, а бабка - хорватского происхождения. Многие турки сообщат вам, что в их жилах течет венгерская, албанская, черкесская кровь, но по воспитанию и языку они далеко отошли от своих предков.

До конца XIX в. у правящего класса турок-османов бытовало самоназвание «османлы» (по имени Османа - основателя государства в XIII в.), отсюда и несколько европеизированный термин «оттоман»; «тюрк» же было презрительным названием анатолийских крестьян. Лишь с подъемом националистического движения в конце XIX - начале XX в. и желая как бы приблизиться к народу правители страны снова воскресили забытое было имя «тюрк». С этого времени страна стала называться на европейский лад «Тюркийе», которое с 20-х годов стало официальным названием государства.
Н.Г.Киреев «ИСТОРИЯ ТУРЦИИ ХХ ВЕК». Издательство Крафт+ ИВ РАН, 2007г.

Еремеев Д. Е., Этногенез турок, М., 1971

История появления тюркского народа начинается с похода турков – сельджуков. Сельджуки принадлежали к тюркам – огузам, которые жили в цепи Центральной Азии. Многие археологи считают, что тюрки возникли после объединения угорской и сарматской нацией.

Огузы воспользовались обессиливанием соседних народов и основали свою страну Газневидов и Сельджукидов. Создание государства Сельджукидов стало причиной миграции сельджуков к западу Ирана. С 1071 по 1801 годы сельджуки завоевали всю Малую Азию. Огузы переселились на Ближний Восток. При захвате сельджуков в Малой Азии жили люди различной нации. Среди них большую численность имели греки. Греки начали колонизировать землю в 9 столетий до н.э. Греки были опорой Византийской империи и проповедовали восточное христианство.

Образование единого турецкого народа проходило достаточно долго. На основе формирования данного народа лежит объединение нескольких тюркских племен. Формирование народа не было закончено даже после основания Османской республики.

Во время своего существования Османское государство уничтожало все народы. Отдельным народам получилось сберечь свою этническую принадлежность. В состав народа Османской империи входили ассирийцы, армяне, греки, курды, кавказские племена и албанцы. Чуть позже империя захватила земли Балканского полуострова. На этих землях жили македонцы, сербы и болгары. После захвата большинство наций приняли ислам. В Боснии, Болгарии и Герцоговине образовались новые славянские мусульмане.

Богатая знать Османской империи брала в наложницы славянских женщин. Янычарские войска в основном формировались из славянской нации. Кавказский народ был в хорошем взаимоотношении с империей. Кавказцы проживали на побережье Черного моря. Черкесы были в рядах османских войск.

Многие народы стали переселяться на земли Османской республики. Так в государстве образовались черкесские, чеченские и дагестанские коммуны, которые образовали турецкий этнос.

В 19 – 20 веках правители Османской республики переселяли общины мусульманских жителей в православные регионы. Мусульмане – греки были иммигрированы в Сирию и Ливан. Подобным образом, после окончания первой мировой войны суверенность получили Болгария, Греция, Румыния и Сербия. Османское государство начало обменивать народ по религиозной принадлежности. По этой причине в Турцию переместились балканские турки и славяне, которые придерживались правилам ислама. Самый крупный обмен народами состоялся в 1921 году. При обмене в Турции поселились греки из Крита, Кипра и Эпира, Македонии. Переселение произошло очень быстро. Причиной являлись вековые совместные традиций, летопись и культура.

В Турцию перебралась большая группа мухаджиров из России. После становления советской власти в Турцию переехали крымские татары и кавказское племя. Чуть позже сюда же перебрались переселенцы из Китая как казахи, уйгуры и киргизы.

Закон современной Турции считает турками тех, кто родился от турчанки и турка. При этом турками считаются дети из смешанных семей.