Как составить индивидуальный учебный план в вузе. Индивидуальный учебный план

Приложение 1 к приказу ректора от 03.12.2012 № 1710/п
Порядок перевода на индивидуальный учебный план обучения

и на индивидуальный учебный график обучения

в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
1. Общие положения
1.1. Обучение по индивидуальному учебному плану и индивидуальному учебному графику позволяет реализовать студентам Университета:

Право обучения по сокращенным и ускоренным образовательным программам;

Право параллельного обучения по двум и более образовательным программам;

Право совмещения учебы с научной, трудовой, спортивной, творческой деятельностью;

Право академической мобильности;

Право свободного посещения занятий (или переноса занятий) по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об образовании», ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008г. № 71, «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Уставом ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».
2. Процедура перевода на индивидуальный учебный план (график) обучения
2.1. Индивидуальный учебный план по направлению подготовки (специальности) и индивидуальный график обучения по направлению подготовки (специальности) разрабатываются в полном соответствии с действующими ГОС или ФГОС в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям подготовки (специальностям), с учетом уровня предшествующей подготовки и способностей студентов.

2.2. Индивидуальный учебный план создает условия для реализации дифференцированных подходов в подготовке студента по избранной им специальности или направлению подготовки, опираясь на уровень его образования и способности. При этом в индивидуальном плане могут быть произведены изменения в структурных частях основного учебного плана при соблюдении требований ГОС или ФГОС.

2.3. Индивидуальный учебный график создает условия освоения части основной образовательной программы в другие сроки по сравнению со сроками, предусмотренными основным учебным планом, за счёт перераспределения времени и учебной нагрузки.

2.4. На индивидуальный учебный план (график) обучения могут быть переведены:


  • студенты, принятые для обучения по сокращенным образовательным программам (на базе СПО или ВПО);

  • студенты, принятые для обучения на полный срок и переведенные после аттестации на ускоренную основную образовательную программу;

  • студенты, переведенные из другого вуза или зачисленные на основании академической справки, при наличии разницы в основных образовательных программах;

  • студенты, отчисленные из Университета и восстанавливающиеся для продолжения обучения в Университете, при наличии разницы в основных образовательных программах;

  • студенты, принятые для параллельного обучения по двум основным образовательным программам;

  • студенты, переходящие с одной основной образовательной программы на другую;

  • студенты, переведенные с очной формы обучения на заочную (очно-заочную) или наоборот;

  • студенты, изъявившие желание для параллельного получения дополнительной квалификации;

  • студенты, находящиеся на стажировке (обучение за границей, обучение в соответствии с договорами Университета с другими учреждениями);

  • студенты, обучающиеся на «отлично», как правило, в течение двух последних семестров и проявившие склонности к научной работе или общественно-политической деятельности, дальнейшее развитие которых требует самостоятельного распределения учебного времени;

  • студенты, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» и совмещающие учебу в Университете с трудовой деятельностью, совпадающей или близкой к избранной специальности (с предоставлением справки с места работы);

  • студенты-спортсмены, выступающие в составе сборных команд, участвующие в длительных учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям, графики спортивной подготовки и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению кафедры физического воспитания или Спортивного клуба Университета);

  • участники творческих коллективов, графики репетиций и выступлений которых совпадают с графиком учебного процесса (по представлению Совета ВиВР);

  • студенты, вынужденные по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам временно прервать посещение занятий (лечение в дневном стационаре, уход за тяжело больным членом семьи и др.) (по представлению декана (директора) соответствующего факультета (института, филиала) при предоставлении соответствующей справки);

  • студенты, имеющие детей до трех лет (при предоставлении соответствующей справки);

  • иное (по представлению декана (директора) факультета (института, филиала), утвержденному первым проректором по учебной работе).
2.5. Вопрос о переводе студента на индивидуальный план (или график) обучения рассматривается по заявлению студента в течение двух первых недель с начала семестра с представлением подтверждающих документов и ходатайств в деканат факультета (института, филиала) (Приложение 1).

Решение о возможности или невозможности обучения студента по индивидуальному плану обучения (или графику, или по плану и графику одновременно) принимается аттестационной комиссией факультета (института, филиала) и оформляется протоколом.

2.6. Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом по Университету (Приложение 3).

Перевод студента (студентов) на обучение по индивидуальному учебному графику оформляется распоряжением по факультету (институту, филиалу).

2.7. Для оказания научной и методической помощи студенту, переведенному на индивидуальный учебный план, по решению выпускающей кафедры может назначаться научный руководитель с включением ему соответствующей нагрузки в учебное поручение.

2.8. Индивидуальный график обучения освобождает студента от необходимости посещения учебных занятий по расписанию и позволяет ему выполнять программные требования дисциплин в индивидуально установленные сроки при условии выполнения им лабораторных и контрольных работ, предусмотренных учебным планом, но не освобождает от выполнения курсовых проектов (работ) и прохождения учебной и производственной практик.

2.9. Контроль за выполнением индивидуального графика обучения студента осуществляет декан (директор), либо заместитель декана (директора) факультета (института, филиала). По результатам выполнения индивидуального графика обучения декан (директор) принимает решение о возможности его продления на следующий учебный год (семестр).

2.10. При выполнении индивидуального плана (графика) обучения соответствующего курса студент переводится на следующий курс.

2.11. При невыполнении студентом индивидуального учебного плана он приказом по университету (Приложение 4) переводится на обучение по основному учебному плану направления подготовки (специальности) со сроком обучения в соответствии с ГОС или ФГОС.

В случае невыполнения индивидуального графика обучения студент распоряжением по факультету (институту, филиалу) переводится на действующий график учебного процесса соответствующего направления подготовки (специальности).

2.12. Студентам, обучающимся за счет средств федерального бюджета и переведенным на индивидуальный учебный план или индивидуальный график обучения, назначается стипендия по итогам семестрового выполнения индивидуального учебного плана и/или индивидуального графика обучения в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

2.13. Для студентов, параллельно обучающимся по двум и более основным образовательным программам, допустимо обучение лишь по одной образовательной программе за счет средств федерального бюджета, а на остальных – с полным возмещением затрат на обучение в качестве слушателя.
3. Оформление, структура и форма индивидуального учебного плана (графика)
3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана соответствующего направления (специальности) в полном соответствии с действующим ГОС или ФГОС.

Индивидуальный учебный план утверждается Ученым советом факультета (института, филиала).

Индивидуальный учебный план при индивидуальном обучении студента (или нескольких студентов) реализует образовательную программу без изменения полного срока обучения, за исключением обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе.

Индивидуализация обучения осуществляется за счет корректировки номенклатуры и перераспределения объемов в часах дисциплин специализации и факультативов, а также дисциплин регионального (вузовского) компонента (вариативной части) и дисциплин по выбору студента (в пределах объема часов соответствующих циклов дисциплин).

Допускается изменять план учебного процесса (семестр, отчетность, виды и объем аудиторных занятий) в индивидуальном учебном плане.

В исключительных случаях (по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам и др.) сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть увеличены до одного года по сравнению с нормативным периодом обучения.

3.2. В случае обучения студента (или нескольких студентов) по сокращенной или ускоренной образовательной программе, сроки обучения по индивидуальным учебным планам могут быть сокращены без изменения образовательной программы обучения и требований к специалистам соответствующего уровня и квалификации в соответствии с «Условиями освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», утвержденными приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725.

Сокращение сроков обучения достигается за счет:

– увеличения доли самостоятельной работы при изучении отдельных дисциплин;

– перезачета предметов любого цикла, изученных студентом на предшествующем этапе профессионального образования.

Перезачет производится по документу государственного образца о высшем профессиональном образовании на основании решения аттестационной комиссии в соответствии с «Положением об аттестационных комиссиях ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» и Методически ми рекомендациями о порядке перезачета студентам АлтГУ дисциплин, изученных на предшествующем этапе высшего профессионального образования.

3 .3. Для студентов, принятых для обучения по сокращенным образовательным программам на базе ВПО, и студентов, принятых для параллельного обучения по двум основным образовательным программам ВПО, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению обучения в АлтГУ по сокращенной программе в специально формируемых группах лиц с высшим профессиональным образованием и студентов АлтГУ, зачисленных на параллельное обучение».

3.4. Оформление индивидуального учебного плана осуществляется в соответствии с требованиями к оформлению основного действующего учебного плана, за исключением титульного листа, в котором отмечается утверждение Ученым советом факультета (института, филиала) и производится запись: «Индивидуальный учебный план студента ___ группы (или группы студентов № ___) по направлению подготовки (специальности ________».

3.5. Индивидуальный учебный график составляется, как правило, на учебный семестр или год (два семестра) (Приложение 2).

3.6. Индивидуальный график обучения утверждается деканом (директором).

После утверждения индивидуального графика обучения декан (директор) издает распоряжение по факультету (институту, филиалу) о переводе студента на индивидуальный график обучения сроком на один учебный год (семестр).

3.7. Индивидуальный график обучения регулирует порядок освоения за избранный срок (семестр, учебный год) все формы учебной работы, предусмотренной основным учебным планом. При этом в семестр не может быть освоено учебной работы, предусмотренной более чем за два семестра основного учебного плана, а за учебный год (два семестра) соответственно учебной нагрузки более чем четырех семестров основного учебного плана. При сдаче академической разницы возможно составление индивидуального графика обучения, объединяющего учебные работы разных семестров и курсов обучения.

3.8. Студент, обучающийся по индивидуальному учебному графику, при промежуточной аттестации сдает в течение учебного года не более 20 экзаменов и 24 зачетов.

3.9. Индивидуальный график обучения оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в деканате, другой выдается студенту. В деканате факультета (института, филиала) ведется журнал регистрации индивидуальных графиков обучения, в котором записываются Ф.И.О. студента, курс, группа, период, в течение которого он обучается по индивидуальному учебному графику. Порядковый номер в журнале является номером индивидуального учебного графика.

Приложение 1
Образец заявления о переводе на индивидуальный план обучения

Ректору АлтГУ

С. В. Землюкову

студента __ курса группы ___

Факультета (института, филиала)

_____________________________

(ФИО студента)

заявление
Прошу перевести на индивидуальный план обучения в ___ семестре 20__ - 20__ учебного года ________________________________

В связи с трудоустройством в __________ на должность_________

По состоянию здоровья

В связи с рождением ребенка

По семейным обстоятельствам

С условиями перевода и обучения по индивидуальному плану ознакомлен(а), согласен(сна) и обязуюсь выполнять.
Соответствующие документы прилагаются (к заявлению прилагается справка установленного образца или ходатайство учреждения ).
Дата Подпись

Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор)

факультета (института, филиала)

«____» _________ 20__ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ

студента __ курса группы ____ очной формы обучения факультета (института, филиала)

направления / специальности «_______________» в ___ семестре 20__-20__ учебного года

__________________________________

ФИО студента


п/п

Дисциплина и форма семестровой отчетности

Раздел. Тема.

Задание

Форма контроля

Сроки отчетности

Полученная оценка / количество баллов

Ф.И.О.

преподавателя


Подпись

1

2

3

4

Приложение 3
Образец приказа о переводе на индивидуальный план обучения
ПРИКАЗ
О ПЕРЕВОДЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
П Р И К А З Ы В А Ю:

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, перевести на индивидуальный план обучения на __________ семестр 20___ - 20____ учебного года _____________ (в связи с трудоустройством, как имеющую ребенка до трех лет и др.).
Основание: личное заявление с визами; копия документа, подтверждающего необходимость перевода на индивидуальный план обучения, индивидуальный график обучения студента.

Визы:

Начальник УМУ

Приложение 4

Образец приказа о лишении права на индивидуальный план обучения
ПРИКАЗ
О ЛИШЕНИИ ПРАВА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
В связи с невыполнением индивидуального графика занятий (нарушением сроков отчетности по дисциплине (ам) «__________», нарушением правил внутреннего распорядка АлтГУ
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. ____________________________ , студента ____ курса группы _______,

(ФИО студента)

обучающегося по специальности «___________________________________» на _____________________________ факультете (в институте, в филиале) на бюджетной (договорной) основе, лишить права на обучение по индивидуальному плану.
Основание: служебная записка декана (директора) факультета (института, филиала), выписка из аттестационной ведомости.
2. Контроль исполнения приказа возложить на декана (директора)________________ факультета (института, филиала) _____________.
Ректор _________________________
Визы:

Первый проректор по учебной работе

Декан (директор) факультета (института, филиала)

Инструкция

Изучите государственный образовательный стандарт по вашей дисциплине. При разработке учебного плана вы должны им руководствоваться, особенно если работаете в государственном высшем учебном заведении. В любом случае, допускать, чтобы пункты плана образования резко противоречили этим документам, нежелательно.

Разделите весь курс вашего предмета на то конкретное количество часов, которые на него выделяются. Далее каждый учебный семестр поделите на крупные блоки в зависимости от основных разделов данной науки. Очень удобно строить обучение, если у вас получается одновременно отделить смысловые блоки друг от друга временными интервалами.

Пользуйтесь учебными пособиями проверенных авторов. Проследите, чтобы у вас были книги в самой последней редакции. Постепенно переходите к более детальной прорисовке плана. На освоение каждого раздела вы можете выделить конкретное количество учебных часов.

Распишите темы, которые включает каждый раздел. Присвойте им степень сложности. В зависимости от объема и трудности прохождения, выделите время на каждую тему.

Разделите, какие темы вы дадите на лекции, а что студенты могут изучить самостоятельно, после обсудив на семинаре. Имейте в виду, что не стоит давать изучение сложных вопросов, которые требуют объяснения, для освоения без преподавателя.

Разработайте систему проверки знаний. Она должна включать задания для подготовки к семинарам, которые вы будете давать студентам после каждой лекции. По завершении большого раздела целесообразно дать обучающимся тест.

Составьте таблицу, которая будет содержать данные об изучаемых темах и часах, для них. Так у вас будет наглядная форма, которую удобно корректировать и дополнять. Оставьте два часа свободными. Тогда, если план несколько сдвинется, вы сможете их использовать.

Видео по теме

Составить план занятий на определенный период времени начинающему преподавателю помогут специальные методические рекомендации, основанные на практическом опыте преподавания данной учебной дисциплины. В этих рекомендациях темы занятий и время, необходимое для их освоения, распределены в соответствии с результатами анализа преподавательской деятельности за продолжительный период времени.

Анализ новых учебных пособий – необходимое условие для того, чтобы составить учебный план правильно

Для того чтобы правильно составить учебный план в начале нового сезона, нужно тщательно проанализировать все вновь появившиеся учебные материалы. Иногда качество новых учебных пособий оставляет желать лучшего, но время от времени появляются удобные и доступные, прекрасно структурированные электронные или печатные издания, которые могут существенно облегчить процесс обучения. Если вновь появившееся учебное пособие пока что не рекомендовано в качестве основного источника при изучении предмета, но вы хотите обязательно использовать имеющуюся в нем информацию, то в плане занятий следует предусмотреть факультативные часы для ознакомления учащихся с новым изданием.

Как лучше распределить контрольные занятия при составлении учебного плана?

Для объемных, сложных для понимания, тем лучше всего предусмотреть несколько промежуточных контрольных занятий и одно результирующее. В том случае, если результаты промежуточных контрольных занятий окажутся неудовлетворительными, следует провести дополнительные занятия по пройденному материалу. Поэтому при составлении учебного плана необходимо предусмотреть часы для дополнительных занятий. Если все учащиеся успевают и дополнительных уроков не потребуется, предусмотренные для этих целей часы можно использовать для культурных мероприятий (похода в театр, на концерт, в музей).

Чем нужно руководствоваться для того, чтобы правильно составить учебный план?

Прежде всего, утвержденными методическими рекомендациями, разработанными уполномоченными для этого структурами. Кроме того, правильно составить учебный план можно только тогда, когда известен средний уровень подготовки учащихся. Если оценить его не представляется возможным, лучше увеличить количество часов, отведенных на дополнительные и контрольные занятия оп предмету.

Источники:

  • составление учебного плана

Составление программы работ предприятия – неотьемлемый компонент системы планирования и управления. Без создания такой системы деятельность любой компании просто невозможна. Программа работ представляет собой план выпуска продукции или предоставления услуг установленной номенклатуры, ассортимента и качества. По своей сути – это последовательность и сроки проведения мероприятий, направленных на выполнение производственного плана.

Инструкция

Далее по центру введите название документа «Рабочая программа …», здесь указывается название дисциплины, для которой нужно оформить учебную программу, а также класс, для которого она предназначена. Ниже указывается фамилия и категория преподавателя/учителя, который выполнил данную программу.

Введите на следующей строке по центру год составления рабочей программы. Обратите внимание, что программа составляется на пять лет, а каждый год ее нужно пересматривать и, по необходимости, вносить изменения и переутверждать. Добавьте разрыв страницы, чтобы следующий текст печатался с нового листа, для этого выберите меню «Вставка» – «Разрыв страницы», либо нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Выполните команду «Таблица» – «Добавить таблицу», чтобы дисциплины. Таблица должна быть со следующими графами: номер, название разделов и тем, всего часов, далее «В том числе на» и разбейте ее на 3 графы ( , тестовые работы, контрольные), примерное количество часов на самостоятельную работу.

Заполните таблицу, внесите сначала разделы, в каждом - входящие в него темы. Для каждой темы укажите количество часов, которое на нее отводится. Также для составления рабочей программы необходимо после каждого раздела указывать форму контроля, обычно это тестирование. В последней строке таблицы просуммируйте введенные часы, они должны соответствовать учебному плану .

Выполните форматирование рабочей программы. Используйте шрифт Times New Roman, 12 размер. Междустрочный интервал – одинарный. Не допускается использование в тексте переносов. Абзацный отступ должен составлять 1,25 см, поля – по 2 см. Для всего текста используйте выравнивание по ширине, для текста таблицы – по левому краю, для заголовков устанавливайте выравнивание по центру. Пронумеруйте все листы программы, кроме титульного, подпишите сами и утвердите у руководства, проставьте на титульном листе печать школы.

Полезный совет

Возьмите в качестве образца уже готовую рабочую программу по другому предмету, это избавит вас от многих ошибок и ускорит процедуру подписания программы.

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.

Вам понадобится

  • - типовая программа по предмету;
  • - федеральные образовательные стандарты;
  • - данные об уровне знаний, умений и навыков учащихся.

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .

Что такое ИУП?

ИУП является рабочим документом студента, который содержит информацию о перечне и сроках изучения учебных дисциплин, выбранных для освоения из утвержденных РУПов университета, объеме учебной нагрузки студента и системе оценивания по каждой дисциплине.

В каких случаях студенту оформляется типовой ИУП?

Типовой ИУП готовится каждому студенту на основании его личного заявления ежегодно перед началом обучения. Типовой ИУП студента рассчитан на один учебный год. В него включаются элементы учебного плана, определенные для текущего курса студента на текущий учебный год в , с теми сроками проведения экзаменов, которые также отражены в РУП (). Типовой ИУП включает базовые дисциплины и вариативные, которые студент выбирает в определенные сроки, как правило, используя специальные модули в .

Типовой ИУП оформляется учебным офисом образовательной программы. Может использоваться бумажная технология (в двух экземплярах ИУП подписывается, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле), либо фиксация типового ИУП в личном кабинете в .

Типовой ИУП является обязательным к выполнению студентом в течение учебного года.

Студент может включить в типовой ИУП сверх стандартных 60 кредитов дисциплин из учебных планов своей или других образовательных программ не более чем на 6 зачетных единиц (кредитов).


Что мне сделать, чтобы включить в свой типовой ИУП дополнительные дисциплины более чем на 6 кредитов?

Вы можете заключить договор на платные образовательные услуги, перечислив в нем список дисциплин, которые вы планируете изучать. Стоимость обучения по таким дисциплинам рассчитывается пропорционально числу кредитов и стоимости года обучения на той образовательной программе, в которую включена эта дисциплина.

Например, в вашем типовом ИУПе уже значатся элементов учебного плана на 66 кредитов. Но вы планируете изучить еще одну дисциплину из другой образовательной программы, которая весит 5 кредитов. Для того, чтобы желание было реализовано, вам необходимо получить согласие своего академического руководителя, преподавателя интересующей вас дисциплины, в виде виз на заявлении на имя вашего академического руководителя с просьбой разрешить изучать дополнительную дисциплину сверх разрешенной нормы по числу кредитов. При положительном решении - менеджер той программы, к которой принадлежит интерсующая вас дисциплина, заключит с вами договор на освоение части образовательной программы. Стоимость обучения по такой дополнительной дисциплине составит 5/60 * стоимость года обучения на соответствующем курсе этой образовательной программы.

В каких случаях студенту оформляется специальный ИУП?

Специальный ИУП готовится студенту индивидуально на основании его личного заявления в следующих ситуациях:

  • при ;
  • при , отчисленного ранее из НИУ ВШЭ;
  • при ;
  • при получении параллельно второго высшего образования;
  • при переводе студента на ускоренное обучение;
  • при участии студента НИУ ВШЭ в программе .
  • для повторного изучения дисциплин при наличии академических задолженностей (не более чем по двум учебным дисциплинам), полученным в течение двух модулей одного учебного полугодия. Студенты, уже обучавшиеся по индивидуальному учебному плану с повторным изучением дисциплин, могут продолжить обучение, включив дополнительные дисциплины в свой ИУП.

ИУП с повторным обучением возможен только при обучении студента на коммерческой основе. Если бюджетный студент принимает решение о повторном изучении дисциплин для ликвидации в будущем имеющихся академических задолженностей, он должен будет перейти на коммерческое обучение.

Специальный ИУП студента составляется до конца текущего учебного года, затем составляется следующий на новый учебный год. При этом общее количество кредитов по ИУП в учебном году не может превышать 75. (Форма ).

Специальный ИУП в обязательном порядке утверждается приказом. Он оформляется учебным офисом в двух экземплярах, один выдаётся студенту, один хранится в его личном деле как приложение к приказу.

Каким документом регламентируется в НИУ ВШЭ предоставление специального ИУП с повтором в случае академической задолженности?

«Об обучении по индивидуальным учебным планам студентов, имеющих академическую задолженность» (Приложение 5 к )

Что означает повторное изучение дисциплины?

Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по Дисциплине в сроки, определенные в рабочем учебном плане у студентов предыдущего курса этого же направления подготовки; либо прослушивание учебной Дисциплины на другом направлении подготовки, если при изучении Дисциплины/части Дисциплины, в объеме кредитов равном объему кредитов Дисциплины, за которые была получена неудовлетворительная оценка, используется идентичная программа Дисциплины.

Повторное прохождение промежуточной аттестации по Дисциплине, входящей в ИУП с повтором и подлежащей повторному изучению, возможно только после завершения повторного изучения этой дисциплины, в течение экзаменационного периода, определенного графиком учебного процесса на учебный год.

Нужно ли оплачивать дисциплины, изучаемые повторно?

Студенты, обучающиеся по ИУП с повтором, наряду с оплатой стоимости текущего обучения, в соответствии с условиями заключенного договора об оказании платных образовательных услуг и установленным в Университете порядком, производят оплату стоимости обучения по учебным дисциплинам, подлежащим повторному изучению. Расчет стоимости производится в соответствии с , оказываемых студентам при изменении образовательной траектории студентов.

Как рассчитывается стоимость обучения в случае ИУП с повтором?

При расчете цены договора стоимость обучения умножается на коэффициент кредитных единиц.

Например:

  • ИУП студента, которому предоставляется возможность повторного изучения дисциплин, предусматривает 65 кредитных единиц.
  • РУП курса, на котором студент обучается/будет обучаться в следующем году, предусматривает 60 кредитных единиц.
  • Коэффициент равен 65/60
  • Стоимость обучения равна 300 тысяч рублей в год
  • Цена договора будет равна: 65/60*300 тысяч = 325 тысяч рублей

Если студент, перешедший на ИУП с повтором, отчисляется, не завершив его, будет ли ему возвращены денежные средства и в каком размере?

Сумма подлежащей возврату переплаты за непредоставленные образовательные услуги (при отчислении студента, при расторжении договора, при уменьшении количества образовательных услуг) равна разнице суммы средств, которая была оплачена по договору, и стоимости фактически оказанных образовательных услуг за весь период действия договора, и выплачивается по заявлению студента.

Переводится ли на следующий курс студент, перешедший на ИУП с повтором?

Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг, переводится на следующий курс (осенний период) или продолжает учиться на текущем курсе (весенний период и осенний период).
Студент, оплативший услуги по договору об оказании платных образовательных услуг (осенний период), может не переводиться на следующий курс, если он решил освоить Дисциплины, изучаемые повторно, в течение учебного года, отдельно от других Дисциплин рабочего учебного плана следующего года обучения. Это решение оформляется записью в личном заявлении студента о предоставлении ему ИУП с повтором.

В каких случаях ИУП с повтором предоставляется без перевода на платное обучение?

Студенты, обучающиеся в Университете в соответствии с международными договорами Российской федерации или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации/ принятые на обучение как лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», могут использовать указанную в п.162 возможность без перехода на места с оплатой стоимости обучения один раз в течение всего периода обучения в Университете (за исключением случая, если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля).

Что влечёт за собой отказ от перехода на ИУП с повтором при наличии академических задолженностей не более чем по двум разным дисциплинам?

Студенты, отказавшиеся от обучения по ИУП с повтором, отчисляются за академическую неуспеваемость. Порядок восстановления описан .

В каких случаях ИУП не может быть предоставлен?

Если студент имеет академическую задолженность за нарушение срока выбора темы выпускной квалификационной работы или курсовой работы и не выбирает тему в дополнительный срок: с начала третьего модуля до 15 февраля, то он подлежит отчислению без права оформления ИУП с повтором.

Когда ИУП считается выполненным?

ИУП считается выполненным, если успешно и в указанный срок пройдены все формы контроля, в нем запланированные.

Могут ли в ИУП вноситься изменения?

Изменения в ИУП могут вноситься на основании личного заявления студента или по инициативе учебного офиса образовательной программы, с обязательным согласованием вносимых изменений с академическим руководителем образовательной программы.

Сколько за время обучения у студента может быть ИУП?

В зависимости от уровня и формы обучения – типовых ИУП от 2 (у магистров очной формы обучения) до 6-7 (у специалистов очно-заочной формы обучения), по одному на каждый учебный год. Количество специальных ИУП зависит от образовательной траектории студента. При этом совокупность всех ИУП студента должна в сумме давать количество дисциплин (как обязательных, так и по выбору), количество кредитов и форм контроля, практик, проектов и курсовых работ, а также мероприятий ГИА, не меньшее аналогичных показателей в учебном плане соответствующего года набора. При этом суммарное время, затраченное на выполнение всех ИУП студента, может отличаться от запланированного в стандартного срока освоения образовательной программы. Образовательная программа считается выполненной, если выполнены все ИУПы студента.

Наименование работы

Объём и краткое содержание работы

выполнения

(семестр)

отчетности

экзамен/зачет

1. Учебная

Дисциплины для изучения определяются в соответствии с учебным планом Программы магистерской подготовки

2. Научная

1. Теоретическая

2. Экспериментальная

3. Практика

Научно-педагогическая

Научно - исследовательская

виды работ

5. Предварительная защита научной работы

Студент ______________________________________ «___» ________ 20__г.

Научный руководитель _________________________ «___» ________ 20__г.

Учебный план 1-го семестра обучения студента

Наименование работы

Отметка о выполнении

(зачтено)

1. Учебная работа

Философия права

Социология права

Основы педагогики

Организационно – управленческая деятельность юриста

История политических и правовых учений

История и методология юридической науки

Иностранный язык в правоведении

2. Научная работа

3. Практика

4. Другие виды работ

Студент_________________________________________________«___» ________ 20_г.

Научный руководитель ___________________________________ «___» ________ 20_г.

Руководитель магистерской программы _____________________ «___» ________ 20_г.

Студент решением кафедры ______________________________ аттестован.

Аттестацию утверждаю, зав. кафедрой ___________________(________________)

Учебный план 2-го семестра обучения студента

Наименование работы

Отметка о выполнении

(зачтено)

1 .Учебная работа

Сравнительное правоведение

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования и разграничения

Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления

Президентская власть в Российской Федерации

Принцип разделения властей в теории и практике российской государственности

Территориальная организация государственной власти и местного самоуправления

Методика преподавания права

Нравственность и право

2. Научная работа

3. Практика

4. Другие виды работ

Студент _______________________________________________ «___» ________ 20_г.

Научный руководитель __________________________________ «___» ________ 20_г.

Руководитель магистерской программы ____________________ «___» ________ 20_г.

Студент _____________________________________ решением кафедры аттестован.

Аттестацию утверждаю, зав. кафедрой ___________________________(_______________)