Древний город паленке. Мексиканские храмы Паленке: история майя, притаившаяся в джунглях

Загадка народа Майя потому, что в нём найдено очень много фактов, которые до сих пор не могут найти обЪяснения. Наиболее широко известный факт — это изображение индейца в космическом корабле перед приборами управления.

Что только не писали, чтобы опровергнуть предположение о "космичности" Майя — и что данный рисунок представляет собой бога кукурузы, и что это плод галлюцинаций жрецов. Одна из версий гласит, что

поскольку отдельные детали были скрыты от невооруженного взгляда, то при проведении масштабного изучения стало понятно, что на данном рельефе нет ничего, кроме типичных украшений майя, и он запечатлен в «состоянии остановки между двумя мирами, миром живых и миром мертвых». Он не облачен ни в какой космический скафандр, как утверждал фон Деникен, более того, он абсолютно обнажен, на нем надеты только украшения, а кожа расписана орнаментом. Это истическое изображение полностью соответствует другим образцам искусства майя, относящимся к середине первого тысячелетия нашей эры.

Как бы то ни было, космический корабль действительно просматривается 🙂 Но перейдём от наиболее известной загадки города Паленке к менее известным. И в частности, начнём с истории самого города.

Древний город Паленке — это один из наиболее утончённых городов Майя. Название "Паленке" появилось уже в послеколумбову эпоху. Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев Однако никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица.

По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки. Так, размер этого города настолько велик, что сейчас почти невозможно обойти все его помещения, подвалы, закутки даже за день — а ведь большая часть зданий разрушена и недоступна.

На языке одного из окрестных племён индейцев данный город называется "Лакам-ха" — «Место Большой Воды», и "Змеиный город". Почему змеиный? Потому что змеи — для индейцев майя были священными животными, символизирующими дождь, влагу, урожай, поскольку дождевые тучи стелятся над землёй подобно змеям. Соответственно, в орнаментах города встречается очень, очень много змей.

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

Паленкский дворец, центральное сооружение города и резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей.

Но один из самых загадочных храмов города Паленке — это Храм Надписей . Храм Надписей стоит на девятиступенчатой 20-метровой пирамиде, тыльная сторона которой опирается на крутой склон высокой горы. В ясную погоду белокаменная пирамида, увенчанная храмом, видна с равнины за многие километры. Вдоль фасада пирамиды тянется великолепная лестница. Более 70 высоких ступеней нужно преодолеть, чтобы добраться до верхней платформы, на которой покоится храм.

В полу храма находится отверстие, открывающее вход на узкую лестницу, ведущую внутрь пирамиды. В 1952 году внутри пирамиды на глубине 1,5 м ниже уровня основания пирамиды была обнаружена камера размером 9 м на 4 м и высотой почти 7 м, под полом которой находился саркофаг с остатками одного из правителей майя. По мнению ученых, это останки короля Покала.

Что интересно, гробница под Храмом Надписей — не единственный пример захоронения мёртвых Майя в пирамидах. Так, недалеко от храма расположен Храм красной царицы, под которым также была создана гробница. Внутри погребальной камеры находился каменный монолитный саркофаг, точно совпадающий по размерам с саркофагом правителя. Совершенно очевидно, что создавались саркофаги одновременно. Существенные различия обнаруживались в декоре — верхняя крышка-панель не имела никакого орнамента, не было росписей и на самом саркофаге.

Стены Храма Надписей когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и 620-ю иероглифическими надписями в виде людей и мифических созданий (отсюда название храма).

Сегодня руины Паленке довольно активно посещаются туристами. В Паленке, население которого всего около 20 тыс.человек, для туристов открыто несколько очень приличных гостиниц. Примерно в 20 км к северо-западу от города построен аэропорт, и, хотя он может принимать пока лишь небольшие самолеты, современный город Паленке связан регулярными рейсами с такими мексиканскими городами как Мерида и Канкун. Из ближайшего крупного города Виллахермоса (Villahermosa), расположеного всего в 150 км от Паленке, сюда тоже летают самолеты, однако многие предпочитают проехать 2,5 часа через джунгли по вполне приличной дороге. От современного Паленке до древнего города майя всего 6,5 км. Руины связаны с Паленке хорошей дорогой, и из города туда ходят микроавтобусы, которые останавливаются перед самым входом в охраняемую зону.

Таким образом, в древнем городе Паленке было бы интересно побывать и своими глазами увидеть загадки народа Майя.

По материалам http://www.toda-america-latina.com/mexica/14.5.htm и http://goldenfish.nm.ru/Maya/temple_inscriptions.htm

В 1948 году историк из Мексики по имени Альберто Руз, исследуя леса родной страны в штате Чьяпас, неожиданно нашел развалины древнейшего города Паленке (Крепость). В центре этого города находилась пирамида, на верхней площадке которой располагалось храмовое сооружение, оно впоследствии получило название «Храм Надписей». Свое имя храм получил из-за больших плит, покрытых барельефами и иероглифическими знаками, среди которых встречались люди, животные и мифические создания. Расшифровать на 100% эти записи не удается вплоть до сегодняшнего дня, потому что криптографами до конца не разобрана фонематическая составляющая этого древнего языка. Глядя на эти изображения, можно с уверенностью сказать, что на картинках изображены мифические боги индейских племен, некогда населявших территорию Мексики.

Храм располагается на 20-ти метровой пирамиде, общее количество ее ступеней насчитывает 9 штук. Задняя сторона данного сооружения опирается на склон очень крутой и высокой горы. На тот момент, когда Альберто Руз обнаружил эту ценную археологическую находку, пирамида являла собой огромный холм, густо покрытый растительностью.

На полу в храме можно увидеть хорошо отшлифованные древними мастерами каменные плиты, в одной из которых можно увидеть два ряда отверстий, которые закрыты пробками из камней. Стены храма имеют свое продолжение под плитами, что привело археологов к мысли о том, что внизу, под плитами, должно находится еще одно помещение. В 1952 году в ходе раскопок, практически на дне пирамиды» был обнаружен огромный погребной комплекс.

Размеры захоронения составляли 9 метров в длину, 4 метра в ширину, расстояние от пола до потолка составляло 7 метров. Само помещение было сделано идеально, камни, искусно обтесанные древними умельцами, все до одного находились на своем месте. На гипсовых барельефах были изображены 9 человеческих фигур в богатом одеянии. Ученые предположили - что эти изображения принадлежат духам ночи, Владыкам, которые по религии майя были подземными божествами. На фигурах изображены пышные одежды, на головах уборы, сделанные из перьев мифической птицы кетцаль. На лицах всех Владык имеются маски, на их плечи накинуты плащи, сделанные из перьев и бронзовых пластин. На поясе закреплены характерные одеяния для того времени: набедренные повязки и юбки, на ноги были надеты сандалии, пошитые из кожаных ремешков. Все тело божеств на барельефе было покрыто драгоценностями. В руках каждый Владыка держал скипетр, который подчеркивал высокое происхождение. Рукоять скипетра была выполнена в виде головы змеи, на ней также находились маски с изображением бога дождя и щиты с ликом бога солнца.

Пол склепа был покрыт плитой, вытесанной из камня и впоследствии хорошо отшлифованной, ее поверхность была полностью покрыта резьбой. По краю плиты шла лента, состоящая из неизвестных иероглифов. Альберто Руз, осмотрев плиту, расшифровал две даты, относящиеся к 603 и 633 годам нашей эры. На сегодняшний день плита относится к величайшему произведению искусства эпохи майя, техника выполнения резьбы похожа с работами мастеров эпохи Возрождения.

Под плитой археологи обнаружили захоронение мужчины, которому было примерно 40-50 лет. Скелет усопшего был покрыт драгоценными камнями. На тот момент для ученых оставался загадкой тот факт, кем найденный скелет был при жизни: правителем или верховным жрецом.

Первое описание найденная пластина получила благодаря стараниям советского ученого Валерия Ивановича Гуляева. Обследовав полностью плиту, он заметил, что в нижней части артефакта можно увидеть изображение страшной маски, напоминающей о смерти. Маска полностью лишена мягких тканей лица, вместо глаз изображены огромные зияющие глазницы, полностью отсутствует нос, изо рта торчат громадные клыки. В изголовье маски находятся символы смерти, а напротив их антипод - рождение, в виде зерна кукурузы и кукурузного початка. На макушке чудовищной маски изображен облик молодого юноши, одетого в богатую одежду. Тело юноши слегка откинуто назад, он напряженно смотрит на изображение, отдаленно напоминающее крест. Ученые предположили, что этот крест является стилизованным рисунком ростка кукурузы, символизирующего у племени майя жизнь. На самом верху рисунка креста можно увидеть образ священной птицы кетцаль, перья которой использовались жрецами, для выполнения обрядов и ритуалов. В ногах птицы изображался символ воды, а рядом с ним два небольших диска, с ликами бога солнца.

Несколькими годами позже двое ученых: итальянец Пинотти и японец Мацумура, работая по отдельности, пришли к выводу, что на данной плите изображается реальный образ человека, а вокруг него располагаются вполне реальные предметы, а не символы из разряда мистики, как считалось раннее. Дальнейшее разбирательство плиты вылилось в гипотезу, что на ней изображен человек, сидящий в неком летательном или космическом аппарате, то есть рисунок плиты - это, возможно, детальный чертеж космического древнего корабля. Вскоре к таким же выводам стали приходить и исследователи со всего мира. Авиаконструктор из США Джон Сэндерсон, при помощи компьютерной программы превратил изображение плиты в объемную модель. В итоге глазам ученого была представлена часть кабины ракеты с пультом управления и наличием двигательной установки. Сэндерсон смоделировал также внешнее изображение, сконструированной им бумажной версии ракеты.

Самую большую известность на тематику найденной космического летательного аппарата нашла версия швейцарского писателя, которого звали Эрих фон Дэникен. Он написал книгу «Колесница богов», в которой указал, что изображение на плите, найденное в древнем городе Паленке, является рисунком древнего космонавта, сидящего в кабине своего летательного звездолета. Вышедшая большим тиражом книга стала моментально мировым бестселлером. В свое книге фон Дэникен перевернул плиту и получил желаемый результат, на котором действительно изображался человек, окруженный неизвестными предметами, напоминающими приборы космического корабля.

Дэникен писал, что в середине плиты находится человек, изображенный в сидящей позе. На голову человека надет шлем, с отходящими от него проводами, либо шлангами, его тело наклонено вперед к пульту управления, перед лицом располагается прибор, напоминающий внешний вид кислородного аппарата. Передние конечности человека находятся на панельной доске приборов. Правой рукой древний астронавт жмет на кнопку, а при помощи левой - сжимает рукоять рычага, пяткой левой ноги давит на педаль.

Также Дэникен утверждает в свое книге, что на космонавте надета современная одежда: на шее виден воротник свитера, на рукавах видны вязаные манжеты. На талии астронавта, по мнению писателя можно заметить ремень безопасности, выполненный в виде пояса с огромной пряжкой. На ногах у изображения якобы надеты облегающие брюки.

В Советском Союзе с аналогичными рассуждениями выступил писатель-фантаст Александр Казанцев, опубликовав статью в научном журнале «Техника - молодежи». Если присмотреться к плите, то она с космонавтикой, по сути, не имеет ничего общего. Представители идеи о космонавте слишком исказили подлинное изображение плиты. Многие детали были перевернуты кверху ногами, в частности священная птица кетцаль; изображенный юноша вовсе не одет в одежду, описанную Дэникеном, так как майя не знали в свою самобытность ни свитеров, ни приталенных брюк: одеянием для них служила набедренная повязка. Тело юноши, а также руки и ноги украшены лишь браслетами.

Также изображение астронавта, по мнению Дэникена и Казанцева, перевернуто и наклонено так, как хотелось эти двум людям, в поперечном изображении, тогда как на самом деле изображение должно быть продольным.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на каменной плите из храма в Паленке, может и правда космонавт, а может и божество.

Видео - Паленке храм древней цивилизации

Возможно Вам будет интересно:



Пожалуй, самый известный из древних городов майя. Он расположен в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII в. построен Паленке - На- чан, «Змеиный город» майя.
По-испански Паленке означает «палисад», «изгородь». Этот огромный храмовый центр майя в 1759 г. случайно обнаружил воинский патруль, заблудившийся в чьяпасских джунглях. Но только спустя двадцать пять лег после этого колониальная администрация послала для изучения города первую экспедицию, давшую блестящие результаты.

Руины Паленке обладают особым очарованием. Это самый красивый майяский город эпохи Древнего царства. Индейцы майя выбрали для его постройки исключительно удачное место. Сразу в нескольких местах над лесными зарослями встают, словно белые призраки, величественные здания: квадратная, похожая на колокольню средневекового собора башня дворца правителей Паленке, изящные храмы-близнецы на высоких пирамидальных основаниях - Храм Солнца, Храм Креста. Храм Лиственного Креста и, конечно, великолепный Храм Надписей. Буквально в нескольких метрах за пирамидами и дворцом поднимаются покрытые густой зеленью горы, служащие естественным фоном для этого древнего индейского города. Прямо на ступенях древних святилищ и дворцов сидят попугаи невероятно яркой окраски. А с вершин белых пирамид открывается великолепный вид на море непроходимых лесов, протянувшееся более чем на сто километров, вплоть до залива Кампече…

Красоту пейзажа и удивительно гармоничное сочетание архитектуры с окружающим ландшафтом отмечают все, кто здесь побывал. Вот как описывает первую встречу с городом известный французский путешественник Мишель Пессель: «Величественные белые и серые здания на горном уступе поднимались над морем зелени, и все же джунгли не отступали от города, сбегая к нему по склонам окружающих гор. Эта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на меня неотразимое впечатление. Руины вообще таят в себе особое романтическое очарование, а руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках - свидетелях былого могущества и славы».
В древности Паленке являлся, по-видимому, крупным религиозным центром. Его история насчитывает без малого десять столетий. Этот город существовал с конца I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н.э. Расцвет его пришелся на VII-VIII вв. В это время архитекторы Паленке воздвигли высокие пирамиды, увенчанные изящными храмами, и построили каменные дамбы через овраги, отделяющие одну часть города от другой. С вершин пирамид и башенок-обсерваторий жрецы изучали небесный свод и проникали в тайны мироздания. Скульпторы воплотили в камне удивительные образы майяских богов и правителей, жрецов и воинов. Эти безмолвные свидетели прошлого видели расцвет великого города и то. как с течением времени творения их исчезнувших создателей попали во власть всепоглощающих джунглей…

В конце I тысячелетия н.э. внутренние неурядицы и нашествия воинственных племен привели к гибели города. Его безмолвные руины надежно скрыла непроходимая лесная чаща. Паленке пришлось открывать заново уже в наши дни. И сделали это путешественники и ученые из многих стран Европы и Америки.
Узкий ручей Отолум делит город почти пополам. В древности специальный акведук подводил его воды к самому дворцу правителей Паленке. Мелкий ручей был заключен в большую каменную трубу. К востоку от Ото- лума, на травянистых холмах у подножия горной гряды Тумбата, запирающей южные и западные подступы к городу, высятся несколько великолепных белых пирамид. Вся их архитектура словно бы обращена к небесным божествам. На вершинах пирамид установлены небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах. Все или почти все паленкские строения украшены рельефами. Резчики-майя создавали их здесь с небывалым размахом: рельефы помещены на платформах и пирамидах, в основании храмов и на лестницах, на столбах и стенах, на фризах и гребнях. Они выполнены с суровым реализмом, отличающим паленкское искусство от искусства других городов майя.
Центр города образуют четыре пирамиды, среди которых выделяется Дворец правителей - обширное (104 x 80 м) здание, сооруженное на искусственной платформе, Это массивная постройка с множеством комнат, расположенных вокруг четырех углубленны в землю двориков. С северной стороны к дворцу вела широкая лестница.

Стены дворца украшены целой галерее рельефов. Часть из них посвящена военным победам: плененные противники сидят на земле, жалкие и безоружные, бессильные перед мощью правителей могущественного Па- ленке. На других рельефах изображены застывшие в сурово-торжественных позах правители города в затейливых головных уборах из перьев и ритуальных одеждах. Некоторые из них держат в руках жезлы, украшенные перьями - знаки власти. У их ног сидят покорные подданные. Другие персонажи предстают в позах исступленного танца: их обутые в сандалии ноги взлетают над землей, тела наклонены вперед, распростертые руки протянуты к изваяниям идолов, рты раскрыты - они в экстазе. Местами на рельефах уцелел» следы синей и красной краски, которые ко да-то покрывали серо-белые изображения
К дворцу примыкает совершенно необычная для майяской архитектуры пятиэтажная башня. Очевидно, она служила астрономической обсерваторией; на верхнем этаже еще сохранилась каменная скамья, из которой сидел жрец-астроном, наблюдавший за движением небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только на втором этаже. Для того чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, должны были пользоваться приставной лесенкой.
По соседству с дворцом стоят три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. Эти временные названия произведены от главных сюжетов алтарных плит, находящихся внутри святилищ.

Широкий фасад Храма Солнца, построенного на невысокой пятиступенчатой пирамиде, разделен тремя входами. Колонн главного входа украшены иероглифически ми надписями: Внутри храма находится святилище. На его задней стене укреплен большой, хорошо сохранившийся барельеф, представляющий солнце, изображенное виде щита, проткнутого двумя скрещенными копьями. По правую и левую сторону от него на телах поверженных рабов стоят два жреца, приносящих жертвы. Барельеф дополняет ряд иероглифов, по которым можно определить дату постройки храма, — 642 год.
Эта же дата сохранилась на рельефе, украшаюшем Храм Креста. Крест, образующий центр всей композиции, является символом священного растения майя - кукурузы. В верхней части рельефа изображена птица кетцаль, которую обожествляли индейцы Центральной Америки. Так же, как в Храме Солнца», и здесь изображены два жреца, приносящие жертву.

Третье из паленкских святилищ, Храм Лиственного Креста, получил свое название по великолепно выполненному барельефу. Его главный мотив - крест, из которою вверх и в стороны распускаются листья, напоминающие языки пламени. Из острия верхнего листа вырастает стилизованное человеческое лицо. Горизонтальные перекладины креста также украшены человеческими головами, только меньших размеров. А но обеим сторонам в четыре ряда тянутся иероглифические надписи.
Особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей - Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название Храм Надписей получил из-за обилия иероглифических надписей, высеченных на его стенах, лестнице и колоннах. Стены храма когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и реализма. Среди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых - 692 год.

Храм Надписей - уникальная для доколумбовой Америки пирамида. Она выполняла одновременно функции мавзолея, где покоился правитель этого города-государства, подобно тому, как это было принято в Древнем Египте. Это открытие было сделано в 1952 г. мексиканским археологом Альберто Рус Луилье.
В течение четырех лет, начиная с 1949 г., Альберто Рус Луилье, ориентируясь на интуицию и научный опыт, шел к разгадке тайны, скрывавшейся под пирамидой. В гу пору ученый занимался реставрацией Храма Надписей. Исследуя внутреннюю часть пирамиды, Альберто Рус случайно обратил внимание на одну из каменных плит, выступавшую над уровнем пола. Когда плиту удалось приподнять, под ней открылась узкая лестница, засыпанная камнями. На глубине 18 м располагался гигантский склеп, в котором под 5-тонным надгробием покоились останки «халач виника», верховного правителя Паленке, обожествленного еще при жизни. Это открытие гробницы «Американского Тутанхамона» имело исключительное значение. До этою считаюсь, что американские пирамиды, в отличие от египетских, не являются усыпальницами.
За пределами центра города находятся Храм Графа, Храм Льва и десятки других строений. Истинные размеры Паленке все еще неизвестны, гак как руины многих древних построек скрыты густыми зарослями джунглей. Развалины домов и святилищ встречаются на протяжении 7,5 километров.
Паленке был полностью покинут майя, очевидно, в конце 900-х гг. Руины некоторых ею построек сохранили следы насильственного захвата города чужеземцами, однако наиболее внушительные сооружения Паленке остались нетронутыми. Они стали памятником творческому гению майя, создавшим величайшую из всех цивилизаций доколумбовой Америки.

Город Паленке

В речной долине был расположен древний город майя Лакм-Ха (современное название Паленке) столица царства Бак, (VII-VIII вв.). Его храмы признаны наиболее изящными произведениями цивилизации майя «классического периода», далекие от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана.

Центр города, где расположена главная группа зданий, пересекает горный ручей Отолум, над который сооружен сводчатый туннель. На запад от ручья лежит дворцово-храмовый комплекс, на восток – прямоугольная площадь, к которой примыкают храмами.

Здания в Паленке возведены из щебня, уложенного в известковый раствор, и облицованы кусками камня, покрытых стуком.

Храмы главной группы сооружены по одинаковой схеме. Они представляли собой невысокие ступенчатые пирамиды. Лестница главного фасада вела к святилищу на вершине пирамиды, увенчанного гребнем. Камеры святилища были гораздо просторнее, а стены более тонкими в сравнении с святилищами Тикаля. Под гребнем, вдоль всего строения святилища, проходила массивная стена, несущая на себе его вес. На главном фасаде святилища размещались три широких входных проема с деревянными перемычками. Столбы главного фасада были тонкими, от чего он приобретал вид портика.

Храм увенчивает невысокий гребень, значительно больших размеров, чем в Тикале, с пустотами для облегчения его веса. И святилище, и храм были покрыты стуком с тонко выполненной резьбой.

Три храма в городе являлись также гробницами жрецов и вождей, которые размещались в толще пирамиды, что в целом не было характерно для культуры майя. Единственное уцелевшее захоронение - короля Ханаба Пакала II - находится в храме Надписей (первая половина VII в.), обращенного фасадом к площади перед Дворцом.

Саркофаг Пакала Великого, украшенный барельефами и накрытый каменной плитой тонкой работы, был помещен в специальной сводчатой камере в основании восьмиступенчатой пирамиды. Стены крипты были украшены стуковыми рельефами.

Перед камерой располагается каменная урна с останками шести юношей, принесенных в жертву. От святилища храма к погребальной камере вела двухмаршевая лестница на глубину 24 м, проход в которой был закрыт огромным камнем. Вдоль одной из стен прохода проходил квадратного сечения канал для «общения» с душой погребенного из святилища. Вход в камеру перекрывала каменная плита, проходы к саркофагу был засыпан щебнем и крупными камнями.

Дворцовый комплекс Паленке был возведен на гигантской платформе высотой 10 м, на которую вели две лестницы, подходящие к воротам ограды. Дворец неоднократно перестраивался. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены стуковыми рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные

Многоэтажные здания редко встречались в архитектуре майя, таким примером является башня Дворца в Паленке. Башня поднималась на 4 яруса, нижний был сплошной. Лестницы проходили в каменной толще башни. На верхнем ярусе были обнаружен трон. Как во многих городах Древней Америки, в Паленке поблизости от Дворца были обнаружены руины стадиона для игры в мяч

Руины Паленке считаются одними из самых важных археологических памятников майя в Мексике. Его красивое природное окружение вне всяких эпитетов. Древний город расположен среди поросших лесом холмов, по утрам руины часто окутаны густым туманом, рядом протекает небольшой ручей, посреди полога темно-зеленого леса, вырастают большие пирамиды и храмы. Звучит слишком хорошо, чтобы быть действительностью, но так оно есть на самом деле. Сочетание природы и древних руин придает этому месту особую ауру. Мексиканское правительство придало Паленке статус национального парка в 1981 году, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен с 1987.

В период культурного расцвета Паленке был намного красивее, потому как монументы были покрыты декоративной штукатуркой, окрашенной в синие оттенки. О существовании спрятанного глубоко в джунглях города не ведали до 1746 года. Даже тогда, заново открытый, Паленке несколько раз терялся, пока, наконец, исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд окончательно представили миру эту жемчужину архитектуры майя (1841 год).

Поселение на этом месте существовало с 300 г. до н.э., но статус важного города майя Паленке приобрел в классический период (300-900 гг.). Большинство сохранившихся зданий построили между 7 и 10 веками, а вершины могущества он достиг во времена правления Пакаля и его сына Чан-Бахлума (600 до 700 гг.). Затем жители покинули город, а поскольку этот регион Мексики принимает наибольшее количество осадков, руины быстро спрятались в густых чащах джунглей. Даже начальное название города затеряно, сохранившиеся руины получили нынешнее название от близлежащего маленького городка Санто-Доминго-де-Паленке. На сегодняшний день около трети города раскопаны археологами. Бродя между руинам или осматривая парк с вершины высотных монументов, повсюду видны холмы. По большей части это не холмы, а храмы и пирамиды майя, спрятанные зарослями джунглей.

Основное достоинство Паленке не в его размерах или древности (много других археологических памяток крупнее и старше). Его важность заключается в расположении (посреди джунглей), нетипичной для майя архитектуре и эпиграфике (надписях). Благодаря эпиграфике, археологи сумели восстановить немало станиц истории города.

По сравнению с Чичен-Ицей , менее известный Паленке отличается спокойной атмосферой и меньшей назойливостью местных жителей, пытающихся продать сувениры приезжим туристам. К тому же, туристам не запрещается подниматься на большинство древних пирамид. Планируйте потратить большую часть дня, тогда вы можете посетить все монументы, прогуляться по джунглям, и еще часть времени провести в музее. Лучше всего посетить руины ранним утром с момента открытия парка в 8 часов, когда пирамиды окутаны туманом на фоне джунглей.

Архитектура Паленке

Дворец

Паленке отличается от любого другого археологического памятника майя не только богатством рельефных изображений и резных декораций, но и интересной архитектурой своего дворца. Дворец - самое крупное сооружение на территории археологического парка, он представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, и разделенных на четыре части лабиринтом коридоров, жилых и административных помещений. Сначала полагали, что дворец служил резиденцией правителей и священнослужителей, позже пришли к выводу, что он выполнял административные функции. Здесь заключались политические и военные союзы с другими городами-государствами майя, подносились пожертвования, он служил местом развлечений, жертвоприношений, ритуальных церемоний.

Главная особенность дворца - четырех этажная башня, которая не встречается ни в одном другом городе майя. Благодаря этой уникальной башне дворец выглядит почти как китайский. Когда начались археологические исследования, выдвигалось множество идей о том, какие функции она выполняла. Полагают, что с высоты башни майя наблюдали за тем, как лучи солнца падают прямо на Храм надписей в день зимнего солнцестояния.

Храм надписей

Храм надписей (Templo de las Inscripciones) - одна из самых известных пирамид Америки и самый высокий монумент Паленке. Храм назван в честь обнаруженных здесь каменных табличек с надписями. Большинство каменных табличек, рассказывающих о генеалогическом дереве правителей Паленке, сейчас находятся в Национальном антропологическом музее в Мехико. Благодаря обнаруженным здесь текстам и рельефным изображениям, Храм надписей существенно помог в изучении древней культуры майя.

Храм надписей - единственная пирамида в Мексике, построенная специально как гробница. В 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус сдвинул каменную плиту в полу на вершине пирамиды и обнаружил заполненный камнями проход, ведущий по длинной лестнице вниз. Так была обнаружена гробница Кинич Ханаб Пакаля, знаменитого правителя Паленке, правившего этим городом-государством на протяжении 68 лет (615 - 683 гг.). Эта гробница - один из самых известных артефактов в мире майя. В ней обнаружили богатые украшения, скульптурные изображения, но наибольший интерес вызывает каменный саркофаг, в котором останки Пакаля лежали нетронутыми с момента погребения.

К сожалению, гробница Пакаля в настоящее время закрыта для посещения, дабы избежать дальнейшего ущерба ее фрескам. Находясь в , вы можете увидеть крышку саркофага в посмертную маску из нефрита в Национальном музее антропологии (смотрите ), но массивный каменный саркофаг все еще остается здесь.

Группа Креста

Группа Креста состоит из Храма Солнца, Храма лиственного креста и Храма креста, все они являют собой пирамиды с храмом на вершине, увенчанные гребенчатыми каменными украшениями. Стены каждого из храмов покрыты скульптурными изображениями религиозной тематики и текстами на языке майя.

Обнаруженные на стенах храмов изображения креста вовсе не являются привычным для нас крестом, а изображают древо мира. Древо мира являлось распространенным элементом орнамента среди доколумбовых культур Мезоамерики, воплощая собой четыре стороны света.

Музей Паленке

Музей Паленке расположен за 1,5 км до входа в парк, открыт со вторника по воскресенье с 10 утра до 17:00, его посещение включено в стоимость посещения руин. Музей небольшой, но интересный, здесь выставлены обнаруженные во время археологических раскопок экспонаты: ювелирные изделия из нефрита, огромная коллекция керамических курильниц, несколько каменных панелей с надписями. Гавный экспонат музея - воспроизведенная в натуральную величину копия саркофага Пакаля, размещенная в точную копию гробницы из оргстекла. В музее работает сувенирный магазин.

В Паленке есть ряд других храмов, пирамид, жилых домов знати, акведук и интересный каменный мост через реку.

Интересные места в окрестностях Паленке

Водопады Мисоль-Ха и Агуа Асуль

Водопад Мисоль-Ха (Misol Ha) находится в 20 км от Паленке, добраться туда по времени занимает около 30 минут, в зависимости от трафика. Вода падает со скалы в широкий бассейн зеленого цвета, все в окружении тропического леса. Позади водопада находится пещера, куда можно зайти и понаблюдать за водопадом с обратной стороны. Пройдите по тропинке вверх по течению мимо водопада, там есть неплохие места для купания. Возле водопада есть небольшой ресторан и коттеджи в аренду.

В 44 км от Мисоль-Ха расположены еще более красивые водопады Агуа Асуль (Agua Azul). Верх по руслу реки тянется тропинка длинной 1 км, по мере того, как поднимаетесь вверх по течению, увидите другие небольшие, но красивые водопады и места для купания. Здесь также есть коттеджи для аренды, торговые лотки и кафе выстроены вдоль реки.

Вы можете купаться выше или ниже водопадов, но остерегайтесь сильного течения. Агуа Асуль очень красив после 3 - 4 сухих дней, проливные дожди делают воду мутной. Прежде чем решитесь поехать, уточните в турагентстве или у других туристов качество воды. Избегайте сезона дождей (с мая до начала сентября), вода все время будет грязной и желтой, купание удовольствие не доставит. Поездку в оба эти места можно организовать через любой отель в Паленке. Избегайте Пасхи, других праздников или выходных, иначе столкнетесь с большим количеством посетителей.

Город Окосинго и руины Тонина

Находясь возле водопадов Агуа Азул, вы на полпути к городу Окосинго (Ocosingo). Таким образом, вместо того, чтобы возвращаться обратно на ночь в Паленке, вы можете поехать сразу же в Окосинго. Это маленький городок, не туристический, единственная здешняя достопримечательность - возможность увидеть руины Тонина.

Руины Тонина (Toninа, название переводится как "дом скалы") расположены в 14 км к востоку от Окосинго. Можно взять такси или добираться на сolectivo (маршрутке). Город когда-то занимал большую территорию, но раскопанная лишь небольшая часть на высоком крутом склоне перед широкой долиной. В 7 и 8 веках Тонина вел упорную борьбу с Паленке, а в 711 году даже захватил царя Паленке, К"ан Хой Читам II. Сцена К"ан Хой Читам II со связанными руками изображены на каменном рельефе.

Несколько туристических компаний Паленке предлагают однодневную поездку в Бонампак и Йашчилан. Независимо от того, с каким туроператором вы совершаете поездку, часы выезда и возвращения одни и те же: выезд в 6 утра и возвращение в 7 вечера. В стоимость всех туров включено питание. Позаботьтесь о пончо (плащ от дождя) и средствах защиты от москитов.

Паленке: полезная информация

Руины майя находится примерно в 7 км от небольшого городка Санто-Доминго-де-Паленке. Здесь есть отели, неплохие кафе и рестораны, но посетители приезжают сюда в первую очередь изучить знаменитые руины древнего города майя.

Туристический офис расположен недалеко от главной площади Санто-Доминго-де-Паленке, на углу улиц Хуарес (Avenida Juárez) и Абасоло (Abasolo). Он открыт с понедельника по субботу с 9 утра до 9 вечера, в воскресенье с 9 утра до 13:00.

Самый дешевый способ добраться туда и обратно - на маршрутках (colectivos), курсируют между центром Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя каждые 10 минут с утра до вечера.

Между Санто-Доминго-де-Паленке и руинами майя находится Ла-Канада – популярная среди туристов зона отелей (расположена в лесу). По дороге к руинам, маршрутки проезжают мимо Ла-Канада, помашите рукой, и они сразу же остановятся.

В маленьком городке Санто-Доминго-де-Паленке, конечно же, нет аэропорта, поэтому добираются сюда на машине или автобусе из других городов Мексики. Ежедневно, много автобусов отправляются с Сан-Кристобаль де лас Касас (пять часов езды), Тустла-Гутьеррес (шесть часов), Вилья (2,5 часа), Мерида (10 часов), Кампече (5 часов), Канкун (13 часов). Ежедневно (один или два автобуса) отправляются из Мехико (16 часов), Оахака (15 часов), Плайя дель Кармен (12 часов) и Тулум (12 часов). Ближайший аэропорт находится в городе Вильяэрмоса (Villahermosa), оттуда около двух часов езды на автомобиле.