Язык жестов один для всех. Все секреты языка жестов

Язык жестов - это способ невербальной коммуникации, то есть общения без слов. Как ни парадоксально, именно позы и жесты человека могут говорить гораздо больше чем слова. Кроме того, жесты мы воспринимаем гораздо быстрее, чем слова. Знание языка жестов может пригодиться в повседневном общении, при деловых переговорах и при работе с аудиторией.

При помощи определенных невербальных сигналов мы можем акцентировать внимание на себе или на другом человеке, а также прочесть по жестам собеседника, о чем он думает во время разговора с вами. Язык жестов в настоящее время изучает все больше психологов, так как он отлично помогает в работе людям разных специальностей: психологам, бизнесменам, педагогам, дипломатам и многим другим.

В повседневной жизни также полезно уметь читать чужие невербальные сигналы и управлять своими. Так вы сможете создавать нужное впечатление, оказавшись в незнакомом месте и понимать намерения и эмоции людей, которые вас окружают.

Конгруэнтность

Конгруэнтность - это специальный термин в психологии, означающий соответствие между словами человека и его действиями. Довольно часто истинные намерения и эмоциональные состояния людей выдают именно жесты. Например, если человек говорит о своих добрых намерениях, но при этом демонстрирует агрессивные жесты, возникает противоречие, которое на подсознательном уровне воспринимается собеседником.

При этом доверительного отношения к таком собеседнику у вас, скорее всего не возникнет. Также, если человек собрался твердо отстаивать свою позицию в сложных переговорах, но при этом все его жесты выражают неуверенность, успеха он вряд ли достигнет.

Несоответствие между жестами и словами часто становится причиной недоверия к собеседнику и нежеланию воспринимать всерьез его идеи и предложения. При этом во многих случаях человек не желает обмануть собеседника и не испытывает к нему негативных эмоций. «Неправильные» жесты он использует бессознательно.

Это особенно плохо для публичных людей. А вот полная гармония между словами, которые вы произносите, и вашими жестами убедит всех в вашей искренности и желании вести конструктивный диалог. Успех многих политиков и ораторов порой зависит не только от того, что они говорят, но и от того, как они преподносят себя во время разговора.

Что показывают жесты?

Во многих книгах по психологии и нейролингвистическому программированию приводятся примеры типичных жестов, по которым можно понять намерения человека или его эмоциональное состояние. Также даются примеры жестов и поз, которые позволяют произвести на окружающих нужное впечатление. Еще перед началом разговора собеседник оценивает вашу позу. Она показывает ему, насколько вы открыты, готовы к продуктивному диалогу.

Типы поз

Открытая поза - это положение тела, при котором ваши руки и ноги не скрещены. Открытая поза дает собеседнику понять, что вы спокойны, раскрепощены, готовы разговаривать искренне.

Полузакрытая поза - это скрещенные руки в сочетании с нескрещенными ногами. Такое положение тела показывает собеседнику, что вы пока сомневаетесь, доверять ли его словам.

Закрытая поза - скрещенные руки и скрещенные ноги. В таком положении люди часто сидят, оказавшись в незнакомом месте. Эта поза показывает, что вам некомфортно, вы не уверены, пытаетесь закрыться от внешних воздействий, не хотите разговаривать с собеседником, пытаетесь что-то скрыть.

Агрессивные жесты

Это жесты, которые подсознательно воспринимаются собеседников как угрожающие, пугающие или вызывающие неприязнь.

«Нависание над собеседником», вторжение в его личное пространство. Если вы хотите чего-то добиться от человека, не стоит при разговоре приближаться к нему слишком близко, постоянно наклоняться в его сторону, стараться уменьшить пространство, разделяющее вас. Это считывается как весьма бесцеремонная попытка навязать свое мнение, вторгнуться в личное пространство. Собеседник будет воспринимать вас как агрессора и крайне назойливого человека.

Поэтому вместо того, чтобы, к примеру, убедить делового партнера в правильности вашей позиции и необходимости сотрудничества с вашей фирмой, вы произведете впечатление надоедливого и нетактичного человека, с которым не хочется иметь никаких общих дел. Если вы хотите вызвать к себе доверие и внимание, напротив, лучше немного отклоняться назад, как бы приглашая человека в свое пространство, показывая доверие к нему.

Жест открытой ладонью сверху вниз воспринимается как попытка подавить собеседника, заставить его замолчать.

Выставленная перед собой открытая ладонь выражает нежелание слушать собеседника, попытку заставить его прекратить разговор.

Руки, сложенные за спиной воспринимаются как угроза. Когда собеседник не видит ваших рук, он подсознательно понимает, что вы хотите что-то от него скрыть, «держите камень за пазухой».

Одна рука захватывает другую чуть выше локтя или чуть выше кисти. Этот жест показывает собеседнику, что вы относитесь к нему с крайней неприязнью и еле сдерживаетесь от того, чтобы ударить его.

Жесты скуки

Это движения вашего тела, показывающие отсутствие интереса к словам собеседника, нежелание воспринимать его идеи всерьез.

Локоть на столе, подбородок сильно упирается в ладонь. Кажется, что собеседник практически заснул, слушая вас.

Постукивание ногой о пол говорит о нетерпении человека поскорее дождаться конца вашего выступления.

Собеседник механически начинает что-то рисовать на бумаге - рассеянность, отсутствие интереса.

Отсутствующий взгляд означает, что человек в данный момент думает о чем-то более интересном или приятном, чем ваш доклад.

Жесты, понимание которых полезно в деловом общении

Такие жесты очень помогут вам при проведении деловые переговоров. Считывая их, вы можете изменять тактику общения с человеком и подстраиваться под его настрой.

Потирание носа, потирание века или брови, покашливание - вероятно, человек говорит вам неправду.

Потирание стекол очков, покусывание дужки - человек обдумывает ваши слова, берет небольшой тайм-аут на обсуждение.

Постукивание пальцами по столу говорит о нервозности и напряженности собеседника, его желании сменить тему разговора.

Потирание мочки уха - неуверенность.

Скрещенные на плечах руки, широко расставленные ноги, вальяжное расположение в кресле - человек чувствует свое превосходство, считает себя хозяином положения.

Руки упираются в бока - человек тверд в принятом решении, уверен в своей правоте, ощущает превосходство над вами.

Собеседник откинулся на спинку кресла - вы почти достигли своей цели, решение, скорее всего, будет принято в вашу пользу, переговоры подходят к логическому завершению.

Калибровка

Калибровка - это процесс изучение индивидуальных невербальных сигналов конкретного собеседника. Несмотря на перечисленные выше описания жестов, индивидуальные реакции человека могут быть гораздо разнообразнее и мало вписываться в шаблоны.

К примеру, потирание носа во время разговора совершенно необязательно на 100% показывает, что человек лжет. Вполне возможно, что у собеседника действительно зачесался нос. К тому же у каждого человека есть свои, только ему присущие жесты.

Для того, чтобы верно анализировать невербальные сигналы человека, нужно понаблюдать за ним в течение определенного времени. После того, как вы подметите характерные именно для этого собеседника жесты, вы сможете гораздо более точно интерпретировать его реакции, чем если будете пользоваться только описанными в различной литературе шаблонами.

Как акцентировать внимание на себе или собеседнике?

При разговоре или выступлении перед публикой при помощи особых жестов и слов мы можем привлечь к себе внимание, создать о себе или другом человеке хорошее или, напротив, плохое впечатление.

Начать речь вы можете с чего-то совершенно отвлеченного, скажем, рассказывать о фильме, который недавно посмотрели. При этом в речь нужно вплетать выбранные вами слова, при этом навязчиво и очень естественно жестом указывая на себя.

В результате в подсознании слушателей сначала отложится мысль, что ваш рассказ очень интересен и увлекателен, и только потом они проанализируют ваши слова. Точно так же можно делать акценты на любых словах: «стабильность», «спокойствие», «порядочность», «справедливость» и т.д.

Действует также и обратное: если вы говорите о каких-то негативных явлениях и делаете при этом жесты по направлению к себе, то на уровне подсознания аудитория будет связывать эти самые явления с вами. А это практически катастрофа, если вы, к примеру, чиновник, выступающий с докладом о проблеме коррупции.

Это подводит нас к выводу о том, что жесты нужно контролировать и стараться обращать их себе на пользу, иначе ваше же красноречие может обернуться против вас.

Язык жестов - это порой даже более информативный способ коммуникации, чем вербальное общение. Невербальные сигналы воспринимаются быстрее, чем слова. Кроме того, жесты могут подтверждать или опровергать ваши собственные слова. Научившись их контролировать и использовать себе во благо, человек может более эффективно взаимодействовать с собеседниками и добиваться поставленных целей быстрее.

Как известно, изучение языка всегда начинается с теории. Поэтому на первых этапах изучения языка глухонемых вам нужно будет обзавестись самоучителями. С их помощью вы сможете изучить необходимые теоретические основы, которые нужны для владения языком на базовом, то есть начальном уровне. В языке глухонемых основами являются алфавит и собственно слова.

Как самостоятельно научиться разговаривать на языке глухонемых?

Если вы хотите научиться разговаривать на языке жестов, вам нужно владеть минимальным словарным запасом. На языке глухонемых почти любое слово можно выразить конкретным жестом. Изучите самые распространенные слова, которыми люди пользуются в повседневной жизни, а также научитесь произносить простые фразы.

Для этой цели отлично подойдут специальные -словари: диктор показывает жест, соответствующий слову, и правильную артикуляцию. Подобные словари можно найти на сайтах, посвященных изучению языка жестов. Но можно пользоваться и словарями книжного формата. Правда, там вы будете видеть жесты только на , а это не настолько наглядный способ изучения слов.

Чтобы разговаривать на языке глухонемых, потребуется также выучить дактильную азбуку. Она состоит из 33 жестов, каждый из которых соответствует определенной букве алфавита. В разговоре дактильной азбукой пользуются не часто, но знать ее все равно нужно: буквенные жесты применяют при произношении новых слов, для которых еще нет специальных жестов, а также для имен собственных (имена, фамилии, названия населенных пунктов и т.п.).

Как только вы освоите теоретическую часть, то есть выучите алфавит глухонемых и будете владеть базовым словарным запасом, вам нужно будет найти способ общения с носителями языка, с помощью которого вы будете тренировать свои разговорные навыки.

Где можно практиковать язык жестов?

Важно понимать, что научиться разговаривать на языке глухонемых без практики – задача невыполнимая. Только в процессе реального общения можно овладеть разговорными навыками на таком уровне, чтобы хорошо понимать язык жестов и уметь на нем объясняться.
Итак, где же можно разговаривать с носителями языка глухонемых? В первую очередь это всевозможные онлайн-ресурсы: социальные сети, тематические форумы и специализированные сайты, аудиторией которых являются слабослышащие или глухие люди. Современные средства связи позволят вам полноценно общаться с носителями языка, не выходя из дома.

Можно пойти и по более сложному, но вместе с тем и более эффективному пути. Узнайте, есть ли в вашем городе специализированные школы для глухих или любые другие сообщества слабослышащих и глухих людей. Конечно, стать полноправным членом подобной организации слышащему человеку не удастся. Но это возможно, если вы учите язык глухонемых не ради удовольствия, а чтобы общаться на нем с кем-то из близких людей. Кроме того, можно записаться волонтером в школу-интернат для глухих детей. Там вы полностью погрузитесь в языковую среду, так как сможете по-настоящему тесно общаться с носителями языка жестов. А заодно и делать добрые дела – как правило, волонтеры в такие заведения нужны всегда.

Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей. Но помимо нее существуют и другие способы выражения слов и мыслей. Люди с нарушением слуха для межличностного общения используют язык жестов и мимики. Он предназначен для общения между глухими людьми и называется жестовым языком. Жестовая речь осуществляется с помощью визуального канала передачи информации. Такой вид общения мало распространен и еще не до конца изучен. Только в нашем государстве русский жестовый язык используют 2 миллиона людей.

В языке жестов информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела. Она воспринимается через визуальный канал и обладает следующими свойствами:

  • В жестовом языке главное место занимает пространство вокруг разговаривающего человека. При общении оно затрагивает все уровни языка.
  • В отличие от звучащих слов, достигающих ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Это помогает передать больше информации, используя один жест.

В мире не существует универсального жестового языка для глухонемых людей. Различают более 100 жестовых языков, используемых для общения между людьми с нарушением речи и слуха. Люди, использующие неодинаковые жесты не поймут друг друга. Глухие люди могут, как и говорящие, учить или забыть речь жестов другой страны.

Применение жестовой речи с каждым годом расширяется, делая из примитивной системы общения, пригодную область для выражения разнообразных мыслей и идей. Жестовая речь используется в образовательной системе, на телевидении, видео уроках. Русский жестовый язык используется только для межличностного общения людей.

В Европе язык глухих появился в начале XVIII века. До его появления глухие люди жили и обучались изолировано от других. Первая школа глухонемых появилась в 1760 году во Франции. Главной задачей педагогов стало преподавание глухим детям чтение и письмо. Для решения этой задачи использовался старый французский жестовый язык, появившийся у группы глухонемых. Он был слегка видоизменен. Добавились специально разработанные учебные жесты, которые использовались для обозначения грамматики. В обучении применялся «мимический метод» передачи информации, когда каждая буква обозначалась отдельным жестом руки.

Эта система обучения позже стала использоваться в России. В 1806 году в Павловске открылось первое училище для глухих. А в 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих. Участники организации решились на создание стандартного языка жестов. Он должен был применяться для глухих специалистов и общественных деятелей, участвующих в работе конгресса.

Для стандартизации жестовой речи эксперты многих стран, проанализировав похожие жесты, применяемые разными национальностями, разработали единый для всех язык. А в 1973 году был выпущен в свет словарь жестовой речи, который подготовила Всемирная Федерация Глухих.

Вскоре после этого на VII конгрессе глухоты в Америке был создан и утвержден Международный язык глухих, который использовался для общения между глухими людьми из разных стран, принимавших участие в мероприятиях мирового уровня.

Лингвистика жестового языка

Несмотря на сложившееся мнение о языке глухих как примитивном языке, он отличается богатым словарным запасом и совсем непрост в использовании. Было проведено лингвистическое исследование, которое доказало наличие в языке элементов, которые присутствуют в полноценной устной речи.

Слова жестов состоят из простых компонентов - хирем, которые не несут смысловой нагрузки. Существует 3 элемента, описывающих структуру и различие жестов между собой:

  • Расположение жеста к телу говорящего;

Жест можно использовать в нейтральном для него пространстве, на одном уровне с частью тела не соприкасаясь с ней.

  • Форма руки, которая выполняет жест;
  • Движение руки при выполнении жеста.

Учитывается движение руки в пространстве и движение кисти или пальцев при неизменном положении руки.

  • Движение рук в пространстве относительно корпуса тела говорящего или друг друга.

Жесты имеют схематичный характер, придумываются в ходе общения и имеют отличительную связь с визуальным обозначением слова. Язык глухих имеет свою грамматику для облегчения общения на разносторонние темы и не является визуальным повторением обычного языка.

Отличительные черты строения жестового языка

  • Конкретность;

В жесте отсутствует обобщение, ограниченное признаком предмета и действия. Нет ни одного жеста, в котором бы использовались слова «большой» и «идти». Такие слова используются разными жестами, которые точно передают признаки или движение человека.

Жест способен изображать предмет. Звуки или буквы, из которых состоят слова, независящие от характеристик предмета можно передать особым движением руки. Например, для изображения дома, руки показывают крышу, а для изображения дружбы они показывают рукопожатие.

Происхождение названий вещей в речи иногда невозможно объяснить. Происхождение жестов объяснить легче, так как известна их история создания и возникновения. Но даже он со временем стирается и становится более схематичным.

  • Образность;

Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить. Она делает жесты понятнее для общения глухих людей межу собой.

  • Синкретизм;

Жесты обладают свойством единства в передачи разных по звучанию, но одинаковому по значению слова. Например, огонь, костер или видео, съемка. Для обозначения синонимов в жесте используются дополнительные признаки предмета. Например, для обозначения картины показывается слово «рисовать» и «рама».

  • Аморфность;

Язык жестов состоит из понятий, но он не способен выражать такие формы грамматики, как падеж, род, время, число, вид. Для этого применяется жестовая мимическая речь, которая из маленького числа жестов получает обычные сочетания слов. Происходит это с помощью склеивания (агглютинации) слова в определенном порядке:

  1. Человек или предмет – обозначение действия (я – спать);
  2. Происходящее действие – отрицание (уметь – нет);
  3. Обозначение предмета – качество;
  4. Состояние предмета или человека (кошка – больной, несильно).
  • Грамматическая пространственность.

Жестовая речь передает одновременно несколько фраз и слов. Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица говорящего человека, движение частей тела, взгляд. Такой вид передачи информации используются, как и интонация в устной речи.

Язык глухих людей обладает нелинейностью. Грамматика передается вместе с лексикой, жест говорящего может видоизменяться при общении.

Обучение русскому жестовому языку

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

Изучать язык жестов можно самостоятельно, с помощью видео уроков или словаря. Используя видео обучение можно научиться использовать в практике при общении с глухими людьми такие простые, но необходимые слова как «спасибо», «извините», «люблю». Слово «спасибо» на языке глухих пригодиться в жизни при встрече с неслышащими людьми.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

  • Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
  • Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
  • Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
  • Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
  • Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.