Учебный центр "сэмс" проводит подготовку, переподготовку (обучение) по рабочим профессиям: балансировщик деталей и узлов.

При технологической обработке вращающихся деталей (шкивов, зубчатых колес, валов, барабанов и т. д.) трудно получить их полную уравновешенность вследствие неоднородности металла (пустоты, раковины при отливке, некоторые неточности при механической обработке и сборке). Неуравновешенность вращающейся детали выражается в том, что центр тяжести не совпадает с осью вращения. Кроме того, эта ось вращения не является главной центральной осью инерции вращающейся детали. Самый процесс уравновешивания вращающейся детали называют балансировкой. Имеются два вида балансировки - статическая и динамическая .

Чтобы статически уравновесить вращающуюся деталь, надо центр ее тяжести перенести на геометрическую ось вращения. Такой вид уравновешивания называется статической балансировкой.


Рис. 110. Виды статической балансировки :

а - положение трех главных центральных осей; б - пример балансировки; в -установка для статической балансировки: 1, 3 - направляющие, 2 -уравновешиваемая деталь, г - профили направляющих

На рис. 110, а даны положения трех главных центральных осей XX, YY и ZZ. Если центр тяжести S вращающегося тела перенести в точку О пересечения главных центральных осей, то это тело будет находиться в равновесии.

Пусть центр тяжести S диска А удален от оси вращения YY на расстояние l 1 , тогда при вращении диска А появится центральная сила инерции Р и. Эта сила Р и при вращении диска А будет создавать дополнительное давление на вал и на подшипник. При этом давление от силы инерции намного превосходит задаваемые силы, особенно при больших числах оборотов вала.

Неуравновешенность центробежных сил приводит к упругим периодическим колебаниям вала. При больших скоростях эти колебания вала передаются через подшипники и станину на фундамент, который может подвергнуться преждевременному разрушению.

Чтобы уравновесить силу инерции Р и, надо центр тяжести перенести на ось вращения. Это можно осуществить, приложив с противоположной стороны в точке S" силу Р и " :

Объясним это на примерах.

На круглом вращающемся диске (рис. 110, б) закреплена масса m 1 , удаленная от оси вращения на расстояние r 1 . Требуется уравновесить массу m 1 другой массой m 2 , закрепленной с противоположной стороны на расстоянии r 2 . Полное уравновешивание диска произойдет тогда, когда развиваемые массами m 1 и m 2 силы инерции Р и1 и Р и2 будут равны между собой.

Самым простым устройством для статической балансировки являются параллельные стенды. Конструкция их ясна из рис. 110, в. Профили направляющих, по которым перекатывается уравновешиваемая деталь, показаны на рис. 110, г. Чтобы уменьшить коэффициент трения, рабочая часть направляющих должна быть закалена и тщательно отшлифована. Ширину b делают минимальной, чтобы не создавать вмятин на поверхности цапф.

Стенд для балансировки должен быть снабжен комплектом направляющих с различной шириной опорной части.

Направляющие круглого сечения, не имеющие плоской опорной поверхности, используются для деталей массой 40-50 кг. Преимущество круглых направляющих заключается в простоте обработки и в возможности путем поворота их на небольшой угол исключать из зоны контакта поврежденные места.

Для балансировки тяжелых деталей и узлов применяются направляющие квадратного или прямоугольного сечения.

Статическое уравновешивание обычно выполняют на специальных оправках. Для корректирования и уравновешивания массы применяют различные приспособления (рис. 111).


Рис. 111. Приспособление для устранения неуравновешенности подвешиванием к детали металлических грузов

Неуравновешенность устраняется подвешиванием к детали металлических грузов. Линейка 1 с передвижным грузом 2 с помощью струбцины 3 прикрепляется к уравновешиваемой детали 4, а противовес 5 закрепляется отдельно. Статическая балансировка может уравновесить деталь только относительно ее оси вращения, но не может устранить действия сил, стремящихся повернуть продольную ось. Это относится к деталям и узлам, имеющим длину больше диаметра (роторы крупных турбин, турбогенераторов, электродвигателей, быстровращающиеся шпиндели станков, коленчатые валы автомобильных и авиационных двигателей и т. д.).

Чтобы выполнить динамическую балансировку длинного вала, применяют специальные балансировочные машины, на которых определяют центробежную силу, величину эксцентриситета, вес груза для уравновешивающей пары моментов. Работу эту выполняют специалисты-балансировщики.

Характеристика работ . Статическая балансировка вентиляторов, якорей и роторовмалых и средних электрических машин общего назначения счастотой вращения до 1500 мин. Определение и устранениедисбаланса путем прикрепления груза. Сверление отверстийпневматическими и электрическими машинами или на простых сверлильныхстанках. Нарезание резьбы вручную метчиками.

Должен знать: способы определения дисбаланса пристатической балансировке; правила крепления грузов; принцип работыобслуживаемого оборудования; назначение и правила применения простыхприспособлений, контрольно-измерительных и режущего инструментов; назначение балансируемыхизделий и технические требования, предъявляемые к ним.

Примеры работ

Статическая балансировка:

1. Вентиляторы асинхронных электродвигателей единой серии.

2. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменногои постоянного тока мощностью до 100 кВт.

§ 2. Балансировщик деталей и узлов 3-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка роторов и якорей крупныхэлектрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500мин. Динамическая балансировка роторов и якорей малых исредних электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000мин на простых балансировочных станках. Статическая идинамическая балансировка деталей простой конфигурации наспециальных балансировочных станках с искровым диском, на призмах ироликах. Удаление дисбаланса высверливанием или на точильных станках.Наладка балансировочных станков под руководством балансировщика болеевысокой квалификации.

Должен знать: способы определения значения дисбаланса пристатической и динамической балансировке; устройство и принцип работыбалансировочных станков; устройство, назначение и правила примененияконтрольно-измерительных инструментов; способы установки и крепления деталей;допустимые отклонения балансируемых деталей.

Примеры работ
1. Вентиляторы настольные - динамическая балансировка.
2. Маховики, шкивы всех диаметров, зубчатые колеса -балансировка.
3. Патроны и планшайбы токарных и расточных станков -балансировка.
4. Роторы и якоря малых и среднихэлектрических машинмощностью до 100 кВт и частотойвращения до 3000 мин - динамическая балансировка.
5. Роторы турбогенераторов, центробежных насосов -статическая балансировка.
6. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменногои постоянного тока мощностью свыше 100 кВт - статическая балансировка.

§ 3. Балансировщик деталей и узлов 4-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка якорей и роторов крупныхэлектрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин, атакже роторов и якорей малых и средних электрических машин счастотой вращения свыше 3000 мин на балансировочных станкахразличных моделей. Статическая и динамическая балансировкадеталей и узлов машин сложной конфигурации наспециальных балансировочных станках различных моделей сискровым диском. Измерение углов в градусах для определениядисбаланса. Наладка обслуживаемых балансировочных станков.

Должен знать: устройство балансировочных станковразличных моделей; способы наладки и проверки на точность обслуживаемогооборудования; устройство и правила применения контрольно-измерительныхинструментов; особенности балансировки деталей и узлов сложной конфигурации.

Примеры работ

1. Валы гибкие - балансировка.

2. Валы коленчатые автомобиля "Москвич" -балансировка двух концов вала со снятием излишка металла со щек.

3. Рессоры - балансировка.

4. Роторы двигателей точных приборов - балансировка вжидкости.

5. Роторы и якоря электрических машин постоянного ипеременного тока мощностью свыше 100 кВт - динамическая балансировка.

6. Роторы турбин многоступенчатые - балансировка.

7. Роторы турбогенераторов мощностью до 30000 кВт -динамическая балансировка.

8. Шпиндели крупногабаритных токарных и расточных станков -балансировка.

§ 4. Балансировщик деталей и узлов 5-го разряда

Характеристика работ . Динамическая балансировка роторов и якорей быстроходныхэлектрических машин специального назначения с частотой вращениясвыше 3000 до 10000 мин на сложных балансировочныхстанках. Динамическая балансировка роторов и якорей крупныхэлектрических машин постоянного и переменного тока в собранныхподшипниках. Статическая и динамическая балансировка деталей иузлов сложной конфигурации. Выполнение расчетов по определениювеличины дисбаланса, разметка, определение массы грузов и местих крепления. Наладка балансировочных станков различных моделей.

Должен знать: конструкцию обслуживаемого оборудования;технические требования, предъявляемые к быстроходным электрическим машинамспециального назначения; особенности балансировки в собранных подшипниках;способы наладки балансировочных станков различных моделей; методику расчетов поопределению значения дисбаланса.

Примеры работ

1. Валы карданные и коленчатые автомобилей - балансировка.

2. Индукторы диаметром до 800 мм - динамическаябалансировка.

3. Роторы и якоря электрических машин специальногоназначения с небольшой частотой вращения - динамическая балансировка.

4. Роторы турбогенераторов мощностью 30000 кВт и выше -динамическая балансировка в собранных подшипниках на стенде.

5. Якоря гребных электрических машин диаметром до 800 мм -динамическая балансировка.

§ 5. Балансировщик деталей и узлов 6-го разряда

Характеристика работ.Динамическая балансировка якорей и роторов специальныхэлектрических машин с частотой вращения свыше 10000 мин наспециальных балансировочных станках со сложной кинематической схемойуправления. Динамическая балансировка в собранных подшипникахякорей и роторов уникальных крупных электрических машинпеременного и постоянного тока и мощных турбогенераторов.

Должен знать: конструкцию, способы и правила проверки наточность различных типов балансировочных станков; правила определениянаивыгоднейших способов устранения дисбаланса.

Примеры работ

Динамическая балансировка:

1. Индикаторы.

2. Якоря гребных электрических машин диаметром свыше 800мм.

§ 1. Балансировщик деталей и узлов 2 - й разряд

Характеристика работ

  • Статическая балансировка вентиляторов, якорей и роторов малых и средних электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин -1 .
  • Определение и устранение дисбаланса путем прикрепления груза.
  • Сверление отверстий пневматическими и электрическими машинами или на простых сверлильных станках.
  • Нарезание резьбы вручную метчиками.

Должен знать:

  • способы определения дисбаланса при статической балансировке;
  • правила крепления грузов;
  • принцип работы обслуживаемого оборудования;
  • назначение и правила применения простых приспособлений, контрольно-измерительных и режущего инструментов;
  • назначение балансируемых изделий и технические требования, предъявляемые к ним.

Примеры работ

Статическая балансировка:

  • 1. Вентиляторы асинхронных электродвигателей единой серии.
  • 2. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменного и постоянного тока мощностью до 100 кВт.

§ 2. Балансировщик деталей и узлов 3 - й разряд

Характеристика работ

  • Статическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин -1 .
  • Динамическая балансировка роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин -1 на простых балансировочных станках.
  • Статическая и динамическая балансировка деталей простой конфигурации на специальных балансировочных станках с искровым диском, на призмах и роликах.
  • Удаление дисбаланса высверливанием или на точильных станках.
  • Наладка балансировочных станков под руководством балансировщика более высокой квалификации.

Должен знать:

  • способы определения значения дисбаланса при статической и динамической балансировке;
  • устройство и принцип работы балансировочных станков;
  • устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов;
  • способы установки и крепления деталей;
  • допустимые отклонения балансируемых деталей.

Примеры работ

  • 1. Вентиляторы настольные - динамическая балансировка.
  • 2. Маховики, шкивы всех диаметров, зубчатые колеса - балансировка.
  • 3. Патроны и планшайбы токарных и расточных станков - балансировка.
  • 4. Роторы и якоря малых и средних электрических машин мощностью до 100 кВт и частотой вращения до 3000 мин -1 - динамическая балансировка.
  • 5. Роторы турбогенераторов, центробежных насосов - статическая балансировка.
  • 6. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменного и постоянного тока мощностью свыше 100 кВт - статическая балансировка.

§ 3. Балансировщик деталей и узлов 4 - й разряд

Характеристика работ

  • Статическая балансировка якорей и роторов крупных электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин -1 , а также роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 3000 мин -1 на балансировочных станках различных моделей.
  • Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов машин сложной конфигурации на специальных балансировочных станках различных моделей с искровым диском.
  • Измерение углов в градусах для определения дисбаланса.
  • Наладка обслуживаемых балансировочных станков.

Должен знать:

  • устройство балансировочных станков различных моделей;
  • способы наладки и проверки на точность обслуживаемого оборудования;
  • устройство и правила применения контрольно-измерительных инструментов;
  • особенности балансировки деталей и узлов сложной конфигурации.

Примеры работ

  • 1. Валы гибкие - балансировка.
  • 2. Валы коленчатые автомобиля "Москвич" - балансировка двух концов вала со снятием излишка металла со щек.
  • 3. Рессоры - балансировка.
  • 4. Роторы двигателей точных приборов - балансировка в жидкости.
  • 5. Роторы и якоря электрических машин постоянного и переменного тока мощностью свыше 100 кВт - динамическая балансировка.
  • 6. Роторы турбин многоступенчатые - балансировка.
  • 7. Роторы турбогенераторов мощностью до 30000 кВт - динамическая балансировка.
  • 8. Шпиндели крупногабаритных токарных и расточных станков - балансировка.

§ 4. Балансировщик деталей и узлов 5 - й разряд

Характеристика работ

  • Динамическая балансировка роторов и якорей быстроходных электрических машин специального назначения с частотой вращения свыше 3000 до 10000 мин -1 на сложных балансировочных станках.
  • Динамическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин постоянного и переменного тока в собранных подшипниках.
  • Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации.
  • Выполнение расчетов по определению величины дисбаланса, разметка, определение массы грузов и мест их крепления.
  • Наладка балансировочных станков различных моделей.

Должен знать:

  • конструкцию обслуживаемого оборудования;
  • технические требования, предъявляемые к быстроходным электрическим машинам специального назначения;
  • особенности балансировки в собранных подшипниках;
  • способы наладки балансировочных станков различных моделей;
  • методику расчетов по определению значения дисбаланса.

Примеры работ

  • 1. Валы карданные и коленчатые автомобилей - балансировка.
  • 2. Индукторы диаметром до 800 мм - динамическая балансировка.
  • 3. Роторы и якоря электрических машин специального назначения с небольшой частотой вращения - динамическая балансировка.
  • 4. Роторы турбогенераторов мощностью 30000 кВт и выше - динамическая балансировка в собранных подшипниках на стенде.
  • 5. Якоря гребных электрических машин диаметром до 800 мм - динамическая балансировка.

§ 5. Балансировщик деталей и узлов 6 - й разряд

Характеристика работ

  • Динамическая балансировка якорей и роторов специальных электрических машин с частотой вращения свыше 100 мин -1 на специальных балансировочных станках со сложной кинематической схемой управления.
  • Динамическая балансировка в собранных подшипниках якорей и роторов уникальных крупных электрических машин переменного и постоянного тока и мощных турбогенераторов.

Должен знать:

  • конструкцию, способы и правила проверки на точность различных типов балансировочных станков;
  • правила определения наивыгоднейших способов устранения дисбаланса.

Примеры работ

Динамическая балансировка:

  • 1. Индикаторы.
  • 2. Якоря гребных электрических машин диаметром свыше 800 мм.

Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Балансировщик деталей и узлов» требуются для определения видов работ, тарифной ставки и присвоения разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основе указанных характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция балансировщик деталей и узлов, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу.

При составлении рабочих (должностных) инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации по выпуску ЕТКС 2 , если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.

§ 1. Балансировщик деталей и узлов 2-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка вентиляторов, якорей и роторов малых и средних электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин. Определение и устранение дисбаланса путем прикрепления груза. Сверление отверстий пневматическими и электрическими машинами или на простых сверлильных станках. Нарезание резьбы вручную метчиками.

Должен знать: способы определения дисбаланса при статической балансировке; правила крепления грузов; принцип работы обслуживаемого оборудования; назначение и правила применения простых приспособлений, контрольно-измерительных и режущего инструментов; назначение балансируемых изделий и технические требования, предъявляемые к ним.

Примеры работ

Статическая балансировка:

1. Вентиляторы асинхронных электродвигателей единой серии.

2. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменного и постоянного тока мощностью до 100 кВт.

§ 2. Балансировщик деталей и узлов 3-го разряда

Характеристика работ . Статическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин. Динамическая балансировка роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин на простых балансировочных станках. Статическая и динамическая балансировка деталей простой конфигурации на специальных балансировочных станках с искровым диском, на призмах и роликах. Удаление дисбаланса высверливанием или на точильных станках. Наладка балансировочных станков под руководством балансировщика более высокой квалификации.

Должен знать: способы определения значения дисбаланса при статической и динамической балансировке; устройство и принцип работы балансировочных станков; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; способы установки и крепления деталей; допустимые отклонения балансируемых деталей.

§ 1. Балансировщик деталей и узлов (2-й разряд)

Характеристика работ. Статическая балансировка вентиляторов, якорей и роторов малых и средних электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин. Определение и устранение дисбаланса путем прикрепления груза. Сверление отверстий пневматическими и электрическими машинами или на простых сверлильных станках. Нарезание резьбы вручную метчиками.

Должен знать: способы определения дисбаланса при статической балансировке; правила крепления грузов; принцип работы обслуживаемого оборудования; назначение и правила применения простых приспособлений, контрольно-измерительных и режущего инструментов; назначение балансируемых изделий и технические требования, предъявляемые к ним.

Примеры работ

Статическая балансировка:

1. Вентиляторы асинхронных электродвигателей единой серии.

2. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменного и постоянного тока мощностью до 100 кВт.

§ 2. Балансировщик деталей и узлов (3-й разряд)

Характеристика работ. Статическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин общего назначения с частотой вращения до 1500 мин. Динамическая балансировка роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин на простых балансировочных станках. Статическая и динамическая балансировка деталей простой конфигурации на специальных балансировочных станках с искровым диском, на призмах и роликах. Удаление дисбаланса высверливанием или на точильных станках. Наладка балансировочных станков под руководством балансировщика более высокой квалификации.

Должен знать: способы определения значения дисбаланса при статической и динамической балансировке; устройство и принцип работы балансировочных станков; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; способы установки и крепления деталей; допустимые отклонения балансируемых деталей.

Примеры работ
1. Вентиляторы настольные - динамическая балансировка.
2. Маховики, шкивы всех диаметров, зубчатые колеса - балансировка.
3. Патроны и планшайбы токарных и расточных станков - балансировка.
4. Роторы и якоря малых и средних электрических машин мощностью до 100 кВт и частотой вращения до 3000 мин - динамическая балансировка.
5. Роторы турбогенераторов, центробежных насосов - статическая балансировка.
6. Роторы, якоря и маховики электрических машин переменного и постоянного тока мощностью свыше 100 кВт - статическая балансировка.

§ 3. Балансировщик деталей и узлов (4-й разряд)

Характеристика работ. Статическая балансировка якорей и роторов крупных электрических машин с частотой вращения свыше 1500 до 3000 мин, а также роторов и якорей малых и средних электрических машин с частотой вращения свыше 3000 мин на балансировочных станках различных моделей. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов машин сложной конфигурации на специальных балансировочных станках различных моделей с искровым диском. Измерение углов в градусах для определения дисбаланса. Наладка обслуживаемых балансировочных станков.

Должен знать: устройство балансировочных станков различных моделей; способы наладки и проверки на точность обслуживаемого оборудования; устройство и правила применения контрольно-измерительных инструментов; особенности балансировки деталей и узлов сложной конфигурации.

Примеры работ

1. Валы гибкие - балансировка.

2. Валы коленчатые автомобиля "Москвич" - балансировка двух концов вала со снятием излишка металла со щек.

3. Рессоры - балансировка.

4. Роторы двигателей точных приборов - балансировка в жидкости.

5. Роторы и якоря электрических машин постоянного и переменного тока мощностью свыше 100 кВт - динамическая балансировка.

6. Роторы турбин многоступенчатые - балансировка.

7. Роторы турбогенераторов мощностью до 30000 кВт - динамическая балансировка.

8. Шпиндели крупногабаритных токарных и расточных станков - балансировка.

§ 4. Балансировщик деталей и узлов (5-й разряд)

Характеристика работ. Динамическая балансировка роторов и якорей быстроходных электрических машин специального назначения с частотой вращения свыше 3000 до 10000 мин на сложных балансировочных станках. Динамическая балансировка роторов и якорей крупных электрических машин постоянного и переменного тока в собранных подшипниках. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Выполнение расчетов по определению величины дисбаланса, разметка, определение массы грузов и мест их крепления. Наладка балансировочных станков различных моделей.

Должен знать: конструкцию обслуживаемого оборудования; технические требования, предъявляемые к быстроходным электрическим машинам специального назначения; особенности балансировки в собранных подшипниках; способы наладки балансировочных станков различных моделей; методику расчетов по определению значения дисбаланса.

Примеры работ

1. Валы карданные и коленчатые автомобилей - балансировка.

2. Индукторы диаметром до 800 мм - динамическая балансировка.

3. Роторы и якоря электрических машин специального назначения с небольшой частотой вращения - динамическая балансировка.

4. Роторы турбогенераторов мощностью 30000 кВт и выше - динамическая балансировка в собранных подшипниках на стенде.

5. Якоря гребных электрических машин диаметром до 800 мм - динамическая балансировка.

§ 5. Балансировщик деталей и узлов (6-й разряд)

Характеристика работ. Динамическая балансировка якорей и роторов специальных электрических машин с частотой вращения свыше 10000 мин на специальных балансировочных станках со сложной кинематической схемой управления. Динамическая балансировка в собранных подшипниках якорей и роторов уникальных крупных электрических машин переменного и постоянного тока и мощных турбогенераторов.

Должен знать: конструкцию, способы и правила проверки на точность различных типов балансировочных станков; правила определения наивыгоднейших способов устранения дисбаланса.

Примеры работ

Динамическая балансировка:

1. Индикаторы.

2. Якоря гребных электрических машин диаметром свыше 800 мм.

Предыдущая