Кем был Абу Хурейра? Разоблачение лжи ваххабитов. Кто такой Абу Хурайра? Абу хурайра перевод на русский язык

Читая какой-либо хадис, мы в спешке не всегда обращаем внимание на сопроводительную информацию о нем. Как правило, там указываются передатчики хадиса, а также авторы сборников, в которых хадис можно обнаружить. Чаще всего, в качестве передатчика упоминается один и тот же сподвижник Посланника Аллаха (мир ему) – Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах).

Приняв Ислам, этот сподвижник часто бывал в компании Посланника Аллаха (мир ему). В этой статье собраны важные уроки и мудрость одного из величайших сподвижников Пророка и передатчика его слов.

Его любовь к своим родителям

Абу Хурайра родился в племени Даус и в молодости узнал об Исламе благодаря усилиям ат-Туфайла ибн Амра ад-Дауси. Судьба его отца неясна. Что мы знаем о его матери, так это то, что он привел ее с собой в Медину, когда решил переехать туда, чтобы присоединиться к компании Пророка Мухаммада (мир ему). Это само по себе является очень важным моментом.

Абу Хурайра взял с собой свою мать, жил с ней и заботился о ней в старости. Аль-Баша рассказывает об особенно трогательном случае, касающемся Абу Хурайры и его матери. Абу Хурайра в разное время тщетно пытался убедить свою мать прнинять Ислам. Когда она разозлилась и отвернулась от него, он не беспокоил ее, а уходил огорченный.

Однажды его мать сказала что-то очень нехорошее о Досточтимом Пророке Мухаммаде (мир ему), и он пошел жаловаться Посланнику Аллаха (мир ему), прося его помолиться за его мать, чтобы благосклонно склонить ее сердце к Исламу. Некоторое время спустя, когда Абу Хурайра вернулся домой, он был вне себя от радости, застав свою мать, произносящую шахаду.

Его любовь к сподвижникам

Прибыв в Медину, Абу Хурайра имел только одну цель - быть в компании праведников. Однако, кто мог быть более праведным, чем Посланник Аллаха (мир ему)? Приехав в новый город, каждый человек, в первую очередь, занимается поисками жилья и работы. Однако желание Абу Хурайры находиться рядом с Досточтимым Пророком Мухаммадом (мир ему) было настолько сильным, что он практически все время проводил в его компании.

Ежедневно Абу Хурайра фиксировал и запоминал все, что говорил или делал Посланник Аллаха (мир ему). Он сам говорил об этом так: «Не удивляйтесь тому, что я передал так много хадисов. Так как пока наши братья мухаджиры были заняты торговлей на рынке, а ансары работой в поле и в садах, я запоминал наставления посланника Аллаха».

Что же двигало им в передаче знания от Посланника Аллаха (мир ему)? Вот, что он сам на это отвечает: «Люди говорят, что я рассказал много хадисов. Однако, если бы не эти два аята, я бы не рассказал ни одного хадиса:

«Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я - Принимающий покаяния, Милосердный» (Сура аль-Бакара, аят 159-160)».

Находясь в компании Посланника Аллаха (мир ему), он часто удостаивался личных с ним бесед и его особого расположения. Например, однажды сподвижники сидели в мечети и по очереди делали дуа. Когда очередь дошла до Абу Хурайры, он сказал: «О Аллах, я прошу у Тебя все то, что они просили у тебя, а также я прошу у Тебя того, чтобы никогда ничего не забывать». Посланник Аллаха, услышав эту молитву сказал: «Амин! Да будет принято это дуа!».

Абу Хурайра говорил: «Нет другого сподвижника, который бы передал от Пророка (мир ему) больше хадисов, кроме меня, за исключением Абдуллы бин Амра, который записывал их, чего я никогда не делал».

По мнению ученых, Абу Хурайра передал более 1600 хадисов, заняв особое место в книгах по хадису, как самый плодотворный передатчик Благородной Сунны.

Хадис, от которого Абу Хурайра терял сознание

Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я сообщу вам о хадисе, который рассказал мне посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его”, после чего Абу Хурайра потерял сознание.

Придя в себя, он повторил: “Я сообщу вам о хадисе, который рассказал мне посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом доме, когда в нем не было никого, кроме меня и его”, после чего он вновь потерял сознание, упав на лицо, словно подкошенный. И это продолжалось довольно долго.

Затем он пришел в себя и сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал мне: «В день Воскрешения Всевышний и Великий Аллах спустится к Своим рабам для вершения Суда, в то время как все общины будут опущены на колени. И первыми, кого Он призовет, будут те, кто выучил наизусть весь Коран; кто погиб на пути Аллаха; и кто владел большим имуществом.

Всевышний Аллах спросит чтеца Корана: “Не научил ли Я тебя тому, что ниспослал Своему посланнику?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит: “Что же ты сделал из того, чему Я тебя научил?” Он ответит: “Я выстаивал молитву ночью и днем”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет ему: “Ты хотел, чтобы люди говорили: “Такой-то чтец Корана”, – и они говорили это”.

Затем приведут обладателя имущества, и Аллах спросит его: “Не увеличил ли я твое богатство, пока не сделал тебя не нуждающимся ни в ком?” Он ответит: “Да, о Господь!” Он спросит: “А что ты сделал из того, что пришло к тебе?” Он ответит: “Я поддерживал родственные связи и делал пожертвования”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет: “Ты хотел, чтобы люди сказали: “Такой-то – щедрый”, – и они говорили так”.

Затем приведут того, кто погиб на пути Аллаха, и Аллах спросит его: “За что ты погиб?” Он ответит: “Мне было приказано воевать на Твоем пути, и я воевал, пока не погиб”. И скажет ему Аллах: “Ты лжешь!” И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!” Аллах скажет: “Ты хотел, чтобы о тебе сказали: “Такой-то – смелый”, – и это было сказано”».

После этого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) похлопал меня по колену и сказал: “О Абу Хурайра! Эти трое – первые творения Аллаха, которыми возгорится Огонь в день Воскрешения!”»

Этот хадис передали ат-Тирмизи 2383, Ибн Хиббан 4502, аль-Хаким 1/418. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1713, «Сахих ат-таргъиб» 22, 1335.

Сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) – выдающийся учёный – аль-факих, аль-хафиз.

Среди учёных существуют разногласия относительно его имени. Его отца звали – Сахр, из рода Давс. Маймунат бинт Сафих ибн Харис. Ат-Табрани пишет, что Маймунат бинт Сабих. Ибн Сирин рассказывает, что лицо Абу Хурайры было белым, а борода – красноватой (окрашенная хной).

Он передал большое количество хадисов от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), столько, сколько не рассказал ни один из сподвижников. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также передавал изречения Абайя, Абу Бакра, Усамата, Айши, аль-Фазля и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах). Также известно, по сообщениям аль-Бухари, что у него учились более 800 человек из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и табиунов. Хадисы, переданные Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), приводятся в шести основных суннитских сборниках хадисов.

Приход в Ислам Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)

Туфайл ибн Амр был предводителем племени Давс. Когда он встретился с Пророком (мир ему и благословение) и услышал то, с чем он пришёл, принял Ислам. Вернувшись домой, он рассказал своему народу об истинной религии, но никто не прислушался к нему, кроме его отца, жены и Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) так рассказывает о себе: «Я вырос сиротой, совершил хиджру будучи бедняком, я был наёмным работником у Бусры бинт Газван, за работу она мне платила едой. Я прислуживал ей и тем, кто находился рядом с ней, из людей её племени. Хвала Всевышнему, который одарил меня истинной религией, сделал Абу Хурайру имамом, из наёмника я превратился в господина, из заблудшего – в учёного, из поклоняющегося камням – в уверовавшего в Аллаха Единого. Какое благо, оказанное мне Всевышним, может более великим, чем это? Что может быть лучше, чем имея имя Абдушамс (Раб солнца), стать Абдуррахманом. Я прибыл к Пророку (мир ему и благословение), когда он был при Хайбаре, и принял Ислам. Я ответил зову Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и любовь к нему смешалась с моей кровью, овладела моим сердцем и душой. Я не мог насладиться взором на его благородное лицо. Его лицо было подобно солнцу. Хвала Всевышнему, который направил Абу Хурайру к Исламу. Хвала Всевышнему, который обучил Абу Хурайру Корану. Хвала Всевышнему, который облагодетельствовал Абу Хурайру дружбой с Пророком (мир ему и благословение)».

Мать обрадовала Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) принятием Ислама

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) был добродетелен к своей матери как во времена язычества, так и в Исламе. Однажды он призвал её принять Ислам, но она отказалась. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я призывал к Исламу свою маму, когда она была идолопоклонницей. Однажды, когда я в очередной раз призывал к Исламу её, она сказала о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) то, что расстроило меня. Я пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: “О Посланник Аллаха, я призывал маму к Исламу, но она отказалась. Сегодня призвал, но услышал от неё о тебе то, что расстроило меня. Помолись Аллаху о том, чтобы Он наставил мать Абу Хурайры”.

И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “О Аллах! Наставь мать Абу Хурайры ”.

Я ушёл, испытывая радость из-за молитвы Пророка (мир ему и благословение). Когда я добрался до дома, мать, услышав мои шаги, сказала: “Стой там, о Абу Хурайра!” Я слышал звук воды. Она вымылась и оделась. Затем она открыла дверь и сказала: “О Абу Хурайра! Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник”. Тогда я пошёл к Пророку (мир ему и благословение) и, плача от радости, сказал: “О Посланник Аллаха, у меня хорошие новости. Аллах ответил на твою мольбу и наставил мать Абу Хурайры”. Он восхвалил и поблагодарил Аллаха и сказал: “Это хорошо”. Я сказал: “О Посланник Аллаха, помолись Аллаху, чтобы Он сделал маму и меня любимыми для Его верующих рабов, и чтобы они были любимы для нас” Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “О Аллах, сделай этого раба Твоего (т. е. Абу Хурайру) и его мать любимыми для Твоих верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них”. И нет верующего, который бы услышал обо мне или увидел бы меня, но не полюбил бы меня».

Однажды Пророк (мир ему и благословение) дал Абу Хурайре два финика. Он съел один, а второй положил в карман. Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Зачем?» Он ответил: «Я оставил его для матери». Он сказал ему: «Съешь его, а мы дадим тебе ещё два финика для твоей матери».

Всякий раз, когда Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) входил в комнату своей матери, он говорил: «Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты воспитала меня, когда я был маленьким». Она отвечала ему: «Да вознаградит Аллах добром и тебя за то, что ты почтителен со мной, когда я уже постарела».

Воспитание Пророка (мир ему и благословение)

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) получил от Пророка (мир ему и благословение) прекрасное воспитание. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в течение его жизни. Он был всегда рядом с Пророком (мир ему и благословение). Иногда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) давал ему наставления, говоря: «О Абу Хурайра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху! Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше смейся, ибо частый смех губит душу...» Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) всегда помнил это завещание. Он был богобоязнен, аскетичен, далёк от мирских удовольствий, богатства и искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Ясиру, отдавая должное его заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко смеялся.

Ибн Джарих передаёт, что Абу-Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я разделил ночь на три части: 1) для чтения Корана, 2) для сна, 3) для упоминания хадисов» (Бухари).

Он бодрствовал треть ночи, а затем будил жену, которая бодрствовала вторую треть ночи. Затем жена будила его дочь, которая бодрствовала остаток ночи. Абу-Хурайра голодал из-за того, что занимался изучением Ислама и посещал собрания Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Наследство Пророка (мир ему и благословение)

Однажды Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) проходил по рынку Медины и, увидев, как люди поглощены мирской суетой, торговыми сделками, встал среди них и крикнул:

– Какие же вы слабые, о, жители Медины!

– В чём же наша слабость, о Абу Хурайра?

– Наследство Пророка (мир ему и благословение) раздают, а вы находитесь тут, почему бы вам не пойти и не взять свою долю?

– А где его раздают, о Абу Хурайра?

– В мечети.

Люди немедленно направились в мечеть. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) подождал, пока они вернутся. Когда они его увидели, то сказали: «О Абу Хурайра, мы пришли в мечеть, но ничего там не раздавали». «Вы никого не заметили в мечети?» – спросил их Абу Хурайра. «Там одни совершали намаз, другие читали Коран, а третьи обсуждали». «Горе вам, это и есть наследство Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)!»

Во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах), он был назначен губернатором Бахрейна. При правлении халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) занимал должность кадия Мекки. При правлении халифа Муавиййа (да будет доволен им Аллах) стал правителем Медины, где и умер в возрасте 78 лет, да будет доволен ими всеми Аллах. На похоронах Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) присутствовали многие сподвижники, их последователи, видные учёные, среди которых был и Абдуллах ибн аль-Ибад. Он молил Аллаха о прощении и милости для Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Он был одним из тех, кто сохранил хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) для мусульман».

Материал подготовлен по книге

«Аль-миату аль-аваилю мин сахабати»

Мухаммадариф Абдулаев

Абу Хурейра — хранитель исламских преданий


Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Свое имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха после принятия Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — “рабом солнца”. Родом он был из известного племени Даус аль-Азди из Йемена, которое существует и по наши дни.

Его семья прозвала его Абу Хурейрой — “владельцем котенка”. Однажды, когда он пас овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: “Что это?” Он ответил: “Котята”. С того дня его и прозвали Абу Хурейрой.

Среди своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались ему от его дядь по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего племени, и после принятия им Ислама пророк оставил его на этой должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса.

Внешний вид и характер

Абу Хурейра был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму.


Принятие Ислама и переселение в Медину

Племя Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена. Покровителем Дауса считался Зу-ль-Хулса — идол, которому поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию, принесенного из Мекки ат-Туфейлем ибн Амром, — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха, а затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику Аллаха в Медину.

Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: “Я вырос сиротой и совершил хиджру бедняком”.

Достоинства Абу Хурейры
и остальных сподвижников пророка

Переселение Абу Хурейры к пророку и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником

Своего посланника, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка. Всевышний Аллах сообщил об этом в Своем Откровении:

“Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...”

(Священный Коран. Сура “аль-Фатх” (“Победа”) 48:29).

В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний сказал:

“Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров (мусульман, переселившихся из Мекки. — Ред.) и ансаров (мединских мусульман. — Ред.), которые последовали за ним в трудный час...”

(Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”) 9:117)

Абу Хурейра также является мухаджиром, совершившим переселение к посланнику Аллаха из родного Йемена.

Пророк сказал: “Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной” (“аль-Джами’ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) имама аль-Бухари. Том 5, с. 10). Поэтому любовь к сподвижникам пророка, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас, двоюродный брат посланника Аллаха по отцу, сказал: “Не ругайте сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет” (“аль-Акида” (“Веро-убеждение”) имама ат-Тахави, с. 398).

Всевышний Аллах сказал:

“Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали! Господи наш, ведь Ты — Мягок, Милостив!”

(Сура “аль-Хашр” (“Собрание”) 59:10)

Таким образом, нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах также сказал:

“Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас...”

(Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:143)

Всевышний Аллах призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:

“А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!”

(Сура “ан-Ниса’” (“Женщины”) 4:115)

Имам ат-Тахави в своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех мазхабов, писал: “Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерности в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них отзывается.

Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним — это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая противоположность вышеупомянутому...” (“аль-Акида”, с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждый мусульманин.

Посланник Аллаха обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: “О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!” Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена, сказав: “Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...” (аль-Бухари, 5/219).

Абу Хурейра и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха. Он сказал: “О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них!” (“аль-Джами’ ас-Сахих” имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.

Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру когда он поселился в ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, помимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха.

Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним:

“...Для бедных, которые терпят нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят докучливо...”

(Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:273)

Аллах также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и повиновение ему днем и ночью:

“Терпи душой с теми, которые взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...”

(Сура “аль-Кахф” (“Пещера”) 18:28)

Любовь к пророку
и неразлучность с ним

Абу Хурейра сильно любил посланника Аллаха. Однажды он признался ему: “О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой, а глаза отдыхают” (“Муснад” имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис из уст посланника Аллаха, перед тысячью рак’атами дополнительной молитвы. Он говорил: “Одна часть постигаемых нами знаний любезнее для нас, чем тысяча рак’атов”.

Страстная любовь к посланнику разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника Аллаха он не мог сдерживать себя и был готов разрыдаться до потери сознания при его упоминании. (“аль-Джами’ аль-Кабир” (“Большой сборник хадисов”) имама ат-Тирмизи 9/226).

Являясь частью его веры, глубокая любовь к пророку в сердце Абу Хурейры побудила его всецело отдаться непрерывному общению с посланником Аллаха — не только в мечети и ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге. Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто иной. Это позволило Абу Хурейре узнать о многих деяниях пророка, о которых не ведали большинство сподвижников.

Посмотрите на его рвение к знаниям: когда посланник Аллаха раздавал трофеи, он спросил его: “Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?” Он ответил: “Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах”. Всевышний и Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих ученых.

Голод на пути постижения знаний

Он жил в ас-Суффе — бедный, без имущества, без крова, без занятия. Как и другие обитатели ас-Суффы, он довольствовался наставлением на прямой путь, которым одарил его Аллах. Он посвятил себя неразлучному следованию за посланником Аллаха

ради того, чтобы услышать все, что он говорил, и запомнить это для того, чтобы научить этому других. Иногда он проводил несколько дней без еды и терял сознание из-за голода. Подобным самопожертвованием сподвижники пророка воспитывали собственные души — так выросли поколения, покорившие Сирию, Персию, Ирак и другие страны.

Их стремления были обращены не к тому, как наполнить свои животы, а к познанию религии и повиновению Аллаху и Его посланнику. Однажды Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, войдя в комнату своей жены Фатимы, дочери посланника Аллаха, увидел, что аль-Хасан и аль-Хусейн плачут. “Отчего они плачут?”, — спросил он. Фатима ответила: “От голода” (“Китаб ас-Сунан” (“Книга хадисов Пророка”) имама Абу Дауда 1/398).

Джихад на пути Аллаха

Абу Хурейра принимал участие во всех сражениях посланника Аллаха, кроме битв при Бадре, Ухуде и сражения у рва, потому что он переселился к пророку после них. Он участвовал в битвах при Хейбаре и Зат ар-Рика’, в покорении Мекки, в походах на Табук и Му’та и других. Он сражался с вероотступниками в эпоху правления халифа Абу Бакра, позднее участвовал в битве при Йармуке, походах на Армению и Джурджан. В боях за истину он проявил себя крепким бойцом и верным мусульманином.


Высокая нравственность

Абу Хурейра получил от пророка прекрасное воспитание в духе веры в Аллаха. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в течение его жизни. Иногда пророк давал ему наставления, говоря: “О Абу Хурейра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху! Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше смейся, ибо частый смех губит душу...” (“Китаб ас-Сунан” имама Ибн Маджи 2/141).

Абу Хурейра всегда помнил это завещание. Он был богобоязнен, аскетичен, далек от мирских удовольствий, богатства и искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Йасиру, отдавая должное его заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко смеялся. Да будет доволен им Аллах!

Внимательное отношение
к Корану и изучение его

Частое чтение Корана и изучение его наизусть являются признаками веры. Посланник Аллаха сказал: “Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и обучает ему других”. Поэтому Абу Хурейра опередил многих в этом великом деле.

Он изучил Коран и запомнил его со слов Убеййа ибн Ка’ба, который был одним из тех, кто записывал, собирал и изучал Коран у посланника Аллаха. Затем сам Абу Хурейра стал преподавать Коран. Его учеником был Абу Джа’фар Йазид ибн аль-Ка’ка’ аль-Мадани, один из десяти самых знаменитых чтецов Корана, посредством которых священные тексты Книги Аллаха дошли до наших дней, ибо сохранение Корана не основывается на книгах, в которых он записан: Коран хранится в сердцах ученых, которые из поколения в поколение донесли его до наших дней. Ученик перенимает знания от своего шейха, тот — от своего, и так — до посланника Аллаха.

Усердие в поклонении

Как-то Абу Усман ан-Нахди остановился в гостях у Абу Хурейры, о чем он позднее вспоминал: “Абу Хурейра, его жена и слуга делили ночь на три части — один совершал молитву, затем будил другого” (аль-Бухари, 7/102). Сам Абу Хурейра о своем режиме говорил: “Я разделяю ночь на три части: первую треть я сплю, вторую треть совершаю молитву, а последнюю треть вспоминаю хадисы посланника Аллаха” (“ас-Сунан” (“Сунна”) имама ад-Дарими, 1/82).

Он постился каждый понедельник и четверг в течение всей своей жизни. Абу Хурейра говорил: “Более всего скуп тот, кто скупится на приветствие; а более всего ленив тот, кто лениться обратить мольбу к Аллаху” (“Фатх аль-Бари” (“Помощь Создателя”) хафиза Ибн Хаджара, 11/498).


Добродетель к матери

Абу Хурейра был добродетелен к своей матери как во времена язычества, так и в Исламе. Однажды он призвал ее принять Ислам, но она отказалась и оскорбила посланника Аллаха. Абу Хурейра заплакал, пришел к пророку и попросил его воззвать к Аллаху, чтобы Он наставил его мать на прямой путь. Пророк исполнил его просьбу. Когда Абу Хурейра вернулся домой, чтобы обрадовать ее тем, что пророк взмолился за нее к Аллаху, он увидел, что она уже засвидетельствовала, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха. (Муслим, 7/165).

Однажды пророк дал ему два финика. Он съел один, а второй положил в карман. Пророк спросил его: “Зачем?” Он ответил: “Я оставил его для матери”. Он сказал ему: “Съешь его, а мы дадим тебе еще два финика для твоей матери”.

Всякий раз, когда Абу Хурейра входил в комнату своей матери, он говорил: “Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты воспитала меня, когда я был маленьким”. Она отвечала ему: “Да вознаградит Аллах добром и тебя за то, что ты почтителен со мной, когда я уже постарела” (“аль-Адаб аль-Муфрад” (“Чистая мораль”) имама аль-Бухари, 1/64).

Скромность и богобоязненность

Абу Хурейра был одним из ученых среди сподвижников посланника Аллаха, однако он не превозносил себя ни в

собственных глазах, ни перед другими. Как-то он сказал Ибн Аббасу, несмотря на то, что тот был одним из молодых сподвижников и был моложе его по возрасту: “Ты лучше меня и более знающ”.

Абу Хурейра был великодушным и щедрым, любяще относился к рабам Аллаха, сиротам, вдовам, соседям, слабым и бедным. Когда халифы отправляли ему подарки, он раздавал их в тот же вечер. Он взял под опеку сироту Му‘авию ибн Му‘тиба, обучил и воспитал его, и он стал одним из величайших ученых.

Свидетельство пророка о его знаниях

Как-то Абу Хурейра спросил Пророка: “Кто же счастливейшие из людей, которые удостоятся твоего заступничества в День воскресения, о посланник Аллаха?” Он сказал ему: “Видя твое рвение в изучении хадисов, я предполагал, Абу Хурейра, что никто не спросит меня об этом раньше тебя. Самыми счастливыми из людей, которые будут удостоены моего заступничества в День воскресения, будут те, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха” от чистого сердца” (аль-Бухари, 8/146).

Посланник Аллаха доверял ему распространять свои хадисы. Однажды он сказал ему: “Выйди и возвести в Медине, что нет молитвы без чтения Корана — хотя бы суры “аль-Фатиха”, а кто может — то более этого” (Абу Дауд, 1/188).


Свидетельства великих сподвижников
о нем и его знаниях

Тальха ибн Убейдуллах, один из десяти сподвижников посланника Аллаха, которым он предвестил райское блаженство, свояк пророка по линии четырех его жен и один из его самых близких учеников, сказал: “Несомненно, он (Абу Хурейра. — Прим. пер.) слышал от посланника Аллаха то, чего не слышали мы, потому что он был нищим, неимущим, постоянным гостем посланника Аллаха и ходил с ним рука в руку. Мы же имели дома и богатство и приходили к посланнику Аллаха лишь на рассвете и вечером” (ат-Тирмизи, 13/226).

Абу Хурейра передал от посланника Аллаха рекордное количество хадисов — 5374. Перед пятничной молитвы он постоянно рассказывал их в мечети пророка в Медине, и его слушали сподвижники и их знаменитые последователи (“аль-Мусаннаф” Ибн Абу Шейбы 2/137). В течение 13 лет — после убийства Усмана вплоть до своей смерти он выносил фетвы в столице халифата, которые находили доверие у всех сподвижников посланника Аллаха. Многие ученые из разных концов халифата приезжали в Медину, чтобы обучаться у него.

Отдавая должное его преданности, верности и знаниям, Абу Бакр назначил его помощником эмира Бахрейна — аль-Ала’ аль-Хадрами, а затем — Кудамы ибн Маз‘уна. Халиф Умар же передал должность эмира Бахрейна самому Абу Хурейре. Это еще раз свидетельствует о том, что он был одним из видных мусульман, и в

дополнение к своим глубоким знаниям Корана и шариата, он прекрасно разбирался в вопросах управления государством и политики.

В течение долгого времени при жизни посланника Аллаха Абу Хурейра изучал религию Аллаха, оставаясь холостым. После смерти пророка он женился, и у него родились четверо сыновей и дочь. Все они обучались у своего отца и стали заслуживающими доверия учеными. Его род продолжается и по сей день в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко. Среди них было много известных мусульманских ученых.

Абу Хурейра прожил 78 лет. В течение своей плодотворной жизни он достойно выполнил обязательство, лежащее на нем — передал последующим поколениям мусульман наследие пророка Мухаммада. Он переселился к посланнику Аллаха из далекой земли, довольствовался в своей жизни малым, непрестанно сопровождал пророка, сражался с язычеством, боролся с вероотступничеством, участвовал в походах, защищал исламский халифат, уничтожал смуту и искушение, распространял хадисы посланника Аллаха... Ему оставалось только отправиться на встречу со Всевышним Господом. Перед тем как его душа рассталась с телом, он завещал своим близким: “Не оплакивайте меня когда я умру, потому что посланника Аллаха не оплакивали”. Затем он заплакал сам, и его спросили: “Что заставило тебя плакать?” Он ответил: “Я плачу не по мирской жизни, в которой вас оставляю. Я плачу от того, что мне предстоит дальнее путешествие, но я очень мало приготовил для него. Я стою перед вознесением и дорогой в рай или ад и не знаю, куда меня введут...”

Он скончался в 57 г. после хиджры. На его похоронах присутствовали многие сподвижники, их последователи, видные ученые, среди которых был и Абдуллах ибн аль-Ибад. Он молил Аллаха о прощении и милости для Абу Хурейры и сказал: “Он был одним из тех, кто сохранил хадисы посланника Аллаха для мусульман” (“ат-Табакат аль-Кубра” (“Большой свод биографий”) имама Ибн Са‘да, 4/30).

Да будет Аллах доволен Абу Хурейрой и всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, и да смилостивится над ними!

Аиша говорит: "Абу Хурейра много лжёт. Он сочинил от имени Расулаллаха много ложных хадисов" . Источник - "Сахих Муслим", т.2 "Фесаилу Абу Хурейра".

Но тот же хадис от Аишы можно встретить в других источниках суннитов - Хаким "Мустадраки", т.3 и Ибн Кутейба "Тавивул-мухталиф хадис"

Абу Хурайра сам признал, что выдумывал хадисы от себя. И этот человек занимает второе место у Бухари по колличеству передаваемых хадисов.

Передает Абу Хурайра: Пророк сказал, лучшая милостыня это та, что дается богатыми и дающая рука лучше чем берущая и вы должны начать первыми содержать ваших иждивенцев. Жена сказала: "ты должен обеспечить меня продовольствием или развестись со мной". Раб говорит: "дай мне еды и наслаждайся моим обслуживанием". Сын говорит: "Дайте мне еды, кому вы меня оставляете?" Люди сказали «О Абу Хурайра! Ты это слышал от Посланника Аллаха? Он сказал: «Нет это от меня самого»

Вот еще один хадис про то как Абу Хурайра что то от себя добавляет

Анас ибн Малик передает: Посланник Аллаха сказал: "Не делайте напитки ни в Ад-Дуба ни в Ал-Музаффат. Абу Хурайра добавлял к этим Аль-Хаттам и Ан-Нагир .

Сахих Бухари 639. (1339).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(В своё время) ангел смерти был послан к Мусе, мир им обоим, но когда он явился к нему, (Муса) ударил его (и выбил ему глаз). Тогда (ангел) вернулся к своему Господу и сказал: “Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!” Аллах вернул ему глаз и велел: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука”. (Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса) сказал: “О Господь мой, а что потом?” Он ответил: “Потом - смерть”. (Муса) сказал: “Тогда (пусть это случится) сейчас”, и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня».
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу (, которая находится) у дороги рядом с красным холмом”».

Sahih Buhari - Volumn 001, Book 005, Hadith Number 277.
Narated By Abu Huraira: The Prophet said, "The (people of) Bani Israel used to take bath naked (all together) looking at each other. The Prophet Moses used to take a bath alone. They said, "By Allah! Nothing prevents Moses from taking a bath with us except that he has a scrotal hernia." So once Moses went out to take a bath and put his clothes over a stone and then that stone ran away with his clothes. Moses followed that stone saying, "My clothes, O stone! My clothes, O stone! till the people of Bani Israel saw him and said, "By Allah, Moses has got no defect in his body. Moses took his clothes and began to beat the stone." Abu Huraira added, "By Allah! There are still six or seven marks present on the stone from that excessive beating."

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обычно израильтяне купались обнажёнными и смотрели друг на друга; что же касается Мусы, то он купался в одиночестве, и они (стали) говорить: ”Клянёмся Аллахом, купаться вместе с нами Мусе мешает лишь то, что на срамных частях его грыжа!” Однажды Муса пошёл купаться и положил свою одежду на камень, который укатился вместе с ней. Муса бросился вслед за ним, крича: ”Моя одежда, о камень!” Увидев его (обнажённым), израильтяне воскликнули: ”Клянёмся Аллахом, (на теле) у Мусы ничего нет!” - а он взял свою одежду и принялся наносить удары по камню».
Абу Хурайра сказал:
«Клянусь Аллахом, от этих ударов на камне осталось шесть (или: семь) следов!»

Sahih Buhari - Volumn 007, Book 062, Hadith Number 169.
Narated By Abu Huraira: (The Prophet) Solomon son of (the Prophet) David said, "Tonight I will go round (i.e. have sexual relations with) one hundred women (my wives) everyone of whom will deliver a male child who will fight in Allah"s Cause." On that an Angel said to him, "Say: "If Allah will." " But Solomon did not say it and forgot to say it. Then he had sexual relations with them but none of them delivered any child except one who delivered a half person. The Prophet said, "If Solomon had said: "If Allah will," Allah would have fulfilled his (above) desire and that saying would have made him more hopeful."

Передает Абу Хурайра: Пророк Солом сын Пророка Давида сказал «Сегодня ночью я обойду (то есть буду иметь сексуальные отношения) со ста женщинами (моими женами) и каждая принесет мне мальчика, который будет сражать на пути Аллаха На это Ангел сказ ему « Скажи: если Аллах захочет» Но Солом не сказал или забыл сказать. Затем он имел секс со всеми но никто из них не принес ребенка, за исключением одной, что родила получеловека. Пророк сказал « Что если Солом сказал бы « если Аллах захочет» Аллах удовлетворил бы его желание и это сделало бы его более обнадеживающим.

Sahih Buhari - Volume 5, Book 57, Number 57:
Narrated Abu Huraira: The people used to say, "Abu Huraira narrates too many narrations." In fact I used to keep close to Allah"s Apostle and was satisfied with what filled my stomach. I ate no leavened bread and dressed no decorated striped clothes, and never did a man or a woman serve me, and I often used to press my belly against gravel because of hunger, and I used to ask a man to recite a Quranic Verse to me although I knew it, so that he would take me to his home and feed me. And the most generous of all the people to the poor was Ja"far bin Abi Talib. He used to take us to his home and offer us what was available therein. He would even offer us an empty folded leather container (of butter) which we would split and lick whatever was in it.

Перадает Абу Хурайра: Люди говорили "Абу Хурайра передает слишком много хадисов". Факт в том, что я держался близко к Пророку и был удовлетворен тем, что мой желудок полон. Я не ел заквашенного хлеба и не носил украшеной полосками одежды и никогда мужчины и женщины не ухажвиали за мной и я часто зажимал свой живот от голода и просил людей повторять(цитировать) коранические аяты, если даже я их знал, так он человек брал меня к себе домой и кормил меня.


Sahih Buhari - Volume 7, Book 65, Number 343:
Narrated Abu Huraira: I used to accompany Allah"s Apostle to fill my stomach; and that was when I did not eat baked bread, nor wear silk. Neither a male nor a female slave used to serve me, and I used to bind stones over my belly and ask somebody to recite a Quranic Verse for me though I knew it, so that he might take me to his house and feed me. Ja"far bin Abi Talib was very kind to the poor, and he used to take us and feed us with what ever was available in his house, (and if nothing was available), he used to give us the empty (honey or butter) skin which we would tear and lick whatever was in it.

Передает Абу Хурайра: Я обычно сопровождал Посланника Аллаха для заполнения моего живота; и это было в тот момент, когда я не ел хлеба, ни надевал шелка. Ни мужчина, ни женщина раба не служили мне. Я связывал камни на своем животе и попросил кого-нибудь прочесть стих Корана для меня хотя я знал их, так что он мог бы принять меня в свой дом и накормить меня. Джафар бин Аби Талиб были очень добр к бедным, и он брал нас к себе домой чтобы накормить. А если ничего не было он давал нам пустой курдюк где был мед или масло, который мы могли бы полизать.

Sahih Buhari - Volume 9, Book 92, Number 425:
Narrated Muhammad: We were with Abu Huraira while he was wearing two linen garments dyed with red clay. He cleaned his nose with his garment, saying, "Bravo! Bravo! Abu Huraira is cleaning his nose with linen! There came a time when I would fall senseless between the pulpit of Allah"s Apostle and "Aisha"s dwelling upon a passerby would come and put his foot on my neck, considering me a mad man, but in fact, I had no madness, I suffered nothing but hunger."

Мухаммад передает: Мы были с Абу Хурайра, когда он носил две тонкие льняные одежды с выкрашенные в красную глину. Он высмаркивался на свою верхнюю одежду говоря: "Браво! Браво! Абу Хурайра чистит нос льном! Пришло время, когда я потеряю сознание между минбаром Посланика Аллаха, и жилищем Аиши тогда прохожий подошёл бы и поставил бы ногу на мою шею, думая что я сумасшедший, но на самом деле, я нисколько не сумасшедший, я ничего кроме голода не ощущал.