Как создавались пещеры Могао (28 фото). Всемирное наследие юнеско в китае: пещеры могао Пещеры могао в китае

Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае: Ледяная тиара гор - Только бренному лику - рамка.

Пещерные монастыри и храмы Пещеры Могао



Могао (кит. упр. 莫高窟, пиньинь: mò gāo kū, «Пещера не для высоких») - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV-XIV вв.)
.





Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай
.



В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэняи Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.






На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами.



Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке - это буддийские, даосские,несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы

. Среди рукописных памятников Могао имеется «Книга гаданий» - уникальный текст, написанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен - это классический и разговорный (байхуа) китайский, тибетский, санскрит, пали, тангутский, хотанский,согдийский, тохарский.

Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 г.), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.
Фрески
Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:


Северных Династий и Династии Суй;
Династии Тан (самые пышные настенные росписи);
эпохи «Десяти царств» и империи Сун;
Западной Ся и Династии Юань.
Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводит подлиные события из истории распространения буддизма.



Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инстрементах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.



Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоев, их обычаи и одежду
Комплекс древних строений в горах Уданшань


Уданшань (кит. упр. 武当山, пиньинь: Wǔdāng Shān, палл.: Уданшань), гора Удан - небольшой горный хребет в провинции Хубэй, который находится недалеко от промышленного города Шиянь и около 120 км от города Сянфань.


Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во времяВосточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан(618-907) был открыт первый храм -
Храм Пяти Драконов.


Значительное строительство было предпринято на горе в XV веке, когда император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. В горах Уданшань тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412.

Император Юнлэ, насильственно свергший с трона племянника, не обладал правом наследования, и строительство было затеяно с целью умилостивить духов и получить поддержку народных масс, доказав свою избранность и поддержку высших сил. Несмотря на большой объём строительства, император Юнлэ так и не посетил храмового комплекса.


Комплекс сооружений охватывал главную вершину и окружающие её 72 малых пика, сооружения тянутся на 80 км.


Во время Культурной революции в Китае (1966-1976) храмы были разрушены, но потом восстановлены, гора активно посещается туристами Китая и иностранцами.


В 1994 весь комплекс храмов и монастырей на горе получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Архитектура комплекса сочетает в себе лучшие достижения китайской традиционной архитектуры за последние полторы тысячи лет.
Наиболее знаменательные сооружения:








Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу (колонна, подпирающая Небо). Город строится в то же самое время, что и Запретный город в Пекине, он окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной - несколько храмов и на самой вершине - Золотой павильон.
Храм Наньян
Храм Пурпурного Облака
Храм Сына Неба
На горе имеется несколько школ боевых искусств, в частности Кунг фу.










Уданшань и массовая культура
По легендам, гора Уданшань - место возникновения боевых искусств, и в частности Тайцзицюань, хотя критические исследования ставят это под сомнение
С монастырём связана волна популярной культуры - фильмов жанра ушу и литературы о боевых искусствах. По популярности в массовой культуре Уданшань стоит на втором месте после Шаолинь






Гора Эмэйшань и статуя «Большой Будда» в Лэшани


Эмэйшань (кит. упр. 峨嵋山, пиньинь: Éméi Shān) - горы в провинции Сычуань. Название горы иногда записывается иероглифами как 峨眉山 («Высокая Бровь»), а также 峩嵋山 и 峩眉山, но все они произносятся одинаково. Эмэйшань наряду с Путошань, Утайшань и Цзюхуашань является одной из четырёх священных горкитайских буддистов. В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия


Район вокруг горы покрыт лавовыми породами, сформировавшимися в результате вулканических изверженийпермского периода.

Бодхисаттвой этой горы считается Самантабхадра, называемый по-китайски Пусянь-пуса (普贤菩萨). По преданию он улетел с вершины Эмейшаня на своём белом трёхголовом слоне. С тех пор гора рассматривается как место его вечного пребывания.




В первом веке нашей эры на горе был построен первый буддистский храм Китая.
В Ваньняньсы (кит. упр. 万年寺,пиньинь: wànniánsì, буквально: «Храм десяти тысяч лет»), самом старом из ныне сохранившихся на горе храмов (реконструированном в девятом веке), находится статуя Бодхисаттвы Самантабхадра на своём слоне, также примерно IX-X века.




К середине XX-го века на вершине горы было более ста храмов, большинство из которых сильно пострадали в период Культурной революции. В настоящее время вновь открыто более 20 храмов, большинство из которых находятся в плачевном состоянии.




Храм Цзиньдинсы (кит. упр. 金顶寺, пиньинь: jīndǐngsì, буквально: «Храм Золотой вершины»), находящийся на самой вершине на высоте 3077 метров, полностью реконструирован.




Начиная с VI века гора является целью паломничества китайских буддистов. В последние годы количество как туристов, так и паломников резко возросло.




Некоторые храмы зарабатывают деньги на реконструкцию, сдавая комнаты и предлагая пропитание туристам. На вершину ведёт канатная дорога и две тропы, которые часто превращаются в непрерывный поток туристов и паломников. Пеший подъём на гору занимает два-три дня.




Неподалёку от Эмэйшаня находится так называемый Большой Будда Лэшаня - памятник Всемирного наследия, на протяжении тысячелетия остававшийся самой высокой статуей в мире.


Пещерные храмы Лунмэнь






Лунмэнь (кит. трад. 龍門石窟, упр. 龙门石窟, пиньинь: lóngmén shíkū, буквально: «Каменные пещеры у Драконовых ворот») - комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганомсчитается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая.




Входит в составленный ЮНЕСКОперечень Всемирного наследия. Высечен в 495-898 в известняковых скалах по берегам реки Ихэ (в 15 км. к югу от города Лоян)






Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно.






По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII-IX вв.).





Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500-523, Гуян, 495-575, и Фынсянь, 627-675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672-676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.



Пещерные храмы Юньган





Пещерные гроты Юньган (кит. упр. 云冈石窟, пиньинь: Yúngāng Shíkū, палл.: Юньган Шику) - комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображенийБудды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту.








Юньган представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй, столицей которой был Датун. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет. Схожие храмовые комплексы сохранились близ Лояна (Лунмэн) и Дуньхуана (Цяньфодун).


Юньганские пещеры со скульптурами каменных будд расположены на территории северокитайской провинции Шаньси и являются 28-м по счету мировым памятником культурно-исторического наследия на территории Китая. Строительство пещерно-храмового комплекса, находящегося у южного подножия горы Учжоушань в 16 километрах от города Датун, началось в 460 году и было завершено в 494 году, в эпоху династии Северная Вэй. Скалы протяженностью около одного километра содержат в себе в общей сложности 45 пещер и 50 000 каменных скульптур, над которыми работали не только искуснейшие китайские мастера, но приглашеные ремесленники и художники из Индии и Центральной Азии.

Пещеры Могао (или, как их еще называют, пещеры «Тысячи Будд») расположились на склоне горы Поющих Песков в Дуньхуане провинции Ганьсу.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.).

Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Исторические документы утверждают, что первые пещеры были сделаны в скале в 366 году. Китайскому монаху Лэ Цзу-ню однажды было видение тысячи золотых Будд, после которого он был уверен в том, что на этой святой земле стоит сделать пещеру. Его идею поддержали и активно начали воплощать в реальность.

Вырезанные пещеры расписывали цветными фресками, украшали глиняными скульптурами, хранили в них различные ценности. Каждая фреска - иллюстрация одной из буддийских сутр и джатаки или изображает монахов, императора и простых верующих. Некоторые из фресок иллюстрируют события распространения буддизма в Китае. В некоторых из пещер, фрески покрывают стену целиком. Несмотря на тысячелетнюю эрозию, вызванную ветром и дрейфующим песком, фрески все еще сохраняют свои яркие цвета и четкие картинки. Фрески в этих гротах отмечены влиянием западных школ буддизма. Кроме фресок и скульптур в пещерах хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и прочих ценностей, среди которых рисунки по шелку, гравюры, вышивки и образцы каллиграфии.

Общая площадь пещер составляет 45 тысяч квадратных метров. Пещеры Могао состоят из множества маленьких и больших пещер. Их протяженность составляет 1680 метров. Размер пещер неодинаков. Всего насчитывается 37 самых маленьких пещер и 16 самых больших, а высота 96 из всех пещер равна 40 метрам. В поздний период «Шестнадцати королевств» были вырезаны 275 первых гротов.

Пещеры Могао включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Напротив пещер Могао находится музей Дуньханского искусства, где был воссоздан облик некоторых из разрушенных и разграбленных пещер.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун , воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в провинции Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао, объединяет более 700 пещер, общая протяженность которых составляет 1680 метров.

В 492-х пещерах Магао имеются раскрашенные статуи и фрески. Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Могао - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на востоке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэна и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многие росписи покрывают стены пещер целиком.

<

На фото каменные стражники города храмовых пещер Могао - буддийские ступы. Приближаясь к священному месту, паломники склоняли головы перед ступами, испрашивая разрешения у высших сил принести дары и вознести молитвы в искусно вырезанных гротах.

Храмовый комплекс Цяньфодун

Храмовый комплекс Цяньфодун включает сотни святилищ, но чаще всего именуется по самой большой пещере - Могао. Здесь были обнаружены памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении целого тысячелетия. В 1987 г. пещерные храмы Могао были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства.

Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, неподалеку от уездного города Дуньхуан на северо-западе провинции .

Могао - собрание самых ранних буддийских храмов Китая. Они были созданы на восточной границе пустыни , вдоль которой протянулся Великий шелковый путь. Караваны не только везли товары, но и были распространителями учения Будды.

До проникновения буддизма в Китай даосские и конфуцианские храмы строили из дерева. Традиция пещерных храмов пришла вместе с буддизмом из Индии, где бедность и отсутствие строительного материала вынуждали прибегать к подобным методам строительства.

Храмы Могао начали создавать в 353-366 гг. В то время старый монах Лэцзунь (по другим сведениям - Юэцзунь, Ли Зун или Ло Чун), странствовал в этих местах. Остановившись под склоном горы, он испытал невероятное по силе ощущение, когда ему было видение тысячи сверкающих Будд. Посчитав это знаком свыше, Лэцзунь решил вырезать в склоне горы пещеру и превратить ее в храм. Пожертвования на строительство он собирал среди торговцев, путешествовавших с караванами. Постепенно, по мере распространения буддизма, пещеры превратились в место паломничества.

В дальнейшем сооружение пещер не прекращалось: этим занимались как странствующие монахи, так и работники, специально нанятые местными правителями, сановниками и богачами - торговцами и землевладельцами.

Новые и новые храмы появлялись в пещерах, и к VII в., в эпоху династии Тан, здесь был создан грандиозный комплекс более чем тысячи пещер. Отсюда и его название: в переводе с китайского Цяньфодун - «Пещера тысячи Будд», а Могао - «Пещера для маленьких». В нее требовалось входить с почтительным поклоном.

К XIV в. Великий шелковый путь утрачивает свое значение как торговый путь между Востоком и Западом, нарастает исламизация, и буддизм теряет свое главенствующее значение в этом районе. Пещеры Могао были заброшены и практически забыты.

Пещеры вырезаны в горном склоне, в 3-4 яруса, на протяжении более чем 1,5 км. Ранние скальные храмы имеют центральную колонну, поддерживающую потолок. С VI в. потолки становятся пирамидальными, необходимость в колоннах исчезает, и свободная площадь пола увеличивается.

В пещерах сохранилось около 2,5 тыс. глиняных статуй Будды и бодхисаттв. Среди изваяний есть совсем крошечные, размером с ладонь, а есть и гигантское высотой свыше 30 м.

К настоящему времени из тысячи храмов восстановлено несколько сот, для обозрения доступно только около 30. Прочие закрыты либо потому, что не представляют значительного интереса для туристов, либо же реставрационные работы в них пока еще не завершены.

Пещерные храмы располагаются в оазисе, который еще в глубокой древности находился на пересечении торговых путей. Здесь останавливались торговые караваны перед изнурительным переходом через пустыню, за которой, уже на горных тропах, их поджидали разбойники. Появление храмов в этом месте было вызвано необходимостью в святилище, в котором можно было обратиться к высшим силам с мольбой о покровительстве.

Рукописи и фрески пещер

Главное сокровище пещер - хранящиеся в них десятки тысяч буддийских рукописей, рисунков на шелке, гравюр, вышивок и образцов каллиграфии.

В более поздних пещерных храмах Китая, таких как Лунмэнь и Юньган, главным элементом внутреннего убранства является скульптура, тогда как в Могао - это фресковая живопись общей площадью свыше 40 тыс. м 2 .

Техника изображения практически везде одинакова: фрески, исполненные разноцветными клеевыми красками, нанесены на сухой грунт.

Росписи включают изображение множества персонажей и выполнены как в виде фриза, так и покрывают всю стену пещеры целиком, включая своды.

Тематика фресок - от иллюстраций учения Будды до затейливых цветочных орнаментов. Цель у всех одинакова: наставлять и вдохновлять неграмотных верующих примерно так же, как витражи средневековых соборов и иконы православных церквей.

И по прошествии многих веков изображения, исполненные внутреннего динамизма, поражают своей живостью.

В 1900 г. даосский монах-отшельник Ван расчищал одну из пещер от нанесенного ветром песка, когда часть боковой стены обвалилась и обнажилась другая пещера с горой старых письменных свитков высотой более 3 м.

Как впоследствии выяснилось, рукописи представляют собой энциклопедическое собрание трудов по истории, географии, политике, демографии, стратегии и тактике боевых действий, филологии, каллиграфии, религии, искусству, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Губернатор провинции приказал Вану хранить свитки под замком, но спустя семь лет о находке узнал британский археолог Аурел Стейн. Обманом ему удалось вывести в Лондон тысячи свитков. Затем библиотеку свитков разобрали по европейским и российским музеям почти полностью.

Власти династии Цин ничего не сделали для того, чтобы остановить массовое разграбление национальных сокровищ. Когда же опомнились, большинство свитков - самые ценные - уже оказались за пределами страны. За границу «утекло» около 40 тыс. священных буддийских канонов, бессчетное количество фрагментов настенной росписи и скульптур.

Сейчас уже известно, что клад рукописей в Дуньхуане был бесценной монастырской библиотекой. Древнейшие рукописи относились к V в. Около 1035 г. объявились враги, свитки были замурованы, а позднее - забыты. В числе самых ценных - текст «Алмазной сутры» 868 г.: древнейшей печатной книги мира.

После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, китайские ученые приступили к их изучению. В 1910 г. вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану.

В 1949 г. китайское правительство отправило сюда археологическую экспедицию, работа которой продолжается и сегодня. В 1950 г. пещеры Могао были включены в список особо важных объектов, находящихся под охраной государства.

Входы же в сами пещеры Могао закрыты стальными дверями, в них нет никакого освещения. Все пещеры пронумерованы, каких-то конкретных названий у них нет, кроме одной. Пещера №96 - самая большая, она и есть собственно пещера Могао, созданная в 695 г., в период династии Тан. Так как она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи похожа на пагоду. Находящееся в ней изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой размещенной в помещении фигурой Будды в мире.

Для тех, кому затруднительно осматривать сами пещеры, создан Музей искусства храмовых пещер, расположенный у подножия горы Саньвэйшань, напротив Могао. В музее воссоздано внутреннее убранство храмов.


Общая информация

Местонахождение : северо-запад Китая.

Административная принадлежность : провинция Ганьсу.

Ближайший городской уезд : Дуньхуан - 187 578 чел. (2010).

Создание : IV-XIV вв.

Языки : китайский и диалекты.

Этнический состав : хань, хуэйцзу.

Религии : буддизм, ислам.

Денежная единица : китайский юань.

Аэропорт : Ланчжоу (международный).

Цифры

Пещеры : количество - 735, месторасположение - протяженность утеса, в котором вырезаны пещеры - 1680 м с юга на север, высота свода самой большой - 40 м, самой маленькой - менее 1 м.

Рукописи : количество - около 60 тыс.

Фрески : общая площадь - 45 тыс. м 2 .

Изваяния: общее количество - 2415, высота - от 10 см до 33 м.

Высота над уровнем моря : 1330 м.

Удаленности : 25 км к юго-востоку от оазиса Дуньхуан.

Климат и погода

Умеренный, резкоконтинентальный, пустынный.

Продолжительная холодная зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -8,5°С.

Средняя температура июля : +24,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 50 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 45%.

Достопримечательности

Природные

    Поющие песчаные дюны пустыни Такла-Макан

    Озеро Юэяцюань

Исторические

    Юменский проход (Нефритовые ворота Великой китайской стены) и руины сторожевых башен эпохи династии Хань (206 до н. э. - 220)

    Храмовые пещеры Могао (фрески, статуи, рукописи, IV-XIV вв.)

    Пагода Белая Лошадь (384)

Культурные

    Музей искусства храмовых пещер

Любопытные факты

    В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

    На раннем этапе строительства храмовых пещер проповедовавшийся в них буддизм призывал к самоотречению вплоть до самопожертвования. Каноническое выражение этой позиции прослеживается в джатаках - древнеиндийских легендах о прежних реинкарнациях Будды Гаутамы. Храмовое изображение событий конкретной легенды представляет собой серию картин, частично в форме буквы S, начинаясь вверху справа. Да и стиль ранних изображений в пещерах Могао носит ярко выраженные индийские черты: люди носят бесшовные юбки или набедренные повязки, торс обнажен, кожа темная, а черты лица - типично индийские. Но с конца VI в. и с приходом к власти династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, по мере распространения китайского махаяна-буддизма, обещавшего избавление не только монахам, но и мирянам, в изображениях все чаще доминирует не абстрактная нирвана, а вполне наглядный рай. Он представлен в виде множества прекрасных прудов, где в центре, на цветах лотоса, восседают Будды, играют музыканты, танцовщицы застыли в эротических позах. При этом у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица.

    В 1920 г. большая группа русских военных - белоэмигрантов использовала пещеры в качестве казарм, что привело к порче фресок.

    В пещере №323 начала VII в. изображена ранняя история Великого шелкового пути: император У-ди из династии Хань и Чжан Цянь, путешествовавший по его повелению в «западные земли» - до нынешнего Узбекистана и составивший отчеты, послужившие основой для планов завоеваний, расширивших территорию Китая.

    В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республики Корея, Финляндии и США. По некоторым подсчетам, общая аукционная стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от стоимости всех культурных ценностей эпохи раннего буддизма, оставшихся в Китае.

    Пещера № 16 - очень большая, с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. В пещере №61 находятся изображения основательниц храма в полный рост, в том числе принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. В пещере № 130, пробитой В 713-741 гг. при династии Тан, также имеется изображение монументального Майтрейи высотой 26 м. В пещере № 148 775 г. находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, бодхисаттвы и другие существа. В пещере № 158 есть изображения скорбящих бодхисаттв, заглушающих боль, нанося себе раны кинжалом.

    В ходе исследований пещер были обнаружены уникальные свитки не только буддийского содержания, но также манихейские, христианские и зороастрийские тексты. Среди прочих здесь хранились самый древний текст зороастрийской молитвы и так называемые «Сутры Иисуса», которые, предположительно, являются доказательством путешествия Иисуса Христа на Восток.

    В пещерах много иллюстраций индийских легенд-джатак. В пещере № 257 можно увидеть известную джатаку о чудесной девятицветной антилопе: она спасает утопающего, взамен просит не выдавать место ее обитания, но спасенный предает ее, за что подвергается наказанию. В пещере №428 представлены изображения сразу нескольких джатак, где демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы; о щедром царевиче Судане, подарившим вражеской соседней стране, охваченной засухой, волшебного слона, умеющего заклинать дождь; история о царевиче Саттве, который принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

В самом начале новой эры в Китай начинает проникать новая религия – буддизм. Росту ее популярности немало способствовало то обстоятельство, что в Китае буддийские каноны дополнились многими положениями существовавших здесь культов и верований. Китайская богиня Гуан-инь стала бодхисатвой Авалокитешварой, а Конфуций и Лао Цзы были включены в число божеств буддийского пантеона. Одновременно буддизм стал стимулом для развития китайского монументального искусства, так как до этого ни конфуцианство, ни даосизм не нуждались в создании каких-либо величественных сооружений.

Многочисленные скальные монастыри, основанные в эту эпоху, представляют собой настоящие города. Архитектура, скульптура, живопись слились здесь в одно целое с окружающей дикой природой. и Могао, и — эти великолепные пещерные монастыри до сих пор представляют собой яркие , слава которых прошла через многие века истории этой удивительной страны.

Китай, достопримечательности провинции Ганьсу

Ансамбль буддийских пещерных храмов Могао находится в пустынной местности, на западе провинции Ганьсу. Здесь, в 14 км к юго-востоку от древнего города Дуньхуан, стоявшего на Великом шелковом пути, расположен ансамбль пещерных буддийских монастырей, известных под именем Могао.

Первые буддийские святилища-гроты появились здесь в 353–366 гг., на том месте, где, по преданию, монаху Ло Цуню было видение тысячи будд. На протяжении десяти веков, в IV–XIV вв., здесь было высечено около тысячи пещерных храмов.

До наших дней сохранились 492 пещеры, крупнейшая их которых – Могао (366 г.) – дала название всему комплексу. Сохранившиеся 2415 скульптур и 45 тысяч кв. м стенных росписей делают эти пещеры настоящей сокровищницей буддийского искусства.

Скальный монастырь Цяньфодун в Могао

Скальный монастырь Цяньфодун («Пещеры тысячи будд») является центром всего ансамбля. Его высеченные в лессовых склонах пещерные храмы украшены многочисленными скульптурами и настенными росписями, написанными клеевыми красками по сухому грунту. Их авторами были художники разных народов.


Пещеры заполнены сотнями глиняных раскрашенных статуй буддийских святых. Их дополнением и продолжением являются образы росписей, которые служат как бы плоскостной декорацией, из которой выступают объемные фигуры будд.

Росписи IV–VI вв. представляют собой многофигурные сцены-иллюстрации к «Трипитаке», рассказывающие о предыдущих жизнях и духовных подвигах Будды. Наряду с этим здесь представлены духи и божества, олицетворяющие небесные миры.

Искусство Могао периода расцвета (VI–IX вв.) сюжетно объединено (сутры, бытовые и исторические сцены, пейзажи, изображения райских дворцов). Множество композиций создано по мотивам джатак – рассказов о перевоплощениях Будды.

Здесь изображены и реальные исторические персонажи – например, знаменитый китайский путешественник Чжан Цянь, преклонивший колена перед императором Уди, прежде чем отправиться в далекие «западные земли».

Росписи нередко покрывают целую стену и выделяются своим реализмом и динамичностью образов. Более позднее храмовое искусство X–XIV вв. создано художниками, состоявшими на государственной службе, поэтому оно отличается более строгим стилевым решением.

В 1899 г. в одной из пещер были найдены тысячи рукописей на языках народов азиатских стран, свитки с произведениями древней буддийской иконографии, а также ранние образцы китайского книгопечатания. Все эти артефакты позволили ЮНЕСКО включить ансамбль пещерных храмов Могао в