Качества которыми должен обладать ученый. Примеры неудачных браков

Наука давно перестала быть уделом талантливых одиночек. Решение актуальных задач, глобальных проблем под силу мощным коллективам, научным школам. Научная школа - творческий коллектив, формирующийся при крупном ученом с целью коллективной разработки определенной научной идеи, связанный общностью принципов и методических приемов, обеспечивающий создание оригинального научного направления.

Однако, в науке нет и не может быть обезлички, как и в любой другой творческой деятельности. Истинное признание в науке за чужой счет невозможно. Каждый, кто надеется на успех, должен помнить бессмертные слова Маркса о том, что «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

Очень важно выявить способности к научным исследованиям и качества, которые предопределяют возможность успешной работы в науке. Создание смены всегда волновало настоящих ученых.

Академик Г. И. Марчук, рассуждая о том, как должно происходить формирование молодых людей, входящих в науку, выделяет, прежде всего, необходимость воспринять социальный, научный, технический и духовный потенциал общества, подготовленный трудом предыдущих поколений. Правильно подготовить специалиста к выполнению задач - это значит сэкономить, время на поиск новых путей решения проблем, встающих перед обществом. Тем более, что новое, непривычное, более легко может воспринять только человек, не обремененный уже устоявшимися традициями, штампами. И действительно, Бор, Ньютон, Эйнштейн, Галуа и многие другие получили свои важнейшие результаты, когда им еще не было и 30 лет.

Важно и другое. В молодости в ходе обучения и самостоятельной работы создастся фундамент, который определяет качество специалиста на всю жизнь. Минимизировать усилия на обучение, бездумно выполнять учебные задания, формально исполнять служебные обязанности в первые годы работы - это значит упустить время на самосовершенствование, на развитие способностей. Иные жизненные навыки получат развитие, иные профессиональные приемы и методы составят сущность деятельности, но как киплинговский Маугли, выросший в стае волков, «проскочил» этап в своем развитии и не смог стать человеком, так и студент-верхогляд никогда не станет настоящим ученым. Поверхностный подход к познанию закроет путь к творчеству.

Будущему исследователю необходимо развивать такие качества, как память и наблюдательность.

Необходима постоянная тренировка памяти, чтобы располагать наиболее существенной информацией по проблеме, без чего невозможно обеспечить логику анализа, нельзя плодотворно дискутировать, работать. Наблюдательность -

это развитая способность замечать и акцентировать внимание на всех деталях изучаемых процессов и явлений, выступающих порой в неявном виде, .

Приведем пример. Галилей много раз наблюдал, как раскачивается светильник в соборе. Сквозняки могли заставить колебаться светильник с различной амплитудой, но ему казалось, что период их колебаний остается постоянным. Как это проверить? Требовался какой-то эталон времени, а часов с секундной стрелкой тогда не было, Галилей воспользовался биением своего сердца. И он оказался прав: период был постоянным. Так было открыто свойство изохронности маятника.

Эта история демонстрирует сразу несколько качеств ученого. Во-первых, его наблюдательность и способность понять значение ничем не примечательного явления. Во-вторых, его особенность постоянно размышлять над проблемами своей науки. В-третьих, изобретательность ученого в отыскании средств решения задачи.

Научный работник должен обладать творческим воображением, Именно воображение предопределяет научный результат, когда фактический материал еще далек от того, чтобы служить основанием для строгого доказательства конкретных выводов. Воображение, опирающееся на широкий кругозор, на способность к аналогиям и ассоциациям, определяет возможность научного предвидения, позволяет выбрать оригинальное направление научного поиска.

Материализация идей и догадок зависит от способности исследователя к самостоятельности суждений. Самостоятельность творческого мышления может, по мнению академика П. Л. Капицы, развиваться в следующих основных направлениях: умение научно обобщить - индукция; умение применять теоретические выводы для предсказания течения процессов на практике - дедукция; и, наконец, выявление противоречий между теоретическими обобщениями и процессами, реально протекающими в изучаемом объекте - диалектика.

Ценным является способность к дивергентному, или, попросту говоря, гибкому мышлению, способность видеть один и тот же предмет в различных, порою неожиданных аспектах, способность видеть его включенным в различные ситуации. Шутливой иллюстрацией служит ответ Марка Твена маленькой девочке на вопрос, любит ли он получать книги в подарок ко дню рождения. «Видишь ли, милая,- отвечал юморист, - тут все зависит от того, какую мне дарят книгу.

Если у нее, например, кожаный корешок, то на нем неплохо править бритву. Если она тонкая, ее удобно подложить под ножку шатающегося стола. Старинную тяжелую книгу хорошо швырнуть в приставшую собаку, ну а большая книга вроде географического атласа прекрасная заплата вместо разбитого оконного стекла».

Научному работнику необходимо знание формальной логики. Парадоксы служат побудительными мотивами творчества, но не софизмы (см. Приложение 3). Еще отмечу два профессиональных качества, которые необходимо развивать работнику науки - умение выступать и умение писать. Новые научные идеи и результаты публикуются и обсуждаются. Они рецензируются на достоверность и отстаиваются иногда в бурных принципиальных дискуссиях. Выступающий должен абстрагироваться от деталей, от побочных ассоциаций, которые только затрудняют восприятие, и выделить главный стержень, главный результат, полученный в работе. В умении дать ясную трактовку сложным теоретическим построениям, вскрыть причину противоречивости экспериментальных данных, строго и просто изложить


основной аспект проблемы,- именно в таком умении находит свое проявление интеллект ученого.

Великий И. П. Павлов в письме к молодежи, посвятившей себя науке, прежде всего, желал последовательности, сдержанности и терпения. Второе - это скромность. «Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы утратите меру объективности.

Третье - это страсть. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека».

Интересны мысли члена - корреспондента АН СССР М.В. Волькенштейн об ученых: «Ученый - это человек, занимающийся научной работой, чьи мировоззрение и психология определяются его жизненной задачей, состоящей в раскрытии тайн природы, в нахождении гармонии в окружающем мире. Психология ученого специфична. Он мало восприимчив к утверждениям декларативного характера. Ученый может быть честен или нечестен, но во втором случае он обычно сознательно нечестен, ибо ему свойственно анализировать свои поступки. Трусость, эгоизм, зависть и злоба встречаются в ученом мире. Но «Гений и злодейство - Две вещи несовместимые. (А.С.Пушкин)».

Моральная деградация неизбежно сопровождается деградацией ума и таланта,

Понятие «ученый» в принципе предполагает высокие человеческие качества ,таккак истинная наука честна, светла и чиста . Ученый - это, прежде всего, патриот .

Он живет интересами своей страны, служит народу. «С точки зрения службы науки народу, - писал академик С. И. Вавилов, - никогда не следует забывать, что ее цель - возможно большая помощь государству и обществу». Достижения науки в настоящем техногенном обществе легко демонстрируются условиями жизни людей в современных благоустроенных квартирах. Сравните с жизнью людей всего лишь 200 лет назад по А.С.Пушкину: «В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит лучина перед ней». Экономические затраты на науку невелики. Одна только паровая машина дала обществу такую экономическую прибыль, сколько общество не израсходовало на науку за всё время своего существования.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 15 человек(а).

Вы молодой, подающий надежды ученый, который стремится изменить мир к лучшему? Или уже опытный человек, который интересуется тем, как работать более продуктивно? В любом случае, есть несколько ключевых моментов, которые помогут повысить продуктивность и внести клад в науку.

Шаги

Часть 1

Какие черты характера нужны ученому
  1. Любовь к науке и научным исследованиям. Пожалуй, это самое важное качество, которое будет мотивировать вас учиться и развивать свои идеи со страстью и любопытством.

    • Человеку любой профессии живется гораздо лучше, если, уходя с работы, он чувствует, что хорошо поработал.
    • Если вы любите науку и исследования, это уже огромный шаг к тому, чтобы стать успешным ученым. Важно лишь найти правильное направление и как можно больше работать.
  2. Экспериментируйте с новыми идеями. Значительная часть научных открытий – это результат кропотливой работы и удачи. Например, в открытии пенициллина Флемингом и открытии новых методов ионизации большую роль сыграла удача. Поэтому не бойтесь новых идей, ищите новые подходы к уже существующим идеям. Никогда не знаешь, где тебе повезет.

    • Часто открытия свершаются из-за случайности, когда кто-то замечает несоответствие и начинает упорно трудиться, чтобы выяснить, что не так. Ищите новые подходы к экспериментам.
    • Обращайте внимание на случайности, не игнорируйте небольшие несоответствия в результатах. Приложите усилия, чтобы понять, что произошло, ведь это может привести к великому открытию.
  3. Будьте терпеливы. Практически ни одно научное открытие не происходит сразу, вам нужно терпение, годы работы и сотни экспериментов, чтобы доказать свою гипотезу.

    • Важно уметь замечать крошечные детали и вести записи. Классификация полученной информации и внимательный анализ данных – это огромная часть вашей работы, поэтому нужно научиться правильно это делать.
  4. Анализируйте все факты, хороший ученый принимает результаты эксперимента такими, какие они есть, а не пытается подстроить под свою гипотезу. Важно принимать во внимание работы других ученых, ими нужно пользоваться в качестве ресурса.

    • У хорошего ученого не будет ложных результатов в экспериментах, к тому же, нужно с уважением относиться к другим ученым своей области, даже если их взгляды противоположны вашим.
  5. Будьте готовы к неудачам. Возможно, вам кажется, что ученые всегда успешны потому, что они лучшие специалисты в своем деле. Это, конечно, невероятно важный навык, но нужно помнить о возможности провала и быть готовым к такому стечению обстоятельств.

    • В современном мире научная деятельность не всегда получает финансирование, к тому же, может получиться так, что после долгих лет работы, вы так ничего не добьетесь. Важно быть готовым к неудачным экспериментам и тому, что придется потратить много времени на эксперименты.
    • Иногда время, потраченное на теоретическую часть, оказывается потерянным зря. Но через неудачи вы сможет развить творческий подход к научному исследованию и лучше подготовиться к тому моменту, когда ваши эксперименты покажут удачные результаты.

    Часть 2

    Улучшайте научные навыки
    1. Проникнитесь своими идеями. Хотя бы раз в день думайте о своем проекте, некоторые мысли могут быть совершенно бесполезны, но, возможно, у вас появится мысль, которая подскажет вам правильное решение.

      • Не стесняйтесь своих идей. У вас много конкурентов, поэтому не стесняйтесь своих идей, прикладывайте все усилия, чтобы развить их.
    2. Ставьте цели. Возьмите лист бумаги и составьте список целей, которые помогут вам реализовать ваш проект и развить ваши идеи.

      • Расставьте приоритеты. Возможно, в ходе исследования вы будете отклоняться от списка своих целей, но попробуйте сосредоточиться на этих целях, на экспериментах, которые помогут их достичь.
      • Как и любого другого человека, у вас есть часы и дни, чтобы принять решения, развить идеи, достичь целей. Научитесь использовать время с пользой, это поможет вам преуспеть в любой профессии.
    3. Сотрудничайте с другими учеными, развивайте прочные партнерские отношения. Одному очень трудно добиться успеха, посмотрите вокруг, найдите людей, которым сможете доверять и с которыми сможете работать.

      • Научитесь работать как самостоятельно, так и в команде. Работа в команде поможет вам построить свою карьеру и добиться успеха.
      • Научитесь представлять свой проект в кругах ученых, чтобы найти сотрудников.
      • Мало того, что создание прочных партнерских отношений с коллегами может оказаться очень взаимовыгодным, это так же даст вам стимул поддерживать и развивать свой проект.
    4. Ведите запись грамотно, в тишине и покое, чтобы вас ничего не отвлекало. Делайте небольшие заметки каждый день, записывайте удачи и неудачи. Привычка вести записи в дальнейшем поможет не только добиться успеха в экспериментах, но и, возможно, написать собственную научную книгу.

      • Важно иметь в виду опыты других ученых в вашей области исследования, вы можете узнать о них из научных статей или журналов. Будьте в курсе актуальных тем в области науки и подумайте, как вы можете опираться на работу других ученых.
    5. Развивайте ораторские навыки. Избегайте сухих и скучных разговоров, перечисления данных. Рассказывайте историю, которая не только информативна и полезна, но и интересна.

      • Можно начать обсуждение с причин, которые побудили вас заняться наукой, затем привести некоторые примеры удачных и неудачных опытов, а затем перейти к выводу, который побудит аудиторию узнать больше о вашей области исследования.
      • Хороший ученый должен уметь вести интересную и познавательную беседу с человеком другой профессии Поэтому демонстрируйте свой энтузиазм, но не выражайтесь слишком сложно.

Лауреат Нобелевской премии Дан Шехтман (Израиль) рассказал, какими чертами должен обладать хороший ученый, чтобы добиться успеха в своей области. Его советы могут быть очень полезны молодым ученым, студентам и школьникам Армении.

1. В первую очередь, по мнению Дана Шехтмана, чтобы стать успешным, ученый должен быть экспертом в своей сфере, иными словами, действительно хорошим ученым.

2. Хороший ученый должен также быть частью международного сообщества. По словам Нобелевского лауреата, нет такого понятия, как армянская или израильская наука - наука на самом деле международна, и потому хороший ученый должен обязательно быть частью международного сообщества, изучать работы других ученых, быть в курсе последних новостей.

3. Хороший ученый - признанный лидер в своей сфере. Другие ученые следуют за ним, изучают и цитируют его работы.

4. Хороший ученый совершает важные открытия, которые потом изучают и развивают его коллеги.

5. Хороший ученый умеет общаться. Он, по словам Дана Шехтмана, не должен безвылазно сидеть в своей лаборатории, он должен уметь общаться с миром, с другими людьми - как коллегами, так и ничего не знающими о науке. Хороший ученый может говорить так, чтобы его понимали. Он рассказывает людям о развитиях в науке, вызывает в них интерес, более того, он становится для них ролевой моделью, примером для подражания.

6. Хороший ученый сотрудничает с другими учеными, принимает участие в научных конференциях, работает в других лабораториях, приглашает других ученых к сотрудничество в своей лаборатории.

7. Хороший ученый знает английский. Вовсе не потому, что это хороший язык, а потому, что английский - язык науки, язык общения ученых.

«Хорошо, если Ваша работа выйдет на армянском или русском, но учтите, что мир не сможет ее прочесть. Нужно публиковаться на английском - в лучших научных журналах», - отметил ученый.

8. Уверенность в себе, в своих силах, уверенность, что можно решить любые задачи в своей сфере - другая важная для успешного ученого черта.

Напомним, что Дан Шехтман приехал в Ереван для участия в Нобелевских днях в Армении, вместе с другими Нобелевскими лауреатами - Адой Йонат (Израиль), Аароном Чехановером (Израиль), Джоном Робином Уорреном (Австралия) и Эй-Ити Негиси (Япония/США).

Напомним также, что впервые в рамках мероприятия «Нобелевские дни» с 12 по 16 апреля текущего года Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци принимает 5 Нобелевских лауреатов, которые выступят с открытыми лекциями по биохимии, физике и медицине, а также с лекциями о глобальных проблемах науки в мире.

Следите за на

Мухаммад ибн Хусайн аль-Аджири (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У учёного есть определенные качества и правила поведения в той или иной ситуации, которые прибавляются по мере роста его знаний ».

Один из шейхов тариката (сказал: «Дерево сгибается по мере величия и количества плодов на ней, также и учёные: когда знаний становится больше и больше, то и скромности и покорности Аллаху становится больше ».

Скромность – одно из сильных качеств не только учёного, а любого верующего человека.

Исламский ученый – это тот, кто понимает и знает религию Аллаха, решения и положения вопросов в Исламе. Ислам призывает к лучшему образу жизни и нормам поведения человека, а учёный обязан быть примером для верующих во всем, быть практикующим и соблюдающим каждый пункт прочитанного по мере его возможности, вдохновляя верующих и побуждая их на праведные поступки. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من ازداد علما ولم يزدد هدى لم يزدد من الله تعالى إلا بعدا

Смысл: «Тот, у кого прибавляются знания, но не усиливается следование (за знаниями), тот не приближается к Аллаху, а только отдаляется от Него ».

Когда обращаются с вопросами, алим должен проявить уважение к спрашивающему, выслушать его терпеливо, уделить время на разъяснение. Более того, даже если он занят молитвой, то должен ускорить её, чтобы решить вопрос верующего, как это делал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Алим должен не просто доносить религию Аллаха до людей без каких- либо комментариев и объяснений, а помогая спустить крыло милости для всех мусульман, не различая их по нациям и цвету кожи.

Не пристало ему надсмехаться над кем-то или над каким-то вопросом, и когда задают много вопросов или один и тот же вопрос повторяется, нужно отвечать на него так, как будто задают в первый раз, смиренно и развернуто.

Настоящий учёный не будет пустословить, вести бесполезный спор с глупцами, однако вести дискуссию на уровне знаний, без всяких оскорблений, криков и нецензурной брани не запрещено, дабы выявить истину.

Этика поведения ученного

Существуют определенные этические нормы поведения учёного, которые сформулировал Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Бидая». Так, они изложены в виде пожеланий в следующих пунктах, где Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллаха) пишет:

1) «Переносить с достоинством тяготы (в обучении учеников или в призыве на пути Аллаха).

2) Проявлять терпение во всех делах.

3) Сидеть почтительно, молча и с опущенной головой, выказывая смиренность перед Аллахом.

4) Не проявлять гордыню по отношению к простыми мусульманами, а наоборот, по отношению к гордецам и тиранам.

5) Проявлять смиренность и скромность в обществе людей и на маджлисах (религиозные собрания).

6) Оставить шутки и игры (кроме тех, в которых нет лжи, а также, если шутка уместна).

7) Милость к учащимся и терпеливость к высокомерным (то есть, тем, кто надменно задаёт вопрос, выдавая себя за знающего, хотя не является им).

8) Исправление заблуждающегося, наставление его красивым призывом, не гневаясь на такого человека.

9) Честно признаваться при незнании точного ответа на данный вопрос, а не пытаться из самолюбия выкрутиться, иначе среди людей начнутся споры и смута, каждый человек будет оспаривать своё мнение, ссылаясь каждый на свой источник.

10) Уделять полное внимание заданному вопросу, выслушать и вникнуть в суть без спешки и признаков недовольства и раздражения

11) Принятие доводов, которые приводят ему, если он не прав в каком- то вопросе, потому как следовать за истиной является обязательным.

12) Следовать за истиной, отказавшись от своего ошибочного мнения, если даже довод привёл менее знающий, чем он сам.

13) Остерегать учеников от вредных наук, например, от науки колдовства, астрологии и т.д.

14) Внушать ученикам, чтоб искали знания только ради Аллаха, а не ради корыстных целей.

15) Обучать и наставлять учеников, чтобы улучшали свои физические и духовные качества, а также заниматься вначале обязательными действиями, откладывая менее важные.

16) Чтобы наставлял учеников и самих себя, руководствуясь только истинными знаниями, прежде чем наставлять других людей.

17) Говорить истину везде и всюду».

18) Это основные этические правила для исламского учёного, чьё поведение и образ жизни должны соответствовать его знаниям, а отступление от них принижает его высокий статус наследника пророков.

Надо учесть, что существуют и ряд запретов для учёного. Так, он не должен:

1) Искать к себе уважение и почет среди людей ради мирских целей или личных нужд, например, чтобы восхваляли его или везде ему уступали дорогу, вставали при его появлении, иначе это – показуха, один из тягчайших грехов.

2) Гоняться за мирским богатством и продавать религию за деньги (то есть, не выносить неправедных решений в пользу богатого, правителя или притеснителя из-за страха или заискивания перед ним). Нельзя ходить к дверям правителей, то есть, льстить им.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أشد الناس عذابا عالم لم ينفعه الله بعلمه

Смысл: «Самое сильное наказание среди людей в День суда ждёт ученого, которому знания его не принесли пользу (не руководствовался знаниями )» (ат-Табарани, аль-Байхаки).

Упаси нас Аллах стать такими горе-учёными! Да смилуется над нами и нашими близкими Всемогущий Аллах!