Ребенок смягчает свистящие звуки. Твердых и мягких согласных звуков

3.7.1. Нарушения звукопроизношения

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш , ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют - ч , щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».

Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный: ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласные ш, ж, ц. После них может стоять буква - и, но при этом она читается как - ы: шина, машина, мыши, лыжи, цирк, цир куль и т. д.

Специфический дефект произношения мягких согласных заклю­чается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления дан­ного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояс­нить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зерка­лом различие в положении языка и побудить его воспроизвести уви­денное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребен­ком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно по­пробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и , а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п" , с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй - шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мяг­кий звук п-п" можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п" а ), апотом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими со­гласными (м " , ф", в").

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие со­гласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффек­тивными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ста­вится звук т" . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматичес­ки получить звук т" , в изолированном виде (т"т"т") или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механичес­кое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с по­мощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.


Аналогичным путем из слога ат получают слог ат". Такой способ постановки т" представляет собой не что иное, как выпол­нение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, сле­дует отказаться от механических средств и проделывать дальней­шие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т" в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д" от д и н" от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип обра­зования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем поряд­ке: ф", в", п", б", м " , с", з", р", л".

Что касается звуков к", г" и х" , то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (осо­бенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направ­ленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызы­вающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощре­ние.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ: Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков - выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков: По подражанию: необходимо объяснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, апа - апя, ап - апь, та - тя, ата - атя, ат - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ре¬бенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. Дополнительные приемы, ребенку предлагают: -длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; -при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п"], с некоторым придыханием; -перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь; -закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сливая их; -затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м"], [ф"], [в"]. МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ: -В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н]. Эти звуки произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"]. -Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога ат получают слог атъ. Такой способ постановки [т"] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т"] от [т]. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], [р"], [л"]. Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Использованы фрагменты презентации на тему: " Методическая разработка по логопедии

Встречаются только в группе согласных звуков имеющих твердую и мягкую пару

3 Основных вида

1. полное отсутствие в речи твердого согласного, замена твердого звука на мягкий. (стол – с`т`ол; дорога – д`ор`ог`а)

2. полное отсутствие в речи мягкого согласного и их замена на твердый (Фима – фыма)

3. недифференцированное употребление в речи твердых и мягких согласных. В речи ребенка наряду с правильной артикуляцией звуков существуют отклонения в сторону смягчения и наоборот. (весело – вес`ело; дом – дом`) ПРИЧИНЫ нарушение биологического слуха, расстройство фонематического слуха.

Дефект звонкости, глухости согласных (дефект озвончения, оглушения)

Данный вид дефектов затрагивает группу согласных звуков имеющих звонкую и глухую пару.

1.полное отсутствие звонких согласных и их замена на глухие (вода – фота). Этот вид дефекта следует отличать от нарушения голоса, при котором все звуки произносятся без голоса шёпотом

2.полное отсутствие в речи глухих согласных и их замена на звонкие (каска – газга) встречается реже, чем в пункте 1.

3.недифференцированное употребление в речи звонких и глухих согласных. При этом на ряду с правильной артикуляцией звуков встречаются отклонения в сторону и оглушения или озвончения (голова – голофа). ПРИЧИНЫ нарушение с биологическим слухом (тугоухость), нарушение фонематического слуха.

Дефекты произношения

Передне - язычных [Т], [Д], [Н] -> [Т`], [Д`], [Н`]

Встречается крайне редко и наблюдается в комплексе с дефектами других групп звуков. Искажаются по типу бокового и межзубного произнесения.

Звука [ j ]

Встречается крайне редко. Звук может отсутствовать (ёлка- олка), заменяться на [Л`], искажаться по типу бокового произнесения.

Заднее – язычных [К], [Г], [Х],[К`], [Г`], [Х`]

Встречаются крайне редко, очень редко эти звуки могут отсутствовать в речи. Искажаются звуки по типу бокового произнесения. Замены проявляются

[К]->[Т] [Г]->[Д] [Х]->[К]

[К`]->[Т`] [Г`]->[Д`] [Х`]->[К`]

КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

I этап подготовительный (для всех звуков)

На подготовительном этапе решаются задачи развития функции рече слухового и речедвигательного анализаторов.

Продолжительность определяется логопедом и зависит

    от возраста (мл >)

    от уровня и интеллекта развития (ниже >)

    от механизма (при мех дислалии >)

    является ли самостоятельным нарушением или симптом более сложной патологии.

Выделяются следующие направления работы

НАПРАВЛЕНИЕ

1. формирование умений и навыков и опознанию по дифференциации фонем в речевом потоке (начинается работа речеслухового анализатора)

    произносим необходимый звук, но не называем его

    соотносим это звук с неречевым звуком (Ш – песенка змеи)

    вырабатываем ассоциацию слышать звук и выделять на фоне других звуков, слогов, слов (есть звук хлопок)

    сформированный образ звука учим отличать от других акустически близких

На одном занятии отрабатывается пара звуков (от 2х до 5 занятий)

2. формирование артикуляторных умений и навыков (рече-двигательный)

Работа проводится в виде артикуляторной гимнастики. Предлагаются определенные упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляторных органов

    нижняя челюсть

    мягкое небо

Упражнения (проводятся четко, по требованию, под счет)

    в начале делаются перед большим зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения и движения логопеда и по необходимости исправить

    проводятся с индивидуальным зеркалом (ребенок должен видеть все свое лицо)

Цель гимнастики состоит в том, чтобы сложный для ребенка артикуляторный уклад нарушенного звука разложить на более легкие, простые элементы выполняемые на данном этапе. Затем объединить их и получить требуемый артикуляторный уклад.

При полиморфном нарушении применяются комплексные артикуляционные упражнения

При мономорфном нарушении применяются целенаправленные, только те, которые необходимо при постановке данного звука. Учитывается

      нормальная артикуляция

      характер дефекта

В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты артикуляции звука. Каждый элемент в отдельности, тормозятся неправильные движения, которые дифференцируются с нужными правильными.

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] - [п"], [р] - [р"] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким; слабость мышц языка;несформированность фонематических процессов;снижение физического слуха.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков: замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо - «мясо», пат - «пять» и т.д.);смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» - дем, «заяц» - зяяць, «тарелка» - тярелка и т.д.);смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков - выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па - пя, ма - мя, фа - фя, ana - апя, ама - амя, афа - афя и т.д.). Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, ana - апя, an - апь, та - тя, ата - атя, am - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п"], с некоторым придыханием; перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ;закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сливая их;затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м"], [ф"], [в"].В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"].Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога aт получают слог ать. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т"] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], [р"], [л"].Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

Вопрос 25. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ц]

Артикуляционный уклад : губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые края прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается на слух и артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

Недостатки произношения:

Межзубный

призубный [т]

Губно-зубной

Шипящий

Боковой

Постановке звука [ц] должна предшествовать постановка [с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам п прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произноcит [т] и [с]. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Для его укорочения предлагаем ребенку произнести обратный слог «атс». Если ребенку трудно удержать кончик языка внизу, применяют механическую помощь.

Вопрос 31. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’] Уклад органов артикуляции: губы разомкнуты и принмают артикуляцию следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Отличие [р’] состоит в том, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно, как при [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки вместе с корнем продвинута вперед.

Нарушение произношения :

веларный звук – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, вызывается беспорядочная, многоударная вибрация мягкого неба;

увулярный звук – вибрирует мягкий язычок;

боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка, воздушная струя выходит между боковым краем языка и коренными зубами, звук похож на [л];щечное произношение – щель образуется, как и при боковом, но вибрирует щека;одноударный (проторный) звук – отсутствие вибрации при правильном месте образования;двугубный [р] – образуется либо вибрацией обеих губ, либо без вибрации, когда слышится нечто вроде английского [w];

оглушонный звук.

параротацизмы: [р’], [л], [л’], [j], [г], [д] и др.