Спортивные игры в лагере. Подвижные спортивные игры Игры подвижные для детей до 7 ми


Наступила весна. А это значит, что лето совсем не за горами. Уже сегодня мы с ребятами стараемся гулять как можно чаще и дольше. И вот что я заметила. Современные дети как-то не очень играют вместе на улице. Может быть, это только в нашем дворе так. Но мне кажется, что тенденция-то общая. Если у вас не так, то напишите мне. Успокойте 8)

А я, для того, чтобы научить ребят играть вместе, стала собирать копилочку игр. Таких, в которые можно и даже нужно играть весной, летом и осенью. Особенно летом. И вот что у меня получилось.

Итак, вот они, мои любимые подвижные игры для детей 6-7 лет. Но, впрочем, и мой младший сын, которому будет только 3 года, тоже вполне может поучаствовать в этих играх.

  1. Песочница. Да, песочница может стать настоящим увлечением. Итак, каковы же основные правила игры в песочнице. Вообще, в песке играть можно всяко-разно. Главное, чтобы песочек был чистым и закрывался на то время, когда вы не играете. В песочнице можно строить куличики, замки и даже целые песочные баталии разворачивать. Например, можно построить целый город из песка. С подземными переходами, дорогами, домами. В-общем, насколько позволит фантазия. Для игры в песочнице могут понадобиться разные дополнительные игрушки: горшочки, лопаточки, грабельки, формы для песка, мельницы и многое другое.
  2. Гуси-Гуси. Это подвижная игра. Отлично подойдет в том случае, если детей несколько. Один из детей становится волком и встает по одну сторону площадки. Остальные дети – гуси. Они встают во другую сторону игровой площадки. Ведущий спрашивает гусей:
    — Гуси-Гуси…
    — Га, га, га…
    — Есть хотите?
    — Да, да, да.
    — Дак летите же домой.
    — Нам нельзя лететь домой. Там злой волк под горой. Зубы точит, съесть нас хочет.
    — Дак летите как хотите, только крылья берегите.
    И здесь дети бегут в укрытие (или на выбранную площадку), а волк пытается поймать гусей. Тот, кого он поймал, становится волком.
    Игра очень увлекательная. Детям нравится бегать, они визжат и радуются. Так что рекомендую эту игру для улицы.
  3. Велосипед. Велосипед – это отличный тренажер. И если ребенок маленький, то пусть просто учится кататься. И рулить. Поверьте, чтобы научиться рулить, потребуется достаточно много времени. По крайней мере, моим детям потребовалось много времени, чтобы понять принцип действия руля и научиться «держать дорогу». Если ребенок уже умеет кататься на велосипеде, предложите ему проехать круг, заехать в гору, съехать с горы, проехать по линиям, нарисованным мелком на асфальте. Наконец, можно предложить объехать какие-нибудь препятствия на детской площадке.
  4. Ляпки. Игра простая и в нее могут играть дети с самого раннего возраста. Один галит и старается заляпать (задеть) другого. В эту игру можно играть уже тогда, когда детей всего двое. И пусть себе бегают, ляпают друг друга пока не надоест.
  5. Прятки. Выбирают водящего. Как правило, с помощью считалочки. В следующем посте обязательно выложу считалочки, которыми пользуется мой старший сын и его друзья. Водящий закрывает глаза и считает до 5 или до 10. В это время остальные прячутся на условленной территории. Водящий ищет тех, кто спрятался. Следующим водящим может стать или первый найденный, или последний. Это как дети договорятся между собой.
  6. Мелки. Играть с мелками нравится всем без исключения детям. Моим детям точно нравится играть с мелками. Итак, что же можно поделать. Прежде всего, можно просто порисовать на асфальте. Это радует. Особенно весной, когда растаял снег и появился первый асфальт. Правда, надо найти чистый кусочек асфальта. И там уже рисовать. Можно нарисовать простые рисунки: цветочек, кошечку, собачку, машинку, горку, радугу и т.д. А можно и придумывать разные лабиринты и потом по ним ходить. Например, можно прочертить линию и постараться пройти по ней точно и ровно. Или игра в классики. Начертите поле для классиков и пусть дети тренируются, прыгают.
  7. Ниточка-Иголочка. Игра простая, но захватывающая. Дети выбирают иголочку. Это водящий. За ним все встают в линию. Это ниточка. Иголочка бежит, а ниточка за ней. Нужно постараться ниточке не запутаться, а пробежать точно также, как и иголочка. Можно играть командами. Тогда побеждает та команда, которая не потеряет ниточку.
  8. Кочки. Чертим линию с одной стороны и с другой стороны. Это два берега. Нужно по кочкам перебраться с одного берега на другой. Кочки можно нарисовать мелом на асфальте. Или можно кочки сделать из дощечек. Тогда по ним можно допрыгать до другого берега. Тот, кто оступился и попал в воду, выбывает из игры.
  9. Берег реки. Очень активная игра. Дети набегаются и напрыгаются вдоволь. Итак, чертится линия. Она делит поле игровое на две части: берег и реку. Напишите, где будет берег, а где – река. Ведущий (это может быть ребенок или взрослый) говорит «берег» или «река». И дети должны перебежать или на берег или на реку. Тот, кто запутался, выбывает из игры. Если дети на берегу и ведущий назвал берег, то надо просто подпрыгнуть на месте.
  10. Светофор. Подойдет в том случае, если одежда у ребят яркая и разноцветная. Чертим или оговариваем поле игровое. Это будет дорога. За чертой поля стоят ребята. В середине дороги стоит светофор (ведущий). Он называет цвет и те, у кого на одежде этот цвет есть, берутся за него и спокойно переходят на другую сторону дороги. А если цвета не оказалось, то нужно быстро перебежать дорогу. А светофор будет ловить нарушителей. Тот, кого поймали, становится светофором. При этом за черту, за дорогу, нельзя выбегать.
  11. Змейка. Игра на самом деле похожа на игру в «ниточку-иголочку». Точно также водящий становится змейкой, а остальные – туловищем. Только в этом случае все должны держаться друг за другом. Тот, кто отцепился при беге, выходит из игры. А голова змеи должна круто менять направление и совершать разные действия, чтобы тело отцепилось.
  12. Дай руку. Определяется территория для игры. За нее выходить и выбегать нельзя. Ведущий и дети ходят по этой территории. Потом ведущий называет какое-нибудь оговоренное слово и начинает ловить детей. Дети должны найти себе пару и взяться за руки, и повернуться лицом друг к другу. Тогда их не поймают. Можно ловить только того, кто не нашел пары себе. И тогда этот ребенок становится ведущим.
  13. Полоса препятствий. Просто придумывается полоса препятствий. Это можно сделать на детской площадке. И пусть препятствий будет побольше. Это только не пользу. Дети делятся на команды и чья команда пройдет полосу препятствий быстрее остальных, та и выиграет. Только выбирайте безопасные для детей препятствия.
  14. Делай как я! Выбирается ведущий и становится в центр круга. Дети встают по кругу. Ведущий показывает движения, а все остальные должны повторить его. Тот, кто ошибся, или выбывает из игры, или становится ведущим.
  15. Сова. Дети выбирают сову и место для нее (гнездо). Сова уходит в гнездо, а ведущий (взрослый или ребенок) говорит: «День наступает, все расцветает». Все дети начинают ходить по площадке. Будет лучше, если каждый ребенок придумает для себя роль животного или птицы и будет изображать это животное. Потом ведущий говорит: « Ночь наступает, сова прилетает». В это время сова выходит (вылетает) из гнезда, а дети замирают (засыпают). Сова гуляет между детьми и смотрит. Если кто из детей шевельнулся, она его берет за руку и уводит как добычу в свое гнездо. Побеждает тот, кого ни разу не уводили.
  16. Съедобное – несъедобное. Ведущий берет мяч. Напротив ведущего все остальные дети. Ведущий кидает детям по очереди мяч и называет существительные. Если это несъедобные предметы, то ребенок должен отбросить мяч обратно. Если съедобный предмет был назван, то ребенок должен поймать мяч. Игра веселая. Побеждает тот, кто ни разу не перепутал съедобные и несъедобные предметы.
  17. Футбол. Эта игра популярна сегодня. Ее знают и любят многие дети. С маленькими детьми можно просто погонять мяч по полю. И потренироваться попадать в ворота. Если соберется команда, то можно поиграть в настоящий футбол. Или потренироваться в разных футбольных трюках.
  18. Веселая Эстафета. Просто придумайте соревнования для детей. И пусть они будут командными. Обязательно включите в соревнования: перетягивание каната, бег в мешках, конкурсы с мячом. А так, можно устраивать любые конкурсы и соревнования друг с другом. Детям от этого будет только веселее.
  19. Мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями очень захватывающие. Вы можете просто пускать мыльные пузыри. А можно и устроить конкурсы: самый большой пузырь, самый маленький пузырь, у кого больше всего пузырей. Кто поймает пузырь и не лопнет его. Чей пузырь дольше всех не лопнет. Можно пускать гигантские пузыри. В интернете можно найти и рецепты таких пузырей и способы их приготовления.
  20. Лазилки и качели. Вот где можно разгуляться-то. Но надо смотреть на то, насколько безопасны все эти качели и лазилки. Родителям сначала нужно проверить территорию на предмет безопасности, а потом уже разрешать ребенку бегать, ползать и лазить по всем снарядам. Поэтому лазилки и качели – это очень весело и интересно, но только в том случае, если это еще и безопасно для здоровья детей.
  21. Кораблики. Весна в самом разгаре. Летом будут идти дожди. Поэтому можно научиться уже сегодня делать кораблики. Кораблики можно делать из бумаги. Корабликом может стать и листик, или веточка. Главное, чтобы ручеек был достаточно сильным и можно было устроить гонку кораблей.

Тир из воздушных шаров

На длинном шнуре, на некотором расстоянии друг от друга, подвешены разноцветные воздушные шары, внутри них - бумажка с названием приза, который получит стрелок, попавший в воздушный шар.

Дети становятся на небольшом расстоянии от воздушных шаров и бросают в них стрелочками с липучкой. Шарик, в который попадает ребёнок, лопают, и победителю вручается приз в соответствии с надписью на бумаге.

Банановые бои

Для данной игры необходим следующий реквизит - два больших поролоновых банана, обтянутых жёлтой тканью.

На полу чертится мелом круг размером с гимнастический обруч. В круг становятся два человека друг против друга, им даются в руки большие поролоновые бананы. Задача игроков - биться этими бананами и наступательными движениями вытеснять противника, чтобы тог покинул круг. Кому удастся сделать это, тот и является победителем бананового поединка.

Гонки на мячах-прыгунках

Мячи-прыгунки - это любимая забава детей. Задача данного конкурса - проскакать верхом на мяче-прыгунке от старта до финиша и от финиша до старта. Этот конкурс может проводиться как среди команд, так и индивидуально.

Детский боулинг

На некотором расстоянии от начерченной на полу линии устанавливаются треугольником разноцветные кегли. Выбирается 4-8 человек участников. Детям дают по 3 цветных не очень больших мяча, они должны этими мячиками сбить как можно больше кеглей. Кому это удастся, тот и является победителем детского боулинга.

Детский бокс

Для данного конкурса необходимы: детские боксёрские перчатки и такая же боксёрская груша. Груша подвешивается на шнуре на специально подготовленных планках. Выбираются 4-8 участников, они должны за одну минуту нанести наибольшее количество ударов. Учитываются только удары, нанесённые по груше, другие в счёт не идут. Кому это удастся, тот считается победителем детского боксёрского турнира.

Дартс - любимая забава

На стене или щите подвешивается мишень, которую называют дартс. Выбирают 2-10 участников. Им дают специальные шарики и стрелочки. Задача предельно проста: с 2-4 попыток игроки должны выбить наибольшее количество очков. Все очки суммируются, и игрок получает приз-сюрприз.

Скачки

Это скачки на лошадках-палочках. Выбираются две команды от 4 до 8 человек в каждой. Игроки должны скакать на лошадке- палочке от старта до финиша и от финиша до старта. Кто сумеет это быстрее всех сделать, тот и будет являться победителем весёлых скачек. Все участники команды получают призы.

Палочки-моталочки

Для данной игры необходим следующий реквизит: палочки с прикреплёнными на них лентами длиной 2 метра. В конкурсе несколько этапов; выбираются по двое участников. Их задача - пока звучит весёлая музыка, намотать ленту на палочку. Кто быстрее сумеет справиться с этим заданием, тот и станет победителем весёлого соревнования и получит приз.

Шустрые самокаты

Данное соревнование может проводиться в несколько этапов:

1-й этап - проехать от старта до финиша и обратно на самокате. Кто быстрее?

2-й этап - ехать от старта до финиша и обратно, объезжая препятствия, расставленные на пути следования: кегли, кубы, игрушки и т. д.

3-й этап - проехать от старта до финиша и от финиша до старта вместе с пассажиром - мягкой игрушкой. Кто быстрее и - самое главное - аккуратнее это проделает?

4-й этап - проехать от старта до финиша и обратно, делая под музыку незамысловатые фигуры. Кто окажется изобретательнее?

5-й этап - проехать от старта до финиша на самокате, а от финиша до старта просто катить самокат за руль. Кто быстрее?

Программа весёлого ралли радиоуправляемых машинок «Я и моя машинка»

1-й этап - прогнать машинку от старта до финиша и от финиша до старта. Кто быстрее сможет пройти этап со своей любимой радиоуправляемой машинкой?

2-й этап - машинка должна проехать змейкой между кеглями от старта до финиша и назад. Кто быстрее?

3-й этап - фигурная езда по всему залу или площадке. Кто лучше всего управляет своей любимой машинкой?

4-й этап - езда по всему залу под музыку. Фигурное катание для машинок. Кто окажется изобретательнее?

5-й этап - проехать от старта до финиша, преодолевая различные препятствия (горки, барьеры и т. д.). От финиша до старта ехать по прямой линии. Кто быстрее и аккуратнее?

6-й этап - езда машинок под верёвочкой, которая каждый раз опускается всё ниже и ниже. Кто окажется шустрее и не заденет верёвку?

7-й этап - прикрепить к радиоуправляемой машинке пассажира (мягкую игрушку) и проехать от старта до финиша и от финиша до старта с пассажиром. Кто быстрее и аккуратнее?

8-й этап - езда с грузом от старта до финиша, туда и обратно. Привязать к радиоуправляемой машинке небольшой лёгкий груз. Кто сумеет лучше справиться с этим заданием?

9-й этап - праздничный кортеж. Проехать от старта до финиша и от финиша до старта с привязанным к ней небольшим ярким воздушным шариком. У кого шарик останется целым, тот и победит на этом этапе.

10-й этап - езда в тандеме. Прогнать от старта до финиша, туда и обратно по две радиоуправляемые машинки. Кто сумеет лучше всего это сделать попарно?

11-й этап - под музыку ездить попарно по всему залу. Кто сумеет сделать это лучше всех?

12-й этап - проехать от старта до финиша и от финиша до старта задом наперёд. Кто сумеет это лучше и быстрее всех сделать?

13-й этап - ехать от старта до финиша, подталкивая перед собой небольшой лёгкий мячик. Это своеобразный автомобильный футбол. Кто умеет играть в такой необычный футбол? Попробуйте!

14-й этап - проехать от старта до финиша, туда и обратно по коридору, сооружённому из разноцветных кубиков. Задача игрока состоит в том, чтобы не нарушить стенки «кубикового» коридора.

15-й этап - проехать от старта до финиша и назад по начерченным на площадке большим кругам.

16-й этап - проехать от старта до финиша на время. И также обратно. Кто сумеет затратить на данное задание минимальное количество времени?

17-й этап - с флажком со своей эмблемой на радиоуправляемой машинке доехать до финиша и укрепить свою эмблему на финише. Дальше ехать просто по прямой линии. Кто сумеет быстрее всех укрепить свою эмблему на финише?

18-й этап - проехать от старта до финиша и от финиша до старта по чёткой прямой линии, не сворачивая. Кто сумеет справиться с этим на первый взгляд лёгким заданием?

19-й этап - проехать от старта до финиша и от финиша до старта, делая разные повороты и зигзаги. Кто сумеет это проделать?

20-й этап - проехать от старта до финиша через расставленные по пути следования небольшие яркие воротца. Главное состоит в том, чтобы не сбить их. Обратно ехать так же.

При классическом варианте игры ведущему завязывают глаза, а остальные игроки хлопками привлекают его внимание. Ведущий должен поймать кого-нибудь и узнать, кто это.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается ведущий, которому завязывают глаза. По кругу пускают колокольчик, а задача ведущего – поймать человека с ним. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Еще один вариант жмурок – игра «ПМЖ».
Ведущий с повязкой на глазах про себя произносит три слова: «Полуживой, мертвый, живой», участники говорят ему «Стоп!».
Если они остановили его в момент, когда он произносил первое слово, то должны прыгать на одной ножке, второе – замереть и не двигаться с места, третье – игра развивается по правилам классических жмурок.

Все дети садятся рядом, сомкнутые ладошки на коленях, ведущий поочередно подходит к каждому, вкладывает свои ладошки с зажатым кольцом в ладошки играющих, и кольцо незаметно для других остается у одного игрока.
Когда ведущий обойдет всех играющих, он должен крикнуть: «Кольцо, кольцо, выйди на крыльцо!».
Тот, кому досталось кольцо, бежит к ведущему, а сидящие рядом пытаются его поймать.

Игроки садятся в тесный круг, ноги вытягивают и слегка сгибают в коленях.
Под коленями друг другу быстро передается игрушка.
Все сидящие повторяют одно и то же движение, как будто передают ее.
Задача ведущего – поймать игрока, не успевшего тайком передать игрушку.
Еще один вариант игры – с поиском предмета, когда игроки передают друг другу за спинами яблоко или огурец, то есть то, что издает громкий звук при откусывании.
Для этого все становятся в круг, руки держат за спиной.
Ведущий – в центре. Когда он не смотрит, игроки стараются откусить кусочек.
Цель ведущего – определить, у кого в данный момент находится огурец. Для этого он подходит к подозреваемому участнику и говорит: «Руки».
Тот должен показать обе руки.
Если огурец у этого участника, он становится новым ведущим, а прежний ведущий занимает его место.

Из разноцветного картона сделайте три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы.
Когда взрослый поднимает зеленую ладонь, можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь означает, что можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал красной ладони дети должны замереть на месте, молчать и не шевелиться.
Заканчивать игру следует красной ладонью.

Все дети становятся в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики.
Детям сообщаются ПРАВИЛА ИГРЫ: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногами или руками.
Если участники успешно следуют правилам игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей.
Игроки стараются установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу.
Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.
Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Все под музыку передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоя на одной ноге, руки в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу).
На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Дети раскачиваются из стороны в сторону, кружатся в такт музыке и словам:
«Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Морская фигура, замри!».
Услышав последнее предложение, играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки, и не шевелиться.
Ведущий отмечает красивые фигуры.
Автор самой лучшей становится ведущим.

Игра проводится в кругу.
Инвентарь – стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, есть часы и т. д.)».
Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время ведущий старается занять свободное место.
Участник игры, оставшийся без стула, становится ведущим.

Игроки становятся друг за другом и берут соседа за плечи.
Первый участник – «голова» дракона, последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно.
Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом.
Теперь они – «сросшиеся близнецы».
Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки.

Игроки разбиваются на пары.
Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами.
Первый, поводырь, сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться.
Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку.
Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия.
Затем траектория и скорость движения увеличиваются.
Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.

По сигналу ведущего все кладут на голову большие, чуть меньше человеческой головы, кольца и стараются не уронить их, выполняя при этом движения, которые показывает взрослый.
Другой вариант игры. Игроки кладут на голову пластмассовые кольца и начинают хаотично передвигаться по отведенному пространству, слегка подталкивая друг друга.
Игрок, ни разу не уронивший кольцо, выигрывает.

Дети должны уместиться все вместе на скамейке ограниченной площади или на любой другой возвышенной поверхности (например, на нескольких стульях), задача каждого участника – поддержать другого, а не устоять самому.

На пол кладут кружки разного цвета. У каждой команды свой цвет.
По сигналу взрослого команды бегут собирать кружки своего цвета, подсчитывают их и записывают число на своем листе бумаги.
Побеждает самая быстрая команда, правильно подсчитавшая кружки.

Для того чтобы у малыша не развилось плоскостопие, вы можете предложить ему несколько забавных упражнений в игровой форме.
Сядьте вместе на пол, снимите обувь и носки, разомните пальцы ног. Попробуйте взять ногой маленький мячик, камешки, пластмассовые игрушки, ручку или карандаш.
Когда у вас это получится, поиграйте в перекатывание и перебрасывание мячика друг другу.
Интересно, а сможете ли вы быстро надеть носок, помогая пальцами другой ноги?

Участники становятся спинами друг к другу, сцепляются локтями. Получается пузырек.
Все начинают двигаться, желательно не сталкиваться с другими пузырьками, иначе они лопнут и выйдут из игры.
Второй вариант игры: образуются пузырьки разной величины – по два, три человека.
Если столкнулись два одинаковых пузырька, они отталкиваются и летят дальше, если столкнулись большой и маленький пузырьки, то маленький проникает внутрь большого.
Игра заканчивается, когда образуется один большой пузырек.

Все дети – рыбы, один из них – хищник.
Когда взрослый кричит: «Корабль!», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит: «Шторм!» – у другой, а при слове «Хищник!» начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает всех ловить.

Участники с панцирем (подушкой, сдутым шариком или мягкой игрушкой на спине) движутся к берегу, до финишной линии, и возвращаются обратно в море.
При слове «чайка» все должны отправиться в укрытие, к заранее оговоренному месту.
Те, кто в процессе потерял панцирь, доползают до него, кладут на спину и спешат в укрытие, пока чайка (мама) не вылетела на охоту.
Черепашки, угодившие в лапы к хищной птице, один тур отсиживаются или становятся ведущими, чайками.
В другом варианте этой игры черепаха (ведущий) кладет яйца (камешки) в центр круга, сооруженного из веревки или начерченного на земле.
Игроки (чайки) пытаются украсть яйца и при этом не попасться черепахе.
Пойманный игрок становится черепахой и занимает место ведущего.

По залу летают «колючки» (это дети бегают и танцуют под музыку).
Когда ведущий говорит: «Ветер», колючки начинают слипаться друг с другом с помощью рук.
Когда ветер стихает, они летают слипшиеся, то есть не разъединяя рук.
Игра заканчивается, когда образуется одна большая колючка.

Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего.
Когда он говорит: «Врассыпную!», все разбегаются.
А услышав слова:
«У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та,
Знают все свои места»,
бегут и строятся в новом направлении, заданном взрослым.
Нужно выстроиться за минимальное количество времени.

Игроки встают в колонну, количество человек – не больше шести.
Первый и последний игроки держат в руках концы скакалки или веревки.
По команде ведущего оба проводят ее под ногами остальных участников.
После этого первый становится последним, второй первым, игра продолжается, пока первый игрок не встанет на свое место.

Играют две команды, одни беглецы, а другие ловцы.
Члены первой команды отбивают лаптой (деревянная палка) маленький мяч, который подает один из игроков противоположной команды.
У каждого игрока три попытки; исчерпав их, он должен добежать до противоположного конца поля и вернуться обратно (сделать это можно во время броска одного из членов своей команды).
Ловцы должны завладеть мячом.
Если они поймают его на лету, то автоматически становятся беглецами, а если мяч ударится о землю, они должны взять его и попробовать осалить игроков, перебегающих поле.
За границами поля салить нельзя.

Ведущий стоит в кругу, а остальные – за его пределами. Они впрыгивают внутрь, потом выпрыгивают.
Ведущий старается словить детей, коснувшись рукой тех, кто в кругу.

Ведущий устанавливает кегли или пирамиду из кубиков. В руках у каждого участника мяч.
Игроки по очереди бросают мячи, стараясь разбить пирамиду. Как только она сбита, ведущий устанавливает ее снова и бежит за черту, с которой бросали мячи.
Остальные дети тоже должны схватить свои мячи и забежать за черту.
Игрок, прибежавший последним, становится ведущим.

На большом участке с кустарниками и деревьями, пока ведущий считает до ста, игроки маскируются и прячутся от него.
По сигналу они начинают приближаться к ведущему, так, чтобы не обнаружить себя.
Задача ведущего – не сходя с места, найти невидимок.
По второму сигналу взрослого все обнаруживают себя, человек, находящийся ближе всех к ведущему и не найденный им, считается победителем.

Всем завязываются глаза, взрослый дает указания: «Вперед, назад, два шага вправо» ит. д.
Через какое-то время он велит идти к призу.
Тот, кто правильно выполнял указания и первым нашел приз, получает его в подарок.

Ведущий свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление.
Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.

Ведущий просит кого-то из детей, находясь на расстоянии 6 метров и не используя звуков, позвать одного из участников.
Для этого нужно показать буквы имени с помощью рук, ног и всего тела.
Оценивается то, как быстро ребенок справится с заданием.

Дети образуют два круга.
Внешний круг – это клетка, а внутренний – птицы.
Круги соединяются по принципу обручальных колец.
Под музыку птицы проходят под руками детей, образующих клетку. Когда музыка смолкает, клетка захлопывается и птички, попавшие в клетку, переходят в другую команду.
Игра продолжается, но теперь круги меняются ролями.
Через какое-то время можно посмотреть, чей круг стал больше.

Для игры понадобится маска волка и красный головной убор.
Волк ловит только того, на ком он надет.
Шапку носит не один и тот же игрок: дети перебрасывают ее друг другу.
Играющий, в руках которого оказалась «красная шапочка», обязательно должен надеть ее и только после этого решить, оставить ее у себя на какое-то время или перекинуть следующему.

Необходимо с завязанными глазами отойти от мяча на десять метров, потом разбежаться и попробовать ударить по нему.
Выполнить это довольно сложно, зато зрителям скучать не придется, так как очень смешно наблюдать, как ребенок, уверенный, что знает, где лежит мяч, рассекает ногой воздух.

Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка.
Ведущий находится в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться.

Играющие встают друг за другом парами (обычно мальчик и девочка), берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.
Игрок, которому пара не досталась, идет к «истоку ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.
Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.
Чем больше участников, тем веселее игра.

Старинная игра может прекрасно развлечь вас на перемене в школьном дворе.
На площадке чертится коридор шириной до 1 метра.
«Ров» можно начертить и зигзагообразно, где-то уже, где-то шире. Во рву располагаются двое ведущих, они волки.
Все остальные играющие – зайцы.
Маленькие зверьки стараются перепрыгнуть (перебегать нельзя) через ров и не оказаться пойманными.
Волки могут ловить зайцев, только находясь во рву.
Вот и все правила, а варианты придумывайте сами.

Для игры требуется крепкая веревка длиной 2-3 метра и два небольших камешка.
Двое игроков берутся за концы веревки и расходятся, натягивая ее.
На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек.
По сигналу каждый старается, перетянув противника, достать свой камешек.

В эту японскую игру могут играть четыре человека и более.
Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с островками и мысами.
Три человека становятся лягушками и сидят в воде, не имея права выбраться на сушу.
Аист должен ходить по берегу и пытаться поймать лягушек.
Аист имеет право прыгать с острова на остров, но не может заходить в воду.
Последняя пойманная лягушка становится аистом.

Количество игроков в данной игре – от десяти человек.
Участники должны разделиться на две равные по количеству человек команды и выбрать капитана.
Затем команды становятся на площадке в длину друг напротив друга.
Капитан должен направить одного человека в разведку, а разведчик, в свою очередь, должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно.
Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду.
Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот.
Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий.
Всем игрокам присваиваются порядковые номера.
Ведущий держит косынку и выкрикивает номера.
Дети, чьи номера он назвал, бегут к нему.
Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.
Через определенное время баллы подсчитываются и выявляется команда-лидер.

В этой игре могут участвовать пять или более человек.
Играть в «Беляка» можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар и встать вокруг него, держась при этом за руки.
Игра начинается, каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара.
Если прикосновение действительно было, участнику засчитывают штрафное очко.
Выигрывает тот, кто ни разу не коснется шара.

Игроки чертят себе домики, а ведущий остается «бездомным».
Все хором кричат: «По домам!» – и разбегаются по своим местам.
«Бездомный» обращается к одному из игроков: «Ты продаешь яйца?».
Тот отвечает: «Я – нет, а он, может быть, продает» – и указывает на товарища, к которому и направляется «бездомный».
Тем временем игроки должны поменяться местами. Если ведущий успевает занять чужой дом, то он становится его хозяином, а оставшийся – ведущим.

В этой игре могут участвовать десять и более человек.
Сначала среди игроков необходимо выбрать ведущего.
После этого игроки встают в круг, а ведущий с платком обегает его два раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок и продолжает бежать.
Суть игры заключается в том, чтобы игрок, до которого дотронулся ведущий, поднял платок, обогнал ведущего и вернулся на свое место.
В этом случае он побеждает.
Если игрок не успеет обогнать ведущего он проигрывает и занимает его место.

Играют от шести человек.
Для игры требуются два маленьких платка.
Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10 метров.
Руки держат за спиной.
Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок.
Затем ведущий говорит: «Дай платок!».
Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посередине у боковой линии.
Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает для своей команды очко.
Выигрывает команда, у которой больше очков.

Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4 метра одна от другой.
Игроки делятся на две команды и становятся шеренгами лицом друг к другу за параллельными линиями.
Вызвавшийся по собственному желанию игрок от одной из команд с криком бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку.
Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию.
Если он перетянет его, то делает своим пленником и ставит позади себя.
Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится за спиной своего победителя.
Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию.
Особенно стремятся перетягивать того, у кого есть пленник, чтобы в случае победы освободить его.
Так команды по очереди высылают своих игроков.
Для перетягивания можно выбирать любого игрока противоположной команды, никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.
Тянуть можно лишь одной рукой, не помогая второй.
Освобожденный пленник возвращается на свое место в команде.

Для игры необходимо небольшое одеяло – корабль.
Все дети являются матросами, а один ребенок – капитаном. Он любит свой корабль и верит в своих матросов.
Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу: быть в центре корабля и в момент сильной качки громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», «Стоп машина!» и «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов.
Затем все берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль.
По команде ведущего «Буря!» качка усиливается.
Капитану напоминают о его задаче.
Как только он громким голосом прокричит все команды, корабль спокойно опускается на пол и матросы забираются на одеяло – корабль спасен.
Если капитан внимательно слушал задание, он с легкостью справится с ним и спасет свое судно.

Чем больше участников, тем интереснее игра.
Два участника – рыбки. Остальные становятся по парам лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки – это сеть.
Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленным руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут.
Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью.
Процесс смены ролей повторяется два-три раза.

Эта игра – еще одна разновидность догонялок со стихотворным началом. Хорошо подходит малышам во время прогулки.
Все встают в круг, берутся за руки.
Медвежонок сидит внутри с закрытыми глазами.
Все хором повторяют слов и медленно движутся к центру круга.

Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он не опасен,
Будьте осторожны.
Вы такому шалуну
Не верьте никогда,
Если он проснется,
Бегите кто куда.

Медвежонок по окончании стишка неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
Тот, кого поймали, становится медвежонком.

Белоус О.И., воспитатель МБДОУ д/с №30 ст.Ленинградская Ленинградский р-н

1. Заводила

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.

2. Мышеловка

Играющие делятся на 2 неравные подгруппы: меньшая (например: 2 человека) образуют круг - «мышеловку», остальные «Мыши», находятся за кругом. Играющие - «мышеловка» - берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. «Мыши» начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из не?. Дети, образующие «мышеловку»произносят слова:

Как нам мыши надоели,

Все? погрызли, все? поели

Мышеловку мы поставим

И бежать вас всех заставим!

При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» «захлопывается». Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг, в «мышеловку».

3. Часовой

«Часовой» - садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Педагог показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.

4. Дружно по дорожке

На полу комнаты цветным шнуром, обозначается линия. Мама с ребёнком становятся друг за другом в начале линии. Мама предлагает малышу "погулять по дорожке ". При этом произносит слова:

Дружно по дорожке,

дружно по дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два -

Шагают наши ножки.

По кочкам, по камешкам,

По кочкам, по камешкам...

В ямку - бух!

Ребёнок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова "по кочкам "они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, руки на пояс; на слова "в ямку - бух! "присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: "Вылезли из ямки ", ребёнок вместе с ней встаёт на ноги.

5. Самолёты

На полу комнаты шнуром выкладывается круг - это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолёты. Затем она произносит:

Самолётики летят

И на землю не хотят,

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

Самолётики, которых изображают ребёнок и мама, расставив руки в стороны, начинают "летать"за пределами круга. Через 30 секунд мама говорит:

Вдруг летит большая туча,

Стало всё темно вокруг.

Самолётики - свой круг!

После этих слов мама и ребёнок бегут по кругу - "самолётики садятся на аэродром ".

6. Котик к печке подошёл

Мама и ребёнок берутся за руки, образуя кружок. Мама читает стихотворение, показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребёнок.

Котик к печке подошёл,

Котик к печке подошёл,

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Горшок каши он нашёл,

Горшок каши там нашёл,

(Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи!

(Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши)

Пироги в печи пекутся,

(Выполняют наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх)

Они в руки не даются.

(Выпрямляются, прячут руки за спину)

Для этой игры понадобятся воздушные шарики и легкие взрослых. Надуйте несколько воздушных шариков. Дайте задачу игрокам, чтобы шарики всегда летали и не опускались на пол. Пусть они на них дуют или подкидывают руками.

8. Дуй на шарик.

Еще одна игра с воздушными шариками. Надувается то количество шариков, сколько будет игроков. Дети становятся в линию и каждому дается шарик с именем игрока. Задача - дуть на шарик до финиша. Побеждает самый первый. Эта игра отлично разрабатывает легкие детей, поэтому в нее можно играть как можно чаще и не только в детском саду, но и дома.

9. Оденься.

Это командная игра. Поделите детей поровну на две команды. Положите на два стула по одной кофте и шапочке. Каждый из игроков по сигналу должен подбежать к стулу и надеться. Оделся, разделся и отходит в сторону. Дальше подбегает следующий игрок и проделывает то же самое. Побеждает та команда, в которой быстрей наденутся все игроки. Такая игра больше подходит для средних и старших групп, так как малыши вряд ли сумеют сами надеть кофту или другую одежду.

10. Валенки.

Как мне кажется, такая подвижная игра подойдет и для младших групп. Опять же детей делят на две команды. Каждой команде дают по паре валенок и не простых валенок, а взрослых. Дети должны в них умещаться прямо в своей обуви. Так же, детям дают по одному флажку. Перед каждой командой ставится стульчик на расстоянии приблизительно 5 метров. Первые игроки из команды должны добежать до своего стульчика, обойти его по кругу и вернуться назад, передав флажок следующему игроку. Побеждает команда, в которой последний игрок первым закончил данную эстафету.

Эта игра с мячом на ловкость рук. Больше подходит для средней и старшей группы. Дети становятся в круг и кидают мяч друг другу. Самый неловкий игрок, не поймавший мяч, наказывается. Наказание - стоять на одной ноге и ловить мячик. Если он не поймает мячик, то его наказание утяжеляется - стоять на одном колене. При следующей неудаче ему нужно будет встать на два колена. Но если наказанный игрок поймает мячик, то ему прощаются все предыдущие неудачи.

12. Обгони.

Эта подвижная игра в детском саду на выносливость. Детей выстраивают в прямую линию. При этом они должны сесть на корточки, а руки держать на боках. Задание - необходимо допрыгнуть до финиша, например, до противоположной стены. Побеждает тот, кто первым допрыгнет. А все кто споткнется во время забега, выходит из игры.

13. Вороны и воробьи.

В этой игре детей делят на две команды. Одна команда называется воробьи, другая - вороны. Воспитатель объясняет каждой команде задачу. Например, команда «воробьи», как только их назовут должна лечь на пол, а команда «вороны» встать на стульчики. Все движения выполняются быстро. Тот, кто перепутал, выбывает из команды и игры. Побеждают те, у кого на конец игры осталось больше игроков в команде.

14. Надень шляпу.

Это очень веселая игра под музыку. Дети встают в круг. Воспитатель включает музыку и дает им женскую шляпку. Дети передают ее между собой. Воспитатель неожиданно останавливает музыку, и игрок у кого шляпка оказалась в руках должен быстро надеть ее на голову и пройтись по кругу женской походкой. Если он замешкался, то выбывает из игры. Кстати, вместо женской шляпки можно воспользоваться ковбойской или военной фуражкой. Тогда здесь нужно будет изображать ковбоя или солдата.

Из детей выбирают двух самых ловких. Их задача, поймать других игроков. Для этого они должны взяться за руки, чтобы получился круг (кольцо) и ловить других детей этим кольцом. Пойманный игрок отходит в сторону.

16. Рыбалка.

Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

17. Елочка.

Такая игра подходит для детских новогодних утренников. Воспитатель говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие и тонкие. При слове «высокие» игроки поднимают руки вверх, «низкие» - приседают и опускают руки, «широкие» - расширяют круг, «тонкие» - сужают круг. В следующий раз воспитатель говорит эти слова не по порядку, а в разброс, пытаясь запутать детей.

19. Звери.

Подвижные игры в детском саду должны быть не только на ловкость, но и на внимательность. Например, игра «Звери». Дети выбирают своего водящего, который будет играть роль Совы. В обязанности совы входит только охота. Все остальные дети - лесные зверята. Воспитатель говорит «день». Игроки начинают бегать по комнате и веселиться, но со словом «ночь» они замирают, и на охоту выходит сова. Каждый, кто шелохнется или издаст какой-нибудь звук, делается добычей совы, т. е. выходит из игры.

20. Замороженные.

Дети встают в круг с вытянутыми руками вперед. Заранее выбранные два водящих бегают по кругу в противоположных направлениях и стараются коснуться ладоней участников. Те, кого коснулись, замораживаются и выбывают из игры.

21. Зайчик.

Один из игроков становится зайчиком и встает в образованный хоровод. Дети водят хоровод и напевают:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи.

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выпрыгнуть,

Есть серому куда выскочить!

Импровизированному зайчику нужно постараться выскочить из хоровода.

22. Угадай, что за животное.

Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

23. Угадай, кто это.

Водящий опять садиться спиной к остальным детям. Те по очереди подходят к нему и произносят любое слово. Задача водящего угадать имя произносившего.

24. Три.

Выбираются два участника. Перед каждым кладут по одному символическому призу. Ведущий называет цифры в разброс, например, 1, 5, 9, 15, 20, 33, 39, 65 ит. д. Как только произносится цифра 3, игроки должны схватить свой приз. Побеждает тот, кто успел первым.

25. Воздух, вода, земля.

Подобная игра не только подвижная, но и ориентирована на детскую сообразительность. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит «земля, воздух, вода» каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребенка, ведущий произносит слово, к примеру, «земля». А ребенок в ответ должен изобразить любого животного ходящего по земле. При слове «вода» игрок изображает рыбу, а при слове «воздух» - птицу.

26. Покорми кролика.

На плотном ватмане рисуется кролик с вырезанным ртом. Игроки становятся в ряд. Первому дают морковку и завязывают глаза. Задача - положить морковку в рот кролику. Если у него не получилось, он выбывает из игры. Выполнив задание, игрок передает морковку следующему.

27. Попади в ямку.

Играть в эту подвижную игру в детском саду нужно на улице во время прогулки. Воспитатель выкапывает 3 одинаковые ямки в песке на расстоянии 0, 5 м. Игрок отходит от ямки на пару шагов и забрасывает в нее маленький мячик. Если попал, то переходит ко второй ямке, а потом к третьей. Затем все повторяет, но в обратной последовательности. Но если игрок не попал в первую ямку, то он выходит из игры.

28. Путешествие.

Разными цветными мелками ведущий рисует на асфальте петляющие и пересекающиеся между собой «тропинки». Игроки должны выбрать себе по «тропинке» и пройти ее до финиша, ни разу не сходя с дистанции.

29. Укради морковку.

Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель - самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».

30. Капкан.

Игра на ловкость и скорость! Несколько участников берутся за руки и образуют круг. Остальные изображают птичек и насекомых, например, бабочки, пчелы, мухи, комары, синички и т. д. Ведущий дает сигнал и «капкан» открывается - дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем птичкам и насекомым можно ходить, бегать и прыгать в капкане. Издается следующий сигнал и капкан закрывается. Все, кто не успел выбежать из «капкана», оказываются в ловушке и встают в круг, заменяя других участников, а те становится птичками. В этой игре нет победителей. Здесь, главное, веселье и смех!

31. По кочкам через болото

Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии. Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.

32. Составь фигуру

Дети разбегаются. По определенному сигналу воспитателя они должны принять какую-либо позу, которая отображала бы животное или цветок, дерево, геометрическую фигуру и т. п. Выигрывают дети, чьи фигуры наиболее соответствуют заданному.

33. Найди цвет

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

34. Живое - неживое

Ведущий называет живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое"молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Речка—берег

Ход игры : на игровой площадке проводят 2 параллельные линии. Между ними — «река». Все игроки становятся на берег или на оба берега «реки». Ведущий быстро говорит «В реку!», и игроки прыгают в реку. Ведущий кричит «На берег!», и игроки прыгают на берег. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает последний игрок, ни разу не ошибившийся. Он становится новым ведущим.

Особые замечания: ведущий может ускорять темп. Все проигравшие игроки после окончания игры прыгают на одной ножке вдоль «речки».

Царица-рыба

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: красивый платок или венок, 4 шеста с цветными ленточками.

Ход игры : из игроков выбирается «царица- рыба». Ей на голову надевают яркий платок или венок. «Рыба» становится в центр хоровода, который изображает рыбацкую сеть.

Фрагмент игры

Около хоровода ставятся 4 шеста с цветными ленточками. «Рыба», пробравшись между рук игроков, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не поймали, она продолжает играть и возвращается в хоровод. «Рыбак», поймавший «рыбу», становится на ее место.

Особые замечания: «рыба» не может разрывать круг, а только проскальзывать под руками.

Водяной

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -— дети, а один -— Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!»

Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.

Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.

Морские фигуры

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, расширение эрудиции.

Атрибуты: несколько стульев.

Ход игры : по игровой площадке расставляются стулья. Ведущий — капитан. Он дает каждому игроку название какого-нибудь предмета из корабельной обстановки. Капитан начинает двигаться за спинами сидящих по кругу и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Каждый названный капитаном «предмет» встает. Они выстраиваются друг за другом за капитаном. Когда встали все игроки, капитан кричит: «На море шторм!» Дети двигаются, изображая волны. Капитан командует: «На море штиль!» Дети стараются как можно скорее занять свои места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном и начинает игру заново, рассказывая свою историю.

Особые замечания: строиться за капитаном игроки должны в порядке названных им предметов. Садиться можно не только на свой, но и на любой свободный стул.

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Цель игры: развитие двигательных способностей, внимания, координации, быстроты реакции.

Атрибуты: шнур или веревка длиной 4—5 м с привязанным на конце мешочком с песком.

Ход игры : все игроки-«рыбки» становятся в круг. Один игрок — «рыбак» — становится в круг и начинает вращать веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. «Рыбки», внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в середину и начинает вращать веревку.

Особые замечания: при вращении веревки «рыбки» не могут отходить от своего места.

Судак и плотва

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : на площадке проводят две линии на расстоянии 15 м друг от друга. Один из игроков — «хищный судак», все остальные — «шустрая плотва», поделенные на 2 команды. «Плотвички» встают лицом друг к другу по противоположным линиям. По команде ведущего они одновременно перебегают к другой линии. «Судак» старается осалить — «поймать» как можно больше «плотвы». Осаленные игроки выходят из игры.

Особые замечания: проигрывает та команда, в которой осалено большее число игроков.

Черепашки-футболисты

Атрибуты: футбольный мяч.

Ход игры: из числа игроков выбирается ведущий — «большая черепаха». Он берет в руки мяч. Остальные игроки-«черепашки» сидят на площадке в разных местах.

По сигналу ведущего «Игра!» — «большая черепаха» бросает мяч, стараясь попасть им в одного из игроков. Попадание засчитывается в том случае, если мяч коснулся любой части тела, кроме ног. Если ведущему это удалось, он меняется местами с «черепахой», в которую попал мячом и которая зарабатывает штрафное очко. Если же «большая черепаха» попала в ноги или промахнулась, то игроки, получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в упоре лежа. «Большая черепаха» старается перехватить мяч и с того места, где ему это удалось, снова попасть в кого-либо из «черепашек». Игру выигрывают те «черепахи», которые за назначенное для игры время не получили ни одного штрафного очка.

Особые замечания: «большая черепаха» может бросать мяч только с того места, где ей удалось его перехватить. Передвижение по площадке с мячом запрещено. Если мяч укатился за пределы игровой площадки, «черепаха» бросает его с края площадки. «Черепашки» могут защищаться от попадания, поворачиваясь и выставляя ноги навстречу мячу или передвигаясь в упоре лежа.

Река впадает в море

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки — это река. Они встают в несколько колонн с одинаковым количеством человек. По сигналу ведущего «Реки текут!» все бегут друг за другом в разных направлениях, придерживаясь колонн. На сигнал «Море!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги- моря. Выигрывают те игроки, которые быстрее построят круг.

Особые замечания: все действия следует производить по сигналу.

Рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: шнур длиной 3—5 м.

Ход игры: из шнура выкладывается круг — «сеть» в центре игровой площадки. Все игроки — «рыбки». Трое — «рыбаки». «Рыбаки» встают в центр круга. «Рыбки» бегают по всей площадке, забегая иногда в круг. «Рыбаки» пытаются поймать их.

Особые замечания: ловить «рыбок» можно только в кругу. Пойманные «рыбки» выбывают из игры.

Рыбки и рыбаки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа — «рыбаки», другая — «рыбки». .

Начинает игра с разговора. «Рыбы» спрашивают:

— Что вы делаете?

— Невод вяжем.

— Что вы будете неводом делать?

— Рыбу ловить.

— Карася!

— А попробуйте!

«Рыбы» разворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый «рыбак» старается поймать одну из «рыб». Потом игра начинается вновь, но называется уже другая «рыба».

Особые замечания: ловить «рыб» можно только на границах моря. «Рыба» считается пойманной, когда «рыбак» дотрагивается до нее рукой.

Акула

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: веревка длиной 2—3 м, колышек, стул.

Ход игры: все игроки — «рыбки». Один игрок — «акула». На одном конце веревки делают петлю и надевают ее на колышек, закрепленный в земле, в центре площадки.

Можно привязать веревку к стулу, стоящему в центре.

«Акула» берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы она была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-«рыбкам», которые разбрелись по площадке-морю, надо прыгать через нее.

Особые замечания: «рыбки», задетые веревкой, считаются съеденными «акулой».

Прыжок через веревку

Рыбы и крокодилы

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Атрибуты: резиновый мяч среднего размера.

Ход игры: в центре поля очерчивают большой круг диаметром около 4 м. Игроки делятся на 2 команды — «рыб» и «крокодилов». «Рыбы» защищают свой дом, а «крокодилы» на них нападают. Игроки-«рыбы» входят в круг, а игроки-«крокодилы» окружают их за чертой, отойдя друг от друга на приблизительно одинаковое расстояние. Получив мяч от ведущего, нападающие 3 раза подряд перебрасывают мяч над кругом. Это условие для начала игры. В это время «крокодилы» не имеют права ударять находящихся в кругу, а те не могут прыгать и ловить мяч. После 3 перебросов игроки-«крокодилы» стараются уловить момент и ударить по кругу. Кто находится в кругу, стараются избежать ударов — защищаются, т. е. «рыбы» ловят мяч или стремятся удержать его в кругу. В случае удачной защиты игроки меняются ролями.

Особые замечания: если удар «крокодилов» достиг цели и мяч вылетел из круга, то защитник, в которого попал мяч, выбывает из игры. Если мяч не достиг цели, из игры выходит тот игрок- «крокодил», который бросал мяч.

Щука и караси

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры: на противоположных концах игровой площадки очерчиваются 2 «залива», в которых живут «караси». Расстояние между «заливами» примерно 10—15 м. Все остальное пространство игровой площадки — «река». Из игроков выбирается «щука», все остальные — «караси». «Караси» встают все вместе в одном из «заливов», а «щука» — посередине «реки». «Шука» говорит «Раз, два, три!», и все «караси» начинают переплывать к противоположному заливу. «Щука» ловит «карасей». Пойманный «карась» становится на середину игровой площадки. «Щука» опять считает, «караси» опять переплывают и т. д.

Пойманные «караси» встают посередине «реки», держась за руки, и образуют сеть. «Караси» продолжают переплывать из одного «залива» в другой, но теперь уже проходя через сеть. «Щука» ловит выбегающих из сети «карасей».

Все пойманные «караси» присоединяются к сети, и теперь из нее образуется круг — корзина. Непойманные «караси» пробегают через корзину, а «щука» ловит их. Когда «карасей» остается очень мало, пойманные образуют верши — встают в 2 ряда, лицом друг против друга, образуя коридор. «Шука» становится в 2 м от вершей и ловит «карасей» у выхода из них. Игра заканчивается, когда все «караси» пойманы.

Особые замечания: на счет «Три!» все «караси» должны начать перебегать из одного «залива» в другой. Пойманные «караси», стоящие в сети, корзине или вершах, не препятствуют передвижению остальных «рыб». Все «караси» при перебежке должны забегать в сеть, корзину или верши. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за «щуку» и загнать ее в корзину. Если «щука» попадется в корзину, все пойманные «караси» отпускаются и выбирается новая «щука», а бывшая становится «карасем».

Рыбы в сети

Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

Ход игры : в центре игровой площадки очерчивается большой круг. Из числа игроков выбираются 3 «рыбы», остальные игроки образуют сеть, встав в круг и взявшись за руки. По сигналу ведущего — «рыбака» — круг начинает двигаться вправо, а «рыбы» бегают в кругу. По сигналу «рыбака» круг останавливается, и «рыбы» стараются выбраться из сети. Они могут пробегать под руками стоящих в круг игроков, перепрыгивать через руки или силой пробиваться между ними. Другие игроки препятствуют им, приближаясь друг к другу, приседая и т. д. «Рыбам» на выход из сети дается 1 минута. После этого игра прекращается, и выбираются новые «рыбы».

Особые замечания: если «рыба» просунула сквозь сеть голову, она считается свободной.

Жмурки «Кот и котята»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : все игроки — «котята», они идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку и ведя игрока-«кота» с завязанными глазами. «Кота» доводят до двери, ставят на порог, просят взяться за ручку и начинают с ним такой разговор:

—- Кот, кот, на чем стоишь?

— На дубу!

— За что держишься?

— За сук!

— Что на суку?

— Что в ульях?

— Кому да кому?

— Мне да сыну моему!

— А нам что?

— Песка да глины!

Дети начинают петь песенку:

Кот, кот Опанас,

Ты лови два года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

При последних словах дети-«котята» разбегаются в стороны, а «кот» старается кого-нибудь из них поймать. «Котята» вертятся вокруг «кота», дразнят его, дергают за одежду.

Особые замечания: осаленный «котенок» выходит из игры.

Палочка-выручалочка

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: небольшая палочка.

Ход игры : все игроки — дети. Один игрок, выбранный по считалке, — Колдун. Он отбегает от детей и встает лицом к стене. У стены лежит палочка-выручалочка. Колдун берет в руки палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не найма. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов Колдун ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из игроков, он громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку в руки, стучит ей о стену и кричит: «Палочка-выручалочка (имя найденного игрока) нашла!» Названный и «застуканный» игрок выходит из игры, а Колдун идет искать следующего. Если игра продолжается после того, как Колдун всех поймал, на его место становится тот, кого поймали первым.

Если какой-нибудь игрок, будучи замеченным Колдуном, добежит до палочки раньше его, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручай!» стучит ею по стене и бросает как можно дальше. Пока Колдун ищет палочку, игрок прячется заново. Колдун находит палочку, кладет ее на прежнее место и снова идет искать.

Особые замечания: пока дети прячутся, Колдун стоит лицом к стене и считает до 20; искать детей он должен по всей площадке, не задерживаясь около палочки.

Колпак

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из игроков выбирается ведущий. Он говорит:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Игроки встают в круг и сначала, когда ведущий в первый раз произносит слова, они просто слушают. При втором повторе игроки должны слово «треугольный» заменять показом треугольника из пальцев. При третьем повторе игроки должны слово «колпак» заменять показом колпака над головой с помощью рук.