Повествовательные предложения. Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Виды предложений по цели высказывания
Типы предложений
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)
В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаютсяотносительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения :Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).
Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.
Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);
3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.
Вопросительные предложения делятся на
собственно вопросительные,
вопросительно-побудительные
и вопросительно-риторические.
Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.
Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными .
Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения .
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные , поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.
Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.
В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.
По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).
Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.
Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.
Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,
оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ;
оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?
Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.
Они могут выражать:
1) приказ, просьбу, мольбу, например;
2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,
3) согласие, разрешение, например;
4) призыв, приглашение к совместному действию, например;
5) желание.
Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:
1) побудительная интонация;
2) сказуемое в форме повелительного наклонения;
3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).
Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого :
Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения .
Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.
В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени) .
В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения . Среди этих предложений выделяются предложениясо словом чтобы , причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.
Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.
Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.
В разговорной речи часто используются побудительные предложениябез словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например:Карету мне, карету! (Гр).
Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия : айда, марш, цыц и др.
Восклицательные предложения
Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.
Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.
Например,
повествовательно-восклицательные :Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.) ;
вопросительно-восклицательные :Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) ;
побудительно-восклицательные :- О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).
Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:
1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.
2) междометия , например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;
3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.
Распространенные и нераспространенные предложения
Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов - подлежащего и сказуемого.
Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными .
Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.
Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.
Простые и сложные предложения
Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.
Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.
Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), онине могут существовать вне сложного предложения , т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложенииЯ не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.
Части сложного предложения могут объединяться
как равноправные ,грамматически независимые , например:Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.) ;
и как зависимые , например:С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.) .
Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная .
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).
Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:
1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были ? );
2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);
3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).
Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.
Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).
Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).
Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.
Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.); - Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич (Ч.).
В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л.).
По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): - Скажите, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша. - Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).
Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).
Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).
Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?
Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.
Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать!.. ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).
Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).
Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.
Восклицательные предложения
Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.
Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.
Например, повествовательно-восклицательные: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.); вопросительно-восклицательные: Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательные: - О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).
Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:
1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (П.);
2) междометия, например: Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Гр.); ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.); Ух!.. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);
3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.); Куда как мил! (Гр.); То ль дело Киев! Что за край! (П.); Как хороши, как свежи были розы! (Т.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).
Распространенные и нераспространенные предложения
(Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.); В каждом развитом духовно человеке повторяются и живут очертания его Родины (Расп.).
Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Ср.: Блестела лаковая зелень тополей (Паст.); Как-то в августе в полдень ножи и тарелки на террасе позеленели, на цветник пали сумерки (Паст.). В первом предложении словоформы лаковая и тополей , будучи определениями, одновременно включаются в словосочетания (лаковая зелень, зелень тополей ); во втором - компоненты как-то в августе в полдень - характеризуют всю предикативную основу предложения (ножи и тарелки позеленели ). Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект: Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер (Паст.); В парке было много змей (Паст.); В начале августа наши перебрались из Баварии в Италию (Паст.); Катюше было много дела по дому (Л. Т.); Обер-кондуктору был вагон по душе, и он то и дело в него наведывался (Паст.); У Блока было все, что создает великого поэта (Паст.).
Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.
Повествовательное предложение
Тип предложения по функции, служащее для передачи одной из основных форм мысли – суждения . В П.п. в основном выражается сообщение , которое может представлять собой:
1) описание : В саду пахло резедой и фруктами ;
2) повествование о действиях, событиях: Долго звучала музыка , но потом и она пропала ;
3) сообщение о желании или намерении совершить действие: Вот иду , чтобы купить хлеб . Для П.п. характерно понижение тона в конце предложения. В однословных предложениях – номинативных или безличных – заметного понижения голоса не наблюдается.
Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2011 .
Смотреть что такое "повествовательное предложение" в других словарях:
повествовательное предложение - Предложение, заключающее в себе сообщение о каком либо факте, явлении, событии, утверждаемых или отрицаемых. Повествовательным предложениям присуща особая интонация! повышение тона на логически выделяемом слове и спокойное понижение тона в конце… … Словарь лингвистических терминов
повествовательное предложение - грамм. Предложение, цель которого сообщить что л. или о ком, чём л. (в отличие от побудительного и вопросительного предложений) … Словарь многих выражений
повествовательное предложение - См. proposizione enunciativa … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
повествовательное предложение - Тип предложения по функции, служащее для передачи одной из основных форм мысли – суждения. В П.п. в основном выражается сообщение, которое может представлять собой: 1) описание: В саду пахло резедой и фруктами; 2) повествование о действиях,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Повествовательное предложение - функциональный тип предложений, коммуникативное предназначение к рых состоит в расширении фонда знаний, общего для говорящего и слушающего. В отличие от побудительных и вопросительных предложений, П. П. не требуют определенной реакции адресата… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Предложение (категория синтаксиса) - Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия
Предложение (лингвистика) - У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия - Разновидность ССП, которая создается при объединении частей, аналогичных повествовательным предложениям: В обед оттаявшая льдинка Скользнула каплей голубой, И только белая береза Махала веткой золотой … Синтаксис: Словарь-справочник
В повествовательном предложении выражается сообщение . Оно может представлять собой:
1) описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М. Г.); В Карантине во всех домах было очень чисто, а в садиках пахло нагретыми листьями помидоров и полынью (Пауст.);
2) повествование о действиях, событиях: Старик покойно и бодро шагал с камня на камень и скоро пропал среди них. Ещё немного прозвучали его шаги, а потом и они
пропали
(М. Г.);
3) сообщение о желании или намерении совершить действие: «Вот иду, - сказал Семён, - дочке телеграмму давать» (Пауст.); Я не так ещё сыграл бы (Тв.).
Повествовательные предложения могут иметь разнообразное строение интонации, но для них характерно понижение тона в конце предложения. Понижение бывает особенно заметно, когда в середине предложения на каком-либо слове голос значительно повышается.
Например:
Далеко в балке / жалобно закричал стреноженный конь / (Пауст.)
Заметного понижения тона не наблюдается в однословных предложениях.
Например:
В безличных или номинативных, однако в этом случае голос не должен повышаться: Темнеет; Тишина
В распространенных номинативных предложениях голос плавно понижается от начала предложения к концу (Маленькая комната на чердаке (М. Г.).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Предмет изучения синтаксиса русского языка
Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Пояснительная записка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы:
- предмет синтаксиса;
- словосочетание;
Дисциплины
Вид работы
Трудоемкость, ч.
Общая трудоемкость
Аудиторная работа
Понятие синтаксиса
Разделсинтаксисаявляется последним, завершающим разделом курса современного русского языка.
Как известно, в науке о языке принято выделять пять основных языковых ур
Предмет изучения синтаксиса русского языка
Однозначного ответа на впрос о том, что является предметом синтаксиса русского языка не существует.
По этомувопросу в науке о русском языке известно четыре научных направления.
Синтаксические средства русского языка
Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строятся предложения и словосочетания, разнообразны.
Основными являются формы сл
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий правила сочетания слов в связной речи; это наука о связи слов.
Предметом синтаксиса являются слово в
Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается лингвистами по-разному. Для одних он означает любое грамматическое сочетание полнозначных слов, включая и предложение. Такого взгля
Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выделяется грамматически господствующий член и грамматически зависимый, подчиненный член.
Так, в словосочетании:
Синтаксические отношения между членами словосочетания
Слова в словосочетании вступают друг с другом не только в грамматические связи, но и в с мысловые отношения. Отношения между господствующим и подчиненным членами словосочетания можно в общем виде
Типы связи слов в словосочетании
Зависимость подчиненного члена от господствующего выражается в словосочетании формальными средствами:
- флексиями;
- служебными словами;
- положением (позицией) слов от
Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова
Структурные и семантические особенности словосочетания во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается классификация
Глагольные словосочетания.
В глагольных словосочетаниях господствующий член может быть выражен той или иной глагольной формой, а именно:
1. формой инфинитива (читать
Субстантивные словосочетания.
В субстантивных словосочетаниях господствующий член выражается существительным или субстантивированным словом (большой дом, случайный прохожий, п
Адъективные словосочетания.
В адъективных словосочетаниях господствующий член представлен прилагательным (довольный успехом, красный от загара, способный к музыке). Завис
Словосочетания с числительным в роли главного слова.
Словосочетания с числительными обозначают определенное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают т
Упражнение 1
Выпишите из предложения все словосочетания:
В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.
Словосочетание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Простые
Понятие о предложении
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке - коммуникативн
Предикативность
Предикативность - это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрыва
Интонация сообщения
Интонация предложения имеет замкнутую структуру:
- начало;
- развитие;
- завершение.
Без этих элементов интонации построить реальное предложение
Грамматическая организованность
Наряду с предикативностью и интонацией сообщения как основными признаками предложение характеризуется грамматической организованностью. Она проявляется как в наличии связи слов (это
Актуальное членение предложения
Актуальное (или коммуникативное) членение предложения, имеющее иную природу, нежели грамматическое, осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи
Типы предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания делятся на:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Побудительные предложения.
Побудительное предложение выражает волеизъявление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько (или множе
Вопросительные предложения.
Вопросительное предложение служит для выражения вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либ
Типы предложений по эмоциональной окраске
Предложения по эмоциональной окраске делятся на:
- восклицательные;
- невосклицательные
Повествовательные, побудительные и вопросительные п
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:
Текст 1
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял м
Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его основная функция в языке - коммуникативная, т. е. функция сообщения.
Предикативность
План темы
1. Понятие простого предложения.
2. Двусоставные предложения:
- подлежащее;
- сказуемое.
3. Односоставные предложения:
- глагольные односоставные предло
Понятие простого предложения
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативного ядра, с соотношением главных и второстепенных ч
Двусоставные предложения
Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло
Подлежащее
В русском языке подлежащее - это абсолютно независимый главный член двусоставного предложения. Грамматическими показателями независимости подлежащего являю
Сказуемое
Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит активная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы с
Односоставные предложения
Односоставные предложения - это самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения, противопоставленный двусоставным. Специфика их заключается в том, что пред
Глагольные односоставные предложения
Глагольные односоставные предложения разнообразны по структуре и по грамматическим значениям. В выражении основных элементов предикативности - модальности, времени, лица - решающая роль принадлежи
Определенно-личные предложения.
В односоставных определенно-личных предложениях выражается действие (признак), соотнесенное с определенным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен. Указание на конкр
Неопределенно-личные предложения.
В односоставных неопределенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак). Деятель (носитель признака) не назван, но грамматически представлен как неопределенный.
Напр
Обобщенно-личные предложения.
В односоставных обобщенно-личных предложениях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обоб
Безличные предложения.
В односоставных безличных предложениях выражается независимое действие безотносительно к деятелю. Глагольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по с
Субстантивные односоставные предложения
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают про
Номинативные предложения.
В односоставных номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бытийное значение, так и указание на совпадение бытия с моментом речи проявляются в главном члене, нез
Генитивные предложения.
По основным значениям бытийности и настоящего времени, выражаемым в главном члене, генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них д
Нечлинимые предложения
Основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным - в русском языке противопоставлены так называемые нечленимые предложения.
Например:
Распространенные предложения
Основные структурные типы простого предложения:
- двусоставные: Дети проснулись; Зима была снежная; Солнце начинало припекать; Учить детей - нелёгкое дело;
-
Определение
Определение - это второстепенный член предложения, выражающий общее значение признака, которое реализуется в многообразных частных значениях. В составе предложения определен
Обстоятельства
Данный тип второстепенных членов предложения очень разнообразен и разнороден по значению и по форме. Обстоятельственные второстепенные члены предложения характеризуют действие или
Полные и неполные предложения
Различение полных и неполных предложений очень важно для лингвистической теории и учебной практики. В теоретическом плане понятие полноты/неполноты связано с самой сущностью предло
Предложения, осложненные обособленными членами
Структура простого распространенного предложения, содержащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или нескольких) из
Обособленные определения
Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения. Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все соде
Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств определяется, в первую очередь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделит
Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.
Сравнение, уподобление как специфич
Предложения, осложненные однородными членами
Простое предложение, как распространенное, так и нераспространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают как сочинение, так и подчинение
Конструкции, не входящие в структуру предложения
Наряду с предложениями, заключающими сообщение, побуждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру пред
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Определите следующие структурные противопоставления в ряде предложений:
- двусоставные - односоставные предложения;
- нерасп
Подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предложения - модальнос
План темы
1. Понятие сложного предложения.
2. Союзные сложные предложения:
- сложносочиненные предложения;
- сложноподчиненные предложения:
- нерасчлененные сложноподчинен
Понятие сложного предложения
Союзные сложные предложения
Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (отн
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение (ССП) выражает значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно средством связи частей
Соединительные предложения.
В сложносочиненных соединительных предложениях значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций, что оформляется соединительными союзами. Основ
Противительные предложения.
В сложносочиненных противительных предложениях выражаются отношения противоположности, несовместимости; их грамматическая форма создается союзами а, но, да, однако, же,
Присоединительные предложения.
Сложносочиненные присоединительные предложения сочетают в себе значение грамматической равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая
Предложения усложненной структуры.
Как мы видели, минимальный состав сложносочиненного предложения определяется содержанием отношений между его частями. Одни отношения обусловливают закрытую структуру (сопоставление, противопоставле
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элементарная структура: господствующая часть - «главное предло
Нерасчлененные сложноподчиненные предложения
В нерасчлененных сложноподчиненных предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части
Местоименно-соотносительные сложноподчиненные предложения.
В местоименно-соотносительных предложениях контактное слово - указательное местоименное слово - выполняет одновременно несколько функций.
Во-первых, оно организует
Изъяснительные сложноподчиненные предложения.
Структура изъяснительных сложноподчиненных предложений определяется валентностью контактных слов, необходимостью их «распространения». Валентность формируется не столько г
Расчлененные сложноподчиненные предложения
Главный структурный признак расчлененных сложноподчиненных предложений - соотнесение предикативных частей (главной и придаточной) в целом; присловной связи между ними нет
Придаточные сопоставительные.
К главной части сложноподчиненного предложения придаточные сопоставительные присоединяются с помощью союзов в то время как, между тем как, если...то, тогда как.
Придаточные условные.
К главной части сложноподчиненного предложения придаточные условные присоединяются посредством союзов если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз
Придаточные целевые.
Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняющий содержание главной части сложноподчиненного предложения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (уст
Придаточные уступительные.
Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчиненного предложение обозначает обратное условие
Присоединительными
Это особый вид сложноподчиненного предложения, который не относится ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительн
Термином «сложноподчиненное предложение» следует, строго говоря, обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т. е. состоящее из главной части и придаточной. Это элемента
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение - один из двух основных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию.
Бессоюзи
Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры.
Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отношений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. Пр
Многочленные сложные предложения
Термином «многочленные сложные предложения» обозначаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака:
а) число предикативных частей более двух;
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Докажите, что данные предложения сложные.
Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого оста
Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению
Понятие речи и текста
Структурные средства языка, его единицы реально воплощаются в речевой деятельности человека. Рассмотренные нами единицы синтаксиса - словосочетание и предложение
Отличительные признаки текста
По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста:
- целостность;
ОРТ повернулось лицом к малышам
Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получи
Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,
по вида
Построить свой дом
…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом
На орбите Марса пропал американский спутник
Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НА
В Оренбурге появилась мисс-студентка
Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА.
В зале дома культуры «Россия» атмосфера
Перед вами тексты для анализа.
Задание по тексту:
Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте.
Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от
Текст - это конкретный продукт, результат речевой деятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но заключает конкретн
Основные типы речевых ошибок
Среди качеств хорошей речи называются чистота, выразительность, богатство, уместность её. Для журналиста качества чистоты и уместности сольются с правильностью и понятностью. В реальном процессе об
Неправильным подбором слов в словосочетании и предложении
Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов в словосочетании и предложении.
Например:
Большаяполовина студентов нашей группы явил
Речевые ошибки грамматического типа, связанные с нарушением согласования членов предложения.
Например:
Были даны консультации учителям, обратившихся за помощью.
Время, выделенного на повышение квалификации учителей, было явно недостаточно.
Неправильным порядком слов в предложении
Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении.
Например:
Космодром согревает теплыми лучами солнце.
Фраза получилась двусменной. Не
Некоторые особенности порядка слов в простом предложении.
I.В русском языке широко распространены предложения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. подлежащее с зависимыми от него словами) стои
Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями.
I. Причастный оборот и прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после существительного, к которому относятся, и не должны включать его в свой состав.
Нап
Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.
Например:
Счастлив путешественник, попавший в нетронутые края
Материала
1. Перечислите основные типы речевых ошибок.
2. Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ.
3.
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте, укажите случаи инверсии.
1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф.
План темы
1. Понятие пунктуации.
2. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения.
3. Употребление запятой между однородными членами предложения.
Понятие пунктуации
Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это
- собрание правил постановки знаков препинания;
- расстановка знаков препинания в тексте;
Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения
I.В конце самостоятельных предложений (простых и сложных) ставится точка либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.
Точка ставится в том случае, если предложение повествовательно
Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Например:
Предложения
При отсутствии глагола-связки в составном именном сказуемом ставится тире:
1. если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
Словами при однородных членах
I.Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то...не то), ставится запятая.
Наприме
Обособленные члены предложения
Обособленными членами называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бывают:
а) определения;
б) приложения;
Обособление определений
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
Например:
Предложения
Уточняющие члены предложения выделяются при произнесении интонацией, а на письме - запятыми.
1. Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельс
Обособление дополнений
Обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, включая, исключаяи др.
Например:
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно б
Сравнительные обороты
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежелии др., выделяются запятыми.
Вводные слова и вводные предложения
Вводные слова - это слова (или словосочетания), с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
I. 1.Каждое из предложений, входящих в сложносочиненное, отделяется от другого запятой.
Например:
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя
Одним придаточным
Придаточные предложения соединяются с главным при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
Союзы, соединяя придаточное предложение с главным, не являются, однако, чле
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими придаточными бывают нескольких видов.
1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подч
Знаки препинания при них
I. Употребление запятой и точки с запятой
1. Между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, ставится запятая в том сл
Когда говорящий в процессе речевой деятельности производит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию.
Чужая речь -
Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи. Цитироваться могут как законченные предложения, так и их части
Материала
1. Дайте определение пунктуации.
2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого.
3. Что такое пунктограмма?
4. Когда
Понятие о пунктуации
Упражнение 1
А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и укажите способ их связи.
Предложения
Упражнение 3
Прочитайте, укажите среди сложных предложений сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепишите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого предложения
Членами предложения
Упражнение 7
Прочитайте, укажите однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются, как соединены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания
Знаки препинания в простом предложении
Упражнение 13
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор простых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказывания (по
Употребление тире между членами предложения
Упражнение 14
Перепишите, обозначая подлежащее и сказуемое и ставя, где это нужно, тире.
1. Дон река капризная (Пауст.). 2.
Словами при однородных членах
Упражнение 18
Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметь
Знаки препинания при обособленных членах предложения
Упражнение 23
Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них.
1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенно
Обособление определений
Упражнение 24
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях.
I. 1. За дом
Обособление дополнений
Упражнение 31
Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания
Сравнительные обороты
Упражнение 40
Прочитайте, укажите сравнительные обороты.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.
I. 1. Свет
Знаки препинания в сложных предложениях
Упражнение 49
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предл
Предложении
Упражнение 50
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений.
I. Я стал читать и
Предложении
Упражнение 57
Прочитайте. Укажите придаточные предложения, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них связано с главным, какое значение имеет. Перепишите, ра
Препинания в них
Упражнение 64
Прочитайте и установите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в сложное бессоюзное. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинани
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Упражнение 70
А. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.
1. Он поднял голову, взгл
Цитаты и знаки препинания при них
Упражнение 72
Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||.
1. Обращаться со слов
Пуктуация– это собрание правил постановки знаков препинания; расстановка знаков препинания в тексте; то же, что знаки препинания.
Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация»является экзамен.
Экзамен проводится устно, студенту предл
Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Синтаксис.
Пунктуация»
(для студентов специальности «Журналистика»)
Примечание:Фонд контроль
Тема 1.3.1 Предложение как основная синтаксическая единица
Задание 24
Определите простое предложение:
А) Я открыл глаза.
В) В туманном небе на го
Тема 1.3.2 Простое предложение
Задание 32
Определите односоставное предложение:
А) Светало.
В) Мне придется вернуться?
С) За стеклом все было снежно и безмолвно
Тема 1.3.3 Сложное предложение
Задание 62
Определите сложное предложение:
А) Мне стало мерещиться.
В) В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько
Тема 2.6 Пунктуация
Задание 88
Определите восклицательное предложение:
А) Живее, кони, живее.
В) Мы въехали в кусты.
С) Дорога стала ухабистее.
V Глоссарий
НОРМА (ЯЗЫКОВАЯ), норма литературная, - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила слово
Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов
Аж. – В. Ажаев
Акс. – С.Т. Аксаков
А.К.Т. – А.К. Толстой
Андр. – Л. Андреев
А.Н.С. – А.Н. Со
Сведения об исследователях русского языка
АВАНЁСОВ Рубен Иванович [р. 1(14). 2.1902, г. Шуша (Нагорный Карабах) Азерб. ССР] - сов. языковед, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил МГУ (1925), проф. МГУ (с 1937), д-р филологич.
Сложносочиненное предложение (ССП)
Сложноподчиненное предложение (СПП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Бессоюзное сложное предложение (БСП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Многочленное сложное предложение (МСП)
1. По модальности: реальное или нереальное.
2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное.
3. По цели высказывания: повествовательное,
Как спасали Серого
Мы иногда оказываемся достойны наших честных и неподкупных собак.
Этот серый пес разбередил души завсегдатаев Нижегородского рынка. Собака жалобно скулила, вместо передней лапки – к
Здоровые мужики рыдали как дети
Пятнадцать минут назад глубоко под землей прогремел взрыв. Но у входа в торговый центр – уже целая толпа зевак. Они мешают работе пожарных и сотрудников Центра экстренной медицинской помощи. “Что з
Связи Номинационная цепочка
1. Средства межфразовой связи 1. Структура номинационной це-
смыслового типа: почки:
а) средства связи межпонятий- а) базов
Понятие диалога
(отрывок из книги
«Образовательные возможности общения
в деятельности журналиста)
Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его де
Бескрылые летуны
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибк
Поезд не может уйти без тебя
Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием “Магический квадрат” в музее изобразительных искусств я впервые увидела
В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость. 2. По наличию или отсутствию в предложении главных и второстепенных членов предложения выделяют предложения распространенные и нераспространенные.
Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться?
Использование трёх восклицательных знаков
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению. Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание.
Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил?
П.); И как могла она допустить до этого Курагина? Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать! В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом.
Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина.
Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными, например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Распространители предложения в целом называются детерминантами. Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего.
Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие. Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.
Этот видеоурок могут просматривать только зарегистрированные пользователи
Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопросительного предложения - сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах. Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией
Побудительные предложения содержат побуждение, приказание, просьбу, призыв, совет сделать что-либо, обращенные к слушающему. Цель побудительного предложения - воздействовать на собеседника, заставить его что-либо сделать.
В роли сказуемого в побудительном предложении часто выступает глагол в форме повелительного наклонения: Дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть! С.А. Есенин). Однако в русском языке есть множество других способов формального выражения волеизъявления: частицы, сослагательное наклонение глагола, модальные глаголы, интонация и т.п.
В качестве восклицательных предложений могут употребляться предложения всех коммуникативных типов: повествовательные, побудительные и вопросительные
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения. Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать. Это побудительное предложение. Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.
Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.