Гласные первого ряда в русском языке примеры. Урок "гласные второго ряда"

Конспект занятия

Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Цель. Учить детей различать гласные ы - и устно и на письме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловского «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласными пер­вого и второго ряда.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовываются гласные второго ряда. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

Предлагает сравнить пары гласных а - я, о - ё, у - ю, э - е, ы - и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию.

Логопед. Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать.

III. Работа со стихотворением.

Прослушайте стихотворение.

Что глядишь, корова, Мишку через «ы»,

Строго и сурово? Проучите Мишку -

Мишка-лодырь через «а» Превратите в мышку.

Написал корова, Кошка мышку хвать!

Напишите вы Будет лодырь знать.

Логопед. Сравните слова «Мишка» и «мышка» по смыслу и написанию. (Логопед пишет на доске эти слова.) Какими буквами отличается написание этих слов?

IV. Дифференциация ы - и в слогах.

Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки

Как произносятся согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь влияет на смягчение согласных?

3адание 2. Повторите слоги за логопедом.

пы - пи - пи, ти - ты - ти, сы - сы - си, ри - ры - ры, ды-ди - ды

Задание 3. Запишите слоги в две строчки: с ы - в первую, с и - во вторую.

мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы

Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скобках.

гри...(бы), ли...(пы), ле...(пи), бо...(бы), ру...(ки), ры...(бы), ла...(пы), но...(ги), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), кед...(ры), ко...(ты), ка...(ти)

V. Итог занятия.

Логопед. Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?

Тренировочные упражнения

1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с...ро, с...ла, м...л..., в...л..., в...л..., л...с..., р...л..., п...л..., п...л...

2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

ног.., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., сан..., бус..., кур..., сол..., сор...

3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся словах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: сад - сады, ды, ы.

коза-…, сова-…, муха-…, игра-…, оса-…, роза-..., лимон-…, сапог-…, собака-…, стакан-…, куст-…, рысь-…, корабль-…, стол-..., куча-...

4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.

горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, сухари, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки

5. Запишите слова графически, надпишите буквы ы, и.

(Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учитывая ко­личество слогов, над соответствующим слогом пишут букву ы. или и.)

соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узоры, уроки, музыка, пузыри, моторы

6. Составьте слова с буквами ы, и. Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом.

вил пил в ть в ли п лил

7. Спишите слова, подчеркните ы, и разными карандашами. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, тушил, га­лоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пружины, тишина, вышина, выжигали, вышивали

8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, с и - в другой, с буквами ы и и - в третий.

У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У маши­ны новые шины. У Миши ландыши.

Мила и мыло.

Не любила Мила мыла. Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла. Мила молодчина.

9. Словарные диктанты.

дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, быль, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, крабы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи

Объяснить слово: виражи.

10. Проверочные диктанты.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя - малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и катаются с горы. Заливают катки.

Дифференциация а - я

1. Прослушайте слоги.

Скажите, какой гласный вы слышите.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные, которые вы слышали сначала и потом?

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

2. Сравните слова мал, мял по смыслу и по написанию. Скажите, какими бук­вами различаются эти слова.

3. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах.

Образец: ма - мя, а, я.

ма-мя та-тя ла-ля ва-вя да-дя

па-пя са-ся ра-ря ка-кя ба-бя

4. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та - тя - та ма - мя - ма бя - ба - бя ра - ря - ра - ря

тя - та - тя мя - ма - мя ба - бя - ба ря - ра - ря - ра

5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а, во вторую с буквой я.

ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя

6. Закончите слово, добавив букву а или я. Запишите эти слова.

мо..., Зо..., Мил..., Миш..., зме..., рыб..., мор..., земл..., трав..., стран..., сем..., семен..., осок..., вым..., гор...

7. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-..., О-..., Ма-..., Ка-..., Я-..., ня-..., ба-..., ра-..., бас-..., мо-...,. стра-..., соба-..., бесе-..., собо-..., бе-..., семе-..., лебе-...

8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

б...к, р...д, м...к, вр...ч, с...дь, м...ч, в...з, т...з, м...со, к...ша, д...дя, гр...ды, р...ды, гр...чи, шл...па, в...ли, вр...ги

9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я над соответствующим слогом.

Образец: а) ________а __; б) _____а_ _я__ .

а) рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, всякая

10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная

11. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Придумайте предложение с каждым словом. (Устно.) мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь

12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой о в один столбик, с буквой я - в другой, с буквами а, я - в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.

У В...ли з...в...ли ром...шки. Ир..., ан... и В...л... игр...ли в пр...тки. Ир... водил..., а В...л... и ан... были р...дом. Н...д... и Д...ш... ед...т л...пшу. Кол... р...д, он поп...л в первый р...д.

14. Словарный диктант.

сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, калина, малина

15. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя мед­вежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята - по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о - ё

1. Прочитайте слова нос, нёс. Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти слова.

2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква влияет на смягчение согласных.

мо - мё со - сё ро - рё во - вё бо - бё

по - пё то - тё ло - лё но - нё фо - фё

3. Произнесите слоги парами.

ом - ем от - ёт то - те ко - кё во - вё

ос - ёс ор - ёр сё - со рё - ро ол - ёл

4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо - мё - мо мо - мё - мо - мё то - тё - то то - тё - то - тё

мё - мо - мё мё - мо - мё - мо тё - то - тё тё - то - тё - то

5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о в одну строчку, с буквой ё - в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё

6. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга

7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно придумайте предложение с каждым словом.

воз - вёз, нос - нёс, вол - вёл

8. Вставьте пропущенные буквы о, ё в словах.

тел...н...к, козл...н...к, ут...н...к, лис...н...к, ягн...н...к, щен...к, жереб...н...к

9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разделите на слоги.

В полерастёт берёза. У нее белый ствол изелёные листики. Весной у березысерёжки. На березе грачисвили гнёзда.

Ёжик.

Алёша был в лесу. Он нёс грибы. Натропинке он увиделёжика. Ёжик бежал к ёлке. Алёша нетронул ёжика.

Нам спатьне даёт?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о или ё.

Л...ня прив...з в...з сена. Мы услыхали р...в бык...в. У т...ти П...ли есть т...лка Т...мка. Пч...лка делает м...д. У Л...ши н...вые. тап...чки.

11. Словарный диктант. Темный, топать, штопать, мел, подмел, телка, толкать, ведра, торт, торопливо, метлы, стекла, стол, слезы, клоун, клены, ветлы, вода, ствол, мерзнуть, солить

12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клён.

Рос клён. Клён высок. У клёна красивый лист. Сёма и Боря сели у клёна.

Ёжик.

Ёжик живёт у Лёвы. У ёжика иголки. Лёва кормит ёжика моло­ком. У Лёни тоже есть ёжик.

Ёрш и лещ.

Дядя Лёня рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ёрш. Ёрш и лещ - вкусная рыба.

Дифференциация у - ю

Задание 1. Прочитайте слова лук, люк. Сравните эти слова по смыслу и написанию. Скажите, какими буквами различаются эти слова.

Задание 2. Прочитайте слоги первой и второй строчек.

му, ну, пу, су, ку, ду, ту, ру, гу

мю, ню, пю, ею, кю, дю, тю, рю, гю

Скажите, чем отличается произнесение согласных в слогах первой и второй строчек. Какую букву будете писать после мягких согласных?

Игра «Наоборот».

Логопед называет слог с твердым согласным, ученики с мягким, выделяют голосом гласные у, ю.

Образец: Логопед Ученики

Задание 3. Запишите слоги в две колонки: с буквой у - в первую, с буквой ю - во вторую.

бу, бю, тю, ту, лу, лю, рю, ею, ру, су, пю, пу

Задание 4. Запишите слоги под диктовку, подчеркните гласный. (Используются слоги предыдущих заданий.)

Задание 5. Запишите слова графически, надпишите буквы у, ю.

Уля, Юля, лук, сук, пою, мою, юла, Люба, рисую, руки, тюль, трус, сплю, слюни, туфли, слюда, тюлень, служба, трусы

Слова для объяснения: тюль, слюда.

Задание 6. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквой у в один столбик, с буквой ю - в другой, с буквами у, ю - в третий.

На уроке.

На уроке я читаю,

И рисую, и считаю.

Руку тихо поднимаю.

Если спросят, отвечаю.

Мой спутник.

На полу юлу пока я,

Как умею, запускаю,

Подрасти скорее мне бы,

Запущу я спутник в небо.

Задание 7. у или ю.

Лей, ...ла, сп...тник, ...рта, пл...с, мин...с, сл...х, кра...ха, ...лита, ...лит

Задание 8. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в изме­ненном слове. Образец: писать - пишу.

писать - ..., кричать - ..., петь - .... лететь - ..., спать - ..., читать-..., вертеть-..., качать-..., смотреть-..., пищать- ..., трещать - ..., говорить - ...

Задание 9. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю.

Кат...ша кормит к...р. К...ры кл...ют зерна. Л...ша л...бит л...к. ...ля надела...бку. Л...ба и Л...ша г...ля...т. Я вста... рано...тром. Ил...ша рис...ет ваз... .

Задание 10. Спишите предложения. Подчеркните буквы у, ю разными каран­дашами. Выделенные слова разделите на слоги.

Люся мыла шею. Соня грела утюг. Петя и Нюракормят индюка. Люба любит айву. Юра и Улявместе учат уроки.

Задание 11. Прочитайте стихотворения. Выпишите слова с буквами у, ю. Ответьте на вопросы.

Кто что любит. Про Юленьку.

Юра - малину. Юля - Юленька - юла,

Нюра - рябину. Юлька юркая была.

Лёля - брюкву. Усидеть на месте Юлька

Коля - клюкву. Ни минуты не могла.

А наш Сережа любит изюм.

Вопросы: Какая была Юлька?

Почему ее назвали юркой?

12. Словарный диктант

а) графический диктант с выделением букв у, ю;

б) те же слова записываются под диктовку логопеда.

Люба, Луша, Павлуша, юбка, индюк, краюшка, старушка, крю­чок, петрушка, качают, шагают, пишут, стрекочут, стригут, моют, играют, рисуют, поют

13. Проверочные диктанты.

Мама купила Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Они на полу запустили юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка - юла.

Встала Люба возле дуба. Любо нам глядеть на Любу.

На краю леса стояла избушка.

Октябрята -дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел - был силь­ный мороз.

Дифференциация ё - ю

Задание 1. Прочитайте слова ёж, юбка. Назовите начальные звуки. Вспомните, как образуются гласные ё, ю. Сравните эти гласные по артикуляции губ.

а) юм, ем, ёт, ют, юн, ён, ее, юс, ёр, юл, юр, ур

б) мё, мю, нё, ню, сё, рё, сю, лё, рю, лю, тю, вё

в) юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, ёл, лё, юр, ёс

Задание 3. Прослушайте, запомните и произнесите ряды слогов.

ём-юм мё-мю тё-тю ёт-ют мю-мё-мю

юм-ём мю-мё тю-тё ют-ёт мё-мю-мё

Задание 4. Прослушайте слова. Назовите только гласную ё или ю.

юг, ёж, Юля, Алёша, Юра, вёл, всё, всю, юбка, орёл

Задание 5. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой ё, во вторую - с буквой ю.

ёт, мю, юм, мё, ею, сё, юс, ню, юн, не, рю, рё

Задание 6. Спишите слова. Подчеркните буквы ё, ю карандашами разного цвета.

юг, мёд, июнь, ёрш, июль, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта

Задание 7. Запишите слова графически. Надпишите над соответствующим слогом буквы ё, ю.

клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр

Задание 8. Закончите предложения по образцу.

Образец: а) Юра поёт - дети поют; б) Дети поют - Юра поёт.

Юра поёт-дети... . ворона вьёт-птицы... .

швея шьёт-швеи... . курица клюёт-куры... .

Люба пьёт-дети... . дождь льёт-дожди... .

Распространите предложения по образцу.

Образец: а) Юра поёт песню; б) Дети поют песни.

дети поют-Юра... . птицы вьют-ворона... .

швеи шьют-швея... . куры клюют-курица... .

дети пьют-Люба... . дожди идут-дождь... .

Задание 9. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Л...ня л...бит из...м. Л...да л...бит св...клу. Л...ба ела кл...кву. Ал...на носит...бку. ...ра зав...л...лу. С бер...зы и кл...на пада...т листь... . Тел...нок попал в ов...с.

Словарный диктант.

клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, на краю, на землю, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю

Проверочные диктанты.

На березе грачи вьют гнезда. У Левы новые шлепанцы. Надо иметь свою расческу. По изгороди вьются вьюны. Баю-баюшки-баю, не ложись на краю. Над избушкой висит хлеба краюшка. (Луна.) Птицы собрались в стаю. Под елочкой Алеша нашел колючего ежика.

Степа и Алеша поют любимые песни. Я стою на краю обрыва. Бабушка любит пшеничные лепешки. В магазине продавали плюш­ки и сдобные лепешки. Дай мое полотенце и мою расческу. Надень теплую кофту и синюю юбку. У школы клен. Мы любим сидеть у клена. Гудят пчелы, поют птицы.

Тренировочные упражнения

1. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и написанию.

мал - мял лук - люк ров - рев

рад - ряд воз - вез мыл - мил

2. Спишите слова. Подчеркните мягкие согласные. Назовите гласные, стоящие после мягких согласных.

салют, сито, мех, пес, мяч, мясо, рис, брюки, мята, дядя, ведра, лес, мед, мир, тело, весы

3. Выпишите слова парами. Устно придумайте предложения с каждой парой слов.

Образец: рад - ряд.

Дёма, круг, крюк, дома, воз, ряд, вёз, мыл, осы, мил, оси, рад

4. Вставьте в предложения пропущенные слова.

рады - ряды Дети сажали овощи. Старались делать ровные... .

Осенью убирали урожай. Все были... .

нёс-нос Буратино... золотой ключик.

Он любит всюду совать свой... .

косы-коси..., коса, пока роса.

У Любы длинные... .

Мишка- Кот... ловил... .

Проверочные диктанты

Словарный диктант

овёс, ящик, мясо, Фаня, рядом, Люда, Люся, люди, Лёня, имя, брела, любит, южный, всякие, яркий, тает, поют, всю, все, всё, клюшка, семга, прятки, утята, уютно, яблоня, ягода, пузыри, озера, березы, телята

Слуховые диктанты

Методическое указание: выделенные слова логопед произносит по слогам.

Леня любит яблоки. Люся любит вишни. Тетя Таня купила изюм, Птицыулетают на юг. Люба всюдупоспевает. Оля и Федя хорошо танцуют.Маленькая Люба оченьлюбопытная.

Утятазаплыли в камыши. Скоро в гнездах запищат птенцы. На березах стучат дятлы. На лугу паслись телята иягнята. Зацвета­ют яблони и груши. В ящике пищали маленькиецыплята.

Пришла весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Журчатру­чейки. На деревьях зеленеют листочки.Появились первые пчелки. Птицы вьют новые гнезда.

Зрительные диктанты

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение.

Миша и Ирина любят маму. Они всегда помогают ей. Дети под­метают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смот­рят телевизор.

Яша и его друзья - юнги. Они плавают на большой яхте. Юные моряки и-зу-ча-ют приемы морского дела. Они у-прав-ля-ют яхтой. Ребята ставят паруса. Поднимают и о-пус-ка-ют якорь. Стоят за штур-ва-лом. С ними всюду их капитан.

Слова, написанные по слогам, пишите целиком.

Конспект занятия

Тема . Гласные звуки.

Цель . Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование . Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков.

Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о

IV. Выделение гласных первого ряда из слогов.

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Тема: Гласные второго ряда

Цели:

Коррекционно - образовательные

Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда .

Учить определять место гласных второго ряда в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в выделении гласных второго ряда в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с гласными второго ряда.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, интонационной выразительности.

Развивать внимание, зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Буквы «И», «Й», таблица гласных, рисунок «Хор гласных», разрезная азбука, картинки, содержащие гласные второго ряда, цветные карандаши, мяч, ежик, магнитофон и запись музыкальной композиции, корзинка с яблоками по числу учеников.

План занятия.

    Орг. момент.

- - Ребята, добрый день! Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

2.Массаж.

Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

Как обычно мы это делаем?

(растираем до горяча ладошки, щипаем до красна ушки, несколько раз зажмуриваем глаза)

Молодцы, ребята, Отгадайте загадку и вы узнаете, кто придет к нам в гости на занятие.

Шубка – иголки, Рукой не возьмешь.

Свернется – он колкий. Кто это? (Ёж)

Верно это еж (вывешивается картинка ежика). Ёжик пришел к нам не с пустыми лапами, а с заданиями. Нам нужно постараться выполнить все задания,чтобы получить сюрприз от ежика.

2. Знакомство с образованием гласных второго ряда

Ребята, сейчас я вам расскажу волшебную сказку о гласных звуках, а вы внимательно послушайте.

«Жили – были две буквы – сестрички Ии Й. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» сверху был беретик, а у «И» его не было. Звучали они почти одинаково. Только «И» - протяжно, а «Й» - коротко, отрывисто. Их часто путали и букве «Й» было очень неприятно.

Однажды буква «Й» пришла в гости к гласным первого ряда и предложила вместе спеть (вывешивается рисунок «Хора гласных»). «Й» начала – «А» подхватила. Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам «О», «У», «Э» тоже захотелось спеть вместе с «Й».

Крепко подружились «А», «О», «У», «Э» с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к Царице Грамматике, стали просить ее, чтобы она разрешила им всегда жить вместе. Мудрая Царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала Царица Грамматика новые буквы «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ».

Обрадованные, разошлись звуки «Й», «А», «О», «У», «Э» по домам. С тех пор встречаются они в гласных «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку «Й», сделала Царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком, во втором ряду.

Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда.

К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», к гласным второго ряда – гласная «И» (вывешивается таблица гласных первого и второго ряда).

Вам понравилась сказка? (да)

Если вы внимательно ее слушали, то помните, что царица Грамматика разделила гласные на 2 ряда, давайте прочитаем гласные 1 ряда.(а,о,у,ы,э)

А теперь прочитаем гласные 2 ряда. (я,е,ю,и,е).

Ребята, скажите пожалуйста, почему гласные а,о,у,э,ы оказались в первом ряду? (потому что1 звук обозначаем 1 буквой)

Почему гласные я,е,ю,и,е оказались во 2 ряду? (потому что 2 звука обозначаем 1 буквой)

Из каких звуков образовались гласные второго ряда: «Я»? (ЙА), «Ё»? (ЙО), «Ю»? (ЙУ), «Е»? (ЙЭ).

Давайте откроем тетради и запишем число и тему « Гласные второго ряда»

Давайте теперь посмотрим, какие задания нам принес ежик.

1. «Угадай букву».

У вас на столах лежат буквы:я,е, ю, е,и.

Это гласные какого ряда? (второго)

Молодцы! Сейчас я вам буду называть слова, а вы поднимите ту букву, которая стоит в начале слова.

Яша, яма, ястреб, ящик, яблоко, ящерица (ученики поднимают букву я)

Ежик, елка, ерш, елочка, ежится.(ученики поднимают букву е)

Юбка, Юра, Юля, юный, южный, юрта.(ученики поднимают букву ю)

Ель, ел, ем, едут, ехать, ели.(ученики поднимают букву е)

Имя, ирис, Игорь, индюк.(ученики поднимают букву и)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Давайте посмотрим следующее задание ежика.

2.- Следующее задание называется «Угадай картинку»

- Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы должны ее угадать и записать в тетради только первые буквы названных слов.

Елка, юбка, яма, енот, ирис, ящик.

Давайте теперь проверим.(Встает один ученик, выходит к доске и записывает, остальные проверяют)

3 .- Следующее задание называется « Найди гласные второго ряда»

Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами, вам нужно гласные второго ряда обвести в кружочек красным карандашом.(Я Ё М Ю Р П Е Д С И)

Давайте проверим.

Давайте посмотрим, какие еще задания принес ежик

4.– Следующее задание называется « Шифровальщик».

- Ребята, отгадайте пожалуйста загадки, слова – отгадки обязательно должны начинаться с гласной второго ряда. Отгадки запишем в виде слоговой схемы, надписывая гласные второго ряда (по цепочке дети выходят к доске)..

1.Может и разбиться. 2.На одной ноге кружится 3.Если б не было его

Может и свариться. Беззаботна, весела Не сказал бы ничего.

Если хочешь, в птицу В пестрой юбке танцовщица (язык) _я_ ___

Может превратиться. Музыкальная …

(яйцо) _я_ ___ (юла) _ю_ ___

4.В узкий глазок вдета тонкая нитка 5.Бегает среди камней

И поплыла за корабликом прытко. Не угонишься за ней.

Шьет, вышивает и колется колко. Ухватил за хвост, но Ах!

А называют кораблик … Удрала, а хвост в руках.

(иголка) _и_ ___ ___ (ящерица) _я_ _е_ _и_ __

6.Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(яблоко) _я_ ___ ___

Хорошо!Вы хорошо справились с этим заданием.

Ребята, вы наверное устали,давайте теперь немного отдохнем.

5.Физкультминутка

Игра «Назови ласково» (с мячом): ягода - …, яйцо - …, язык - …, ежевика - …, ёлка - …, ёрш - …, юбка - …, ящик - …, яма - …, яблоко - …

- Мы немного отдохнули, давайте посмотрим,какие еще задания нам принес ежик.

6.Вставь пропущенные буквы.

Ребята, на доске записаны слова, вам нужно подставить пропущенные буквы.

Ягода, юла, ежик, имя, ель, ясный, южный, елка, иголка.(…года, …ла, …жик, …мя, …ль, …сный, …жный, …лка, …голка)

Молодцы, вы справились и с этим заданием.

7.- Следующее задание называется « Развитие мелкой моторики»

Надо обвести и заштриховать трафарет гриба наклонными параллельными линиями (дети выполняют задание в тетрадях под музыкальную композицию).

8 . « Чистоговорки»

Повторяйте хором чистоговорки:

Я-я-я – всё умею делать я! Ё-ё-ё – глажу с бабушкой бельё.

Е-е-е – помогаю всем в семье! Ю-ю-ю – с папой песни я пою.

Ю-ю-ю- вместе с мамой куклам шью. Я-я-я – с малышом гуляю я!

10. Итог занятия

Ежик прощается с нами и на прощание хочет узнать, с какими гласными мы познакомились? (Гласными второго ряда: Я, Ё, Ю, Е, И).

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали и Ёжик дарит вам гостинцы – спелые яблоки.

Выделение гласных первого ряда из слов

Л.В.Шаповалова

Тема: Выделение гласных первого ряда из слов.

Цель : формировать умение выделять гласные 1 ряда из односложных слов.

Задачи: учить анализировать и дифференцировать полученные знания с помощью выделения необходимой информации и систематизации ее; совершенствовать грамматический строй речи и связную речь;

корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в выделении гласных звуков из односложных слов; развивать долговременную память, конкретно – действенное мышление, коммуникативную компетентность;

воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование : предметные картинки, цветные и карандаши, зеркала, тетради, азбуки, песок, синие и красные фишки, цветные полоски, цветик – семицветик, логопедические зеркала, дидактический материал.

План и ход занятия.

І. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок…

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2. Психологический настрой.

Для начала давайте посмотрим, с каким настроенинм вы пришли на занятие. А помогут вам в этом разноцветные лепестки. Выберите лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению. Составив цветок, мы сможем понять наше настроение.

Язык красок:

Желтый, оранжевый – веселое, шаловливое, радостное;

Красный – хороше, бодрое настроение;

Зеленый – лень и равнодушие;

Синий – спокойствие;

Фиолетовый – грусть, тревожность;

Черный – печаль.

Дети, у всех разное настроение.

ІІ. Основной этап.

    Артикуляционная гимнастика.

2. Отгадай загадки

На лице гора,

В ней два окна.

о с)

Сапожник, не сапожник

Портной, не портной

В руках ножницы,

А во рту – щетинка

а к)

Я очень вкусный и полезный,

Могу я на столе лежать,

могу и в ротик убежать

ы р)

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь

у к)

Это что же за дразнилка?
Я зову: «Наташка!»
А он кричит: «Ашка!»
Я зову «Сережа»!
А он кричит: «Ежа!»
Я кричу: «Ау!»
А он рычит: «У-у-у!»

( э хо)

В воду глядеть на своё отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Нежная, грустная .... (Ива)

(На доске предметные картинки – отгадки).

За правильный ответ ребёнок получает картинку – отгадку.

Назовите свою картинку, выделяя голосом гласный. (Ж – ууууу - к,

н – ооооо - с, р – ааааа - к, с – ыыыыы - р)

3. Сообщение темы и цели занятия.

Вопросы для каждого ребёнка:

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [У] ?

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [О] ?

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [А] ?

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [Ы] ?

Покажите артикуляцию каждого звука без голоса.

Докажите, что А, О, У, Ы – гласные.

При произнесении воздушная струя не встречает преград.

Это звуки первого ряда. Как они звучат?

Какая буква здесь лишняя? Почему?

Скажите гласные звуки кратко, отрывисто: А. О. У. Ы. Э.

А теперь протяжно: А ___ О ___ У ___ Э ___ Ы ___

4. Сопоставление звуков с их графическим изображением – работа с алфавитом:

Дети, я буду вам читать стихотворения про гласные 1 ряда, а вы покажите эти буквы на алфавите.

Письмо в воздухе,

На ладошке,

На спине соседа.

А – начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать ее легко, ноги ставит широко.

Буква О всегда стояла круглая, нормальная,

Спать легла, бока помяла. И теперь овальная!

У – улитка на дорожке смело выпустила рожки,

Уходите – ка с пути, не мещайте дом везти.

А бедняжка буква Ы ,

Бродит с палочкой, увы!

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

5. Игра на внимание.

На какие звуки не было скороговорок?

А – А – А – пропела мама.

А - А – А – пропел малыш.

А – А – А – споем для куклы.

А – А – А – и кукла спит.

Ы – Ы – Ы - тыква, бусы и усы.

Э – Э – Э

Эмма, Эдик шли в кино, покупали эскимо.

6. Письмо гласных букв 1 ряда.

Напишите букву, соответствующую гласному звуку в словах: МАК, СОМ, КОТ, БЫК, ЛУК – индивидуальная работа.

(Дети пишут пальцем буквы: А, О, Ы, У на блюдце с песком)

7. Игра «Хлоп- топ»

О – хлопни в ладоши, У – топни ногой, А – хлопни и топни одновременно.

Картинки: дерево, шкаф, волк, лук, слон, краб стол.

8. Работа с картинным материалом.

(на столе картинки с одним, двумя гласными: дом, мак, кот, лук, книга, часы, гуси и т.д.)

Выберите картинки, в названиях которых слышится один звук гласный.

Произнесите слово, выделяя гласный (протягивая) и назовите его и запишите в тетради.

9. Игровое упражнение «Веселая гимнастика» - на внимание.

Вы внимательно выслушиваете мои указания и точно их выполняете:

Поднять руки вверх;

Правую руку опустить вниз;

Левую руку поставить на пояс;

Руки опустить вниз;

Повернуться направо;

Посмотреть налево.

10. Расширение и уточнение словаря.

На столе у вас лежат предметные картинки, выберите сначала картинки, которые начинаются на звук А, (О,У) работаем в паре.

Обратите внимание, на столе лежит какой – то камень. Кто знает, что это?

На какой звук это слово?

Что такое «уголь», как вы понимаете?

А где добывают уголь?

Мы живём в ДНР и уголь – главное богатство нашей республики. И на нашем флаге есть черный цвет, который символизируют плодородную землю и уголь Донбасса.

Какие еще цвета на флаге ДНР?

Донбасс – наша родина и мы любим ее. Что мы можем пожелать людям Донбасса.

Людям Донбасса небо без тучек,

Людям Донбасса солнышка лучик.

Людям Донбасса мира, добра,

Пусть прекратится эта война!

Назовите гласные в слове «Донбасс». Что они обозначают?

11. Упражнения в уточнении цвета.

Возьмите синие и красные карандаши.

Что мы обозначаем синим Цветом? Красным?

12. Чтение сочетания гласных букв 1 ряда.

Уэо уа оэаы ау аоыэ оау иа уоа

Вы заметили, что здесь есть настоящие слова, назовите их.

13. Работа со схемой слова [Д], [О], [М].

Сколько всего звуков?

Сколько букв в слове?

Сколько гласных звуков?

Где находится гласный?

14. Физминутка. “ДОМ”

ДОМ – дети стоят прямо, руки в замке за спиной;

ДОМИК – дети приседают, руками обхватывают колени, наклоняют голову;

ДОМИЩЕ – подпрыгивают, высоко тянут руки вверх.

Уточняются лексические значения слов: ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ.

15. Работа с азбуками.

в) из азбуки составить слово ДОМ

Замените [О] на [Ы]. Прочитайте.

Объяснение лексического значения слова ДЫМ.

Замените [Ы] на [А]. Прочитайте

Запишите в тетрадь. Отметьте гласный красным карандашом.

16. Гимнастика для рук.

Кулачок – ребро – ладонь.

17. Упражнение в составлении предложений.

Ребята, слова, произносимые нами, сами по себе ни о чем не говорят, не рассказывают. Например, слово «дом». Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый), где он стоит (в городе или деревне), кто в нем живет. Для того, чтобы сова стали рассказывать, они должны подружиться друг с другом. Например, «Рабочие построили новый дом». Из дружных слов получилось предложение.

Скажите, что вы узнали о доме?

Кто построил дом?

Какой это дом?

Составьте вы предложения со словом «дом».

(Дом большой и красивый. Дом стоит на берегу реки. В доме живёт дружная семья.)

Предложения тоже могут дружить. Так получается рассказ.

Перескажите рассказ о доме.

Скажите, без гласных получились бы у нас слова? Предложения? Рассказ?

ІІІ. Заключительный этап.

    Итог.

Понравилось вам занятие?

Чем оно вам запомнилось?

А давайте сейчас проверим, какое у вас настроение?

2. Оценка деятельности каждого ученика.

Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР

Выделение гласных первого

ряда из слов.

открытое логопедическое занятие

2 класс

Подготовила: учитель – дефектолог

Л.В.Шаповалова

2017 – 2018 уч. год.

1. Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.

а - м - у - т - о; т-с - ы - а - р; э -а - м - у - т; о - п- у - а - с - ы - ш; к - э - о - у - п - ы- н

2. Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф

4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)

а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х

5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные - красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)

Образец карточки:

р а т к у

6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)

7. Запишите буквы в две строчки.

(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней - согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)

Гласные первого ряда

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков . Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о



IV. Выделение гласных первого ряда из слогов. s Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Выделение гласных первого ряда из слов

Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву. Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася

Выделите гласную из середины слов, запишите ее.

лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, сам, мак

3.Назовите картинки. Выделите гласный звук из названий этих картинок. Запишите соответствующую гласную букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: жук, мох, зуб, сук, сыр, рак.

4. Выделите гласную из данных слов, запишите ее.

крот, куст, стол, шкаф, плыл, слух, град, гнул, брось, кто

5. Назовите картинки. Выделите гласный звук из их названий. Запишите соответствующую букву.

Приблизительный перечень картинок, подбираемых логопедом: кран, стул, волк, гусь, хвост, клык, слон, мост, глаз, бровь.

Конспект занятия

Тема. Гласные звуки .

Цель. Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда.

Оборудование. Буквы и, й, таблица с гласными второго ряда.

Ходзанятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II.Знакомство с буквами и, й.

Образование гласных второго ряда.

Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого

ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.



Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.

Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

III. Итог занятия .

Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

Гласные второго ряда

а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб

б) еж, елка, ерш, елочка, ежится

в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта

г) ель, ем, ели, едут, ехать

д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры

е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы

а) моя, твоя, Зоя, Рая

б) пою, мою, рою, свою, твою

в) мое, твое, свое, белье, старье

г) мне, тебе, себе, везде

д) пою, мои, спи, твое, белье

(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.

Слоговой состав слова

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.

Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,

произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба

V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает

(это слово? " (Рыба - кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое

изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух ." открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги

Оборудование. Схемы слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент .