Александрийская православная церковь. Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания

Египет – одна из старейших цивилизаций мира, не раз упоминающаяся в Священном Писании. Здесь, спасаясь бег­ством от жестокого Ирода, провел младенческие годы Спаситель мира с Пречистой Своей Матерью и нареченным старцем Иосифом.

Семена христианской веры на территорию современной Арабской Республики Египет были принесены святым апостолом и евангелистом Марком , который принял здесь мученическую кончину в 68 году. Согласно преданию, апостол Марк основал в Александрии катехи­зическую икону, ставшую впоследствии крупным научным центром.

Во II веке в Египте была уже епископская кафедра. Александрий­ская Церковь считается колыбелью христианского монашества. Здесь подвизались отцы монашества Антоний, Пахомий и Макарий Великие, преп. Мария Египетская. Тут трудились великие учите­ли Александрийского училища: Пантен, Климент, Ориген, Диони­сий и Дидим. В борьбе с ересями прославились великие светиль­ники Александрийской Церкви – Афанасий Великий и Кирилл. В связи с образованием церковно-административной структуры Александрийская Церковь заняла одно из ведущих мест среди Православных Церквей. Её предстоятелю в ряду патриархов было отведено второе место после Константинопольского. В V веке среди христиан Египта произошел раскол на православных и монофизитов (коптов).

В первой половине VII века Египет был завоеван арабами и в стране началась исламизация населения. Особенно массовое обращение христиан в ислам наблюдалось в VIII и IX веках. В начале XIII века в пределах Египта распространяется католицизм. Его принесли сюда западные христиане в 1219 году во время крестового похода. В начале XVI столетия Египет был завоеван турками-османами. С этого времени Александрийская Церковь вплоть до 1920 года находилась в трудном положении. Она пос­тоянно испытывала ограничение в своих действиях со стороны государственных властей. Положение Церкви усугублялось и тем, что в этот период иерархия не могла самостоятельно избирать Предстоятеля. На патриарший престол в основном восходили ставленники Константинопольской Церкви.

Наиболее известны Александрийские патриархи: Мелетий Пигас (1588-1801 гг.), Иерофей I (1818-1845 гг.) и Иерофей II (1847-1858 гг.), которые возглавляли свою немногочисленную паству в трудные времена. Александрийской Православной Цер­ковью управляет Патриарх, резиденция которого находится в Александрии. При Патриархе существует Священный Синод, состоящий из 14 правящих архиереев. В пределах Египта Алексан­дрийский Патриархат состоит из 5 епархий. Паства Церкви в конце XX века насчитывала 30.000 верующих, объединявшихся в 55 приходах. В ведении Церкви имеются 3 монастыря, Патриаршая библиотека (основанная в 1952 г.), Институт восточных исследований (основан в 1952 году), Высшая духовно-педагогическая семинария (с 1934 г.). Официальный печатный орган – журнал «Пантенос» и периодический «Форос екклесистикос».

За пределами Египта Алексанрийская Церковь распространяет свою юрисдикцию на африканский континент, где имеет 9 епархий. В этих епархиях, включая египетские, паства Церкви по данным на 1982 год составляла 350.000 верующих, которых окормляли 13 митрополитов. В ведении епархий находилось 176 храмов. Александрийская Православная Церковь имеет на территории Украины подворье, которое находится в Одессе. Оно состоит из резиденции настоятеля подворья и храма в честь Святой Троицы. Подворье учреждено в 1955 году и является живой связью между Русской и Алексанрийской Православными Церквями. 116-м патриархом Александрийским в настоящее время, с 2004 года, является Феодор (Хорефтакис ), Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судья Вселенной.

Александрийский собор 362 г.

Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым же постановлением собора было провозглашение Никейского символа, почти забытого на Востоке. Ради этого повторено правило Сердикского собора: «…во всем довольствоваться верой, исповеданной никейскими отцами, потому что она не имеет никакого недостатка и полна благочестия, и не подобает составлять иного изложения , дабы написанное в Никее не сочли несовершенным».

После этого постановлено приемлющих такое условие единения принимать в сущем сане.

He мог не подняться спор? точном понимании и употреблении терминов «усиа» и «ипостасис». Начались споры. Большинство «староникейцев» предлагало сердикское словоупотребление, т.е. «одну ипостась». Меньшая восточная группа, воспитавшаяся в омиусианстве, предлагала все-таки не употреблять «омоусиос», a заменить его на «омиос кат усиан». Поднялись горячие дебаты. «Старые никейцы» поясняли, что формулой «Единая ипостась» они хотят утвердить «тожество божественной природы всех Трех Лиц – ??? ????????? ??? ??????». Но было очень важным заявление Афанасия, что он приемлет формулу «Три Ипостаси» с правильным ее толкованием.

Поднят был формально на этом соборе и важнейший вопрос? форме учения, ? божестве 3-й Ипостаси. Констатировали, что древние (Тертуллиан, Ориген) богословствовали? Духе то же самое, что и? Сыне. Но вот теперь ариане определенно проповедуют, что Дух есть творение. A Евномий и еще острее – что Дух есть творение творения, как данный нам через Сына. Ясную доктрину? богоравенстве Святого Духа сам св. Афанасий обстоятельно развил в своих письмах к Серапиону Тмуитскому. Незаконченность в раскрытии этого вопроса сказалась в том, что на данном соборе не было принято никакой обязательной формулы.

He мог собор не коснуться и так называемого «Антиохийского раскола», длившегося уже 32 года. Но, конечно, был не в силах реально помочь его исцелению. Поучительна история этой затяжной церковной болезни. Очень легко создавать церковные разделения. И почти выше человеческих сил их залечивать.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в


Перевод с английского Марины Леонтьевой

С радостью встретили православные Египта весть о визите Патриарха Кирилла в древний Александрийский Патриархат. Глава крупнейшей и наиболее влиятельной в мире Православной Церкви начал свою поездку с посещения кафедры святого апостола Марка и завершит ее в Сирии в Дамаске. Эта весть быстро разнеслась среди прихожан, и вскоре в Александрии и Каире начались приготовления к этому большому духовному событию.

Патриарх Кирилл вместе с Патриархом Феодором II совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Александрии. Каирские священники под предводительством Архимандрита Элиаса Хабиба приехали в Александрию, чтобы поучаствовать в этом историческом событии вместе с александрийскими верующими.

Мне кажется, такая радостная реакция и праздничная атмосфера объясняются двумя важными причинами. Во-первых, исторически тесными связями между двумя Патриархатами. Во-вторых, значительным авторитетом Московского Патриарха как выдающейся духовной личности православного мира.

За последние два десятилетия Русская Православная Церковь усилила свою духовную роль и свое сотрудничество на Среднем Востоке. Грандиозный собор св. Николая воздвигнут в Объединенных Арабских Эмиратах, заметно возобновление деятельности в Иерусалиме, благодаря чему христиане Антиохийской Церкви получают материальную и духовную поддержку. Сегодня в Африке можно встретить миссионеров, содействующих стараниям Александрийского Патриархата в этой бедной и зачастую заброшенной части света.

Исторически сложилось так, что мы, александрийцы, хорошо знаем, как Русская Церковь помогла в восстановлении Православных Церквей и Патриаршей Библиотеки. Действующий Патриарх Александрийский Феодор II был наместником Александрийской Епархии в Москве. Он свободно говорит по-русски, и даже иногда по-русски молится. Он присутствовал при интронизации Патриарха Кирилла и совершал вместе с ним его первую после интронизации Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя.

В качестве дальнейшего свидетельства тесных взаимоотношений, Патриарх Кирилл преподнес колокола, вылитые в России специально для Свято-Георгиевского Патриаршего монастыря в Каире. Это можно считать указанием на перспективу дальнейшего сотрудничества на официальном и пастырском уровнях.

Как член Александрийской Православной Церкви, я воспринимаю первый визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат, как продолжение сотрудничества и содействия Русской Церкви. Церкви в Египте нужна поддержка в ее программах и развитии. В настоящий момент основными сложностями, с которыми приходится сталкиваться Церкви, стали бедность и социальные проблемы. Африканским миссионерам нужна поддержка всего христианского мира, помощь в проповеди Евангелия и просвещении божественным светом людей, которые проживают на беднейшем континенте в тяжелых условиях.

В духовной плоскости растет интерес к русскому святоотеческому наследию. Православные Средней Азии сегодня трудятся над переводом и изучением русских святых отцов. Церковь Святых Архангелов в Египте опубликовала некоторые переводы известных работ современных русских отцов. Православным верующим, говорящим на арабском языке, постепенно становятся известны работы отцов Сергия Булгакова, Георгия Флоровского. Я убежден, что Русская Православная Церковь должна предложить и поддержать мероприятия по общению между александрийскими и русскими верующими, в том числе знакомя православных христиан Среднего Востока с русским духовным опытом.

Я верю, что этот визит станет положительным шагом на пути осуществления данных ожиданий.

Краткая история церкви

Александрийская церковь - вторая по значимости среди православных церквей. В настоящее время она насчитывает около 250 тысяч верующих и по сравнению с другими церквями является сравнительно немногочисленной: большинство христиан Египта принадлежит к Коптской церкви - монофизитской, которая с точки зрения православия является еретической.

Александрийская церковь, по преданию, была основана около 42 года апостолом и евангелистом . Христианству в Александрии противостояли многочисленные языческие культы. С 451 года церковь стала патриархатом, третьим по значению после Римской кафедры и Константинополя. Она дала христианскому миру много великих имен: святителей и Кирилла Александрийского, основателей богословия Климента Александрийского и его преемника Оригена. Христианский Египет - родина монашества, здесь жили преподобные и Пахомий Великие, знаменитые аввы (наставники монахов) Паисий, и Великие.

В конце V века большинство христиан Александрии перешло в монофизитскую ересь, а в VII веке Александрию захватили арабы, и православная церковь пришла в окончательный в упадок. В начале XVI века Александрия была завоевана турками, и до XIX века патриархи Александрийские подчинялись Константинопольским. Многие из них годами жили в Стамбуле и почти не появлялись в Египте. С XVI века начали развиваться отношения Александрийской церкви с Россией.

Положение христиан в Египте улучшилось лишь в начале XIX века, в период правления Мухаммеда Али, установившего религиозную свободу, однако периодически религиозные гонения возобновляются в Египте и поныне.

Александрийский патриархат стал полностью независимым в 1935 году.

Патриарх Александрийский

Будущий патриарх Феодор II (в миру Николаос Хорефтакис) родился 25 ноября 1954 года в деревне Кастели на острове Крит, окончил богословский факультет Фессалоникийского университета, изучал историю искусств в Одесском университете. В 1973 году был пострижен в монахи в Агарафском монастыре в городе Ираклионе (остров Крит). В 1978 году был рукоположен в иеромонаха, с 1985 по 1990 год был представителем Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси (подворье Александрийского Патриархата в тот момент находилось в Одессе). В 1990 году будущий патриарх был рукоположен во епископа, получил титул епископа Киринского и назначен экзархом Александрийской Православной Церкви в Афинах. В 1997 году стал митрополитом Камерунским, в 2002-м - митрополитом Зимбабвийским. После гибели патриарха Петра VII в авиакатастрофе в 2004 году был избран патриархом Александрийским.

Патриарх Александрийский Феодор II был единственным из патриархов поместных церквей, участвовавшим в интронизации патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ — один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические — мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев — символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии — литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444-451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623-662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047-77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727-767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210-18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657-77), принимавший участие в соборе 1666-67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833-55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806-48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47-58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900-25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926-35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968-86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного — в Александрии и Св. Николая — в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. — журнал Pantainos. Правосл. А.п. — член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217-236; Роберсон, 60-62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961-62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970