Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественный труд.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми особенностями жизни зайца;

2. Учить называть диких животных и их детёнышей.

3. Формировать умение составлять описательные предложения о животном; закрепить терминологию: слово, предложение; активизировать словарь учащихся.

4. Совершенствовать навык изменять имена существительные по числам и родам, изменять существительные по падежам: в именительном, родительном падежах множественного числа;

5. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутка «Зайцы», продуктивная деятельность детей.

Ход работы:

Организационный момент

Ребята, посмотрите, к нам пришёл гость – заяц. А зовут его Ромка.

У зайчика ушки

торчат на макушке,

Любит он вкусный

листик капустный.

Бегает быстро

и прыгает ловко,

Всё потому, что

ест он морковку!

Беседа с детьми.

Давайте рассмотрим его. Какой он? (шустрый, длинноухий, трусливый, пушистый, косой)

А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага. И косым его называют не от того, что у зайца косят глаза. Вовсе нет, с глазами у него всё в порядке. Дело в том, что охотники давным-давно заметили, что заяц прыгает не по прямой линии, а скачками: то вправо, то влево. Потому и назвали зайца косым.

А какая у зайца шубка? (Пушистая, белая, мягкая). Почему зайцу необходимо менять цвет шубки? (Он маскируется, сливается по цвету со снегом, а ещё новая шубка теплее). Но не только зайцы меняют мех. Все звери одевают зимнюю, более тёплую шубку на зиму.

Давайте попробуем составить предложения о зайце. (Составление предложение и последующее деление его на слова).

А может быть, у нас получится составить рассказ о зайце? (Составление рассказа)

А давайте в зайчиков поиграем.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)

Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг - скок, прыг – скок (прыжки вперед-назад, вперед-назад)

Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд. (шаги на месте)

Работа по словообразованию.

И сейчас я приглашаю вас в лес, в гости к зайцам. А может быть, и другие звери нам повстречаются. Идём мы по лесу и встретили …(показать картинку) лису. Давайте поработаем по схеме и назовём, как называется взрослое животное, детёныш и несколько детёнышей (использовались картинки животных)

Лиса (лисёнок – лисята),

Волк (волчонок – волчата),

Утка (утёнок – утята),

Мышь (мышонок – мышата),

Лось (лосёнок – лосята).

(Картинки вывешиваются на магнитную доску)

Молодцы, дети. А давайте поиграем в игру «Кто пропал, кого не стало?»

Правила игры: Дети закрывают глаза, и в это время воспитатель убирает одну из картинок. (Дети открывают глаза и слушают вопрос воспитателя. Необходимо правильно ответить на вопрос. Например: Кто пропал? – пропали волчата. Кого не стало? – не стало волчат.)

Молодцы, ребята.

Практическая деятельность – конструирование из бумаги.

А сейчас нашему зайке пора бежать домой, но я предлагаю самим сделать сувенир для себя: зайку из бумаги. Он вам будет напоминать о сегодняшнем путешествии. (Дети делают зайца: тело выполняется из прямоугольного листа бумаги, который сворачивают в цилиндр и склеивается. К такому цилиндру приклеиваем уши и лапки. Рисуем фломастером мордочку)

Посадим зайчат на полянку и полюбуемся на них.

Благодарю за работу!

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

«Дети лепят снеговика»

Конспект занятия предназначен для детей старшей логопедической группы с заключением ОНР. Занятие разработано для обучения составления рассказа по серии картинок дошкольников в процессе игровой деятельности. К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.

Программное содержание.

  • учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
  • уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;

Развивающие задачи:

  • упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными;
  • упражнять в составлении простых предложений по картинке, определять количество слов в предложении и составлять схему этого предложения;
  • упражнять в употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных, в употреблении предложений с союзом потому что;
  • закреплять умение определять последовательность событий по серии картинок и составлять по картинкам короткий рассказ;
  • развивать внимание, память, творческое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

  • круг из картона белого цвета, лучики для снежинок (оригами), колокольчик, сюжетные картинки для составления предложений, схемы предложений, серия сюжетных картинок «мальчики лепят снеговика», презентация

Ход НОД

1. Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!

(Дети здороваются)

Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

Игра «Доскажи словечко»

«Тихо, тихо как во сне,
Падает на землю…»

«Вот веселье для ребят,
Всё сильнее…»

«На дорожку, на лужок,
Тихо падает…»

«С неба всё летят пушинки-
Серебристые…»

Заглянула к нам в окошко зима и удивилась: почему же наши снежинки без лучиков?

2. Дидактическая игра «Подбери слово».

Сейчас мы с вами будем выкладывать по одному лучику, называя признаки зимы.

Зима какая? Холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная) (На полу лежит круг, дети, говоря слово- признак, кладут около круга «лучик»).

Посмотрите, какая красивая снежинка получилась у нас.

Полетели, закружились снежинки, опустились на землю, появился сугроб. Снег — какой? Блестящий, рыхлый, искрящийся, искристый, пушистый, рыхлый, липкий. (Из снежинок выкладывают сугроб).

3. Составление предложений о зиме.

Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.

Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.

Прочитай свое предложение.

Сколько слов в твоем предложении?

Какое первое слово? Второе?

Очень зимушке –зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.

Слайд № 4

4. Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик»

Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой.
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.

Лепим ручки,
Лепим ножки,
Чтобы бегал по дорожке.
Лепим глазки,

Лепим бровки,
И длиннющий нос морковкой.

5. Употребление предлогов «на, под, в, из, за» , обозначающих пространственное расположение предметов,

– Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер- проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки. (Я нашел картинку под столом, на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).

6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.

С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)

Дима, какое время года изображено на картинках?

Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)

Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)

Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)

А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)

На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.

Для чего он это делает?

Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.

Что нарисовано на второй картинке?

На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.

А что происходит на следующей картинке?

На этой картинке Петя слепил самый большой ком.

Что нарисовано на следующей картинке?

Здесь Дима слепил ком поменьше.

На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.

Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика, выходите ко мне

7. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок - «Катят».
Он превратится в толстый ком, — Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. – руки над головой.
Его улыбка так светла! — Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. — Показывают.
Но солнце припечет слегка - Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы - и нет снеговика.- Пожимают плечами, руки в стороны.

А что теперь подсказывает нам наша схема? (мы должны расставить картинки в правильной последовательности).

И последняя схема сообщает нам, что надо составить рассказ по этим картинкам.

8. 2-3 ребенка составляют рассказ по серии картинок

9. Итог занятия

Понравилось Зиме как вы занимались: много слов придумали о зиме, составляли предложения, и даже придумали
рассказ о детях, которые слепили снеговика. А в снежинок превратиться сумеете?

Превращаемся в снежинки
Заметем мы все тропинки.
Вьюга вьюжит,
Вьюга вьюжит.
И снежинки в танце кружат.

Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Снежинки»

Снежинки, снежинки по небу летят,
Снежинки, снежинки на землю хотят.
Но ветер всё дует сильней и сильней,
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер затих,
Стало тихо кругом,
Снежинки слетелись в один большой ком.

Камаева Н.Е.,
учитель-логопед

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Шарьинский филиал ГОУВПО

Костромской государственный университет им. Некрасова


Контрольная работа

по курсу: Методика развития речи детей дошкольного возраста

на тему: Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов


Выполнила:

студентка 3 курса

специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования»

Тончавина Евгения Валерьевна



Введение

1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов

2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов

Заключение

Библиографический список


Введение


Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на восприятие - ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.


1. Сущность, признаки и структура описательных рассказов


В детском саду придается особое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.

Описание - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или действия с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового или другого процесса опирается на его последовательность (т.е. последовательность выполняемых действий).

Существуют разновидности описательных рассказов: сравнительный и объяснительный рассказы.

В детском саду дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например, сначала по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме). Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу - значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается. Например, ребенок может рассказать и объяснить товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в какую-либо игру.


2. Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

описательный рассказ речевой дошкольный

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей", пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

В старшей группе речь детей должна быть более разнообразной, четкой, последовательной, чем в средней. Однако, практика показывает, что часто рассказы детей старшей группы не всегда интересны по содержанию, могут быть не последовательно и не логично изложены, однообразны. Часто они состоят из простых назывных предложений. Наблюдается повторность, однообразие в подборе характеристик описываемых предметов и объектов, преобладание личных местоимений, вместо называния предметов. Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильного сочетания слов в предложении, неправильного порядка слов в предложении. Например, описывая ель, ребенок говорит: «Сначала у ней ствол толстый и коричневый, а потом все тоньше и зеленый » - вместо «Внизу ствол у ели толстый и коричневый, выше он становится тоньше, а на самом верху - тонкий и зеленый».

Дети неоправданно широко употребляют определения: «большой» и «маленький», нередко дают лишь приблизительную характеристику цвета, формы, мало используют слова типа «разноцветный», «одноцветный», «пестрый». («Кошечка белая, немножко коричневая. Хвостик у нее белый. Еще желтое есть»).

Указанные особенности речи детей не являются признаком функционального несовершенства. Развитый аппарат речи, имеющийся чувственный и речевой опыт дают возможность совершенствовать все стороны речи. Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и в первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики. Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.


3. Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов


Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, частичный образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные приемы.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, следует поощрять элементы самостоятельности.

Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например, придумывание начала повествования об объекте или игрушке.

Весь рассказ целиком или его часть воспитатель может повторить по мере потребности и по ходу занятия (или привлечь к этому другого ребенка), можно включить его в оценку ответов детей (этот прием, применяемый в игровой форме в средней группе - например, от имени описываемого детьми медвежонка, который хвалит детей за правильное описание его характерных визуальных качеств, срабатывает и с детьми старшей группы - в чем я убедилась неоднократно на собственном опыте).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной творческой работе мысли, что необходимо в процессе работы с детьми старшей группы. Так, можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Педагоги старшей группы нашего детского сада используют такой прием, но несколько в ином ракурсе: дети самостоятельно последовательно описывают 2 различные игрушки (например, 2 игрушечных кошечек), что служит альтернативным образцом составления описательного рассказа для других детей; далее другие дети составляют рассказы о других игрушечных кошечках (детям на выбор предоставляются несколько игрушек) - а, поскольку кошечки имеют внешние отличия, рассказ не бывает однотипным, сухим, неэмоциональным, наоборот, дети творчески подходят к составлению рассказа).

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера. Для того чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует детей, их внимание, кроме того, это средство индивидуализации заданий.

В старшей группе следует указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами детей (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). В старшей и подготовительной группах полезно использовать прием воспроизведения плана детьми (привлекать детей к этому действию следует исходя из их индивидуальных возможностей). Педагог, не употребляя слово «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого, подчеркивая ударениями опорные слова в фразах. Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

На некоторых занятиях применяется прием составления рассказа по частям, он облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов становится глубже и полнее; кроме того удается спросить большее количество детей.

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают обычно после того, как рассказ составлен, для уточнения его или дополнения. В процессе же рассказывания лучше использовать подсказ слова или предложения, исправление ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

Оценка также является обучающим приемом. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Таковы общие приемы обучения составления рассказов.

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е. упражняет свои ощущения и восприятия.

Поскольку дети учатся описывать предметы и объекты, которые они знают, видели, педагоги должны использовать эти рассказы в воспитательных целях. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета и правильно определял его назначение; в то же время нужно учить детей обращению с предметами (предлагать показать, как нужно держать ложку, как завязывать кукле шарф и т.д.).

Описание игрушек.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам. В большинстве же случаев игрушки вносят на занятие закрытыми и предъявляют детям по одной.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Воспитатель продумываете, кого вызвать для описания следующей игрушки, учитывая трудность задания и интересы детей. Иногда для оживления занятия он предлагает детям самим выбрать игрушку для описания, вызывает рассказывать по желанию.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Старший воспитатель должен постепенно накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Например, для старшей группы - умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы - школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.).

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов. Это небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства (свежий распустившийся цветок, вид вечерней опушки леса, кружевная салфеточка на темном фоне и т.п.).

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.


Заключение


Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность старших дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.

Как уже говорилось выше, некоторые педагоги считают, что дети не любят занятия по составлению описательных рассказов по игрушкам и натуральным предметам, другие наоборот указывают на то, что интерес детей к такого рода занятиям очень велик. Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в это, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.


Библиографический список


1.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. ? 223 с.

2.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

.Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

.Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. ? К.: Рад. школа, 1984. - 176 с.

.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. ? М.: Просвещение, 1966.

.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

.Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Чапурина Ксения Владимировна
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»

Задачи :

связная речь : учить составлять короткий рассказ на заданную тему ;

словарь и грамматика : закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи : учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Материалы :

Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей) : лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др. ;

Скворечник.

Ход занятия

Воспитатель (читает детям стихотворение И. Токмаковой)

Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель : Где спит рыбка?

Дети. В воде.

Воспитатель. А в конуре кто спит?

Дети. Собака.

Воспитатель. Собака с малышами. щенками. В конуре собака со щенками, в дупле - белка с бель. чатами, в норе. лиса с лисятами, а в дырочке под полом. мышка с мышатами.

Если дети затрудняются в подборе наименований, воспитатель подсказывает начало слова.

В разных домах живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?» . Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.

Чей дом - конура?

Конура - дом щенков, а нора. лисят.

Дупло - дом. бельчат.

Конюшня - дом. жеребят.

Коровник - дом. телят.

Скворечник - дом. скворчат.

Как вы догадались, что скворечник - дом скворчат?

Дети отвечают.

Скворечник - домик, который люди строят для скворцов поэтому он и называется : скворечник.

В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы - синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка устроит себе дом или кладовую.

Очень гостеприимный скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. (Показывает картинку со скворечником или макет.) Помогите детенышам попасть в свои домики. (Раздает картинки с изображением одного или нескольких детенышей - по одной каждому ребенку.)

У детей, речь которых развита хуже , можно спросить : «Тебе обезьянку или олененка? Тебе ласточку или снегиренка?»

Проводится физкультминутка.

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась

Три- присела

На четыре- улетела.

Рассмотрите картинки . Можете тихонечко рассказать друг другу , что на них изображено.

Домик пускает к себе всех : и зверят, и птенцов. Только нужна правильно и вежливо попросить об этом : если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание , правильно попросить : «Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших скворчат, наших бельчат, моего снегиренка» и т. п.

Все малыши собрались в домике. Догадайтесь, о ком из них эта загадка.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

Дети отгадывают, почему вы думаете, что это белка?

Дети отвечают.

А вот еще загадка.

Зимой спит - летом ульи ворошит.

(Медведь.)

Дети отгадывают.

Как вы догадались, что это медведь?

Дети отвечают,

Слушайте еще :

Кто на елке, на суку,

Счет ведет : «Ку-ку. ку-ку» ?

(Кукушка.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это кукушка?

Дети отвечают.

Смотрите на эту картинку. Кто на ней изображен? Дети. Зайчонок.

Воспитатель. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно. Зайчик, зайчик, где ты был? Д е т и. За капустой я ходил. Воспитатель. Зайчик, зайчик, где гулял? Дети. За морковкой поскакал, на полянке танцевал и т. п. Воспитатель. А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика , который на «полянке танцевал» .

Дети придумывают и рассказывают .

Воспитатель. Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы ,на этом наше занятие окончено . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Придумывание сказки на заданную тему» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Белоснежка» Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Тема: «Составление рассказа на заданную тему».Задачи: Образовательные: 1. Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. 2. Закрепить.

Одготовил: Воспитатель Ершова Н. Ф. МДОУ Детский сад № 150 Ярославль 2017 Конспект ООД по развитию речи во 2-й младшей группе Тема: Составление.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: - учить детей составлять небольшой.

Задачи: 1. Образовательные: Уточнить и закрепить знания о профессии повара. Учить составлять небольшой связный рассказ с опорой на наглядность.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Цель: закрепить представление.

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды :

Рассказывание по картине.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Совместное рассказывание . Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Составлено основываясь на материале:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.

3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года.СПб.: Детство – Пресс, 2001г.

4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.

5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.

6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.

7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.