Доклад "применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда ". "Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся." Продуктивное использование образовательн

Обобщение опыта работы

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

 Прослушивание музыкальных произведений.

 Ритмические движения под музыку.

 Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

 Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

 Улучшению общего состояния детей;

 Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

 Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

 Стимуляции речевой функции;

 Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

– Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

– Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

– У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

– Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

«Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Глушкова С.В., учитель-логопед

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:

Обеспечить достижение определённых задач,

Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

Гарантировать его высокий уровень.

В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей :

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Рассмотрим современные педагогические технологии, используемые в своей работе учителем-логопедом ДОУ:

№п\п

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

Технологии логопедического обследования

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере

методики: И.А. Смирновой,

Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

Своевременно

оказать помощь в преодолении этих трудностей

2 . Здоровьесберегающие технологии.

Технологии формирования речевого дыхания

Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Упражнения для дыхания на индивидуально,

фронтальной, подгрупповой.

методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

Зрительная гимнастика

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Профилактика миопии.

Релаксация

Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное напряжение.

Является одним из этапов работы

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Мимическая гимнастика

Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию

Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции

Более четкая мимическая картина

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения.

Физминутки по лексическим темам.

Повышение работоспособности,

профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи.

Гимнастика для пальчиков .

Развитие мелкой моторики пальцев рук, координацию речи и движений, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Крупотерапия, песочная терапия,

су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки

Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития.

Психогимнастика .

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения.

Игры и этюды

Развитие эмоциональной сферы,

рефлексии чувств.

Биоэнергопластика

Активизация интеллектуальной деятельности,

развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребёнка комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для

язычка.

Улучшается речь.

Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики.

Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие. Активизация интеллектуального и речевого развития, эмоционального восприятия, развитие артикуляционной моторики.

Сказки по лексическим темам на занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики.

Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков.

Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры .

Стимулирование и активизация

мышечного тонуса.

Комплексы упражнений на занятии,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения

Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Развитие познавательной активности.

Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребёнка.

Активное усвоение знаний. Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

Технологии коррекции звукопроизношения

уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций

методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технология концентрированного обучения.

Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.

Тематическое планирование.

Углублённое и всестороннее освоение материала.

Технологии дифференцированного обучения

обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.

Помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций

на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи

правильному развитию речи воспитанников

Технологии развития связной речи.

учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения задания

методики

Т. Б. Филичевой,

Г. В. Чиркиной

свободному высказыванию

Игровые технологии

Овладение ролевой игрой, формирование готовности к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.

Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение.

Информационные компьютерные технологии

Положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

Это активная процедура механического воздействия, целью которой является коррекция разнообразных речевых расстройств (дизартрий, алалий и других). Массаж помогает укрепить и расслабить артикуляционные мышцы, улучшает кинестетическое восприятие, стимулирует мышечные ощущения.

Основные виды логопедического массажа:

  • ручной (классический);
  • аппаратный (с помощью вакуумных, вибрационных приборов);
  • точечный (воздействие на биологически активные точки);
  • самомассаж (ребенок выполняет процедуру самостоятельно).

Также есть массаж зондами, камнями, травяными мешочками, каштанами.

Показания:

  • короткая подъязычная уздечка (как причина возникновения дислалий);
  • ринолалия;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения голоса;
  • алалия;
  • дисграфия;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • заикание невротической природы;
  • отсутствие четкого произношения.

На полный курс необходимо 10-20 сеансов, иногда больше. Продолжительность сеанса определяется психоэмоциональным состоянием ребенка (наличием или отсутствием страха, нервного напряжения). Среднее время процедуры – 5-6 минут.

Надо обязательно выбирать опытного специалиста, который сможет установить эмоциональный контакт с маленьким пациентом.

Достоинства процедуры:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • простота и безболезненность;
  • положительное влияние на нервную и мышечную систему;
  • повышение эластичности мышечных волокон;
  • улучшение функции сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы);
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений.

Противопоказания:

  • вирусные заболевания;
  • стоматиты, гингивиты;
  • конъюнктивиты;
  • кожные болезни.

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

  1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.
  2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

  1. Растяжка-это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.
  2. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с полугодовалого возраста. Ежедневно следует выделять на нее хотя бы пять минут.

Локальная гипер — и гипотермия

Данный способ создан и разработан Всесоюзным научно-методическим центром по лечению ДЦП. Он является одним из направлений криомедицины, в котором используется лечебный фактор холодового воздействия на ткани и органы. Методика корректирует мышечный тонус, нормализует мышечные реакции. Для ее проведения требуются теплая вода и лед.

Есть несколько вариантов воздействия:

  • поочередное использование теплового и холодового факторов;
  • сначала гипотермия, потом гипертермия;
  • только гипертермия;
  • только гипотермия.

Показания:

  • повышенное слюноотделение;
  • синкинезии;
  • артикуляционные апраксии;
  • некоторые формы ДЦП (гиперкинетическая, гемипаретическая).

Противопоказания к процедуре:

  • эпилепсия;
  • ОРВИ;
  • заболевания ЛОР-органов;
  • холодовая аллергия.

Основные движения, благодаря которым можно научиться хорошо ориентироваться в пространстве, являются бег и ходьба.

Виды упражнений:

  • ходить и бегать парами по кругу с соблюдением дистанции;
  • строиться парами в колонну, по кругу, врассыпную;
  • ходить по залу со сменой направлений: налево, направо, противоходом, змейкой, по диагонали;
  • ходить со сменой ведущих;
  • равномерное сужение и расширение круга.

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

  1. Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
  2. Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
  3. Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Чтобы организовать процесс необходимо несколько вещей:

  • чистый, просеянный песок (не слишком мелкий, и не слишком крупный);
  • песочница (водонепроницаемый деревянный ящик);
  • миниатюрные фигурки (люди, животные, растения, транспорт, природный материал и многие другие);
  • вода.

Варианты игр:

  • создание отпечатков кулачков, ладоней;
  • поочередное сжимание и разжимание пальцев, погруженных в песок;
  • скольжение ладонями по песку (круговые, зигзагообразные движения);
  • рисование всевозможных узоров на поверхности песка;
  • закапывание предметов в песок с последующим его сдуванием для обнаружения спрятанного.

Преимущества метода:

  • работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
  • активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
  • снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
  • совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие моторики рук.

Противопоказания:

  • кожные болезни;
  • повреждения на руках (царапины, порезы, ссадины);
  • наличие бронхиальной астмы или аллергии на пыль;
  • повышенная тревожность ребенка.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, малыш с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Результаты занятий:

  • расширение словарного запаса;
  • появление интереса к заучиванию стихов, придумыванию историй;
  • увеличение знаний об окружающем мире.

Сказкотерапия

Методика является отдельной ветвью психотерапии, впервые появилась в Санкт-Петербурге. Она заключается в использовании сказочной формы для речевого развития личности, расширения сознания и улучшения взаимодействия через речь.

В сказкотерапии подразумевается использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых.

Типы сказок:

  1. Медитативная.
  2. Психотерапевтическая.
  3. Психокоррекционная.
  4. Психологическая.
  5. Дидактическая.

Перечень коррекционных задач сказкотерапии:

  • взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов;
  • эффективная игровая мотивация детской речи;
  • усовершенствование звуковой речи;
  • усовершенствование лексико-грамматических языковых средств;
  • создание коммуникативной направленности всех детских высказываний.

Методы сказкотерапии:

  • рисование сказок;
  • создание кукол;
  • рассказывание и сочинительство.

Логоритмика

Это современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. Занятия проводит учитель-логопед в школе или доу (дошкольном образовательном учреждении).

В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. У них развивается выносливость, сила, ловкость, чувство равновесия. Также происходит тренировка и укрепление мышц, формируется красивая осанка.

Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных.

Варианты занятий:

  • танцы, пение;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • сочетание пения и дыхательных упражнений;
  • игры со звукоподражанием;
  • чистоговорки;
  • пение и ходьба в разных направлениях.

Логоритмика необходима в следующих случаях:

  • в период интенсивного формирования речи;
  • дизартрии;
  • недостаточно развитая моторика и координация движений;
  • чересчур быстрая или медленная прерывистая речь;
  • заикание.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Музыкотерапия

Музыка повышает тонус коры головного мозга, вызывает приятные эмоции, стимулирует кровообращение и дыхание. Она помогает сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодий.

Музыкальную терапию используют для терапии и профилактики ряда патологических состояний.

Варианты занятий:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • элементы театрализации;
  • музыкорисование.

Результаты музыкальной терапии:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • выработка навыков использования голоса;
  • устранение страхов речевых и двигательных расстройств;
  • развитие чувства ритма, самостоятельности, активности;
  • стимуляция слухового восприятия;
  • воспроизведение музыкальных образов.

Изотерапия

Занятия изотерапией помогают личности самовыражаться и реализовываться в творчестве. Цель методики – это развитие связной речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Есть несколько вариантов занятий:

  • рисование на манной крупе;
  • пальцевая живопись;
  • кляксография.

Цветотерапия

Это современная логопедическая технология, предназначенная для коррекции речевых и психологических нарушений. Ученые уже давно доказали, что цвета влияют на эмоциональное, интеллектуальное и психологическое состояние людей.

Педагог строит работу следующим образом:

  • дети берут игрушки и предметы определенных цветов, выполняют с ними разные действия и моделируют ситуации;
  • обговаривают проделанную работу с многократным повторением нужных звуков.

Результаты цветотерапии:

  • осознавание особых цветовых пристрастий;
  • повышение чувствительности и восприимчивости;
  • расширение и углубление восприятия цветовой гаммы;
  • расширение возможностей управления эмоционально-волевыми процессами;
  • возрастание интереса к познавательной деятельности.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Портфолио учителя – логопеда Поповой Галины Александровны Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Солнышко» г. Сурска

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Сведения о повышении квалификации «Современное образовательное учреждение (специализация: дефектология)» по дисциплине: традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. 72 часа, 2014г. «Применение миофункционального трейнера «INFANT» в коррекционной работе логопеда с детьми 3-5 лет». 6 часов, 2013г. «Информационно –коммуникативные технологии» 72 часа, удостоверение №1253, 2011г.

5 слайд

Описание слайда:

Грамоты и благодарности Грамота Отдела образования Городищенского района,2010г. Грамота Отдела образования Городищенского района,2013г. Благодарность администрации МБДОУ ДС «Солнышко» г. Сурска,2013г. Почетная грамота газеты «Пензенская правда»,2014г.

6 слайд

Описание слайда:

Публикации в сети интернет Собственный сайт Социальная сеть работников образования nsportal.ru Название работы Сайт Время публикации Планирование кружковой работы учителя -логопеда Logomag.ru 8.11..11.2014 «Психологическое здоровье, как фактор успешной деятельности педагога» материалдля районного семинара учителей - логопедов сайт 25.11.2014г. Сценарий мероприятия, посвященный Международному Дню логопеда. сайт 26.11.2014г.

7 слайд

Описание слайда:

Программное и методическое обеспечение Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Москва, «Просвещение»2009. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.3-й уровень - М.: Гном – Пресс,1999. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке»,Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и4. Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. –М.: «Баласс»,1999. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 -7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда – М.: Издательство ГНОМ,2011.

8 слайд

Описание слайда:

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей рупе детского сада для детей с ОНР. –СПб.: ДЕТСВО- ПРЕСС 2007. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. развитие и коррекция речи детей 5 -6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гумат. Изд. Центр ВЛАДОСС. – М.:1999. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 -7 лет с ОНР. Планирование работа логопеда в подготовительной к школе группе. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. Альбомы 1,2.3. – 2 –е изд.,испр. – М.:Издательство ГНОМ, 2012 Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР. Альбомы 1 -4. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Используемые современные образовательные технологии и методики Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В своей деятельности широко применяю информационно-компьютерные технологии (ИКТ), систематически используя их при подготовке к занятиям. Наиболее широкое применение получили: Интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, электронные учебные пособия. Полноэкранные озвученные видео - и анимационные сюжеты и высококачественные фотографии представляют собой богатый иллюстративный материал. Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционной работы.

12 слайд

Описание слайда:

Технологиии методики Цель использования технологий и методик Описание внедрения в педагогическую деятельность Результаты использования Здоровьесберегающие технологии. 1.Дыхательная гимнастика Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы. Упражнениядля дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповойнодпо лексическим темам. Сильный и продолжительный выдох.Нижнедиафрагмальноедыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. 2.Зрительная гимнастика. Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Использование упражнений после напряженной 10минутной работы Профилактика миопии. 3.Релаксация Снимает напряжение, чувство беспокойства. Является одним из этапов работы в нод. Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

13 слайд

Описание слайда:

4.Мимическая гимнастика. Способствует коммуникации, эмоциональному развитию Выполняется на каждойнод, перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции Более четкая мимическая картина 5.Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминуткипо лексическим темам. Повышенная работоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопие. 6.Гимнастика для пальчиков. Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятие синкенезий и мышечных зажимов Крупотерапия,пескотерапия, су-джок, мозаики,массажные мячики, игры сприщепками, со счетнымипалочками,с катушками. Прямопропорциональнаязависимость развития мелкой моторики и речи.

14 слайд

Описание слайда:

7.Психогимнастика. Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение Игры и этюды на нод. эмоционального напряжения. Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. 8.Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. Нормализацияречевой моторики, эмоциональное развитие. Сказки по лексическим темам нанод. Улучшение произносительных навыков. 9.Биоэнергопластика. Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. Речьсоряженннаяс движениями рук. Выполнение артикуляционной гимнастики сопровождается синдентичнымидвижениями руками Улучшается речь. 10.Самомассажлицевой и пальцевой мускулатуры. Стимулирование и активизация мышечного тонуса. Комплексы упражнений на нод, как один из этапов работы. Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи.

15 слайд

Описание слайда:

Технология проблемного обучения Развитие познавательной активности. Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Активное усвоение знаний. Технология концентрированного обучения. Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. Тематическое планирование. Углублённое и всестороннее освоение материала. "Технологияразвивающего обучения. Развитие личности и её способностей Ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы.

16 слайд

Описание слайда:

Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевыхрасстройств. Усвоение программы на различных планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания. Технология игрового обучения Развитие воображения, внимания, памяти, речи,мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте Повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности.

17 слайд

Описание слайда:

Сводная таблица диагностики речевого развития детей за 2011 - 2014 уч.г. Учебный год Уровни речевого развития Высокий Средний Низкий 2011/12 33,2% 58% 8% 2012/13 44,9% 49,6% 5,3% 2013/14 58% 41,5% 2,7%

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Логопедический конструктор Направления работы с логоконструктором: Массаж колючими и гладкими предметами. Подобрать и назвать: пушистые, гладкие, колючие, мягкие и т.д. слова. Подобрать признак к предмету (Потрогай и скажи: «Какой?». Ассоциации (На что похож?, что напоминает?). Составь рассказ («Пушистый котенок пошел по длинной дорожке, встретил колючего ёжика …»).

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Участие воспитанников в конкурсах и викторинах Областной конкурс рисунковна тему: «Мой папа солдат», 2014г. Почетная грамота Всероссийскаязанимательная викторина « Времена года» – «Октябрь», 2014г. Диплом IIместо Всероссийскаязанимательная викторина «Животные в сказках», 2014г. Диплом Iместо

24 слайд

Описание слайда:

Работа с родителями Цель: привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОУ. Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи. Следовательно, необходимо повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд