Асы вов ссср летчики. Легенды о второй мировой - асы люфтваффе

Когда говорят об асах Второй мировой войны, то обычно имеют в виду летчиков, но роль бронетехники и танковых войск в этом конфликте также нельзя недооценивать. Были асы и среди танкистов.

Курт Книспель

Курт Книпсель считается самым результативным танковым асом Второй мировой войны. На его счету почти 170 танков, однако не все из его побед до сих пор являются подтвержденными. За годы войны он уничтожил 126 танков в качестве наводчика (20 неподтвержденных), в качестве командира тяжелого танка - 42 танка противника (10 неподтвержденных).

Книпсель четыре раза был представлен к Рыцарскому кресту, но так и не получил этой награды. Биографы танкиста связывают это с его непростым характером. Историк Франц Куровский в своей книге о Книпселе пишет о нескольких инцидентах, в которых тот показывал далеко не самую лучшую дисциплину. В частности - вступился за избиваемого советского солдата и подрался с немецким офицером.

Курт Книпсель скончался 28 апреля 1945 года, после ранения, полученного в бою с советскими войсками около чешского города Востиц. В этом бою Книпсель уничтожил свой 168-ой официально зарегистрированный танк.

Михаэль Виттман

Михаэля Виттмана, в отличие от Курта Книпселя, было удобно делать героем Рейха, даже несмотря на то, что не все в его "геройской" биографии было чисто. Так, он утверждал, что во время зимних боев на Украине в 1943-1944 годах уничтожил 70 советских танков. За это 14 января 1944 года он получил внеочередное звание и был награжден Рыцарским крестом и дубовыми листьями к нему, однако по истечении некоторого времени выяснилось, что на этом участке фронта РККА вовсе не располагало танками, а Виттман уничтожил две "тридцатьчетверки", захваченных немцами и состоявших на службе Вермахта. Экипаж Виттмана в темноте не разглядел опознавательных знаков на башнях танков, и принял их за советские. Тем не менее, немецким командованием было решено не афишировать эту историю.
Виттман принимал участие в боях на Курской дуге, где, по его словам, уничтожил 28 советских самоходных орудий и около 30 танков.

По информации немецких источников, по состоянию на 8 августа 1944 года, на счету Михаэля Виттмана числились уничтоженными 138 танков и САУ противника и 132 артиллерийских орудия.

Зиновий Колобанов

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию.

Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.

За свой подвиг члены экипажа Колобанова были представлены к званию Героев Советского Союза, но награда опять не нашла героя. 15 сентября 1941 года Зиновий Калабанов получил тяжелое ранение (были повреждены позвоночник и голова), когда во время дозаправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 взорвался немецкий снаряд. Однако летом 1945 года Колобанов снова вернулся в строй и служил в советской армии ещё 13 лет.

Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.

19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.

5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.

Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили только в 1990 году.

Крейтон Абрамс

Нужно сказать, что мастера танкового боя были не только в немецких и советских войсках. Были свои "асы" и у союзников. Их них можно отметить Крейтона Абрамса. Его имя сохранилось в истории, знаменитый американский танк М1 назван в честь него.

Абрамс был тем, кто организовал танковый прорыв от нормандского побережья до реки Мозель. Танковые части Крейтона Абрамса дошли до Рейна, при поддержке пехоты спасли окруженную немцами десантную группу в немецком тылу.

На счету частей Абрамса около 300 единиц техники, правда, по большей части не танков, а грузовиков снабжения, бронетранспортеров и прочей вспомогательной техники. Количество подбитых танков среди "трофеев" частей Абрамса невелико - примерно 15, из них 6 числится лично за командиром.

Основная заслуга Абрамса была в том, что его частям удалось перерезать коммуникации противника на большом участке фронта, что существенно усложнило положение немецких войск, оставив их без снабжения.

Асы люфтваффе считаются лучшими асами второй мировой войны.Лётчики люфтваффе бьют все рекорды по сбитым самлолётам противника.

Однако это очередной 1001-миф о вермахте и силе немецкого оружия....

Иозеф Геббельс в конце войны подвод итоги назвал военную авиацию--позором Германии

УЧЁТ

Учёт сбитых самолётов противника в люфтваффем не имел аналогов нигде в мире.

Во первых--сбитыми учитывались все самолёты противника,даже те кто с повреждениями долетели до своих аэродромов

Во вторых--кол-во сбитых самолётов сообщали лётчики которые якобы кого-то сбивали и это считалось победой.

В третьих--мтодика подсчета сбитых у фашистов была такова, что в сбитые на личный счет записывались и сбитые в группе, т.о. чем больше группа - тем больше "сбитых". И как выше отмечено, сбитые зачислялись по "обьявлению"...

Однако часто никто не мог потвердить сбил ли лётчик кого-то или нет....никаких док-в вообще не требовали

Из-за всего этого количество" побед" немецких асов росло как на дрожжах

ГЁРИНГ

Люфтваффе возглавлял Герман Гёринг.

Бравый ас немецких ВВС,а после прихода к власти нацистов президент Германии,стяжатель,наркоман,мародёр и просто вор

Статистику с подобнвым учётом Гёринг специально сделал такой чтобы рапортовать Гитлеру о головокружительных победах.

ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Свой первый боевой опыт люфтваффе имело в Польше.

В первый же день 1 сентября воздушная война окнчилась...400 самолетов польских ВВС были разгромлены "на мирно спящих аэродромах"....

Во Франции люфтваффе столкнулось с сильным противником--союзной авиацией

Люфтваффе потеряло 2380 самолётов,из них 1200 безвозвратно.....

Союзная авиация в отличие от сухопутной армии показала себя хорошо и если бы не капитуляция кто знает чем бы кончилась воздуная война

Гитлер был обеспокоен большими потерями,но Гёринг убедил его что всё исправит....

ПЕРВЫЕ БОИ

Получить некоторое представление о завышенном числе побед на счетах немецких асов в первые недели войны, можно по боям на южном участке фронта, где по донесениям лётчиков было сбито 10 СБ-2 и пять ДБ-3, .из.котоых сразу 8 СБ были зачислены командиру одного из отрядов II/JG 77 обер-лейтенанту Вальтеру Хёкнеру .

При этом остальных пилотов сбивших эти самолёты просто обошли вниманием

Не упоминается, что в этом бою оборонительным огнём бортстрелков, были сбиты также два немецких истребителя, их пилоты пропали без вести, то есть фактически погибли.

Согласно советским документам, за день было потеряно 6 бомбардировщиков.

ЛОЖЬ ОТ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ

Истребители JG 77 в отсутствии "громких" успехов, 26 июня заявили о 47 "сбитых" советских самолётах, из которых лишь не более 10 реально сбитых и повреждённых машин подтверждаются советскими документами.

По всей видимости, в отличие от других частей, где приписки на начальном этапе войны являлись следствием особенностями воздушного боя, командование и сами лётчики 77 эскадры намеренно завышали свои победы, чтобы не отстать от своих более успешных коллег на других участках фронта, и не вызвать гнев высокого начальства

Некоторые "победы" не поддаются объяснениям, например известнейший в будущем ас, унтер-офицер Киттель, имевший на тот момент два "сбитых" самолёта, заявил, что сбил пару Ил-2 и атаковал Як-1, которые вообще не принимали участие в налётах.

И если с некоторой натяжкой можно допустить, что Киттель спутал одномоторный Ил-2 с двухоторным СБ-2, то скаким типом самолётов, он спутал Як-1 и ЛаГГ-3 ?

Большие потери ДБ-3 и СБ-2 были вызванны именно отсутствием истребительного прикрытия. К моменту своей гибели на восточном фронте в 1945 году,

Киттель "собьёт" 267 советских самолётов...но на деле он сбил не более 100 машин противника

ТЕОДОР ВАЙСИНБЕРГ

Теодор Вайсенберг в марте 43 г объявил о уничтожении 33 советских машин, в сентябре уже 100(!)

сбитых (дубовые листья), в марте 44 г ещё 150(!) и к маю еще 25!!!

Он же имел много "серийных побед", так 10.03.43 -6 сбитых, 12.03.43 - 5, ну и так далее.

УМНОЖАЕМ НА ДВА

В документах о потерях сторон разница невероятная...

В середине войны в боях на Кубани авиация РККА в воздушных боях от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей).

А немецкие асы в это время заполнили анкеты на сбитые ими на Кубани 2280(!) советских самолетов.

ВЕЛИКИЙ ХАРТМАНН

Хартманна очень любили...и подсчёт ему вели соответствующий....

Не могу не привести выдержку из книги американских исследователей Р. Толивера и Т. Констебля о Хартманне:

« Остальные пилоты эскадрильи потащили счастливого Белокурого Рыцаря в столовую. Пирушка шла полным ходом, когда ворвался техник Хартманна. Выражение его лица моментально погасило ликование собравшихся.

Что случилось, Биммель? – спросил Эрих.

Оружейник, герр лейтенант.

Что-то не так?

Нет, все в порядке. Просто вы сделали всего 120 выстрелов на 3 сбитых самолета. Мне кажется, вам нужно это знать.

Шепот восхищения пробежал среди пилотов, и шнапс снова полился рекой ».

Достойные внуки барона Мюнхгаузена

Не нужно быть большим специалистом по авиации, чтобы заподозрить неладное. В среднем на каждый сбитый « Ил-2 », а именно о победе над такими самолетами заявил в тот раз Хартманн, у него ушло порядка 40 снарядов....

Где-нибудь в условиях тренировочного воздушного боя, когда противник сам подставляется, очень сомнительно. А здесь все происходило в боевых условиях, на запредельных скоростях, да еще учитывая то обстоятельство, что те же фашисты называли наш « Илюшин » – « летающим танком ».

И для этого были основания – масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. То есть броня ставилась не с бухты барахты, а строго в уязвимые места…

И как после этого выглядит гордое заявление, что в одном бою сбито сразу три « Илюшина » да еще 120 пулями

ОТКРОВЕННАЯ ЛОЖЬ ОТ ХАРТМАНА

24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов.

Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме.

После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!.

Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п.,

Однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один!

Все!

13 САМОЛЁТОВ ЗА...17 МИНУТ

Нечто подобное и с другим немецким асом Эрихом Рудоферром.

Вот выдержка из другой книги – « Энциклопедию военного искусства. Военные летчики. Асы Второй мировой войны » :

«6 ноября 1943 года во время 17-минутного боя над озером Ладога Рудорффер объявил о подбитых им 13 советских машинах.

Это был, естественно, один из самых больших успехов в истребительной авиации и одновременно один из наиболее противоречивых боев… »

Почему именно 13 самолетов за 17 минут? Об этом нужно спросить у самого Эриха....

Правда, нашелся Фома неверующий, спросивший, а кто может подтвердить, этот факт?

На что Рудоффер, не моргнув глазом заявил:

« Откуда я знаю? Все тринадцать русских самолета упали на дно Ладоги ».

Как вы думаете, этот факт смутил составителей книги рекордов Гиннесса? Как бы не так! Имя Рудоффера занесено в эту книгу, как образец самой высокой боевой эффективности.

В АФРИКЕ

В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, сбило за месяц 65 самолетов врага.

Вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: расстреливая боезапас в песок, они возвращались на аэродром и докладывали об одержанных "победах".

Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все победы в неприкосновенности.

Видимо, подобная практика была не новой, потому и не произвела на немцев серьезного впечатления.

КАК УЧИТЫВАЛИСЬ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ АСОВ

В советских ВВС сбитые самолеты учитывались по двум категориям: сбитые лично и сбитые в группе.

Самолет противника считался сбитым в том случае, если доклад летчика о победе подтверждался свидетельствами других участников воздушного боя и подкреплялся информацией наземных наблюдателей.

В дальнейшем ходе войны эти сведения еще дополнительно контролировались фотоаппаратурой, установленной на самолетах, фиксировавшей попадания снарядов в самолет противника.

ЛУЧШИЕ АСЫ СОЮЗНИКОВ

Лучший английский ас – полковник Д.Джонсон – совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолетов.

Лучший французский ас – лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман – совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немецкие асы действительно были особенными во всех отношениях....

Прежде всего в невиданной по размерам лжи,трусости и подлости...

Они проиграли битву авиации союзниковч и авиации СССР.

Лучше что получалось у асов люфтваффе--бомбардировка мирных городов и убийство гражданского населения

Предлагаю коллегам для чтения вступительную часть из моей книги «Чертова дюжина асов Люфтваффе». Этот материал в книгу по моей просьбе написал Сергей Сидоренко-младший.

К 1939 году Германия вполне была подготовлена к реваншу за позор первой мировой войны. Особую гордость вызывала авиация, которая демонстрировала убедительное превосходство над любым противником. Летчики - наследники традиций лучших асов минувшей войны - после "испанского триумфа" и победоносных европейских "блицкригов" были окружены ореолом всеобщего восхищения и славы.
Определение "ас" впервые появилось еще во время первой мировой войны - тогда асом называли летчика с пятью подтвержденными победами. Такой стандарт приняли большинство государств, кроме Германии. Немецкие пилоты считались асами только преодоления порога в 10 сбитых самолетов противника. Во время второй мировой войны Германия заменила термин "ас" на "эксперт". Чтобы получить право называться "экспертом", летчик, в первую очередь, должен был проявить в бою свой профессионализм, а не сбить, как можно большее количество самолетов противника. В пересчете на нормы союзников, Люфтваффе дали миру около 2500 асов. Число же "экспертов" было гораздо меньшим - около 500.
Что же отличало немецких летчиков от летчиков других стран? Почему количество их воздушных побед несоизмеримо больше?

В иностранной литературе в прошлые годы было опубликовано много материалов о победах лучших летчиков-истребителей Люфтваффе в период 1939-1945 годов. Гораздо большее количество сбитых самолетов немецкими пилотами по сравнению с летчиками союзной авиации породило устойчивое недоверие к этому факту не только со стороны историков авиации, но и самих участников воздушных боев. Большое количество "экспертов" Люфтваффе по окончании второй мировой войны было вывезено в Англию, где специалистами было проведено тщательное сравнение их показаний о личных победах с данными и обстоятельствами собственных потерь. До настоящего времени эти протоколы являются засекреченными.
В результате проведенных исследований, особенно в последнее время, значительная часть историков авиации, даже среди бывших противников нацистской Германии, все больше и больше убеждается в действительности и правдоподобности побед немецких летчиков-истребителей. Известно педантичное отношение англичан к учету побед и их деление на половину, четверть и даже восьмую часть. Однако, нет оснований считать, что если асы союзной авиации не имеют на своем счету такого количества сбитых самолетов, то и немцы не могут этого иметь.

Техническая оснащенность, выучка и боевой дух, приписываемый "экспертам" Люфтваффе, не могут служить достаточным объяснением огромного количества их побед. Одним из основных факторов, который позволяет прояснить эту запутанную проблему, может служить значительное, по сравнению с летчиками союзной авиации, количество боевых вылетов, которые совершили немецкие пилоты за время войны. Количество боевых вылетов, например у Эриха Хартмана, среди летчиков союзной авиации вообще не имеет аналогов. Он совершил 1400 боевых вылетов и провел 800 воздушных боев. Герхард Баркхорн провел 1100 боев. Гюнтер Ралль свою 200 победу одержал в 555 боевом вылете. Удивительным был результат Вильгельма Батца, который в 455 боевом вылете достиг результата в 237 побед.
Со стороны союзников наиболее активные пилоты-истребители совершили от 250 до 400 боевых вылетов. Исходя из одного этого факта, немецкие пилоты имели намного больше возможностей победить (и быть побежденными!) в бою.
Уже эти данные показывают, что немецкие "эксперты" проводили в десятки раз больше времени в воздухе, чем их соперники по ту сторону фронта. Они не могли быть отозваны с фронта после достижения определенного количества боевых вылетов, как это имело место в американской авиации. Немецкие летчики-асы очень медленно продвигались по иерархической лестнице, а это означало, что война для них была долгой и тяжелой, поэтому чем больше и больше они летали, тем становились все лучше и лучше и, в результате, достигли высокого профессионализма, недоступного другим. В Люфтваффе четко просматривалась разделение летчиков на две категории: асы, составляющие 15-20% от общего количества и летчики среднего класса, которые так же были очень сильны и практически не уступали в мастерстве летчикам союзной авиации. Существовала еще "старая гвардия Люфтваффе", долго ковавшаяся в горниле европейского неба, обстрелянные пилоты, каждый из которых имел налет по 3-4 тысячи часов. Большинство из них прошли школу войны в Испании и последовательно участвовали во всех европейских конфликтах. Они знали войну до мелочей и абсолютно владели своими машинами, поэтому встреча с ними в воздухе была чрезвычайно опасной для любого противника.

В силу национального менталитета немцы четко и беспрекословно выполняли приказы командования - рвение, умноженное на мастерство, делало их опаснейшими соперниками. Их девиз - "победа или смерть". Однако получить право называться "экспертом" мог далеко не каждый. Опытным летчикам-истребителям, "экспертам", вообще присуще особое сочетание личных качеств. Он должен обладать незаурядной выносливостью и отличным зрением. Умение прицельно вести огонь по противнику говорит о его тренированности и снайперских качествах. Только быстрота реакции и развитое на уровне инстинкта чувство опасности могут гарантировать жизнь в воздушном бою. Свободное владение самолетом помогает обрести уверенность в себе в боевой обстановке и сосредоточиться на действиях противника. Храбрость, свойственная солдатам и офицерам пехоты, в авиации замещается более важным качеством - самообладанием. А агрессивность хоть и является для летчика-истребителя важной чертой характера, но не следует давать ей одерживать верх над бдительностью. Однако, нельзя сказать, что эти качества были присущи только немецким пилотам. Основные отличия заключались в тактике, приемах и способах ведения воздушного боя, системе подсчета воздушных побед, количестве боевых вылетов и театра военных действий. "Сражаться на Востоке было легче. Когда началась война, русские не были к ней готовы ни технически, ни психологически. У них не было таких эффективных истребителей как у нас, особенно велико было наше преимущество в 1941-42 годах. Ближе к середине второй мировой войны, в 1943-44 годах, русские накопили большой опыт ведения боевых действий и у них появились машины, отвечавшие требованиям тех дней" (Гюнтер Ралль).

Очень сильной стороной немецких ВВС была тактика. Над ее совершенствованием еще со времен испанской войны работали такие признанные "эксперты", как Галланд и Мёльдерс. Они решительно боролись с устаревшими тактическими установками периода первой мировой войны и разработали новые приемы ведения группового и индивидуального воздушного боя, соответствующие техническим возможностям авиационной техники своего времени. Непревзойденный тактик индивидуального боя, Эрих Хартман. рассказывал: "В воздушном бою следует как можно дольше оставаться незамеченным для противника. Начинать атаку желательно со стороны солнца. После стремительного пикирования необходимо оказаться сзади и чуть ниже противника, чтобы из кабины ему не был виден твой самолет. Сближаясь с противником, нужно быть предельно внимательным, особенно при атаке бомбардировщика, опасаясь хвостового стрелка. Важно первым открыть огонь -- это даст огромное психологическое преимущество над врагом. Стрелять лучше короткими очередями и желательно наверняка". И еще: "...атаку следует проводить в четыре этапа: первым обнаружить врага, оценить ситуацию и занять выгодную позицию для внезапной атаки, произвести саму атаку и постараться быстро удалиться "...для чашечки кофе". Если противник первым обнаружил тебя, необходимо оторваться от него и (или) занять выжидательную позицию, или вообще выйти из боя".

После войны сами немецкие асы искали ответ на такой сложный вопрос: почему пилоты союзной авиации имели значительное отставание по количеству одержанных побед? "У американцев, например, асом считался летчик, который имел на своем боевом счету пять сбитых самолетов. Подумать только - пять! Для нас такое количество, мягко говоря, не являлось предметом гордости. Как же немецким летчикам удавалось сбивать сто и более самолетов? Дело в том, что мы искали противника, а не он нас. Это было рискованное занятие, но цель часто оправдывала средства. Многие американцы совершали пятьдесят и больше боевых вылетов над территорией Германии, но так и не сбили ни одного из наших самолетов. Более того, они даже не могли нас засечь. Так что первым делом нужно обнаружить противника. Постоянные боевые вылеты позволяли нам не терять свою квалификацию, и это тоже являлось залогом успеха Люфтваффе. Мы зачастую испытывали нехватку в опытных летчиках, и поэтому количество вылетов было гораздо больше запланированных. Те же американцы, совершив пятьдесят полетов, отправлялись обратно в штаты уже в качестве героев. Англичане после нескольких боевых вылетов возвращались домой либо для переподготовки, либо для обследования в госпитале. А мы были поставлены в более жесткие условия, и нам приходилось рисковать" (Гюнтер Ралль).
Вальтер Крупински по этому поводу так же вспоминал: "Американские и английские летчики, после того как выполняли свои задания, возвращались на родину. Их жизнь не подвергалась такой опасности, которую приходилось испытывать нам или русским. Совершив сто полетов, я имел в своем активе только два сбитых самолета противника. Это говорит о том, что я постигал азы ведения воздушного боя достаточно медленно, но, в то же время, накапливал необходимый опыт. Ведь асами становятся не сразу, а постепенно приобретают на войне боевые навыки… Позже я уже сам занимался подготовкой летчиков-истребителей, которая заключалась в том, что я просто брал с собой на задание кого-то из прибывших новичков. Одним из моих учеников был Хартман, впоследствии ставший прославленным асом… Опыт имеет первостепенное значение для летчика истребителя…".

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

Германия, бесспорно, имела лучших летчиков-истреби­телей Второй мировой войны. Как на Востоке, так и на Западе эксперты люфтваффе сбивали самолеты союзников тысячами.

Во время Первой мировой войны летчики-истребители, асы были у обеих воюющих сторон. Их личные, как у рыцарей, подвиги составляли желанный контраст безымянному кровопролитию в окопах.
Пять сбитых самолетов противника служили порогом для присвоения статуса ас, хотя счета выдающихся пилотов, были гораздо выше.
В Германии личный счет летчика каждый раз запрашивался прежде получения заветной «Pour le Merite » - высщей награды Империи за храбрость, также известной как «Голубой Макс».

Pour le Merite - Голубой Макс высшая награды Империи за храбрость

Эта награда не украшала шею Германа Геринга до 1918 г, пока он не сбил более 20 вражеских самолетов. Всего го же за первую мировую войну "Голубого Макса" удостены 63 пилота.

Герман Геринг на шее Голубой Макс

С 1939 г. Геринг внедрил такую же систему, когда лучшие летчики Гитлера боролись за Рыцарский Крест. По сравнению с Первой мировой войной порог увеличили в несколько раз, и вопрос о присуждении высших категорий Рыцарского Креста вносился на рассмотрение асов люфтваффе за выдающиеся победные достижения. Тридцать пять немецких асов сбили по 150 и более самолетов союзников, суммарный счет первой десятки экспертов составляет 2552 самолета.

Рыцарские кресты третьего рейха 1939 года

Тактическое преимущество асов люфтваффе

Люфтваффе имели преимущество на старте по сравнению со своими противниками благодаря Гражданской войне в Испании. Легион «Кондор» включал в себя значительное количество будущих асов из верхних строчек, включая Вернера Мёльдерса, который сбил 14 республиканских самолетов.

Боевая практика в Испании заставила люфтваффе отвергнуть некоторые тактические приемы времен Первой мировой войны и разработать новые. Это составляло огромное преимущество Германии к моменту начала Второй мировой войны.

Германия располагала первоклассным истребителем «Мессерщмитт» Me-109, но самолеты союзников были по крайней мере не хуже, однако оставались верны довоенной тактике 1940 г. Эскадрильи упорно продолжали летать в тесном строю из трех самолетов, что требовало от летчиков концентрации внимания и сил на поддержание строя. Они вели наблюдение в небе главным образом против солнца. Немецкие самолеты летали свободными парами и группами из четырех самолетов, известными как рой (schwam).

Вернер Мёльдерс с офицерами 1939 g

Британцы, в конечном счете, скопировали это построение, обозвали его «четыре пальца», потому что рой состоял из двух пар, расположенных наподобие пальцев протянутой руки.

Значительное количество немецких пилотов достигло впечатляющих результатов в сражениях против Британии. Личный счет Вернера Мёльдерса составил 13 сбитых самолетов во время Битвы за Британию и еще 22 самолета, сбитых на Западе, прежде чем его направили в Россию.

Вернер Мёльдерс -самый результативный ас люфтваффе Гражданской войны в Испании. Первым получивший Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями и Мечами, имел 115 побед и погиб в 1941 г.

Похороны немецкого аса Вернера Мельдерса 1941 год, за гробом идет рейхсмаршал Геринг

После битвы за Британию победы летчиков люфтваффе стали редкими. Удобный случай подвернулся в Северной Африке, а начиная с июня 1941 г. - в «анти­большевистском крестовом походе», начатом на Востоке.

Майор Гельмуд Викк стал самым результативным асом, когда утром 28 ноября 1940 г. он добавил еще один сбитый «Спитфайр» к общему счету в 56 побед. Но рекорд Викка вскоре превзошли. Гауптман Ганс Йоахим Марсейль в конечном счете сбил 158 самолетов, из них 151 над Северной Африкой; однажды он сбил 17 самолетов Королевских ВВС в один день!!! Просто не верится.

Гельмуд Викк количество побед немецкого аса растет август 1940 г Bf-109E4

Ганс Йохим Марсейль - самый результативный летчик на Западном театре боевых действий, нацистская пресса удостоила его титула «Звезда Африки».

Воздушная война над рейхом.

Через два года основной задачей люфтваффе стала защита своего дома. Британские тяжелые бомбардировщики атаковали рейх по ночам, бомбардировщики США действовали днем. Ночная воздушная война породила своих собственных асов, а два из них могли похвалиться более чем ста победами.

К дневным перехватам сначала привлекли истребителей, атаковавших не эскортируемые американские бомбардировщики. Но бомбардировщики летали тесным строем, поэтому истребители могли быть сбиты огнем устрашающего количества тяжелых пулеметов. Однако если удавалось отделить бомбардировщик от строя, то его могли уничтожить с меньшим риском.

Результаты атак формально засчитывались по немецкой «системе результатов», показывающей продвижение летчика к высшим наградам за храбрость. Уничтожение четырехмоторного бомбардировщика оценивалось в 3 очка, а отделение одного от строя давало 2 очка. Сбитый истребитель противника оценивался в 1 очко.

Набравший двенадцать очков заслуживал Германский Крест в золоте, за 40 очков давался Рыцарский Крест.

Обер-лейтенант Эгон Майер первый кто сбил сто самолетов в небе Западной Европы. Он обнаружил, что лучший способ атаковать строй бомбардировщиков США - это заходить им, прямо в лоб с небольшим превышением высоты. Только некоторые пулеметы бомбардировщиков могли вести огонь в этом направлении, а попадание в кабину бомбардировщика - верный способ отправить самолет на землю.

Но скорость сближения при этом жутко возрастала, пилот истребителя имел в лучшем случае одну секунду, чтобы уйти в сторону, в противном случае он мог столкнуться со своей целью. В конечном счете, ВВС США добавили пулеметную турель впереди -под фюзеляжем своих В-17, но тактика Майера применялась до конца войны.

Вооружение некоторых «Фокке-Вульфов» Fw-190 увеличили до шести 20-мм пушек, что давало им шанс уничтожить бомбардировщик в первом заходе. Но в результате самолеты стали медленнее и менее маневренны, требуя прикрытия от американских одноместных истребителей.

Применение неуправляемых ракет R4M класса «воздух-воздух» вызвало новое противоречие между огневой мощью и летными характеристиками.

Отметим, что на небольшую часть пилотов приходилась огромная доля сбитых самолетов. По крайней мере 15 экспертов сбили по 20 четырехмоторных бомбардировщиков США каждый, трое асов уничтожили более 30 самолетов каждый.

Появление американских «Мустангов» Р-51 над Берлином сигнализировало о приближении войны к концу, хотя Геринг не признавал их существования, считая, что он может их прогнать.

Асы люфтваффе во Второй мировой войне

В 1944 г. удача отвернулась от многих экспертов. Истребители союзников не уступали, а то и превосходили их немецких противников, и их было намного больше.

Пилоты союзников направлялись в бой после интенсивных тренировок, в то время когда новые пилоты люфтваффе вступали в бой все с меньшей и меньшей подготовкой. Пилоты союзников докладывали о постоянном падении среднего уровня мастерства их противников, хотя вступление в бой с одним из экспертов всегда относилось ими к неожиданным сюрпризам. К таким как появление реактивного Ме-2б2.

Продолжение смотрим Асы Геринга на разных фронтах

Из основных участников Второй мировой войны Соединенные Штаты были, наверное, единственной страной, не имевшей ВВС как самостоятельного вида вооруженных сил. Как таковые ВВС США были сформированы лишь 18 сентября 1947 года. Тем не менее, несмотря на различные формальные и неформальные несуразности и трудности, все рода американской военной авиации внесли весомый вклад в победу на европейском и тихоокеанском театрах войны. Данная статья подготовлена по материалам зарубежной периодической печати разных лет и книге Роберта Джексона «Fighter aces of WWII».


ЛУЧШИЙ ИЗ ЛУЧШИХ

Официально самым результативным американским летчиком-истребителем Второй мировой войны считается Ричард Бонг, воевавший на Тихом океане и записавший на свой счет 40 сбитых самолетов. За ним следуют Томас Макгвайер (38 самолетов) и Чарльз Макдональд (27 самолетов), также сражавшиеся на тихоокеанском театре. В воздушных боях в Европе лучшими истребителями стали Роберт Джонсон и его приятель Френсис Габрески – по 28 сбитых самолетов (позднее Френсис Габрески увеличил свой общий список побед, сбив во время войны в Корее 1950–1953 годов еще шесть самолетов, на этот раз реактивных).

Роберт Джонсон родился в 1920 году, а решение стать летчиком пришло к нему в возрасте восьми лет, когда он, стоя в толпе зрителей летного шоу на поле в Оклахоме, с восторгом наблюдал, как над его головой с легкостью носятся аэропланы, управляемые летчиками, большинство из которых были ветеранами Первой мировой войны. Он будет летчиком, решил юный Боб, ничто другое его не устраивало.

Роберт Джексон пишет про Джонсона: «…путь, который он выбрал, не был легким. Юношей ему пришлось в своем родном городке Лоутоне за четыре доллара в неделю работать столяром-краснодеревщиком, и ровно треть этой суммы уходила на оплату 15-минутных летных уроков, которые он брал каждым воскресным утром. Потратив 39 долларов и налетав с инструктором шесть с половиной часов, Роберт самостоятельно поднялся в воздух, полагая, что о полетах он знает все. 16 годами позже, имея обширный боевой опыт и более тысячи часов налета, он должен был признаться самому себе, что процесс обучения только начинается».

В сентябре 1941 года Джонсон поступил учиться в один из колледжей Техаса, однако через два месяца бросил его и стал курсантом в Корпусе авиации Армии США. Джексон отмечает связи с этим, что «…обучение летному делу показало, что он летчик выше среднего уровня, однако по другим предметам он откровенно слаб. В особенности это касалось воздушной стрельбы, в которой во время учебы он так и не преуспел. Низкие результаты по этой дисциплине делали его теоретически более пригодным для специальности летчика бомбардировочной авиации, поэтому после окончания курса базовой подготовки в 1942 году он был направлен в специализированную летную школу, где обучение проводилось на двухмоторных учебно-боевых самолетах».

Джонсон усердно трудился над устранением своих недостатков, и к середине 1942 года его результаты в воздушной стрельбе настолько улучшились, что его перевели на одноместные истребители и направили в 56-ю истребительную группу, которая под руководством Губерта Земке энергично сколачивалась в полноценную боевую единицу. В середине января 1943 года группа прибыла в Англию, через несколько недель получила все свои 48 штатных Р-47 «Тандерболт» и весной начала боевые вылеты.

Джонсон впервые понюхал пороха в апреле 1943 года, а свой первый самолет сбил только в июне того же года. В тот день, пишет Р. Джексон, «эскадрилья барражировала над Северной Францией, и Джонсон заметил дюжину немецких Fw-190, которые были на несколько тысяч футов ниже. В описываемый период войны тактика истребительной авиации американцев в основном состояла в ожидании атаки со стороны противника, с чем молодой летчик был решительно не согласен. Он резко нарушил боевой порядок и спикировал на немцев, которые заметили его только тогда, когда уже было поздно. Джонсон на большой скорости промчался сквозь строй немецких самолетов и короткой очередью из своих шести пулеметов развалил на части один из немецких самолетов и с набором высоты стал возвращаться в свой строй. Оставшиеся «фокке-вульфы» бросились за ним, и в завязавшемся бою полковник Земке сбил два немецких самолета. Потом, на земле, Джонсон все же получил жесткий разнос за самовольное нарушение боевого порядка и был недвусмысленно предупрежден о том, что при повторении подобного его отстранят от полетов.

Вскоре после этого американская истребительная авиация в Европе перешла к более наступательной тактике, что пришлось по вкусу Р. Джонсону и многим другим летчикам 56-й группы. К концу войны станет очевидным, что в 56-й группе Земке воевали лучшие на европейском театре американские летчики-истребители – сам Земке закончит войну с 17 сбитыми самолетами, а его подчиненные, которых он некогда вводил в строй, достигнут и более значительных результатов. Как мы уже упоминали, на счету Р. Джонсона и Ф. Габрески окажется по 28 самолетов, а у майора У. Махурина и полковника Д. Шиллинга будет по 24,5 и 22,5 победы соответственно.

Первые месяцы боевых действий, в которых участвовал Джонсон, не отличались чем-то необычным, тем не менее он сумел выработать свою четкую тактику воздушного боя, которая неизбежно должна была дать отдачу. Он был вторым человеком в группе после Земке, к которому тянулись новички, хотевшие у него поучиться, а его совет начинающим летчикам, как отмечает Роберт Джексон, был относительно прост: «Никогда не давайте немцу шанса поймать вас в прицел. Нет разницы, как далеко он от вас находится, на 100 или на 1000 ярдов, снаряд 20-мм пушки легко преодолеет 1000 ярдов и разнесет ваш самолет. Если немец находится на 25 000 футов, а вы на 20 000, то лучше иметь хорошую скорость, чем оказаться перед ним на скорости срыва в штопор. Если немец валится на вас сверху, спешите ему навстречу, и в 9 случаях из 10, когда вы вот-вот столкнетесь с ним лоб в лоб, он уйдет вправо. Вот теперь он ваш – садитесь ему на хвост и делайте его».

Счет Джонсона продолжал уверенно расти, и к весне 1944 года – к тому времени он был уже командиром эскадрильи – Джонсон стал первым американским летчиком-истребителем, который по количеству сбитых самолетов сравнялся с американским асом Первой мировой войны Э. Рикенбакером (25 побед в воздушных боях). Теперь по числу побед Джонсон шел голова в голову с другим первоклассным американским летчиком-истребителем – Ричардом Бонгом, который на своем Р-38 «Лайтнинг» воевал на тихоокеанском театре в составе 49-й истребительной группы.

В начале марта 1944 года Джонсон с нетерпением поджидал наступления 6-го числа – на этот день было запланирован первый дневной рейд бомбардировщиков В-17 и В-24 на Берлин. Для прикрытия налета 660 тяжелых бомбардировщиков 8-й воздушной армии США планировалось задействовать и 56-ю истребительную группу Земке, что давало Джонсону шанс сбить его 26-й самолет и стать первым американским летчиком-истребителем Второй мировой войны, превзошедшим Рикенбакера. Однако Джонсона поджидало разочарование: 5 марта, за день до налета на Берлин, с Тихого океана пришла о том, что Р. Бонг сбил еще два японских самолета, доведя свой список побед до 27 машин.

СЛИШКОМ ЦЕННЫЕ КАДРЫ

Запланированный на 6 марта рейд состоялся, и с этого дня немецкая столица стала подвергаться круглосуточным налетам авиации союзников – ночью ее бомбили «ланкастеры» и «галифаксы» бомбардировочного командования британских ВВС, а днем «фортрессы» и «либерейторы» 8-й ВА США. Тот первый дневной налет обошелся американцам потерей 69 бомбардировщиков и 11 истребителей; у немцев было уничтожено почти 80 «фокке-вульфов» и «мессершмиттов». Джонсон же сбил два истребителя противника и опять сравнялся с Бонгом. Они были равны с Бонгом и на конец марта, когда Джонсон сбил свой 28-й самолет. Все победы Джонсона были одержаны всего за 11 месяцев воздушных боев, что было уникальным достижением для американских летчиков, воевавших на европейском театре.

А потом начальство решило, что и Бонг, и Джонсон являются слишком ценными кадрами, чтобы подвергаться риску быть убитыми на текущем этапе войны, и им надо отдохнуть от боев. Обоих отправили в США, и несколько последующих месяцев они колесили по стране, пропагандируя продажу военных облигаций: Бонг летал на Р-38, а Джонсон – на Р-47.

После этого Джонсон больше не участвовал в боевых действиях, а Бонг, пройдя краткосрочные курсы в школе воздушной войны британских ВВС, был снова послан на Тихий океан на штабную должность в 5-м истребительном командовании. Новая служба Бонга не предполагала его непосредственного участия в боях, однако он вылетал на боевые задания всякий раз, когда подворачивалась такая возможность, и сбил еще 12 японских самолетов, что сделало его самым результативным американским асом Второй мировой войны. В декабре 1944 года Бонга окончательно отозвали в США, где он стал одним из первых летчиков, начавших переучивание на реактивные истребители Р-80 «Шутинг стар». Бонг погиб 6 августа 1945 года, когда пилотируемый им Р-80 разбился на взлете на одном из аэродромов Калифорнии.

ВОЙСКА ИМПЕРАТОРА ТЕРПЯТ ПОРАЖЕНИЕ


Френсис Габрески продолжил пополнять счет своих побед и в Корейскую войну. Фото с сайта www.af.mil


На тихоокеанском театре императорские войска союзной с немцами Японии осенью 1944 года оказались в отчаянном положении, попав в клещи мощного натиска противника. С юга, со стороны Австралии, на них наступали американцы и силы британского Содружества наций под общим командованием американского генерала Дугласа Макартура, а с востока, от Перл-Харбора, на японцев усиливала нажим группировка американских ВМС в зоне Тихого океана под командованием адмирала Честера Нимица.

В октябре 1944 года клещи сомкнулись на Филиппинах. Основной удар союзников пришелся на остров Лейте, на котором японская оборона была самой слабой. В восточной части острова были высажены четыре американские дивизии, и какое-то время они испытывали умеренное противодействие со стороны японцев, но затем японцы решили удержать остров, изолировав и уничтожив высадившиеся войска американцев, и бросили на остров все имевшиеся у них ресурсы. Кроме того, японцы направили в этот район три ударные группы своих ВМС, которые должны были поддержать действия сухопутных сил на острове. Но американские ВМС разбили морские силы японцев, потери которых составили три линкора, один большой и три малых авианосца, 10 крейсеров и много других более мелких кораблей.

Несмотря на постигшую их неудачу, к началу ноября 1944 года японцам удалось перебросить на остров через свою базу в Ормок Бей несколько десятков тысяч человек подкрепления, поэтому генерал Макартур принял решение высадить там американскую дивизию, которая атаковала бы японские позиции. Датой высадки был принят день 7 декабря 1944 года, для обеспечения высадки планировалось задействовать 49-ю (командир – полковник Д. Джонсон) и 475-ю (командир – полковник Ч. Макдональд) истребительные группы, которые базировались на наскоро сооруженных ВПП в восточной части острова Лейте.

Как отмечает Р. Джексон, «…высокий, со строгими чертами лица Ч. Макдональд был профессиональным офицером, для которого быстрые решения являлись второй натурой. В 1942 году он участвовал в большом американском отступлении из зоны Тихого океана, а в воздушных боях 1943 года стал преуспевать как летчик-истребитель и превосходный лидер – как в воздухе, так и на земле. Имея на своем счету 15 сбитых самолетов, он стал командиром 475-й группы летом 1944 года».

475-я и 49-я группы прибыли на Лейте в октябре 1944 года и кое-как сумели приспособиться к непростым условиям острова – поспешно построенные ВПП, с которых взлетали самолеты обеих групп, после каждого дождя становились морями вонючей грязи, а личному составу пришлось жить и работать во временных односкатных постройках, крытых брезентом. Участие 475-й группы в высадке американской дивизии в Ормок Бей заключалось в обеспечении тесного истребительного прикрытия кораблей с десантом на маршруте их следования к месту высадки. Две эскадрильи должны были работать на малых высотах на флангах высаживаемых войск, а третья, поднявшись на несколько тысяч футов выше, – прикрывать с воздуха весь район высадки. Истребителям 49-й группы ставилась задача патрулирования воздушного пространства над островом с целью недопущения прорыва японской авиации к кораблям с десантом.

Взлет американских истребителей 7 декабря был приурочен к восходу солнца, более позднее время было неприемлемым, поскольку японская авиация с наступлением утра могла отважиться на штурмовку пунктов базирования американских самолетов. Первым взлетали Макдональд и самолеты эскадрильи, к которой он был приписан. После них в воздух поднялась эскадрилья под командованием майора Томми Макгвайера, у которого на тот момент был самый большой список побед среди летчиков 475-й группы – более 30 самолетов.

После убытия с европейского театра Роберта Джонсона ближайшим соперников Ричарда Бонга стал именно Макгвайер. Несколько ранее, в своем первом воздушном бою с японцами над местечком, Уеуак Макгвайер сбил три самолета противника – и этот результат он повторил потом еще пять раз; в пяти других случаях он сбивал в воздушном бою по два японских самолета. Однако 7 декабря героем дня окажется не Макгвайер, а Чарльз Макдональд, который собьет три японских самолета. Еще один японский истребитель, за которым охотился Макдональд, резко спикировал в сторону кораблей с американским десантом. Макдональд был вынужден прекратить преследование, поскольку рисковал попасть в завесу огня корабельной зенитной артиллерии, а японец продолжил пике на один из кораблей с десантом и через несколько мгновений врезался в него. Так в лексикон войны на Тихом океане вошло новое слово – «камикадзе».

Вскоре после возвращения на базу Макдональду позвонили из 49-й группы – командир этой группы полковник Джонсон также сбил три самолета, причем всего за три минуты. За день, на который пришлась третья годовщина нападения японцев на Перл-Харбор, 475-я группа полковника Макдональда уничтожила 28 самолетов противников, из которых два были на счету Томми Макгвайера. 26 декабря Макгвайер сбил еще четыре самолета противника, доведя свой список побед до 38 единиц – всего на два самолета меньше, чем у Бонга (40 машин).

7 января 1945 года Макгвайер, пишет в своей книге Р. Джексон, вел четверку «лайтнингов» к аэродрому противника на Лос-Негрос. Американцы заметили под собой одиночный японский истребитель «зеро» и спикировали на него. Японский летчик выждал, пока американцы приблизятся к нему на максимальную дальность открытия огня из их пушек и пулеметов, а потом сделал резкий левый разворот и оказался на хвосте у ведомого Макгвайера, лейтенанта Риттмейера. Последовала короткая очередь, после чего самолет Риттмейера загорелся и стал падать, а японец продолжил атаку и стал догонять оставшуюся тройку «лайтнингов». В попытке занять выгодное положение для открытия огня Макгвайер сделал одну из самых грубых летных ошибок – он начал резкий разворот на малой скорости. Его Р-38 сорвался в штопор и упал в джунгли, а пара оставшихся американских самолетов вышла из боя.

Из лучших асов битвы при Лейте Макгвайер погиб первым, а через несколько месяцев после этого случая в авиационной катастрофе погиб и командир 49-й группы полковник Джонсон.

Чарльз Макдональд пережил войну и с 27 сбитыми самолетами противника стал пятым в табели лучших американских летчиков-истребителей Второй мировой войны; он был дважды награжден крестом «За выдающиеся отличия в службе» и пять раз крестом «За выдающиеся летные заслуги». Из ВВС США он уволился в середине 1950-х годов.