Виды механизмов психологической защиты. Приёмы психологической защиты

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия . Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

"Холодотерапия"

Если похититель вашей энергии действует с назойливой активностью, если он постоянно жалуется на судьбу, проблемы и болезни, но при этом абсолютно ничего не делает для улучшения собственной жизни, тогда весьма эффективным средством защиты от подобного вампиризма будет так называемая холодотерапия, о которой говорит Агни Йога: "Правильно думаете о разнообразном воздействии человеческих излучений на окружающее. Убедительный пример можно видеть на воздействии человека на животных и на растения. Дайте в руки человека животное или растение, и можете заметить разницу состояния объектов и типов уничтожения энергии жизни. Как вампир, высасывает всадник коня, или охотник собаку, или садовник растение. Ищите причину в излучении человека.

Наблюдайте и пишите историю болезни духа. Физическое очевидное таит корни в давних накоплениях. Советую относиться холодно к людям с больными излучениями. Лечение холодом скорее всего укрепит их. Не нужно холодотерапию принимать как жестокость; ведь Мы напоминаем чутко отворить дверь каждому стучащемуся" (Знаки Агни Йоги), подчеркивая, что этот метод не имеет ничего общего с жестокостью и равнодушием. Напротив, в таком отношении к людям, которые больны вампиризмом, заключается высшее проявление гуманности, направленное на пробуждение самостоятельной активности. Лишенные привычных незаконных искусственных поступлений чужой силы, энергетические вампиры будут вынуждены напрягать собственную волю для того, чтобы законным образом, с помощью духовной работы добывать энергию. Иное, более мягкое отношение или попытка убедить вампира в том, что его поведение неправильно, безнравственно и совершенно бесплодно, будут для него неубедительными. Холодное отношение, во-первых, лечит вампира, а во-вторых, защищает жертву, ибо оно помогает ей собрать собственную энергию в единое целое.

Психологические аффирмации

(положительные словесные утверждения)

Если вы находитесь в состоянии тонкой борьбы, которой не удалось избежать и при этом отражаете нападение, попробуйте применить метод аффирмации. Придумайте какую-либо фразу или несколько разных фраз, произнесение которых приводит вас в состояние активной мобилизации всех внутренних ресурсов, таких, например:

"Я абсолютно уверен и защищен". "Меня окружает мощная энергия". "Я никого не боюсь, я бесстрашен". "Я самый сильный и устойчивый в мире". "Божественная энергия во мне отражает любой удар".

Повторяйте эту фразу в течение нескольких минут, как заклинание, пропитывая ее силой каждую клетку вашего существа. Насыщайте энергией вашу ауру, проникаясь верой и устойчивым чувством, что вы защищены и с вами ничего не случится. Добейтесь ощущения уверенной упругой защищённости, старайтесь найти наиболее подходящий для себя ритм произнесения аффирмации. Пробуйте также сочетать произнесение формулы с дыханием, вдыхая и выдыхая аффирмативную фразу и пропуская ее энергию через себя. После этого внесите накопленную силу в собственное поведение, действия и поступки. Можете повторять ее во время давления и волевой борьбы с противником.

Переименование удара

Иногда, называя легкое и незначительное энергетическое давление или столкновение воль ударом, мы закрепляем в сознании это воздействие, как если бы действительно были атакованы настолько сильно, что получили травму. Одним словом, мы относимся к удару более серьезно, чем следовало бы. Не последнюю роль в этом играет чисто словесное обозначение удара. Пересмотр восприятия удара как серьезной травмы и замена его образа на другой, менее тяжелый и опасный, может быть достигнут путем замены определения удара другим словом. Другое имя несет изменение функции образа и, нередко, силы, стоящей за ним. Пробуйте мысленно про себя несколько раз назвать удар (даже если он достаточно сильный и болезненный) касанием, и вы заметите существенное ослабление болезненных ощущений.

"Ближе к делу"

Нередко бывает, что нападение происходит в деловой атмосфере, но удар направляется не на ваши профессиональные качества, а на вашу личность. Многие люди совершенно напрасно поддаются такому "переходу на личность" и начинают либо оправдываться, либо обвинять другого по принципу "сам дурак". Между тем, есть прекрасный способ отразить нападение в спокойной, твердой форме: оставив в стороне эмоции, призвать агрессора говорить только по делу. Важно не только периодически повторять фразу "ближе к делу", но суметь остаться спокойным, способным анализировать существо дела и устремленным в первую очередь к деловым целям. Войдите в образ деловитости, застегните свой деловой костюм на все пуговицы и в прямом, и в переносном смысле и старайтесь продемонстрировать всем присутствующим свидетельство собственной преданности интересам дела. Можете сказать "критикам", что личные оценки, сделанные кем-то, вас не интересуют, и предложите обсуждать сложившуюся ситуацию.

Бюрократический ритуал, или формализация общения

Данный метод хорошо исторически проработан в российской традиции и в какой-то степени является логическим завершением предыдущего метода. Если у вас нет возможности прямо отклонить предложения или давление, которым вы подвергаетесь, если вам все время навязывают ненужные занятия и цели, то вы можете прибегнуть к чисто бюрократической форме защиты, превосходно помогающей сэкономить время. Начните говорить с человеком официальным тоном, ссылайтесь на мнение начальства и на незыблемые порядки, которые заведены в вашей организации, подолгу заполняйте бумаги, заставляйте собеседника расписываться в каждой из них, - короче говоря, формализуйте общение. Подобный метод помогает установить дистанцию между агрессором и вами, закрепляя такие формы общения, которые либо полностью исключают открытые вспышки раздражения со стороны потенциального агрессора, либо делают их заведомо невыгодными для него, ибо какой смысл бунтовать против заведенных порядков?

При неправильном применении, как и в руках матерых бюрократов, формализация общения становится опасным оружием. Этот прием нужно применять в крайних случаях, когда вы чувствуете свою нравственную правоту, но у вас не хватает силы поставить на место зарвавшегося хама. В противном случае он будет служить защитой вашей плохо работающей организации или отдела от справедливого недовольства потребителей. Если их претензии справедливы, лучше исправить ошибки, нежели таким образом защищать "честь мундира". Тем не менее формализацию общения можно применять как "оружие специального назначения" в ситуациях, когда взаимное эмоциональное ожесточение мешает деловой части решения проблемы.

"Не боишься ли ты, что твой метод возьмут на вооружение бюрократы всех мастей и окончательно формализуют страну?", - спросил меня коллега, которому я рассказал, что собираюсь описать и эту форму защиты. "Не боюсь, - ответил я, - потому что они владеют этим методом неизмеримо лучше меня. Но чувствительному, наивному работнику эмоционального типа, подвергающемуся несправедливому нападению, полезно хотя бы чуть-чуть побыть в шкуре матерого российского бюрократа".

Одиночество, или ореол недоступности

Иногда, чтобы защититься, нужно просто свести общение к минимуму или даже побыть в одиночестве. Образ одинокого, малоконтактного человека, который вы продемонстрируете, автоматически сократит число желающих даже просто общаться с вами, не говоря уже об охотниках конфликтовать. Важно только, чтобы это было одиночество силы, как бы не нуждающееся в людях и весьма избирательно принимающее общение с ними. Для этого нужно внимательно следить за собой, чтобы не задавать лишних вопросов, не идти первым на контакт, а только реагировать на нюансы изменения отношения к вам.

"Я представляю, что я знаменитость, а все вокруг меня - журналисты, которые собираются взять интервью", - однажды поделился со мной своими секретами человек, слывший в данном коллективе трудным для общения и переговоров партнером. Его побаивались и старались не спорить, чем он искусно пользовался. Присмотревшись к нему, я заметил, что он только изредка сообщает свое подчеркнуто-особое, "вредное" мнение и уходит в раковину публичного одиночества. В остальное время он проявляет себя как сдержанный, но одновременно и душевный человек, говорящий мало, по делу, но всегда готовый помочь советом, если к нему обратятся. Действуя таким образом, он добился того, что с ним практически не спорят и внимательно ловят каждое его слово, благодаря немногословности и паузам, которые кажутся очень вескими. Внимание, которое он сдержанно и по делу проявляет к другим людям, на фоне данного молчания выглядит как подарок, как солнечный луч, появившийся из-за туч, надолго обложивших небо.

Такая стратегия хорошо работает в коллективах с напряженной атмосферой и множеством конфликтующих группировок, где лучший способ выжить - держаться в стороне и в то же время слыть классным специалистом, который всегда поможет, если его об этом попросить. Конечно, данный метод рассчитан на любителя. Большинству людей, особенно эмоциональных по своей природе, сама перспектива закрыть свою душу как ставни окна, и уйти от неприятных контактов в одиночество, выглядит малопривлекательной.

"Пусть уж бьют, но лучше с людьми, чем сидеть дома одной", - призналась мне одна женщина, испытывающая трудности в связи с насмешками, которым она подвергается в компании, но из-за боязни остаться в четырех стенах она готова терпеть подобное отношение.

Демонстрация ярости, направленной не против агрессора

Я не мог подобрать более краткого названия для метода, которым поделился со мной один знакомый. Этот метод очень хорошо работает в ситуациях опасности.

"Когда мне нужно, чтобы меня оставили в покое, я вхожу в образ, что я настолько погружен в какое-то чувство, что как бы не слышу, да и не хочу слышать других", - рассказывал мне человек, внешность которого не оставляла сомнений в его силе и защищённости. На мой вопрос, какой сигнал он при этом посылает людям, человек усмехнулся и сказал: "Ну, например, я начинаю вслух разговаривать с самим собой". На мой встречный вопрос, а не боится ли он, что его примут за сумасшедшего, он ответил, что "пусть лучше примут, чем, например, убьют". После чего рассказал мне историю, как однажды вечером заметил компанию, приближавшуюся с довольно агрессивным видом к телефонной будке, где он вел разговор с другом. "Не знаю, откуда у меня это взялось, но я быстро успел сказать другу: "Не удивляйся, сейчас мне нужен спектакль", - и громким голосом, с яростью стал угрожать ему крупными разборками. Когда компания подошла, я поговорил с ним еще минуту примерно в таком же тоне, дав им услышать, насколько я взбешен (причем, интересно, что никто из них не решился меня прервать, а наоборот, все слушали, открыв рты). Потом я пообещал другу, что сейчас ко мне подъедут "пацаны", и через пятнадцать минут мы будем у него, после этого швырнул трубку, и попросил закурить у одного из компании со словами: "Мужик, дай сигарету, смертельно опаздываю". Самое интересное, что сигарету мне дали, и, сказав спасибо, я быстрым шагом покинул это место".

Я попробовал данный метод и убедился в его эффективности. Если демонстрируешь сильную эмоцию, направленную против неизвестного противника, далеко не каждый агрессор решится потревожить твою ярость. Только игра должна быть неподдельной и применяться крайне редко.

Преодоление психической травмы

Данный метод относится к числу тренировочных. Не секрет, что каждый из нас наверняка встречался и конфликтовал с людьми, которые были сильнее и одержали победу, оставив в нашей глубинной памяти травматическое ощущение поражения. Всякий раз, когда мы сталкиваемся в жизни с чем-то подобным, это ощущение пробуждается и вторгается в сознание, преграждая путь свободной циркуляции психической энергии и мешая проявлению уверенности в поведении. Если мы хотим стать защищёнными, нужно победить в себе негативный образ прошлой неудачи.

Вызовите в сознании неудачную ситуацию из прошлого, в которой вы потерпели психологическое поражение, или представьте образ человека, который вас передавил на волевом уровне. Пронаблюдайте свое отношение к этому образу. Если вы заметите, что до сих пор, вспоминая его, переживаете напряжение и страх, то есть боитесь не самого человека, а его образа, то в первую очередь добейтесь растворения своих отрицательных эмоций и устранения мышечных зажимов и блоков. Проделайте это упражнение несколько раз. После того, как вы сможете воспринимать травмирующий вас образ совершенно легко и спокойно, попробуйте полностью стереть из памяти информацию о собственной слабости, проявленной в прошлом и в какой-то степени продолжающейся в настоящем. На очищенной ленте сознания сделайте другую, совершенно противоположную "запись": мысленно войдите в образ силы, уверенности, психоэнергетической мощи и перенесите свое обновленное сознание в эту ситуацию, представляя, что вы успешно справляетесь с ней и завершаете ее в желательном для вас, победном ключе. Сделайте мысленную "перезапись" неудачной ситуации на удачную, победную несколько раз. Постепенно травма рассосется и уступит место ощущению целостности, уверенности и здоровья.

Использование защитной силы "мундира"

Нет, я не об охранительной силе военного мундира, который обычно окрашен (простите за каламбур!) в защитные тона, и не о формуле "защита мундира", означающей, что та или иная организация, при справедливых обвинениях в ее адрес, защищает не истину или интересы дела, а прежде всего собственную репутацию. Я о том, что во многих жизненных ситуациях защищающую функцию выполняет сам по себе "мундир", то есть принадлежность человека к определенной организации. Конечно, она должна быть мощной и готовой отстаивать интересы своих членов, если им угрожает опасность со стороны других структур или сил. Кланово-корпоративная принадлежность рождает в человеке гордость и уверенность, иногда даже чрезмерную и необоснованную. Это хорошо заметно на примере служащих крупных корпораций и концернов. Да и в нашей истории подобных структур было немало. Когда человек вспоминает о своей принадлежности к чему-то подобному, у него расправляется грудь, и он начинает чувствовать, что ему не страшны никакие удары.

Чтобы ощутить защитную силу "мундира", надо его "надеть" и в течение некоторого времени "поносить", иначе говоря, устроится в хорошую успешную организацию. Работник, находящийся на своем месте, должен почувствовать, что не только он любит работу, но и работа в лице работодателя, коллектива и всей системы любит его. Старайтесь найти такую работу, которая вам и нравится, и удается. Попытайтесь установить глубинный внутренний контакт с самой системой, оживляющей вашу фирму. Настраивайтесь на чувство важности и нужности того, что вы делаете. Если вы научитесь искренне и обоснованно, без ненужного самодовольства гордиться своей организацией, коллективом, работой и своим местом в этой системе, то есть "мундиром", будьте уверены, что хорошего работника такой "мундир" будет защищать в любых ситуациях.

Информированность и компетентность

В личностную психологическую защищённость человека входит понятие информированности и компетентности. Тот, кто не разбирается ни в существе вопроса, по поводу которого происходит конфликт, ни в психологии наносящего удар человека, никогда не станет по-настоящему защищённым. Информированность и компетентность бывает широкой, относящейся к уровню образования, и общей осведомленности человека по поводу всего, что происходит в мире, и узкой, связанной с конкретикой конфликта и нападения. Каким хорошим здоровьем человек ни обладает, сколь ни сильна его аура чисто энергетически, он не сумеет правильно отреагировать на какой-либо изощренный психологический удар, предполагающий введение жертвы в состояние ментальной растерянности и демобилизации, если не будет компетентным и информированным и даже образованным. Компетентность - это по сути дела не прием, а общее свойство человека, помогающее при отражении порой очень сложных и запутанных ударов современного мира.

Узкая информированность ближе к тому, что можно назвать приемом. Перед серьезным столкновением спросите себя: хорошо ли вы успели изучить противника? Вспомните все, что вы о нем знаете, включая знание его сильных и слабых мест, а также информацию о существе дела, из-за которого произошло столкновение. Попробуйте вобрать это знание в самого себя, в собственное сердце, и на его основе перестроить систему своей защиты. Только не отягощайте свой дух, готовый к противостоянию со злом, такой оценкой и знанием противника, которые помешают вам встретить новый удар в полноте сил. Информация не должна быть чем-то большим, нежели предупреждение. Не забывайте и о полноте информации о самом себе, которую вам может принести процесс самонаблюдения. Без так называемой субъективной информированности невозможно привести себя в состояние гармонии и равновесия. Если она будет дополнена образованностью или объективной информированностью, то вы сможете избежать многих ненужных ударов судьбы, порожденных невежеством.

Упругая сила уверенности

Найдите центр своего существа. Сосредоточьтесь на нем и пребывайте в этом состоянии до тех пор, пока не проявится скрытая энергия сознания. Мысленно соедините ее с ощущением здоровья, чувством правоты и мощью воли. В результате в вашей личности должна родиться упругая сила уверенности в себе, которая выражается во внутреннем чувстве готовности немедленно дать ответ на любое обвинение и парировать любой удар. Настройтесь на то, чтобы вносить эту силу в каждое свое действие, слово или реакцию, особенно, если вы имеете дело с агрессивной средой и конфликтными людьми. Затем попытайтесь научиться вызывать ее в самом себе практически мгновенно, как только в воздухе повеет запахом возможного конфликта и предчувствием нападения.

Поставьте цель создать вокруг себя неуловимый, но вполне реальный ореол упругой уверенной силы, и вы значительно уменьшите количество нападений на себя. Кому хочется нападать на того, от кого веет мощной силой уверенности, способной дать чувствительный отпор? Вспомните все случаи из прошлых лет жизни, когда вам удавалось удачно парировать удары и поставить агрессора на место. Попытайтесь вспомнить само чувство упругой силы, которое сопровождало эти случаи и помогало вам отразить натиск. После этого вызовите в памяти это чувство, проявившееся в разных эпизодах вашей жизни, суммируйте его воедино и привлеките энергию воспоминаний в свое сегодняшнее самоощущение. Наполнившись упругим ощущением энергии и силы, пытайтесь вжиться в образ уверенности на уровне поведения и поступков и этим окончательно убедите себя в том, что вы сильный уверенный человек, способный постоять за себя.

Мысленная манипуляция образом агрессора

В тех случаях, когда агрессор хорошо знаком с вами, и вы твердо уверены, что вам еще не раз предстоит получать от него чувствительные удары, следует к ним подготовиться и выработать у себя правильную реакцию и на агрессию, и на ее источник. Не стоит слишком недооценивать и, наоборот, переоценивать агрессора. Если с вашей стороны имеет место подобная неадекватная оценка, то в любом случае она выйдет вам боком. Недооценивающий пропускает удар потому, что не выстроил вокруг себя никаких щитов, и у него не будет заложено в подсознании никакой правильной реакции, отражающей удар. Переоценивающий опасность внутренне преувеличивает степень серьезности удара и создает в самом себе неправильные образы, блоки и зажимы, облегчающие нанесение удара и его прохождение сквозь тонкую ткань человеческой личности. Эффективным методом, улучшающим защищённость человека, является мысленная работа с образом агрессора.

Задайте себе вопрос: в ваших конфликтах с господином N, во время которых вы получаете чувствительные удары, вы продолжаете недооценивать серьезность противника или, напротив, склонны переоценивать его? Проанализируйте образ врага, запечатлевшийся в вашем сознании, и попытайтесь понять - помогает ли подобное представление лучше отражать удары или нет? Если вы недооцениваете противника, и в вашем сознании нет четкого образа грозящей вам опасности, которую нужно каким-то образом отражать, то вы должны: а) ввести в свое сознание представление о размере реальной угрозы; б) подумать и выбрать, какой тип защитной реакции будет лучше всего отражать агрессию; в) мысленно повторить эту реакцию в своем сознании столько раз, сколько нужно, чтобы превратить ее в энергетически насыщенный, живой, реально работающий образ. В трудный момент вам будет значительно легче отразить удар - вы просто извлечете защищающий образ из вашего подсознания и выдадите на его основе нужную реакцию. Если вы переоцениваете агрессора, и в вашем подсознании присутствует образ-страшилка (неважно даже, подтвержден он жизненной правдой или основан на неправильном восприятии), тогда можно попробовать отдалить от себя и даже уменьшить пространственные размеры.

Одному человеку, панически боящемуся своей жесткой, крикливой начальницы, я посоветовал мысленно уменьшать ее образ до микроскопических размеров и проделывать данную процедуру и во время устраиваемых ею разносов, и в ожидании их, и после, до тех пор, пока его отношение к начальнице не сделается совершенно безразличным, пока не пройдет страх. Он долго колебался - решаться ли на такой шаг или нет, потому что настолько внутренне сильно от нее зависел, что боялся даже мысленно ей сопротивляться. Но когда он решился и проделал эту процедуру несколько десятков раз, то страх прошел, и в корректной манере, но твердо он высказал ей все, что думает по поводу ее криков и пустых придирок. С начальницей случилась истерика - за несколько лет работы подчиненные ей впервые столь серьезно возражали. После этого он уже собирался писать заявление об увольнении, но через некоторое время произошло чудо: начальнице отказал в доверии весь коллектив, и она была вынуждена уволиться сама!

Помните, что мало создать яркий и точный образ ваших защитных действий - нужно его хорошо энергетически зарядить и уже тогда уверенно выпускать в мир.

Имиджевая защита

Если мысленная защита относится к чисто внутренним методам, а ролевая защита - к методам внешним, то защита с помощью имиджа, предполагающая умение человека правильно одеваться и достойно выглядеть в каждой конкретной ситуации, скользит по самой поверхности человеческого поведения. Тем не менее, этот вид защиты весьма важен, так как он во многом определяет восприятие человека другими людьми. Как хорошо всем известно из русской пословицы, смысл которой значительно усилился в наше время, вполне заслуживающее названия "ярмарки тщеславия", - "встречают по одежке". Если одежка плохая или резко контрастирующая с ожиданиями людей, вызывающая или не соответствующая ситуации, то вас могут встретить весьма агрессивно. Если вы хотите добиться своих целей в проблемной ситуации общения (предстоящий конфликт, экзамен, тяжелое объяснение, знакомство, где особенно важно произвести положительное впечатление, контакт с заведомо недоброжелательным или конфликтным человеком), и ваша позиция заранее не принимается, то вы должны защитить свой чисто психологический образ не только продуманной ролью, но и соответствующей одеждой. Сейчас вышло много пособий и брошюр по вопросам создания внешнего имиджа, где вопросы моды соединяются с проблемами защищённости, потому не буду их пересказывать. Ограничусь лишь общими советами, может быть, даже известными читателям.

1. Если вы идете туда, где вам предстоит тяжелое объяснение, то вызывающе яркие тона одежды скорее всего спровоцируют вспышку отрицательных эмоций.

Вспоминаю такой случай. Одного человека исключили из вуза. Для того чтобы восстановиться, ему необходимо было пройти несколько инстанций. Успешность прохождения каждой инстанции зависела в том числе и от его одежды - стоило ему на втором этапе исключения вместо ярко-красного свитера надеть темно-коричневый костюм, как процесс исключения был приостановлен.

Конечно, не следует в этой и в других аналогичных историях все сводить к воздействию цветов в одежде, но и не стоит вовсе сбрасывать данный фактор со счетов.

2. Если вы идете на модную тусовку, день рождения, презентацию, то, напротив, вас лучше психологически защитит более яркая, красочная, дорогая одежда. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как на подобных мероприятиях люди самоуверенно-нагловатого типа совершали психологические наезды на людей в "убогом прикиде", как выразился однажды один коммерсант, любитель ночных клубов и великосветских компаний из бизнесменов, спортсменов и рок-музыкантов, куда затесался совершенно случайный человек.

3. Очень важно выдерживать сочетания цветов, пусть не классическое, но хотя бы не раздражающие. Согласно классическим представлениям совершенно недопустимо сочетание красного и зеленого, хотя в современной моде, особенно в ее тусовочном варианте, этот барьер уже пройден.

4. Очевидно, что одежда открытого типа предполагает, что и человек более открывается для внимания и негативной энергетики другого человека и провоцирует не только на дружественные порывы и выражение симпатии, но и на агрессию, панибратские выходки, сексуальные домогательства. Соответственно одежда закрытого типа (глухие и высокие воротники, застегнутые на все пуговицы и молнии куртки и т. д.) создает и усиливает ощущение психологической закрытости и частично блокирует интерес, внимание и желание вступать в контакт и тем самым отводит от него возможные психологические нападения. С другой стороны, многие ситуации требуют либо только "открытой", либо, напротив, "закрытой" одежды, и если человек придет в хорошую теплую и дружественную компанию в прямом смысле застегнутым на все пуговицы, то это вызовет напряжение, притянет к нему отрицательные эмоции, негативную энергетику и парадоксальным образом ослабит защиту. "Открытая" одежда в подобной ситуации будет в гораздо большей степени выполнять защитную функцию, нежели "закрытая".

5. Важную роль в имидже человека выполняет материал, из которого сделана одежда. Чем крепче и толще ткань, тем больше достигается эффект закрытости и защищённости. Вершину ощущения закрытости порождает камуфляжная ткань и кожа. Именно поэтому охранники и "братва" так любят кожу. С другой стороны статистика утверждает, что в острых ситуациях драк, разборок, милицейских облав, криминальных перестрелок больше всего жертв оказывается среди людей, одетых в камуфляж и кожу, даже если они оказались поблизости случайно. Потому думайте, когда, где и что надевать.

6. Кроме того, постарайтесь, чтобы ваш чисто психологический имидж и стиль поведения соответствовал одежде. Нет ничего смешнее, нежели человек с манерами неуверенного невротика, одетый в стиле крутого бизнесмена или охранника. Потому ищите свой стиль, по возможности следите за модой, читайте журналы на эту тему и попытайтесь понять, какая одежда обеспечивает вам наибольший успех и уверенность. Можно совершенно уверенно утверждать, что нелепая или не идущая человеку одежда не только портит его образ в глазах людей, но и деформирует его ауру, порождая в нем заниженную самооценку, психологические комплексы и вызывая энергетические потери.

7. Если имеете возможность, заведите себе стилиста, который хотя бы немного разбирался не только в одежде и прическах, но и в тонких энергетических механизмах впечатления, производимого человеком, и в его психологических проблемах. Короче говоря, работайте над стилем. Перефразируя и дополняя известное высказывание (правда, относящееся к писательскому труду): "Стиль - это человек", можно сказать, что стиль - это человек со своей защитой.

Психологический теннис

Я называю этот вид защиты спортивным термином, потому что он предполагает мгновенную реакцию на любой психологический выпад противника, будь то слово, обвинение, жест, взгляд, движение или поступок. Психологический теннис, (причем я подразумеваю скорее настольный теннис нежели большой) предполагает общение в быстром или даже сверхбыстром темпе. Чаще всего это относится к словесному виду защиты. Научитесь мгновенно ответить по делу короткой фразой. Некоторые люди говорят столь длинно, что их высказывания напоминают развернутые газетные статьи. Другие вначале кратко излагают основные мысли и лишь при необходимости раскрывают их более подробно.

Учитесь говорить краткими, емкими фразами, вкладывая в них максимально сконцентрированную энергию, слишком длинный ответ вымывает из слов силу убедительности. Приступая к тренировке этого умения, старайтесь для начала говорить что угодно, пусть даже при этом теряется смысл речи, но вы сохраняйте быстроту темпа и уверенный вид. Данный метод в чем-то схож с дзенскими притчами-загадками и парадоксами бытия, на которые нужно отреагировать мгновенно и неординарно. Лучшим ответом считается такая реакция, которая выдается человеком мгновенно и абсолютно свободно, без долгих раздумий. Научитесь парировать любые угрозы, обвинения, претензии и насмешки мгновенно и легко, как чемпион по теннису парирует удар противника.

Абсурдизация нападения

Данный вид защиты возможен в тех вариантах общения, когда оно происходит в словесной форме, и вы имеете время для того, чтобы убедить противника в бессмысленности действий против вас. Для этого вы должны прибегнуть к гиперболизации аргументов или тех ролей поведения, к которым вы прибегаете. Попытайтесь проявить артистизм и войти в образ, резко контрастирующий с агрессивным поведением противника благодаря юмору, тонкой иронии, игре интонации или диаметрально противоположной позиции, на фоне которой дальнейшее нападение выглядит бессмысленным. Иногда требуется подключение хорошей логики, с помощью которой человеку быстро, четко и остроумно объясняется, куда заведет его агрессия и какую большую цену придется заплатить за эскалацию конфликта. Пробуйте данный прием в разных вариантах, пока не достигнете виртуозности переубеждения несколькими фразами.

Защита чести и достоинства

Русская пословица предлагает беречь честь смолоду. Потерю чести общечеловеческая духовная культура рассматривает как потерю права на жизнь, ибо потеря чести и достоинства делают жизнь невыносимой. Суть достоинства - в осознании и переживании своего права быть неповторимым и относиться к собственной личности с чувством самоуважения. Достоинство - это своего рода доспех, окружающий личность. Жизнь прожить - не поле перейти, и потому в процессе общения этот доспех постоянно принимает в себя стрелы. У каждого есть выбор: защищать честь и достоинство или терять их, гоняясь за выгодой в самом широком смысле этого слова. Защита чести и достоинства предполагает прежде всего изменение общей позиции личности и ее отношения к себе и уже во вторую очередь связана с различными приемами и методами. Если вы хотите, чтобы окружающие не задевали вашу честь, вы должны эту честь иметь. Вспомните выражение из офицерского устава: "Честь имею!" Для того, чтобы иметь честь и излучать достоинство, человек должен убить в себе раба - внутреннее существо, ради выгоды или хорошего отношения к себе идущего на разного рода унижения и сделки с совестью. Расправьте плечи в прямом и в переносном смысле, постарайтесь увидеть, что вы, при всех своих недостатках - единственное в мире существо, которое уже по этому одному признаку имеет право на уважение к себе.

Поймите, если вы изнутри не будете наполнены этим импульсом, то откуда он возьмется у других людей? Уважение, которое вам оказывают другие люди, производно от того уважения, которое вы оказываете самому себе. Речь, конечно, идет о самоуважении, подкрепленном реальными делами, а не об искусственной надутости и важности, за которыми нет ничего, кроме пустой самовлюбленности. Если вы излучаете подобное чувство собственной важности, не обеспеченное подлинными достижениями в жизни, люди быстро разберутся и вернут этот энергетический импульс к вам обратно с довеском насмешки, презрения и неприязни. Но если вы по-настоящему уважаете себя, и ваше чувство подкреплено хорошими делами, люди будут платить вам глубоким ответным уважением, иногда выдавая вам такие авансы, которые являются чрезмерными. Потому наилучшим средством развития вашего самоуважения является спокойное, размеренное выполнение достойных дел, за которые уважают.

Кроме того, серьезно подумайте о вашем имидже. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали так, как вам хотелось бы, следите, чтобы ваши внешние реакции не вступали в противоречие с вашим внутренним настроем. Не суетитесь, не совершайте резких движений, говорите значительно, плавно и веско, как бы пропитывая энергией достоинства все ваше существо от мышечного рисунка до модуляций голоса.

Один из моих клиентов имел возможность получить хороший пост, но, к сожалению, для такого поста внешний облик его был несколько легковесным. Разделяя опасения своего клиента показаться смешным и несерьезным, я предложил ему для начала изменить свою походку: учиться ходить более плавно, медленно, важно, представляя, будто он несет на голове кувшин. Образ понравился человеку. Он всерьез начал работать в этом направлении. Через полгода человека невозможно было узнать. Он признался мне, что даже по-другому стал воспринимать мир, что не мудрено - усвоение новой внешней манеры поведения меняет все вплоть до внутреннего самоощущения.

Защита достоинства предполагает соединение защищённости и чести. Вначале человек защищает свое достоинство, а затем заработанное, прочувствованное и укрепленное достоинство защищает его личность от посягательств и ударов. Когда люди видят такое отношение человека к себе, они, как правило, не решаются переступить границу, окружающую его, и вторгнуться в чужую личностную территорию.

Другой аспект достоинства, который нужно в себе культивировать, ибо он имеет самое прямое отношение к защите человека - это социальный аспект. Если достойный на личностном уровне человек социально унижен, броня его внешнего уверенного имиджа пробивается, и он, в лучшем случае, чувствует большой дискомфорт. В России всегда был дефицит чувства гражданского и социального достоинства, и значительный процент населения всегда был склонен сгибать голову перед начальством и государством. Доводя ситуацию до крайней степени унижения, такие люди в последний момент взрываются и устраивают бунт, что уже неоднократно имело место в нашей истории. Сегодня, когда страна взяла новый курс, который предполагает дальнейший рост социального неравенства, можно предполагать, что многие люди будут испытывать острое чувство унижения достоинства, истощающее их. Подлинное чувство достоинства обязательно включает в себя социальное и гражданское самоуважение и умение отстаивать свои права. Подлинно защищённый человек должен уметь требовать от государства выполнения его обязанностей. Это касается и личной психологической защищённости отдельного человека перед конкретным чиновником и представителем государства, и сообщества людей, унижаемых отключениями света, тепла или непомерным ростом цен. Люди должны научиться объединяться в организации или движения, с помощью которых они будут доводить свои требования до власти, жестко и последовательно добиваясь своих целей. Если население нашей страны не пробудит в себе чувство гражданского достоинства, то оно так и будет пребывать в состоянии социального унижения, сопровождаемого массовыми стрессами и психологическими депрессиями.

Миролюбивая атака

Если на вас нападают, и вы безрезультатно испробовали различные методы, попробуйте сами в ответ психологически остановить противника, действуя при этом мирными средствами. Сохраняя ровный и дружелюбный тон, попробуйте обвинить его в неправильном подходе к делу, ошибках видения, предвзятом отношении. Можете даже слегка, в корректной форме, задеть его личное самочувствие, ровно настолько, насколько нужно, чтобы смутить его, но не замыкайтесь на обвинении, а смягчите тон и перейдите к существу дела. Миролюбиво, но очень энергично и напористо начните доказывать правоту вашей точки зрения. Короче говоря, завалите его мирными инициативами, чтобы он не успел отреагировать и смутился. Помните, что это не программа действий, а демонстративное поведение, призванное сбить с вашего противника наступательный пыл и смягчить его агрессию. Ведя себя подобным образом, вы парализуете его агрессию и сбиваете с толку, ибо ваши действия не вписываются в его ожидания.

Миролюбивая атака весьма эффективна в тех случаях, когда ваш противник не является сверхагрессивным человеком, готовым идти на конфликт до конца. В противном случае он может разъяриться, либо потому, что увидит ваше относительное сопротивление, чего он не терпит, либо потому, что истолкует миролюбивый характер ваших действий как слабость.

Смена поля битвы

Когда конфликт принимает затяжной характер и требует вашего непрерывного участия и внимания, а результат столкновения скорее всего будет нежелательным для вас или во всяком случае не таким, как вы его ожидаете, то целесообразнее выйти из конфликта и приложить свои усилия к какой-либо новой задаче. Ни в коем случае не теряйте энергии ответного действия и движения. Просто перемените объект борьбы и постепенно переключите свое внимание на новую цель. В каждый момент у человека есть альтернативный выбор и важно уметь своевременно поменять поле битвы.

Защита убеждений

Прежде чем говорить о защите убеждений, надо убедиться, что они есть. Нередко бывает, что под убеждениями люди понимают личные вкусовые оценки или эгоистические интересы. Убеждения - это система сознательных взглядов человека по широкому спектру вопросов, пронизанная какой-то идеей или даже рядом идей, в которые человек верит, потому что они ему дороги. Защита убеждений не имеет ничего общего с пустым амбициозным спором, затеянным для самоутверждения. Убеждения - это не костюм, который человек может менять три раза в неделю. Перемена убеждений - процесс длительный, нередко растягивающийся на годы или даже десятилетия. Быстрая перемена убеждений, которую иногда приходится наблюдать в сфере политики, - свидетельство крайней поверхностности и конъюнктурности. Серьезный человек не может радикально сменить свои убеждения за короткий срок без стрессов, потрясений и надломов.

Отстаивать убеждения - значит защищать самого себя, глубинную духовно-психологическую основу своего существования. Альтернатива "сдаче" своих убеждений - смерть человека как личности и духовной единицы. Подумайте серьезно, а есть ли они у вас или это вам только кажется? Может быть, то, что вы называете звучным словом "убеждения", есть всего лишь набор хвастливых мыслей, которыми удобно пользоваться вашему эго, под которые невозможно подвести никакой серьезной идеологической базы? Но если у вас все-таки есть система взглядов, которыми вы дорожите, и для вас крайне болезненно видеть, как кто-то треплет их, то, конечно, за них стоит побороться. Однако, прежде чем ввязываться в борьбу, подумайте еще раз - верны ли ваши убеждения? Пронизаны ли они каким-то смыслом, светом, положительным содержанием, или они - обычная разновидность слепых личных пристрастий, в реальной жизни всегда направляемых против интересов других людей? Разумеется, сам человек не может стопроцентно определить, насколько верны его взгляды, это определяет сама жизнь, однако, кое-что зависит и от его распознавания.

Итак, если ваши убеждения ценны для вас и если они объективно не направлены против других людей, жизни, Бога, тогда защищайте их! Защита убеждений может происходить в разных формах - как словами, так и делами. Конечно, защита делами и поступками предпочтительнее. В православии есть замечательная формула: "Истина не доказуется, а показуется". Апостол Павел сказал по этому же поводу: "Вера без дел мертва есть". Но и слова, пронизанные верой, превращаются если не в дела, то хотя бы в важный элемент дел, тем более, если человек подвергается психологическому нападению именно за свои убеждения. Значит, если вы хотите всерьез отстоять свои убеждения, учитесь эффективно защищать их и делами, и словами. Дела и поступки должны быть четкими, энергичными, успешными, профессиональными, то есть такими, которые вызывают как можно меньше претензий и взысканий со стороны тех, кто рядом с вами. Старайтесь, чтобы ваши дела были пронизаны верой в их смысл и чтобы они не расходились со словами, которыми вы оправдываете себя перед миром. Если вы перестали верить в то, что вы делаете, попросите Бога, чтобы он вернул вам веру, но если этого не происходит, прекратите делать мертвое дело до тех пор, пока снова не уверуете. А если вера так и не вернется, забудьте о ваших неудачных делах. Дела, совершаемые без веры, то есть без осознания их нужности и ценности, обречены на неуспех.

Словесная защита убеждений - это диалог, объяснение, спор, иногда конфликт, который нужно вести грамотно и правильно. Можно выделить несколько принципов такой защиты: человек должен хорошо разбираться и понимать то, что он защищает. Ясность понимания, порожденная некомпетентностью и непрофессионализмом, резко снижает убедительность произносимого и вызывает комический эффект, усугубляемый степенью эмоциональности человека. В самом деле, если такой человек отстаивает какой-то тезис и убежден в своей правоте, то чем более страстно он это делает, тем более неубедительно для слушателей выглядят его слова, потому что они видят всю степень его непонимания. К сожалению, многие люди защищают такие взгляды и представления, суть которых они до конца не понимают. Старайтесь не уподобляться им.

Защищая свои убеждения, делайте это эмоционально, страстно, с верой в правоту тех взглядов, которые вы отстаиваете. Человек, говорящий в таких случаях с вялой интонацией, без огонька, с равнодушной отстраненностью, ослабляет положительный смысл своих доводов. Страстная вера в правоту произносимого, сочетаемая с логической ясностью доводов, делает любую речь убедительной и результативной.

Избегайте навязывания своих убеждений - ничего кроме обратного результата это не дает. Старайтесь воздействовать на разум и на эмоциональную природу собеседника, но не давите на его волю. Решение о принятии или не принятии ваших доводов и взглядов он должен принять самостоятельно.

Учитесь быть изобретательными в выборе доводов, убеждающих других в правоте произносимого вами. Защита убеждений не должна быть построена на эксплуатации одного или двух доводов.

Не позволяйте тем, кто атакует ваши взгляды, делать это со слишком большой иронией. Отчетливо дайте понять, что пусть лучше иронизируют над вами лично, но ваших убеждений не трогают, как не трогаете и вы убеждений вашего оппонента. В этом случае вы будете восприниматься как более справедливая и значительная личность, для которой важнее не ее эгоистические интересы, а внутренняя система ценностей.

Полная версия - http://www.redov.ru/psihologija/nevidimaja_bronja/p50.php

В ситуациях, когда интенсивность потребности на­растает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, пове­дение регулируется с помощью механизмов психологи­ческой защиты. Ф. В. Бассин определяет психологи­ческую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознатель­ным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая активность реали­зуется в форме специфических приемов переработки ин­формации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного кон­фликта. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, уменьшать диссонанс, отторгая или искажая информацию, расцени­ваемую как неблагоприятную и разрушающую первона­чальные представления о себе и других.

Механизм психологической защиты связан с реорга­низацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Функции психологической защиты противоречи­вы в том плане, что, способствуя адаптации человека к своему внутреннему миру и психическому состоянию (оберегая приемлемый уровень собственного достоинст­ва), они могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде. Например, падение уровня притязаний после неудачи можно рассматривать как механизм за­щиты, предупреждающий огорчения от последующих не­удач, но в то же время снижающий вероятность победы. Э.А. Костандов предложил логически строй­ное и убедительное представление глубинного физиологи­ческого компонента психологической защиты. Отрица­тельные эмоциональные переживания формируют устой­чивую рефлекторную связь в коре мозга. Она, в свою очередь, повышает пороги чувствительности и тем самым тормозит сигналы, связанные с событиями, вызывающими такие переживания, препятствуя их осознаванию. Вре­менные связи между неосознаваемыми стимулами могут

запечатлеваться в долговременной памяти, быть чрезвы­чайно стойкими. Это позволяет понять способ возникно­вения стойких эмоциональных переживаний в случаях, когда их повод остается для переживающего их человека неосознанным. Костандов признает существование в мозгу чувствительного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но весьма значимые для данного человека раздражители. Несмотря на то, что эти раздражители не осознаются человеком, они могут вызвать у него ряд веге­тативных реакций, приводящих к изменениям физиологи­ческого и психологического состояний

Как объяснить стойкость очагов отрицательного эмо­ционального возбуждения, возникающих при пережива­ниях конфликтов? Интересную мысль по этому поводу высказывает Е. Т. Соколова. . Она обращает внима­ние на тот известный факт, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодо­ления. При этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем, материальном плане, либо во внут­реннем, коль скоро решение преодолевать препятствие или отказаться от действия еще не принято. В том случае, когда человек не осознает конкретного смысла тех или иных обстоятельств, незавершенным оказывается прежде всего сам акт осознания. Как показано экспериментами Зейгарник , именно незавершенные действия (и со­путствующие им обстоятельства) запоминаются лучше завершенных и, что особенно важно, запоминаются не­произвольно. В работах Левина также показано, что не­законченные действия формируют тенденцию к их завер­шению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Мож­но допустить, что механизмы психологической защиты – это и есть некоторые специализированные формы заме­щающих действий.

В экспериментальных условиях была воспроизведена ситуация, отчетливо выявившая эффект психологической защиты. Студентам предлагалось опознать и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, предъявлявшихся на экране в дефиците времени. Среди слов были слова-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Оказалось, что порог опознания слов-табу был существенно выше, чем нейтральных .

Важно отметить, что забывается не только сама трав­мирующая мысль, но и ряд других, связанных с ней по ассоциации.

К механизмам психологической защиты относят обыч­но отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение и др.

Отридание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не восприни­мается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлений мотивов, противоречащих основным установ­кам личности, или информации, которая угрожает са­мосохранению, престижу, самооценке. Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не тре­буя предварительного научения, и характеризуется замет­ным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и зачастую не позво­ляет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении. Например, при массовом социологическом исследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материа­лы прессы в том, что курение вызывает рак легких. По­ложительный ответ дали 54% некурящих и только 28% курящих. Большинство курящих отрицали значение при­водимых фактов, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для их собственного здо­ровья .

Вытеснение – наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выклю-

чения из сознания неприемлемого мотива или неприят­ной информации. Например, особо неудобные для нас факты особенно легко забываются. Вытеснение – бессоз­нательный психический акт, при котором неприемлемая информация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, прием­лемые с точки зрения социального окружения и пото­му не вызывающие стыда и угрызений совести. Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позво­ляет прикрывать общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления.

Вытесненный мотив, не находя разрешения в пове­дении, сохраняет, однако, свои эмоциональные и веге­тативные компоненты. Несмотря на то, что содержатель­ная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, например струсил, тем не менее конфликт сохраняется, а вызван­ное им эмоционально-вегетативное напряжение субъек­тивно может восприниматься как состояние неопреде­ленной тревоги. Поэтому вытесненные влечения могут про­являться в невротических и психофизиологических симп­томах. Обмолвки, описки, неловкие движения также не­редко свидетельствуют о вытеснении . Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчислен­ные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Великолепный пример вытеснения приведен в эпизоде из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, где Николай Ростов с искренним вооду­шевлением рассказывает о своей храбрости на поле боя. В действительности он струсил, но вытеснение было столь сильным, что он уже сам верил в свой подвиг .

При вытеснении неразрешенный конфликт обнаружи­вает себя различными симптомами, высоким уровнем тре­вожности и чувством дискомфорта. Яркий пример вы­теснения описан в работе А. М. Свядоща. «Больной X. 28 лет, однажды, спускаясь утром по лестнице, чтобы пойти на работу, вдруг остановился, так как у него по­явилась мысль: не осталась ли открытой дверь? Вер­нулся, проверил – дверь была плотно закрыта. С этого времени его стало преследовать навязчивое сомнение: не осталась ли дверь открытой? При уходе из дому дверь закрывалась женой на засовы, задвижки, замки и тем не менее он по многу раз в день, оставив работу, вынужден был возвращаться домой, чтобы проверить, не осталась ли дверь открытой. Он понимал необоснован­ность своей тревоги, боролся с ней, но не мог ее преодо­леть. Сам больной не мог связать свое заболевание с ка­кой-нибудь причиной. Оно казалось ему возникшим без всякого внешнего повода» . А предыстория болезни такова. Пациент был женат вторично, первую жену он очень любил и прожил с нею около двух лет. К концу этого периода он стал вспыльчивым, раздражи­тельным, и отношения с женой стали ухудшаться. Как-то раз, придя домой и застав дверь открытой, он нашел записку от жены, в которой она сообщала, что ушла от него к другому человеку. Пациент очень болезненно переживал уход жены, просил ее вернуться, но она отка­залась. Через полтора года он женился вторично. Этот брак оказался удачным, и они прожили вместе около двух лет, когда внезапно развилось болезненное состояние. Же­на отметила, что незадолго до появления описанной на­вязчивости супруг стал вспыльчивым, раздражитель­ным, ворчливым, и в связи с этим отношения между ними ухудшились. Сам больной этого не замечал. В приведенном случае навязчивое состояние отражало переживания человека. Возникшая внутренняя связь меж­ду открытой дверью и уходом первой жены означала в скрытой символической форме боязнь потерять вторую жену, когда отношения с ней стали ухудшаться. Мысль о потере оказалась для него столь тягостной, что она была вытеснена, т. е. не нашла отражения в сознании, и прорвалась в скрытой форме в виде боязни застать дверь дома открытой. Психотерапия помогла осознать эту связь, привела к избавлению от этого состояния. Таким образом, вытеснение означает подавление, иск­лючение из сознания импульса, провоцирующего напряже­ние и тревогу.

Бывает, что человек должен принять ка­кое-то трудное решение, связанное для него с длительными волнениями и переживаниями. В таком случае он может внезапно «забыть» об этом деле. Аналогично он способен полностью утратить воспоминание о своем не­этичном поступке, невыполненном обещании. Возника­ет амнестический барьер – охранительное забвение, Л. Н. Толстой назвал это «раздвиганием душевного ме­ханизма», дающего возможность забыть то, что сделало бы жизнь невыносимой) Приведем пример подобной ситуации из романа «Воскресение». «Воспоминания эти не сходи­лись с ее теперешним миросозерцанием и потому были совершенно вычеркнуты из ее памяти или скорее где-то хранились в ее памяти нетронутыми, но были так за­перты, замазаны, как пчелы замазывают гнезда клочней (червей), которые могут погубить всю пчелиную работу, чтобы к ним не было никакого доступа... Маслова вспо­минала о многих, но только не о Нехлюдове. О своем детстве и молодости, а в особенности о любви к Нехлю­дову она никогда не вспоминала. Это было слишком больно. Эти воспоминания где-то далеко нетронутыми ле­жали в ее душе. Даже во сне никогда не видала Нехлю­дова... Ей нужно было прочно и окончательно забыть обо всем этом, чтобы не убить себя, не стать безумной» .

Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информа­цию, она полностью вытесняется из его памяти. Поэтому если мы замечаем, что неоднократно забываем нечто, то пора задать себе вопрос, действительно ли мы хотим вос­пользоваться данной информацией.

Проекция – бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых че­ловек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него не­редко возникает тенденция понизить привлекательные ка­чества пострадавшего. Человек, постоянно приписываю­щий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил даже специальное назва­ние – ханжа.

Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и не до­ступных, но желательных для себя. У детей – это про­стейший механизм усвоения норм социального поведения

и этических ценностей. Так, мальчик бессознательно ста­рается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря идентификации достигает­ся также символическое обладание желаемым, но недо­сягаемым объектом . В расширенном толковании идентификация – неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности выз­ванных причинами, признание которых грозило бы по­терей самоуважения. В частности, рационализация связа­на с попыткой снизить ценность недоступного. Так, пе­реживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее пониже­ния: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Рационализация используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами, находя­щимися в конфликте с его собственными нравственными стандартам. Например, героине романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташе необходимо избавиться от мысли об измене любви, об измене князю Андрею. «Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразре­шимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?» У Наташи совершается внутренняя психоло­гическая работа по объяснению разумными причинами свершившихся событий. Эта работа устраняет душевный конфликт между представлениями о порядочности и ре­альным поведением. В конце концов героиня говорит:

«Мне кажется, что я сто лет люблю его (Анатоля). Да и не любила никого так, как его» }