Греется ли. Греются ли светодиодные лампы

Недавно наш сайт рассказывал о том, почему мобильные компьютеры самопроизвольно выключаются. В 80–85% случаев в этом виноват банальный перегрев. Сегодня мы еще раз коротко перечислим все возможные причины, по которым греется ноутбук, и подробно поговорим о профилактике и методах решения этой проблемы.

Как понять, что ноутбук перегревается?

Real Temp работает без установки на компьютер (достаточно скачать и запустить). Он в реальном времени отслеживает температуру ядер процессора и видео, отображает ее в системном трее, плюс может записывать эти данные в лог.

В окне Real Temp на скриншоте показаны текущие температурные показатели ядер ЦП, разница с максимально допустимой температурой, которая принята за 100 0 С (Distance TJ Max), а также минимум и максимум, зафиксированный с момента запуска программы.

Чтобы включить звуковое оповещение при достижении температурного максимума, откройте настройки (кнопка Settings) и в разделе «Other Settings» отметьте «Alarm Temperature». Для CPU установите порог срабатывания 90 0 С, для GPU (видеочипа) – 90–95 0 С.

Время от времени желательно проверять и уровень нагрева жесткого диска. Приближение к верхнему порогу может указывать на начинающиеся проблемы, а диск, который греется сильно и при этом тормозит, и вовсе ненадежен.

Для мониторинга состояния жесткого диска тоже существует масса утилит: HDD Health, HD Tune, CrystalDiskInfo, Hard Disk Sentinel и т. д. Выбирайте любую.

На скриншоте показано окно Hard Disk Sentinel Pro – одного из бесплатных выпусков этой программы.

Как проверить, эффективно ли работает система охлаждения?

Отдельные линейки ноутбуков склонны к перегреву больше, чем остальные. Причина, как правило, в неудачном конструктивном решении: близком расположении видеокарты и одного из мостов в сочетании с упрощенной системой охлаждения, слишком узких вентиляционных отверстиях в днище корпуса (или в полном отсутствии таких отверстий) и т. п. При обычном использовании такие аппараты работают нормально, но стоит немного нагрузить – температура резко ползет вверх.

Чтобы узнать, способна ли СО выдерживать интенсивные нагрузки, достаточно провести небольшой тест ноутбука на перегрев. Для этого подойдет любая программа для проверки стабильности системы: LinX, OCCT, S&M, CPU Stability Test, Aida64 и прочие. Оптимально, если в программе есть функция мониторинга с отображением роста температур на графике. Если такой функции нет, можно запустить сторонний монитор.

Рассмотрим, как это делается, на примере Aida64 (триальной версии). В настройках теста на стабильность отмечаем «Stress CPU» (остальные галки снимаем), нажимаем кнопку «Start» и смотрим на графики. Внизу показан % использования процессора и CPU-троттлинга, вверху – температуры компонентов.

Задача тестирования – узнать, насколько быстро нагревается процессор и другие устройства при максимальной нагрузке. Плавный нагрев до верхней границы нормы (70–75 0 С) свидетельствует об адекватном охлаждении, а резкий, с достижением 80 0 С и более, особенно если график близок к вертикальному – о недостаточном.

Для оценки результата хватает 5–10 минут, но если ноутбук слишком быстро нагревается, тест нужно остановить немедленно.

Как не допустить перегрева ноутбука?

Лучшее средство продления «жизни» любому мобильному компьютеру – это охлаждающая подставка. Особенно для аппаратов, конструктивно склонных к перегреву и переживших ремонт – замену видеочипа или мостов: после ремонта запас прочности уже не тот, и следующая поломка может произойти при менее высоких температурах.

Другой простой и эффективный способ избежать перегрева – продувка вентиляции из баллончика со сжатым воздухом. Если повторять ее 1–2 раза в месяц, более серьезная чистка вашему «железному питомцу» понадобится нескоро.

Что для этого нужно:

  • Бумажные или тканевые салфетки.

Как выполняется продувка:

  • Выключите ноутбук, отсоедините блок питания.
  • Поднесите к одной из сторон вентиляционной решетки (откуда выходит нагретый воздух) носик баллончика, вторую сторону прикройте салфеткой.
  • Быстрым коротким нажатием (не дольше секунды) выпустите из баллончика немного воздуха. На салфетке при этом будет собираться пыль.
  • Повторяйте продувку до тех пор, пока салфетка не перестанет загрязняться.

Не бойтесь загнать пыль еще глубже – с внутренней стороны к вентиляционной решетке прилегает вентилятор (бловер), отделенный от остальной части корпуса стенками, поэтому вся грязь будет выдуваться наружу.

Продувка – действенная мера профилактики, но не устранения перегрева. Что делать, если решетка забита пылью настолько, что почти не пропускает воздух, читайте дальше.

Как почистить ноутбук от пыли изнутри?

Чистка со вскрытием корпуса – профессиональная манипуляция, но многие владельцы ноутбуков справляются с этим сами. Самое трудоемкое в ней – это разборка и сборка аппарата, но в одних случаях она проста (есть модели, где для доступа к системе охлаждения достаточно отвинтить люк на нижней крышке), а в других – довольно сложна (необходима почти полная разборка).

Обратите внимание! Разборка ноутбука (если до вас его не вскрывали в авторизованном сервисе) всегда приводит к потере гарантии.

Инструкцию по сборке-разборке конкретной модели можно найти в сети. Лучше, если это будет официальный сервисный мануал, где показан каждый шаг (ищем по запросу «Наименование модели service manual»). В крайнем случае воспользуйтесь любым материалом по теме – снимками, видеороликами или словесным описанием.

Кроме того, вам понадобится:

  • Небольшая крестовая отвертка.
  • Твердая пластиковая карта, тонкая линейка, медиатор или специальная лопатка – для отщелкивания защелок.

  • Пинцет.
  • Контейнеры для винтов.
  • Баллон со сжатым воздухом.
  • Небольшая малярная кисть или щетка.
  • Термопаста (не забудьте, КПТ-8 для ноутбуков не подходит!).
  • Термопрокладки (если используются в вашей модели).
  • Синтетическое масло для смазки (если сильно шумит вентилятор).
  • Салфетка.

Порядок работы:

  • Отсоедините блок питания и аккумуляторную батарею.
  • Используя инструкцию, удалите наружные винты, при необходимости отделите клавиатуру и защитные планки, после чего снимите нижнюю крышку. Отсоедините и удалите все мешающие детали (для отключения тонких проводков и шлейфов удобно использовать пинцет).

Иллюстрации взяты из сервисного мануала Asus G74 G74Sx и представлены для примера. Порядок разборки вашего аппарата может отличаться.

  • Продолжайте разборку до тех пор, пока не увидите место крепления системы охлаждения к материнской плате. Чтобы их разъединить, необходимо выкрутить несколько винтов. Порядок ввинчивания-вывинчивания отмечен цифрами рядом с винтами. Обязательно соблюдайте его, иначе можете повредить хрупкие кристаллы чипов.
  • Отключите коннектор вентилятора.

  • Демонтируйте систему охлаждения. Если не поддается – аккуратно подвигайте ее из стороны в сторону (но не дергаете вверх). Скорее всего, ее держит засохшая термопаста.
  • Используя баллон со сжатым воздухом, очистите плату и все внутренние поверхности от пыли. Крупные скопления удалите кистью или щеткой. Металлическую часть СО и крыльчатку вентилятора можно промыть под краном (перед сборкой не забудьте их просушить). Для снятия крыльчатки удалите с вентилятора защитную наклейку, а также пробочку и пластиковое кольцо, которые нанизаны на ось. Перед сборкой капните в канал каплю масла.
  • Сотрите салфеткой остатки термопасты с процессора и чипов. Если она засохла, капните сверху водой или положите влажную салфетку (пока ноутбук обесточен, вода для него не опасна). Удалите остатки жидкости.
  • Нанесите свежий слой термопасты – он должен быть равномерным и тонким. Термопрокладки меняют только в случае пересыхания. Если старые не утратили эластичность, можете использовать их повторно. Помните, что заменять прокладки термопастой нельзя – она не способна заполнить зазоры между поверхностью чипа и теплосъемником.
  • После чистки и замены термопасты соберите аппарат в обратном порядке.

Еще одна причина, по которой ноутбук перегревается и выключается – это поломка системы охлаждения. На нее указывают явные симптомы перегрева после того, аппарат отчищен от пыли, а иногда – неестественный шум вентилятора (завывание, рывки и т. п.).

Достоверный признак неисправности СО (при условии правильной установки) – неэффективный теплоотвод. Если металлическая часть нагревается только в районе прилегающих к чипам теплосъемников (1), а термотрубки (2) и радиатор (3) остаются прохладными, значит, в одном из мест соединения нарушился контакт (трещина).

Такую деталь необходимо заменить. Если же причина в неисправном вентиляторе, он тоже подлежит замене.

Перегрев процессора вызывает различные неполадки в работе компьютера, уменьшает производительность и может вывести из строя всю систему. Все компьютеры имеют собственную систему охлаждения, что позволяет уберечь ЦП от повышенных температур. Но при разгоне, высоких нагрузках или определённых поломках система охлаждения может не справляться со своими задачами.

Если процессор перегревается даже в случае простоя системы (при условии, что в фоновом режиме не открыто каких-либо тяжёлых программ), то необходимо срочно принять меры. Возможно, придётся даже заменить ЦП.

Давайте рассмотрим из-за чего может происходить перегрев процессора:

  • Поломка системы охлаждения;
  • Комплектующие компьютера давно не очищались от пыли. Частицы пыли могут осесть в кулере и/или радиаторе и забить его. Также частички пыли имеют низкую теплопроводность, из-за чего весь жар остаётся внутри корпуса;
  • Термопаста, нанесённая на процессор, потеряла свои качества по прошествии времени;
  • Пыль попала в сокет. Это маловероятно, т.к. процессор очень плотно прилегает к сокету. Но если это произошло, то сокет нужно срочно прочистить, т.к. это угрожает работоспособности всей системы;
  • Слишком большая нагрузка. Если у вас включено одновременно несколько тяжёлых программ, то закройте их, тем самым значительно снизив нагрузку;
  • Ранее выполнялся разгон.

Для начала нужно определить средние рабочие температуры процессора как в режиме сильных нагрузок, так и в режиме простоя. Если температурные показатели позволяют, то проведите тестирование процессора при помощи специального ПО. Средние нормальные рабочие температуры, без сильных нагрузок, составляют 40-50 градусов, с нагрузками 50-70. Если показатели перевалили за 70 (особенно в режиме простоя), то это прямое свидетельство перегрева.

Способ 1: проводим очистку компьютера от пыли

В 70% случаев причиной перегрева является скопившаяся в системном блоке пыль. Для очистки вам понадобятся:

  • Нежёсткие кисточки;
  • Перчатки;
  • Невлажные салфетки. Лучше специализированные для работы с комплектующими;
  • Маломощный пылесос;
  • Резиновые перчатки;
  • Отвёртка крестовая.

Способ 2: очищаем от пыли сокет

При работе с сокетом требуется быть максимально аккуратным и внимательным, т.к. даже самое незначительное повреждение может вывести компьютер из строя, а любая оставленная частичка пыли нарушить его работу.
Для проведения этой работы вам также понадобятся резиновые перчатки, салфетки, нежёсткая кисточка.

Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:


Способ 3: повышаем скорость вращения лопастей кулера

Чтобы выполнить настройку скорости вращения вентилятора на центральном процессоре, можно воспользоваться BIOS или сторонним программным софтом. Рассмотрим разгон на примере программы . Данное ПО распространяется полностью бесплатно, имеет русскоязычный, несложный интерфейс. Стоит заметить, что при помощи этой программы можно разогнать лопасти вентилятора на 100% их мощности. Если они и так работают на полную мощность, то данный способ не поможет.

Пошаговая инструкция по работе со SpeedFan выглядит так:


Способ 4: меняем термопасту

Данный способ не требует каких-либо серьёзных знаний, но менять термопасту необходимо аккуратно и только в случае, если компьютер/ноутбук уже не находится на гарантийном сроке. В противном случае, если вы будете что-то делать внутри корпуса, то это автоматически снимает с продавца и производителя гарантийные обязательства. Если гарантия ещё действительна, то обратитесь в сервисный центр с просьбой заменить термопасту на процессоре. Вам должны сделать это полностью бесплатно.

Если вы меняете пасту самостоятельно, то следует более внимательно отнестись к выбору. Не нужно брать самый дешёвый тюбик, т.к. они приносят более-менее ощутимый эффект только первые пару месяцев. Лучше взять более дорогой образец, желательно, чтобы в его составе были соединения серебра или кварца. Дополнительным плюсом будет, если вместе с тюбиком идёт специальная кисточка или лопатка для смазки процессора.

Способ 5: уменьшаем производительность процессора

Если вы выполняли разгон, то это могло послужить основной причиной перегрева процессора. Если разгона не было, то данный способ применять не нужно. Предупреждение: после применения данного способа производительность компьютера уменьшится (особенно это может быть заметно в тяжёлых программах), но также уменьшится температура и нагрузка на ЦП, что сделает работу системы более стабильной.

Для данной процедуры лучше всего подходят стандартные средства BIOS. Работа в БИОСе требует определённых знаний и умений, поэтому неопытным пользователям ПК лучше доверить эту работу кому-то другому, т.к. даже незначительные ошибки могут нарушить работу системы.

Пошаговая инструкция по уменьшению производительности процессора в BIOS выглядит так:


Снизить температуру процессора можно несколькими способами. Однако, все из них требуют соблюдения определённых правил предосторожности.


Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель.
В этой статье мы можем узнать:
— как вовремя заметить что двигатель перегрелся;
— почему двигатель греется вообще и в определенных ситуациях;
— как поступить при перегреве двигателя.

Для понимания сути вопроса необходимо последовательно прочесть все пояснения автомеханика со стажем.

Как определить, что двигатель перегрелся

На первый взгляд кажется очень просто – по показателям прибора температуры двигателя, или – датчика. Это верно, если бы не одно но – начинающие автомобилисты настолько увлечены дорожной обстановкой вокруг, что на панель приборов смотрят только в одном случае – сколько осталось топлива. Автомобилисты со стажем, наоборот, в силу уверенности в своих силах, также не смотрят на панель приборов автомобиля. И в результате, часто возникает ситуация, что перегрев обнаружен, когда температура двигателя давно превысила допустимые нормы, и двигателю нанесен непоправимый ущерб. Именно непоправимый перегрев – одна из самых сложных неисправностей, которая приводит к очень серьезным последствиям. Но об этом немого позже.
А ведь есть способ, который не даст пропустить момент перегрева. В пробке это проблематично, и не всегда присутствует явно, но следует знать вот о чем:

— Как только температура двигателя превысит допустимую норму, при резком нажатии на педаль газа, либо при ускорении автомобиля, даже небольшом, отчетливо прослушиваются детонационные стуки , которые в простонародии называются «стучат пальцы». Это не верно, но такое определение знают все.
Если Вы услышали такой звук – 99% вероятности, что двигатель перегрелся, и необходимо принимать меры.

Детонационный стук – звонкий металлический стук, частота которого совпадает с частотой вращения двигателя. Вы наверняка слышали такие звуки при заправке некачественным топливом. Откуда пошло понятие «стучат пальцы», мне лично неизвестно. А вот истинная причина возникновения подобных стуков – нарушение процесса сгорания топлива. То, что Вы слышите, не что иное, как взрывы топливной смеси. При нормальной работе двигателя, процесс сгорания – контролируемый, как только нарушается один из параметров работы – процесс выходит из-под контроля, и сгорание превращается во взрыв. Отсюда и понятие – детонационные (от слова детонировать — взрываться) стуки. При перегреве двигателя – это первый признак.

Прежде чем продолжить разговор, давайте определимся, что является нормально температурой, а что – перегревом. Односложного ответа нет, но есть общие правила.
Температура двигателя в пределах 85-95 градусов Цельсия, является рабочей.
Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.
Температура двигателя выше 105 градусов Цельсия – перегрев, и необходимо принимать меры.

Причины которые могут вызвать перегрев

1. Недостаток охлаждающей жидкости. Жидкость в двигателе закипает не потому, что ее мало, а вот почему: помните о наружной поверхности для охлаждения? При недостатке жидкости, поверхность соприкосновения жидкости и нагретого двигателя недостаточна, и перенос тепла в окружающую среду происходит плохо. Вот отсюда и перегрев. Система охлаждения двигателя не герметична, как многие полагают, и в процессе эксплуатации происходит испарение жидкости – не забывайте проверять ее уровень регулярно. И конечно, следите за состоянием радиатора и патрубков – течи недопустимы. Бывают случаи внутренней течи – в результате повреждения прокладки между головкой и блоком цилиндров. Вода из выхлопной трубы бежать не будет, но постоянное понижение уровня жидкости без видимых течей – повод насторожится и обратиться к специалисту. Накопившаяся в цилиндрах вода, в момент пуска двигателя может привести к гидро-удару – это в прямом смысле может разрушить поршневую группу, и не только.

2. Состояние радиатора. Просветы между сотами радиатора достаточно малы, и могут постепенно загрязняться представителями насекомого мира. Это не шутки, был случай, когда незначительное загрязнение радиатора (вкупе с плохим состоянием двигателя) – привели постоянному перегреву авто. Следите за чистотой радиатора, и хоть иногда обдувайте его сжатым воздухом.

3. Неправильно установленный угол зажигания. При нарушении угла зажигания, процесс сгорания топлива нарушается. Как следствие – повышение температуры сгорания, и понижение мощности. Мощность упала, а потребности нет. Что делаем? Правильно – сильнее жмем на педаль газа. Получается, что на расчетный режим работы двигателя (при котором происходит нормальное охлаждение) – тратится больше топлива. Отсюда и перегрев. К слову – проблема с зажиганием может возникнуть (именно самопроизвольно, а не после Вашего вмешательства в тонко отлаженный механизм двигателя) в случае растяжения ремня или цепи ГРМ. Это не единственная возможность, но распространенная – имейте в виду.

4. Качество топлива. Несоответствующее октановое число ведет к снижению мощности, и повышению температурного режима сгорания топлива. Тут выход один – заправляйтесь в одном месте, так вероятность получить плохой бензин – ниже.

5. Отложения на стенках двигателя и радиатора. Причина проста – использование некачественной охлаждающей жидкости, а то и вовсе, воды. Немного поподробнее. С точки зрения физики, использование воды – лучше, так как вода обладает лучшей теплопроводностью, чем спиртосодержащие антифризы. Но – в воде присутствуют соли (наблюдать можно на стенках чайника) – тоже происходит и внутри двигателя. В результате нарушается циркуляция воды, эффективность охлаждения понижается и двигатель перегревается. Если уж льете воду в расширительный бачок – лейте дистиллированную, она очищена от солей. А лучше всего использовать специальные антифризы. Поверьте – полностью удалить накипь из двигателя – невозможно. И еще одна «прелесть воды: если, после воды, например к зиме, Вы зальете антифриз – будьте готовы к потекам (потечь может в любом месте: радиатор, патрубки) – это факт. Если постоянно ездить «на антифризе», ничего не произойдет, а вот после воды – антифриз потечет в 99%.

6. Износ двигателя. Сюда можно отнести множество аспектов, но в большинстве случаев — это износ поршневой группы. При длительной эксплуатации автомобиля, поршневые кольца, служащие для герметизации камеры сгорания, изнашиваются, что ведет к снижению компрессии, нарушению сгорания топлива, потере мощности (помните про формулу) и перегреву авто.

Как то слишком сложно получилось. Если проще, то так: топливо лучше сгорает при определенном давлении, которое создается в камере сгорания. Давление – порядка 12 атмосфер. Если взять трубу, заткнуть картошкой и подуть внутрь, то внутри создастся давление, которое и называют компрессией. Сила, с которой Вы дуете, будет представлять силу расширения топлива при сгорании, которая давит на поршень и приводит во вращение коленвал. Кольца служат для более плотного прилегания поршня к цилиндру (в нашем случае картошка и трубка). Теперь, если Вы вложите кусочек картошки, неплотно прилегающий, и подуете – воздух будет проходить мимо картошки-поршня.

Вот это и происходит в двигателе при износе поршневой группы (износ колец и износ стенок цилиндра). В результате, часть энергии расширения топлива при сгорании, проходит мимо поршня (между поршнем и цилиндром), а также – снижается компрессия (оптимальное давление в камере сгорания), что ухудшает качество сгорания. И опять – потеря мощности и перегрев. Тут выход один – обратиться к специалисту.

7. Вентилятор радиатора. В некоторых (старых) моделях авто, такая причина отсутствовала, так как вентилятор приводился во вращение напрямую от коленвала через ремень. Теперь, вентиляторы электрические, и включаются при срабатывании датчика температуры. Датчик может не сработать, а вентилятор – не включится. Это довольно распространенная причина. Просто стоит выйти и посмотреть – возможно окисление контактов подключения двигателя.

8. Воздушные пробки, образующиеся при заливке жидкости. К слову, в таком случае датчик температуры может не показать повышение температуры. Как избавиться от пробки – тема отдельной статьи. От себя добавлю – при заливке жидкости в систему охлаждения, автомобиль должен стоять горизонтально.

9. Термостат. Термостат разделяет систему охлаждения на два круга – малый и большой. Малый используется для прогрева автомобиля (количество жидкости уменьшено, радиатор отключен), при достижении определенной температуры подключается большой круг (подключается радиатор) Если термостат заклинил, то используется только малый круг: количество жидкости недостаточно, радиатор отключен – перегрев авто. Определить можно, пощупав нижние патрубки, подходящие к радиатору: если они холодные, а авто перегрелось – меняйте термостат.

10. Помпа. Помпа – это насос, который принудительно перегоняет воду, для улучшения циркуляции. По большому счету, с помпой может приключиться две неприятности: она попросту потечет – Вы увидите, и вторая, которую определить сложнее – износ крыльчатки помпы. При износе крыльчатки, помпа медленно качает жидкость, в результате в двигателе жидкость нагревается быстрее, чем в радиаторе (ухудшается циркуляция воды) Определить можно по неравномерному нагреву – радиатор холодный, а двигатель кипит. Внимание – такие же симптомы и при неисправности термостата, и наличии воздушной пробки.

Так же могут быть и другие причины — одна из которых из разряда «нарочно не придумаешь». К примеру – не полностью ослабленный стояночный тормоз, что приводит к подтормаживанию авто, повышению нагрузки на двигатель, и перегреву. Трос «ручника» может подклинить – был такой случай. Машина подтормаживает незначительно, но этого достаточно в жару.

И еще некоторые грешат на включенный кондиционер. По большому счету, это скорее надуманная причина. Безусловно, кондиционер создает дополнительную нагрузку на двигатель, но это было учтено при разработке. Если уж совсем двигатель плох – полный износ, то такое может произойти. Что делать – отключить чудо современного автомобилестроения.

Пожалуй, на этом и остановимся. Единственное, о чем поговорим в конце – перегрев в пробке на дороге. От этого не застрахован никто.

Как поступить если автомобиль перегрелся в пробке

При длительном движении авто на пониженной передаче, двигатель работает с повышенной мощностью, что само по себе ведет к перегреву. Добавьте сюда отсутствие встречного потока воздуха, необходимого для охлаждения радиатора.
Что делать?
Главное не паниковать. Кратковременный перегрев не страшен, а вот если видите, что машина не остывает, пора действовать.

Важно – без крайней необходимости не глушите двигатель. Именно – без крайней. Заглушенный, перегретый двигатель – почти 100% гарантия ремонта. Описывать происходящее в двигателе в таком случае довольно долго (проворачивание вкладышей вместе с коленвалом, при последующем пуске двигателя – меньшая, из возможных бед) , просто примите на веру.

Важно – не вздумайте поливать водой двигатель, или лить холодную воду в радиатор. Результат один – ремонт. Причем, можно так постараться, что без замены блока и головки цилиндров не обойтись. Еще одна «прелесть» холодной воды ¬– микротрещины внутри блока. Найти и устранить будет очень и очень сложно, если вообще возможно.

Авто перегрелось – постарайтесь съехать на обочину. Не получается – не паникуйте, и не обращайте внимания на окружающих – Вам важно сберечь двигатель.

Остановились на холостом ходу, включили печку отопления на полную, и ждете. Если через 5-10 минут ситуация не улучшается – глушите мотор.
Не лишним будет открыть капот, главное в панике не забыть установить авто на стояночный тормоз.

Единственной причиной заглушить двигатель сразу, являются клубы пара из-под капота. Скорее всего, лопнул патрубок охлаждения, и дальнейшая работа двигателя только ухудшит ситуацию.

Вот такой он, перегрев двигателя, если рассмотреть повнимательнее. Теперь Вы знаете – почему греется двигатель, и как с этим справится.

Везде говорят что светодиоды практически не греются. Так почему светодиодным приборам нужен теплоотвод и что будет если теплоотвода нет?
В светодиоде светится так называемый p-n переход кристалла. Грубо говоря, это место где один тип металла (-p) соединяется с другим типом (-n). Задача – найти такое сочетание различных проводников, чтобы из этой зоны с минимальными потерями выходило как можно больше света.
И вот здесь начинаются проблемы. Идеальной комбинации -p и -n проводников пока еще не найдено, да и навряд ли найдут, и потери, хотим мы того или нет, – всегда будут. Поэтому вместе с частичками видимого света излучается еще и небольшое количество тепла. В прошлом, когда светодиоды были настолько тусклыми, что использовались лишь в индикации, это испускаемое тепло никто и не считал – столь ничтожно малым оно было.
Сейчас же, с появлением мощных и сверхмощных светодиодов соотношение света и тепла, излучаемое кристаллом осталось прежним, но теперь оно уже более ощутимое. Для наглядности посмотрите на обычную рядовую микросхему. Допустим, это чип размером 1 на 1 см. Чем больше эта микросхема выполняет задач, тем сильнее она греется. Но если это простая микросхема, теплоотводом может служить и сам корпус микросхемы, а также металлические выводы-контакты, которыми она припаяна к плате. Если же мы хотим внутри такой же микросхемы расположить в миллионы раз больше полупроводниковых элементов и заставить эту микросхему выполнять в миллионы раз больше операций – выделение тепла возрастет во много раз и нам потребуется ее охлаждать принудительно. Чтобы далеко не ходить, посмотрите на любой из ныне существующих компьютерных процессоров – они все снабжены алюминиевым или медным радиатором с принудительным обдувом вентилятором.
Примерно тоже самое происходит и в светодиоде. Когда мы с одной и той же площади чипа пытаемся «выжать» больше света, пропорционально растет количество выделяемого тепла внутри самого кристалла. И чтобы его отводить, нужно охлаждение.
Так, мощным светодиодам типа «пиранья» в качестве теплоотвода достаточно своего корпуса и печатной платы, на которую крепится светодиод. А вот для сверхмощного светодиода уже потребуется дополнительное охлаждение в виде радиатора. Но откуда же возникает это тепло? В светодиоде, как уже говорилось, существуют потери во время преобразования электричества в свет. Но часть этого света (фотонов) остается внутри кристалла. К кристаллам, где выходит относительно много света и мало остается внутри, применительно определение «высокий квантовый выход». Если же светодиод сам по себе не достаточно яркий и на один ватт подаваемого напряжения приходится относительно мало «выходных» люмен, то здесь применительно определение «кристалл с низким квантовым выходом».

Так что у любого среднестатистического светодиода температура чипа всегда растет вместе с его мощностью. Типичная рабочая температура производимых на сегодняшний день светодиодов составляет от 50°С до 120°С, а с учетом постоянного развития технологий в ближайшем будущем может достигнуть и 200°С.
Если мощные светодиоды объединены в некую сборку, да еще и установлены в герметичный корпус, то нагрев становится значительным. И если не происходит отвод тепла, полупроводниковый переход перегревается, отчего изменяются характеристики кристалла, и через некоторое время светодиод может выйти из строя. Так что очень важно строго контролировать количество тепла и обеспечивать эффективный теплоотвод. Тепловые характеристики приборов просчитываются уже на стадии проектирования, что исключает любые проблемы в эксплуатации.

Перед тем как приобрести такой источник света и установить его нужно понять греются ли светодиодные лампы? Для этого нужно немного разобраться в самой конструкции, пока ещё инновационного осветительного прибора. Все существующие светодиодные лампы состоят из:

Проверка температуры нагрева цоколя светодиодной лампы

Источник светового потока — светодиод, их может быть как один, так и множество в зависимости от желаемой мощности. Такие светодиоды в лампах называют иногда чипами.

Рассеиватель — служит для того, чтобы свет от светодиодов рассеивался равномерно и мягко. Изготавливается из поликарбоната и других сортов пластика.

Печатной платы , на которой установлены светодиоды. Она обеспечивает эффективную передачу вырабатываемого тепла через термопасту на теплоотводящий металл (радиатор).

Радиатор — часть лампы, отвечающая за отведение тепла, вырабатываемого светодиодами. Зачастую изготавливается из анодированного алюминия, реже из обычного. Конструкция радиатора имеет ребристую форму, для увеличения площади теплопередачи.

Драйвер — требуется для преобразования переменного тока в постоянный и выпрямления пульсаций напряжения.

Полимерное основание корпуса цоколя служит для изоляции всей от конструкции от пробоя электрическим током.

Цоколь — служит для соединения токопроводящих частей светодиодной лампы с патроном.

Конструкция и процесс изготовления подробно описан в видео:

Температура нагрева светодиодных ламп

Светодиодная лампа, как и все приборы, преобразующие электрический ток в свет, выделяют некоторое количество тепла. Источники света на светодиодной основе, греются в несколько раз меньше, если сравнивать с лампами накаливания. В светодиодной лампе не нагревается ни цоколь, ни рассеиватель. Происходит выделение тепла только на самом кристалле светодиода, и большую часть тепла выделяет драйвер. Тепловая энергия передается на радиатор и успешно рассеивается им.

Как сильно нагреваются светодиодные лампы важно понимать тем, кто планирует использовать их возле горючих предметов — натяжной потолок, мебель, и пр. Сила нагрева зависит от мощности и логично, что менее мощный светодиод меньше греется. Реальный КПД ламп оценивается в 80%.

Т.е. при мощности светодиодной лампы 10 Вт — 2 Вт уйдет исключительно на выработку тепла. Температура нагрева светодиодной ламы достигает в максимальной горячей точке всего лишь 65 °C, по сравнению с лампами накаливания, температура которых спокойно доходит до 265 °C. Так, что при вопросе в магазинах «какие лампочки не нагреваются?» — имеются в виду светодиодные.

Нужно так же помнить, что в светодиодной лампе есть элементы которые греются намного сильнее. Так, конденсатор может нагреваться более 100 °C. И это его абсолютно нормальная рабочая температура. Конденсатор размещается на драйвере и укрыт корпусом, достать его без повреждения конструкции невозможно.

Конденсатор — элемент на печатной плате, предназначенный для сглаживания пульсаций и мерцаний напряжения в сети. Работает в диапазоне от 85 до 260 В.

В итоге можно выделить несколько факторов, от которых зависит как сильно нагреваются светодиодные лампы:

  • Качество материалов как радиатора, так и всех компонентов;
  • Мощность лампы;
  • Качество сборки;
  • Окружающая температура воздуха.