Что ты клонишь над водами фет. Что ты клонишь над водами ива,макушку свою? разбор схема и харекстеристика и грам основу

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я знаю край: там на брега Уединенно море плещет; Безоблачно там солнце блещет На опаленные луга; Дубрав не видно — степь нагая Над морем стелется одна....
  2. Из антологии Лук звенит, стрела трепещет, И, клубясь, издох Пифон; И твой лик победой блещет, Бельведерский Аполлон! Кто ж вступился за Пифона, Кто разбил твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский...
  3. Солнце, солнце, божественный Ра-Гелиос, тобою веселятся сердца царей и героев, тебе ржут священные кони, тебе поют гимны в Гелиополе; когда ты светишь, ящерицы выползают на камни и мальчики идут со...
  4. Как небеса, твой взор блистает Эмалью голубой, Как поцелуй, звучит и тает Твой голос молодой. За звук один волшебной речи, За твой единый взгляд Я рад отдать красавца сечи, Грузинский...
  5. Ты клонишь лик, о нем упоминая, И до чела твоя восходит кровь — Не верь себе! Сама того не зная, Ты любишь в нем лишь первую любовь; Ты не его...
  6. Ступил на Север зверь крылатый, Лия мгновенно смерти яд, Язык горящий омокает В потоки быстрые Невы; Река, лишась прохладной неги, В себя прияв недуга семя, Внутри питает зной и жар;...
  7. Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой...
  8. Люблю я наш обрыв, где дикою грядою Белеют стены скал, смотря на дальний юг. Где моря синего раскинут полукруг, Где кажется, что мир кончается водою, И дышится легко среди безбрежных...
  9. За моим окном опять светит солнце. В радугу оделись все былинки. По стенам развеваются блестящие знамена света. От радости трепещет бодрый воздух. Отчего ты неспокоен, дух мой? Устрашился тем —...
  10. Очи темные подъемлет Дева к небу голубому И, на звезды глядя, внемлет Чутко голосу ночному. Под мерцаньем звезд далеких, Под блистающей их тайной Вся равнина в снах глубоких И в...
  11. Лишь то, что писано с трудом — читать легко. Жуковский Если вьется мой стих, и летит, и трепещет, как в лазури небес облака, если солнечный звук так стремительно плещет, если...
  12. Тобою, Бибиков, нам весть привезена, Что сила агарян российской попрана, Что наша молния в странах противных блещет И что наш сопостат, бежа ее, трепещет. О, вестник радостный прехрабрых россиян! Ты...
Вы сейчас читаете стих Что ты клонишь над водами, поэта Тютчев Федор Иванович

«Что ты клонишь над водами…» Фёдор Тютчев

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Анализ стихотворения Тютчева «Что ты клонишь над водами…»

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни - появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры « », вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою!

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..


Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей…

Но струя бежит и плещет

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 2.

Первая публикация - Совр . 1836. Т. IV. С. 34 под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XVII, с общей подписью «Ф.Т.». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 5–6; Изд. 1854 . С. 7; Изд. 1868 . С. 10; Изд. СПб., 1886 . С. 102; Изд. 1900 . С. 102.

Печатается по автографу.

Записано в автографе под цифрой 2; под цифрой 1 - «В душном воздуха молчанье…» (см. коммент . С. 401). Характерная особенность синтаксического оформления текста - частое использование многоточий; 2-я строка заканчивается восклицательным знаком и дополнительной точкой, как бы незавершенным многоточием; 5-я - вопросительным знаком и многоточием (четырьмя точками), 7-я - многоточием (здесь снова четыре точки), 10-я - многоточием (пятью точками). Это обилие точек в конце строк могло ассоциироваться в поэтическом сознании автора с бегущей струей, движением поэтической эмоции; это и знак недосказанности, широкого внетекста, простора для читательского воображения. В написании стихотворения заметно стремление начинать с прописной буквы слова «Макушку», «Струю», «Струей», «Солнце», «Смеется». Прописные буквы в словах, обозначивших главных персонажей сценки, намекают на аллегорический подтекст образов (мотив девичьей обиды), создают мифологическую подоснову картинки.

В списке Муран. альбома (с. 6) многоточия не воспроизведены, в конце 2-й строки - запятая, в 5-й - только вопросительный знак, в 7-й - запятая, в 10-й - точка. Прописных букв нет.

История публикаций свидетельствует о стремлении приблизиться к автографу в передаче знаков препинания, отражающих движение тютчевского поэтического чувства. Ближе всего к автографу в этом отношении Лирика I .

Датируется, как и стих. «В душном воздуха молчанье…», 1830-ми гг.

Н.А. Некрасов отмечал: «Ничего не прибавляем в похвалу этому стихотворению. Заметим только одно, что, несмотря на всю разность содержания, оно напомнило нам стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий», которому оно, по нашему мнению, нисколько не уступает по своему достоинству» (Некрасов . С. 208). Он обратил внимание на чувство неудовлетворенности, стремление к чему-то, поиск, связанный с образом движущейся воды. Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквами «К. Т.» (Красота. Тютчев) (ТЕ . С. 145).

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Цели урока:

  1. систематизировать знания учащихся о лирическом произведении, продолжить обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики;
  2. помочь ученикам постичь “внутренний план” тютчевской пейзажной лирики, развивать эмоциональность старшеклассников;
  3. воспитание чувства восхищения перед творчеством великих мастеров слова.

Сведения по истории литературы:

  • романтические традиции в русской лирике;
  • мир природы и мир души.

Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий:

  • философская лирика;
  • антитеза;
  • природа и человек;

Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений:

  • анализ поэтического текста;
  • выявление “второго плана”;
  • литературный отзыв.

Оформление доски: иллюстрации с изображением пейзажных зарисовок.

Эпиграф

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. . . (Ф. И. Тютчев)

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема и цель урока объявляется учителем, записи в тетради. Проверка готовности к уроку. Мотивационный момент.

Вступительное слово учителя. Тема урока “Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…” (Восприятие. Истолкование. Оценка.)

Анализ – исследование текста стихотворения.

Учащиеся объясняют значение слов “восприятие”, “истолкование”, “оценка”. Учитель при необходимости уточняет: можно отразить не только личное восприятие стихотворения, но и отметить, какие мысли и чувства вызвало оно у современников поэта; анализировать стихотворение надо в единстве формы и содержания и в контексте всего творчества поэта, оценивая мастерство автора и художественную ценность произведения, не следует забывать, что личностная оценка факультативна, порой мы не готовы достойно, на нужном уровне оценить классическое произведение, поэтому надо быть корректными.

2. Работа по теме урока

2. 1. Задание №1. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…” учителем. Ответьте на вопрос, какие ассоциации возникли у вас при чтении стихотворения?

Что ты клонишь над водами
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами
Словно жадными устами
Ловишь беглую струю?

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей,
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой …

(возможны поверхностные ответы, т. к. дети при первом знакомстве с произведением увидели только пейзажную зарисовку: склоненная над водой ива, многие представляют под словом “вода” ручей, реку, водопад Учащиеся обращаются к иллюстрациям, указывают на те, которые, по их мнению, отражают возникшие ассоциации.) Восьмиклассники отмечают, что композиция стихотворения – двучастная; произведение небольшое по объему, состоит из двух восьмистиший; изображено состояние природы и состояние человека в определенный момент жизни)

1.2. Слово учителя о поэте.

Когда-то Тургенев уверял, что “о Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

Вся жизнь Тютчева - в его стихах. С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева (возможно, дети вспомнят самые известные строки поэта):

Зима недаром злится
прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом

Совсем не случайно то, что все эти стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

1.3. Коллективная работа. Цель: при помощи детального анализа произведения выяснить его идейно-смысловое содержание. Подготовить рабочие записи для самостоятельной письменной работы.

Настроение стихотворения? Какие слова своим смыслом создают настроение? В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Интонация стихотворения характеризуется сочетанием экспрессивной лексики и тона спокойных и серьезных размышлений.
Как выражается настроение в стихотворении?

Как оно построено?

Как вы думаете, почему стихотворение разделено на две строфы? Какую роль играет вопрос в первой части и получаем ли мы на него ответ во второй?

Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)

Как объяснить обращение к иве как к живому существу, очень похожее на традиционное для русского фольклора?

Настроение меняется на протяжении стихотворения Композиционно стихотворение делится на строфы. В 1-ой строфе говорится о “иве”, во 2-ой – о “струе”. Эти два лирических образа находятся во взаимодействии: ива склонилась над водой… Каждая строфа из себя представляет пятистишие (квинтет), в нем рифмуются строки в следующем порядке: первая, третья и четвертая строка рифмуются между собой, а вторая - с пятой.

Четырехстопный ямб, в каждой строке присутствует пиррихий. По расположению ударений наблюдается рифма мужская (2, 5 строка) и женская (1, 3, 4 строки). По расположению в строках перекрестная рифма сочетается с парной (3, 4 строка).

Из приемов звукописи активно используется аллитерация. Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующая закономерность. Повтор Ш ([ што], клониш ь, макуш ку, ловиш ь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет), [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. В строке “Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей…” слышен лепет ручейка в этом шепчущем повторе “хоть”. Эпитеты, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета: дрожащими листами или одно из впечатлений о предмете, беглая струя, жадными устами – используются только в 1–ой строфе при описании образа ивы. Там же мы видим и олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного: ива “ловит”, “устами”, струя “беглая”, “бежит”, “смеется”, лист “томится”. В первой строфе преобладают существительные и прилагательные, во второй – глаголы. Первая строфа состоит из двух вопросительных предложений, вторая – из одного сложного предложения с несколькими рядами однородных членов – сказуемых. В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой прием часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный прием есть не что иное, как разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение.

Вывод: какова тема и идея стихотворения?

Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока? Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока?

Почему струя смеется над ивой? Как антитеза помогает разграничить временное и вечное в стихотворении Ф. Тютчева?

“Ива” и “струя” расстаются с ролью детали пейзажа и приобретают статус знаков, за которыми стоит целое явление в создаваемом автором мире. В склонении ветвей, в данном случае “макушки” традиционно содержатся два смысла – стремление защитить и преклонение перед чужим горем. Следовательно, ива – знак страдания всеобщего, безмерного и сострадания. Образ ивы ассоциируется с жизнью человека: “белая” полоса чередуется с “черной”, невзгоды с радостями. Но человек не должен склонять голову (макушку) перед жизненными проблемами. В данном случае слово “макушка” с ударением на первом слоге является однородным со словами “маковка” (церкви), которая устремлена в небо, в вечность.

Второй образ “ над водами” (с ударением на первом слоге) представляет из себя символ “времени”, столь безжалостного над человеком: каждый день, каждая секунда приближает человека к единственно возможному концу – смерти. Как бы человек не пытался “словить жадными устами” бегущую струю, но она “смеется над тобой…”. Время- это категория вечная, постоянная, жизнь человека – категория непостоянная, частичка вечного.

Настоящее время глаголов, имеющих значение движения, активного действия, указывает на постоянство данного явления – течения времени.

2. 4. Подведение итогов коллективной работы. Итак, в чем же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от обыкновенного, нашего взгляда? Из чего для автора произведения складывается жизнь природы и почему ей никогда не суждено остановиться или замереть в своем движении?

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Везде автор показывает сходства природы и человека, их общность происхождения, значит, и общие проблемы и пути их решения, взаимное чувство поддержки (они всегда находятся вместе), общие проявления неидеальности – описывается схваченный с натуры образ и раскрываются некоторые философские истины. Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Ранней лирике Тютчева (стихотворение “Что ты клонишь над водами…” относится к раннему периоду творчества) свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки)

Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны.

Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая - лишь короткая вспышка.

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном. . .
Час тоски невыразимой!. .
Все во мне, и я во всем!. .

Его поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

3. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения “Что ты клонишь над водами…”

Письменная итоговая работа (работы учащихся)

1. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…”

Это стихотворение написано в ранний период творчества замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. С момента встречи с его творчеством я поняла, что Тютчев – поэт для узкого круга читателей, тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Понять его поэзию дано не каждому. Вот так случилось и со мной. Читая стихотворение “Что ты клонишь над водами…”, я представляла себе пейзажную зарисовку: лето, теплый денек, берег небольшой речушки, заросший кустарником и тальником, иву, склоненную над бегущей и журчащей по камешкам струей воды. Играет легкий ветерок листьями. Но что-то настораживает в стихотворении. Почему автор говорит о иве как об одушевленном предмете? Почему становится грустно при чтении стихотворения? Да потому, что начинаешь догадываться, что это символическое изображение жизни человека во времени. Не случайно стихотворение состоит из двух строф, каждая состоит из пятистишия (квинтет). В первой строфе – образ “ивы-жизни”, во второй – образ “струи-времени”. Глаголы второй строфы передают непрестанное движение, вечное: бежит, плещет, блещет, и самое главное, смеется над тем, что пришло в этот “мир на время”. Дерево как будто склонилось под тяжестью проблем, неудач, потерь, как иногда бывает с человеком. Для описания такого состояния души автор пользуется существительными, как называющими предмет, и к ним эпитетами: уста жадные, струя беглая, листы дрожащие. Создается впечатление, что речь идет о предмете одушевленном, именно такую роль играет олицетворение. Выявить “второй план” помогает и антитеза “но”, и четырехстопный ямб с обязательным пиррихием в каждой строке, чередующиеся женская и мужская, перекрестная и смежная рифма. Вопросительные предложения как бы стараются вернуть нас к истине: да, жизнь коротка, но жить надо не склоняя “макушки”, достойно, не сдаваться ни перед какими жизненными проблемами, чтобы “умереть как человек”.

Юля М.

2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…”

В стихотворении Тютчева на первый взгляд говорится о иве и струе, но внимательно прочитав несколько раз, я поняла идейный смысл данного произведения так: в стихотворении говорится о жизни и беспощадном к ней времени. Преобладает грустное настроение, печальное, хотя во второй строфе есть слово “смеется”, но радости оно не вносит в текст. Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа – из пяти строк. В каждой строфе четырехстопный ямб, рифма перекрестная (1-3 и 2-5 строки), парная (3-4 строки), женская (1, 3, 4 строки) сочетается с мужской (2, 5 строки). Часто встречаются многосложные слова, поэтому использован пиррихий. Для создания картины природы более живой, “звучащей” автор использует аллитерацию, повторяя 11 раз шипящие звуки “щ”, “ш”, “ж”. Слово “хоть” употребляется в стихотворении два раза, создается впечатление легкого течения ручейка. В первой строфе 2 предложения, простые, вопросительные. Во второй строфе много глаголов 3 лица единственного числа, которые образуют ряд однородных сказуемых. Эти глаголы обозначают активное движение, как бы рисуя общую картину движения времени. Лирический герой этого стихотворения мне представляется жалким, беззащитным. Он не может справиться со своими проблемами и просто-напросто подчинился им. Жизнь коротка и этот герой пытается ухватиться за время, но и оно его не жале, а лишь смеется над ним. Наверное, автор пытался донести до нас чувство жалости и истину о смерти. Каждая минута приближает человека к смерти. Автор говорит нам, что жизнь не вечна, а вечно только время, которое никого не щадит, оно просто бежит вперед. Мне кажется, что стихотворение заставило нас задуматься о том, что нужно не “транжирить” зря время, а успеть в этой жизни многое.