Лесные евреи - братья бельские. Партизаны Бельские: «Вызов

Подарок к Хануке - празднику в честь подвига братьев Маккавеев. В издательстве "Текст: Книжники" вышла книга про братьев Тувью, Асаэля и Зуся Бельских. Их партизанский отряд спас во время Второй мировой войны столько же евреев, сколько Оскар Шиндлер, и уничтожил сотни вражеских солдат. Американский журналист Питер Даффи поговорил со вдовами и потомками Бельских, изучил архивные материалы, и вышла поучительная и увлекательная книга. Отряд еврейских партизан носит имя Жукова, отмечает еврейские праздники, сотрудничает с русскими партизанами, осуществляет боевые операции и налаживает лесной быт. Трагическая, героическая и кинематографичная история.

Тувья, Асаэль и Зусь столкнулись с новой дилеммой: сколько еще евреев они смогут и захотят принять? Они знали, что, если сюда хлынет поток людей, бегущих из гетто, вероятность того, что их обнаружат, сильно возрастет. Было также ясно, что, если в леса прибудет слишком большое число беглецов, на вооруженных членов отряда падет непосильное бремя: они будут вынуждены добывать все больше провизии. Это означало дополнительный риск и необходимость иметь дело с большим числом нееврейских жителей, которым они не могли доверять. Братьям надо было принять непростое решение.

Изначально Асаэль и Зусь полагали, что в отряд надо брать только молодых евреев, да и то не всех. Они думали действовать по примеру советских партизан, которые наносили стремительные удары, а затем исчезали в лесных чащах. Но Тувья охладил их пыл. Да, сказал он, мы должны воевать с теми, кто хочет нашей смерти, но мы не можем отворачиваться от евреев, которые приходят к нам в поисках убежища, иначе мы обречем их на смерть.
Вскоре после прибытия в отряд новичков состоялось собрание, на котором взял слово Юда.
- Друзья мои, мы пришли сюда, в лес, не для того, чтобы есть, пить и веселиться, - сказал он. - Мы пришли сюда, чтобы выжить. А значит, наша цель состоит в том, чтобы найти дополнительное оружие и начать борьбу с оккупантами. Мы должны сосредоточиться на самом главном: мстить, мстить и снова мстить убийцам! Надо выбрать командира и дать отряду имя, - продолжал он. - На должность командира я предлагаю своего двоюродного брата Тувью Бельского.

Тувья встал - высокий, широкоплечий - и произнес пламенную речь.
- Мы не можем просто сидеть и прятаться, - сказал он. - Мы должны сделать что-то для нашего народа. Мы не можем сидеть в кустах и ждать, пока эти звери не придут за нами.
Мы должны посылать людей в гетто, чтобы спасать евреев.
- Ты сумасшедший, - сказал Аарон Дзенсельский, один из самых пожилых в отряде. - Нас здесь чуть более двадцати душ, и то нам не хватает еды. А что мы будем есть, когда нас станет еще больше?

Тувью поддержали Асаэль и Зусь, но это не остановило ропот неодобрения.
- Мы потеряли наших жен и детей, а вы хотите, чтобы мы пошли в гетто и привели сюда нахлебников? - спросил кто-то из вновь прибывших.
Ему ответил Песах Фридберг.
- Стыд и позор, что я позвал такого, как ты, с собой в лес, - сказал он. - Тувья, я буду первым, кто отправится в гетто!
- Первыми, кто туда отправится, будут те, кто отказался это сделать, - жестко сказал Тувья. - А если они откажутся, им не место среди нас. Такие люди нам здесь не нужны.
Если у них нет силы духа, это их научит. Потом он объявил, что отношения в отряде будут устроены по образцу военной организации. Чтобы выжить, отряд должен будет работать как единое целое. Все должны подчиняться приказам - независимо от того, согласны они с ними или нет. У него нет времени слушать возражения.

Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны, - процитировал он из Исхода слова, сказанные израильтянами после того, как Моисей передал им повеление Господне. - Наш отряд, созданный ради спасения евреев, будет действовать, опираясь на самые высокие заповеди нашего народа.
Только Тувья Бельский мог убедить членов отряда принять столь опасный план. Он производил впечатление бесстрашного человека, но он был больше чем просто воин. Его сила убеждения усиливалась почти мистическим ощущением причастности к еврейскому народу. Он признавался, что у него такое ощущение, будто сам Бог руководит братьями Бельскими.
Тувья был яркой натурой, полной противоречий. Он, не стесняясь, плакал, когда вспоминал о жертвах бесчеловечных нацистских убийц. Он мог быть жестоким и нежным, грустным и насмешливым, импульсивным и рассудительным. Но прежде всего он был очень решительным человеком.

Предложение Иегуды Бельского назначить Тувью командиром поддержали единогласно.
Тридцатичетырехлетний Асаэль стал заместителем командира, а тридцатилетнему Зусю, третьему по старшинству, поручили руководить сбором разведданных. Песах Фридберг был назначен на должность начальника штаба - в его обязанности входила подготовка к боевым операциям.

Тувья предложил назвать отряд в честь маршала Георгия Жукова, который, как он узнал из передач радио, был у Сталина главнокомандующим. Братья понимали, что связь с коммунистами, воюющими против нацистов, может оказаться полезной на определенном этапе борьбы. Они никогда не были приверженцами идей Коммунистической партии или Советского Союза - совпадение интересов было случаем. Но они с радостью пошли навстречу этому случаю: ведь дело касалось беспощадной войны против свирепого врага их народа. Их цель заключалась в спасении евреев, и что было плохого в том, что их действия соответствовали лозунгу советской пропаганды «Защитим Родину от фашистских оккупантов!»?

Итак, борьба началась.
Боеспособные члены отряда под руководством Иегуды Бельского и Песаха Фридберга были посланы в Новогрудок, чтобы вызволить людей из гетто и привести в лес. А по гетто уже ползли слухи - в гетто новости всегда распространялись быстро - об убежище под защитой братьев Бельских. Все только и говорили о смелом побеге Иегуды, и многие намеревались последовать его примеру. Теперь, с ясным представлением о том, куда бежать, они были готовы рискнуть. Оставалось преодолеть ограду и ускользнуть от белорусских и польских охранников. Правда, прошел слух, что братья Бельские отказывают в убежище тем, кто не связан с ними кровным родством, но это не остановило массовый исход из гетто, начавшийся в последние дни августа 1942 года.

Бойцы из отряда Бельских способствовали побегам изо всех сил. Вот как много лет спустя вспоминала об этом родственница Дзенсельских, тогда двадцатилетняя девушка Соня Больдо. К ней подошли двое из отряда Бельских, сумевшие проникнуть в гетто, и предложили проводить ее в лес. Сначала она ответила отказом, но родители ее переубедили.
- Ты должна бежать, - сказали они. - Лучше быстрая смерть от немецких пуль в лесу, чем медленная смерть в гетто.
Соня стала уговаривать подругу, восемнадцатилетнюю Лею Берковски, бежать вместе. Но та не хотела покидать родителей. Но когда родители Леи узнали об их плане, они настояли на том, чтобы их дочь тоже бежала в лес, видя в этом единственный шанс на ее спасение.
- Ты просто обязана уйти вместе со мной, - сказала Соня. - Мне страшно, как и тебе, но это наш единственный шанс.
Мать зашила Лее немного денег в подкладку пальто.
- Этим пальто ты будешь укрываться по ночам, - сказала она. - Ты будешь спать под ним, и тогда ты не замерзнешь.
В день побега отец Сони дал часовым бутыль самогону, и к вечеру они мертвецки напились.
Ночью Лея, Соня и несколько других обитателей гетто в сопровождении бойцов из отряда Бельских перелезли через забор, проскользнули мимо пьяных охранников и устремились к лесному лагерю Бельских. На подходе к лагерю бойцы трижды свистнули, подавая сигнал.

Соня Больдо и Лея Берковски изумились тому, что увидели. Ярко полыхал костер, а вокруг ходили мужчины с ружьями. Но ведь немцы были так близко! И как только такое было возможно?
- Мне было страшно даже смотреть на них, - вспоминала Соня Больдо. - Я не привыкла к таким людям. Они много месяцев провели в лесу и выглядели такими заросшими и лохматыми. Они совсем не были похожи на горожан.
В лагере она встретила Хаю Дзенсельскую, которую знала еще с довоенных времен. Та рассказала ей, как она обручилась - а фактически вышла замуж - с Асаэлем Бельским. Разбитная Соня, далекая от щепетильности, спросила:
- А для меня здесь командира не найдется?

И такой командир в лагере был! Зусь, потерявший жену и новорожденного ребенка в кровавой декабрьской бойне, единственный из братьев жил один. Хая тут же познакомила их, и было видно, что Соня понравилась Зусю. Но Соня была избалованной дочкой богатых родителей, она ходила в лучшие школы и мечтала об учебе в Сорбонне. До войны она дважды побывала в Париже. А Зусь был простым парнем, и от него пахло водкой. Соня смотрела на этого огромного деревенского парня с пистолетами за поясом, воплощенную мужественность, и чувствовала, как ее девические мечты о европейской кофейне с чашечкой горячего кофе стремительно ускользают прочь.
- Хочешь глоточек водки? - спросил Зусь.
- Да, - нерешительно ответила она, никогда прежде не пробовавшая алкоголя, и сделала маленький глоток.
- Может, еще что-нибудь? - спросил он.
- Нет. Я просто хочу отдохнуть.

Зусь снял пальто и накрыл им девушку, и она быстро заснула. В течение нескольких следующих дней Зусь преследовал Соню и упорно задавал один и тот же вопрос, согласна ли она стать его «лесной подругой». Но Соня была непреклонна. «Я думала тогда: как можно встречаться с таким, как Зусь? Я не знала его, и он мне совсем не нравился», - вспоминала она много лет спустя. А тогда ее мысли были заняты родителями, которые до сих пор находились в гетто. Она решила заключить с Зусем сделку: «Выведи моих родителей из гетто, и я стану твоей подругой».

В конце августа и начале сентября поток беглецов из гетто не прекращался - в лагерь прибывало все больше и больше людей. Некоторые сами нашли дорогу в лес. Один молодой человек по имени Михл Лейбовиц сбежал из Новогрудка вместе с тремя своими братьями и еще четырьмя мужчинами. Он явился в дом одного своего знакомого еще с довоенных времен, и тот свел его с крестьянином, который показал дорогу к лесному еврейскому лагерю.
Другой житель Новогрудка - Айк Бернштейн - однажды поздно ночью с двумя своими друзьями перелез через забор гетто и всю ночь блуждал по округе. Им повезло: в своих блужданиях они наткнулись на дом связного Бельских - Константина Козловского.
- Вам повезло, ребята, - сказал Козловский. - Вы будете жить.
Он спрятал их на сеновале, утром затопил баню и накормил завтраком. Вечером того же дня в дом прибыли четыре вооруженных бойца из лагеря Бельских и отвели беглецов на лесную базу.

Двадцатилетняя Рая Каплинская бежала из Новогрудка в составе группы из одиннадцати человек. К этому времени нацистское начальство усилило охрану гетто, но все же они решили пойти на риск. Беглецы пролезли через дыру в заборе, но были замечены местными полицейскими и немцами, расположившимися на соседнем пригорке. Солдаты открыли по ним огонь, но, по счастью, никто из них не пострадал. В конце концов им тоже удалось добраться до хутора Козловского. Случилось так, что там в это время находились Песах Фридберг и юный Аарон Бельский.
- Теперь вы свободны, - сказал Фридберг. - Здесь вас никто не найдет.
На пути к лесному лагерю неожиданный лай собаки заставил беглецов съежиться от ужаса.
Песах и Аарон расхохотались:
- Это наши собаки, они вам ничего не сделают.
В течение нескольких недель отряд увеличился более чем вдвое. Среди беглецов были и родители Сони Больдо. Зусь сдержал слово, данное им Соне, и девушка в ответ сдержала свое - она стала его «лесной подругой».

Однако многие обитатели гетто бежать не хотели. Некоторые потеряли в бойне свои семьи и были в таком смятении, что не видели смысла в жизни. «Что нам побег из гетто? - говорил человек, потерявший дочь. - Почему бы нам не умереть здесь?» Других пугала перспектива зимовки в лесу. Страшили и принятые немцами дополнительные меры охраны: после удачного побега группы Раи Каплинской они усилили контроль над гетто, тем самым значительно сократив поток беглецов.
Но отнюдь не все восхищались братьями Бельскими.

В последние дни августа один из связных сообщил Бельским, что среди местного населения зреет недовольство еврейскими партизанами - из-за того, что они отнимают у крестьян еду. Тувья приказал своим людям проявлять максимум осторожности и без нужды не вступать в конфликты с крестьянами. Правила были просты: брать у них только самое необходимое для выживания, остальное оставлять хозяевам. Впрочем, братья знали, что с них как с евреев иной спрос - их поступки расцениваются совсем не так, как если бы то же самое делали неевреи. Крестьянин, которому придется делиться своими съестными припасами с «бандой жидов», непременно пожалуется на «грабителей». Это мнение Тувьи получает подтверждение из советских источников. В справке по партизанскому движению, датированной 11 ноября 1942 года, отмечается, что «местные жители (к западу от Новогрудка) не любят евреев. Они называют их исключительно «юдами». Если еврей заходит в дом и просит еды, крестьянин рассказывает, что его ограбили евреи. Но когда вместе с ним приходит русский, проблем не возникает».

Наконец, до Бельских дошли сведения, что партизаны хотят упразднить еврейский отряд. Таким образом, серьезная угроза его существованию исходила не от немцев, а от людей, которые вроде бы находились на одной стороне с Бельскими. Братья посовещались и решили попробовать договориться с партизанами.

Была назначена встреча на заброшенном хуторе. Братья вооружились до зубов и с тяжелым сердцем отправились в путь - они были готовы к самому худшему. На хуторе их ждал молодой русский офицер Виктор Панченков.
Виктор, которому едва исполнилось двадцать лет, был значительно моложе троих братьев Бельских. Но, несмотря на это, у него был богатый военный опыт. Он уже успел окончить военное училище и повоевать в Финляндии в 1940 году. Накануне вторжения Гитлера он получил звание лейтенанта и был отправлен в часть, дислоцированную на западной границе СССР. Его часть была рассеяна в июне 1941 года, а сам он, оказавшись в глубоком тылу у немцев, сумел добыть гражданскую одежду и выдать себя за сельскохозяйственного рабочего.

Весной 1942 года он вместе с другими отбившимися от своих частей солдатами и несколькими мужчинами из местных организовал партизанский отряд. К апрелю в нем было тридцать человек. Виктора избрали командиром, а отряду - чтобы походить на настоящее воинское соединение - присвоили номер 96.

Виктор был очень хорош собой, и это сразу оценили местные женщины. Впрочем, Тувью это мало интересовало.
- Почему местное население называет ваших людей еврейской бандой? - спросил Виктор, сразу переходя к делу. - Почему вы грабите людей?
Тувья ответил, что он не главарь «еврейской банды», а командир партизанского отряда имени маршала Жукова.
- Родина нуждается в нас, чтобы вести общую борьбу против немецких оккупантов, - сказал он. - И она не делает различия между евреями и неевреями.

Умный Тувья сразу нашел правильные слова. Виктор был коммунистом и интернационалистом, он вырос в краю, где с 1917 года управляли Советы, и его отец был председателем колхоза. Он верил, что в рабоче-крестьянском раю не будет места антисемитам.
- Но крестьяне говорят, что вы грабите их! - сказал он.
- Тогда единственный способ решить проблему - встретиться с теми, кто нас обвиняет.
И они договорились вместе отправиться к самому активному жалобщику. Так и сделали, явившись через несколько дней в деревню Негримово.

Тувья постучал в окно и попросил у хозяина немного продуктов.
- У меня ничего нет, - сказал крестьянин. - Меня евреи ограбили. Все забрали, даже скатерть со стола унесли.
В разговор вмешалась его жена.
- Всех евреев поубивать надо! - выкрикнула она, высунувшись в окно. - Немцы сами берут то, что им надо. Русским мы бы все сами, до последней крошки, отдали бы. Но чтобы евреям!..
Виктор вошел в дом и увидел, что на столе полно еды и спиртного. В гневе он выхватил пистолет и направил на трясущегося от страха хозяина.
Но за того неожиданно вступился Тувья.
- Пока продолжается война, - чуть позже сказал он, - ты никогда не должен различать партизан. Партизан, который придет к тебе в дом и попросит еды, будь то еврей, поляк, русский, белорус или цыган, должен быть накормлен. Ты обязан запомнить этот урок, иначе это плохо для тебя кончится.

Тувья почти дословно повторил то, что говорило радио Москвы, и это, конечно, помогло ему завоевать расположение Виктора. Правда, Виктор не успокоился, и они обошли все дома, хозяева которых обвиняли евреев в грабежах. В итоге с Бельских были сняты все обвинения. После этого лед между Виктором и братьями Бельскими растаял, и они согласились объединить усилия для боевых операций.

Завершался сезон уборки урожая. Амбары ломились от зерна, которое вскоре собирались отправить либо в Германию, либо в действующую армию. Виктор и Тувья решили помешать этому. Они разделили людей на небольшие группы, поручив каждой поджечь одно из зернохранилищ. Поджоги должны были состояться в полночь 1 сентября 1942 года. План сработал блестяще. Все сразу потушить было невозможно, и в результате пожар уничтожил тысячи тонн пшеницы.

Когда огонь только разгорался, неожиданно появились советские самолеты и подвергли бомбардировке стоявшую неподалеку немецкую часть.
- Мы любовались великолепным зрелищем, - позже писал Виктор. - В амбарах полыхал фашистский хлеб, а над нашими головами гудели советские самолеты.
Эта воздушная атака значительно подняла авторитет двух партизанских отрядов. «Они теперь в контакте с Москвой!» - повторяли люди.

Об этом еврейском партизанском отряде времен Великой Отечественной войны практически нет информации официальных госорганов постсоветского пространства – будто бы в истории Второй мировой его и не существовало вовсе.

Но отряд был. На его счету нет таких масштабных операций, как, скажем, у соединений Сабурова и Ковпака (у обоих знаменитых командиров, к слову, были в составе отрядов еврейские партизанские группы). Но Бельские, у которых расстреляли многих из родни, главным образом, стремились спасти как можно больше евреев от фашистов – в том числе, и с оружием в руках.

Как создавался отряд

В семье Давида и Белы Бельских до войны было 11 детей, старший сын Тувья воевал в Первую мировую в польской армии (тогда еще Западная Белоруссия не входила в состав СССР), дослужился до унтер-офицера. Владел шестью языками, в том числе, и немецким. Это была обычная еврейская семья, занимавшаяся крестьянским хозяйством и торговлей.

Когда в 1939 году территория, на которой проживали Бельские, отошла к Советскому Союзу, два брата Бельских, Асаэль и Зусь, были призваны в Красную Армию.

С началом Второй мировой и оккупацией немцами Белоруссии пошли массовые расстрелы евреев. Гитлеровцы убили двух братьев Бельских, Якова и Абрама, также в числе 4 тысяч расстрелянных евреев, уничтоженных в районе проживания этой семьи, были родители братьев, Давид и Бела Бельские, младшая сестра и жена Зуся Сила с новорожденной дочкой.

В декабре 41-го братья Бельские под руководством Тувьи в лесах в районе Нилибокской пущи создали партизанский отряд. В его составе поначалу было немногим более полутора десятков человек – оставшиеся в живых родственники Бельских, братья Асаэль и Зусь, ранее вышедшие из окружения, их младший, 12-летний Арон. Только в 1942 году отряд пополнился 250 евреями, бежавшими из Новогрудского гетто. Имеющий боевой опыт Тувья Бельский как командир этого соединения снискал доверие у руководителей партизанского движения края, и еврейский партизанский отряд вскоре получил официальное признание – в 1943 году группа была присоединена к партизанскому отряду «Октябрь», относящемуся к Ленинской бригаде (действовала в районе Барановичей).

Действия еврейского партизанского соединения

Они как могли, спасали евреев округи – Тувья благодаря своему знанию языков и нееврейской внешности нередко делал вылазки в гетто и убеждал соплеменников уйти с ним в лес. Женщины, дети, старики – всем находилось место. Собственно, это и было основной задачей отряда – вывести от гитлеровцев и спасти как можно большее количество евреев.

Вместе с тем, отряд Бельских считался серьезной боевой силой – о нем были наслышаны все – и фашисты, и другие партизаны, и мирное население. Партизаны Второй мировой далеко не всегда оказывались такими, какими мы привыкли их видеть – тех же евреев они часто брали в отряды неохотно, случалось, даже расстреливали. Отряд братьев Бельских воевал с немцами так же, как и остальные подобные соединения – устраивал диверсии, уничтожал живую силу и технику противника.

Они нещадно истребляли предателей-коллаборционистов, жестко отражали нападения фашистов на свой «Лесной Иерусалим». Летом 1943 года свыше тысячи членов еврейского партизанского отряда, уходя от немецкого окружения, несколько суток провели на болотах, и их там не нашли – фашисты решили, что все евреи утонули в трясине.

По подсчетам еврейских историков, опиравшихся на данные оставшихся в живых членов отряда, соединение братьев Бельских с 1941 по 1944 годы, до освобождения Белоруссии советскими войсками, приняло участие в 12 боях и засадах, уничтожило свыше 250 гитлеровцев и более полутора десятков вражеских боемашин, 6 немецких эшелонов с войсками и техникой, партизаны взорвали два десятка мостов. Голову Тувьи Бельского немцы оценили в 100 тысяч рейхсмарок.

Что с ними стало после войны

После Победы партизанское соединение братьев Бельских поляки пытались обвинить в зверствах против мирного населения, совершенного в Налибоках (120 км от Минска) в мае 1943 года. Подтверждения этот факт не нашел. Более того, установлено, что солдаты Армии Крайовой в том местечке сами сотрудничали с немцами и воевали против партизан.

Оригинал взят у yevmen в «Еврейские партизаны» не имели меры в своей необоснованной злости и в грабежах

Вышедший в польский кинопрокат фильм режиссера Эдварда Цвика «Вызов″ вызвал волну возмущения в этой стране, сообщает британская газета «Гардиан». Поляки были оскорблены героическим изображением неких четырех братьев Бельских, которые бежали с оккупированной нацистами польской территории, а затем организовали еврейскую банду на территории современной Белоруссии.

Сегодня известно, что эта банда участвовала в нападении на деревню Налибоки, в результате которого евреями были зверски убиты 128 ее мирных жителей, включая детей, сожжены дома и угнаны почти 100 коров и 70 лошадей.

Например, консервативная газета «Rzecpospolita» в статье, посвященной выходу картины Эдварда Цвика, сообщает, что еврейские шайки в годы войны не особенно стеснялись в средствах, когда приходили в деревни за продовольствием. «Очень часто эти визиты сопровождались убийствами и изнасилованиями» , — цитирует «Гардиан».

Аналогично с возмущением встретила информацию о премьере фильма Э. Цвика и наиболее популярные газеты в Польше - «Газета Выборча» (придерживающаяся, кстати, в целом либеральных взглядов - скажем в вопросе украинско-польского конфликта 1942-44 гг.) и консервативная «Жечьпосполита».

Старшего из братьев, Тувья, главаря еврейской ОПГ, газета называет «помесью бандита и героя», а более либеральное издание «Gazeta Wyborcza», хотя и не упоминает вину Бельских в нападении на Налибоки, описывает командира отряда как алкоголика, садиста и насильника.

Когда немцы оккупировали территорию Белоруссии, братья Бельские (Тувия, Асаел, Зусь и Аарон) ушли в лес. В лесу вокруг четверки объединились евреи, сбежавшие из гетто Новогрудка и Лиды. Вместе они основали лагерь, который прозвали «Лесным Иерусалимом». К лету 1944 года в нем находилось около 1200 человек. Это был так называемый «семейный лагерь». Банда Бельских была автономна в своей деятельности и не уделяла внимания борьбе с гитлеровцами, сконцентрировавшись на самосохранении в «Лесном Иерусалиме» и грабеже местных жителей. В материалах, посвященных деятельности отряда, не раз подчеркивается, что, по словам братьев Бельских, для них важнее было «спасти одного еврея, чем убить десять немецких солдат». Вскоре после войны «партизан» Тувия уехал освобождать Израиль, а оттуда в 1954 году перебрался в США.

В современных польских СМИ доминирует негативная оценка отряда Бельских. Так, в частности, газета «Наш Дзенник», ссылаясь на результаты следствия Института Национальной Памяти, утверждает, что это подразделение совместно с советскими партизанами принимало участие в уничтожение мирных поляков в городке Налибоки. (жыхары Налібок ніколь не былі палякамі, гэта беларуская энічная тэрыторыя і там жылі толькі беларусы — ІБГК) Исследователь массового убийства в Налибоках Лешек Жебровский, которого цитирует это издание, утверждает, что отряд Бельских практически не действовал против немцев, а занимался грабежом окрестных сёл и похищением девушек.

Л. Жебровский подчёркивает, что в лагере Бельских происходили ужасные вещи, доходило до убийств, из молодых девушек создали своего рода гарем. Признавая, что целью отряда было выжить, историк отмечает, что даже после признания верховенства над собой командования советского партизанского движения, Бельские не активизировали антинемецкую борьбу.

«Наш Дзенник» утверждает, что в результате реквизиций у местного населения отряд Бельских накопил значительные припасы еды, его бойцы ни в чём себе не отказывали, мясо было ежедневной пищей. При этом цитируется польский коммунист Юзеф Мархвинский, который был женат на еврейке, а к отряду Бельских откомандирован советским командованием. Тот так описал те времена: «Бельских было четыре брата, рослые и видные парни, поэтому неудивительно, что имели симпатии девушек в лагере. Были они герои по части выпивки и любви, но не желали воевать. Самый старший из них (командир лагеря) Тевье Бельский руководил не только всеми евреями в лагере, но и довольно большим и привлекательным «гаремом» — словно король Сауд в Саудовской Аравии. В лагере, где еврейские семьи часто ложились спасть с пустыми желудками, где матери прижимали к запавшим щекам своих голодных детей, где молили о дополнительной ложке тёплой пищи для своих малышей - в этом лагере цвела иная жизнь, был иной, богатый мир!».

Среди прочих обвинений в сегодняшней польской прессе в адрес братьев Бельских, прежде всего - Тевье - присвоение золота и ценностей, отданных евреями, жившими в лагере, на закупку оружия.

Ещё один щекотливый момент - участие бойцов отряда братьев Бельских в столкновениях Армии Крайовой и советских партизан на стороне последних во второй половине 1943 г. Но это уже тема для другого разговора. Заметим только, что «Наш Дзенник» также указал на то, что 26 августа 1943 г. группа бойцов отряда Бельских вместе с другими советскими партизанами уничтожила около 50 бойцов АК во главе с поручиком Антонимом Буржиньским-«Кмицицем». В мае 1944 г. произошло ещё одно столкновение отряда Бельских с бойцами АК - шестеро аковцев были убиты, остальные отступили.

Согласно данным «Белорусской газеты» уже осенью 1942г. отряд Бельских начал боевую деятельность: совместно с соседними партизанскими отрядами было совершено несколько нападений на автомобили, посты жандармерии и железнодорожные разъезды, сожжен лесопильный завод на станции Новоельня и восемь сельскохозяйственных имений. В январе, феврале, мае и августе 1943г. немцы предпринимали карательные операции, чтобы уничтожить лагерь. Так 5 января 1943 года были обнаружены и расстреляны две группы из отряда Бельских. В этот день погибла жена Тевье Соня. Но благодаря умелым действиям и исключительной изобретательности командира каждый раз удавалось спасти большинство жителей лесного лагеря.

В итоговом донесении отряда Т. Бельского отмечено, что бойцы его отряда пустили под откос 6 эшелонов, взорвали 20 железнодорожных и шоссейных мостов, 800 метров железнодорожного полотна, уничтожили 16 автомашин, убили 261 немецких солдат и офицеров. В то же время польский историк из ИНП Пётр Гонтарчик утверждает, что «Большинство битв, в которых принимали участие еврейские отряды, были полностью высосаны из пальца. 90 процентов акции, которые потом были описаны как бои с немцами, были на самом деле нападениями на гражданское население» .

Главная цель, которая была у жителей еврейских семейных лагерей - выжить. Этим объясняется и небольшая антинемецкая активность. Признают это и еврейские исследователи. Так польская газета «Жечьпосполита» цитирует проф. Н. Тец:

«Помню, как я говорила с Тевье за две недели до его смерти. Спросила почему решился на это героическое действие? «Знал, что делают немцы, — ответил он. - Хотел быть иным. Вместо убивать, хотел спасать». Он не воевал с немцами, это правда. Потому что считал, что «одна спасённая еврейская старушка более важна, чем 10 убитых немцев″».

Этот принцип можно изложить и другими словами: «одна еврейская старушка более важна, чем 10 советских солдат». Или так: «одна еврейская старушка более важна, чем один голодный польский ребенок, у которого мы отняли еду». Стратегия еврейских банд была простой: вы воюйте, а мы пока в сторонке будем грабить местное население.

Отношения еврейских бандитов и местного гражданского населения - одна из наиболее сложных и болезненных страниц истории ВМВ на территории ЦВЕ. Не исключение и отряд Бельских. В одном из еврейских СМИ говорится об этом так:

«Жители близлежащих деревень сотрудничали с евреями, поскольку быстро усвоили, что для них Бельские опаснее нацистов. Партизаны, не колеблясь, уничтожали доносчиков и коллаборационистов. Однажды местный крестьянин сдал нацистам группу евреев, которые пришли просить у него еды. Партизаны убили самого крестьянина, его семью и сожгли его дом».

По воспоминаниям Леонида Окуня, который в 12 лет сбежал из минского гетто и жил в другом семейном еврейском лагере, «Бельского определенно боялись. У отряда Бельского были «острые зубы» и отборные ребята-головорезы, польские евреи, не отличавшиеся излишней сентиментальностью».

Именно еврейские банды польское подполье особенно сильно обвиняло в реквизициях и грабежах польских мирных жителей. В т.ч. одним из условий на переговорах с советской стороной, выдвигаемых поляками, было ограничение деятельности еврейских банд. Так, на первой встрече офицеров Новогрудского округа АК с командирами Ленинской партизанской бригады 8 июня 1943 г. аковцы потребовали, чтобы на реквизиции не высылались еврейские банды:

«…не присылайте евреев, они по своему усмотрению хватаются за оружие, насилуют девушек и малых детей… оскорбляют местное население, угрожают дальнейшей местью советской стороны, не имеют меры в своей необоснованной злости и в грабежах».

В рапортах Делегатуры Жонда (подпольное польское гражданское управление) говорилось о событиях в бывшем Новогрудском воеводстве:

«Местное население измучено постоянными реквизициями, а часто и грабежом одежды, продуктов и инвентаря. Чаще всего это совершают, главным образом относительно поляков, т.н. семейные отряды, состоящие исключительно из евреев и евреек».

Еду у людей брала и АК, как впрочем и советские партизаны. Это была армия и они должна была есть, чтобы сражаться. Однако еврейские бандиты не были армией, с немцами не сражались, думали лишь о своем спасении и при этом во время своих экспроприационных акций действовали особенно жестоко. «Убить человека все равно, что выкурить сигарету», — вспоминал позже о тех временах один из бойцов отряда Бельских Ицке Резник.

Поляки откровенно недолюбливали евреев - они не могли им простить сотрудничество с советской властью во время оккупации в 1939-41 гг. (в воспоминаниях бывших жителей Налибок о сентябре 1939 г. неизменно фигурируют евреи с красными повязками на рукаве, вступившие в советскую милицию).

После войны Тевье и Зус с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Палестину. Они поселились на окраине Тель-Авива в Холоне и работали водителями. По некоторым данным старший брат принимал участие в войне с арабами 1948 г., даже считался некорое время пропавшим безвести. Позже Тевье иммигрировал в Нью-Йорк, где работал до конца жизни таксистом (по другим данным - водителем грузовика) и умер в 1987 году в возрасте 81 год. Через год Тевье Бельский перезахоронен с воинскими почестями на Кладбище Героев на горе Герцль в Иерусалиме. Зус также переехал в США, где со временем основал небольшую транспортную компанию, умер в 1995 г.

В 2007 г. разгорелся скандал вокруг младшего из братьев Бельских - 80-летнего Аарона, живущем теперь под именем Арона Белла. Он и его 60-летняя жена-полька Генрика были арестованы в США по обвинению в похищении человека и завладении чужим имуществом. По словам следствия, дело обстояло так: супруги привезли в Польшу свою соседку в Палм-Бич во Флориде 93-летнюю Янину Заневскую, которая хотела лишь посмотреть на свою родину, и обманом оставили её в частном доме престарелых. Оплачивали её пребывание там (около тысячи долларов в месяц), несколько раз звонили, но не забирали назад в Штаты. Кроме того, незаконно сняли со счёта Заневской как её законные опекуны 250 тыс. долларов (наследство от богатых мужей). Всё это тянуло на 90 лет тюрьмы. Согласно данным польской «Газеты Выборчей» летом прошлого года Арон с женой пребывал под домашним арестом. Более свежих новостей об этом деле отыскать не удалось.

Сценарий фильма «Вызов″ основан на книге исследователя «холокоста» некоего Нехамы Тека, еврея, который якобы чудом спасся в Польше во время войны, выдавая себя за поляка-католика.

Необходимо отметить, что еврейские банды на территории западной части современной Белоруссии действительно активно действовали в годы Великой Отечественной войны. Обычно они старались уходить от боестолкновений с местными партизанами, будь то советские диверсанты или антикоммунисты из польской «Армии Крайовой». Не говоря уже о стычках с немцами, которых евреи стремились всячески избегать. В то же время именно еврейские банды наиболее активно грабили и убивали белорусских крестьян. Примером чему может служить книга «Кровь и пепел Дражно» журналиста и краеведа Виктора Хурсика, который описал имевшее место в 1943г. уничтожение белорусской деревни еврейской бандой под предводительством Израиля Лапидуса:

«Мы побежали спасаться на огород, а мама вернулась в дом, хотела что-то вынести. Соломенная крыша хаты к тому времени уже пылала. Я лежал, не двигался, долго не возвращалась мама. Повернулся, а ее человек десять, даже женщины, колют штыками, кричат: «Получай, сволочь фашистская!» Видел, как ей перерезали горло. — Старик снова сделал паузу, его глаза были опустошены, казалось, Николай Иванович снова переживал те ужасные минуты. — Катя, сестра моя, вскочила, просила: «Не стреляйте!», достала комсомольский билет. До войны она была пионервожатой, убежденной коммунисткой. Билет и партийное удостоверение отца во время оккупации зашила в пальто и носила с собой. Но высокий партизан, в кожаных сапогах, обмундировании начал целиться в Катю. Я закричал: «Дзядзечка, не забівайце маю сястру!» Но раздался выстрел. Пальто сестры вмиг набрякло кровью. Она умерла на моих руках. Я навсегда запомнил лицо убийцы. Помню, как я отползал. Смотрю, соседку Феклу Субцельную вместе с малюткой-дочкой три партизана живьем бросили в огонь. Свою кроху тетка Фекла держала на руках. Дальше, у дверей пылающей хаты, лежала старушка Гриневичиха, обгоревшая, в крови»…

В районе Деречина был собрана банда под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима — отряд «Щорс 51»; в районе Копыля евреи, бежавшие из гетто Несвижа и двух других гетто, создали банду «Жуков», евреи из района Дятлово — банду под командованием Ц. Каплинского. Евреи из гетто Белостока и прилегающих к нему городов и местечек создали еврейскую банду «Кадима» и ещё несколько небольших банд. Только из Минского гетто убежало в леса несколько тысяч евреев, из которые объединились в 9 крупных банд. В Польше в 1942-1944 годах насчитывалось 27 крупных еврейских банд, в Литве первоначально было 7 еврейских банд. Кстати, в сентябре 1943 года начальник Центрального штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко специальной директивой запретил принимать в партизанские отряды беглецов из гетто, так как среди них находилось большое количество предателей и провокаторов.

Особенную проблему создавало то обстоятельство, что евреям нужно было кормиться. Они добывали себе продукты и одежду у местного населения. Во время этих снабженческих операций евреи вели себя, как обычные грабители, во всяком случае, так воспринимало их население. Они реквизировали женское белье, детскую одежду, хозяйственный скарб…

Немцы на эти банды смотрели сквозь пальцы — ведь активных боевых действий они избегали, поэтому проблему еврейского мародерства пытались решить польские и советские партизаны.

20 ноября 1943 года недалеко от деревни Дубники Ивенецкого района конный взвод польского батальона N 331 под командованием хорунжего Нуркевича (кличка Ночь) расстрелял 10 «советских партизан» из отряда Шолома Зорина. Вот их имена: Зяма Аксельрод, Израиль Загер, Зяма Озерский, Леонид Опенгейм, Михаил Плавчик, Ефим Раскин, Хаим Сагальчик, Леонид Фишкин, Григорий Чарно, Шолом Шолков. (В 1965 году их прах был перезахоронен в Ивенце). А случилось вот что: в ночь на 18 ноября в деревне Совковщизна Ивенецкого района евреи отбирали у крестьян продукты для своей банды. Один из крестьян пожаловался Нуркевичу, что «жиды грабят». Бойцы Армии Крайовой (АК) окружили бандитов и открыли огонь, после чего увели у них 6 лошадей и 4 повозки. Мародеров разоружили и расстреляли.

Процитируем документ - Приказ № 116 командующего АК генерала Бур-Коморовского от 15 сентября 1943 года:

«Хорошо вооруженные банды бесцельно шатаются по городам и деревням, нападают на имения, банки, торговые и промышленные предприятия, дома и фермы. Грабежи часто сопровождаются убийствами, которые совершаются советскими партизанами, скрывающимися в лесах, или просто разбойными бандами. В нападениях принимают участие мужчины и женщины, особенно еврейки. <…> Я уже издавал приказ местным командирам в случае необходимости применять оружие против этих грабителей и революционных бандитов.»

Согласно еврейским источникам, больше всего евреев находилось в лесах и болотах Беларуси — около 30 тысяч. Число подпольных евреев на территории Украины превышало 25 тысяч. Еще 2 тысячи евреев насчитывали в прямом смысле слова банды, действовавшие в Прибалтике. Как видим, количество евреев «партизан» на территории СССР насчитывало 5 дивизий, однако они отличились в нанесении значительного ущерба местным жителям, а отнюдь не немцам.

По данным современных исследователей, только в Беларуси партизанскими/бандитскими отрядами командовали 47 евреев. Назовем некоторые имена…

Исаак Аронович Зейфман, лейтенант Красной рабоче-крестьянской армии, правда в партизанах его знали под именем Иван Андреевич Гринюк, живёт теперь в США в Нью Йорке.

Аркадий Григорьевич Лехтман, тоже славный командир партизанского отряда в Белоруси, но известен под именем Волков, теперь он говорит, что знал ещё 47 славных красных партизан-командиров в Белоруси, которые помогали проводить линию тов.Сталина.

Ефим Коренцвит, лейтенант РККА, тоже помогал крестьянам в Белоруси, также командир партизан, отряда, правда потом ему доверили больше, его на парашюте сбросили в Татры в 1944г, где он организовал партизанское советское словакское движение, а потом он в Киеве помогал украинцам освобождаться от национал-патриотизма проводя идеи Ленина и Сталина в жизнь, этого палача знают под именем Евгения Волянского

Иосиф Лазаревич Фогель, тоже командир и тоже случайно попал в окружение, известен под именем Иван Лаврентьевич Птицын по документам руководил красными партизанами-мстителями из бригады «Штурмовая»

Аба Ковнер славный красный командир партизанских отрядов, в 1943 г. объединил славные красно-еврейские отряды: командиров Шмуэля Каплинского, Якова Пренера и Абрама Реселя, их отряд «Мститель» до сих пор должны помнят не изверги-фашисты захватившие советскую землю, а несознательные белорусские крестьяне. Товарищ Аба Ковнер дошёл до Берлина, где осенью 1945 года он возглавил «Бригаду еврейских мстителей″ (ДIN) на территории поверженной Германии, выявляя и уничтожая нацистов и их пособников, замешанных в геноциде еврейского народа, удалось уничтожить без суда и следствия около 400 таких палачей, но к конце 1945 г. англичане желая остановить слишком скандальные зверства советского героя палача поймали Абу.., но видно трудно было судить, поэтому дорогой и всеми любимый красный командир оказался в Палестине, где он принимал активное участие в войне за Независимость защищая еврейство от арабского фашизма. Умер этот пламенный воин в 1987 году…

Евгений Финкельштейн. известен под имеенем Миранович его отряд не давал спать фашистам, на его счету — 7 уничтоженных гарнизонов, 12 подорванных эшелонов, в сколько мирных жителей и спалённых деревень — то им и счёта нет — поэтому получил тов.Финкельштейн от ком.партии большевиков звезду Героя СССР.

Шалом Зорин, тоже славный еврейский командир, родом из Минска, выехал Израиль в 1971г.

Иехезкель Атлас, родился в Польше, врач, но после нападения на Германии на Польшу убежал в СССР, когда Германия напала на СССР, тов.Атлас организовал еврейский партизанский отряд и погиб этот славный еврейский мститель в бою летом 1942 года, его славные дела помнят в городах Деречин, Козловщина, Руда-Яворская;

Шолом Зандвайс, его полутысячный еврейский отряд имени Кагановича был создан из беглых узников гетто Барановичей, Пинска, Бреста и Кобрина, это были отчаянные евреи, жизнь свою и чужую в грош не ставили и шли с охотой на любой риск и даже на верную смерть, но почти никто не погиб, хотя их жертвы среди мирного населения могут рассказать многое, да кто теперь спрашивает.

Арон Аронович, командовал отрядом «Борьба», трудно сказать с кем он боролся и для чего награды отрабатывал, но несомненно память об нём не угасла в сгоревших деревнях с крестьянами вместе, хотя давно это было, многое стёрлось, теперь больше о Кока-Коле думают и о Лукашенко конечно тоже.

Герой России (это звание ему присвоено относительно недавно) Юрий Колесников на самом деле Хаим Тойвович Гольдштейн, был командиром специального диверсионного отряда в Белоруссии.

Командир Николай Никитин на самом деле Бейнес Менделевич Штейнгардт.

Командир Николай Константинович Куприянов на самом деле Коган.

Командир Юрий Семенович Куцин на самом деле Иегуда Соломонович.

Командир Филипп Филиппович Капуста - тоже еврей.

Командир отряда имени Кутузова, убийца мирного населения Израиль Лапидус - убежал из Минского гетто.

Командир еврейского партизанского отряда имени Жаркова Шолом Халявский вместе с другими евреями убежал из Несвижского гетто.

Командир бригады «Старик» Борис Григорьевич Бывалый и комбриг Семен Ганзенко — тоже евреи.

Командир еврей Давид Ильич Федотов орудовал в Могилевской области.

Командир отряда имени Дмитрия Пожарского еврей Аркадий Исаакович Колупаев

Командир Дмитрий Петрович Левин

Резня в Налибоках

Перед войной 1939 г. в селе Налибоки, расположенном на краю одноимённой пущи, жило ок. 3 тыс. (по другим данным - ок. 4 тыс.) жителей, из них около 90% были римо-католиками. Также тут проживали 25 еврейских семей (по некоторым польским источникам - несколько сот человек). В начале оккупации в городке был размещён пост белорусской коллаборационной полиции. В середине 1942 г. его ликвидировали и по разрешению немецких властей в Налибоках был легально создан действовала группа польской самообороны. Согласно польским источникам эту самооборону тайно контролировала АК, существовало негласное соглашение о ненападении с советскими партизанами.

В начале мая 1943 г. партизаны напали на городок. Утверждается, что в нападении принимали участие отряды, которыми командовали Рафал Василевич и Павел Гулевич. Кроме того, в нападении и убийствах мирных поляков, согласно данным ИНП (его лодзьское подразделение начало следствие по этому делу ещё в 2001 г. по просьбе Конгресса поляков в Канаде) и других польских историков, принимали участие и партизаны отряда Бельского. Нападавшие хватали в основном мужчин, которых расстреливали, часть местных жителей была сожжена в собственных домах. Также среди погибших - 10-летний ребёнок и 3 женщины. Кроме того, было ограблено местные хозяйства - забрано еду, коней, коров, большинство домов сожжены. Также были сожжены костёл, почта и лесопилка. По данным польской стороны всего было убито более 130 человек.

Следователями ИНП было опрошено ок. 70 свидетелей. Прокуратор ИНП Анна Галкевич, которая ведёт дело, заявила в прошлом году, что следствие подходит к концу. Скорей всего дело будет прекращено в связи со смертью подозреваемых в массовом убийстве.

Тот же «Наш Дзенник» опубликовал и интервью с Вацлавом Новицким, бывшим жителем Налибок и свидетелем событий в ночь с 8 на 9 мая 1943 г. (ему тогда было 18 лет). По его словам, среди нападавших однозначно были евреи из отряда Бельских. В частности он слышал, как они разговаривали на еврейском языке (очевидно, на идиш), нескольких из местных евреев среди нападавших узнал его дед. По словам В. Новицкого жертв среди поляков могло быть значительно больше, если бы не майор Василевич, который защитил их от евреев-партизан. При этом В. Новицкий обвинил ИНП в том, что они отклонили его свидетельства. В то же время, ещё в 2003 г. в публичном выступлении прокуратор ИНП А. Галкевич заявила, что «среди атакующих были также еврейские партизаны из отряда под командованием Тевье Бельского. Свидетели называли известные им имена партизан, принимавших участие в атаке, указывая, что среди них также были женщины и жители Налибок еврейской национальности». Как указал В. Новицкий, нападение произошло приблизительно в 5 часов утра, атаковали ок. 120-150 советских партизан. Его односельчанин Вацлав Хилицкий так описывает это: «Шли напрямую, врывались в дома. Каждого, кого встречали, убивали хладнокровно. Никого не жалели».

В польских источниках утверждается также, что атакой на городок руководили его бывшие жители-евреи, которыми в лагере Бельских командовал Израэль Кеслер, до войны бывший профессиональным вором. К этой группе принадлежали также братья Ицек и Борис Рубежевский. Жена последнего Сулия Воложинская-Рубин в своих воспоминаниях, изданных в 1980 г. в Израиле, а также озвученных в документальном фильме в 1993 г., утверждала, что нападение на неназваное нею польское село, в результате которого было убито ок. 130 человек (число совпадает с количеством жертв в Налибоках), было инициировано её мужем из мести за нападения местных жителей на евреев, сбежавших из гетто, и на евреев-партизан, в частности - за убийство отца Рубежевских. Так ли это?.. Прибавьте к этой информации ту, что Кеслер был убит Т. Бельским за попытку захватить власть над лагерем (по другим данным Кеслера казнили по приговору суда лагеря за попытки развалить отряд).

В вопросе об банде братьев Бельских и ему подобных формирований никогда не будет единого мнения. Для кого-то они всегда будут героями, несмотря на нелицеприятную информацию, для других - всегда злодеями, без оглядки на условия и обстоятельства тех времён. Для одних Тевье Бельский всегда будет ассоциироваться со спасенной еврейской старушкой, для других с заживо сожженными 130 жителями Налибок…

Партизанский еврейский отряд. Командир - Тувье Бельский,седьмой справа в верхнем ряду. Фото из Викапедии.

Я славлю мира торжество
Довольство и достаток.
Спасти приятней одного,
Чем истребить десяток.

Р. Бернс пер. С. Маршака.

Советская пропаганда молчала о многом. В том числе и об участии евреев в ВОВ. В частности - в партизанском движении на териитории Белоруссии. Это одна из малоизвестных страниц истории ВОВ. Но что ещё печальнее – о многом и сегодня граждане, проживающие на постсоветском пространстве, почти ничего знают. Или знают очень мало. Есть, разумеется, и такие, кто и не желает знать. Понятно, эти читать мой пост не будут.

Но тем, кому тема покажется интересной, я постараюсь просто и доступно поведать о событиях, которые уже покрыты довольно плотной 70-ти летней пеленой забвения. Их свидетелей осталось совсем немного. Но мне посчастливилось кое с кем из них пообщаться в Белоруссии и на Земле Обетованной.

Предварю рассказ короткой справкой. На оккупированных фашистами территориях Советского Союза в подпольных организациях гетто, концлагерях и партизанских отрядах с нацистами сражалось около 20 тысяч евреев. В том числе в составе 70-ти чисто еврейских партизанских отрядов воевало более 4000 человек.

Эти партизанские отряды создавались евреями, бежавшими из гетто и фашистских концлагерей. Многие из организаторов еврейских отрядов до побега активно участвовали в подпольных организациях, существовавших там.

Главной задачей еврейских партизанских отрядов было спасение остатков еврейского населения, ещё не попавшего под безжалостный нацистский каток. Рядом с партизанскими базами нередко создавались семейные лагеря. В них находили убежище беглецы из гетто. В основном инвалиды, женщины, старики и дети.

Бойцы еврейских отрядов мужественно сражались с фашистами, защищая семейные лагеря. Несли большие потери. А случалось, что отряды в неравной борьбе гибали почти целиком вместе с гражданским еврейским населением, которое защищали...

В лесах Белоруссии и Украины нелегко было воевать всем. Но еврейским партизанам пришлось особенно туго. Они не могли рассчитывать на помощь местного населения. Не могли, в случае необходимости, раствориться в нём. Не могли партизаны-евреи получить поддержку и от своих соплеменников, запертых в гетто.

Ситуация усугублялась и антисемитскими настроениями имевшими место среди советских партизан. Вот, что я обнаружил в одной докладной записке на имя руководителя подпольного обкома КПСС:

«…Партизанские отряды им (евреям) не помогают, еврейскую молодёжь принимают к себе крайне неохотно. Отмечены факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших оружие, отправляли их безоружными назад. Практически на убой нацистам. Отмечены случаи расстрела еврейских добровольцев. Антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…

…Некоторые командиры партизанских отрядов всё-таки принимают евреев. А вот в отряде у В. Грозного евреев довольно много. Они неплохо воюют. Есть евреи и у Зотова. А у Маркова и Стрелкова ни одного. Не принимают, даже с оружием…»

Сугубо еврейские отряды поначалу в лесах Белоруссии находились на автономном положении. Сами добывали себе оружие, провизию, одежду. Сами намечали, и проводили боевые операции. Однако со временем еврейские отряды превратились в интернациональные. В отличие от своих белорусских коллег, еврейские командиры принимали в отряды всех, желавших сражаться с фашистами.

Легендарную известность, по крайней мере, среди еврейского населения, получил еврейский партизанский отряд имени Калинина. Его организаторами и бессменными командирами на протяжении всей партизанской войны на белорусской земле, были знаменитые братья Бельские.

В семейном лагере Бельских насчитывалось более 1,2 тыс. евреев. Это были люди, главным образом бежавшие из района небольшого белорусского городка Новогрудка. Группа беглецов из минского гетто во главе с Шаломом Зориным (1902-74) создала ещё один семейный лагерь. Именного названия он не имел. В архивных документах проходит как отряд № 106. Отряд насчитывал более 800 евреев.

В районе местечка Деречина был образован отряд под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима - отряд имени Щорса 51. Недалеко от районного центра Копыль евреи, бежавшие из гетто города Несвижа и двух соседних гетто, создали большой отряд имени Жукова. Евреи из района Дятлово – отряд под командованием Ц. Каплинского (1910-42).

Бежавшие из гетто Белостока подпольщики и беглые евреи из прилегающих к нему городов и местечек создали большой еврейский партизанский отряд «Кадима». В отряде из молодых крепких ребят были образованы несколько небольших хорошо вооружённых боевых мобильных групп. Они наносили фашистам и местным коллаборационистам полицаям очень чувствительные удары.

О еврейских партизанских отрядах мужественно и эффективно воевавших в белорусских лесах, талантливый белорусский режиссёр Александр Ступников, которого А.Лукашенко давно изгнал из Беларуси, в 2009 году снял замечательный документальный фильм «Изгои».

Теперь после небольшого вступления перейду непосредственно к событиям 1941-1944 годов. Расскажу захватывающую документальную историю, наверное, о самом знаменитом в белорусских лесах еврейском партизанском отряде братьев Тувья, Асаэль и Зусь Бельских.

Мой рассказ основывается на информации, почерпнутой, что называется, из первых рук. От последних живых участников тех давних событий, с которыми повезло встретиться в Израиле. Кое-что удалось «нарыть» в архивах Минска и Иерусалима.

Прочитал я и скромную информацию в открытой печати на русском. И более обширную – на иврите и английском. Так что материала набралось порядочно, и с удовольствием поделюсь с теми, кого интерес или элементарное любопытство подвинет к прочтению этого поста.

Начну с рода Бельских. Предки знаменитых братьев ещё в самом начале XIX века поселились в деревне Станкевичи, расположенной между белорусскими городами Лида и Новогрудок, недалеко от Налибокской пущи. В этой деревне они были единственной еврейской семьей.

Дело в том, что в Российской империи после Второго раздела Речи Посполитой (1791 г.) указом Императрицы Екатерины II была введена так называемая «Черта постоянной еврейской оседлости». На российской административной карте появилась точно очерченная граница территории, за пределами которой евреям категорически, под страхом уголовного ответственности, запрещалось постоянное проживание.

Правда, делалось исключение для нескольких категорий еврейского населения. В разное время это были купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, рекруты, отслужившие в российской армии все 25 лет, ремесленники, приписанные к соответствующим цехам и пр.

Евреям запрещалось жить в городах и одновременно – в сельской местности. Они не имели право заниматься сельскохозяйственным трудом, так не могли владеть землёй. Продавать её евреям было категорически запрещено. Вот тогда-то и появились на исконно русской земле легендарные еврейские местечки. «Штетел» на языке идиш.

Бельские принадлежали к уникальной прослойке белорусских евреев-крестьян. Поскольку в царской России евреи не имели права владеть землей, то им изредка удавалось арендовать небольшие участки у соседей.

С польскими и белорусскими соседями евреи жили, не то, чтобы душа в душу, однако вполне можно сказать – терпимо. Тем не менее в семейной летописи Бельских зафиксирован случай, когда братьям Бельским пришлось силой остановить попытку захвата части их земли.

Произошла, выражаясь по-современному, крупная разборка. Или попроще - крепкий мордобой. Никто, к счастью, не погиб, но крови пролилось порядочно. Польской - больше. Возможно, по этой причине вплоть до 1939 года жизнь у Бельских проистекала плавно, без особых неприятных инцидентов с соседями.

Короче, можно даже сказать так: жизнью своей, довольно редкие в Польше сельские евреи, были вполне довольны. Даже немецкую оккупацию времён Первой мировой Войны их огромная семья, в которой было 11 детей, перенесла относительно благополучно.

Настоящие проблемы у Бельских начались в 1939 году. Как теперь очень хорошо известно, в том году случился очередной передел многострадальной Польши. Её лидеры всегда называли, изредка называют и теперь, свою страну наследницей Речи Посполитой.

Некогда огромного государства, расположенного на территории современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также частично России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Собственно, эти воспоминания после поражения Польши в очередной войне, порой служили формальным поводом для бесконечных переделов её земель.

В 1939 году Сталин и Гитлер посредством своих министров Молотова и Риббентропа опять, уж в который раз, перекроили карту Польши. В результате чего все члены семьи Бельских с их внушительным хозяйством оказались в Стране Советов.

Как это не парадоксально звучит, при этом никто из них не сделал даже одного шага в восточном направлении. Мельницу советская власть, разумеется, тут же национализировала. От некогда большого ухоженного хозяйства, приносящего приличную прибыль, тоже мало что осталось.

Взамен все 13 человек огромной семьи Бельских превратились во, вроде бы, полноправных граждан страны рабочих и крестьян. Формально она стала их «родной» страной. Ведь все Бельские были потомственными крестьянами. И даже неплохими. Слава Богу не раскулачили, и в Сибирь не сослали.

Теперь пару слов о самой семье. Начну со старшего сына Бельских, Тувьи. Он родился в 1906 году. Вначале учился в еврейской религиозной школе, затем в светской, но уже польской. В результате овладел 6-ю языками. Помимо родного идиш, хорошо знал иврит, в совершенстве польский, белорусский, немецкий. На русском тоже неплохо говорил, правда, с сильным еврейско-польским акцентом.

Тувья служил в польской армии. За проявленную доблесть и мужество был награждён и дослужился до унтер-офицера. Демобилизовавшись, женился на красивой девушке Хае.В приданое получил небольшой магазин. Двух младших братьев Тувьи, Асаэля и Зуся, после вхождения Западной Белоруссии в состав СССР, сразу же призвали в ряды Красной Армии.

Опять, вроде бы, Бельские достаточно мирно пережили очередной политический катаклизм. Однако относительно спокойная жизнь продолжалась недолго. В 40 году НКВД начал акцию по выявлению буржуазных элементов в Западной Белоруссии. Покатилась широкая волна повальных репрессий. А вскоре дошло и до высылки в Сибирь.

Тувья, будучи владельцем магазина, вполне подходил под категорию этого вредного с точки зрения большевиков и коммунистов элемента. Ну, а уж после того как магазин национализировали, он понял, что вскоре придут и за ним.

Бельские побросали большой дом, хорошо налаженное хозяйство, коров, кур и прочую живность и драпанули всей семьёй в Белосток. Тувья устроился на работу в небольшую контору на должность помощника бухгалтера. Зарплата была скромненькой, но еврей-крестьянин владел многими городскими рабочими профессиями. Они то и выручали.

Там они жили вплоть до 22 июня 1941 года. После вторжения вермахта в Белоруссию сразу же началось поголовное уничтожение еврейского населения. Двух братьев Бельских, Якова и Абрама, нацисты расстреляли ещё летом. А 7 декабря родители, младшая сестра Бельских, жена Зуся Села и их двухмесячная дочь были расстреляны в числе 4000 местных евреев.

Товья, выбравшиеся из окружения Асаэль, Зусь, и их младший 12-летний брат Арон, чудом избежавший расстрела. В конце декабря 1941 года они ушли в лес недалеко от родной деревни. Братья успели вывести туда часть своих родичей. Вот они-то и составили костяк будущего отряда. Вначале в отряде было всего 17 человек, а из оружия – один ТТ с неполной обоймой. Командиром единодушно избрали Тувью Бельского.

Стояли жуткие крещенские морозы и Бельским пришлось здорово помёрзнут. Тем не менее очень скоро они добыли оружие для всех членов небольшого отряда. Кое-что нашли. Но большую часть добыли в боях.

В начале лета 1942 года в отряд влились более двухсот евреев, бежавших из Новогрудского гетто. Численность еврейской дружины достигла 250 человек. Осенью 1942 года боевое формирование во главе с братьями Бельскими начало громить фашистов, что называется вовсеоружие.

Вскоре слава о еврейских партизанах разнеслась по всей округе. С каждой удачной операцией против нацистов она росла и ширилась. А командир отряда Тувья Бельский за на редкость эффективную боевую деятельность завоевал авторитет среди белорусских партизан.

Тувья зарекомендовал себя решительным, смелым, неординарно мыслящим командиром. Много тому способствовал его былой опыт службы в польской армии. К концу 1942 года отряд под командованием Тувьи Бельского был официально признан Главным Командованием белорусского партизанского движения.

Хорошее знание местности и связь с местным населением позволяли отряду Бельского довольно долго избегать серьёзных столкновений с немцами. В августе 1942г. еврейские партизаны наладили связь с Новогрудским гетто.

Это удалось сделать 15-ти летнему пареньку Арону, самому младшему из братьев Бельских. Он смог проникнуть в гетто и с помощью подпольщиков организовать побег почти 150 евреев. Главным образом женщин, детей и стариков.

Из 250 членов отряда вооружённых бойцов насчитывалось чуть более трети. Тем не менее, осенью 1942 г. партизаны Тувии Бельского провели несколько дерзких операций. Они уничтожили большой гараж фашистов с восьмью грузовикаи и бронетраспортёрами. В одном из ночных боёв перебили десятка полтора палицаев и фашистских солдат.

Разгромили несколько постов жандармерии. Подорвали железнодорожный разъезд, и сожгли лесопильный завод на станции Новоельня. В этих боях бойцы Бельского завладели большим количеством трофейного оружия. В том числе двумя крупнокалиберными пулемётами и большим количеством боеприпасов.

И всё-таки главным успехом первых боёв с фашистами следует считать авторитет, который завоевал отряд у славянских товарищей по оружию. Командир отряда Тувия Бельский зарекомендовал себя как решительный и опытный командир, и это признали многие.

Весной 1943 года в еврейском отряде уже насчитывалось 750 человек. Его выделили в отдельное партизанское подразделение Кировской бригады. Отрядом по-прежнему командовал Тувия Бельский. Заместителем и командиром боевого крыла, в котором насчитывалось примерно 150 человек, стал Асаел.

Зусь командовал разведкой и контрразведкой. Арон, самый младший брат Бельских, отвечал за связь с гетто, другими партизанскими отрядами и местным населением. Командиры соседних партизанских отрядов часто заявляли, что Бельские должны избавиться от непомерно разросшегося, по их мнению, «семейного лагеря». Они настаивали на активизации диверсионно-боевой деятельности.

Однако Тувия Бельский считал иначе. Разумеется, бить фашистов он никогда не отказывался, но при этом всегда наставлял своих бойцов: «СПАСТИ ЕВРЕЯ НАМНОГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УБИТЬ НЕМЦА» Основной своей задачей Тувия всегда считал спасение как можно большего количества евреев.

Однажды его бойцы организовали побег большой гуппы узников гетто из городка Лида. Кода евреи добрались до партизанской базы, Тувья обратился к ним со следующими словами: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Ради таких моментов я и живу: посмотрите сколько людей сумело выбраться из гетто!

Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но можем и погибнуть. Конечно же, я и мои бойцы сделаем всё, чтобы сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем в отряд всех. Никому не отказываем в шансе выжить: ни старикам, ни детям, ни женщинам.

Однако нас подстерегает множество опасностей. И всё-таки, если суждено будет погибнуть, то мы умрём не как стадо перепуганных овец, а достойно с оружием в руках, как умирали когда-то воины Бар-Кохбы и Маккавеев»

Такой подход к партизанской войне шёл вразрез с практикой белорусских партизанских отрядов. Их командиры, как правило, принимали в свои ряды только боеспособных мужчин. А часто только тех, кто уже добыл оружие.

Вообще-то, такую суровую тактику можно было, если не оправдать, то, по крайней мере, понять. Возле баз партизанских отрядов существовали так называемые «семейные лагеря». В них жили члены семей партизан – жёны, дети, престарелые родители. Эти лагеря порой до катастрофически
низкого уровня снижали мобильность и скрытность партизанских соединений.

«Семейников» нужно было охранять, кормить, одевать, лечить. Там, где это было возможно, женщин и детей переправляли по воздуху в советский тыл или выводили через линию фронта:

Но абсолютное большинство родственников белорусских партизан, которым угрожала смерть, вынуждены были прятаться в лесах. Они прибивались к партизанским базам, образовывая «семейные лагеря». Охрана и снабжение этих лагерей отвлекали партизан от главной задачи - борьбы с оккупантами.

Поэтому очень часто людей, пришедших к партизанам, отправляли назад. Туда, откуда они пришли. Мотивировка всегда была стандартной: «У нас боевой отряд, а не богадельня». Для евреев такой отказ был равносилен смертному приговору. Ведь возвратиться они могли либо в гетто, либо того хуже – в лагерь смерти.

Можно было, конечно, попытаться обратиться за помощью к местному населению. Но это было невероятно опасно: немецкая пропаганда разжигала жестокие антисемитские настроения. Ну, и, как хорошо известно, людям, укрывавшим евреев, грозила смертная казнь. Печально, но это исторический факт – спасали евреев очень-очень немногие.

Ситуацию усугубляли и антисемитские настроения среди белорусских партизан. В одной докладной записке на имя секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева я обнаружил следующую запись: «…Партизанские отряды евреям не помогают.

Даже еврейскую молодежь принимают к себе неохотно. Были факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших еврейских ребят оружие, отправляли их назад. Докладываю - антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…»

А вот ещё одна цитата из того же документа: «…Некоторые партизанские отряды иногда принимают евреев, некоторые прогоняют. Отмечены несколько случаев, когда их даже расстреливали. В отряде Грозного евреев порядочно, довольно их и у Зотова. А вот у Маркова и Стрелкова –ни одного еврея?!…»

Но больше всего меня потряс рассказ престарелого израильтянина Лазаря Гельмана. Двенадцатилетним подростком он с матерью и старшей сестрой угодил в минское гетто. Однако вскоре смог бежать в лес. Лазарь добрался до партизанского отряда им.Пархоменко. Как ни странно, его приняли в отряд.

Смышленого и смелого паренька командование отряда быстро заметило, и стало поручать ему очень сложные и опасные задания. Мальчишка, рискуя жизнью, стал выводить из минского гетто евреев. Но не всех подряд. А исключительно по «разнарядке» своих командиров. Отряду нужны были евреи строго определённых профессий и специальностей.

К примеру, врачи. Но тоже не все. В основном хирурги и травматологи. Евреи, хорошо разбирающиеся в оружии, служившие в рядах РККА и т.д. Иногда Лазарь получал записку, в которой сразу называлась фамилия человека какой-то определённой, очень нужной специальности. Привести случайного еврея паренёк права не имел. Даже свою мать и взрослую сестру с её двухлетним сыном.

Однажды юный партизан узнал, что в гетто в самое ближайшее время предстоит очередная «акция». Парень бросился в ноги к начальнику штаба, умоляя принять в отряд его семью. Но тот наотрез отказался. Даже заявил, что они для отряда ненужный балласт. После этого случая Лазарь сбежал из отряда. Какое-то время бродил по лесу. А затем прибился к отряду Бельских.

Тувье Бельскому в конце концов надоели нападки коллег-партизан, и однажды он пригласил посетить базу своего отряда секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева. Это был один из немногих в Белоруссии пламенных революционеров интернациональной закалки. Генерал-секретарь увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи – землянки в три наката.

В них не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу даже подарили кожаное обмундирование и отличные хромовые сапоги, изготовленные в мастерских лагеря.

В лагере имелось 60 коров, 30 лошадей, какая-то другая живность. Люди здесь не только находились на полном самообеспечении, но ещё и помогали другим отрядам. После посещения отряда Бельских Чернышев приказал прекратить всякие разговоры о ликвидации «семейного лагеря».

Боевое крыло отряда Бельских было относительно невелико. Немногим более 150 бойцов. Ими командовал Зуся, брат Тувье Бельского. Но эта, по-существу боевая рота, отлично воевала. Успешно участвовала в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций.

На её счету было немало пущенных под откос немецких поездов с вооружением. Диверсанты отряда сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи, устраивали нападения на участки полицаев. Они как огня боялись еврейских партизан.

Семейный лагерь отряда Бельского представлял собой настоящее, хотя и кочующее, селение. Со своими хлебопекарней, скотом, скотниками и мясниками. Здесь же находились мыловарня и баня, больница. И название у кочующей деревни было подходящее - «Лесной Иерусалим».

Всё это немалое хозяйство обслуживалось профессионалами: поварами, портными, кузнецами, механиками и слесарями. Были тут и отличные музыканты -клейзмеры, игравшие по праздникам и на свадьбах. И даже – синагога, где вел службы освобожденный из гетто раввин Давид Брук.

А вот ещё один документ, который я «откопал». В марте 1944 года обитатели семейного лагеря отряда Бельских собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра лома.

В целом, если сравнивать с другими партизанскими формированиями, боевая деятельность отряда Бельских была не очень значительной. Но нужно учитывать при этом, что отряд не имел практически никакой материальной поддержки с Большой земли.

За все время существования отряда им было получено, цитата из документа, хранящегося в музее партизанского движения Белоруссии: «2 (два) автомата, 2500 патронов, 32 гранаты и 45 кг тротила». Правда, братья Бельские ничего и не просили у советского командования, а потому могли позволить себе держаться достаточно независимо.

В июле 1944 года Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев. Асаел Бельский вместе со своим боевым отрядом влился в ряды Красной Армии. К большому горю, он погиб в боях на подступах к Берлину совсем незадолго до Победы. Тувия и Зусь выжили и с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Израиль.