Акула – это подводная лодка, не допустившая начало Третьей мировой войны. Подводная Армата

Топ-5 самых больших подлодок в истории по версии издания выглядит следующим образом:


1. Проект «Акула». Водоизмещение 48 тыс. тонн.

«Самый большой подводный крейсер мира. Спроектирован ЦКБ "Рубин". Строительство серии 941 было начато в 1976 г. Всего с 1981 по 1989 гг. на "Севмаше" было построено шесть лодок этого проекта. Сейчас в боевом составе ВМФ РФ только тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской"», – говорится в статье.

2. Проект "Борей". Водоизмещение 24 тыс. тонн.

«Стратегические атомные ракетоносцы класса "Борей" спроектированы в ЦКБ морской техники "Рубин" в 1980-х гг. В составе флота РФ три подводных крейсера, еще четыре находятся в стадии строительства. Всего до 2021 г. запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А».

3. Проект Ohio. США. Водоизмещение 18 750 тонн.

«Проект Ohio – серия из 18 американских стратегических атомных подлодок третьего поколения, вошедших в строй с 1981 по 1997 г. Лодки отличались от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью. Составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США».

4. Проект "Мурена"/Delta II. Водоизмещение 18 200 тонн.

«Класс субмарин типа "Мурена" (Delta по классификации НАТО) был создан во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам». Всего имеется 4 подкласса: Проект 667Б (Delta I, принят на вооружение в 1972 г), 667БД (Delta II), 667БДР "Кальмар" (Delta III).

5. Проект Vanguard. Великобритания. Водоизмещение 15 900 тонн.

«Весь ядерный арсенал Соединенного Королевства размещен на четырех субмаринах класса Vanguard. Они находятся на базе Клайд в Шотландии. Построены лодки в 1990-х гг., и пришли на смену устаревшим кораблям типа Resolution, фактически являясь их дальнейшим развитием».

Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.

Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн

Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).

Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.

Yle 21.10.2016

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016

Подлодки класса «Ясень» угрожают США

El Confidencial 30.09.2016 Первая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.

Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.

Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.

Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.

Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн

Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.

Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».


© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов

Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.

Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.

Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.

Подводный флот Путина продолжает расти.

Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн

Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.

В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.


© flickr.com, Submarine Group Ten

США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.

В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».

Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.

Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн

Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.

Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.

Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн

Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.

Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.

С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.

Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.

Цели и размеры

Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?

"Триумфан"

Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает "триумфатор". Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение - 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.

При проектировании "Триумфана" были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. "Триумфан" имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.

"Цзинь"

Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение - 11 тысяч тонн.

Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки "Цзинь" больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса "Ся". Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет "Цзюйлан-2", оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты "Цзюйлан-2" являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса "Цзинь", предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок "Цзинь", находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет "Цзюйлан" часто заканчиваются неудачей.

"Вэнгард"

Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса "Вэнгард" являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты "Трайдент-2". Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения "Трайдент-2" составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. "Трайдент-2" доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках "Вэнгард" размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой "ядерный щит" Великобритании.

"Мурена-М"

Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 - тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину "Мурена-М" пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.

"Огайо"

"Борей"

Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка "Борей" в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов "Акула" и "Дельфин". Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение - 24 тысячи тонн. "Борей" стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет "Булава", оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка "Борей" была спущена на воду в 2008 году.

"Акула"

По классификации НАТО данное судно имеет обозначение "Тайфун". Размеры подводной лодки "Акула" превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту "Огайо". Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера "Акула" были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских "Трайдент". Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка "Акула" имеет рекордную длину - 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день "Акула" остаётся самой большой субмариной в мире.

Порождение эпохи

Первые строчки рейтинга занимают и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении