Что такое амплуа? Значение слова амплуа Внешность под стать амплуа.

у, меня не прекращает поражать тот факт, насколько сильным может быть влияние внешних данных (и того, как эти данные оформлены/представлены) на разные, казалось бы, не связанные с внешностью, сферы жизни - работа или нет, но я не могу удержаться, чтобы не сказать: it"s all connected.
С детства вглядываясь в глаза окружающих и в зеркала, увиденные отажения, пусть и частично, но наверняка формируют в каждом из нас определенное восприятие собственной личности. Равно как и влияют на то, как относятся к нам другие. Однако далеко не всегда мы с готовностью принимает предложенный природой/генетикой/высшими силами "мотив"/образ, нередко пытаясь противостоять, меняя цвет волос, макияж или содержимое гардеробной. Иногда и для некоторых такие маневры работают , но не всегда.
Во время работы с клиентами я неоднократно замечаю, что недовольство внешним видом связано не столько с неидеальным животом или бедрами, сколько с существующим несоответствием того, что конкретная женщина мечтает рассказать о себе окружающему миру, и что говорит за неё её внешность. В связи с этим и на злобу дня хочу показать вам сегодня один из интересных примеров.
Не думаю, что актриса Дженнифер Энистон отчаянно и откровенно не довольна собственной внешностью, но наверняка можно сказать, что её "мотив" имел и имеет прямое значительное влияние как на её стиль, так и карьеру.

Внешность Дженнифер, с её теплым и низко-контрастным колоритом, с не слишком крупными и умеренно четкими чертами лица, с общей смягченной геометрией лица и тела, не обладает ни драматичной яркостью, ни какими-либо интригующими неправильностями, которые и создают "мотив", и вокруг которых можно построить образ.
Подобный типаж не приковывает взгляд непривычными деталями, как очень крупные черты лица, не поражает с первого взгляда, как это нередко происходит с обладательницами высоких контрастов, не создает интриги контрастов .
Однако в её пользу играет утепленный колорит и отсутствие того пепельного "налета" в оттенке волос и кожи, который присущ представительницам подгрупп цветотипа Лето, и именуется "мышиным" со всеми вытекающими. Зато присутствие теплых нот колотипа делает подобную внешность "уютной", "домашней", откровенно позитивной:



Что в свою очередь из фильма в фильм позволяет актрисе правдоподобно эксплуатировать образ и стиль of True American Sweetheart, милой и доброжелательной девушки из соседнего двора. Наряд Дженнифер "в кадре" это подтверждают:

"В кадре" её внешность нередко оформляется в мягкие/приглушенные нейтральные или утепленные тона, и мягкие же [умеренно фактурные] материалы. Вот здесь, например, присутствие черного жакета смягчается распущенными волосами и присутствием у лица мягкого объемного шарфа светлого оттенка:

Что интересно, что часто и фактуры, и оттенки одежды являются так называемыми earthly - земными, природными, близкими на ассоциативном уровне скорее к американсому загородному дому (или даже ферме), нежели к бетонному мегаполису.

К слову, повседневный стиль актрисы также нередко поддерживает эту идею. Например, элементы стиля сафари, связывающего внешность опять же с природой:

А так как амплуа Дженнифер это амплуа милашки именно американской, то в оформлении её героинь часто можно встретить американо-ковбойско-фермерские мотивы:

Которые как раз её не портят, не делают простоватой, глуповатой, грубой, ибо эти детали удачно сочетаются с её личным внешним "мотивом".

И что интересно - подобные мотивы используются художниками по костюмам для оформления внешности Энистон не только напрямую - в её костюмах, но и "окольно" - при помощи "введения" их в кард посредством костюмов её партнеров. Иногда потому, что актеры подобраны с абсолютно комплиментарным типажом внешности и вместо они и их костюмы создают единую атмосферную картинку:

Но иногда это делается, дабы окольно поддержать внешность актрисы:

Что интересно - это попытки Дженнифер Энистон примерить более сильный или роковой образ в том или ином контексте.

Черный цвет скупе с прозрачной тканью, с рюшами или кружевной отделкой, отдающие образом готической принцессы явно конфликтую с "земной" и теплой внешностью актрисы. Можно сказать, что Дженнифек слишком жизнерадостна и здорова для подобных образов, которые просят болезненной бледности, впалых щек и грустных глаз на пол-лица.
Другая неоднократно применявшаяся попытка показаться - сильной женщиной, которая "рулит":

Довольно однозначные ассоциации, которые вызывает присутствие в наряде большого количества черной гладгой кожи, сделали свое дело, но не в пользу Дженнифер. Подобный контраст подчеркивает присущее ей амплуа позитивной, живущей по-соседству милашки. Получается хорошая девочка, которая решила удивить своего бойфренда, поиграв в девочку плохую - бойфренду, может быть, и понтавится, но для гармоничного образа здесь далеко.
И еще один драматичный наряд, который, на мой взгляд, мало как помог актрисе:

Такой костюм слишком рафинированный для внешности Энистон, и подчеркивает её "милую американистость" гораздо сильне, нежели рубашка в клетку, т.к. в данном случае нет гармонии, есть контрасты. Это тот наряд, который сам говорит о такой носительнице: ты не роковая, не утонченная, ты симпатичная, милая, но не больше. Почему-то мне кажется, что это не тот эффект, который задумывался изначально.

Амплуа (франц. emploi - употребление, использование; должность)

специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), Травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, Инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр . Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.

Т. М. Родина.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амплуа" в других словарях:

    - (фр. emploi роль, должность, место, занятие) определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актёра. Содержание 1 Древнегреческий театр 2 Елизаветинский театр … Википедия

    - (франц. emploi, от emplyer употреблять, давать занятие). Характер ролей, исполняемых актером: амплуа стариков, амплуа резонеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМПЛУА роль; напр., амплуа резонера,… … Словарь иностранных слов русского языка

    амплуа - нескл., ср. emploi m. 1. театр. Специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования. БАС 2. Чтобы оные актеры и актрисы играли роли здесь всякия, до их амплуа принадлежащия. АТД… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АМПЛУА, нескл., ср. (франц. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,. || перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа… … Толковый словарь Ушакова

    Неизм.; ср. [франц. emploi]. Специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу (обычно наиболее соответствующих внешним данным, призванию и т.п.). А. комика, трагедийного героя. // Определённый круг занятий, обязанностей,… … Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    Характеръ роли (актера), занятія. Ср. Вотъ она, Аннинька, можетъ такъ пѣть, это ея жанръ, это ея амплуа. Салтыковъ. Г да Головлевы. Ср. Emploi (employer, доставлять занятіе, употреблять) занятіе, мѣсто, роль. Ср. Implicare (собств. впутывать)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    АМПЛУА, нескл., ср. Тип актёрских ролей. А. резонёра. Это не его а. (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ср., нескл., франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (французское emploi, буквально применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это… … Современная энциклопедия

    - (франц. emploi букв. применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Амплуа девственницы. Брудершафт с терминатором , Полякова Татьяна Викторовна , "Амплуа девственницы" Влюбляться надо уметь. Аня Лиховицкая этим умением явно не обладает: влюбилась в симпатичного незнакомца, а в результате - гора трупов и море неприятностей. Незнакомец… Серия: Двойной авантюрный детектив (обложка) Издатель: Эксмо-Пресс ,
  • Амплуа девственницы Брудершафт с терминатором , Полякова Т. , "Амплуа девственницы" . Влюбляться надо уметь. Аня Лиховицкая этим умением явно не обладает: влюбилась в симпатичного незнакомца, а в результате - гора трупов и море неприятностей. Незнакомец…

Что такое амплуа? В переводе с французского языка это означает роль. Данным термином обозначается театральная классификация, которая узаконивает и регулирует в театральной практике соответствие психологических и физических данных актера и стиля его игры определенной роли. Также термином «амплуа» обозначают один из способов типизации в драматургии.

Амплуа, в широком смысле слова, бывает драматическим или комическим. Еще в Древней Греции актеры театра делились согласно обозначенным амплуа.

Английский театр во времена Елизаветы I

Елизаветинский театр - расцвет английского драматического театра, который приходился на конец XVI - начало XVII века. Он, в основном, связан с творчеством Уильяма Шекспира. Так как женщин среди актеров не было, женские роли исполнялись юношами. Труппы были достаточно малочисленными. За время спектакля один актер исполнял абсолютно различные роли, даже разнополые.

Европейская система амплуа

Данная система в качестве свода правил актерской игры возникла еще в эпоху классицизма. Согласно этой системе, актер, который претендует на определенную роль, должен соответствовать ей по своим внешним данным: телосложением, ростом, типом лица и тембром голоса. Если актер был счастливым обладателем статной фигуры, высокого роста, правильных черт лица и низкого голоса, то он мог быть главным героем в трагедии или драме. Если же у лицедея был низкий рост, неправильное телосложение и высокий голос, то он мог исполнять лишь комические роли.

Перейти из одного амплуа в другое было невозможно, за исключением только одного - возрастных изменений: состарившись, герой из трагедии становился, например, благородным и мудрым старцем. Амплуа диктовало и линию поведения, и пластические и декламационные особенности.

В XVIII-XIX веках система амплуа продолжила свое существование больше в устной практике, чем в теории. Тогда по этой системе формировалась театральная труппа. Она позволяла учитывать самые распространенные драматургические типы и помогала набрать актеров для любого репертуара.

Были разные способы классифицировать актеров по амплуа. К примеру, Патрис Пави обозначил типажи согласно социальному положению (слуга, король), по костюму (роль в корсете, роль в мантии), по функции в драматическом действии (любовник, инженю, наперсник, злодей). Но реально применялись смешанные системы амплуа. Что такое амплуа? Система, которая, составляя одну из основ театра, еще более подвижная и гибкая, чем система масок.

Система амплуа в Российской империи

«Роспись», составленная российской императрицей Екатериной II в 1766 году, - первая фиксированная русская система амплуа. Согласно ей и набиралась императорская театральная труппа Санкт-Петербурга.

К концу XIX века в российском театре появились такие амплуа актрис и актеров, которые дифференцировались по возрастным, социально-бытовым и национальным признакам. Увеличение и конкретизация списка амплуа были связаны с возрастающим интересом театра к индивидуальности человека.

Противниками системы амплуа были М. А. Чехов и К. С. Станиславский, которые видели в ней устаревшие стереотипы, только препятствовавшие развитию индивидуальности актера. Сторонниками этой системы были В. Э. Мейерхольд, А. Р. Кугель и Н. Н. Евреинов, которые осознавали, что она является театральным способом классификации человеческих типов.

В брошюре, изданной в 1922 году И. А. Аксеновым, В. М. Бебутовым и В. Э. Мейерхольдом, дается на ответ на вопрос: что такое амплуа - должность, которую занимает актер, обладающий определенными внешними данными. Авторы попытались создать таблицу, которая насчитывала 17 пар мужских и женских амплуа, охватывающих всю драматическую литературу.

Скрытая система амплуа, роли по которой распределяются в театре, существует и в наши дни.

Амплуа - способ типизации

Что такое амплуа в драме? Это способ типизации, который родственен драматургическому типу-маске и противоположен характеру.

Драматургическим типом-амплуа является отказ от показа индивидуальности человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств. Подобный персонаж является представителем определенной группы.

По мере развития и совершенствования театра возникают новые оттенки сценических образов в соответствии с современными реалиями.

Амплуа
От греч. Employ - применение
Амплуа - в драматическом театре - род ролей, соответствующий сценическим данным актера. Различают амплуа героя, злодея, любовника, резонера, шута и т. д.

Герой/Героиня
Герой - сценическое амплуа ведущих актеров. В различных сценических жанрах получили распространение разновидности этого амплуа: герой-любовник, герой-резонер, герой-фат, герой-неврастеник, характерный герой, бытовой (рубашечный) герой.

Гранд-кокет
Гранд-кокет - актерское амплуа; роли красивых, изящных и задорных женщин.

Грандам
От фр. Grande-dame - знатная дама
Грандам - театральное амплуа; актриса на роли немолодых знатных женщин.

Грасьосо
исп. Gracioso
Грасьосо - в испанской комедии 16-17 веков - актерское амплуа; тип шутника и балагура.

Дуэнья
От исп. Duena - компаньонка
Дуэнья - амплуа характерных старух в пьесах классического испанского театра 16-17 веков. Обычно дуэнья служит посредницей между влюбленными или, напротив, препятствует их сближению.

Жен премье
фр. Jeune premier - первый молодой
Жен премье - устаревшее - амплуа актера, играющего роли первых любовников.

Инженю
От фр. Ingenue - наивная
Инженю - в русском дореволюционном театре - актерское амплуа; роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором.

Кокет
фр. Coquette
Кокет - актерское амплуа; роли красивых, изящных, задорных и молодых женщин.

Комик
Комик - театральное амплуа; актер, исполняющий комедийные (комические) роли.

Любовник
Любовник - устаревшее актерское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом и т. п. , любящих или являющихся предметом любви.
В зависимости от жанра произведения и характера ролей различают героев-любовников и салонных любовников.
В зависимости от значительности роли различают первых и вторых любовников.

Наперсник
Наперсница; Конфидант; Конфидантка
фр. Confident; фр. Confidente
От лат. Confido - полагаюсь, верю
Наперсник - в трагедиях 17-18 веков - сценическое амплуа; кормилица, гувернер, секретарь, компаньонка или иное приближенное лицо к герою или героине. Роль наперсника имеет вспомогательный характер: отвечая на вопросы наперсника, герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.

Петиметр
От фр. Petit maitre - щеголь
Петиметр - в русском театре 18 века - актерское амплуа; тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному.

Простак
Простак - актерское амплуа; роли простодушно-наивных или недалеких людей.

Резонер
Резонер - актерское амплуа; роль рассказчика:
- не принимающего активного участия в развитии действия; и
- призванного увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.

Субретка
фр. Soubrette; итал. Servetta
Субретка - во французской комедии - амплуа бойкой, остроумной, находчивой и лукавой служанки, помогающей своим господам в их любовных интригах. Амплуа субретки произошло от маски Серветты в итальянкой комедии дель арте.

Травести
От итал. Travestire - переодеваться
Травести - амплуа в драматическом театре; актриса, исполняющая:
- роли мальчиков, подростков, девочек; а также
- роли, требующие в определенные моменты действия переодевания в мужской костюм.

Трагик
Трагедийный актер; Трагедийная актриса
Трагик - сценическое амплуа; актер, исполняющий трагедийные роли в классическом репертуаре.

– Странно как-то Васька себя вести начал, – проворчала Николаевна, посматривая на проходящего мимо соседа, прикупившего к весне новое длинное пальто и запасшегося белым шарфом.

– Ну, скажешь тоже. У него теперь енто… амплуа новое, – покивала её подружка, отправляя в рот очередную семечку.

– Амплуа? А чой-та? – вытаращила глаза Николаевна.

Мы, конечно, не Николаевны, и значение красивого слова «амплуа» знает каждый второй, а каждый первый как минимум догадывается что это.

Амплуа произошло из французского, если переводить дословно, то можно найти не одно значение этого слова. Не только роль и должность, но даже место и занятие.

Изначально, амплуа никак не относилось к жизни простых людей и понятие это употреблялось только в театре. В середине XV века, европейский театр начал распределение амплуа у актеров. В те времена использовались лишь два понятия, трагик и комик – многие, наверное, помнят эти знаменитые маски-близнецы, где одна улыбается, а другая плачет.

Эти два образа были позаимствованы из древней Греции, где впервые появилось деление актеров на две группы. В группу трагиков мог попасть высокий, хорошо сложенный человек с глубоким, низким голосом. В группу комиков же попадали исключительно противоположности трагиков – низкие, с высоким голосом и полноватой фигурой. Из театра они перешли в кино, хотя бы вспомним дуэт Арнольда Шварценеггера и Дэнни Де Вито.

Позже, театр классицизма расширил понятие амплуа на множество параграфов. Как, к примеру:

Инженю – образ простодушной, искренней и наивной девушки, реже, парня.

Молодых людей образа «инженю» чаще называют «простаками». Это тот же недалекий, наивный образ, но более противоречивый, чем инженю. Нередко оказывается, что «простак» только выглядит так, а на самом деле далеко не глуп.

Не далеко от этого образа ушел и образ субретки (в мужском воплощении «слуга») – обычно, это комический персонаж. Бойкая, веселая девушка-служанка, которая зачастую помогает своим хозяевам в любовных делах.

Или, в противовес им, резонер – амплуа рассудительного, вдумчивого человека, который не участвует в пьесе или спектакле, но наблюдает и даёт моральные оценки происходящему.

Существует и образ, который называют «фат», оно описывает глупого, самовлюбленного человека, но сейчас этот образ уже устарел и его почти не используют, зато появились новые понятия.

К примеру, понятие «травести» - когда мужскую роль исполняет женщина, и наоборот. Впрочем, если так посмотреть, то все актеры древности были травести, ведь когда театр только появился, женщинам запрещено было играть в нем и все роли исполняли только мужчины.

Впрочем, давайте признаемся себе, мы редко используем слово «амплуа» для разговоров о театре. Сейчас, это скорее применимо к людям и их образу, и стилю жизни. Если человек создал себе какой-то образ и придерживается его не только в одежде, но и стиле жизни, вплоть до вкусов и предпочтений, то это смело можно назвать его амплуа. Не сценическим, конечно, но тоже, порой, достойным премии и аплодисментов.