Гуманистическая теория личности маслоу кратко. Гуманистические теории развития (А

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям - фрейдизму и бихевиоризму. В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации . Такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные пребывают на той или иной ступени развития.

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей . Она состоит из ряда ступеней:

  • Первая - физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • Вторая ступень - потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  • Третья - социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.
  • Четвертая ступень - потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  • Пятая ступень - потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
  • с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

Ученый отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что они могут стать для обычного человека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».) Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у личности могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску ее смысла).

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития - к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

  1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее).
  2. Принятие других и себя. («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть».)
  3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
  4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
  5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.
  6. Неизбывная новизна, свежесть оценок, открытость опыту.
  7. Различение цели и средств, зла и добра. («Не всякое средство хорошо для достижения цели».)
  8. Спонтанность, естественность поведения.
  9. Юмор.
  10. Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни.
  11. Готовность к решению новых проблем, к осознанию задач и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний, правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, понимания своего реального Я, своих возможностей, особенностей - самоактуализация.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, способность не прятаться от таких проблем и отрицательных эмоций, чтобы найти и устранить помехи для личностного роста, - все это позволяет человеку понять себя, смысл жизни, достичь внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя только в том случае, если получает информацию о себе от других людей.

Но почему таких самоактуализирующихся людей очень мало? Маслоу считает, что причин несколько:

  • неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;
  • незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);
  • чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей. Это стремления к:

  • целостности личности;
  • совершенствованию;
  • завершению;
  • справедливости, порядку и закону;
  • активности функционирования;
  • дифференциации и сложности;
  • красоте;
  • честности, открытости и простоте;
  • доброте;
  • уникальности и новизне;
  • игре и юмору;
  • истине и чести;
  • независимости и автономии;
  • свободе.

Неудовлетворение высших метапотребностей может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, тем не менее оно подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания - метапатологии (к ним относятся апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни; прием наркотиков, алкоголизм).

Среди патогенных механизмов, которые мешают развитию личности, можно отметить пассивную позицию по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты Я - проекцию, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.

Этапы такой деградации:

  1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»).
  2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
  3. Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
  4. Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодобряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
  5. Сохранение «священных основ» (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них).
  6. Формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
  7. В результате всех этих факторов человеку становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира он переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется несколько Я, функционально изолированных друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум»: человек потерял «животные» инстинкты, утратил социальные нормы, традиции, определяющие, что ему нужно делать, и в результате сам не ведает, чего он хочет (а может, уже и ничего), И тогда он делает то, что хотят другие, становясь «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» - борьба за смысл жизни. Не мы задаем себе вопрос, в чем смысл жизни, а жизнь вопрошает нас, и мы отвечаем своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как», - говорил Ницше.)

Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Смысл жизни во внешнем мире можно найти, пожалуй, тремя способами:

  • совершая поступки;
  • переживая ценности, единство с другими людьми, любовь;
  • переживая страдания.
  • Самоактуализация происходит в том случае, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Маслоу описывает девять моментов самоактуализации:

  1. Полное переживание настоящего с осознанием того, что происходит в нас и вокруг нас.
  2. При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного опыта, а не оставаться при известном и знакомом.
  3. Формировать свое отношение к ситуациям, принимать решения независимо от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности на себя.
  4. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними (при выборе профессии, спутника жизни, режима питания и пр.), а не полагаться на то, что принято в обществе.
  5. Постоянное развитие своих способностей, их задействование с тем, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.
  6. Переходные моменты в самоактуализации («пик переживания») - в ситуациях, когда человек глубоко вовлечен, взволнован и связан с миром и в такие моменты думает, действует, чувствует более ясно и четко, усиленно осознает мир и себя, у него появляются новые точки зрения, изменяется отношения к миру, он чувствует экстаз, восторг.
  7. Дальнейший шаг в самоактуализации - выявление у себя «психологических защит» (проекции, рационализации, вытеснения, идентификация и т. п.) и разрушение их.
  8. Удовлетворение потребностей в самоактуализации, в понимании смысла своей жизни и реализации своего назначения, в самосовершенствовании.

Если человек не может удовлетворить высшие духовные потребности, пусть даже удовлетворены потребности первых четырех уровней, выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и дети, хорошая должность все равно не приносят человеку счастья. Психологический рост личности Маслоу рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей.

Маслоу можно считать создателем не только гуманистической, но и трансперсональной психологии: он обнаружил наличие духовного измерения в людях, добивающихся самореализации, и показал, что пиковые мистические переживания, подталкивающие ее, «выше нормы», они сопровождаются измененными состояниями сознания и доступом к общемировому духовному информационному полю.

Маслоу (Маслов) Абрахам (1908-1970) - американский ученый, родители которого эмигрировали из России в начале XX в. Наибольшую известность получили две созданные Маслоу (рис. 10.16) теории: иерархическая теория потребностей, получившая в профессиональном жаргоне название «пирамиды Маслоу» и теория самоактуализации. Обе они в строгом смысле не могут быть названы теориями, так как являются обобщением клинической практики и результатом анализа биографий, в том числе биографий знаменитых людей. Для их обоснования не использовались ни экспериментальные, ни измерительные процедуры. Тем не менее, они широко используются психологами как теории «среднего звена». Предшественниками и единомышленниками Маслоу называет представителей нескольких школ, заявляя свою позицию как интегрирующую. В первую очередь это американские функционалисты У. Джеймс и Дж. Дьюи, геш-

Рис. 10.16.

тальтисты Курт Гольдштейн и Макс Вертгеймер, а также психоаналитики 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и В. Райх.

В работе 1954 г. «Личность и мотивация» Маслоу анализирует различные классификационные подходы для упорядочивания мотивов человеческого поведения, например основанные на внешних целевых объектах либо на внутренних «позывах» и доступных интроспекциях, и приходит к выводу, что единственным основанием классификации могут быть фундаментальные, общие для каждого человека потребности. Структура потребностей имеет иерархический порядок (рис. 10.17): как только ниже лежащий уровень потребностей удовлетворяется, его место занимают потребности следующего уровня


Рис. 10.17. «Пирамида» потребностей А. Маслоу 1

Основание пирамиды составляют физиологические потребности «самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей». Это означает, что человек, живущий в крайней нужде, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. «Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный». Над уровнем физиологических потребностей надстраивается уровень потребностей в безопасности: «в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях». На базе удовлетворения потребностей первых двух уровней актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности - потребности третьего уровня, и «мотивационная спираль начинает новый виток». Четвертый уровень пирамиды образован потребностями в уважении и самоуважении. Маслоу полагает, что потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственной адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Пятый уровень - вершину пирамиды - составляют потребности в самоактуализации: реализации себя как творческой личности в соответствии со своей природой. Это стремление человека к самоосуществлеиию, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности.

Несмотря на то, что идея иерархии потребностей достоверна для многих жизненных случаев, Маслоу отмечает случаи реверсии и подмены потребностей. Это явление наиболее часто затрагивает потребности третьего и чет-

вертого уровней, когда человек, не удовлетворивший потребности в любви, демонстрирует активность четвертого уровня, цель которой - потребность в самоуважении и престиже. Другим случаем нарушения порядка являются случаи, когда на базе удовлетворенной потребности нс актуализируются потребности следующего уровня: «человек, некогда терпевший лишения, например, бывший безработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт».

Важными понятиями в теории Маслоу являются понятия «мера удовлетворения потребности» и «фрустрационная толерантность». Содержание первого понятия раскрывается через пример: «если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не обнаруживаться вовсе, однако, если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В «пробуждается» на 5%, а когда потребность А получает 75% удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее». Второе понятие «фрустрационная толерантность» (способность выдерживать состояния неудовлетворенной потребности) раскрывается следующим высказыванием: «у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей. Фрустрация не страшит их хотя бы потому, что они обладают сильным, здоровым характером, истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности».

Теория самоактуализации завоевала широкую популярность как в научном сообществе, так и у непрофессионалов. Она обращается к важнейшему понятию современной психологии - понятию «психическое здоровье». Как известно, отрицательный полюс шкалы «психическое здоровье - психическое нездоровье» описан достаточно полно в клинической психологии, психотерапии и психиатрии, положительный полюс - исследован минимально.

Можно считать теорию самоактуализации первым шагом в направлении исследования психического здоровья и в попытке отделить это понятие от понятия «социализированный человек», которое, конечно, не имеет ничего общего с понятием «психически здоровый человек». Очевидно, что так как исследование Маслоу новаторское, многие его аспекты не отвечают требованиям надежности, а выборки - требованию репрезентативности, в чем признается и сам автор. Маслоу определяет синдром «самоактуали- зированной личности» через следующие характеристики (симптомы):

  • эффективное восприятие реальности;
  • принятие себя и других;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • служение;
  • потребность в уединении;
  • независимость от культуры и среды, воля и активность;
  • свежий взгляд на вещи;
  • наличие опыта мистических переживаний;
  • чувство глубокой причастности человечеству;
  • демократичность;
  • умение отличать средство от цели, различать дооро и зло;
  • философское чувство юмора;
  • креативность.
  • Образ пирамиды, как графической метафоры представлений Маслоу придуман и использован для иллюстрации его идей немецким автором У. Стоппом после смерти Маслоу в 1975 г.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

по психологии

Тема: Абрахам Маслоу: гуманистическая

теория личности.

Студентки 3 курса

вечернего отделения

Психологического факультета

Храпоновай

Марии Владимировны

м о с к в а

I. Вступление

II. Краткая биография

III. Часть первая.

IV. Часть вторая

V. Заключение

VI. Литература

I . Вступление

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.


II . Краткая биография

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян!

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы: «Религии, ценности и вершинные переживания»(1964)

«Эупсихея: дневник» (1965)

«Психология науки: рекогносцировка» (1966)

«Мотивация и личность» (1967)

«По направлению к психологии бытия» (1968)

«Новые измерения человеческой природы» (1971, сбо-

посмертно, при участии его жены)

III . Часть первая.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это концепция становления . Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.


Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

Физиологические - 85%,

Безопасность и защита - 70%,

Любовь и принадлежность - 50%,

Самоуважение - 40%,

Самоактуализация - 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

Физиологические потребности

Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Потребности безопасности и защиты.

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Абрахам Маслоу

(1908–1970). Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции – о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии. Исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал А. Маслоу, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу – это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б – стремление к знаниям и Д – стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

Карл Роджерс

(1902 – 1987). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, автор клиент-центрированного подхода в психотерапии.

Самоактуализация , по К. Роджерсу, это актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала – только создать соответствующие условия.

Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, и считал, что существуют определенные формы развития, способствующие склонности человека к осуществлению своих врожденных возможностей. По его мнению, при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как "один центральный источник энергии в организме человека". Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.

Во-вторых, тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно "зациклился" на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: "Самый простой пример – это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие".

Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.

Для того, чтобы помогать человеку с его психологическими проблемами, для начала нужно понять, как они возникают .

Причем у разных направлений науки разные взгляды на это: в соответствии с теми теориями личности, которые лежат в их основе.

Одна из них — гуманистическая, идеологами которой стали Карл Роджерс и Абрахам Маслоу . О теории личности Маслоу поговорим далее.

Краткая предыстория

До начала ХХ века вся психология сводилась закрытию в больных в определенных учреждениях и вызовам священников (опционально — экзорцистов). Потом появился дедушка Фрейд.

Он заявил, что где-то внутри человека сидит Оно — бессознательное , и помогать с душевными проблемами можно, вытащив это бессознательное, пережив и осмыслив.

Откуда оно взялось при этом не уточнялось, поэтому психологи активно пользовались методом психоанализа, но не могли обосновать его. А наука предпочитает четкие объяснения.

К тому же у Фрейда большинство расстройств объясняется подавленными сексуальными переживаниями, а людям очень не хотелось оказаться теми, кем руководит всего лишь половой инстинкт.

Появившаяся вскоре — поведенческой психологии — ушла недалеко. Её последователи считали, что психика человека — набор реакций на стимулы (к счастью, не только сексуальные). Требовалось такое объяснение, которое сделало бы человека чуть более человечным.

Им стала гуманистическая теория. Карл Роджерс заявил, что личность обладает уникальным опытом — «феноменальным полем», которая и отличает её от других.

Проблемы начинаются, когда это поле не совпадает с реальной действительностью. Маслоу развил эти идеи.

Структура личности

По Маслоу человека нельзя разделить, выделив какое-то там Я, Сверх-Я и Оно. Он тот, кем сам делает себя, его задача — найти свой собственный смысл в окружающем мире .

Реальность для человека не объективна, а субъективна — она такая, какой он её чувствует и воспринимает.

Это экзистенциальный подход , ставящий во главу угла существование индивида. Более того, ученый пошел дальше своих предшественников, которые изучали людей с отклонениями. Он предпочел рассматривать опыт выдающихся личностей.

Маслоу выделил несколько уровней потребностей:

  • (сон, еда, крыша на головой),
  • нужда в надежности (безопасность, отсутсвие страха неудач),
  • — потребность в принадлежности и любви (относиться к социальной группе, быть принятым ею и любимым),
  • нужда в уважении (компетентность, уважение, признание, одобрение),
  • потребность в развитии (познавательные, эстетические потребности и их вершина — самоактуализация).

Шаг за шагом, ступень за ступенью личность идет к высшей потребности: саморазвитию .

Однако до этой стадии доходит от 2 до 5 процентов людей.

Собственно, этим он больше всего и известен: пирамида потребностей Маслоу найдется в любом учебнике по психологии, маркетингу или управлению персоналом, так как стала основой теории мотивации.

Хотя сам он никогда свою теорию в виде пирамиды не представлял: впервые это сделали через пять лет после его смерти.

Воззрения самого ученого несколько шире и претерпевали изменения в процессе развития. Однако сейчас мы остановимся на том понимании, которое наиболее распространено в современном обществе.

Теории Маслоу

Мотивации

Абрахам утверждал, что все потребности личности располагаются в строго иерархическом порядке . Удовлетворены потребности низшего порядка — возникают потребности высшего.

А на стремлении удовлетворить их и основывается система мотивации, так широко применяемая в управлении персоналом.

Даже самая скромная зарплата удовлетворяет физиологические потребности человека: никто не имеет права платить меньше прожиточного минимума.

Поскольку этот минимум заплатят где угодно, только деньгами работника не удержишь: придется удовлетворять его более высокие потребности, а это — стабильность и безопасность.

Для этого зарплату нужно отдавать регулярно, без задержек , чтобы была . Но это тоже делает большинство работодателей, поэтому поднимаемся на уровень выше — социальные потребности.

Ключевым является то, что для удовлетворения низших уровней потребностей нужно не так уж много денег, так зачем платить больше, если в работе можно заинтересовать удовлетворением более высоких уровней?

Это общение : отношения внутри коллектива, отношения с клиентами и так далее.

Это потребность в уважении: похвала и признание заслуг (шоколадная медаль, фотография на доске почета или в корпоративной газете, на сайте компании и т.п., разговоры с начальником, который убеждает в незаменимости).

Это работает даже лучше, чем повышение зарплаты.

Наконец, высшая ступень — потребность в развитии . Обещание карьерного роста, расширения круга обязанностей и т.п.

Заметили, как выглядит большинство объявлений о вакансиях?

Они застрагивают все уровни пирамиды : «Стабильная зарплата, дружный коллектив, карьерный рост».

Главные моменты теории мотивации:

  1. Все мотивы иерархичны.
  2. Высшие мотивы незначительные, пока низшие не удовлетворены.
  3. Чем выше уровень мотива, тем длительнее можно откладывать их реализацию.
  4. Чем выше уровень потребности, тем большие усилия человек готов прикладывать для её удовлетворения.

Пирамиду потребностей активно используют в рекламе . Любой ролик упирает на удовлетворение какой-либо потребности.

Например, кофе рекламируют не как напиток для бодрости, а как средство коммуникации, показывая истории, как люди знакомятся за чашкой кофе и т.п. Таким образом, делается упор на удовлетворение социальных потребностей, и тот, кому не хватает общения, побежит за этим кофе.

Исходя из сказанного выше, чем дешевле товар, тем на более низкие уровни потребностей можно делать ставку, чем дороже — тем на более высокие.

Гуманистическая

Как мы уже сказали, в воззрениях самого Маслоу все несколько сложнее.

Его иерархия потребностей быстро подверглась критике .

Она совершенно не объясняет существование аскетов, которые уходят в горы и медитируют до просветления: эти индивиды таким образом ставят потребность в развитии выше, чем в безопасности.

В горах ведь может напасть дикое животное. Или экстремальные жизненные условия, когда даже потребность в еде не удовлетворяется .

В блокадном Ленинграде некоторые сохраняли любимых домашних попугайчиков, хотя должны были бы сразу пускать на суп — пищи-то нет. Другие, кстати, так и делали.

Таким образом, иерархия потребностей всего спектра поведения не объясняет — есть что-то еще. Ученый высказывал предположения, что потребности развиваются с возрастом , но и эта теория не нашла подтверждения.

В итоге Маслоу остановился на том, что разделил все потребности на 2 группы: дефицитарные и бытийные.

Задача первых восполнить некий дефицит — в сне, еде, сексе, общении, то есть обеспечить выживание. А вот вторые связаны с развитием, с такой деятельностью, которая направлена на моральное удовлетворение, на поиск высоких целей и их достижения.

Самоактуализации

Согласно теории Абрахама, индивид стремится к высшей ступени иерархической пирамиды — развитию, самоактуализации, то есть самому глубокому понятию, принятию и использованию собственных возможностей.

Это тот самый поиск смысла жизни, обретя который, человек становится счастлив, то состояние, в котором он делает то, что хочет, а не то, что ожидают от него другие.

Таковы:

  1. Она знает и понимает жизнь, а не прячется от нее за механизмами психологической защиты.
  2. Она принимает и себя, и других, позволяя им иметь собственную точку зрения и не переубеждая.
  3. Увлекается любимым делом и ориентируется на решение задач.
  4. Независима от социального окружения.
  5. Может понять окружающих, внимательна к ним и доброжелательна.
  6. Открыта новому опыту.
  7. Различает добро и зло, не считает, что цель оправдывает средства.
  8. Ведет себя естественно и спонтанно.
  9. Проявляет способности, творит в работе, .
  10. Готова решать проблемы, осознавать трудности.

Однако, как мы уже сказали, лишь 2-5% людей таковы.

Это объясняется неблагоприятными социальными условиями , сомнениями в собственных способностях, так присущими многим индивидам, чрезмерное влияние потребности в безопасности, которое заставляет избегать малейших рисков, пусть даже они удовлетворят более высокие потребности (затягивающая , из которой так сложно выйти).

Существует несколько путей самоактуализации:


Теория Маслоу стала большим шагом вперед в психологии, ведь она признала внутренний мир человека, сделала его кем-то большим, чем руководимым желанием секса животным.

Однако её судьба показательна: в современном мире гуманистическую теорию, позволяющую жить в гармонии с собой и миром, стали применять для увеличения продуктивности персонала и «впаривания» совершенно ненужных вещей.

Развитие личности в теории Абрахама Маслоу: