Геноцид армян в турции: краткий исторический обзор.

Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.

Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс" (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.

Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей: ликвидация Армянского вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав; турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армян; устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению "великого идеала туранизма". Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали специальные отряды, как "Тешкилат и махсусе", состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д.

Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18-45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 г. сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись в глубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.

Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек. В результате геноцида армян, осуществленного младотурками только в 1915-16, погибло 1,5 млн. человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская Диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.

Во время агрессии против Армении в 1918 турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек. В сентябре 1918 турецкие войска заняли Баку и вместе с азербайджанскими националистами организовали резню местного армянского населения.

В ходе Турецко-армянской войны 1920 турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: "В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении". В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: "Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими... Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 - летних девочек..."

В январе 1921 правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят "непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением...". Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.

В 1918-20 ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши, разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентябре 1918 турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В дек. 1918 в Шуши вступили англичане Вскоре генерал- губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши, Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.

Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915-16 и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния, Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 в Киликии проживало 120-130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян-жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени насчитывало едва 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.

В начале 1920 в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.

1 апреля 1920 кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 переселились в Сирию, В 1920 кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.

Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе Греко-турецкой войны 1919-22. В августе-сентябре 1921 турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения, Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…

Геноцид армян был осуществлен правительствами Турции. Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления первого геноцида ХХ в. Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа.

В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения.

Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было, и обвинение в организации и осуществлении резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968.

В 1989 Верховный Совет Армении ССР принял закон о геноциде, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990, провозглашается, что "Республика Армении поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении".

О перспективах разрешения конфликта в , обострении армяно-азербайджанских отношений, об истории Армении и армяно-турецких отношений политический обозреватель сайт Саид Гафуров беседует с политологом Андреем Епифанцевым.


Проблема геноцида: "Армяне и турки вели себя одинаково"

Геноцид армян

Давай сразу начнем с конфликтной темы… Т ы мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.

— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.

Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.

Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.

Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего.

У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия "освободили" армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.

— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.

Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.

Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.

Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез "фактор СССР", тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.

Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные

А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.

— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.

Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.

Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.

Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.

Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается. Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности. На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.

Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?

Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?

Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — "это наша историческая земля, и все тут". Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим. Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.

Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.

Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. "Мы — все, наш противник — ничего".

Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.

— Бертольд Брехт писал: "Национализмом не накормишь голодные желудки". Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.

— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта "пушки или масло" люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.

Узаконить, сказать: "Международное сообщество принимает именно этот вариант". Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Действия, квалифицируемые Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, как акты Геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам и в колониальных войнах после второй мировой войны 1939 - 1945 г.

Однако термин "геноцид" был впервые введен в обиход в начале 30 - х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы первой мировой войны (1914 - 1918), а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны.

Первым геноцидом XX века считается уничтожение боле 1,5 миллиона армян в течение 1915 - 1923 гг. в Западной Армении и других частях Османской империи, организованное и планомерно осуществленное младотурецкими правителями.

К Геноциду армян следует отнести и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении и в Закавказье в целом, совершенные турками, вторгшимися в Закавказье в 1918 гаду, и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сентябре - декабре 1920 гадов, а также организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуши в 1918 и 1920 соответственно. С учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX в., число жертв Геноцида армян превышает 2 миллиона.

Геноцид Армян 1915 - 1916 - массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, осуществленные правящими кругами Турции в период первой мировой войны (1914 - 1918). Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов.

Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Под этими планами подразумевалось присоеденение к империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии.

На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс", состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи.

В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует: уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией. Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения.

В октябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать истребление армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назим прямо заявил, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т.к. они встанут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей:

  • ликвидация Армянского Вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав;
  • турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа;
  • устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению великого идеала туранизма.

Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали спецотряды «Тешкилати и махсусе», состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск и т. д.. Антиармянская пропаганда особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии (сначала войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18 - 45 лет, т.е. наиболее боеспособная часть мужского населения). Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

В ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму.

Спустя два месяца, 15 июня 1915 года, на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентов - армян - членов партии Гнчак, которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремлении создать автономную Армению.

То же самое происходило во всех вилайетах (областях): в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Депортация в пустынные районы Империи была заранее спланирована. И это было заведомым обманом: как только люди отдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был их сопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших в правительственных органах, одного за другим уволили; всех военных врачей бросили в тюрьмы.
Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и они поставили свои геополитические интересы выше судьбы двух миллионов армян...

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Посол США в Турции Г. Моргентау отмечал: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации".

Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. В июне 1915 посол Германии в Турции Вангенгейм сообщал своему правительству, что если вначале изгнание армянского населения ограничивалось провинциями, близко расположенными к Кавказскому фронту, то теперь турецкие власти распространили эти действия на те части страны, которые не находились под угрозой вражеского вторжения. Эти действия, заключал посол, способы, которыми производится высылка, свидетельствуют о том, что турецкое правительство имеет своей целью уничтожение армянской нации в турецком государстве. Такая же оценка депортации содержалась в сообщениях германских консулов из вилайетов Турции. В июле 1915 германский вице-консул в Самсуне сообщал, что проводимая в вилайетах Анатолии депортация имеет целью или же уничтожить, или же обратить в ислам весь армянский народ. Германский консул в Трапезунде в это же время сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей.

Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Корреспондент английской газеты "Таймс" сообщал в сентябре 1915: " Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Эйнтаба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали".

В октябре 1916 в газете "Кавказское слово" была опубликована корреспонденция о резне армян в деревне Баскан (Долина Вардо); автор приводил рассказ очевидца: " Мы видели, как с несчастных сначала срывали все ценное; затем раздевали, и иных тут же на месте убивали, а иных уводили в сторону от дороги, в глухие углы, и тут приканчивали. Мы видели группу из трех женщин, которые в смертельном страхе обнялись. И их невозможно было уже разъединить, разлучить. Всех троих убили... Крик и вопль стояли невообразимые, волосы становились у нас дыбом, кровь леденела в жилах..." Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии.

Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Расул - Айна, Дейр - зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана.

Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с азербайджанскими националистами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915 - 1916, погибло боле 1,5 миллиона человек, около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора («спюрк» - арм.).

В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигающейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб духовной и материальной культуре армянского народа. В 1915 - 1916 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.

Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить армянский народ. Общественно - политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его, как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим прибежище во многих странах мира.

После поражения Турции в первой мировой войне лидеры младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было и обвинение в организации и осуществлении резни армян в Османской империи. Однако приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т.к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талаат, Бехаэтдин Шакир, Джемал паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 гаду.

Если Закон не действует, а государство не выполняет своих обязанностей, то долг граждан - взять свершение правосудия в свои руки.
Ч.Линч

Суд над В.Калоевым, убившим в Швейцарии авиадиспетчера, по халатности которого погибла семья Калоева, в очередной раз поставил извечный юридический вопрос: имеет ли право простой гражданин на месть по отношению к заведомым преступникам?

Не будем касаться чисто юридической стороны этой проблемы. Вспомним лишь о том, как без всяких там международных трибуналов и судебных процессов правосудие настигло организаторов первого в ХХ веке геноцида.

1915 год был не только вторым годом Первой мировой войны. 90 лет тому назад, произошел геноцид целого народа. Правившие в Османской империи так называемые младотурки организовали зверскую резню проживающих под турецкой властью армян, ставя своей целью полное их уничтожение.

Напомним, что в начале ХХ века армяне не имели своей государственности несколько столетий и были разделенным народом. Восточная часть исторической Армении в 1828 году вошла в состав России, что стало спасением армян как нации. В Российской империи армяне смогли свободно развивать свою культуру и добились хозяйственного процветания. Многие российские армяне сделали блестящую карьеру, дав России многих военачальников, администраторов, хозяйственных руководителей, художников, ученых. И в Российской империи, и в СССР, армяне были весьма обильно представлены в политической, экономической и культурной элите. (Впрочем, из песни слов не выкинешь. Из числа армян вышло также много революционеров, а на закате советской эпохи именно армянское движение в Карабахе стало той бомбой, которая взорвала СССР).

Но русская восточная Армения составляла лишь 1/10 часть территории исторической Армении. Большая часть армянских земель и поныне находится в составе Турции. 90 лет тому назад там проживала и большая часть армянского народа. Но теперь армян на этих землях нет. Многие годы турки весьма творчески "работали" по очистке этих земель от коренных жителей. Многократно на протяжении ряда веков происходили армянские погромы. Только в 1894-96 гг. турками были убиты не менее 200 тысяч армян. Спасаясь от турецкой неволи, сотни тысяч армян бежали в Россию. Интересно, что в 1828 году на присоединенных к России землях восточной Армении проживало лишь 107 тысяч человек. Но к 1914 году в Российской империи насчитывалось уже 2 миллиона армян. Понятно, что главным в столь бурном росте была массовая иммиграция армян из Османской империи. Впрочем, несмотря на выезд в Россию и другие страны, на ассимиляцию части армян, принявших ислам и превратившихся в "турок", а также гибель сотен тысяч армян в периодических погромах, к началу Первой мировой войны в турецкой Западной Армении проживало свыше 4,5 миллионов армян.

Положение турецких армян особенно ухудшилось, когда власть в Османской империи захватили младотурки. Так они называли себя не из-за молодости, а потому, что среди них действительно хватало "новых турок" из числа принявших ислам выходцев из самых разных этнических и религиозных групп. Особенно много было среди младотурок крипто-иудеев. Во главе младотурок стояли трое военных: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша. Партия младотурок называлась "Иттихад ве терраки" ("Единение и прогресс"), а официальной идеологией партии был пантюркизм, или теория "Великого Турана", провозглашавшая необходимость объединения всех тюркских племен в одной империи от Боснии до Алтая.

Армяне вызывали у младотурок особую ненависть тем, что населенная ими западная Армения разделяла чисто турецкие области от Азербайджана и мест расселения прочих тюркских племен. Кроме того, предприимчивые армянские купцы даже при турецком гнете сумели завладеть значительной частью финансов Османской империи. И, что было самым главным для младотурок, армяне всегда отличались пророссийскими симпатиями и младотурки справедливо опасались всеобщего восстания в Западной Армении.

И вот, в условиях разразившейся войны, 24 апреля 1915 года, по приказу младотурецкого триумвирата, турецкие регулярные воска, полиция, банды мародеров и мусульманских фанатиков начали грандиозную резню армян по всей Османской империи. В течение нескольких месяцев погибло до 2,5 миллионов армян, немногим удалось бежать, основная масса уцелевших была брошена в концлагеря в аравийских пустынях, где большинство из них погибло от голода и эпидемий. Несколько сотен тысяч армян были спасены наступлением русской армии на кавказском фронте, начатым командованием специально с целью спасения христиан. Однако, после 1915 года армян в бывшей Западной Армении не осталось.

Вскоре и Восточную Армению постигли тяжкие испытания. После революции распалась Российская империя. В Азербайджане захватившие власть пантюркисты из партии "Мусават" немедленно начали резню армян. Тем же занялись грузинские меньшевики. Турецкие войска продолжали добивать армян не только у себя, но и начали наступление в восточную Армению, продолжая развивать свой план геноцида. На маленьком пятачке Восточной Армении свирепствовали голод и болезни, унесшие жизни трети населения, но армяне сумели разгромить турок, азербайджанцев и грузин. В ноябре 1920 года восточную Армению почти без сопротивления заняла Красная Армия, и была создана армянская Советская республика.

Всего за 1915-1920 гг. погибла половина всех армян, Западная Армения осталась без коренного населения, в Советской Армении треть всех мужчин была инвалидами войны, свыше миллиона армянских беженцев рассеялись по всему миру.

Армянские беженцы были расколоты на множество партий, но все армяне были едины в том, что младотурецкие главари должны быть уничтожены. Но ни одно правительство мира не собиралось помогать армянам. СССР, где много армян входило в партийное и государственное руководство страны, в 20-е гг. имел тесные дружественные связи с Турцией. Страны Антанты были заняты разделом Османской империи, и им было не до каких-то там армян. "Мировая прогрессивная общественность" тогда была такой же продажной, как и в наши дни. Геноцид армянского народа был ею не замечен. Впоследствии Гитлер, готовя геноцид другим народам, цинично, но справедливо замечал: "кто в наши дни знает об армянах"?

Но даже в таких условиях армяне решили осуществить правосудие. За осуществление мести взялись Шаген Натали (это был псевдоним в честь любимой женщины) и Григорий Мерчанов. Был составлен список организаторов и главных исполнителей геноцида. Началась подготовительная работа: преследование, сбор информации, добыча оружия. А затем последовал суд скорый и правый:
- Талаат-паша был застрелен в Берлине 16 марта 1921 года Согомоном Тейлеряном (кстати, суд присяжных его полностью оправдал);
- Энвер-паша был убит в 1922 году в Туркестане красным командиром Акопом Мелкумовым;
- Джемаль-паша был убит в Тифлисе 25 июня 1922 года, мстителями были Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;
- Бейбут Хан Джеваншин (министр внутренних дел мусаватистского Азербайджана) был убит 18 июня 1921 года в Константинополе Мисаком Торлакяном;
- Саид Халим-паша (бывший премьер-министр Турции) был убит в Берлине 5 декабря 1921 года Аршавиром Широкяном;
- Шекир-бей (бывший начальник спецкомиссии по организации резни армян) был убит 17 апреля 1922 года Арамом Еркяном.

В "черный список" виновников геноцида входили также и несколько армян-предателей. Все они были убиты своими родственниками (братьями, отцами, племянниками). Это было сделано специально, дабы не вызывать кровной мести среди самих армян.

Всего за три года были казнены все организаторы геноцида. Попутно были ликвидированы еще несколько тысяч участников резни более низкого ранга. От возмездия не ушел никто!

Вот так уцелевшие от резни, потерявшие Родину, разделенные на десятки партий, нищие эмигранты взяли на себя роль судей и свершили правосудие. Вот такой исторический пример дает нам история.
Сергей Викторович Лебедев , доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

Хочу я жить в большой стране,
Нет такой, нужно ее создавать
Желание есть, главное управлять
И верно устану народ истреблять.
Тимур Валуа "Безумный король"

Долина Ефрата…ущелье Кемах. Это глубокий и крутой каньон, там река превращается в быстрину. Этот ничтожный клочок земли, под палящим пустынным солнце стал последней остановкой для сотней тысяч армян. Три дня длилось человеческое безумие. Сатана показал свой звериный оскал, он правил балом в то время. Сотни тысяч человеческих жизней, тысячи детей, женщин…
Эти события произошли в 1915 году, когда армянский народ подвергся геноциду, около 1.5 млн. людей было убито. Беззащитный народ был растерзан турками и кровожадными курдами.
Кровавой драме предшествовала целая цепочка событий, и до самого последнего времени бедный армянский народ все еще надеялся на спасение.

"Единство и Прогресс"?

Армянский народ жил в долинах, занимался земледелием, были удачливыми коммерсантами, были неплохие учителя и врачи. Часто они подвергались нападению курдов, которые сыграли ужасную роль во всех армянских погромах, в том числе и в 1915 году. Армения стратегически важная страна. За всю историю войн многие завоеватели пытались захватить Северный Кавказ, как важный географический объект. Тот же Тимур, когда двинул свою армию, на Северный Кавказ, расправлялся с народами проживающими на тех территориях, где ступала нога великого завоевателя, многие народы бежали (например, осетины) со свои исконных мест. Любая вынужденная миграция этносов в прошлом, в будущем послужит вооруженным этническим конфликтам.
Армения входила в состав Османской Империи, которая подобна колоссу на глиняных ногах доживала свои последние дни. Многие современники того времени говорили, что они не встречали ни одного армянина, который не знал бы турецкий язык. Это лишь показывает насколько тесно армянский народ был привязан к Османской империи.
Но в чем же провинился армянский народ, за что подвергся таким страшным испытаниям? Почему доминирующая нация всегда старается ущемлять права национальных меньшинств? Если быть реалистами, то всегда заинтересованными людьми выступал класс имеющий и богатый, к примеру турецкие эфенди были самой богатой кастой того времени, а сам же турецкий народ малограмотный, типичный азиатский народ того времени. Создать образ врага и возбудить ненависть не представляет сложности. Но ведь каждый народ имеет право на свое существование и выживание, сохранение своей культуры и традиции.
Самое печальное, что история так ничему и научила, те же немцы осудили резню армян, но в итоге, что произошло в "Хрустальную ночь" и в лагерях Освенциму, Дахау описывать нет необходимости. Оглядываясь назад, мы находим, что уже в I веке нашей эры, геноциду подверглись около миллиона евреев, когда римские войска взяли Иерусалим, по законам того времени все жители города должны быть убиты. По словам Тацита в Иерусалиме проживало около 600 тыс. евреев, по словам другого историка Иосифа Флавия около 1 млн.
Армяне не были последними в "списке избранных", такую же участь готовили и грекам, болгарам. Последних хотели истребить как нацию, путем ассимиляции.
В то время во всей Передней Азии не было народа, который мог противостоять армянской образованности, они занимались ремеслами, торговлей, наводили мосты к европейскому прогрессу, были прекрасными медиками, учителями. Империя разваливалась, султаны не в состояние были управлять государством, их правление превращалось в агонию. Не могли они простить армянам, что их благосостояние растет, что армянский народ богатеет, что армянский народ повышает уровень образования в европейских учреждениях.
Турция действительно было очень слаба в то время, необходимо было отказаться от старых методов, но больше всего уязвлялось национальное достоинство, что турки не в состоянии проявлять самостоятельность для творения. И тут еще народ, который все время заявляет на весь мир, что он подвергается истреблению.
В 1878 году, на Берлинском конгрессе, под давлением Запада Турция должна была обеспечить нормальную жизнь христианскому населению в рамках империи, однако ничего Турция не выполнила.
Армяне каждодневно ждали истребления, правление султана Абдул-Гамида было кровавым. Когда в стране происходят внутриполитические кризисы, то по сути в некоторых частях страны ожидались восстания, для того чтобы их не было, народы не поднимали свою голову слишком высоко, империя постоянно сотрясалась от репрессий. Можно, если хотите провести аналогию с Россией, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем, устраивались еврейские погромы. Для разжигания конфессиональной розни, армянам приписывали диверсии, мусульманский народ пришел в неистовство, когда в результате диверсий погибли многие "братья по вере". Опять хочется привести пример из Российской истории, когда было так называемо "Дело Бейлиса", когда еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12 летнего мальчика.
В 1906 году, в Салониках вспыхнула революция, в Албании, Фракии вспыхнули восстания, народы этих регионов стремились освободиться от османского ига. Турецкое правительство зашло в тупик. А в Македонии молодые турецкие офицеры подняли восстание, к ним присоединились генералы и многие духовные лидеры. Армию двинули в горы, и был выставлен ультиматум, что если правительство не сложит своих полномочий, войска войдут на Константинополь. Что самое примечательное, Абдул-Гамид потерпел фиаско и встал во главе революционного комитета. Этот военный мятеж по праву называют одним из самых удивительных. Мятежных офицеров и все само движение принято называть - младотурками.
В то светлое время греки, турки и армяне были как братья, вместе они радовались новым событиям и ждали перемен в жизни.

Благодаря своим финансовым возможностям Абдул-Гамид поднял страну против младотурков, чтобы дискредитировать их правление, был свершен первый массовой геноцид в истории Армянского народа, который унес жизни более 200 тыс. человек. У мужчин вырывали мясо и бросали их собакам, тысячи людей было сожжены заживо. Младотурки вынуждены были бежать, но тогда выступила армия под командованием Мехмета Шовкета-паши, которая спасла страну, она двинулась на Константинополь, захватили дворец. Абдул-Гамид был выслан в Салоники, его место занял его брат Мехмед Решад.
Важным моментом, является то, что страшные истребление послужили образованию армянской партии "Душнакцутюн", которая руководствовалась демократическими принципами. У этой партии было много общего с партией младотурков "Единство и прогресс", богатые армянские лидеры помогали тем, кто по сути как покажет история, просто рвался к власти. Важно и то, что армянский народ помогал младотуркам, когда люди Абдул-Гамида выискивали революционеров, армяне прятали их у себя. Помогая им, армяне верили и надеялись на лучшую жизнь, впоследствии младотурки отблагодарят их…в ущелье Кемах.
В 1911 году младотурки обманули армян и не дали им обещанные в парламенте 10 мест, но армяне смирились с этим, даже когда Турция вступила в 1914 году в первую мировую войну, армяне считали себя защитниками турецкого отечества.
Парламент был сформирован только из турков, не было ни арабов, ни греков, а уж тем более армян. Что творилось в Комитете, никто не мог знать. В Турции наступила диктатура, националистические умонастроения в турецком обществе росли. Наличие в правительстве людей не компетентных не могло дать стране развития.

Истребление по плану

- Седина твоих волос доверие внушает,
Многое знаешь, невежество отвергаешь.
Меня мучает проблема, ответ подскажи?
- Избавься от проблемы, не будет боли головы!
Тимур Валуа "Мудрость седины"

Как еще можно назвать, тягу к рождению империи, завоеванию мира? Использую лексическое богатство русского языка, можно подобрать массу слов, но остановимся на общепринятых - имперские амбиции или великодержавный шовинизм. К сожалению, если у человека есть тяга к созданию империи, даже если он ее не создаст, то не мало жизней будет положено в фундамент изначально непрочного здания.
Германия уже имела свои мысли насчет Турции, но непрекращающиеся бойни заставляли ее посылать своих представителей, дабы образумить правительство турков. Анвяр-паша, лидер младотурков поразил всех, показав какой он дилетант в политических делах, и кроме завоевания мира он более ничего не видел. Турецкий Александр Македонский уже видел границы будущей Турции рядом с Китаем.
Началась массовая агитация, призывы к этническому возрождению. Что-то из серии арийской нации, только в главной роли с турками. Борьба за национальное возрождение началась с энтузиазмом, поэтам заказывали стихи о мощи и силе турецкого народа, в Константинополе убрали вывески фирм на европейских языках, даже на немецком. Греческая и армянская пресса наказывалась штрафами, потом вообще ее закрыли. Город хотели сделать неким священным место всех турков.
Первых расправа ждала армян, как самый беззащитный народ, потом очередь должна была дойти до евреев и греков. Потом при проигрыше войны Германией, изгнать всех немцев. Не забыли и об арабах, но подумав решили все-таки забыть, потом что хоть и были дилетанты в политике, но проанализировав, что арабский мир не позволит дерзкого обращения с собой и может положить конец зарождающей призрачной империи турков, решили арабов не трогать. Безусловно, религиозный вопрос тоже играл свою роль, Коран запрещает мусульманам войну друг с другом, войну брата против брата, тот кто ударит своего брата, будет вечно гореть в аду. Законы религии отменить не возможно, если поступиться религией и пренебречь, то все замыслы пойдут крахом, а особенно в мире мусульманском, где для многих существуют только законы писаные в Коране. Таким образом, оставив арабов в покое, решив раз и навсегда покончить с наличием в своей стране христианской религией, власти приняли решение о депортации армян. Арестовав 600 человек армянской интеллигенции в Константинополе и выслав всех из Анатолии, турецкое правительство лишило армянский народ лидеров.
21 апреля 1915 года уже был составлен план истребления армян, его получили как военные так и гражданские лица.