Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М". Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ФФН на тему: "Звуки М—Мь" Согласный звук м занятие в доу

Разделы: Работа с дошкольниками

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по городу Красивой речи, Кот в сапогах решил с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны, выполняйте задание только в том случае, если услышите слово “ пожалуйста”

  • Поднимите руки вверх, пожалуйста!
  • Опустите!
  • Опустите, пожалуйста!
  • Коснитесь рукой носа!
  • Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
  • Хлопайте в ладоши, пожалуйста!
  • Встаньте!
  • Встаньте, пожалуйста!
  • Маршируйте, пожалуйста!
  • Поставьте руки на пояс!
  • Садитесь, пожалуйста!

2. Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.

Всё кругом белым-бело
Много снегу намело
Как же дальше нам пройти?
Ты на снежинки посмотри
Две одинаковые найди.

3. Послушайте внимательно загадку, а из отгадки вы узнаете, какую сказку вы сегодня увидите в конце занятия.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Что, отгадали загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и медведь), (открывается картинка)

Молодцы, верно!

Определите первые звуки в словах “Маша”, “медведь” . (“м”, “мь”) .Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.

4. Артикуляционная гимнастика:

Губы:

Мы потянем губы к ушкам,
И получатся лягушки

Зубы:

Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.

Язык:

Язычок у нас
Станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра
Со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок,
И рот закроем на крючок

Щёки:

Будем щёки надувать
С воздухом играть.

5. Дифференциация звуков изолированно.

Давайте позовём звуки “м” и “мь”.

6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.

  • Звуки “м”, “мь” пришли ты попробуй их сравни.
  • Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
  • Зубы: разомкнуты.
  • “м” - спинка языка опущена.
  • “мь”- спинка языка поднята к нёбу.
  • Голосовые связки: работают.
  • Воздушная струя - выходит через нос.
  • Что мы можем сказать про эти звуки, какие это звуки?
  • Это звуки согласные (встречается преграда), звонкие (голосовые связки работают).
  • “м” - твёрдый (спинка языка опущена).
  • “мь” - мягкий (спинка языка поднята).

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
Зелёный квадрат подними,
А если услышь “м”,
Синий квадрат подними

М- МЬ-Н-М-МЬ

МА-МЯ-НИ-МИ-МЕ-НЕ-МУ-МИ

МАМА-МИР-НИНА-МУХА-МЕЛ-ПАР-МОХ

8. Дифференциация звуков в словах.

Звуки вы сейчас поймали,
Ну, а слоги не назвали.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА, МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно, смотри
МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ

Ребята Медведь с Машей спорят и не знают, какой слог подарить клоунам Тому и Тиму, помогите им, пожалуйста.

  • Слог МИ кому отдадим?
  • Слог МЫ?

(Прочитайте ещё раз эти слоги)

9. Физминутка с элементами фоноритмики (поём “АМ”, (тихо, громко)

10. Дифференциация звуков в словах

Д. игра “ Чудесный мешочек” с запиской

  • Ребята, распределите предметы между Машей и медведем. Маше отдайте предметы, в которых есть звук “М”, а медведю предметы в названии которых - звук “мь” слова со звуком “МЬ”

11. Звуковой анализ

  • Выкладываем слова из буквенного конструктора (мама, мир)

12. Показ русской – народной сказки “Маша и Медведь” (настольный театр)

13. Итог:

  • Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? (“м” и “мь”)
  • Чем отличаются эти звуки друг от друга? (“ м” -твёрдый согласный, “мь”- мягкий согласный)

14. Домашнее задание - рассказать сказку дома.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

А какие еще звуки вы уже знаете?

Какие они?

Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ИМ АМ УМ

Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка - лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Знакомство с буквой М "

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

«Семья»

Тема: Звуки [М], [МЬ] и буква М

Цель: Закрепить произношение звуков [М] и [МЬ]; познакомить детей с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу: формировать умение читать обратный слог; развивать фонематические восприятия и представления

Оборудование: символы звуков [М] и [МЬ],доски с магнитной ручкой. Предметные и сюжетные картинки по теме «Семья». Предметные картинки со звуками [М] и [МЬ]. Мяч.

  1. Организационный момент.
  2. Воспитатель: Дети, замените в слоге твёрдый звук [М] на мягкий звук [МЬ] и наоборот.

Ма – мя, мы – ми, мо – мё, мэ – ме, му - - мю и т.д.

2. Повторение.

Воспитатель: Дети, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии? Что вы о них можете сказать?.

Игра «Живые звуки».(На столах у детей символы гласных звуков и звука [М].)

Воспитатель: Маша, возьми звук [М] и иди к доске. Артём возьмет звук [А] и встанет рядом с Машей. Какой слог получился? Прочитаем его.

  1. Сообщение темы НОД. (Выставляется картинка «Дом»)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [М] и [МЬ].(Выставляется картинка «Дом»). Что это?:

Дети: Дом.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на дом. На двери дома написана буква М. Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы?.

Воспитатель: Давайте напишем букву М на настольных досках. (Дети пишут).

А теперь встаньте парами и возьмитесь за руки:

Взявшись за руки,

Мы встали.

И на М похожи стали.

  1. Звуко-буквенный анализ обратных слогов.

Логопед: Дверь откроем и войдём

В наш просторный, светлый дом.

Здесь нас встретят папа, мама

И конечно же малыш. (Выставляются картинки)

Мама кормит малыша и говорит ему: «Ам!»

Какой первый звук в слове? Обозначьте его буквой. Какой второй звук? Какой буквой его обозначить?. Прочитаем составленное слово. Читаем букву А и сразу же, не прерывая голоса, читаем букву М – АМ.

Воспитатель: Малыш поел кашки и хочет с вами поиграть в игру «Какой слог получится?» В слоге АМ вместо звука А, я скажу звук У. Какой слог получится?

Дети: Ум.

Воспитатель: Ум – это слог и слово. Объясните малышу, что такое УМ? (Дети объясняют). Аналогично дети составляют и читают слоги: ОМ, ИМ, ЫМ).

  1. Игра «Назови слово».

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками [М] и [МЬ].

Дети: Маша, Миша, Максим, Дима, Марина.

Воспитатель: Малыша назовём Дима. Дима ещё только учится говорить, и пропускает в словах звуки. Помогите ему произнести слова правильно.

(Предметные картинки выставляются после того, как дети правильно назовут слова). –алина, -уха, -едведь, ды-, -аяк, пу-а, -ука, -ашина.

  1. Развитие фонематических представлений

Воспитатель: Вся семья собирается в отпуск, к морю. На чём они поедут? Назовите транспорт со звуком [М].

Дети: На машине.

Логопед: Полетят на …

Дети: На самолёте.

Воспитатель: Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [М] и [МЬ].

Дети: Майка, пижама, костюм и т.д.

  1. Физминутка.

Мы топаем ногами – топ-топ-топ,

Мы хлопаем руками – хлоп-хлоп-хлоп.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И бегаем кругом..

  1. Закрепление умения читать обратный слог.

Воспитатель:

Ромашка в поле растёт,

Жёлтый глазок, белый лепесток.

Лепесток скорей срываем,

Слоги вместе прочитаем.

(Дети отрывают лепесток и читают слоги: АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ).

  1. «Доскажите словечко»

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей … (мамы)

Мама для нас приготовила чай с мёдом.

Воспитатель: Давайте произнесём чистоговорку, изменяя силу и тембр голоса

Мама, мама, мёду нам.

10. Посчитаем сколько букв в чистоговорке. (Чистоговорка написана на доске)


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНУРГА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 539

______________________________________________________________________

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539

620085, г. Екатеринбург, ул. Ферганская, 20б, тел./факс 297-09-90, е- mail : 539 .tvoy sadik .ru

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности с использованием девайса по обучению грамоты

в старшей логопедической группе

Тема: « Звук и буква М »

учитель-логопед

Екатеринбург 2016

Предмет (вид деятельности): НОД, познавательная, коммуникативная.

Возраст : 5-6 лет.

Тема: «Звук и буква М».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком [м];

Учить характеризовать звуки с опорой на различные виды контроля;

Коррекционно-развивающие:

Развитие тонкой моторики;

Совершенствовать умение работать с девайсом ;

Развитие зрительного внимания, фонематического слух а и восприятия;

Развитие умения согласовывать речь с движениями;

Дать понятие о согласном звуке, звонком;

Развитие умения проводить звуковой анализ слогов ;

Формировать графические навыки.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать положительную установку на участие в занятии;

Воспитывать умение слушать, взаимодействовать друг с другом;

Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: программа «Друзья Кронтика учатся читать», «Учимся писать буквы», изображение буквы, карандаши, картинки с изображением горы и обезьяны, девайс, аудиозапись «Звуки природы».

Ход НОД

1. Организационный момент

Звучит аудиозапись. Дети прослушивают аудиозапись «Звуки природы».

2. Вхождение в тему

Ребята, вам интересно, что я вам сегодня приготовила? Ответы детей.

Послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы будем с вами говорить.

Логопед загадывает детям загадку.

Для меня цветут луга,

Для меня сметут стога,

Чтоб и в зной, и в январе

С молочком быть детворе. ( Корова )

3. Беседа

О ком эта загадка? (О корове.) А какая наша знакомая коровка любит гулять на лугу? (Мумука ) Что же она делала на лугу? (Слушала звуки .) Хотите узнать, что еще Мумука услышала на лугу? Тогда давайте сядем за столы и узнаем продолжение истории. (Дети садятся за столы)

4. Чтение текста по девайсу

Логопед предлагает детям открыть и включить девайсы. Рассмотрите иллюстрацию и послушайте, что я вам прочитаю.

Чтение логопедом сюжета интриги (дети рассматривают иллюстрацию).

Однажды мама сказала Маленькой Корове:

Мумука, детка, так больше нельзя! Ты же не волк! Тебе надо выучить другой важный звук. Всего один!

С него начинается твое имя Мумука.

С него начитается слово МАМА.

С этого звука начинаются главные коровьи слова. Это звук М.

Маленькая Корова попробовала, и у нее получился этот очень важный звук. Хотите, чтобы и у вас получился этот звук?

5. Знакомство со звуком

Тогда давайте споём все вместе Мумукины песенки:

МУ-МУ-МУ МА-МА-МА

МО-МО-МО МЫ-МЫ-МЫ

А теперь произнесите первую строчку песенки: МУ - МУ - МУ.

Какой звук вы услышали в начале песенки? (звук [М])

Логопед просит ребят произнести звук М (М… М… М…).

Давайте определим, какой это звук. (Звук М - согласный, твердый, звонкий.)

6. Закрепление звука

Логопед предлагает детям рассмотреть следующую иллюстрацию и добавить в нее движение и звук.

Это место на картинке спрятано. Поэтому осторожно пальцем или стилусом потрогайте изображения героев: их головы, ножки и туловище. Обязательно что-нибудь произойдет!

Попробуйте и вы несколько раз произнести этот звук. Сначала немножко его потяните, а потом произнесите коротко и отрывисто. (Дети произносят звук по очереди.)

7. Динамическая пауза

«Произнеси и покажи»

Давайте поиграем. Я буду произносить фразы, а вы их внимательно слушать, затем точно повторять за мной, выделяя тот же звук, что и я, и показывать то, что произнесли.

МА-МА-МА - буду строить я дома (дети изображают, как строят дом).

МА-МА-МА - я поймал сома (дети изображают, как ловят сома).

МО-МО-МО - лук помой (дети изображают, как моют лук).

МО-МО-МО - едим эскимо (дети изображают, как едят эскимо).

МО-МО-МО - мы идем в кино (дети шагают на месте).

Какой звук мы сейчас проговаривали чисто и чётко во всех фразах? (звук [М])

8. Знакомство с буквой

Посмотрите, какой буквой записывают этот звук.

Это галочка между двумя палочками, - сказал Кронтик. А вы согласитесь с Кронтиком?

Из каких частей состоит буква? Найдите и покажите эти части стилусом. (Пособие Кронтик учится писать буквы.)

Кронтик сказал, что буква М напоминает ему качель. Может быть, он прав? А вам, что напоминает буква М?

9. «На что похожа буква»

Детям предлагается на картинках с изображением горы и обезьяны раскрасить ту часть, которая больше всего похожа на букву М.

10. Письмо буквы

Логопед просит детей открыть букву на цветном экране.

Посмотрите, как она пишется. Ребята, для чего стрелочки вокруг буквы обозначены цифрами? (Ответы детей развернутыми предложениями.)

Обведите букву стилусом по стрелочкам.

11. Итог занятия

Ребята, вам понравилось занятие? (Логопед побуждает детей к речевой активности) А что вам сегодня запомнилось больше всего? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?

Приложение

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.