Славянские племена времен становления руси. Славянские племена на руси
Племена древней Руси Племена Центральной и Юго западной Руси: поляне, древляне, дреговичи, полочане, кривичи,словене (новгородские) , северяне., радимичи, вятичи, хорваты, дулебы уличи и тиверцы. Поляне, древляне и северяне жили либо в районе Киева, либо близко к нему Прокопий, историк шестого века, дает названия двух главных групп: склавене и анты. Однако, каждая из них, вероятно, состояла из ряда более мелких групп, и сам Прокопий говорит в одном случае о «неисчислимых племенах антов» . Иордан, которому известны и склавене, и анты (как и венеты на севере), тоже утверждает, что названия племен варьируются в разных кланах и местностях. К сожалению, ни он, ни Прокопий не взяли на себя труда дать хотя бы пробный перечень этих меньших племен и кланов. Согласно хронике Феофана Исповедника, когда булгары начали наступление во Фракию в конце седьмого века, сначала они завоевали северян (Σεβερειζ) и семь кланов (επταγενεαι) К югу от балканских северян и семи кланов в Родопских горах находились места поселения племени дреговичей. Одним из участников церковного Собора в Константинополе в 879 г. был епископ Петр из дреговичей (Δρυνγβιταζ) . Поляне и смоляне (Σμολαινοι или Σμολεανοι) упоминается среди македонских племен десятого века Известно, что племена полян, кривичей и древлян заселяли Пелопоннес Балканские и племена Руси представляют собой разные ветви одних и тех же первоначальных племен. Некоторые из них, должно быть, принадлежали к склавенской группе, другие к антам. Во времена Прокопия как склавене, так и анты занимали обширные районы к северу от нижнего Дуная. Позднее часть из них двинулась на юг, во Фракию и Македонию. В результате последующих событий, особенно вторжения аваров, антское объединение на нижнем Дунае было расколото; та часть каждого племени или группы племен, что отправилась на юг, оказалась подчиненной либо Византии, либо булгарам, другие же, отправившиеся на север, со временем стали членами киевской Руси Какие племена принадлежали к склавенской группе, а какие – к антской.? Из балканских племен как северяне, так и семь кланов относились к антской группе. Свидетельством тому является их географическое положение в северо восточной части Фракии, поскольку известно, что в шестом и седьмом веках анты занимали восточную часть нижнедунайской территории, а склавене – западную. Более того, само название «северяне» указывает на азовско северокавказские связи этого племени, будучи иной формой названия «сабеиры», или «савиры», принадлежавшего булгаро гуннскому народу на Северном Кавказе Если балканские северяне были антами ими должны быть и северяне Руси, и если семь кланов следует идентифицировать с радимичами и вятичами, это значит, что племена Руси, носящие такие же названия, тоже принадлежали к антской группе. Полян – как балканских, так и Руси – следует тоже рассматривать как антское племя. В данном случае, само их название, видимо, является переводом названия антов, которое первоначально означало «степной народ» , то же самое, что и название «поляне» . С другой стороны, такие племена как древляне, дреговичи, кривичи и смоляне были скорее склавенами, а не антами, поскольку на Руси эти племена образовали северо западную группу, северное «острие» которой даже сохранило подлинное название склавен (новгородские словене). Сфера распространения и образ жизни племен Руси восьмого и девятого веков. К сожалению, свидетельства письменных источников на эту тему, как и на многие другие, очень скудны. Больше сведений можно получить из археологических данных, однако относительно нашего периода их не так много, значительная часть системно исследованных курганов и городищ относятся к более позднему времени – с десятого по тринадцатый век Для удобства рассматрим происхождение племен Руси, группируя их по географическим областям следующим образом: а) Юго западная область; б) Юго восточная область; в) Запад; г) Лесной район Припяти; д) Север. А) Юго западная область. Это области правобережной Украины (без Волыни и Галиции) и Бессарабии, то есть территорию от Прута на западе до нижнего Днепра (ниже Киева) на востоке. Это родина западной группы антов в шестом веке. К концу восьмого века мадьяры проникли в район нижнего Буга. Даже после этого отдельные поселения антов, возможно, остались на своих землях, но вообще граница между территорией, контролировавшейся мадьярами, и землями антов проходила по линии от Тирасполя на нижнем Днестре к устью Роси на Днепре. Мадьяры в девятом веке жили к востоку от этой линии В девятом и десятом веках в юго западной области, о которой сейчас идет речь, проживали следующие племена: поляне, уличи и тиверцы. Поляне к этому времени занимали большую часть Киевской области, тиверцы – южную часть Бессарабии, а уличи – северную Бессарабию и южную часть Подольской области. Само название, тиверцы, возможно, происходит от названия крепости Тура (Tvra, Turris), в которой император Юстиниан I разместил одно из антских племен, видимо, предков тиверцев Название Тура, конечно, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас (Τυραζ), который упоминается Геродотом. Греческая буква (ипсилон), очевидно, использовалась, чтобы передавать звук, чуждый греческому языку. Первоначальное название происходит от иранского корня (tur или tvr) . Следовательно, тиверцы (или турцы) были днестровским племенем. Что касается уличей, в разных летописях их имя читается по разному (уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане). Некоторые исследователи предпочитают форму «угличи», которую они выводят из слова «угол» и предполагают в соответствии с этим, что родина «угличей» находилась в южной части Бессарабии, известной как «Угол» (Ογγλοζ) между Прутом и нижним Дунаем. На первый взгляд, такое объяснение представляется правдоподобным, но против него есть несколько соображений. В первую очередь, в так называемой «Никоновской летописи» упоминается город уличей, Пересечень. Этот город, должно быть, располагался не в южной части Бессарабии, а в ее центре, к северу от Кишинева. Более того, «Никоновская летопись» говорит также, что изначально уличи жили в районе нижнего Днепра, а к западу от Днестра они двинулись позднее «Никоновская летопись» однако, является поздней компиляцией (шестнадцатый век). Но вот еще одна причина, чтобы не помещать уличей в бессарабский «Угол»: он с шестого века был занят тиверцами. Таким образом выясняется, что форма «угличи» не имеет достаточных оснований, а форма «улучи» или «уличи» оказывается предпочтительней. Название «улучи», возможно, происходит от слова " лука" . В этой связи мы можем вспомнить излучину черноморского побережья между устьями Днепра и Днестра. Именно сюда Иордан помещает антов. «Antesvero...qua Ponticum mare curvatur, a Danastro extenduntur ad Danaprum» . Улучи анты во второй половине шестого века подвергались набегам кутригуров и аваров и, вероятно, были оттеснены в глубь материка, потеряв на какое то время выходы к морю, но позднее, в седьмом и восьмом веках, они, должно быть, вновь появились на черноморском побережье. К концу восьмого века территорию нижнего Буга заняли мадьяры, которые веком позже, в свою очередь, вынуждены были двинуться на запад, чтобы дать место печенегам, теснящим их с востока. Поляне в то время, когда составлялась первая летопись, населяли район Киева. В седьмом и восьмом веках, однако, место их обитания было, вероятно, на юге. Поскольку территория нижнего Буга в то время занималась улучами, мы можем определить место жительства полян в районе Ингула. Вероятно, они также контролировали устье Днепра. Даже в десятом и одиннадцатой веках Олешье в устье Днепра служило киевским (т.е. полянским) купцам перевалочным пунктом на их пути в Константинополь. С приходом мадьяр – в конце восьмого века – поляне отступили на север, в район Киева, который до этого, по всей видимости, был занят древлянами. Племенное имя полян (как и древлян), возможно, дано им, или принято ими как указание на природу страны, в которой они жили изначально. Название «поляне» означает «полевой (степной) народ». Мы можем вспомнить в связи с этим некоторые другие племенные имена сходного происхождения: езериты («озерный народ»), поморане («прибрежный народ»), доляне («долинный народ») . С другой стороны, названия «полянин» и «древлянин» могут иметь отношение к предыдущим политическим связям каждого из этих двух племен, соответственно. Одно из готских племен называлось гревтунги, что точно соответствует названию «поляне»; название другого готского племени, тервинги, имеет то же значение, что и «древляне». Во времена готского владычества – в третьем и четвертом веках – предки полян были подчинены гревтунгам, а древлян – тервингам. Археологические свидетельства: Древности как уличей, так и тиверцев исследованы недостаточно. Район их первоначального поселения позднее «наводнялся» различными кочевыми племенами, главным образом тюркского происхождения, поэтому следов двух этих антских племен могло остаться немного и еще меньше обнаружено фактически. Автор первой летописи говорит, что в его время (одиннадцатый век) некоторые города уличей и тиверцев все еще существовали (суть грады их до сегодня) . Ряд курганов, облицованных камнем, были раскопаны в южной части Подолии, они предположительно определяются как уличские. В этих курганах были обнаружены сосуды с останками, сожженные кости, вот почти и все. Больше материалов дали различные городища Киевской области на север которой поляне переместились позднее, но на юге области поселения полян, видимо, существовали в ранний период. Некоторые из этих городищ, такие как Пастер и Матронино в Черкасском районе, существовали с глубокой древности, и находки здесь иллюстрируют, главным образом, ранний этап культуры – стадию захоронения в урнах В городище Пастер были обнаружены при раскопках украшения – подвески, стилизованные изображения лошадей и т.д., – которые можно отнести к периоду пятого шестого веков, но с ними имеют сходство другие предметы более поздних периодов, даже одиннадцатого века В некоторых других городищах Киевской области, таких как, в частности, Княжья Гора в устье реки Рось, ранняя (пятого шестого веков) и поздняя (десятого и одиннадцатого веков) стадии культурного развития в равной мере представлены лучше, чем промежуточный период – девятого и десятого веков. Однако, поскольку между ранними и поздними находками обнаруживается сходство, как в стиле, так и в составе вещей, можно получить отчасти и представление о промежуточном периоде. Среди предметов, обнаруженных в этих городищах, стоит указать железные орудия и принадлежности, такие как ножи, топоры, гвозди, серпы, замки, обручи Ясно, что производство изделий из железа находилось у полян на высоком уровне Следует добавить, что они были известны своим искусством ковки оружия, особенно мечей. Первая летопись содержит характерный рассказ об ответе полян хазарам, когда последние собирались потребовать с них дань. Поляне предложили заплатить мечами Можем предположить, что культурный уровень полян был сравнительно высок даже в восьмом и девятом веках, хотя накопление богатств, драгоценностей и произведений искусства еще не достигло таких размеров, как это будет позднее, в десятом и одиннадцатом веках. Б) Юго восточная область. Это территории к югу от реки Угры и ее продолжения, реки Оки. На западе эта территория ограничена грубо говоря, течением Днепра вниз от Могилева; на востоке – течением Дона; на юге – Черным морем. Мы включаем также в эту территорию Азовский регион и дельту Кубани. Во время составления первой летописи, т. е. в одиннадцатом веке, вся юго восточная часть той территории, которую мы рассматриваем, контролировалась куманами, и только в устье Кубани Тмутараканский «остров» оставался в руках Руси В ранний период ситуация была иной, и мы имеем достаточно свидетельств для утверждения того, что в восьмом веке на нижнем Дону и в Приазовье были поселения.асов Первая летопись содержит названия трех юго восточных племен, а именно: севере, или северяне, радимичи и вятичи. В одиннадцатом веке северяне заселяли бассейны следующих восточных притоков среднего Днепра: Псёл, Суда и Десна с ее притоком Сеймом; это соответствует территориям Черниговской, Курской и северо западной части Полтавской областей. Радимичи населяли бассейн реки Сож, то есть левобережную часть Могилевской области. Вятичи контролировали южную часть бассейна Оки и район верхнего Дона, охватывая территорию Орловской, Калужской, Тульской и Рязанской областей. Мы можем с уверенностью сказать, что в более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских и куманских набегов. Можно предположить, что в первой половине девятого река северяне занимали весь бассейн Донца, а радимичи – Десны. Когда северяне были оттеснены на северо запад от бассейна Донца печенегами, они, в свою очередь, вытеснили радимичей к северу от Десны в район Сожа. Что касается вятичей, мы можем предположить, что первоначально их поселения находились на Дону, по крайней мере, доходя на юге до Богучара. Данные археологии: Древности северян, радимичей и вятичей в границах соответствующих территорий, которые они населяли в одиннадцатом веке, были достаточно тщательно исследованы. С другой стороны, древности на территории Донца и Дона не были систематически изучены, что же касается нижнего Дона и Приазовья, то даже возможность существования там предметов старины отрицается некоторыми учеными. Согласно материалам, обнаруженным в курганах северян десятого и одиннадцатого веков наиболее распространенным погребальным обрядом у них была кремация Однако, также известны курганы с погребенными останками. . Некоторые курганы северян небогаты погребальным инвентарем. В них обнаружено небольшое количество серег, инкрустированных серебром и стеклом, пряжек и бус. Другая группа курганов значительно богаче. Среди находок в типичных курганах другого типа обнаружены височные кольца, сделанные из спирально скрученной проволоки, медные и железные крученые ожерелья, подвески к ожерельям – круглые и в форме полумесяца, браслеты, кольца, декоративные пластины для головных уборов в форме нимба. В некоторых северянских курганах, как и в городищах, было обнаружено оружие. В гочевском кургане Курской области был найден меч полянского типа. Ввиду различия двух типов северянских захоронений было сделано предположение, что эти две группы представляют захоронения людей разного социального положения: знати и простых людей. Возможно также, что различие это не экономического, а племенного характера. Исследование древностей радимичей и вятичей приводит к выводу, что, несмотря на некоторые частные различия, эти две группы имели много общего Семилепестковая подвеска характерна для древностей как радимичей, так и вятичей, хотя форма лепестка у этих племен разная. Мы повторяем, что либо одно из них, либо оба племени связаны с семью кланами (επταγενεαι) во Фракии. Подвеска была, видимо, эмблемой племени, символизирующей союз семи кланов в каждом случае, но и сами два племени были также тесно связаны. Согласно «Повести временных лет», племена эти были потомками двух братьев – Радима и Вятока (Вятко) . Мы считаем, что эти два брата были поляками (лях), или жили среди поляков (в ляхах). Комментируя это утверждение и принимая в расчет возможность миграции отдельных западных племен на восток вслед за падением Аварского каганата, А.А. Шахматов выстроил гипотезу о польском происхождении радимичей и вятичей Эта гипотеза не может быть поддержана, поскольку она явно противоречит существующим археологическим свидетельствам. . Вполне возможно, что легенда о польском происхождении радимичей и вятичей была пущена в ход в то время, когда Киев был захвачен польским королем Болеславом I (1018 г.) Возможно также, что текст легенды, как он читается в «Повести временных лет», является искаженным. Согласно тексту, «было два брата среди поляков» (бяста два брата в лясех). Нельзя ли предположить, что в оригинальном тексте читалось «среди азов» (в язех) вместо «среди поляков» (в ляхах)? Во всяком случае, больше оснований к тому, что радимичи и вятичи происходят от асов, нежели от поляков. В вятичских и радимичских курганах десятого и одиннадцатого веков погребение, как похоронный обряд, преобладает над кремацией. Кремация очень редко встречается у радимичей, еще реже – у вятичей. По видимому, погребение было древним обычаем обеих племен. Теперь мы знаем, что этот обычай был также распространен у аланов (асов) . Более того, сами имена двух мифических братьев, Радима и Вятока, возможно, имеют осетинское происхождение. Что касается имени «Радим», мы можем привести осетинское слово rad («порядок», «линия»), а «Вяток» – осетинское jaetaeg («вождь») Обычно вятичские курганы невысоки – от 0,7 до 1,4 метра в высоту. Костяки расположены головой на север или северо запад. Вероятно, мыслилось сориентировать голову погребенного в направлении заката, а изменение связано с временем года. Состав предметов в захоронениях довольно однообразен в большинстве курганов. Вот типичные предметы: семилепестковые височные подвески, бусы, крученые ожерелья, браслеты и кованые кольца и кресты, сделанные в ажурной технике. Кресты, видимо, были просто украшениями, и обнаружение их совсем не обязательно является свидетельством в пользу христианства. В радимичских курганах1200 тело располагалось на специальном ложе из золы и земли возвышавшемся на 0,5 м над уровнем почвы. Затем над похоронным ложем возводился сферический могильный холм. Тело всегда клали головой на запад. Для погребального убранства типичными являются семилепестковые височные подвески, кованые ожерелья и подвески к ожерельям. В) Западные земли Западная Волынь и Галиция. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов) . Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись племенем, находившимся под контролем аланского клана. Другими словами,хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию. Что касается дулебов, то их история тесно смыкалась с историей хорват. Мы знаем, что во второй половине шестого века авары завоевали дулебов и вынудили часть из них мигрировать в Моравию. В основном же племя, однако, осталось в Волыни, переместившись немного на север вниз по Западному Бугу. Возможно, именно после этого они стали известны как бужане. Название дулебы – древнее. В перечне племен из "Повести временных лет, есть замечание, определяющее местонахождение дулебов: страна дулебов там, «где ныне волыняне». Согласно Барсову, это замечание в «Повести временных лет» является вставкой более позднего переписчика, скорее всего, составителя краткого свода летописей в четырнадцатом веке Предположение Барсова вполне приемлемо. А если так, то название волыняне вошло в употребление в сравнительно поздний период Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над другими. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями. Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также отдельные случаи кремации. Г) Лесной район Припяти К северу от Припяти жили дреговичи, к югу – древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны. Хотя само название «древляне» обозначает «древесный (лесной) народ», оно, видимо, скорее имеет отношение к политическим условиям, чем к природной среде, то есть оно, скорее всего, указывает на то, что они находились раньше в подчинении у готского племени тервингов. В любом случае, захоронения, подобные древлянским, были обнаружены при раскопках возле Киева. Возможно также, что не позднее конца восьмого века часть древлян обосновалась к востоку от Днепра, откуда позднее они были вытеснены на запад, по ту сторону реки, племенами радимичей и северян. Только древности, обнаруженные на территории, занятой древлянами в десятом веке, могут быть надежно определены как древлянские. Были произведены раскопки более чем семи тысяч древлянских могильных холмов Они относятся к периоду с девятого по тринадцатый век. Преобладающим типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные ведра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь. В целом уровень материальной культуры древлян девятого и десятого веков ниже, чем у полян. Была ли ситуация такой же в седьмом и восьмом веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать. Древляне описаны в «Повести временных лет» как гордый и воинственный народ, несмотря на то, что ко времени составления этой летописи они были вытеснены в болотистую глушь. Что касается дреговичей, они тоже погребали своих усопших. Состав вещей в захоронениях не впечатляет. Наряду с другими предметами были обнаружены филигранные бусы и височные подвески с частично совпадающими концами, которые согласно Готье, ближе к стилю украшений кривичей, чем радимичей; и это несмотря на тот факт, что последние жили прямо по ту сторону Днепра от дреговичей. . Д) Север В северных и северо западных землях было два главных племени: кривичи и словене. Кривичи заселяли верховья Днепра, Западную Двину и Волгу, контролируя таким образом важное пересечение речных путей. Судя по археологическим свидетельствам, кривичи имели много общего со словенами. Для тех и других типична была кремация усопших. Лишь в одиннадцатом веке, под влиянием христианских ритуалов, погребение распространилось среди кривичей. Словенские курганы обычно высокие, выше десяти метров. Жители Новгородской и Псковской земель, как правило, называли курганы подобного типа сопками. Наиболее ранние сопки относятся к седьмому веку, и в одной из них была обнаружена сасанидская монета, датированная 617 г. н.э. . Однако, большинство сопок относятся к восьмому и девятому векам. Состав предметов, найденных в них при раскопках, небогат. Керамика и обгорелые кости животных и людей составляют находки. В районе Смоленска – на территории распространения кривичей – большинство могильных холмов ниже и меньше по размерам, чем словенские курганы. Наиболее важным местом сосредоточения кривичских курганов является Гнездово. Большинство гнездовских курганов может быть датировано десятым веком, но часть из них относится к более раннему периоду. Содержимое гнездовских курганов значительно богаче словенских сопок. Даже в ранних курганах было обнаружены украшения, такие как железные и медные крученые ожерелья, медные фибулы, подвески в форме креста и полумесяца, металлические статуэтки птиц и т. д. Имело место незначительныя переселения представителей знати из ряда южных племен, таких как улучи, поляне, северяне, радимичи и вятичи, с юга на север за своими сюзеренами, что нельзя назвать миграцией. Ранние захоронения словенского типа были обнаружены около Бежецка и на берегах реки Сити. Общий обзор образа жизни и цивилизации древних племен Руси. Что касается экономической жизни, племена восьмого и девятого веков были хорошо знакомы с земледелием, которое в большинстве случаев составляло основу их экономической деятельности. В степных районах разведение лошадей и скота представляло собой еще одну важнейшую отрасль экономики, в то время как в северных лесах особой значимостью, видимо, обладали охота и пчеловодство. Что касается материальной культуры, то русские племена находились на стадии железного века. Многие предметы домашнего обихода и сельскохозяйственные орудия, такие как, к примеру, серпы, были сделаны из железа. Железное оружие, подобное мечам, выковывалось. Бронза и серебро использовались для изготовления украшений. Находки веретен свидетельствуют о знакомстве с ткачеством, в то время как фрагменты шерстяной ткани указывают на развитие производства сукна. Практикование двух разных способов захоронения – с помощью погребения и кремации – отражает существование двух различных тенденций в религиозных верованиях. Кремация усопших была старой традицией по крайней мере тех племен, у которых существовало почитание Перуна, бога грома и молнии. Мы видели, что в восьмом и девятом веках обряд кремации доминировал у кривичей и словен. Что касается полян и северян, мы имеем свидетельства кремации, относящиеся к десятому веку, и нельзя быть уверенными, что такая же практика существовала у них и в более ранний период. В погребальных обрядах всех других племен – радимичей, вятичей, дулебов, древлян и дреговичей – обычай погребения представляется преобладающим. То же самое, вероятно, относится и к хорватам. Нам следует вспомнить в связи с этим, что погребение было типичным для северо кавказской культурной сферы, в частности, – для аланов. Поскольку анты были, по нашему мнению, тесно связаны с аланами, распространение этой формы похорон среди таких антских племен, как радимичи, вятичи, северяне и дулебы, можно приписать аланскому происхождению правящих кланов этих племен. Древляне и дреговичи, видимо, переняли этот ритуал у своих соседей, дулебов. Различие похоронного ритуала у племен Руси, несомненно, является свидетельством двойственности их религиозных верований. Религия антских племен явно находилась под влиянием иранского вероучения и мифологии. Поклонение Сенмурву, вероятно, продолжалось еще в хазарский и ранний варяжский периоды, и керамическая плитка, обнаруженная в Гнездове и относящаяся к восьмому или девятому векам, характерна в этом отношении. В «Повести временных лет» Сенмурв упоминается под именем Симаргла, которое близко к «Симургу», – так персидский поэт Фирдоуси называет мистическую птицу в своей поэме «Шах Намэ» После политического объединения племен Руси под властью киевских князей религиозные верования различных племен были синкретизированы, и во второй половине десятого века, до обращения Владимира в христианство, киевский пантеон включал в себя как Перуна, так и иранского Симурга Относительно социального расслоения племен Руси восьмого и девятого веков археологические свидетельства указывают на разделение между богатыми высшими классами и простыми людьми, во всяком случае, среди полян, северян и кривичей. Знать и купцы таких больших городов, как Киев и Смоленск, накопили значительное богатство. Находки большого количества кладов с восточными монетами, обнаруженных в разных губерниях, указывают на широкий круг внешнеторговых отношений. Оставляя в стороне клады, относящиеся к более позднему времени, и принимая в расчет только те, которые содержат восточные монеты восьмого и девятого веков, следует сказать, что большинство этих кладов было обнаружено на землях северян, радимичей и вятичей; хотя немало подобных кладов находилось и в землях кривичей и словен, . Что касается киевских земель, в период до десятого века здесь было найдено немного, и лишь один клад был обнаружен при раскопках на территории нижнего Дона Что касается роста, то словене, поляне и часть северян были выше, чем представители других племен. Древляне и радимичи были среднего роста (выше 165 см); кривичи были самыми низкорослыми (около 157 см). С точки зрения краниометрии, поляне были суббрахицефалами; северяне, западные кривичи, древляне – субдолихоцефалами; восточные кривичи – долихоцефалами. Что касается ширины лба, то у северян, полян, древлян и кривичей лбы были достаточно широкими, У полян были широкие затылки, это приложимо также к северянам, древлянам и кривичам; У древлян и кривичей были крупные лица, в северян и полян – значительно меньше.
Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и "люди с песьми головами". С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.
1. Северяне, живущие на юге
Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени по мнению Льва Гумилева связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия Сибирь.
Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.
Северяне были представителями средиземноморского типа людей: они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.
2. Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?
Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.
Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».
Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем ven-t (влажный), или с праславянском vęt (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.
По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.
Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.
3. Кривичи – хорваты или «ляхи»?
Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей.
Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.
Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.
В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.
4. Словене-вандалы
Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.
От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Еропе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.
Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.
5. Русы. Народ без территории
Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. При всем при том, что именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.
Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 года), где сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».
Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позже славян.
Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и в качестве названия отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. Например, норвежский исследователь Тур Хейердал считал, что варяги сами являются потомками славян.
Русь - это государство, которое впервые образовалось при объединении древних, славянских племен под властью князя из рода Рюриковичей. Земли этих племен стали называть русскими.
«Откуда есть пошла русская земля?»
«Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в 12 веке о тех событиях, а также археологические изыскания говорят о том, что славянские племена - исконные жители Европы. « И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех мест, на которых сели». А «разошлись» они так:
Поляне - по западному берегу Днепра.
Древляне - по реке Припяти.
Дреговичи - между реками Припятью и Березиной.
Кривичи - в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины.
Ильменские славяне (самое северное племя) - на озере Ильмень, по реке Волхов.
Вятичи (самое восточное племя) - по Оке.
Накладывая эти поселения на современную карту, можно представить географию славянских земель. Это Русь .
Славянские общины
Племена, общины вели хозяйственный образ жизни, а именно, занимались пашенным земледелием и разводили скот. Живя в лесах и на берегах рек, они охотились, ловили рыбу, собирали дикий мед. Позже развиваются и традиционные ремесла, но разделения на ремесленников и земледельцев пока еще нет. Каждый славянин умеет все.
Приблизительно с 6 века возникают племенные укрепленные поселения - города. Там, где жили поляне - Киев, у ильменских славян - Новгород, у кривичей - Смоленск. В 9-10 веках их число достигает порядка 25, а в 12 веке - более 300. Древняя Русь - это страна городов.
По поводу происхождения слова «Русь» ученые продолжают спорить. Сторонники норманнской теории не могут остановиться на одной версии: одни считают, что финское название шведов «рутси» и есть основа; другие отыскали на карте место Рослаген и, называя его родиной первого князя Рюрика, ищут в нем происхождение слова; допускают также, что однокоренным является шведское существительное "гребец" (рус). Славянские же предания связывают великую Русь с рекой Росью, что протекает по Украине. Есть еще варианты, их множество, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
Образование древнерусского государства. 862 год
История Руси начинается с того, что, освободившись от викингов, собирающих дань на славянских землях, племена затеяли междоусобную войну за власть. «Род встал на род». Устав от распрей, вожди сошлись на решении пригласить к себе правителя извне. Обидного в этом ничего не было, так поступали многие народы. Чужеземец, не связанный с местными племенами, будет беспристрастным судьей.
Приглашенные князья рода Рюриковичей пришли на Русь втроем. Старший брат Рюрик сел княжить в Новгороде, средний - на Белоозере, а младший - в Изборске. Но предварительно с ними был заключен договор, по которому они обязались судить по местным обычаям, а общество должно было содержать их и дружину. Варяги быстро «ославянились», уже внука Рюрика звали Святославом. «И от тех варяг прозвалась Русская земля», - написал летописец Нестор.После скорой смерти младших братьев все земли перешли под власть Рюрика. Почувствовав сильную руку князя, племенные распри утихли, появилась единая власть на Руси. Это первый шаг по пути русской государственности.
Киевская Русь. 882 год
В истории Руси варяжский князь Рюрик является основоположником династии русских князей. Это нормально, ведь правители всех стран и времен считали за честь иметь родство со знатными иностранными предками.
Когда Рюрик умер, его преемник с войском появился на Днепре. Сын Рюрика был еще мал, и правление взял его родственник Олег. В 882 году он завоевал Киев и провозгласил его «матерью городов русских». Объединив под одной властью Новгород и Киев, Олег упрочил положение государства, которое стало называться Киевской Русью .
Его наследником стал Игорь, подросший сын Рюрика, который тоже мечом и копьем увеличивал границы Киевской Руси, успешно отражал набеги печенегов, ходил воевать, как и Олег, в Византию. Погиб он от рук древлян в 945 году, когда приехал с дружиной собирать подать, показавшуюся тем чрезмерной.Его супруга Ольга, отомстив за смерть мужа, стала сама править государством. Она мудро держала власть над Киевом и всей Русью. Кроме того, решила вопросы по взиманию дани, упорядочив размер податей и срок их выплат.
Княгиня Ольга была первым русским человеком, принявшим христианское учение. Крещение произошло в 957 году в Константинополе. Наследником княжеского престола после Ольги стал их с князем Игорем сын Святослав.
Древняя Русь - это многослойное общество
Древнерусские летописи говорят о том, что на Руси уже было деление общества на «знать» и «людей». Наверху власти были князья и приближенные к ним бояре, дружинники, служители церкви. Образовывались феодальные владения, где работали свободные крестьяне. Но были на Руси и несвободные люди: челядь и холопы. Первые - это военнопленные и их потомки, а холопы - славяне, попавшие в рабство к соплеменникам.
Правил государством Великий князь, живший в Киеве. А власть передавалась его родственникам: сыну, брату, племяннику. В городах его представителями были посадники и волостники. В конце 10 века появилось управление наделов удельными князьями, сыновьями Великого князя.Были и такие органы управления, как дума, состоящая из знати и духовенства, а также вече - народное собрание. Основу армии составляла княжеская дружина, а на войну собирали людей, которые назывались вои.
Экономической основой Киевской Руси было земледелие, но развивались и ремесла. Города становились торгово-ремесленными центрами, где возводились сначала культовые места языческих богов, а после крещения Руси - православные храмы. Как могла не процветать торговля, если путь «из варяг в греки» шел через русские земли?
Культурные традиции
Культура Руси подвергалась влиянию наследия древних славян, а после крещения, и Византии. Образцы прикладного искусства, песни, былины, народные сказки - это славянские корни. От Византии Русь брала традиции в архитектуре, литературе, живописи.
Письменность в Киевской Руси стала распространяться после принятия христианства. Мы до сих пор пользуемся алфавитом, созданным греческими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Древнерусские книги украшались миниатюрами и дорогими окладами.
При монастырях были организованы школы, там учились люди всех сословий, без ограничений. Горожане почти все владели грамотой, что подтверждают многочисленные берестяные записи. Живопись представлена иконописью, фресками, мозаикой, а музыка - церковным пением.Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:
Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX-XI веков на раскопках Рюрикова городища , захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове . В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду «призвания варягов», в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.
В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г. З. Байером , Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером . Этой теории также придерживались Н. М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.
Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.
Славянская теория
Славянская теория была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет»:
Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси :
Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира . Как предполагают историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вновь осадила Константинополь в 941 году , византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. » К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов «скифским племенем, необузданным и жестоким » . В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию - варвары с северных берегов Чёрного моря. Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении «Об управлении империей », написанном около 950 года , византийский император Константин Багрянородный .
В июне росы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: «по-росски и по-славянски », причём «росские» названия имеют достаточно чёткую др.-скандинавскую этимологию (см. таблицу в статье Норманизм). Другую этимологию, основанную на иранских наречиях, предложил в 1985 году М. Ю. Брайчевский, основываясь на факте длительного проживания в регионе ираноязычного населения . В устье Днепра, на острове, росы отдыхают перед выходом в море: « совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.» Западно-европейские источникиПервое датируемое известие о руси содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году , то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях. В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года . С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:
Существование русов в 1-й половине IX века отмечает и другой синхронный источник - список племён «Баварского Географа» . В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь-хазары. Согласно списку русь обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков. Арабо-персидские источникиРетроспективно русы упомянуты исламским историком Ат-Табари в «Истории пророков и царей» (закончена в 914 году) при описании событий 644 года , когда правитель Дербента Шахрияр сообщал правителю арабов:
Историки критически подходят к этому документу, так как сведения Табари дошли до нас в персидском переводе Балами . Востоковед Гаркави прямо отмечает, что практически невозможно отделить наслоения персидского переводчика от сведений самого Табари, который жил во времена набегов русов на его родные края в Табаристане (часть совр. Ирана). Ас-Салиби, современник Балами (X век), также утверждал, что двойная стена Дербента, возведённая персидским шахом Хосровом I Ануширваном ( -), была предназначена для защиты от хазар и русов.
Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компиляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах:
Хазарские источникиИсточники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси - Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран.
В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне. Археологические свидетельстваАрхеологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду жителей Балтийского бассейна (см. Русь). На севере (Новгородские земли) балтийское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году , однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства - Руси. Присутствие скандинавовПоявление западных славян в ПриильменьеСравнение археологического, антропологического и нумизматического материалов свидетельствует о самых древних связях Северо-Западной Руси с Южной Балтикой (по сравнению с той же Скандинавией) и о самом широком присутствии в её пределах южнобалтийских славян. На ранних поселениях и городищах VIII-IX веков (Ладога , Городище , Гнёздово , Тимерёво , Псков , Городок на Ловати, Городец под Лугой, селищах Золотое Колено и Новые Дубовики, сопках на Средней Мете, Белоозере и др.) в самых ранних слоях в изобилии присутствует лепная керамика южнобалтийского типа, свидетельствующая о пришлом населении . В Приладожье и в самой Ладоге (с самого раннего периода) в VIII-IX веках распространяется лепная керамика так называемого «ладожского типа», имеющая также южнобалтийское происхождение. В IX веке керамика «ладожского типа» распространяется в Приильменье . В Скандинавии такой тип керамики появляется позднее(в средний период «эпохи викингов»), чем в Приладожье и встречается редко. Причём похожая керамика найдена в Средней Швеции только в Бирке и на Аландских островах, а в погребениях встречена только при трупосожжениях, то есть связана с переселенцами из Южной Балтики . В ряде современных геногеографических исследований гаплотипов мужчин, принадлежащих к Y-хромосомной гаплогруппе R1a , прослеживается отдельная ветвь, распространённая среди лиц, происходящих из Северной Польши, Восточной Пруссии, Прибалтики, северо-западных областей России, Южной Финляндии, которую возможно сопоставить с потомками балтийских славян . Данные антропологии также свидетельствуют о некоторых переселениях балтийских славян в VIII-IX веках . Генетические исследованияГенетические исследования коснулись только потомков династии Рюрика . Эти исследования, проводившиеся начиная с 2006 года, показали устойчивое разделение потомков Рюрика по гаплогруппам : Мономаховичи показали гаплогруппу N1c1,распространённую в Северной Европе и в Сибири. В частности, её частота достигает 60 % у финнов и около 40 % у латышей и литовцев. В северных русских популяциях встречаемость этой гаплогруппы также довольно высока (около 30 %), максимальное значение выявлено у населения Мезени. Потомки Олеговичей показали славянскую R1a . Норманисты объявили это доказательством своей теории, их оппоненты сделали обратные выводы. Как бы там ни было, Мономаховичам удалось оттеснить Олеговичей от великого княжения в ходе междуусобных войн, одним из предлогов к которым служило обвинение Олеговичей в незаконнорожденности. По мнению С. С. Алексашина , именно гаплогруппа R1a1 - исконная гаплогруппа Рюриковичей, тогда как гаплогруппа N1c1 появилась в результате неверности Ярославу Мудрому его жены Ингегерды (Ирины), о «тайной любви» которой к святому Олафу гласят скандинавские саги - именно в результате этой любви, предположительно, появился Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха (Ингегерда и Олаф встречались в 1029 г., во время поездки Олафа на Русь; Всеволод же родился в 1030 г.) См. также
Примечания
|
Вторая часть статьи о славянских племенах. В прошлой статье мы познакомились с такими племенами, как: Дулебы, Волыняне, Вятичи, Древляне, Дреговичи, Кривичи, Поляне. Здесь мы продолжим этот длинный список племён. Если говорить сухим научно-историческим языком, то древние славяне — это оседлый народ, который в основном занимался земледелием, разведением домашнего скота и различными ремёслами. По мнению многих исследователей, именно такой образ жизни сделал наших предков цивилизованными — развитие земледелия, постройка сел и городов, инфраструктура и многое другое превратили нас из кочевников в величайшую страну на свете. С Русью издревле считались все остальные народы мира и, несмотря на большое разнообразие племён, в тяжёлые времена все славянские народы объединялись, чтобы отстоять свою жизнь и территории от врагов.
Радимичи . Союз племён, которые обитали в восточной части Верхнего Поднепровья, а также на реке Сож и её притоках. Если верить , то родоначальником Радимичей стал Радим со своим братом Вятко (позднее основавший племя Вятичей), которые были польского происхождения. Археологи отмечают некоторую схожесть между племенами Радимичей и Вятичей. В частности, и те и другие хоронили прах умерших в срубе, и те и другие пользовались женскими украшениями — височными кольцами. В 984 году войска Радимичей были разбиты воеводой князя Киевского Владимира Святославовича. Всё в той же летописи в последний раз они упоминаются в 1169 году. После этой даты земли данного племени вошли в Черниговское и Смоленское княжества.
Русы . Русы до сих пор являются самым спорным, интересным и загадочным племенем. Многие исследователи и в наше время не могут договориться между собой об истории этого народа и их роли в образовании Древнерусского Государства. Арабские географы в IX-X веках писали, что русы главенствовали над славянами и являлись правящей верхушкой в иерархии Руси того периода. Немецкий историк Г.3. Байер (1725 г.), считал русов и норманов одним и тем же племенем, из которого происходил Рюрик. Другие современные историки считают, что Русы связаны с племенем Полян с верховьев Дуная. Третьи, что Русы имеют происхождение Северного Причерноморья и бассейна Дона. Есть даже такое предположение, что Русы — это не кто иные, а народ острова Руян в Балтийском море или современного Рюгена, который более известен под названием Буян.
В древних источниках названия этого племени называют по-разному: руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Есть версия, что слово русы имеет сходство с островом , что может означать, что русы были балтийскими славянами. Версий много и поэтому загадка племени русов не решена до сих пор и остаётся открытой для дискуссии и изучения.
Северяне . Северяне — восточнославянский союз племён, который обитал в бассейнах реки Десна, Сейм и Сула предположительно вплоть до IX-X вв. С названием этого племени связаны некоторые вопросы. Северяне не были наиболее северным народом, Радимичи и Вятичи, к примеру, жили намного севернее, поэтому название не принято связывать с географическим положением племени. Исследователь В. В. Седов, который занимался этим вопросом, выдвигает следующую версию происхождения: Слово «Северяне» может иметь скифско-сарматское происхождение и переводится как «Чёрный», в подтверждении тому город Северян — Чернигов.
Словене Ильменские . Словене Ильменские жили по соседству с Кривичами на территории Новгородской Земли, близ озера Ильмень, отчего, собственно и пошло название. Повесть Временных Лет упоминает словен ильменских, как одно из нескольких племён, призвавших варягов.
Тиверцы . Тиверцы обитали в междуречье Днестра и Прута, Дуная, Буджакского побережья Чёрного моря, на территории Молдавии и Украины. Название Тиверцы, возможно, восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. В начале XII века, Тиверцы ушли со своих земель из-за постоянных набегов печенегов и половцев, впоследствии смешались с другими племенами.
Уличи . Жили в нижних течениях Днепра, Буга и по берегам Чёрного моря (ПВЛ. — «Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр»). Центральным городом племён был Пересечен. Вероятно, что этноним Уличи происходит от слова «Угол». Известно, что в 885 году с Уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в X веке три года держал главный город Пересечен в осаде.
Чудь . Легендарное племя, которое обитало на севере европейской части Руси и Приуралья. Об этом племени в основном известно только из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что Чудь — это предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Название связано с тем, что остальные племена считали, что у этого племени чудной язык и чудные обычаи.