Презентация переломы ушибы вывихи растяжения их виды. Презентация на тему "вывихи, растяжения, переломы"

Предмет: Биология

Учебник: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин 2012 год

Учитель: Аветисян Э.М. Год издания: 2013

Слайд 2

В различных житейских ситуациях происходят несчастные случаи.

  • Слайд 3

    Травма – это внезапное одномоментное воздействие на организм механических, термических, электрических, лучевых и других повреждающих факторов, которые сопровождаются нарушением целостности тканей и внутренних органов.

    Слайд 4

    Травмы

  • Слайд 5

    Переломы:

    Перелом костей - полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. Переломы могут возникать как вследствие травмы, так и в результате различных заболеваний, сопровождающихся изменениями в прочностных характеристиках костной ткани.

    Тяжесть состояния при переломах обусловлена размерами повреждённых костей и их количеством. Множественные переломы крупных трубчатых костей приводят к развитию массивной кровопотери и травматическому шоку. Также больные после таких травм медленно восстанавливаются, выздоровление может занять несколько месяцев.

    Слайд 6

    Переломы

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Открытые переломы

    Открытыми называют такие переломы, при которых над пере­ломом кости располагается рана, проникающая или не прони­кающая до костных отломков.

    Слайд 9

    Среди всех повреждений опорно-двигательного аппарата от­крытые переломы составляют 8-10 %. Наибольшую опасность для жизни пострадавшего при таких переломах вначале пред­ставляют кровотечение и шок, а в дальнейшем развитие ин­фекции в ране. Особенно важное значение имеют степень и обширность повреждения тканей, определяющие в большей сте­пени исход лечения открытых переломов. Чем больше размоз­женных, нежизнеспособных тканей, тем выше вероятность разви­тия тяжелых раневых инфекционных осложнений.

    Слайд 10

    Закрытые переломы

    При закрытом переломе кость сломана или треснута, но кожа не повреждена.

    Слайд 11

    Внутрисуставные переломы

    К внутрисуставным переломам относят переломы суставных концов костей па участке, ограниченном капсулой сустава. Проникновение излома в полость сустава, как правило, вовлекает в патологический процесс весь сустав в целом. При этом возникает гемартроз, повреждается суставной хрящ, капсула сустава, нередко при смещении отломков нарушается конгруэнтность суставных поверхностей, резко страдает функция сочленения. Контрактура и тугоподвижность в суставе-наиболее частые поздние осложнения внутрисуставных переломов.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Растяжения

    Растяжение связок - распространённый вид травмы. Растяжение обычно возникает при резких движениях в суставе, превышающих его нормальную амплитуду. Чаще всего растяжению подвергаются связки голеностопного и коленного суставов.

    Растяжение связок на самом деле всегда представляет собой их разрыв, либо на микроскопическом уровне - при небольшом растяжении, либо на уровне отдельных коллагеновых волокон - при средней степени травмы, либо - при сильной травме - разрыв всей связки. Тем не менее, связки имеют высокую регенеративную способность, в большинстве случаев позволяющую им срастаться самостоятельно даже после полного разрыва.

    Растяжением связок также часто называют растяжение сухожилий, хотя это не одно и тоже: связки - это эластичные соединения между костями, а сухожилия - это соединения между мышцой и костью.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Вывихи

    Вывихи - нарушение целости сустава со стойким смещением суставных концов костей.

    По происхождению различают врожденные и приобретенные вывихи. Последние в свою очередь бывают травматическими и патологическими. Среди травматических вывихов выделяют привычные вывихи. По степени нарушения различают полные вывихи, когда суставные поверхности обеих костей, образующих сустав, полностью теряют соприкосновение друг с другом, и неполные (подвывихи), когда суставные поверхности сместившихся костей остаются частично в соприкосновении. Вывих, который сопровождается повреждением кожи в области сустава (рана, проникающая в полость сустава), называют открытым, при сохранении целости кожи в области поврежденного сустава - закрытым вывихом. Вывихнутой считают кость, которая лежит дальше от туловища (например, при вывихе плечевого сустава говорят о вывихе плеча, тазобедренного сустава - о вывихе бедра и т. п.).

    Слайд 16

    Посмотреть все слайды

    ФУНКЦИИ СКЕЛЕТА??? ОПОРА
    ??? ФУНКЦИИ МЫШЦ
    И СУСТАВОВ???
    ДВИЖЕНИЕ

    Первая помощь при ушибах.

    Ушибы характеризуются повреждением мягких
    тканей с внутренним кровоизлиянием.
    Положить на некоторое время холодный
    компресс, а затем наложить повязку.
    На вторые сутки после травмы применяют
    тепло.
    При
    ударах
    в
    голову,
    грудь,
    живот
    пострадавшему
    необходимо
    обеспечить
    полный
    покой,
    дать
    противошоковые
    средства и транспортировать в медпункт.
    В случае если ушиб произведен в область
    живота, пострадавшему нельзя давать ни
    есть, ни пить.

    Помощь при ушибах и
    вывихах в области
    голеностопного
    сустава:
    а - фиксирующая
    повязка;
    б - лед (снег) в
    полиэтиленовом пакете
    на место травмы

    Травмы опорно-двигательной системы
    Перелом
    Вывих суставов
    Растяжение связок

    - Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при
    этом?
    - Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?
    Вид сустава
    при вывихе

    Внешний вид конечности при растяжении связок

    - Первая помощь. При растяжении, разрыве связок
    поврежденному суставу прежде всего необходимо
    обеспечить покой, наложить тугую повязку и для
    уменьшения боли прикладывать холодный компресс
    на протяжении 12-24 часов, затем перейти на тепло и
    согревающие компрессы.

    ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ

    Открытый - когда
    нарушается
    целостность
    кожного покрова (на
    месте перелома
    имеется рана)
    Закрытый – без
    повреждения кожных
    покровов.

    - Что такое перелом? Каковы симптомы
    при переломе? Как оказать помощь?
    Иммобилизация верхней
    конечности с помощью
    подручной шины при переломе
    предплечья

    Шинирование при
    переломах
    костей нижней
    конечности:
    а - при переломе
    бедра;
    б - при переломе
    голени;
    в, г - при помощи
    мягкой шины из
    одеяла при
    переломах голени
    (вид сверху и
    сбоку)

    Различные варианты иммобилизации

    Различные
    варианты
    иммобилизации

    Виды повреждения скелета

    Растяжение связок
    Растяжение или
    разрыв связок при
    травме сустава
    Боль, припухлость сустава,
    посинение, ограниченность
    движений из-за боли
    Мягкая фиксирующая
    повязка на сустав. Холод
    на область сустава
    Вывихи
    Переломы
    Из-за разрыва или
    растяжения суставной
    сумки головка кости
    выходит из ямки сустава
    Нарушение
    целостности кости
    Резкая боль, ограничение
    движений сустава и
    опухоль
    Обездвиживание
    (иммобилизация). Холод
    на область сустава
    Боль, отечность
    тканей, деформация
    конечности
    Обездвиживание
    (иммобилизация)
    Бережно доставить пострадавшего в ближайший травмпункт

    Закрепление изученного материала
    - Какая травма изображена на рисунке?
    Симптомы. Резкая боль в области перелома,
    усиливающаяся при движениях. Укорочение и
    деформация конечности. Подвижность в месте
    перелома. Резкая болезненность в области перелома
    даже при осторожном ощупывании. Отек.
    - Как оказать первую помощь?
    -Чем отличается закрытый перелом от открытого?
    - Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при
    открытом переломе?

    Другие переломы

    Так фиксируются сломанные
    пальцы
    Такой валик
    используется при
    травмах головы
    При переломе позвоночника
    пострадавшего осторожно укладывают на
    ровную доску
    Так поступают при переломе
    ключицы
    При сломанных ребрах, туго бинтуют
    грудную клетку

    В безлесной местности иногда может
    случиться, что для шины не найдется ни пучка
    хвороста, ни палки. Тогда поврежденную руку
    рекомендуется прибинтовать к туловищу, а
    ногу - к здоровой ноге.

    Виды травм
    Растяжение связок
    Повреждение связок,
    соединяющих кости в
    Повреждения суставе. Возникают при
    неловких движениях,
    ушибах
    Симптомы
    Первая
    помощь
    Вывих суставов
    Перелом
    Сильное смещение костей,
    при этом суставная
    головка выходит из
    суставной впадины
    Нарушение целостности кости.
    Переломы бывают открытые и
    закрытые, со смещением или без
    смещения кости, единичные и
    множественные
    Боль. Отек вокруг
    сустава синюшного
    цвета из-за разрыва
    кровеносных сосудов и
    кровоизлияний
    Боль. Изменение формы
    сустава. Может быть
    разрыв связок, растяжение
    связок. Нарушение движений
    в суставе
    Резкая боль. Сильная припухлость.
    Невозможность движений.
    Нарушение формы, длины,
    искривление поврежденной части
    тела
    1. Приложить к
    поврежденному месту
    пузырь со льдом или
    холодное, смоченное
    водой полотенце для
    уменьшения отечности.
    1. Полный покой сустава.
    Приложить холод.
    2. Наложить тугую
    фиксирующую повязку.
    Нельзя греть, дергать,
    вытягивать
    поврежденное место.
    Для обезболивания
    подойдет простой или
    комбинированный
    анальгетик (анальгин,
    пенталгин, солпадеин).
    3. Обратиться в
    травмопункт
    Полная неподвижность
    поврежденной части путем
    фиксирования. Шина должна
    2. Зафиксировать таким
    заходить выше и ниже
    образом, чтобы были
    поврежденного участка, если это
    неподвижны два соседних
    конечности. При переломе ребер
    сустава, для
    пострадавший должен выдохнуть
    иммобилизации используют
    воздух из легких и дышать
    шины, дощечки, косынки.
    неглубоко. Грудную клетку туго
    3. Вправлять сустав может забинтовать. При переломе
    позвоночника пострадавшего
    только врач
    кладут на твердую поверхность и
    так транспортируют в больницу.
    Тело нельзя сгибать и наклонять.
    При переломах костей черепа
    больного укладывают на носилки
    животом вниз, под голову (лицо)
    подкладывают мягкую подстилку
    с углублением или ватно-марлевый
    круг


    Переноска
    пострадавшего на
    импровизированных
    носилках при помощи
    шеста
    Переноска пострадавшего
    при помощи носилочных
    лент:
    А - положение лент на
    пострадавшем;
    Б, В - способы переноски

    Транспортировка подручными средствами
    Положение рук при
    переноске пострадавшего
    с повреждением
    конечностей
    Переноска пострадавшего:
    а - на рюкзаке с палкой;
    б - в рюкзаке;
    г - на веревке

    Транспортировка подручными средствами
    Переноска пострадавшего
    вдвоем:
    а - на поперечных палках;
    б,в - на шестах или лыжах со
    штормовками

    Если вы подвернули ногу,
    растянули связки советую
    приготовить такую мазь: в
    пузырек с нашатырным
    спиртом влейте 2 ст.л.
    растительного масла,
    содержимое взбейте в течение
    15 минут до белого цвета. Всё,
    мазь готова.
    Втирать в больное место,
    сверху положив
    полиэтиленовый пакет, и
    закрепить повязкой; 3-4
    процедуры, и всё пройдет.
    Эту «болтушку» когда-то
    продавали в аптеке, но сейчас
    ее не продают (невыгодно,
    стоит 3 копейки). Поэтому
    советуют приготовить ее
    самим, вещь хорошая.

    При наложении гипсовой повязки важно соблюдать следующие правила:

    6. При гипсовании удерживать конечность неподвижно. 7. При наложении повязки гипсовым бинтом покрывать каждым туром бинта 2 /3 предыдущего по типу спиральной повязки. Бинтовать от периферии к центру. Бинт не перегибать, а для изменения направления хода подрезать его с противоположной стороны и расправить. 8. Для того чтобы слои лучше спаялись и повязка точно соответствовала контурам тела, после каждого слоя нужно тщательно ее притирать и моделировать. Для этого приглаживают повязку всей ладонью до тех пор, пока рука не начнет чувствовать контуры части тела, которая бинтуется; особенно тщательно моделируются костные выступы. 9. При наложении гипсовой повязки конечность поддерживается всей кистью, а не пальцами, так как они могут подавиться в не застывшее гипс. 10. Для наблюдения за конечностью кончики пальцев конечности, которая бинтуется, оставляют открытыми.

    Медицинский университет Астана

    Кафедра хирургических болезней №2

    Травматизм. Переломы.

    Астана 2015

    Под термином «травматизм» понимают


    распространенность травм среди

    определенной группы людей, что

    находится в одинаковых условиях труда,

    быта или жизни.

    Вывих – это нарушение нормального

    анатомического соотношения суставных


    поверхностей, то есть смещение

    суставного конца дистального

    (периферического) сегмента конечности

    относительно проксимального

    (центрального).


    Ускложненные

    Врожденные Набутые

    свежие – до 3 дней;

    и больше раз;

    наркозом;

    Первый этап Врач рукой, разноименной с вывихнутой,


    захватывает руку пострадавшего за нижнюю треть плеча, а

    второй рукой - за лучезапястный сустав, сгибает ее в локтевом

    суставе под углом до 90°, осуществляет вытяжение по оси плеча

    и приводит его к туловищу. Помощник при этом фиксирует

    надплечья больного.

    Второй этап. Не ослабляя вытяжения по оси

    плеча, врач отводит предплечье кнаружи до тех

    пор, пока оно не станет во фронтальную

    плоскость туловища. Этим достигается наружная

    ротация плеча.

    Третий этап. Производится перемещение

    локтевого сустава к средней линии тела. При

    этом сохраняются наружная ротация плеча и

    вытяжение его по оси.

    Четвертый этап. Используя предплечье как рычаг, не меняя

    положения локтевого сустава, хирург производит внутреннюю

    ротацию плеча. Для этого кисть пострадавшего врач перемещает на

    противоположный плечевой сустав, а предплечье в это время ложится

    на грудную клетку. Следует отметить, что при этом врач не должен


    ослаблять усилия, направленные по оси плеча. Иногда головка

    плечевой кости вправляется после второго или третьего этапов. Если

    этого не произошло, вправление наступает после четвертого этапа.

    Перелом – это полное нарушение

    целостности кости, которое вызвано

    действием силы и сопровождается

    Разделы: Биология

    Класс: 8

    Цель:

    • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
    • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”, электронное приложение к учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1 ); презентация к уроку (Приложение 2 ), Приложение 3.

    План урока

    I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

    II. Повторение.

    III. Изучение нового материала.

    1. Актуализация знаний учащихся.

    2. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

    3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

    4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

    5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

    IV. Закрепление изученного материала.

    V. Практическая работа.

    Ход урока

    I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

    Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в полном составе.

    II. Повторение ранее изученного материала.

    Мы с вами в течение последних уроков изучали тему “Скелет”, рассмотрели его строение, свойства и типы соединения костей.

    Давайте с вами вспомним:

    1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

    2) Что входит в состав верхних конечностей?

    3) Что входит в состав нижних конечностей?

    4) Выполнение творческого задания по группам.

    1 – группа:

    Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

    Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

    2 – группа:

    Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

    Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

    суставная головка ...ера”.
    лопатки 30
    тазовые кости писа...
    запястье семьдесят
    предплюсна ...писав...
    надкостница со
    ключица ноября
    бедро теля
    компактное вещество дня
    плечо исполня...
    большая берцовая кость Твена,
    фаланги пальцев кисти лет
    лучевая кость сто
    суставная впадина Сой...
    надколенник Марка
    локтевая кость ...ется
    суставная жидкость Тома
    фаланги пальцев стопы “Приклю...
    губчатое вещество рождения
    суставная сумка ...чения
    пястье пять
    малая берцовая на..
    костный мозг американского
    плюсна. ... шего

    Правильные ответы

    1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

    Задание №2: 6,9,19,23

    2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

    Задание №2: 20,17,14,1

    30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, написавшего “Приключения Тома Сойера”.

    Индивидуальные задания: подписать рисунок “Строение скелета”, вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске: пл...чевая кость, кр...стец, л...патка, большая бер...цовая кость, сво...чатая стопа, ам...ртизатор.

    III. Изучение нового материала. Слайд №6

    1. Актуализация знаний учащихся.

    Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

    – У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

    Слайд № 7. – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

    изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа больше лицевого, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.

    Слайд №8. – Каково строение сустава?

    • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
    • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
    • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

    1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

    Слайд №9. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи. Именно внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему во время прогулки, в походе, да просто на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

    Слайд №10,11,12

    Проанализируйте ситуации.

    Ситуация 1.

    Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

    – Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ – вывих)

    Ситуация 2.

    Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

    Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. (Предполагаемый ответ – растяжение связок)

    Ситуация 3.

    Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои - индейцы.

    Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. “Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!” - вспоминает Юля...

    (Предполагаемый ответ – перелом)

    Слайд №13

    Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

    2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

    Слайд № 14. Определение видов повреждения скелета.

    Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

    Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета

    Слайд №15

    – Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

    – Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

    Если вам недостаточно имеющихся знаний, обратитесь к учебнику с. 256 (Обучающиеся внимательно читают и записывают в тетради, что такое вывих)

    Вывих - неловкое движение в суставе, сопровождающееся смещением костей. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

    Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

    Слайд №16

    – Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

    – Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

    Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется - растяжением.

    При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

    Слайд №17 – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

    Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

    При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

    Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

    При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

    Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

    При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

    При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

    Слад №18. Схема: “Виды повреждения скелета”.

    Подведем итог. Сегодня мы узнали как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

    Закрепление изученного материала

    Практическая работа .(Слайд №19)

    Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, голени (подручный материал для оказания помощи на столах).

    (дополнительно, если останется время, то следующий слайд)

    Слайд №20

    – Какая травма изображена на рисунке?

    – Как оказать первую помощь?

    – Чем отличается закрытый перелом от открытого?

    – Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

    Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация “и вдруг...”

    Домашнее задание.

    (Слайд №23)

    Источники информации:

    1. http://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
    2. http://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
    3. http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
    4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Издательский центр “Дрофа”.
    5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
    6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В . Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).
    7. Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии
    8. Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
    9. Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны