Пещерные храмы Эллоры (Ellora Caves). Эллора — древние пещерные храмы и монастыри Индии

С тем, что Индия - это удивительная страна, никто не станет спорить. Сюда приезжают не только любители пляжного отдыха, но и те, кто страждет познать все тайны мироздания и подпитать себя духовной пищей. Индийские духовные практики известны во всем мире, ведь именно здесь они зародились. До сих пор ученые с восхищением и благоговением изучают древние храмовые комплексы, поражающие воображение современных людей своей красотой и монументальностью. Подобных мест в Индии немало, но одно из них навсегда впечатывается в память любопытных туристов, и это - пещеры Эллоры. При первом взгляде на комплекс этих сооружений приходит мысль об их внеземном происхождении, так как трудно представить, что руки человека смогли создать в толще базальтовой породы эту невероятную красоту. Сегодня все храмы, входящие в данный исторический памятник, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их тщательно охраняют от разрушения, но сами индийцы по-прежнему относятся к ним как к святыне, соблюдая особый ритуал поведения при приближении к храму. В статье будет рассказано, что представляют собой пещеры Эллоры, и описаны самые известные и красивые храмы этого уникального комплекса.

Краткая характеристика комплекса

Индия сегодня - это вполне цивилизованная страна, на первый взгляд мало чем отличающаяся от многих других. Однако стоит немного отойти от туристических кварталов и взглянуть на жизнь простых людей, чтобы понять, что индийцы невероятно самобытны. В них хорошо уживаются современные правила и законы с древними традициями и обрядами. Поэтому здесь до сих пор жив дух сакральных знаний, ради которого многие европейцы приезжают в Индию.

Эллора - это знаковое место для любого жителя страны. Оно стоит наравне с такими величайшими памятниками мировой культуры, как египетские пирамиды и Стоунхендж. Ученые уже долгие годы изучают пещеры Эллоры и за это время не смогли выдвинуть сколько-нибудь достоверной версии, которая могла бы объяснить появление десятков храмов в этом месте.

Так что же представляет собой древний храмовый комплекс? Пещерные храмы расположены в индийском штате Махараштра, который сегодня является местом паломничества туристов со всего мира. Сам комплекс условно разделен на три части, так как фактически в пещерах вырезаны из базальта три группы храмов. Каждая принадлежит определенной религии. Всего в пещерах Эллоры тридцать четыре святилища. Из них:

  • двенадцать принадлежат буддистам;
  • семнадцать создано индуистами;
  • пять являются джанайскими.

Несмотря на это, ученые не разделяют комплекс на части. Если взглянуть на список Всемирного наследия ЮНЕСКО, то в нем храмы не описываются по отдельности. Для историков и археологов они представляют интерес именно в комплексе.

В храмах Эллоры полно удивительных загадок. Обойти их все невозможно за один день, поэтому многие туристы останавливаются вблизи комплекса в небольшом отеле и живут там несколько дней, чтобы осмотреть весь комплекс. И это того стоит, ведь до сих пор в храмах на своих местах находятся древние скульптуры, барельефы и другие украшения. Все это вырезано из камня и сохранилось практически в первозданном виде. Скульптуры Шивы, к примеру, поражают своей достоверностью и тонкостью работы. Кажется, что божественная сила руководила рукой мастера, когда он создавал подобные шедевры.

История создания уникального комплекса

Это поразительно, но до сих пор не найдено ни одного объяснения тому, почему и для чего строились храмы в Эллоре. Трудно представить, какому гению могла прийти мысль о выдалбливании в плотной каменной породе масштабного комплекса храмов. Ученые делают на этот счет лишь предположения.

Многие сходятся на том, что храмы в Эллоре (Индия) возникли на месте оживленного торгового пути. Индия в средние века вела активную торговлю своими товарами. Отсюда вывозились специи, тончайшие шелка и другие ткани, драгоценные камни и статуэтки с искусной резьбой. Все это продавалось за огромные деньги в основном в европейские страны. Торговля шла бойко, а купцы и махараджи богатели. Однако чтобы и в дальнейшем не испытывать нужды, они жертвовали свои деньги на строительство храмов. На торговых путях всегда собирается множество разных людей, в том числе и мастеров. С ними и договаривались о работе купцы. Чтобы золото не покидало этих мест, то и храмы строились прямо здесь. К тому же каждый, пожертвовавший деньги, мог в любое время проверить то, как ими распорядились мастера.

Ученые считают, что первые сооружения в Эллоре появились в начале шестого века. В общем храмы возводились полтора века. Однако некоторые украшения и доработки датируются более поздним временем - девятым веком.

Поэтому ученые считают храмовый комплекс Эллоры не просто памятником культуры, а, скорее, своеобразным учебником по истории религии. По скульптурам, украшениям и барельефам можно узнать о том, как менялись религиозные верования индусов на протяжении нескольких веков.

Особенности храмового комплекса

Ученые при изучении храмов определили, что возводились они группами согласно религии. Первыми были буддийские сооружения, они начали строиться в пятом-шестом веках и представлены большим количеством храмов. Постепенно буддизм во всех районах страны сменился индуизмом и следующая группа сооружений возводилась по канонам данной религии. Последними в Элларе появились джанайские монастыри. Они оказались самыми немногочисленными.

Одно из сооружений Эллары, которое сегодня считается одним из самых красивых, - храм Кайласанатха возводился уже в тринадцатом веке. Его строительство финансировалось династией Раштракутов. Ее представители были баснословно богаты, а по своему влиянию могли сравниться даже с правителями Византийской империи.

Все храмы имеют свою нумерацию. Это было сделано учеными для того, чтобы облегчить изучение сооружений комплекса. Однако туристы при осмотре обычно не ориентируются на эти цифры. Они вооружаются фонариками и отправляются на встречу с удивительной индийской историей.

Буддийская часть храмового комплекса

Так как возводились эти храмы самыми первыми, то и осматривают их туристы в первую очередь. В данной части комплекса находится огромное количество скульптурных изображений Будды. Выполнены они очень искусно и изображают Будду в разных позах. Если собрать их воедино, то они расскажут историю его жизни и просветления. Согласно религиозным правилам все скульптуры повернуты лицом на восток. Интересно, что некоторые буддийские храмы выглядят незаконченными. По каким-то причинам мастера остановились и не довели работу до конца. Другие имеют ступенчатую архитектуру. Они ярусами поднимаются вверх и имеют множество ниш, в которые помещались скульптуры Будды.

Самыми запоминающимися храмами этой части комплекса являются:

  • храм Тин Тхал;
  • комплекс Рамешвара.

О них будет подробно рассказано в следующих разделах статьи.

Интересно, что буддийские храмы (Индия) в Элларе состоят не только из залов для молитвы. Здесь можно увидеть и кельи монахов, где они проживали долгое время. Некоторые помещения предназначались для медитаций. В данной части комплекса существуют и пещеры, которые в дальнейшем пытались переделать под другие храмы. Однако процесс не был завершен.

Жемчужина буддийской части Эллары

Чтобы увидеть такое величественное и суровое сооружение, коим является Тин Тхал, необходимо спуститься вниз на двадцать метров. К подножию храма ведет очень узкая каменная лестница. Спустившись, турист оказывается перед узкими воротами. Перед его глазами будут массивные колонны квадратной формы. Мастера расположили их в три ряда, каждая поднимается в высоту на шестнадцать метров.

Зайдя в ворота, любопытный оказывается на площадке, откуда необходимо спуститься еще на тридцать метров. И тут взору открываются просторные залы, а из полумрака пещер то тут, то там вырисовываются фигуры Будды. Все залы обрамлены такими же внушительными колонами. Все это зрелище оставляет поистине неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара в пещерах

Этот храм выглядит ничуть не менее величественно, чем предыдущий. Однако выполнен он совсем в ином стиле. Главным украшением фасада Рамешвары являются женские изваяния. Они будто придерживают его стены, при этом статуи выглядят одновременно изящно и сурово.

Фасады храма отличаются густо нанесенной резьбой. Она выполнена таким образом, что издалека напоминает руки, поднятые к небу. Но стоит подойти к храму поближе, как барельефы будто оживают, и в них можно разглядеть сюжеты на религиозную тему.

Каждый, кто отваживается зайти в этот каменный храм, оказывается в плотном кольце фантастических существ. Скульптуры выполнены столь искусно, что создают полную иллюзию жизни. Они словно тянутся к человеку, пытаясь схватить его и навсегда оставить в темноте и сырости.

На стенах храма изображены реальные животные, сцены из жизни простых людей и боги, наблюдающие за ними. Интересно, что при смене освещения картины видоизменяются, что придает им небывалую реальность.

Многие туристы пишут о том, что этот храм поразил их больше всего и оставил ощущение нераскрытой мистической тайны.

Индуистские храмы

Эта часть Эллары строилась немного иначе, чем предыдущая. Дело в том, что буддийские мастера возводили свои храмы снизу-вверх, но индуистские храмы рабочие строили по другим технологиям. Мастера начинали отсекать лишнее с верхней части и только потом переходили к основанию храма.

Практически все сооружения здесь посвящены богу Шиве. Скульптуры и барельефы с его изображениями покрывают всю поверхность храмов и внутренние дворики. Причем во всех семнадцати храмах Шива является основным действующим лицом. Интересно, что только несколько композиций посвящены Вишну. Подобный подход нехарактерен для индуистских сооружений. До сих пор ученые не знают, почему все храмы в этой части комплекса имеют посвящение только одному богу.

Рядом с храмами находятся помещения для монахов, места для молитвы и медитации, а также кельи для уединения. В этом обе части комплекса практически идентичны.

Специалисты считают, что строительство закончилось к восьмому веку. Самым значимым объектом для туристов здесь является Кайлаш. Храм этот часто называют «крыша мира» из-за его необычного расположения на вершине холма. В древности его стены красили в белый цвет, который был великолепно виден издалека и напоминал вершину горы, в честь которой и получил свое название. Многие туристы в первую очередь отправляются на осмотр этого необычного сооружения. О нем и пойдет речь в следующем разделе статьи.

Кайласанатха: самое удивительное святилище

Храм Кайласанатха (Кайлаш), согласно преданиям и легендам, возводился долгие сто пятьдесят лет. Считается, что на стройке работало около семи тысяч рабочих, которые за все время вынесли более четырехсот тысяч тонн базальтовой породы. Однако многие сомневаются в достоверности этих сведений, ведь, по предварительным подсчетам, указанное количество человек никак не могли справиться с таким масштабным проектом. Ведь, кроме сооружения самого храма, они должны были выполнять и резьбу. А она, кстати, прославила храм на весь мир.

Святилище представляет собой храм высотой в тридцать метров, его ширина составляет тридцать три метра, а длина более шестидесяти метров. Даже издалека Кайласанатха поражает воображение любого человека, а вблизи он оставляет неизгладимое впечатление даже у археологов, видевших до этого массу причудливых строений древности.

Считается, что распоряжение о строительстве святилища дал раджа из династии Раштракутов. Он имел большое влияние в Индии и был очень богат. При этом раджа оказался весьма талантлив, так как самостоятельно разработал проект храма. Все скульптуры, резьба и барельефы были придуманы им.

Что касается технологий строительства, то здесь ученые просто разводят руками. Подобного они не встречали больше ни в одном уголке мира. Дело в том, что рабочие начали вырезать его с вершины. Параллельно они проделали штольню в глубину холма, чтобы другая могла заниматься внутренними залами и их украшением. Скорее всего, на данном этапе строительства святилище напоминало колодец, со всех сторон окруженный людьми.

Кайласанатха посвящался богу Шиве и имел очень важное значение для индусов. Предполагалось, что он будет выполнять роль некоего промежуточного звена между богами и обычными людьми. Через эти врата они должны были общаться между собой, тем самым принеся мир на землю.

Храм имеет массу декоративных элементов. Поразительно, но на поверхностях святилища, будь то потолок, стены или пол, нет ни одного сантиметра гладкого камня. Весь храм полностью от пола до потолка внутри и снаружи покрыт узорами. Это поражает, удивляет и восхищает одновременно.

Условно храм разделен на три части, но в реальности он имеет большое количество помещений со скульптурами Шивы и других богов. К примеру, нередко встречается в святилище изображение демона Равана. Он, согласно религиозным верованиям индусов, является повелителем темных сил.

Джайнские пещеры

Многие туристы советуют начинать осмотр с этих храмов, так как после великолепия индуистских и буддийских святилищ, недостроенные сооружения не произведут должного впечатления. Известно, что эта религия не смогла завоевать индусов. Она была распространена совсем недолго. Возможно, с этим связана некая скромность храмов. К тому же практически все они недостроены.

Даже при беглом осмотре пещер заметно, что многое в них повторяет уже выстроенные ранее храмовые комплексы. Однако мастерам не удалось даже приблизиться к совершенству таких святилищ, как Кайласанатха или Тин Тхал.

Европейцы довольно часто нарушают правила поведения в индийских храмах, поэтому стоит внимательно изучить их, прежде чем ехать в Эллору. Ведь как бы то ни было, эти святилища создавались для служения богам, и здесь проводились специальные обряды. Сами индусы очень серьезно и трепетно относятся к комплексам Эллоры.

Запомните, что брать отсюда что-нибудь на память запрещено. Эзотерики считают, что камешки из древних святилищ принесут владельцу только беду. А вот охранники, которые маскируются под обычных туристов, не станут вам ничего объяснять, а просто выведут из храма.

После заката в святилищах запрещено находиться. Но с первыми лучами солнца вы уже можете оказаться у стен храма и провести здесь целый день до самой темноты. Время экскурсии никто не ограничивает.

Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет двести пятьдесят рупий для детей и взрослых. Туристы советуют взять с собой на осмотр фонарик, так как без него некоторые скульптуры и резьбу будет просто не разглядеть. Храмовый комплекс работает шесть дней в неделю, во вторник он закрыт для посещений.

Если вы никак не можете выбрать время для поездки в Индию и осмотра храмов, то рассмотрите в качестве варианта декабрь. В этом месяце в Эллоре проходит традиционный фестиваль. Он посвящен музыке и танцам, и нередко местом его проведения становятся места рядом с храмами. Это зрелище оставляет массу незабываемых впечатлений.

Эллора: как добраться до пещер

Вариантов посетить эти великолепные храмы несколько. К примеру, отдыхая на Гоа, вы можете купить для себя экскурсионный тур и отправиться в пещеры со всем комфортом, на который способна Индия.

Если вы не боитесь передвигаться по железной дороге, то можно посоветовать вам очень интересный тур, в который включено и посещение Эллоры. Его программа предполагает поездку на поезде с остановками в пяти городах Индии. Отправной точкой маршрута является Дели. Затем туристы проводят время в Агре и Удайпуре. Следующей промежуточной станцией путешествия по железной дороге является Аурангабад. Именно отсюда вас отвезут осматривать пещерные храмы. Причем для этого отведено довольно много времени - целый день. Заканчивается тур в Мумбаи. Следует отметить, что для подобной поездки используются составы со всеми удобствами. Поэтому отзывы о таких турах туристы оставляют всегда положительные.

Для тех, кто отправляется в Индию только ради посещения пещерных храмов, можно порекомендовать авиаперелет до Мумбаи. Здесь находится самый ближайший к Эллоре международный аэропорт. Однако стоит учитывать, что прямых рейсов из России в Мумбаи не существует. Лучше выбирать транзитный маршрут, который осуществляют арабские воздушные перевозчики.

Приехав в Мумбаи, можно пересесть на поезд и уже через девять часов оказаться в Аурангабаде. Если поезд - не ваш вариант, то садитесь в автобус. Он тоже идет до города около восьми-девяти часов.

В Аурангабаде тоже нужно пересесть на автобус. Буквально через полчаса вы уже окажетесь в Эллоре и сможете наконец приступить к осмотру святилищ. Кстати, в Аурангабаде работает много таксистов. Любой из них охотно довезет вас до нужного места. Многие туристы, чтобы не ждать автобуса, поступают именно таким образом.

Существует и еще один вариант, как добраться до Эллоры. Из России самолеты летают прямиком в Дели. А оттуда можно купить билет на поезд до Аурангабада. Считается, что такой маршрут гораздо удобнее и быстрее предыдущих.

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Быть может, монахи, покинувшие Аджанту, перебрались в Эллору? По времени вполне совпадает — Аджанта опустела в 7 веке, и тогда же в Эллоре начинают возводиться великолепные индуистские храмы.
Эллора (как и Аджанта) – это комплекс пещерных храмов и монастырей. Вдоль горного хребта на протяжении двух километров располагаются 34 пещеры:
№№ 1 – 12 – буддистские (6-8 века)
№№ 13 – 29 – индуистские (7-9 века)
№№ 30 – 34 – джайнские (9 век)

Читайте также:

Однажды, в начале 19 века, один британский офицер решил поохотиться на тигра…
Но вместо тигра он открыл Аджанту…

Читайте также:

Наверное, в мире нет ни одной такой страны, в которой было бы столько разнообразных храмов, как в Индии

Эллора, храм Кайласанатха

Самым впечатляющим и потрясающим оказался храм Кайласанатха. Его возводили около 150 лет. Вернее, «возводили» в данном случае не очень подходящее слово, потому что он рос не вверх, а вниз. Его вырезали сверху. Это трудно себе представить — человек залезает на высокую базальтовую гору и сверху начинает отсекать все лишнее, что храмом не является.

Все его стены покрыты барельефами на сюжеты индийской мифологии. Площадь храма – около 2 тыс.кв.м, такое грандиозное монолитное каменное изваяние. Он располагается внутри горы, в огромном выдолбленном углублении. Очень рекомендую залезть наверх, чтобы посмотреть на это чудо оттуда, особенно на закате.

Пещеры Эллоры не имеют подсветки, как храмы Аджанты, а в глубине порой скрыты такие интересные скульптуры, что не помешает взять с собой фонарик.

Некоторые пещеры – небольшие, другие – огромные трехэтажные со множеством колонн.
Из полумрака на тебя смотрят живые древние статуи. Каждая стена и каждая колонна украшены резьбой по камню.
Ходишь-бродишь под впечатлением от одной пещеры к другой среди каменных богов и мифических существ.

Индуистские пещеры даже по ощущениям сильно отличаются от буддистских. Если
буддистские подавляют своими огромными размерами, аскетичностью, суровостью,
статичностью и бесстрастностью медитирующих будд и бодхисаттв, то в индуистских вовсю кипит жизнь: боги танцуют, любят, сражаются с демонами, играют свадьбы, всюду накал страстей и движуха.

Буддистские вихары (монастыри). Здесь монахи медитировали, совершали свои ритуалы, живя в маленьких кельях, расположенных по периметру храма.

Нам не хватило на Эллору одного дня, и на следующее утро мы приехали сюда снова. Этот второй день оказался еще более удивительным: мы попали наверх, туда, где нет туристов (все туристические тропы проходят внизу).
Наверху есть несколько душевных безлюдных пещер, куда приходят медитировать местные садху, и протекает небольшая речка, которая дальше внизу заканчивается водопадом.

Здесь наверху, в скалистых углублениях, она образует небольшие озерца, в которых можно даже поплавать! Какое же это наслаждение! Мы отрывались в прохладной чистой водичке, пока нас не выследил местный мальчонка и не привел ватагу своих друзей. Хорошо, что мы заметили их издалека. Пришлось выскакивать из воды и быстро одеваться за большим камнем.

А еще в Эллоре живут лангуры. Мы сидели в тенечке и наблюдали, как они большой толпой носились по зеленой траве. Их было много, они резвились и радовались жизни. А в сторонке под большим деревом сидели лангуровские бабушка с дедушкой и с невозмутимым спокойствием наблюдали, как резвится молодняк.

Лучшее время для посещения Эллоры и Аджанты – ноябрь – февраль.
И еще. Не повторяйте наших ошибок. Мы приехали на поезде в Джалгаон, оставили на жд вокзале вещи в камере хранения, смотались на автобусе в Аджанту, вернулись в Джалгаон за вещами, поехали в Аурангабад, заселились в отель и оттуда ездили в Эллору.
Все можно сделать намного проще.
Из Джалгаона прямо с вещами — в Аджанту. Там их можно оставить в приглянувшемся магазинчике. Побродить по пещерам. И из Аджанты — прямо в Эллору.

В этом ролике можно подробнее рассмотреть Эллору , ее храмы и монастыри.

Пещерные храмы в Эллоре (Ellora Caves)

Храмы Эллоры находятся в штате Махараштра и возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством.Его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Официальная наука считает, что Храмы Эллоры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Однако, независимые исследователи, учитывая характер постройки и высокотехнологичное оформление скальных пород, относят дату постройки к более древнему периоду, ориентировачно к 8 000 лет до н.э.

Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря, вырезанные в монолите одной из гор Чаранандри, являются настоящим воплощением достижений индийской пещерной архитектуры. Каждая пещера Эллоры уникальна и прекрасна, и в каждую вложена частица души индийского народа. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

Эти пещеры были созданы в качестве буддийских, индуистских и джайнистских храмов и монастырей, так называемых вихаров и матхов, в период с V по X века. Так 12 из 34 пещер являются буддийскими святилищами, 17 – индуистскими и 5 – джайнистскими.

Ранее считалось, что самой первой была построена буддийская часть Эллоры (пещеры 1-12) – в V-VII веках. Но более поздние исследования показали, что некоторые индуистские пещеры были созданы в более ранние времена. Так, эта часть, в большинстве, состоит из монастырских помещений – большие многоуровневые помещения, вырезанные в скале, некоторые из которых украшены изображениями и скульптурами Будды. Причем некоторые скульптуры вырезаны с таким мастерством, что их можно спутать с деревянными. Самой знаменитой буддийской пещерой считается 10-я пещера – Вишвакарма. В ее центре стоит статуя Будды высотой 4.5 метра.

Индуистская часть Эллоры создана в VI-VIII веках и выполнена в совершенно другом стиле. Все стены и потолки помещений этой части полностью покрыты барельефами и скульптурными композициями такой сложности, что порой над их проектированием и созданием трудились несколько поколений мастеров. Наиболее яркой является 16-я пещера, которая называется Каиласанатха или Каиласа. Она по своей красоте превосходит все остальные пещеры комплекса. Это скорее настоящий храм, вырезанный в монолитной скале.

Джанийстские пещеры создавались на протяжении IX-X веков. В их архитектуре воплотилась тяга этой религии к аскетизму и простоте. Они превосходят остальные помещения по размерам, но, несмотря на всю свою простоту, не уступают им в уникальности. Так в одной из этих пещер, Индра Сабха, на потолке вырезан изумительный цветок лотоса, а на верхнем уровне располагается статуя богини Амбика, сидящей верхом на льве среди манговых деревьев, увешанных плодами.

С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.


Тут явно был вырван большой кусок.


Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 - храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, - словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды - от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива - это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.







































Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» - это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги...

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.